Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Банкротство / Общие положения /

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 27.01.2006 г. N 142 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Закона Республики Узбекистан "О банкротстве"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО

ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

27.01.2006 г.

N 142



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУДАМИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ

В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразного подхода к применению Закона Республики Узбекистан "О банкротстве" (далее - Закон "О банкротстве", Закон) Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан на основании статьи 47 Закона Республики Узбекистан "О судах" постановляет дать следующие разъяснения.


1. Закон "О банкротстве" применяется в отношении всех юридических лиц (кроме государственных предприятий и некоммерческих организаций, за исключением юридических лиц, действующих в форме потребительского кооператива либо общественного фонда) и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, если денежные обязательства и обязанности по обязательным платежам вытекают из его предыдущей предпринимательской деятельности.

2. Заявления и ходатайства Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан, а также его территориальных органов (далее - государственный орган по делам о банкротстве), представленные по делам о банкротстве, должны быть рассмотрены в предусмотренные Законом самые короткие сроки.

Заявления государственного органа по делам о банкротстве, а также органа государственной налоговой службы и прокурора о возбуждении дела о банкротстве должника принимаются экономическими судами в производство без оплаты государственной пошлины. При удовлетворении заявления экономическим судом государственная пошлина взыскивается с должника. В случае отказа в удовлетворении заявления, поданного освобожденными от уплаты государственной пошлины государственными органами и иными лицами в интересах кредитора, государственная пошлина взыскивается с лица, в интересах которого подано заявление.

При непредставлении документов, подтверждающих уплату почтовых расходов в установленном порядке и размере, заявление и приложенные к нему документы возвращаются на основании пункта 5 части первой статьи 155 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее - ЭПК).

3. Должник вправе обратиться в экономический суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве, независимо от срока наступления денежных обязательств и (или) обязанности по обязательным платежам, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии удовлетворить денежные обязательства и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам в срок, установленный статьей 4 Закона.

4. К заявлению органа государственной налоговой службы и иного уполномоченного органа (уполномоченные органы, осуществляющие контроль за взысканием в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды налогов и других обязательных платежей) о возбуждении дела о банкротстве должника должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в соответствии с законодательством. К заявлению при наличии прилагаются: решение суда о взыскании задолженности, исполнительный документ (исполнительный лист, акцептованные должником платежные требования, исполнительная надпись нотариуса и иное) либо доказательства, подтверждающие признание должником требований кредитора.

Доказательством принятия мер к получению задолженности органом государственной налоговой службы или иного уполномоченного органа могут быть приложенные к заявлению инкассовые требования, выставленные на счет и не исполненные банком из-за отсутствия денежных средств должника.

В случае наличия имущества должника орган государственной налоговой службы обязан приложить к заявлению решение экономического суда об обращении взыскания налоговой задолженности на имущество должника и доказательство того, что в результате обращения взыскания на имущество налоговая задолженность осталась непогашенной.

5. В соответствии со статьей 9 Закона непредъявление руководителем должника, членами ликвидационной комиссии или ликвидатором заявления должника в экономический суд влечет субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии или ликвидатора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока, предусмотренного частью третьей статьи 8 Закона. Субсидиарная ответственность отмеченных лиц рассматривается судом по гражданским делам.

6. В соответствии со статьей 10 Закона с момента принятия к производству экономическим судом заявления о возбуждении дела о банкротстве должника кредиторы не вправе обращаться к должнику с целью удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.

В случае, если после возбуждения дела о банкротстве в экономический суд поступило исковое заявление от кредитора о взыскании задолженности, возникшей до подачи заявления о возбуждении дела о банкротстве должника, исковое заявление подлежит отказу в принятии в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 154 ЭПК.

Если указанные обстоятельства установлены после принятия искового заявления (заявления) к производству, то исковое заявление (заявление) подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 9 статьи 107 ЭПК.

7. Если Законом не предусмотрено иное, при принятии заявления о возбуждении дела о банкротстве должника, судье необходимо проверить наличие документов, подтверждающих задолженность должника - юридического лица в совокупности не менее трехсоткратного размера базовой расчетной величины, должника - градообразующего и приравненного к нему предприятия - не менее пятитысячекратного размера базовой расчетной величины, должника - индивидуального предпринимателя или физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя, - не менее двадцатикратного размера базовой расчетной величины, и не выполнение этих обязательств в течение трех месяцев, а градообразующим и приравненным к нему предприятием в течение шести месяцев со дня их наступления. В случае непредставления таких документов, заявление подлежит отказу в принятии на основании части пятой статьи 45 Закона и пункта 1 части первой статьи 154 ЭПК.

