Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда / Утратившие силу документы, документы прошлых лет /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 13.11.2015 г. N 16/287 "О некоторых вопросах применения судами норм процессуального законодательства, связанных с подведомственностью дел"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ПЛЕНУМА

ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

13.11.2015 г.

N 16/287



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ

СУДАМИ НОРМ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННЫХ

С ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬЮ ДЕЛ


В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Узбекистан каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.

Любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

На основании установленных норм Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее по тексту ГПК) и Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее по тексту ХПК) дела в зависимости от подведомственности рассматриваются судами по гражданским делам или хозяйственными судами.

В связи с внесением на основании Закона Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития", принятого 20 августа 2015 года, изменений и дополнений в действующие законы, ГПК и ХПК, в частности дополнением ХПК отдельной главой 20-4 о производстве по корпоративным спорам, в целях разъяснения возникающих вопросов о подведомственности дел судам, правильного разрешения обращений, обеспечения надёжной защиты частной собственности, прав субъектов предпринимательства, на основании статей 17 и 47 Закона Республики Узбекистан "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан и Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов на строгое соблюдение требований процессуального законодательства о подведомственности дел при принятии в производство суда заявлений (исковых заявлений, жалоб) физических и юридических лиц, подаваемых по вопросам защиты частной собственности, нарушенных прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательства, возбуждении дела и подготовке дела к судебному разбирательству.


2. Указать судам на необходимость законного и окончательного разрешения вопроса о подведомственности дела соответствующему суду при принятии к производству заявлений, жалоб и исковых заявлений, соблюдая требования статьи 31 ГПК, статьи 23 ХПК и разъяснения настоящего постановления Пленума.


3. Гражданское дело возбуждается в судах общей юрисдикции по заявлению лица, обратившегося за защитой своего права или охраняемого законом интереса, по заявлению прокурора, органов государственного управления, организаций и отдельных граждан в случаях, когда по закону они вправе обращаться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов других лиц, а в хозяйственных судах хозяйственное дело по заявлениям заинтересованных лиц, прокурора, государственных и иных органов в случаях, когда по закону они имеют право на обращение в хозяйственный суд в защиту государственных и общественных интересов.


4. Обратить внимание судов на то, что судам общей юрисдикции подведомственны дела по спорам, если хотя бы одной из сторон является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению Хозяйственного суда или иных органов, дела особого производства, перечисленные в статье 279 настоящего Кодекса; другие дела, отнесенные законом к их компетенции;

хозяйственным судам подведомственны дела по спорам, возникающим в экономической сфере из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами (далее - организации), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане), об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в экономической сфере, о банкротстве организаций и граждан, по корпоративным спорам, за исключением трудовых споров, по спорам с участием граждан, утративших статус индивидуального предпринимателя, если соответствующие требования вытекают из их предыдущей предпринимательской деятельности.

Рассматриваются судами общей юрисдикции связанные между собой требования, из которых одни подведомственны хозяйственному суду, а другие - суду общей юрисдикции;

хозяйственными судами дела по корпоративным спорам, независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, организации или физические лица.

Споры, возникающие в связи с разделом наследуемого имущества или общего имущества супругов, независимо от того, является ли сторона юридическим или физическим лицом, подведомственны судам общей юрисдикции.


5. Поскольку указанный перечень корпоративных споров в статье 155-19 ХПК не является исчерпывающим, другие корпоративные споры, отнесенные законодательством к компетенции хозяйственных судов, также подведомственны хозяйственному суду.


6. Указанные в статье 42 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" и в части первой статьи 155-13 ХПК дела, о прекращении предпринимательской деятельности;

прекращении и (или) перепрофилировании деятельности объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду, ограничении, приостановлении и запрещении деятельности, за исключением случаев ограничения, приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения;

приостановлении операций по счетам в банках, за исключением случаев, предусмотренных законом;

применении финансовых санкций, за исключением начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также случаев признания организацией или гражданином вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты сумм финансовых санкций;

приостановлении на срок более десяти рабочих дней или прекращение действия и аннулирование лицензий (разрешений) на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности за исключением лицензий (разрешений), выдаваемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан также подведомственны Хозяйственному суду.


7. Каждому в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений. В соответствии с частью первой статьи 12 ГК акт государственного органа или органа самоуправления граждан, не соответствующий законодательству и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с пунктом 9 статьи 24 ХПК споры о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов и органов самоуправления граждан, незаконными действий (бездействия) должностных лиц, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан подведомственны хозяйственному суду, в соответствии с третьим подразделом ГПК дела по жалобам на действия (решения) государственных и иных органов, а также должностных лиц, по жалобам на отказ или неправильное совершение действия нотариусом или органом записи актов гражданского состояния, а также по заявлению прокурора о признании правового акта незаконным подведомственны судам общей юрисдикции.

Учитывая это, заявление (жалоба) об отмене действий (решений) государственных и иных органов, а также должностных лиц рассмотрению в суде не подлежит, за исключением предусмотренных законом случаев, и в принятии таких заявлений на основании пункта первого статьи 117 ХПК, пункта первого статьи 152 ГПК необходимо отказать. Если вышеназванные обстоятельства будут установлены после принятия к производству заявления (жалобы), на основании пункта 1 статьи 86 ХПК и пункта 1 статьи 100 ГПК производство по делу подлежит прекращению.

Разъяснить судам, что если заявление (заявления) о признании недействительными решений хокима о выделении земельного участка гражданину для организации фермерского хозяйства, а также о выделении фермерскому хозяйству дополнительного земельного участка подано фермерским хозяйством, то оно (они) подлежит рассмотрению хозяйственным судом, а в случае подачи гражданином - судом общей юрисдикции.

8. Исходя из того, что третейские суды разрешают споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, а также хозяйственные споры между юридическими лицами, субъектами предпринимательства, обратить внимание судов на необходимость разрешения вопроса подведомственности дел, связанных с решением третейских судов, в зависимости от категории спора, рассмотренного в третейском суде.


9. Споры, вытекающие из трудовых отношений подведомственны судам общей юрисдикции.

При этом необходимо обратить внимание, что в соответствии со статьей 276 ТК трудовые споры отдельных категорий государственных служащих по вопросам прекращения трудового договора, перевода на другую работу, возмещения вреда, связанного с необоснованным переводом или прекращением трудовых отношений, и наложения дисциплинарных взысканий рассматриваются в порядке, установленном законом.

Под трудовыми спорами отдельных категорий государственных служащих следует понимать трудовые взаимоотношения, регулируемые между работодателем и работником специальным положением либо отдельными правилами установленными Законом (например, министерство обороны, служба национальной безопасности, министерство внутренних дел, а также, учреждения исполнения наказания, министерство по чрезвычайным ситуациям, таможенный комитет, прокуратура и другие государственные учреждения).

Учитывая, что в соответствии со статьей 1 Закона Республики Узбекистан "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов самоуправления граждан или должностных лиц нарушены его права и свободы, заинтересованное лицо государственного служащего отдельной категории, с которыми был прекращен трудовой договор, после получения письменного отказа от должностного лица, полученного в порядке вышестоящей подчиненности, вправе обратиться с жалобой о восстановлении нарушенных прав и свободы. Эти жалобы рассматриваются судами общей юрисдикции, по основаниям предусмотренными статьей 269 ГПК Республики Узбекистан.


10. Обратить внимание судов, что гражданские дела по искам военнослужащих к командованию воинских частей, соединений и объединений, органов военного управления и жалобы на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы военнослужащих подсудны военному суду.

Довести до сведения судов, что дела по искам бывших военнослужащих к учреждениям входящих в состав министерство обороны о восстановлении на работе и другим искам, рассматриваемых в порядке искового производства подведомственны судам общей юрисдикции.


11. Обратить внимание судов, что при разрешении вопросов о подведомственности споров, возникших из отношений, связанных с исполнительным производством, необходимо всегда выяснять каким судом был выдан исполнительный документ.

Согласно статье 38 Закона Республики Узбекистан "Об исполнении судебных актов и актов иных органов" приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного хозяйственным судом, производится тем же хозяйственным судом или хозяйственным судом по месту нахождения судебного исполнителя.

Приостановление и прекращение исполнительного производства также производятся хозяйственным судом в случае:

исполнения исполнительных надписей, если взыскателем и должником являются юридические лица или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

исполнения постановлений судебного исполнителя о взыскании исполнительского сбора и расходов по исполнению, если должником является юридическое лицо или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

По исполнительным документам, не предусмотренным в части первой настоящей статьи Закона, приостановление и прекращение исполнительного производства осуществляются судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного исполнителя.

Вопрос подведомственности жалоб на действия судебного исполнителя также решается с соблюдением требований вышеуказанных норм Закона, а также статьи 31 ГПК и статьи 23 ХПК Республики Узбекистан.

Если исполнительные листы, выданные хозяйственным судом и судом общей юрисдикции, объединены в одно исполнительное производство, то действия судебного исполнителя, связанные с исполнением данных исполнительных листов, могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции по месту исполнения.


12. Вопрос о подведомственности судам рассмотрения заявлений и жалоб на постановления и действия Главного судебного исполнителя Республики Узбекистан, его заместителей, а также судебных исполнителей, принятых при осуществлении ими полномочий, предусмотренных статьями 83-1 и 84 Закона, должен решаться судами, исходя из требований пунктов 7, 10 настоящего постановления.


13. Председателям судов необходимо путем соответствующего реагирования на каждое допущенное нарушение закона по вопросам подведомственности, обеспечить формирование единой судебной практики по применению процессуального законодательства о подведомственности обращений.



Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан                                                      Ш. Газиев



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                        Д. Камилов



Председатель

Высшего хозяйственного суда

Республики Узбекистан                                                      К. Камилов


Секретарь Пленума,

судья Высшего хозяйственного суда                                К. Давлетова




























Время: 0.1764
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск