ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Налоги. Обязательные платежи / Утратившие силу акты налогового законодательства с 1998 по 2007 гг. / Иные вопросы /Положение о Главном оперативном управлении по борьбе с правонарушениями в налоговой сфере Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (Приложение N 2 к постановлению КМ от 05.05.2000 г. N 180)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению КМ РУз
от 05.05.2000 г. N 180
ПОЛОЖЕНИЕ
о Главном оперативном управлении
по борьбе с правонарушениями в налоговой сфере
Государственного налогового комитета
Республики Узбекистан
1.1. Настоящее Положение определяет задачи, функции, права и ответственность Главного оперативного управления по борьбе с правонарушениями в налоговой сфере Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (далее - Главное управление).
1.2. Главное управление является структурным подразделением центрального аппарата Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, образованным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 марта 2000 года N 87 ”О совершенствовании организации деятельности органов государственной налоговой службы”.
1.3. Главное управление и его территориальные управления находятся в подчинении заместителя Председателя ГНК Республики Узбекистан. Структура и штатная численность Главного управления утверждаются Председателем ГНК в установленном порядке.
1.4. Главное оперативное управление по борьбе с правонарушениями в налоговой сфере руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, иными решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими актами законодательства и настоящим Положением.
1.5. Назначение, перемещение и освобождение работников Главного управления осуществляется Председателем ГНК в установленном порядке.
2.1. Основными задачами Главного управления являются:
содействие устойчивой и бесперебойной работе хозяйствующих субъектов, развитию экономики в целом, перевыполнению прогнозов поступления доходов в бюджет;
осуществление комплекса мероприятий, направленных на обеспечение полноты и своевременности поступления налоговых платежей в бюджет;
осуществление мер по расширению базы налогообложения, повышение собираемости налогов путем проведения комплексных мероприятий по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений в налоговой сфере;
совершенствование механизма полноты охвата и учета налогоплательщиков;
разработка дополнительных комплексных мер по профилактике уклонения от уплаты налогов;
разработка мер по повышению ответственности налогоплательщиков за своевременность и полноту уплаты причитающихся налогов, других обязательных платежей в бюджет и формированию общественного сознания о неотвратимости наказания за уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей.
3.1. Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
а) по оперативно-розыскной работе:
осуществляет меры по расширению базы налогообложения, повышению собираемости налогов путем проведения комплексных мероприятий по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений в налоговой сфере;
организует и осуществляет применение предусмотренных законодательством мер, направленных на обеспечение взыскания просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджет;
осуществляет меры по повышению эффективности работы, связанной с обращением взимаемой недоимки по платежам в бюджет на имущество налогоплательщиков-должников по решениям хозяйственных судов;
организует и осуществляет, в целях предотвращения уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений хозяйствующими субъектами, имеющими наличный оборот, установленного законодательством порядка обращения наличных денежных средств;
проводит в установленном законом порядке оперативно-розыскные мероприятия через осуществление опроса граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, анализ и исследование предметов и документов, наблюдение, обследование помещении, здании, сооружений, участков местности, транспортных средств и т.д.;
осуществляет розыск налогоплательщиков, уклоняющихся от представления в налоговые органы отчетов, налоговых деклараций и расчетов, при невозможности установления их местонахождения;
организует и осуществляет в установленном законодательством порядке выявление, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с производством и оборотом подакцизных товаров и акцизных марок;
организует и осуществляет изучение и выявление механизмов сокрытия объемов производства и, соответственно, дохода, занижения объемов реализованной продукции, товаров, услуг;
обеспечивает ведение контроля за учетом, оценкой и реализацией конфискованного, бесхозяйного имущества, а также имущества, перешедшего по праву наследования государству или органам самоуправления граждан;
организует и осуществляет изучение и выявление механизмов реализации неучтенной (не имеющей подтверждающих документов) продукции (товаров) юридическими лицами;
организует и осуществляет выявление механизмов уклонения от постановки на учет в налоговых инспекциях юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
организует и осуществляет шифровальные работы, обеспечивает защиту информации в информационных системах налоговых органов;
обеспечивает свои оперативные подразделения и их сотрудников оперативной, шифрованной радиосвязью и другими специальными средствами в соответствии с действующим законодательством;
устанавливает порядок документооборота в данном управлении и в его подразделениях, организует и осуществляет хранение оперативных и архивных материалов, а также разрабатывает перечень дел оперативного учета и определяет порядок их ведения;
привлекает квалифицированных специалистов к сотрудничеству для проведения экспертизы, выявления фактов, форм и методов совершения налоговых правонарушений и преступлений в области налогового законодательства;
ведет в пределах своей компетенции производство об административных правонарушениях;
осуществляет дознание, возбуждает уголовные дела и передает их по подследственности в правоохранительные органы в соответствии с законодательством;
организует и обеспечивает строгое соблюдение установленного порядка передачи налоговыми управлениями материалов о нарушениях налогового законодательства в крупных и особо крупных размерах органам дознания Главного управления. На основе единообразного подхода к оценке налогового правонарушения органы дознания Главного управления определяют наличие необходимой доказательной базы в материалах документальных проверок соблюдения налогового законодательства для принятия по ним решении о возбуждении уголовных дел;
организует и обеспечивает своевременное и качественное рассмотрение передаваемых налоговыми управлениями материалов документальных и надзорных проверок, в которых установлены фаты сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах;
предупреждает и пресекает совершение налоговых преступлений;
собирает и сохраняет доказательства;
задерживает подозреваемых в совершении налоговых преступлении и в установленном порядке передает их следственным органам;
в) по аналитической и методологической работе:
осуществляет сбор, анализ и оценку фактов нарушений налогового законодательства и вносит в соответствующие органы предложения об устранении причин и условий, способствующих налоговым правонарушениям;
ведет методическую и методологическую работу по совершенствованию деятельности Главного управления;
организует и осуществляет обучение сотрудников в целях повышения их деловых качеств, профессионального мастерства и способности применять и практической деятельности достижения новой технологии.
4.1. Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами и выполняемыми функциями имеет право:
принимать участие во всех проводимых органами государственной налоговой службы мероприятиях в установленном порядке;
иметь доступ к любой документации в системе органов государственной налоговой службы;
проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов;
осуществлять дознание но делам о преступлениях в налоговой сфере;
иметь доступ к средствам телекоммуникаций и компьютерным технологиям органов государственной налоговой службы;
использовать локальные информационные сети ГНК и создавать собственные базы данных;
иметь в установленном порядке доступ к документам налогоплательщиков, связанным с искажением учета и отчетности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;
изымать в необходимых случаях в установленном законом порядке документы у налогоплательщиков для передачи материалов проверок и ревизий и правоохранительные органы;
вносить на рассмотрение Председателя ГНК и Коллегии вопросы, касающиеся как всей системы налоговых органов, так и отдельных структурных подразделений, территориальных органов;
осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах установленных законодательством полномочий;
беспрепятственно входить в порядке, установленном законодательством, в помещения (кроме жилых помещений), занимаемые юридическими и физическими лицами, используемые ими для занятия предпринимательской деятельностью. При проверке обоснованности исчисления размеров налогообложения производить с участием собственника осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений, мест хранения документов, денежных средств и товарно-материальных ценностей;
налагать административный арест в установленном законом порядке на имущество юридических и физических лиц и в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей и бюджет в установленные сроки осуществлять передачу данного имущества для последующей реализации;
обобщать материалы, относящиеся к компетенции Главного управления, и вносить руководству ГНК предложения по дальнейшему улучшению деятельности соответствующих налоговых органов.
4.2. Не допускается осуществление Главным управлением оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Положением.
4.3. Сведения об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, используемых или использованных в этих целях средствах, источниках и методах, а также другие вопросы, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, являются секретными и могут быть рассекречены только в порядке, установленном законодательством.
4.4. Сотрудникам Главного управления и его территориальных подразделений предоставляются и другие права, установленные Законом Республики Узбекистан ”О государственной налоговой службе”.
V. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
5.1. Главное управление взаимодействует с правоохранительными органами по следующим направлениям:
разрабатывает и реализует совместно с правоохранительными органами долгосрочные и текущие программы борьбы с налоговыми правонарушениями;
оказывает содействие органам прокуратуры, внутренних дел, службы национальной безопасности и другим заинтересованным государственным органам в выявлении и пресечении организованной, экономической преступности и коррупции, а также иных экономических правонарушений;
исполняет, в пределах своей компетенции, определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывает содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
осуществляет во взаимодействии с правоохранительными органами розыск лиц, совершивших налоговые правонарушения, и принимает меры по обеспечению возмещения в установленном законодательством порядке нанесенного государству ущерба;
подвергает приводу совместно с правоохранительными органами в случаях и в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан и Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову в налоговые органы.
5.2. При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о нанесении или возможности нанесения ущерба государственному бюджету в размерах, представляющих угрозу экономической безопасности страны, Главное управление во взаимодействии с органами МВД и СНБ, в установленном законом порядке, применяют специальные средства для сбора необходимой информации с целью формирования доказательной базы.
5.3. Главное управление взаимодействует с органами МВД и СНБ по вопросам розыска граждан иностранных государств, уклонившихся от уплаты налогов либо совершивших иные налоговые правонарушения на территории Республики Узбекистан.
5.4. При проведении оперативно-розыскных мероприятий, в случае угрозы жизни и здоровью штатных работников Главного управления, органы внутренних дел осуществляют необходимые меры, обеспечивающие безопасность указанных работников и членов их семей.
6.1. Сотрудники Главного управления и его территориальных подразделений в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан, несут ответственность за:
неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей;
несоблюдение требований настоящего Положения и иных актов законодательства Республики Узбекистан;
причинение материального и морального ущерба физическим и юридическим лицам в силу своих неправомерных действий (бездействия);
снижение объемов производства и уменьшение базы налогообложения у хозяйствующих субъектов в силу своих неправомерных действий (бездействий);
принятие решений, не соответствующих нормам законодательства Республики Узбекистан;
иные правонарушения.
6.2. Работники Главного управления и его территориальных подразделений несут в соответствии с законодательством ответственность за злоупотребление количеством осуществляемых проверок, приводящих к длительным перерывам и нестабильности деятельности хозяйствующих субъектов.
6.3. Превышение работниками Главного управления своих служебных полномочий, а также неисполнение возложенных на них функциональных обязанностей влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
6.4. Лицо, полагающее, что действия сотрудников Главного управления, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или в суд.
6.5. При нарушении сотрудником Главного управления, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц, вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Республики Узбекистан обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
6.6. Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся два года, а затем уничтожаются.
VII. МЕРЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
7.1. Сотрудники Главного управления и его территориальных подразделений материально стимулируются не по количеству проведенных проверок и ревизий, числу выявленных нарушений налогового законодательства, а, в первую очередь, за создание четкой системы, обеспечивающей своевременность и полноту поступлений налогов и платежей в бюджет.
7.2. Заработная плата должностных лиц Главного управления состоит из должностного оклада, надбавок за специальные звания, выслугу лет, других доплат и выплачивается в порядке, установленном законодательством.
7.3. Должностным лицам Главного оперативного управления по борьбе с правонарушениями в налоговой сфере и его территориальных управлении устанавливаются специальные надбавки за счет республиканского бюджета в размере 20 процентов от их должностного оклада.
7.4. Сотрудники Главного управления премируются при условии перевыполнения органами государственной налоговой службы установленных заданий по поступлениям платежей в бюджет, которое достигнуто благодаря эффективным действиям сотрудников этого управления.
7.5. Выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц начальствующего состава органов внутренних дел и работников правоохранительных органов, имеющих звания и классные чины, засчитывается в выслугу лет в Главном управлении.
7.6. За сотрудниками Главного управления из числа военнослужащих, лиц начальствующего состава органов внутренних дел и работников правоохранительных органов, имеющими звания и классные чины, перешедшими на работу в указанное управление, сохраняются льготы по пенсионному обеспечению.
VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
8.1. В состав Главного управление входят:
Специальное управление по оперативно-розыскной работе;
Управление дознания;
Отдел анализа и статистики правонарушений.
8.2. Территориальные управления Главного оперативного управления по борьбе с правонарушениями в налоговой сфере непосредственно подчиняются Главному оперативному управлению.
8.3. Начальник Главного оперативного управления по борьбе с правонарушениями в налоговой сфере назначается и освобождается от должности приказом Председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан по представлению первого заместителя Председателя ГНК.
8.4. Главное оперативное управление по борьбе с правонарушениями и налоговой сфере строит свою работу на основе годовых и текущих планов работ, утверждаемых руководством ГНК. По итогам работы за квартал, полугодие и год Главное управление составляет аналитический и статистический отчет о проделанной работе и обобщенный материал, которые представляются руководству ГНК.
8.5. Подразделения Главного управления при выполнении служебных обязанностей обеспечиваются средствами специальной техники и самозащиты.
8.6 Сотрудником Главного управления является лицо, занимающее соответствующую должность, которому в установленном порядке присвоено специальное звание. Перечень специальных званий и порядок их присвоения определяются Положением о прохождении службы и государственных налоговых органах Республики Узбекистан.
8.7. Военнослужащие и лица начальствующего состава органов внутренних дел, службы национальной безопасности, таможенных органов, из числа прикомандированных к подразделениям Главного управления, изъявившие желание продолжать службу в этом управлении, увольняются с прежнего места службы. Этим лицам присваиваются специальные звания должностных лиц органов налоговой службы, приравниваемые к соответствующим специальным званиям вышеуказанных органов.
8.8. При возвращении на военную службу или службу в органы внутренних дел стаж службы и звание в данном Управлении и в его подразделениях засчитываются в стаж военной службы пли службы в органах внутренних дел.
8.9. При необходимости сотрудники Главного управления могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного рабочего времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни.
8.10. При принятии на службу и прохождении службы в Главном управлении кроме общих требований Трудового кодекса Республики Узбекистан на сотрудников распространяются и другие специальные требования, которые определяются внутренними специальными служебными инструкциями.
8.11. Сотрудникам Главного управления запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, преподавательской и творческой деятельности.