8. Во время подготовки дела о банкротстве к рассмотрению в судебном заседании, судья должен одновременно решить вопрос о введении процедуры наблюдения (статьи 48 и 62 Закона). О введении процедуры наблюдения указывается в определении экономического суда о принятии заявления к производству и возбуждении дела о банкротстве.

При подаче в экономический суд заявления о возбуждении дела о банкротстве должника - юридического лица, у которого имеется имущество, в нем указывается кандидатура временного управляющего. Если же в заявлении не указана кандидатура временного управляющего, то экономический суд истребует от заявителя или государственного органа по делам о банкротстве либо профессионального объединения судебных управляющих представления соответствующей кандидатуры. В этом случае вопрос о введении процедуры наблюдения и назначении временного управляющего решается в соответствии с частью второй статьи 48 Закона не позднее десяти дней со дня поступления заявления о возбуждении дела о банкротстве должника.

Процедура наблюдения применяется к должнику - юридическому лицу с момента принятия заявления о возбуждении дела о банкротстве должника до следующей процедуры, в целях обеспечения сохранности имущества и проведения анализа финансового состояния должника. Выполнение этих функций возлагается на временного управляющего.

Эти правила не применяются по делам о возбуждении дела о банкротстве индивидуального предпринимателя, физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя, и должника при упрощенной процедуре.

9. В соответствии со статьей 48 Закона при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству в порядке, предусмотренном ЭПК и с учетом особенностей, установленных Законом, судья осуществляет следующие действия:

принимает меры по обеспечению требований кредиторов по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве (статья 46 Закона);

решает вопрос о назначении экспертизы (статья 48 Закона);

рассматривает заявления и жалобы лиц, участвующих в деле о банкротстве (статья 59 Закона);

при наличии возражений со стороны должника (ходатайства временного управляющего) на требования кредиторов проводит судебное заседание в целях проверки обоснованности требований заявителя по отношению к должнику (статья 70 Закона).


10. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании экономического суда в срок, не превышающий одного месяца со дня вынесения определения о принятии заявления о возбуждении дела о банкротстве к производству.

В исключительных случаях, председателем экономического суда рассмотрение дела о банкротстве в соответствии со статьей 49 Закона может быть продлено на срок не более одного месяца.

11. В соответствии с частью первой статьи 18 Закона судебными управляющими могут быть назначены лица, имеющие высшее образование, со стажем работы не менее двух лет, а также прошедшие аттестацию в государственном органе по делам о банкротстве и имеющие аттестат установленного образца.

Государственный орган по делам о банкротстве ведет единый реестр судебных управляющих и представляет его копию в Верховный суд Республики Узбекистан.

При рассмотрении вопроса о назначении судебного управляющего, экономический суд должен истребовать аттестат установленного образца, и его копию приобщить к материалам дела.

12. Заинтересованные лица в отношении должника или кредиторов, лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость, индивидуальные предприниматели и физические лица, утратившие статус индивидуального предпринимателя, в отношении которых введена процедура банкротства, лица, ранее в ходе исполнения обязанностей судебного управляющего причинившие убытки должнику, кредиторам и не возместившие указанные убытки, лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица) не могут быть назначены судебными управляющими.

Экономический суд по указанным основаниям вправе отказать в назначении предложенного кандидата на должность судебного управляющего или освободить судебного управляющего от выполнения своих обязанностей.

Экономический суд должен отказать в назначении судебным управляющим кандидатуру лица, который являлся должностным лицом должника - юридического лица на дату возбуждения дела о банкротстве, в том числе и в случаях освобождения от занимаемой должности в течение одного года до момента возбуждения дела о банкротстве. В качестве должностного лица должника - юридического лица, следует понимать руководителя должника, лиц, входящих в состав наблюдательного совета, коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера (бухгалтера).

13. Основанием для освобождения судебного управляющего от исполнения обязанностей являются систематическое или однократное грубое нарушение законодательства, а также другие случаи, предусмотренные Законом.

Вопрос об освобождении судебного управляющего от исполнения обязанностей за их неисполнение или ненадлежащее исполнение разрешается в судебном заседании. Судебный управляющий и другие лица, участвующие в деле о банкротстве, извещаются о времени и месте судебного заседания экономическим судом. В данном судебном заседании одновременно могут быть рассмотрены вопросы назначения нового судебного управляющего, привлечения к административной и (или) материальной ответственности бывшего судебного управляющего, освобожденного от занимаемой должности, а при установлении в его действиях признаков преступления, сообщения об этом прокурору в порядке статьи 200 ЭПК.

Определение суда об освобождении судебного управляющего от исполнения своих обязанностей и назначении нового судебного управляющего подлежит немедленному исполнению. Подача жалобы (принесение протеста) не приостанавливает исполнение данного определения.


13.1. При выявлении признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или доведения до банкротства суды, кредиторы и другие стороны должны сообщать об этих фактах государственному органу по делам о банкротстве, а также правоохранительным органам.

13.2. Разъяснить судам, что лица, участвующие в деле о банкротстве, на любой стадии рассмотрения дел о банкротстве вправе обращаться с ходатайством о назначении экспертизы в целях установления признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или доведения до банкротства.

13.3. В соответствии с законодательством о банкротстве судебный управляющий обязан осуществлять действия и принимать меры по выявлению признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или преднамеренного банкротства и сообщать о них собранию кредиторов, экономическому суду, в государственный орган по делам о банкротстве, а также в правоохранительные органы.

Согласно пункту 9 Правил по выявлению признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 августа 2013 года N 224 (далее - Правила), определение признаков лжебанкротства производится судебным управляющим во всех случаях возбуждения экономическим судом дела о банкротстве по заявлению должника, и осуществляется в ходе процедуры наблюдения.

В связи с этим, судам, при возбуждении дела о банкротстве по заявлению должника и введении наблюдения, определением следует возлагать на временного управляющего обязанность по предоставлению в суд заключения о наличии либо отсутствии признаков лжебанкротства должника.

В соответствии с пунктом 21 Правил признаки сокрытия банкротства определяются судебным управляющим в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, а также в ходе процедур банкротства.

В связи с этим, судам, определением о введении наблюдения (за исключением возбуждения дела о банкротстве  по заявлению должника), определением о введении санации или внешнего управления, а также решением о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства следует возлагать на судебного управляющего обязанность по представлению заключения о наличии или отсутствии признаков сокрытия банкротства.

Поскольку в соответствии с пунктом 25 Правил определение признаков преднамеренного банкротства производится после признания экономическим судом должника банкротом и открытия ликвидационного производства, судам следует в решении о признания должника банкротом и открытии ликвидационного производства указывать о возложении обязанности на судебного управляющего по представлению заключения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного банкротства.

14. В случае причинения убытков кредиторам или имуществу должника вследствие неправомерных действий (бездействия) судебного управляющего, кредиторы и должник вправе обратиться с иском в суд общей юрисдикции.


15. Размер и порядок выплаты вознаграждения судебному управляющему устанавливается собранием кредиторов и утверждается определением или решением экономического суда.

При определении размера вознаграждения судебного управляющего должны быть учтены стоимость имущества должника, объем подлежащих выполнению им работ.

Решением собрания кредиторов судебному управляющему может быть установлено дополнительное вознаграждение, выплачиваемое по результатам его деятельности. Вознаграждение и дополнительное вознаграждение выплачиваются за счет имущества должника, если иное не предусмотрено соглашением с кредиторами.

16. При осуществлении процедуры банкротства, предъявляемые судебным управляющим исковые заявления и заявления, в соответствии с частью первой статьи 19 Закона, принимаются без предварительной оплаты государственной пошлины и почтовых расходов.

17. В соответствии с абзацами шестым и седьмым части первой статьи 25 Закона, государственный орган по делам о банкротстве осуществляет контроль за ходом процедур банкротства предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, и деятельностью судебных управляющих, обращается с заявлением в экономический суд об освобождении судебного управляющего от исполнения обязанностей при выявлении в его деятельности систематического или однократного грубого нарушения законодательства.

В соответствии с абзацами третьим, четвертым, пятым и шестым статьи 26 Закона территориальные управления государственного органа по делам о банкротстве обращаются в экономический суд по указанию государственного органа по делам о банкротстве с заявлением о возбуждении дела о банкротстве предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства и (или) задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам, а также осуществляют контроль за ходом процедур банкротства предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, ведут мониторинг процессов банкротства предприятий, осуществляют контроль за деятельностью судебных управляющих, обращаются с ходатайством в государственный орган по делам о банкротстве о необходимости освобождения в установленном порядке судебного управляющего от исполнения обязанностей.

18. Разъяснить судам, что публикация необходимых сведений, предусмотренных статьями 52 и 53 Закона, осуществляется в газетах "Биржа" и (или) "Солиқ инфо", являющихся официальными изданиями.

19. Для проведения первого собрания кредиторов размер денежных обязательств и обязательных платежей, внесенных в реестр требований кредиторов, определяется на дату принятия экономическим судом в производство заявления о возбуждении дела о банкротстве должника. В реестр требований кредиторов включаются кредиторы, обязательства должника, перед которыми возникли до принятия экономическим судом заявления о возбуждении дела о банкротстве должника, и срок исполнения которых наступил до введения соответствующей процедуры банкротства.

Кредиторы, обязательства должника перед которыми возникли после принятия экономическим судом заявления о возбуждении дела о банкротстве должника, в реестр требований кредиторов не включаются и обязательства должника перед ними выполняются вне очереди. При этом под обязательством следует понимать заключение сделки или наступление события, с заключением (наступлением) которого у должника возникла обязанность совершить определенные действия (например, передать вещь, выплатить денежные средства и другое).

В реестр требований кредиторов включаются требования, которые признаны должником и (или) судебным управляющим, либо подтвержденные вступившими в законную силу судебными актами (решение, постановление, приговор, определение, судебный приказ), а также установленные актами государственных органов.

Кроме основного долга, в реестр требований кредиторов включаются требования о взыскании неустойки (штраф, пеня), а также другие начисленные экономические (финансовые) санкции (проценты), подтвержденные вышеуказанными актами.

Размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до возбуждения дела о банкротстве, но срок исполнения которых наступил после принятия экономическим судом заявления о возбуждении дела о банкротстве должника, определяется на дату введения соответствующей процедуры банкротства (судебная санация или внешнее управление).

При признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства размер требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам во всех случаях определяется на дату открытия ликвидационного производства, независимо от срока наступления исполнения денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением требований, предусмотренных частью первой статьи 134 Закона.

При наличии у должника задолженности в иностранной валюте, для проведения первого собрания кредиторов размер требований кредиторов, включаемых в реестр требований кредиторов, определяется в соответствии с официальным курсом, установленным Центральным банком Республики Узбекистан на дату принятия экономическим судом заявления о возбуждении дела о банкротстве должника, а в последующих процедурах в порядке, предусмотренном Национальным стандартом бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ N 22) "Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте" (зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан 21 мая 2004 года за N 1364), если в договоре, заключенном между кредитором и должником, не предусмотрен иной порядок.

Денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия экономическим судом заявления о возбуждении дела о банкротстве должника, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, считаются текущими платежами.

20. Приостановление производства по делу о банкротстве допускается, если имеются основания, предусмотренные статьями 101 и 102 ЭПК.

Производство по делу о банкротстве приостанавливается также в случае возбуждения уголовного дела в отношении руководителя или учредителей (участников) либо собственника предприятия за действия (бездействие), приведшие к банкротству предприятия. Возобновление производства по делу о банкротстве в этом случае производится после вступления в законную силу судебного акта, принятого судом по возбужденному уголовному делу, или завершения следственных действий.

При приостановлении производства по делу о банкротстве, экономический суд не вправе принимать судебные акты, указанные в статье 50 Закона. При этом введенная экономическим судом процедура банкротства продолжает осуществляться. В этот период за судебным управляющим сохраняется право на получение вознаграждения за выполнение своих обязанностей.

21. Судебные акты по делам о банкротстве могут быть пересмотрены в соответствии с порядком, установленным ЭПК, с особенностями, предусмотренными Законом.

Определения, вынесенные экономическим судом в рамках дела о банкротстве, которые не предусмотрены ЭПК, могут быть обжалованы (опротестованы) лишь в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, за исключением определений, предусмотренных статьей 50, частью второй статьи 91 и частью четвертой статьи 124 Закона, которые обжалуются (протестуются) в порядке, предусмотренном ЭПК.

В частности, согласно статье 59 Закона определения экономического суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений, жалоб (ходатайств) и разногласий в деле о банкротстве, могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке и сроки, установленные Законом. Жалобы (протесты) на указанные определения экономического суда подаются в течение десяти дней с момента их вынесения.

Определение экономического суда о признании недействительным решения собрания кредиторов (часть пятая статьи 13 Закона) обжалуется (протестуется) в таком же порядке.

Определения о назначении (освобождении, замене) судебных управляющих обжалуются (протестуются) в порядке, предусмотренном Законом. Если санирующий управляющий или внешний управляющий назначен одновременно с введением процедуры судебной санации или внешнего управления, а ликвидационный управляющий - одновременно с признанием должника банкротом и открытии ликвидационного производства, и об их назначении указано в определении о введении судебной санации или внешнего управления либо в решении экономического суда о признании должника банкротом, в случае несогласия с кандидатурой назначенного судебного управляющего, лица, участвующие в деле о банкротстве, могут обжаловать, а прокурор опротестовать судебный акт в части назначения судебного управляющего в порядке, предусмотренном Законом.

22. В соответствии со статьей 50 Закона решения и определения экономического суда по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению. Однако данное обстоятельство не означает, что судебные акты вступают в законную силу с момента их принятия. Они могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке, предусмотренном ЭПК.

23. В соответствии со статьей 54 Закона решение экономического суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случае: неустановления признаков банкротства, то есть если требования к должнику в совокупности составляют менее размеров, установленных Законом; удовлетворения заявленных требований кредиторов до принятия экономическим судом решения по делу о банкротстве; установления лжебанкротства и в других случаях, предусмотренных Законом.

24. В соответствии со статьей 56 Закона определением экономического суда производство по делу о банкротстве прекращается в случаях восстановления платежеспособности должника в ходе судебной санации или внешнего управления, заключения мирового соглашения и утверждения его экономическим судом, отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований, удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства.

При принятии государственным органом по делам о банкротстве решения о целесообразности проведения досудебной санации в отношении предприятия, в уставном фонде которого имеется доля государства, и согласии кредиторов на проведение досудебной санации, экономический суд в силу части третьей статьи 61 Закона выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Если имеется решение экономического суда о признании должника банкротом либо должник ликвидирован и исключен из государственного реестра, производство по делу о банкротстве прекращается в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 110 ЭПК.

25. В случае удовлетворения всех включенных в реестр требований кредиторов в ходе ликвидационного производства и при наличии возможности продолжения должником своей хозяйственной деятельности экономический суд, по результатам рассмотрения представленного ликвидационным управляющим отчета, выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в котором указывается, что решение суда о признании должника банкротом не подлежит исполнению.

26. Требования судебного управляющего о признании недействительной сделки, заключенной должником, а также о применении последствий ее недействительности, рассматриваются в общем порядке, установленном ЭПК или Гражданским процессуальным кодексом Республики Узбекистан, вне рамок дела о банкротстве.

27. Согласно статье 59 Закона разногласия между судебным управляющим и представителем работников должника о размере и составе требований по оплате труда и выплате выходного пособия лицам, работающим по трудовому договору (за исключением случаев прекращения трудового договора), рассматриваются экономическим судом.

28. В соответствии с частью первой статьи 91 Закона внешнее управление вводится экономическим судом на основании ходатайства собрания кредиторов, заявления государственного органа по делам о банкротстве по предприятиям, в уставном фонде которых имеется доля государства, если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника.

Внешнее управление может вводиться на срок от двенадцати (не менее) до двадцати четырех месяцев. Совокупный срок судебной санации и внешнего управления не может превышать тридцати месяцев. Если в отношении должника не вводилась судебная санация, то общий срок внешнего управления не должен превышать двадцати четырех месяцев (исключение составляют градообразующие и приравненные к ним предприятия).

Срок, установленный для расчета с кредиторами в соответствии частью второй статьи 119 Закона, не входит в срок внешнего управления.

Сокращение или продление срока, установленного для внешнего управления, допускается в пределах сроков, предусмотренных частью третьей статьи 91 Закона, по ходатайству собрания кредиторов, решению государственного органа по делам о банкротстве или заявлению внешнего управляющего. Вопрос о сокращении или продлении срока внешнего управления рассматривается экономическим судом с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.

29. Согласно статье 93 Закона мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и (или) обязательные платежи, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления за исключением денежных обязательств и (или) обязательных платежей, возникших после введения в отношении должника наблюдения и (или) судебной санации.

На требования по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, мораторий не распространяется. Такие требования в период внешнего управления удовлетворяются с соблюдением очередности, установленной статьей 784 Гражданского кодекса Республики Узбекистан (часть пятая статьи 93 Закона).


30. Согласно статье 124 Закона срок ликвидационного производства не может превышать девяти месяцев. Исходя из этого, в решении экономического суда о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства, следует устанавливать конкретный срок представления ликвидационным управляющим отчета о результатах проведения ликвидационного производства.

При необходимости по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, либо по инициативе экономического суда этот срок может быть продлен определением экономического суда не более чем на три месяца при наличии оснований, предусмотренных в части третьей статьи 124 Закона.

31. Условия мирового соглашения, заключенного в соответствии с Законом, распространяются только на те требования, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

Кредиторы, требования которых не были включены в реестр требований кредиторов, вправе предъявить свои требования после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу о банкротстве, без учета условий мирового соглашения в общем порядке.

Судам следует иметь в виду, что правом голоса на собрании кредиторов при рассмотрении вопроса о заключении мирового соглашения обладают первая, вторая и третья группы кредиторов и решение считается принятым, если за него проголосовало большинство голосов от числа присутствующих на собрании кредиторов указанных групп.

32. Об утверждении мирового соглашения экономический суд выносит определение, в котором указывается о прекращении производства по делу о банкротстве.

Если в процедуре наблюдения полномочия органа управления должника - юридического лица определением экономического суда были прекращены и возложены на временного управляющего, то мировое соглашение от имени должника подписывается временным управляющим.

При заключении мирового соглашения в процессе ликвидационного производства, в определении экономического суда указывается, что решение о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства не подлежит исполнению.

Наличие задолженности по заработной плате является основанием для отказа в утверждении мирового соглашения экономическим судом.

В случае неисполнения условий мирового соглашения должником кредиторы вправе предъявить исковое заявление по подведомственности в суд общей юрисдикции или экономический суд. При этом объем требований кредиторов определяется условиями мирового соглашения.

33. Оказание финансовой поддержки должнику путем предоставления ему отсрочки, рассрочки и (или) скидки с долгов, причитающихся кредиторам, следует рассматривать, как предмет мирового соглашения, и не может рассматриваться как мера по восстановлению финансового положения должника в процессе другой процедуры банкротства (кроме оказания финансовой поддержки путем скидки с долгов).


34. При рассмотрении заявлений о возбуждении дела о банкротстве градообразующего и приравненного к нему предприятия экономическим судам следует руководствоваться Положением о порядке отнесения предприятий к числу градообразующих и приравненных к ним предприятий, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 апреля 2015 года N 107.

35. При принятии заявления о признании должника банкротом по упрощенной процедуре банкротства (ликвидируемого или отсутствующего должника) размер кредиторской задолженности не имеет значения.

При обращении в экономический суд с заявлением о признании должника банкротом, в соответствии с частью второй статьи 185 Закона, к заявлению должно быть приложено решение о ликвидации должника.

При подаче заявления о признании отсутствующего должника банкротом, в экономический суд должны быть представлены доказательства, подтверждающие отсутствие должника - индивидуального предпринимателя или физического лица, утратившие статус индивидуального предпринимателя, либо руководителя юридического лица, а также невозможность установления их местонахождения. Такими доказательствами могут быть: справка, выданная адресным бюро о выписке и выезде лица за пределы региона; акт, составленный при участии представителей органа самоуправления граждан, товарищества собственников жилья о не проживании лица по месту прописки; документы, подтверждающие смерть или нахождение лица в местах лишения свободы.

Под отсутствующим должником следует понимать не только факт отсутствия руководителя, но и отсутствие имущества хозяйствующего субъекта. Данное обстоятельство может быть подтверждено соответствующим актом по месту нахождения (почтовому адресу) должника, составленного при участии представителей органа самоуправления граждан, товарищества собственников жилья, собственника жилого или нежилого помещения и (или) судебного управляющего либо постановлением государственного исполнителя о возвращении исполнительного документа без исполнения в связи с отсутствием у должника имущества.

При подаче заявления о признании банкротом ликвидируемого юридического лица, кандидатура ликвидационного управляющего указывается заявителем.


36. В соответствии со статьей 185 Закона, если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации в связи с неосуществлением им финансово-хозяйственной деятельности и (или) несформированием своего уставного фонда в установленные законодательством сроки, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом. При обнаружении этих обстоятельств, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в экономический суд с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица банкротом или в орган государственной налоговой службы для принятия соответствующих мер, предусмотренных законодательством.

37. После завершения расчетов и полного погашения всех требований кредиторов должника - индивидуального предпринимателя или физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя, экономический суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.

В случае недостаточности имущества должника - индивидуального предпринимателя или физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя, для удовлетворения требований всех кредиторов государственный исполнитель возвращает исполнительный лист об обращении взыскания на имущество должника экономическому суду в соответствии с правилами, установленными статьями 37 и 39 Закона Республики Узбекистан "Об исполнении судебных актов и актов иных органов". После рассмотрения документов о возвращении исполнительного листа, экономический суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.

Если же в соответствии с частью второй статьи 181 Закона экономическим судом был назначен ликвидационный управляющий, то завершение ликвидационного производства производится по правилам, установленным статьями 142 и 144 Закона.

39. При рассмотрении дела о банкротстве отдельных категорий юридических лиц, индивидуального предпринимателя, физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя ликвидируемого юридического лица и отсутствующего должника, если иное не предусмотрено законодательством, применяются общие правила Закона.

40. В соответствии со статьей 125 Закона с момента принятия экономическим судом решения о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства исполнение исполнительных документов прекращается, исполнительные документы подлежат передаче судебными исполнителями ликвидационному управляющему в порядке, установленном законодательством. Исполнительные документы о взыскании судебных расходов экономическим судом направляются ликвидационному управляющему.

41. Отчет о результатах проведения процедуры ликвидационного производства, представленного ликвидационным управляющим, в соответствии со статьей 144 Закона экономическим судом рассматривается, в случае необходимости, в судебном заседании с соблюдением требований части первой статьи 168 ЭПК. Если отчет ликвидационного управляющего признан обоснованным, экономический суд выносит определение о завершении ликвидационного производства, а если отчет признан необоснованным, суд выносит определение об отказе в завершении ликвидационного производства. В этом случае, вопрос о завершении ликвидационного производства рассматривается после устранения недостатков и предоставления нового отчета.

42. В случае отмены решения экономического суда о признании должника - юридического лица банкротом и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, полномочия органа управления должника восстанавливаются. В этом случае ликвидационный управляющий, в течение трех дней с момента восстановления полномочия органа управления должника, обеспечивает передачу бухгалтерской и иной документации, печати и штампов, материальных и других ценностей.

43. Экономические суды, исходя из конкретных обстоятельств, должны рассматривать дела о банкротстве в выездных судебных заседаниях. При этом необходимо совместно с государственным органом по делам о банкротстве, органами государственной налоговой службы, прокуратуры, другими правоохранительными органами обратить особое внимание на вопросы выявления причин возникновения большой дебиторской кредиторской задолженности, приведшей предприятие к экономической несостоятельности и убыточной деятельности, и привлечения к ответственности виновных должностных лиц, допустивших бесхозяйственность, расточительство денежных средств, нецелевое их использование.

44. Признать утратившими силу постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 1 марта 1996 года N 55 "Об итогах изучения и обобщения судебной практики по делам о банкротстве, рассмотренным хозяйственными судами республики", от 16 июля 1999 года N 78 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Закона Республики Узбекистан "О банкротстве" (новой редакции)", от 20 февраля 2004 года N 112 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона Республики Узбекистан "О банкротстве".



Председатель

Высшего хозяйственного суда                                        А. Ишметов



Секретарь Пленума

Высшего хозяйственного суда, судья                           С. Шадиева
























Время: 0.0042
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск