ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Охрана окружающей природной среды / Экологический контроль /

Типовое положение о порядке осуществления общественного экологического контроля (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 08.10.2015 г. N 287)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 08.10.2015 г. N 287



ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке осуществления общественного

экологического контроля


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Типовое положение определяет порядок осуществления общественного экологического контроля, а также правовые основы деятельности субъектов общественного экологического контроля.


2. Общественный экологический контроль - система общественных мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, повышение эффективности природоохранной деятельности.


3. Общественный экологический контроль осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и законами Республики Узбекистан "Об общественном контроле", "Об охране природы", "Об охране здоровья граждан", "Об экологическом контроле", настоящим Типовым положением и другими актами законодательства.

4. Общественный экологический контроль осуществляется:

органами самоуправления граждан;

средствами массовой информации;

негосударственными некоммерческими организациями;

гражданами Республики Узбекистан (далее - граждане).

5. При осуществлении общественного экологического контроля должны быть обеспечены следующие принципы: законность, объективность, независимость, гласность, защита прав и законных интересов личности, общества и государства.


6. Основными задачами общественного экологического контроля являются:

предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

наблюдение за состоянием окружающей среды, выявление ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

определение соответствия экологическим требованиям намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности;

обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических и физических лиц, выполнения ими обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

участие в информировании государственных и иных организаций и граждан об изменениях в окружающей среде, использовании природных ресурсов и принимаемых соответствующих мерах;

повышение эффективности природоохранной деятельности и обеспечение участия органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в реализации государственных и иных экологических программ.


7. Объектами общественного экологического контроля являются:

земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух;

природные и техногенные источники воздействия на окружающую среду;

деятельность, действие или бездействие, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан.


8. В целях осуществления общественного экологического контроля органы самоуправления граждан и негосударственные некоммерческие организации могут формировать систему общественных экологических контролеров и координировать их деятельность.

9. Специально уполномоченные государственные органы в области экологического контроля, органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах взаимодействуют с органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и гражданами по вопросам общественного экологического контроля, и принимают своевременные меры по их обращениям в соответствии с законодательством.


10. Специально уполномоченные государственные органы в области экологического контроля, органы государственного и хозяйственного управления, владеющие информацией, необходимой для обеспечения экологической безопасности населения, населенных пунктов, обязаны в установленном законодательством порядке обеспечивать органам самоуправления граждан, негосударственным некоммерческим организациям и гражданам возможность своевременного и полного ознакомления с данной информацией на безвозмездной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


11. Экологическое движение Узбекистана в соответствии со своими уставными задачами также разрабатывает рекомендации, направленные на дальнейшую активизацию участия негосударственных некоммерческих организаций в осуществлении экологического контроля.



II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ОРГАНАМИ

САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН


12. Деятельность органов самоуправления граждан по общественному экологическому контролю осуществляется на соответствующей территории самоуправления граждан (поселков, кишлаков, аулов, а также махаллей городов, поселков, кишлаков и аулов).


13. Органами самоуправления граждан в решении вопросов местного значения, наряду с принципами, перечисленными в Законе Республики Узбекистан "Об общественном контроле", а также пункте 5 настоящего Типового положения, должны быть обеспечены демократизм, социальная справедливость, независимость, общественная взаимопомощь, учет местных обычаев и традиций.

14. Координация деятельности органов самоуправления граждан по общественному экологическому контролю осуществляется Министерством по поддержке махалли и старшего поколения Республики Узбекистан, Министерством по поддержке махалли и старшего поколения Республики Каракалпакстан, управлениями областей и города Ташкента по поддержке махалли и старшего поколения, районными (городскими) отделами по поддержке махалли и старшего поколения

15. Общее руководство деятельностью по общественному экологическому контролю осуществляется председателем схода граждан, а также председателем комиссии схода граждан по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению.

16. Деятельность комиссий сходов граждан по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению в области общественного экологического контроля осуществляется в соответствии с Типовым положением о комиссии схода граждан по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 7 октября 2013 г. N 274.

В целях осуществления деятельности по общественному экологическому контролю комиссия схода граждан по экологии и охране природы, благоустройству и озеленению вправе в установленном порядке привлекать представителей органов по экологии и охране окружающей среды, коммунальных служб, негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны окружающей среды, органов внутренних дел (инспекторы по профилактике), подразделений Союза молодежи Узбекистана, советников председателя и представителей других профильных комиссий схода граждан.

17. Органы самоуправления граждан:

участвуют в подготовке и принятии решений по вопросам обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также в разработке и реализации государственных и иных экологических программ;

осуществляют общественный экологический контроль на соответствующей территории;

осуществляют наблюдение за состоянием окружающей среды и ситуациями, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

участвуют в разработке нормативно-правовых актов в области экологического контроля;

вносят специально уполномоченным государственным органам, органам государственной власти на местах, органам государственного и хозяйственного управления, хозяйствующим субъектам предложения об участии своего компетентного представителя в качестве наблюдателя при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контроля;

информируют специально уполномоченные государственные органы, органы государственной власти на местах, органы государственного и хозяйственного управления, хозяйствующих субъектов о выявленном ими факте нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

вносят в соответствующие государственные органы предложения о принятии мер по выявленному факту нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

обращаются в соответствующие государственные органы и получают информацию о состоянии окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, принимаемых мерах по устранению выявленного факта нарушения законодательства в данной сфере;

проводят изучение общественного мнения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, общественную экологическую экспертизу;

заслушивают в пределах своей компетенции отчеты руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории и принимают решения по их результатам;

содействуют в охране окружающей среды, взаимодействуют с другими субъектами экологического контроля и средствами массовой информации по вопросам общественного экологического контроля, в том числе в формировании системы общественных экологических контролеров;

оказывают содействие в работе по повышению экологической культуры населения, развитию экологического образования и воспитания.

Органы самоуправления граждан могут осуществлять и иные полномочия в области экологического контроля в соответствии с законодательством.


18. Для повышения эффективности общественного экологического контроля органы самоуправления граждан содействуют проведению краткосрочных курсов для общественных экологических контролеров на базе консультативных центров, создаваемых на их территории.

Образовательные учреждения, расположенные на соответствующей территории, по запросу схода граждан могут предоставлять для проведения различных мероприятий в рамках работы по повышению экологической культуры населения, организации краткосрочных курсов для общественных экологических контролеров учебные помещения, свободные от учебного процесса.

19. Органы самоуправления граждан для осуществления экологического контроля могут на договорной основе привлекать специалистов и экспертов в соответствии с законодательством.


20. Для осуществления своих полномочий по общественному экологическому контролю органы самоуправления граждан могут использовать собственные средства и средства, полученные в виде благотворительных пожертвований юридических и физических лиц, а также средства иных источников, не запрещенных законодательством.



III. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ

НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ


22. Негосударственные некоммерческие организации имеют право:

участвовать в подготовке решений по вопросам обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также в разработке и реализации государственных и иных экологических программ;

осуществлять общественный экологический контроль;

участвовать в наблюдении за состоянием окружающей среды и ситуациями, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;

участвовать в разработке нормативно-правовых актов в области экологического контроля;

вносить специально уполномоченным государственным органам, органам государственной власти на местах, органам государственного и хозяйственного управления, хозяйствующим субъектам предложения об участии своего компетентного представителя в качестве наблюдателя при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контроля;

информировать специально уполномоченные государственные органы, органы государственной власти на местах, органы государственного и хозяйственного управления, хозяйствующих субъектов о выявленном ими факте нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

вносить в соответствующие государственные органы предложения о принятии мер по выявленному факту нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

обращаться в соответствующие государственные органы и получать информацию о состоянии окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, принимаемых мерах по устранению выявленного факта нарушения законодательства в данной сфере;

проводить изучение общественного мнения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, общественную экологическую экспертизу;

участвовать в заслушивании информации и отчетов руководителей соответствующих органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории;

взаимодействовать со специально уполномоченными государственными органами в области экологического контроля, органами государственного и хозяйственного управления, органами самоуправления граждан, гражданами и средствами массовой информации по вопросам общественного экологического контроля, в том числе в формировании системы общественных экологических контролеров;

оказывать содействие государственным органам и органам самоуправления граждан в работе по повышению экологической культуры населения, развитию экологического образования и воспитания;

осуществлять выборку и анализ публикаций в средствах массовой информации по вопросам охраны окружающей среды и здоровья населения, рационального использования природных ресурсов, реализации государственных природоохранных программ и осуществлять общественный контроль за принятием мер по следам данных публикаций;

в установленном законодательством порядке создавать общедоступные ресурсы во всемирной информационной сети Интернет, учреждать средства массовой информации, являться соучредителями средств массовой информации, осуществлять издательскую деятельность по вопросам общественного экологического контроля;

участвовать в освещении результатов общественного экологического контроля средствами массовой информации;

осуществлять в целях общественного экологического контроля фотосъемку, аудио- и видеозапись, публиковать и транслировать данные материалы при условии, если это не нарушает законодательство;

направлять обращения в надлежащие государственные органы по вопросам экологического контроля;

в установленном порядке участвовать в открытых заседаниях органов государственной власти и управления;

инициировать создание рабочих групп, комиссий и научно-технических советов по вопросам охраны окружающей среды и здоровья населения, рационального использования природных ресурсов, реализации государственных экологических программ, привлекать для участия в них специалистов и экспертов;

инициировать и проводить общественные слушания.

Негосударственные некоммерческие организации могут иметь другие права в соответствии с законодательством.


23. Для материально-финансового обеспечения деятельности по общественному экологическому контролю негосударственные некоммерческие организации вправе использовать средства, являющиеся источниками формирования имущества организации:

вступительные и членские взносы, если они предусмотрены уставом;

единовременные и регулярные поступления от учредителей, участников (членов);

добровольные имущественные взносы и благотворительные пожертвования;

доходы (прибыль), полученные от предпринимательской деятельности;

другие поступления, не запрещенные законодательством.

Негосударственные некоммерческие организации для осуществления деятельности по общественному экологическому контролю могут также получать поддержку государства в форме субсидий, социальных заказов и грантов, предоставляемых в установленном порядке.


24. Негосударственные некоммерческие организации обязаны:

соблюдать требования законодательства об экологическом контроле;

оказывать содействие другим субъектам экологического контроля в осуществлении экологического контроля;

не подменять функции других субъектов экологического контроля.

Негосударственные некоммерческие организации могут нести другие обязанности в соответствии с законодательством.



IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


25. Граждане вправе осуществлять общественный экологический контроль как непосредственно по месту их регистрации по месту постоянного проживания, так и по месту временного пребывания на территории республики.

26. Граждане имеют право:

участвовать в подготовке и принятии решений по вопросам обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также в разработке и реализации государственных и иных экологических программ;

осуществлять наблюдение за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

участвовать в разработке нормативно-правовых актов в области экологического контроля;

информировать специально уполномоченные государственные органы, органы государственной власти на местах, органы государственного и хозяйственного управления, хозяйствующих субъектов, органы самоуправления граждан о выявленном ими факте нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

обращаться в соответствующие государственные органы и получать информацию о состоянии окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, принимаемых мерах по устранению выявленного факта нарушения законодательства в данной сфере;

участвовать в проведении изучения общественного мнения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, общественной экологической экспертизы;

участвовать в заслушивании информации и отчетов руководителей соответствующих органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории.

Граждане могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.


27. Граждане обязаны:

соблюдать требования законодательства об экологическом контроле;

оказывать содействие другим субъектам экологического контроля в осуществлении экологического контроля.

Граждане могут нести другие обязанности в соответствии с законодательством.



V. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


28. Основными формами общественного экологического контроля являются:

наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализацией государственных и иных экологических программ;

участие в качестве наблюдателя при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контроля;

заслушивание информации и отчетов руководителей соответствующих органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории;

проведение общественной экологической экспертизы.

Общественный экологический контроль может осуществляться путем анализа и оценки состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также изучения общественного мнения.

При осуществлении общественного экологического контроля могут быть использованы и иные формы и методы в соответствии с законодательством.


29. Наблюдение осуществляется в целях определения (выявления), оценки, анализа и прогноза:

состояния источников воздействия на окружающую природную среду;

физических, химических и биологических процессов, явлений и факторов воздействия на окружающую природную среду;

состояния уровня загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, наземных экосистем и геологической среды;

состояния растительности и животного мира и процессов их деградации под воздействием хозяйственной и иной деятельности.

Наблюдение осуществляется органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и гражданами в соответствии с самостоятельно разрабатываемыми планами и программами доступными для них способами и средствами.


30. Представители органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций, а также граждане могут принимать участие в качестве наблюдателя при осуществлении следующих основных форм государственного экологического контроля:

проверка соблюдения государственными органами, юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации государственных и иных экологических программ;

мониторинг окружающей среды;

государственная экологическая экспертиза.


31. Выдвижение кандидатур наблюдателей органами самоуправления граждан осуществляется по представлению комиссий по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению.

Выдвижение кандидатур наблюдателей негосударственными некоммерческими организациями осуществляется по представлению руководящего исполнительного органа соответствующей организации.

Граждане могут принимать участие в качестве наблюдателя при осуществлении государственного экологического контроля как путем самовыдвижения, так и по представлению органа самоуправления граждан (по месту постоянного проживания или временного пребывания) или негосударственной некоммерческой организации, участниками (членами) или активистами которой являются.

32. Участие представителей органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций, а также граждан в качестве наблюдателей в государственном экологическом контроле осуществляется по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области экологического контроля.


33. Участие представителей органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в качестве наблюдателей в ведомственном и производственном экологическом контроле осуществляется по согласованию с соответствующими ведомствами и организациями.

Участие представителей органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в качестве наблюдателей при осуществлении ведомственного и производственного экологического контроля допускается только в присутствии представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Запрещается проводить обход (осмотр) производственных участков (цехов, отделов) без уведомления администрации организаций и сопровождающего лица.


34. Органы самоуправления граждан заслушивают (в пределах их компетенции) отчеты руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории.

Негосударственные некоммерческие организации и граждане могут заслушивать информацию и отчеты ответственных лиц специально уполномоченных государственных органов в области экологического контроля, органов государственной власти и управления, руководителей предприятий, учреждений и организаций при проведении общественных слушаний, конференций, "круглых столов" и других мероприятий.


35. Общественная экологическая экспертиза может осуществляться по инициативе негосударственных некоммерческих организаций и граждан в любой сфере деятельности, которая нуждается в экологическом обосновании. Запрещается препятствовать осуществлению общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может осуществляться независимо от проведения государственной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы имеет рекомендательный характер.



VI. ОФОРМЛЕНИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

РЕЗУЛЬТАТОВ   ОБЩЕСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


36. Результаты общественного экологического контроля могут быть оформлены путем составления в установленном порядке справки или информации, а также другими способами в соответствии с законодательством.

Информация или справка по результатам общественного экологического контроля:

утверждается председателем соответствующего схода граждан или руководителем негосударственной некоммерческой организации при осуществлении экологического контроля их представителями;

удостоверяется гражданином при осуществлении экологического контроля путем самовыдвижения.

Информация или справка по результатам общественного экологического контроля направляется органами самоуправления граждан и негосударственными некоммерческими организациями в специально уполномоченные государственные органы в области экологического контроля, другие государственные органы, а также руководителям организаций для рассмотрения в установленном порядке.


37. Формами реализации результатов общественного экологического контроля являются:

информирование специально уполномоченных государственных органов, органов государственной власти на местах и граждан о результатах общественного экологического контроля;

внесение предложений в соответствующие государственные органы для принятия мер по выявленному факту нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Результаты общественного экологического контроля могут быть реализованы и в иных формах в соответствии с законодательством.


38. Информирование специально уполномоченных государственных органов, органов государственной власти на местах о результатах общественного экологического контроля может иметь форму устных, письменных и электронных обращений (заявлений, предложений или жалоб), подаваемых в установленном порядке.

К обращениям могут прилагаться имеющиеся у органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций или граждан решения (или их копии), ранее принятые по существу данных обращений, а также другие документы, необходимые для их рассмотрения, в том числе фото, аудио и видеоматериалы.

Обращения органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан по вопросам общественного экологического контроля рассматриваются в соответствии с законодательством.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

19 октября 2015 г., N 41, ст. 526


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2015 г., N 10, ст. 91










Время: 0.1609
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск