Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда / Утратившие силу документы, документы прошлых лет /

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17.06.2016 г. N 298 "О некоторых вопросах применения актов законодательства при разрешении споров о признании недействительными актов государственных органов и органов самоуправления граждан, незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО

ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

17.06.2016 г.

N 298



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

ПРИМЕНЕНИЯ АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПРИ  РАЗРЕШЕНИИ  СПОРОВ  О  ПРИЗНАНИИ

НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОРГАНОВ И ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН,

НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ИХ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА

И ОХРАНЯЕМЫЕ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСЫ

ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН


В целях обеспечения правильного и единообразного применения актов законодательства при разрешении споров о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов и органов самоуправления граждан, незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан "О судах", Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание хозяйственных судов, что дела о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов и органов самоуправления граждан, признании незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан подведомственны хозяйственным судам, если спор возник в экономической сфере и его разрешение законодательством не отнесено к компетенции другого государственного органа. При рассмотрении данной категории дел хозяйственные суды (далее - суды) должны руководствоваться нормами Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее - ХПК), Гражданского кодекса Республики Узбекистан (далее - ГК), Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее - Налоговый кодекс), Закона Республики Узбекистан "Об органах самоуправления граждан" и других актов законодательства.


2. Под государственными органами следует понимать министерства, государственные комитеты, агентства, комитеты, центры, инспекции и их территориальные органы, указанные в Перечне республиканских органов государственного управления, утвержденном Указом Президента Республики Узбекистан N УП-3358 от 9 декабря 2003 года, органы исполнительной власти на местах (хокимияты области, района и города) в соответствии с частью первой статьи 22 Закона Республики Узбекистан "О государственной власти на местах" и другие органы, уполномоченные на принятие актов, влекущих правовые последствия.

В соответствии с частью первой статьи 8 Закона Республики Узбекистан "Об органах самоуправления граждан" под органами самоуправления граждан следует понимать сходы граждан поселков, кишлаков и аулов, а также махаллей городов, поселков, кишлаков и аулов.

Заявления о признании недействительными (полностью или частично) актов других органов, признании незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, подлежат отказу в принятии на основании пункта 1 части первой статьи 117 ХПК, а если заявление принято к производству - производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 86 ХПК, за исключением заявлений о признании недействительными (полностью или частично) актов органов самоуправления граждан, незаконными действий (бездействия) их должностных лиц.


3. Под должностным лицом следует понимать лицо, назначаемое или избираемое постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющее функции представителя власти либо осуществляющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах самоуправления граждан и уполномоченное на совершение юридически значимых действий.


4. В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Узбекистан, частью первой статьи 1, пунктом 1 части первой, частью второй статьи 23, пунктом 9 части первой статьи 24 ХПК, статьей 12 ГК и другими актами законодательства любое заинтересованное лицо вправе в установленном ХПК порядке обратиться в суд с заявлением о признании недействительным (полностью или частично) акта государственного органа или органа самоуправления граждан, незаконным действия (бездействие) их должностных лиц, если оно считает, что оспариваемый акт полностью или в определенной части (отдельные положения) не соответствует законодательству, нарушает его права и охраняемые законом интересы, а также незаконно возлагает на него какие-либо обязательства или создает другие препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности.

Оспаривание решений и действий (бездействия) лиц, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, а также должностных лиц международных организаций, законодательного, исполнительного, административного или судебного органа иностранного государства, если такие решения и действия (бездействие) вытекают из положений Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан и Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, не подведомственны хозяйственному суду. В частности, признание недействительным постановления органа предварительного следствия о наложении ареста на имущество, о назначении документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности и принятого по другим обстоятельствам, постановления контролирующего органа о привлечении к административной ответственности должностных лиц хозяйствующих субъектов, признании незаконными таких действий (бездействия) их должностных лиц не подведомственны хозяйственному суду.

4.1. Под незаконными действиями следует понимать обстоятельства, влекущие юридически значимые последствия, то есть совершение должностным лицом действий, не соответствующих закону и подзаконным актам, в том числе утвержденным в установленном порядке положениям и инструкциям.

Под незаконным бездействием следует понимать неосуществление должностным лицом действий, которые должны быть совершены им в силу своих служебных полномочий.

Поскольку действия (бездействие) может проявляться во всяких видах, судам в каждом конкретном случае необходимо устанавливать незаконность действий (бездействия) должностного лица показаниями свидетелей, пояснениями лиц, участвующих в деле, и посредством других способов доказывания, предусмотренными законодательством.


4.2. Другие препятствия для осуществления предпринимательской деятельности могут проявляться в истребовании документа, подтверждающего действительность документа, обновлении документа, в требовании о совершении дополнительных действий или истребовании дополнительных документов, препятствовании в создании новых рабочих мест или необоснованном требовании о создании новых рабочих мест и т.п.

Под законными интересами субъектов предпринимательства следует понимать охраняемые законом интересы, связанные с осуществлением полноценной и нормальной предпринимательской деятельности, не запрещенной законодательством, не противоречащие интересам и не нарушающие права других лиц.


4.3. Прокурор, а также государственные и иные органы, имеющие в предусмотренных законодательными актами случаях право на обращение в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов государства и общества, по спорам данной категории могут предъявить в суд заявление в порядке, установленном ХПК.


4.4. В случае обращения государственного органа или органа самоуправления граждан в суд с заявлением о признании недействительным (полностью или частично) принятого им акта, такое заявление подлежит отказу в удовлетворении, исключением из этого является признание недействительным акта, устанавливающего право собственности.


5. Если законодательством не предусмотрен иной срок, заинтересованное лицо может обратиться в суд с заявлением о признании недействительным (полностью или частично) акта государственного органа и органа самоуправления граждан, признании незаконным действий (бездействия) их должностных лиц, после того, как ему стало известно о нарушении прав и законных интересов.


5.1. В случае, если в результате действий должностных лиц государственного органа или органа самоуправления граждан принят акт, создающий права и обязательства для организаций и граждан, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд не с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц, а с заявлением о признании недействительным акта, принятого в результате таких действий.


5.2. По спорам о признании недействительным акта государственного органа или органа самоуправления граждан исковая давность, установленная гражданским законодательством, не применяется, за исключением случаев, прямо указанных в законе. При этом обратить внимание судов, что если законодательством, регулирующим административно-правовые отношения, установлен специальный срок исковой давности, применяется этот срок, а не срок исковой давности, установленный гражданским законодательством.

Истечение срока исковой давности, установленного законодательством, регулирующим административно-правовые отношения, является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

При признании недействительным акта государственного органа, порождающего гражданско-правовые последствия, применяется срок исковой давности, предусмотренный в ГК.


6. В заявлении о признании недействительным (полностью или частично) акта государственного органа и органа самоуправления граждан указываются сведения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 112 ХПК, в том числе:

1) наименование государственного органа, органа самоуправления граждан, принявшего оспариваемый акт;

2) наименование оспариваемого акта, его порядковый номер, дата его принятия и другие сведения;

3) права и охраняемые законом интересы, которые, по мнению заявителя, нарушены оспариваемым актом или его частью (отдельными положениями);

4) акты законодательства, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт или его часть (отдельные положения);

5) требования заявителя о признании недействительным оспариваемого акта или его части (отдельных положений).

Если в результате принятия акта государственного органа и органа самоуправления граждан причинены убытки, то в заявлении может быть указано и требование о возмещении убытков.


6.1. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные частями первой и второй статьи 114 ХПК, а также копия оспариваемого акта.

В случае отсутствия оспариваемого акта, заявитель вправе обратиться в суд с ходатайством об истребовании данного акта у государственного органа или органа самоуправления граждан. Такое ходатайство может быть изложено как в заявлении, так и в отдельном заявлении.

Не приложение к заявлению акта, о признании недействительным которого заявлено требование, не является основанием для возврата заявления в соответствии с частью первой статьи 118 ХПК.

В случае, если в заявлении указаны дата и номер акта, а в ходе рассмотрения дела судом будет установлено, что акт с такой датой и номером отсутствует или не имеет отношения к спору, заявленное требование подлежит отказу в удовлетворении.


6.2. В заявлении о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица, указываются сведения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 112 ХПК, в том числе:

1) фамилия, имя, отчество, должность должностного лица государственного органа или органа самоуправления граждан, совершившего обжалуемые действия (бездействие), наименование соответствующего органа, с которым он состоит в трудовых отношениях;

2) в чем выражаются обжалуемые действия (бездействие), дата, время и место совершения действий;

3) права и охраняемые законом интересы, которые, по мнению заявителя, нарушены действиями (бездействием);

4) нормы законодательства, которым, по мнению заявителя, не соответствуют действия (бездействие);

5) требование заявителя о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица.

В заявлении о признании незаконными действий (бездействия) судебного исполнителя также указываются сведения об исполнительном документе, с исполнением которого связаны обжалуемые действия (бездействие) судебного исполнителя.

Если в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц причинены убытки, то в заявлении может быть указано и требование о возмещении убытков.


6.3. При обжаловании в суд действий (бездействия) должностного лица государственного органа или органа самоуправления граждан в заявлении в качестве ответчика указывается не должностное лицо, а государственный орган или орган самоуправления граждан. В случаях перевода должностного лица на другую работу либо освобождения его от занимаемой должности ответчиком также будет выступать государственный орган или орган самоуправления граждан, с которым это лицо состояло в трудовых отношениях.

Судам следует иметь в виду, что если в заявлении в качестве ответчика указано должностное лицо государственного органа или органа самоуправления граждан, заявление подлежит отказу в принятии на основании пункта 1 части первой статьи 117 ХПК, а если заявление принято к производству производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 86 ХПК.

Если требование предъявлено не к самому государственному органу, а к его обособленному подразделению, не обладающему статусом юридического лица, привлечение самого государственного органа к участию в деле решается судом в соответствии со статьей 38 ХПК.


6.4. Ликвидация лица, участвующего в деле, является основанием для отказа в принятии заявления применительно к пункту 1 части первой статьи 117 ХПК, а если данное обстоятельство выявлено после принятия заявления к производству - производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 4 статьи 86 ХПК, исключением из этого является заявление, поданное на акт государственного органа о ликвидации организации.

В случае упразднения государственного органа, издавшего оспариваемый акт или действия (бездействие) должностного лица оспаривается, и передачи его функции другому государственному органу, этот государственный орган является ответчиком по делу. В связи с этим, в таком случае судам в соответствии со статьей 39 ХПК следует решать вопрос о замене упраздненного государственного органа его правопреемником.


7. Принятые государственными органами или органами самоуправления граждан решение, приказ, предписание, ордер, свидетельство и другие подобные акты, порождающие правовые последствия, могут быть признаны судом недействительными, если они не соответствуют законодательству, нарушают права и охраняемые законом интересы организаций и граждан. Акты о внесении изменений и дополнений в такие акты также могут быть признаны судом недействительными.

Не рассматриваются в суде такие требования, как признание недействительными оформленных государственными органами, в том числе работниками контролирующих органов по результатам проверки актов (актов о временном изъятии товаров и документов, справок, заключений, протоколов и т.п.), данных должностными лицами поручений (письменных или устных указаний, писем), а также других актов, не создающих какие-либо правовые последствия (например, акт выбора земельного участка, заключение, акт судебного исполнителя об осмотре имущества и т.п.), а также об отмене, признании незаконным (противозаконным), законным актов государственных органов и органов самоуправления граждан, об оставлении в силе отмененного акта, признании недействительными, отмене действий (бездействия) должностных лиц.

Если акт государственного органа или органа самоуправления граждан, о признании недействительным которого заявлено требование, затрагивает права и интересы гражданина, но спор возник не в экономической сфере и в процессе управления ею, такой спор не является подведомственным суду. В связи с этим, при обращении в суд с такими требованием заявление подлежит отказу в принятии на основании пункта 1 части первой статьи 117 ХПК, а если заявление принято к производству - производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 86 ХПК.


8. Разъяснить судам, что в случае обращения в суд с требованием о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц по спорам, возникающим из договоров и других сделок (например, в связи с неоплатой стоимости продукции или недопоставкой продукции по договору), заявление подлежит отказу в принятии на основании пункта 1 части первой статьи 117 ХПК, а если заявление принято к производству - производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 86 ХПК.


9. В соответствии с частью первой статьи 55 ХПК при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия этих актов, возлагается на орган, принявший акт.

При рассмотрении споров о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц обязанность доказывания соответствия этих действий (бездействия) закону возлагается на соответствующий государственный орган или орган самоуправления граждан.

Если орган, принявший акт, не сможет доказать обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также соответствие принятого акта или совершенного действия (бездействия) законодательству, не нарушение прав и охраняемые законом интересы заявителя, требование подлежит удовлетворению.

В свою очередь, заявитель также должен обосновать, что оспариваемый акт, действия (бездействие) должностного лица нарушают его права и охраняемые законом интересы.

В связи с тем, что в соответствии со статьей 55 ХПК обязанность доказывания по спорам данной категории возложена на ответчика, судам следует извещать ответчика о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном частью первой статьи 124 ХПК. Неявка в заседание суда ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела.

Разъяснить судам, что при предъявлении требования о возмещении убытков, причиненного вследствии принятия акта или совершения действий (бездействия), обязанность доказывания размера убытков возлагается на заявителя.


10. При рассмотрении дела о признании недействительным (полностью или частично) акта государственного органа и органа самоуправления граждан по заявлению заявителя на основании пункта 4-1 части первой статьи 77 ХПК исполнение оспариваемого акта может быть приостановлено.

При рассмотрении дела о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица по заявлению заявителя могут быть применены меры обеспечения иска, указанные в пунктах 2 и 3 части первой статьи 77 ХПК.

Обеспечение иска допускается на любой стадии хозяйственного судопроизводства, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.

Обратить внимание судов, что согласно части третьей статьи 19 Закона Республики Узбекистан "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" не могут быть приостановлены решения государственного органа и органа самоуправления граждан, действия их должностных лиц, связанных с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.


11. Судам следует иметь в виду, что при рассмотрении дел о возмещении убытков, причиненных субъектам предпринимательства в результате принятия незаконного акта государственными органами, органами самоуправления граждан либо совершения противозаконных действий (бездействия) их должностными лицами, на основании части второй статьи 76 ХПК по заявлению истца суд обязан принять меры по обеспечению иска.

Исходя из требования пункта 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2005 года N УП-3619 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства" судам следует иметь в виду, что при удовлетворении требования о возмещении убытков, в резолютивной части решения указывается, что вред подлежит возмещению соответствующим государственным органом, в первую очередь, за счет средств его внебюджетного фонда. В связи этим, при рассмотрении данной категории дел судам следует привлекать Министерство финансов Республики Узбекистан и (или) его территориальные органы к участию в деле в качестве второго ответчика.


12. По делам данной категории досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не является обязательным и независимо от того, соблюден такой порядок или нет, заявление должно быть принято к производству, если отсутствуют основания для отказа в принятии заявления (часть первая статьи 117 ХПК) или для возвращения заявления (часть первая статьи 118 ХПК).

13. Согласно части второй статьи 125 ХПК данная категория дел рассматривается хозяйственными судами Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента по общим правилам искового производства, предусмотренным ХПК, с учетом особенностей рассмотрения таких споров, в срок не позднее пятнадцати дней со дня вынесения определения о принятии заявления к производству и подготовки дела к судебному разбирательству (исключением из этого являются рассматриваемые Высшим хозяйственным судом Республики Узбекистан дела о признании недействительными (полностью или частично) не имеющих нормативного характера актов высших органов власти, предусмотренные абзацем третьим части второй статьи 26 ХПК). В случае предъявления встречного иска при рассмотрении дела, дело также подлежит рассмотрению в пятнадцатидневный срок (исключением из этого являются случаи продления срока рассмотрения дела на основании части третьей статьи 125 ХПК).

Согласно части третьей статьи 125 ХПК в исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен председателем хозяйственного суда, но не более чем на один месяц. Но общий срок рассмотрения дела не должен превышать полутора месяца. При принятии встречного иска к производству рассмотрение дела начинается сначала. Однако, рассмотрение дела сначала не является основанием для исчисления предусмотренного статьей 125 ХПК срока снова.


14. Обратить внимание судов, что особенности рассмотрения данной категории дел заключаются в том, что государственные органы и органы самоуправления граждан участвуют в качестве ответчика, сроки рассмотрения дел сокращены, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, возлагается на принявшие их государственные органы и органы самоуправления граждан, при признании недействительным акта (полностью или частично), незаконным действий (бездействия) должностного лица исполнительный лист не выдается, решение суда подлежит немедленному исполнению и др.


15. При рассмотрении данной категории дел руководители и представители государственных органов и органов самоуправления граждан могут быть вызваны в судебное заседание для дачи пояснений в порядке, предусмотренном статьей 124 ХПК.

Неявка в заседание суда указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте разбирательства дела, не является препятствием к рассмотрению дела.


16. При рассмотрении данной категории дел суд проверяет соответствие оспариваемого акта либо его определенной части (отдельные положения), действий (бездействия) должностного лица законодательству, а также устанавливает полномочия соответствующего органа и должностного лица, принявшего акт, нарушены или не нарушены права и охраняемые законом интересы заявителя в экономической сфере.


17. В случае установления несоответствия акта государственного органа и органа самоуправления граждан или его части, действий (бездействия) должностного лица законодательству и в результате этого нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя, суд признает акт (полностью либо частично) недействительным, незаконными действий (бездействия) должностного лица. При этом следует обратить внимание, что указанные обстоятельства должны иметь место одновременно.


18. Если до принятия решения по делу оспариваемый акт отменен органом, его принявшим, или вышестоящим органом, то требование о признании недействительным (полностью или частично) акта подлежит отказу в удовлетворении в связи с устранением спора.

Отмена оспариваемого акта не лишает права заявителя на обращение в суд за защитой нарушенных прав и охраняемых законом интересов способами, предусмотренными в статье 11 ГК, в том числе с исковым заявлением о взыскании причиненных убытков с виновных лиц.


19. Нарушение предусмотренных законодательством сроков при принятии и отправке акта государственного органа или органа самоуправления граждан (если иное не установлено законодательством), неполучение визы и (или) письменного заключения юрисконсульта, несогласование со специалистами в других сферах и другие подобные обстоятельства не являются основанием для признания этого акта не соответствующим законодательству, нарушающим права и охраняемые законом интересы организаций и граждан, и для признания его недействительным.


20. Если заявлено требование о признании недействительным одной части акта государственного органа или органа самоуправления граждан, но данная оспариваемая часть акта будет признана соответствующей законодательству и не нарушающей права и охраняемые законом интересы организаций и граждан, однако если другие части не соответствуют законодательству, нарушают права и охраняемые законом интересы организаций и граждан, требование подлежит отказу в удовлетворении, поскольку суд не праве выходить за пределы заявленного требования.


21. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда об удовлетворении заявленного контролирующим органом требования о применении к хозяйствующему субъекту финансовой санкции, в соответствии с частью второй статьи 60 ХПК не доказываются вновь контролирующим органом при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Поскольку, при рассмотрении дела о применении к хозяйствующему субъекту финансовой санкции, суд, наряду с обстоятельствами, предусмотренными в частях второй и третьей статьи 155-17 ХПК, дает правовую оценку законности и обоснованности проведенной контролирующим органом проверки, соблюдению периодичности и сроков проверки, не нарушены ли права и охраняемые законом интересы хозяйствующего субъекта (предъявлены ли документы, послужившие основанием для проверки, внесены ли записи в книгу регистрации проверок, обеспечена ли сохранность государственных секретов и коммерческой тайны, оформлены ли материалы проверки и вручены ли хозяйствующему субъекту). В связи с этим, требование о признании недействительным акта контролирующего органа в той части, которая явилась основанием для применения к хозяйствующему субъекту финансовой санкции, подлежит отказу в удовлетворении.

Данное правило применяется и в том случае, если ранее рассматривалось дело о признании недействительным акта государственного органа, незаконными действий (бездействия) его должностного лица, а затем заявлено требование о применении к хозяйствующему субъекту финансовой санкции.


22. По результатам рассмотрения данной категории дел решение суда принимается по правилам, предусмотренным в главе 18 ХПК.


22.1. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с частью первой статьи 143 ХПК в решении по делу о признании недействительным (полностью или частично) акта государственного органа, органа самоуправления граждан должно быть указано о применении статьи 143 ХПК, являющейся специальной процессуальной нормой при рассмотрении данной категории дел, и резолютивная часть решения должна содержать:

1) сведения о наименовании, номере, дате издания, других необходимых реквизитах акта и об органе, его издавшем;

2) указание о признании акта недействительным полностью или в определенной части либо об отказе в удовлетворении требования заявителя полностью или в определенной части;

3) указание на необходимость возмещения причиненных принятым актом убытков, при наличии таких требований.


22.2. В мотивировочной части решения по делу о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица государственного органа, органа самоуправления граждан должны быть указаны в чем выражаются действия (бездействие) и акты законодательства, являющиеся основанием для признания их незаконными, а резолютивная часть должна содержать:

1) фамилию, имя, отчество, должность должностного лица, совершившего обжалуемые действия (бездействие), наименование соответствующего органа, с которым он состоит в трудовых отношениях, сведения о том, в чем выразились действия (бездействие);

2) наименование и соответствующая статья (пункт) акта законодательства, которому не соответствуют обжалуемые действия (бездействие);

3) указание о признании незаконными обжалуемых действий (бездействия), об обязанности совершить определенные действия и устранении обстоятельств, повлекших нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя, или об отказе в удовлетворении требования заявителя;

4) указание на необходимость извещения суда соответствующим органом об исполнении решения об удовлетворении требования;

5) указание на необходимость возмещения причиненных в результате действий (бездействия) убытков, при наличии таких требований.


23. В соответствии с частью пятой статьи 146 ХПК решения о признании недействительными актов государственных органов, органов самоуправления граждан подлежат немедленному исполнению.

Исходя из своей особенности, решения о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц также подлежит немедленному исполнению.


24. Судам следует иметь в виду, что хотя по решениям о признании недействительными актов государственных органов и органов самоуправления граждан (полностью или частично), о признании незаконными действий (бездействия) их должностных лиц исполнительный лист не выдается, в случае взыскания убытков, о взыскании этих убытков и судебных расходов, связанных с рассмотрением дела (почтовые расходы, расходы за проведение экспертизы, расходы, связанные с проведением судебного заседания в режиме видеоконференцсвязи, и другие расходы), после вступления судебного акта в законную силу выдается исполнительный лист.


25. Начиная с даты вынесения решения суда об удовлетворении заявленного требования, признанный недействительным акт или его определенная часть не подлежит исполнению и в связи с его недействительностью с даты принятия не приводит ни к каким-либо правовым последствиям. В связи с этим, если одновременно с требованием о признании недействительным оспариваемого акта, незаконными действий (бездействия) должностного лица не заявлено требование о применении их последствий, то такое требование может быть заявлено в отдельном исковом заявлении.

Судам следует иметь в виду, что при удовлетворении требования о признании акта (полностью или частично) государственного органа, органа самоуправления граждан недействительным, а действий (бездействия) их должностных лиц незаконными, суд не вправе по собственной инициативе применять последствия недействительности акта или незаконности действий (бездействия).


26. Разъяснить судам, что в соответствии с пунктом 9 части первой статьи 24 ХПК споры о признании недействительным акта органа государственной налоговой службы, не соответствующего законодательству, нарушающего права и охраняемые законом интересы организаций и граждан, в том числе приказа о назначении налоговой проверки, признании незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, разрешаются судом.

В связи с тем, что акты Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов, его территориальных комиссий Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов (городов) о даче разрешения на проверку деятельности хозяйствующих субъектов влекут юридические последствия, требования о признании их недействительными также подведомственны суду, а ответчиком по таким спорам является Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан, государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, государственные налоговые инспекции районов (городов) соответственно. В связи с этим, если в заявлении в качестве ответчика указан Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов или его территориальная комиссия, судам, в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 122 ХПК, при принятии заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству следует рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Государственного налогового комитета Республики Узбекистан или его территориального органа соответственно.

Если же в заявлении в качестве ответчика указаны Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов (его территориальная комиссия) и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан (его территориальный орган), судам, по результатам рассмотрения дела, в отношении Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов (его территориальной комиссии) производство по делу следует прекратить на основании пункта 1 статьи 86 ХПК.


26.1 Согласно смыслу статьи 122 Налогового кодекса каждый налогоплательщик может обратиться в вышестоящий орган государственной налоговой службы с жалобой об отмене решений органов государственной налоговой службы (полностью или частично), с жалобой на действия (бездействие) их должностных лиц или в суд с заявлением о признании данного решения недействительным (полностью или частично), незаконными действий (бездействия) должностных лиц.

В части третьей статьи 123 Налогового кодекса предусмотрено, что до принятия решения по жалобе вышестоящим органом государственной налоговой службы или до вступления в законную силу решения суда соответственно приостанавливается исполнение обжалуемого решения или действия, в том числе взыскание доначисленных налогов и других обязательных платежей, а также применение финансовых санкций. Однако, это правило не препятствует обращению в суд одновременно с заявлением о признании недействительным (полностью или частично) решения органа государственной налоговой службы и с заявлением о приостановлении исполнения этого решения.

Подача налогоплательщиком жалобы в вышестоящий орган государственной налоговой службы, не препятствует обращению в суд с заявлением о признании недействительным (полностью или частично) решения органа государственной налоговой службы.

Разъяснить судам что, необращение налогоплательщика в вышестоящий орган государственной налоговой службы не является основанием для отказа в удовлетворении или оставлении без рассмотрения заявления налогоплательщика о признании недействительным (полностью или частично) решения органа государственной налоговой службы либо прекращения производства по делу.

Данные правила применяются и при рассмотрении дел о признании недействительным приказа (полностью или частично) органа государственной налоговой службы о назначении налоговой проверки.


26.2. Обратить внимание судов, что согласно части седьмой статьи 104 Налогового кодекса несоблюдение должностными лицами органов государственной налоговой службы положений главы 15 данного Кодекса может явиться основанием для признания недействительным (полностью или частично) решения органа государственной налоговой службы. В связи с этим, при рассмотрении дела о признании недействительным (полностью или частично) решения органа государственной налоговой службы следует также проверять соблюдение должностными лицами органа государственной налоговой службы положений главы 15 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки и рассмотрении материалов налоговой проверки.

При рассмотрении дела о признании недействительным (полностью или частично) приказа органа государственной налоговой службы о назначении налоговой проверки следует также проверять соблюдение должностным лицом органа государственной налоговой службы положений главы 14 Налогового кодекса при вынесении такого приказа.


27. Обратить внимание судов, что согласно части первой статьи 34 Закона Республики Узбекистан "О конкуренции" возможно обращение в суд одновременно с заявлением о признании недействительным полностью или частично решения антимонопольного органа и предписания, выдаваемого на основании решения.

В части второй статьи 34 указанного Закона предусмотрено, что подача такого заявления приостанавливает исполнение решения (предписания) антимонопольного органа на время рассмотрения заявления. Однако, это правило не препятствует обращению в суд одновременно с заявлением о признании недействительным решения (предписания) и с заявлением о приостановлении исполнения этого акта.


28. Судам следует иметь в виду, что требования о признании недействительными решения и выданного на его основании предписания являются одним требованием. В связи с этим, при отказе в удовлетворении требования с заявителя (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) государственная пошлина взыскивается только за одно требование.


29. В связи с тем, что районный (городской) отдел Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее - Судебный департамент) не является юридическим лицом, в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 122 ХПК определением о принятии заявления о признании недействительным его постановления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству следует привлечь территориальное управление Судебного департамента к участию в деле в качестве ответчика.

В резолютивной части решения следует указать о прекращении производства по делу в отношении районного (городского) отдела Судебного департамента на основании пункта 1 статьи 86 ХПК.

Данное правило относится не только к районному (городскому) отделу Судебного департамента, но и к подразделениям других государственных органов, не обладающим статусом юридического лица.


30. Независимо от признания недействительным акта государственного органа или органа самоуправления граждан полностью или частично, с ответчика (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) государственная пошлина взыскивается в размере десяти минимальных заработных плат.

По заявлениям о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица, независимо от того в чем выражаются действия (бездействие), государственная пошлина взыскивается в размере десяти минимальных заработных плат.


31. Согласно смыслу частей второй и третьей статьи 8 Закона Республики Узбекистан "Об органах самоуправления граждан" органы самоуправления граждан не входят в систему органов государственной власти и пользуются правами юридического лица. В связи с этим, судам следует обратить внимание, что при рассмотрении дел о признании недействительными (полностью или частично) актов органов самоуправления граждан, незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, ответчиком является не орган государственной власти на местах, а данный орган самоуправления граждан.


32. По каждому факту незаконного вмешательства в деятельность юридических лиц, субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, воспрепятствования предпринимательской деятельности, нарушения прав и охраняемых законом интересов собственников, актов законодательства судам следует решать вопрос об ответственности должностных лиц государственных органов и органов самоуправления граждан, предусмотренной законодательством, изучив условия и причины, повлекшие нарушение закона, принимать меры по предотвращению барьеров на пути развития частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, путем вынесения частных определений.


Председатель

Высшего хозяйственного суда                                  К. Камилов



Секретарь Пленума

Высшего хозяйственного суда, судья                       К. Давлетова











Время: 0.1644
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск