ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2015 год /

Собрание законодательства РУз N 52

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 52



Постановлением Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2016 год" (от 22.12.2015 г. N ПП-2455) утверждены ставки налогов и обязательных платежей на 2016 год.


Увеличена базовая ставка налога на имущество юридических лиц. С 1 января 2016 года она составляет 5% (в 2015 году - 4%) (приложение N 18 к Постановлению N ПП-2455).

Однако с 1 января 2014 года действует льгота, предусмотренная пунктом 16 статьи 269 Налогового кодекса: налогооблагаемая база по налогу на имущество юрлиц уменьшается на среднегодовую остаточную стоимость машин и оборудования, срок эксплуатации которых не превышает 10 лет. Поэтому увеличение ставки связано в первую очередь со стимулированием обновления и модернизации технической базы предприятий путем применения льготы по новому оборудованию. Оно в большей мере скажется на предприятиях, эксплуатирующих машины и оборудование более 10 лет.


Пример. Среднегодовая остаточная стоимость основных средств предприятия (рассчитывается как 1/12 часть от суммы остаточных стоимостей ОС на последнее число каждого месяца налогового периода) - 15 750 тыс. сум. В том числе среднегодовая остаточная стоимость машин и оборудования, находящихся в эксплуатации не более 10 лет, - 13 600 тыс. сум. Сумма налога на имущество составит: (15 750 - 13 600) х 5% = 107,5 тыс. сум. То есть реальная ставка налога составит уже не 5, а всего 0,7% (107,5 / 15 750 х 100). Получается, что чем больше у предприятия новой техники (машин и оборудования), эксплуатирующейся не более 10 лет, тем меньшую сумму налога оно заплатит.


Почти в 6 раз снижена ставка единого земельного налога. С 1 января 2016 года она составляет 0,95% к пересчитанной нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий в ценах 2014 года, которая по каждому хозяйству определяется Госкомземгеодезкадастром. Ранее она равнялась 6% стоимости сельхозугодий в ценах 2004 года.

Пересчет нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, завершенный в 2015 году, значительно ее повысил. В связи с завершением переоценки и в целях недопущения ухудшения условий налогообложения фермерских хозяйств ставка ЕЗН пропорционально снижена.


Для справки: ставка ЕЗН не пересматривалась с 2011 года.


Ставки земельного налога проиндексированы на 15% по сравнению с действовавшими в 2015 году (приложение N 20 к Постановлению N ПП-2455).

Это сделано в целях более эффективного и рационального использования земельных ресурсов, а также сохранения доли ресурсных налогов в общем объеме ВВП республики.

Напомним, что объектом обложения земельным налогом является площадь земельных участков. Ставки налога установлены в сумах за единицу площади (1 га, 0,01 га, 1 кв.м) по видам использования земель, а также по их местонахождению.

Для плательщиков ЕНП, расположенных в Ташкенте, минимальная ставка земельного налога, необходимая для расчета минимального размера ЕНП, соответствующая 5-й зоне, составляет 19 837 500 сум. (в 2015 году - 17 250 000 сум.) (таблица N 5 к приложению N 20). Остальные плательщики ЕНП применяют минимальные ставки, установленные для их местности и категории земель.


До 1 января 2018 года продлены следующие льготы:

q освобождение от уплаты налога на имущество предприятий текстильной промышленности республики (пункт 3 Постановления Президента от 21.11.2007 г. N ПП-733);

q разрешение предприятиям ГАК "Узбекенгилсаноат" приобретать за СКВ (с начислением НДС по нулевой ставке) текстильные полуфабрикаты (пряжу, ткани, трикотажное полотно, отходы хлопкопрядения) на внутреннем рынке по ценам не ниже мировых, сложившихся на момент заключения контракта (пункт 5 ПКМ от 25.03.2004 г. N 141);

q освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин ввозимых предприятиями ГАК "Узбекенгилсаноат" химикатов, красителей, фурнитуры и аксессуаров, а также других вспомогательных материалов, не производимых в республике (пункт 6 ПКМ N 141);

q налоговые и таможенные льготы и преференции, предоставленные предприятиям, специализирующимся на выпуске непродовольственных потребительских товаров, Постановлением Президента "О дополнительных мерах по стимулированию расширения производства отечественных непродовольственных потребительских товаров" (от 28.01.2009 г. N ПП-1050) по перечню, в виде:

освобождения от уплаты налога на прибыль и налога на имущество, ЕНП для микрофирм и малых предприятий, уплаты обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд;

освобождения от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за импортируемые оборудование, комплектующие изделия, не производимые в республике сырье и материалы, используемые для производства непродовольственных потребительских товаров, согласно перечням, утверждаемым Кабинетом Министров;

отсрочки по уплате таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) сроком до 60 дней со дня принятия таможенной декларации при импорте сырья, материалов и фурнитуры, необходимых для собственного производства непродовольственных потребительских товаров, не включенных в перечень Кабинета Министров.

К специализирующимся на выпуске непродовольственных потребительских товаров относятся предприятия, у которых доля выручки от производства этих товаров в общем объеме реализации составляет не менее 60% по итогам отчетного периода.

q До 1 января 2019 года продлена льгота по освобождению от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) ввозимых технологического оборудования, запчастей к нему, вспомогательных материалов, ингредиентов и компонентов, используемых при производстве и переработке масложировой, мясо-молочной, плодоовощной продукции, винограда и кондитерских изделий, не производимых в республике, согласно перечням, утверждаемым Кабинетом Министров (пункт 11 Постановления Президента от 31.10.2011 г. N ПП-1633).


Ставки налога на имущество физлиц по сравнению с действовавшими в 2015 году увеличены на 15% (приложение N 19 к Постановлению N ПП-2455).

На 2016 год установлены:

базовая ставка (общая площадь имущества - до 200 кв.м) - 1,5% (была 1,3%);

в городах:

общая площадь имущества - свыше 200 до 500 кв.м - 1,8% (была 1,6%);

общая площадь - свыше 500 кв.м - 2,5% (была 2,2%);

в прочих населенных пунктах - общая площадь свыше 200 кв.м - 1,8% (была 1,3% независимо от площади).

Напомним, что облагаемой базой по налогу на имущество физлиц является инвентаризационная стоимость их жилых домов, квартир, дач, гаражей и других строений, помещений, сооружений, находящихся на территории республики, определенная подразделениями Госкомземгеодезкадастра, регистрирующими права на недвижимость. Они осуществляют кадастровую оценку недвижимости для целей налогообложения и формируют кадастровую базу данных о правах на недвижимость, которая и служит базой для исчисления налога на имущество физлиц.

Если по каким-либо объектам имущества нет стоимостных данных, то за налогооблагаемую базу принимается условная стоимость имущества:

в г.Ташкенте и областных центрах - 20 328 тыс. сум.;

в других городах и сельской местности - 8 833 тыс. сум.

По новым (вновь возведенным) жилым домам, которые еще не зарегистрированы в установленном порядке и не оценены, налог взимается исходя из 2-кратной условной стоимости имущества.

Кроме ставок, изменился и порядок уплаты налога. Он рассчитывается, как и ранее, исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и установленной ставки. Но теперь инвентаризационная стоимость принимается не ниже 3 млн сум. Это связано с тем, что почти у 50% объектов имущества она составляет меньшую сумму, а начисленный на них налог равен 13-39 тыс. сум. в год.


ПРИМЕР. Инвентаризационная стоимость 1-комнатной квартиры в Ташкенте по кадастровым документам составляет 2 500 тыс. сум., ее общая площадь - 28 кв.м. Если учесть кадастровую стоимость квартиры и ставку налога, соответствующую ее площади, сумма налога на имущество составит: 2 500 х 1,5% = 37,5 тыс. сум. Однако по новому порядку придется заплатить не 37,5, а 45 тыс. сум., потому что облагаться будет 3 млн сумов.


На 1% снижена ставка по доходам физлиц от 1 до 5 МРЗП шкалы НДФЛ. С 1 января 2016 года она составляет 7,5% (ранее - 8,5%) (приложение N 9 к Постановлению N ПП-2455).

Напомним, что 4-ступенчатая шкала налогообложения была введена с 1 января 2015 года (в 2014 году - 3-ступенчатая). Она предусматривает установление нулевой ставки к доходам до 1 МРЗП, минимальной ставки - к доходам от 1 до 5 МРЗП, средней ставки - от 5 до 10 МРЗП и максимальной - свыше 10 МРЗП в месяц.

Выигрывают от снижения ставки в первую очередь получатели доходов, облагаемых по минимальной ставке. Согласно статье 181 НК к таким доходам относятся доходы, полученные:

от сдачи имущества в аренду;

за работу в высокогорных, пустынных и безводных районах;

за выполнение временных сельскохозяйственных работ;

в виде безвозмездно полученных от физлиц долей, паев и акций;

от реализации принадлежащего физлицам на праве частной собственности недвижимого имущества.

Однако и с остальных физлиц, имеющих налогооблагаемые доходы, будет удерживаться меньше налога, потому что при его расчете, например, по средней или максимальной ставке, обязательно учитываются и нулевая, и минимальная. Это значит, что меньшая минимальная ставка шкалы положительно скажется на доходах всех категорий налогоплательщиков и реальная ставка налога на доходы будет всегда ниже максимальной (по шкале).

По экспертным оценкам, снижение минимальной ставки НДФЛ позволит увеличить доходы населения более чем на 230 млрд сум. и в то же время уменьшить налоговую нагрузку на плательщиков со средним уровнем доходов с 6,2 до 5,5%.

Размеры средней и максимальной ставок НДФЛ в 2016 году остались прежними - 17 и 23%.


Увеличена ставка обязательных страховых взносов граждан. С 1 января 2016 года она составляет 7,5% (в 2015 году - 7%) (пункт 3 Постановления N ПП-2455). Однако ее увеличение не повысит налоговую нагрузку на граждан, так как ставка по доходам физлиц от 1 до 5 МРЗП в шкале НДФЛ снижена с 8,5 до 7,5%.

Ставки ЕСП не изменились:

для микрофирм и малых предприятий, а также фермерских хозяйств ставка составляет 15%;

для прочих плательщиков - 25%.

Напомним, что для отдельных категорий плательщиков законодательством предусмотрены льготные (пониженные) ставки ЕСП. В их число входят:

юрлица, использующие труд инвалидов, работающих в специализированных цехах, на участках и предприятиях, - 4,7% от фонда оплаты труда инвалидов (пункт 7 ПКМ от 17.07.1992 г. N 328);

для Ассоциации "SOS - Детские деревни Узбекистана" - 7% с условием целевого направления высвобождаемых средств (пункт 1 ПКМ от 26.06.2001 г. N 271).


С 1 января 2016 года микрофирмы и малые предприятия сферы услуг будут уплачивать ЕНП по ставке 5% (ранее - 6%) (приложение N 10-1 к Постановлению N ПП-2455). Таким образом их налоговую нагрузку приравняли к промышленным и строительным предприятиям. Ожидается, что снижение ставки ЕНП позволит оставить в распоряжении предприятий малого бизнеса, оказывающих услуги, около 60 млрд сум., которые они смогут направить на свое техническое и технологическое переоснащение. Наличие единой базовой ставки значительно упрощает многопрофильным предприятиям налоговый учет и, соответственно, налоговое администрирование.

Напомним, что ставку 5% ЕНП, кроме вышеперечисленных предприятий, применяют редакции средств массовой информации, издательства, полиграфические организации, телерадиовещательные компании, а также предприятия, разрабатывающие и внедряющие компьютерные программы (не менее 80% от общего объема реализации).


Повышены ставки налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств, а также расширена налогооблагаемая база за счет включения в объект налогообложения объемов нефтепродуктов, вырабатываемых из давальческого сырья для определенных хозяйствующих субъектов (приложение N 22 к Постановлению N ПП-2455).

С 1 января 2016 года ставки этого налога составят на потребление:

бензина, дизельного топлива - 335 сум. за 1 л (в 2015 году было 290 сум. за 1 л);

сжиженного газа - 230 сум. за 1 л (в 2015 году - 200 сум. за 1 л);

сжатого газа - 275 сум. за 1 куб.м (в 2015 году - 240 сум. за 1 куб.м).

Налогом на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств будут также облагаться объемы нефтепродуктов, вырабатываемых из давальческого сырья (газойля и прямогонного бензина), завезенных по договорам комиссии и предназначенных для собственных нужд, - ГП "Навоийский ГМК", АО "Алмалыкский ГМК", АО "Узбекистон темир йуллари" и других хозсубъектов. Но в реальности увеличения затрат для них не ожидается. Это связано со снижением мировых цен на нефть и нефтепродукты. Себестоимость нефтепродуктов данной группы потребителей складывается из фактически произведенных затрат. Снижение цен на углеводородное сырье приведет к уменьшению стоимости нефтепродуктов из него. Введение налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств для этих хозсубъектов позволит примерно уравнять складывающуюся у них стоимость нефтепродуктов с установленными в республике розничными ценами, включающими в себя и сумму налога.






Время: 0.0308
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск