ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Охрана окружающей природной среды / Охраняемые природные территории и объекты. Красная книга /

Положение о комплексных (ландшафтных) заказниках (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 22.07.2016 г. N 238)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 22.07.2016 г. N 238



ПОЛОЖЕНИЕ

о комплексных (ландшафтных) заказниках


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Комплексный (ландшафтный) заказник (далее - комплексный заказник) является охраняемой природной территорией общегосударственного значения, имеющей цель сохранения в естественном состоянии природных объектов и комплексов, имеющих особую экологическую ценность, на своей территории.


2. Земля, растительный и животный мир, другие природные объекты и комплексы комплексного заказника за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением, изымаются из хозяйственного использования.


3. Земли комплексного заказника относятся к землям природоохранного назначения. Земельные участки и другие природные объекты предоставляются в постоянное пользование комплексному заказнику в установленном порядке Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


4. Изъятие земельных участков комплексного заказника для общественных нужд допускается в исключительных случаях по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

5. Территория комплексного заказника учитывается при разработке планов и программ, схем землеустройства и районной планировки, других планов по использованию и охране природных ресурсов.


6. Комплексный заказник осуществляет свою деятельность на основании законов Республики Узбекистан "Об охране природы", "Об охраняемых природных территориях", настоящего Положения и других актов законодательства.


7. Решение об образовании комплексного заказника принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА II. ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСНОГО ЗАКАЗНИКА


8. На комплексный заказник возлагаются следующие задачи:

сохранение в естественном состоянии всех природных объектов и комплексов на своей территории;

содействие проведению научных исследований и ведению мониторинга окружающей природной среды, в подготовке научных кадров и специалистов в области экологии и охраны окружающей среды;

обеспечение биологического и ландшафтного разнообразия, поддержание экологического равновесия в системе охраняемых природных территорий (экологической сети) Республики Узбекистан;

экологическое просвещение.



ГЛАВА III. ПРАВОВОЙ СТАТУС

КОМПЛЕКСНОГО ЗАКАЗНИКА


9. Комплексный заказник является юридическим лицом и образуется в форме государственного природоохранного учреждения.


10. Комплексный заказник имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, штамп с обозначением своего наименования, а также счета в банках, в том числе и в иностранной валюте.


11. Комплексный заказник вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие), утверждаемую государственным органом, в ведении которого он находится.

Производство печатной, сувенирной и другой продукции с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территориях комплексного заказника, а также их названий и символики осуществляется только на основе договоров с комплексным заказником.



ГЛАВА IV. УПРАВЛЕНИЕ

КОМПЛЕКСНЫМ ЗАКАЗНИКОМ


12. Государственное управление комплексным заказником осуществляется специально уполномоченными органами.


13. Государственный и ведомственный контроль за деятельностью комплексного заказника осуществляется в соответствии с законодательством.


14. Государственный орган, в ведении которого находится комплексный заказник:

назначает директора комплексного заказника (далее - директор) по согласованию с Советом Министров Республики Каракалпакстан и соответствующими хокимами областей в зависимости от их территориального расположения;

наделяет имуществом, включая выделение денежных средств для обеспечения деятельности комплексного заказника;

утверждает смету доходов и расходов комплексного заказника;

утверждает штатное расписание комплексного заказника;

утверждает планы управления комплексного заказника (далее - план управления);

осуществляет контроль за деятельностью комплексного заказника;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Положением.


15. Непосредственное руководство комплексным заказником осуществляет директор, который несет ответственность за организацию деятельности и обеспечение режима комплексного заказника, а также руководит его исполнительным аппаратом.


16. Заместитель директора (при наличии) и главный бухгалтер комплексного заказника назначаются и увольняются приказами директора по согласованию с государственным органом, в ведении которого он находится.


17. Директор, действуя на основании законодательства и настоящего Положения, руководит деятельностью комплексного заказника, представляет без доверенности интересы комплексного заказника в государственных органах и иных организациях, заключает договора и распоряжается в установленном порядке средствами и имуществом комплексного заказника, несет ответственность за охрану природных объектов и комплексов, имущества, своевременное представление отчетности, соблюдение финансовой, договорной и трудовой дисциплины в комплексном заказнике.


18. На директора возлагается:

организация охраны природных объектов и комплексов, проверка и передача в установленном порядке в правоохранительные органы материалов для привлечения в установленном порядке виновных к ответственности, а также принятие решений в пределах своей компетенции по факту правонарушений на территории комплексного заказника;

организация ведения мониторинга окружающей природной среды, содействие выполнению научно-исследовательских работ;

организация охраны имущества, оборудования, материальных и других ценностей комплексного заказника;

осуществление в установленном порядке приема и увольнения работников комплексного заказника;

утверждение должностных обязанностей работников комплексного заказника;

обеспечение сохранности служебного оружия и боевых припасов к нему, специальных средств, форменного обмундирования, средств связи, специального снаряжения и другого вверенного имущества, их правильного ношения и использования;

организация использования территории комплексного заказника в соответствии с допустимыми видами деятельности;

решение других вопросов в соответствии с законодательством и настоящим Положением.


19. Основные данные о комплексном заказнике содержатся в паспорте комплексного заказника, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июня 2014 г. N 137 "Об утверждении Положения о порядке ведения паспорта охраняемой природной территории".


20. Функционирование комплексного заказника обеспечивается на основе плана управления. Состав данных, включаемых в план управления, порядок его разработки и утверждения определяется в соответствии с законодательством.


21. Комплексный заказник, бесплатно, в установленном порядке представляет в органы экологии и охраны окружающей среды и государственный орган, в ведении которых он находится, данные, необходимые для ведения мониторинга окружающей природной среды и соответствующих государственных кадастров.

22. Решением органов государственной власти на местах из числа своих представителей, представителей органов самоуправления граждан, а также населения создается Консультативная комиссия комплексного заказника (далее - Консультативная комиссия) для решения вопросов установления ограничений хозяйственной деятельности, создания инфраструктуры рекреации, мест сенокошения и пастьбы скота и других наиболее важных вопросов, связанных с функционированием комплексного заказника.



ГЛАВА V. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, МОНИТОРИНГ

ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И РЕКРЕАЦИЯ

В КОМПЛЕКСНОМ ЗАКАЗНИКЕ


23. Научно-исследовательская деятельность комплексного заказника осуществляется путем многолетних стационарных комплексных исследований, осуществляемых научно-исследовательскими организациями Академии наук Республики Узбекистан, а также привлекаемыми научными организациями и отдельными учеными, специалистами, в том числе и иностранными.

Научно-исследовательская работа в комплексном заказнике также может осуществляться собственным штатом научных сотрудников (при наличии).

Методическое руководство и координацию научных исследований в комплексном заказнике осуществляет Научно-технический совет Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды с привлечением ведущих специалистов Академии наук Республики Узбекистан.

24. Мониторинг природных объектов и комплексов комплексного заказника ведется в рамках государственной системы мониторинга окружающей природной среды.


25. Рекреационная деятельность в комплексном заказнике осуществляется как собственным штатом сотрудников, так и сторонними организациями и специалистами.

Рекреационная деятельность в комплексном заказнике проводится в соответствии с требованиями правил посещения охраняемых природных территорий.



ГЛАВА VI. ТЕРРИТОРИЯ И РЕЖИМ

КОМПЛЕКСНОГО ЗАКАЗНИКА


26. Для комплексного заказника должны выделяться обширные территории с ненарушенными или незначительно нарушенными природными комплексами и связями, охватывающие целостные экосистемы (крупные единицы ландшафтов).


27. Для предупреждения негативного влияния с окружающих территорий вдоль границ комплексного заказника образуется охранная зона. Охранная зона образуется одновременно с образованием комплексного заказника. Размеры и границы охранной зоны могут быть изменены в целях сохранения природных объектов и комплексов комплексного заказника в порядке, установленном законодательством.


28. При пространственно-территориальном устройстве комплексного заказника его территория разбивается на:

технические участки для улучшения управления охраной и научными работами, определяемые в зависимости от рельефа, наличия подъездных путей, расположения населенных пунктов вдоль границ комплексного заказника, а также их площади;

кварталы - по элементам ландшафта, а кварталы на выделы - по элементам растительности для учета и ведения научных исследований и мониторинга.

Количество технических участков, кварталов и выделов, а также их площадь устанавливаются в плане управления.


29. Границы земельного(ых) участка(ов) комплексного заказника и его охранной зоны, кварталов, элементов научной инфраструктуры и инфраструктуры мониторинга, а также выделяемых (предоставляемых) для целей, предусмотренных в пунктах 36, 37, должны быть обозначены на местности аншлагами, квартальными столбами и другими знаками.


30. На территории комплексного заказника запрещается вселение видов и подвидов растений и животных с целью их акклиматизации, изменение растительного и ландшафтного покрова, изменение гидрологического режима и любая другая деятельность, за исключением деятельности, предусмотренной в пункте 36 настоящего Положения.


31. Противопожарные и биотехнические мероприятия в комплексном заказнике проводятся только в соответствии с его планом управления.


32. Сбор образцов для зоологических, ботанических и других коллекций на территории комплексного заказника допускается только в целях, связанных с проведением научных исследований.


33. Передача земель и других природных объектов и комплексного заказника другим юридическим и физическим лицам во владение, пользование и аренду запрещается.


34. На территории охранной зоны комплексного заказника запрещается хозяйственная и иная деятельность, могущая причинить вред охраняемым природным объектам и комплексам комплексного заказника.

Размеры охранной зоны должны обеспечивать предотвращение негативного влияния объектов, расположенных за пределами охранных зон.

Режим охранной зоны определяется в положении о ней.

Виды деятельности, намечаемые к осуществлению в этой зоне, могут быть запрещены на основе заключения экологической экспертизы.


35. При необходимости устанавливаются обременения земельных участков для землевладельцев, землепользователей и арендаторов, расположенных в охранной зоне в соответствии с законодательством.


36. На территории комплексного заказника допускается:

осуществление научно-исследовательской деятельности;

осуществление рекреационной деятельности;

ведения мониторинга биоразнообразия;

строительство зданий и сооружений для проживания работников комплексного заказника, а также научных работников;

размещение музеев природы комплексного заказника, в том числе экспозиций под открытым небом.


37. На территории комплексного заказника выделяются следующие участки для:

содержания рабочих лошадей комплексного заказника и иных подобных целей;

сенокошения и выпаса скота, заготовки (сбора) дикорастущих растений для пищевых целей, дикорастущего растительного лекарственного и технического сырья для граждан, проживающих в его охранной зоне в порядке, установленном законодательством;

предоставления служебных земельных наделов работникам комплексного заказника, при этом при выходе на пенсию и увольнении работников комплексного заказника право пользования служебным наделом прекращается.

Общая площадь выделяемых (предоставляемых) для вышеуказанных целей земель определяется исходя из минимальной потребной площади для пастьбы скота с учетом ротации пастбищ, заготовки растений и сенокошения.

Эти земли должны располагаться вдоль границ комплексного заказника и не превышать 0,001% его площади. Площадь и границы этих земель определяются при подготовке плана управления и включаются в него директором совместно с Консультативной комиссией.



ГЛАВА VII. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОХРАНЫ

КОМПЛЕКСНОГО ЗАКАЗНИКА


38. Охрану комплексного заказника и контроль за соблюдением режима на его территории и охранной зоне осуществляют работники охраны комплексного заказника.


39. Работники охраны комплексного заказника имеют право:

на территории комплексного заказника и его охранной зоны производить проверку документов на пользование объектами растительного и животного мира;

проводить досмотр транспортных средств;

при обнаружении фактов нарушений на территории комплексного заказника и его охранной зоны составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административные задержания, изъятие вещей и документов, а также продукции незаконного природопользования, применять меры административного взыскания;

направлять материалы в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к ответственности;

производить проверку деятельности юридических и физических лиц по соблюдению установленного режима на территории и охранной зоне комплексного заказника;

носить и использовать служебное оружие и специальные средства, а также применять физическую силу и служебных собак;

в случаях и порядке, установленном законодательством, приостанавливать природопользование, хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением режима комплексного заказника и его охранной зоны;

осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.


40. Виды, типы (модели), количество, а также порядок приобретения, хранения, перевозки, выдачи, приема и учета и использования служебного оружия и боевых припасов к нему и специальных средств, предназначенных для работников охраны комплексного заказника, устанавливается государственным органом, в ведении которого находится комплексный заказник, по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан.

Обеспечение ведомственной военизированной охраны специальными средствами, служебным оружием и боевыми припасами к нему осуществляется в соответствии с законодательством.

41. Работники охраны комплексного заказника пользуются всеми правами и льготами государственных инспекторов органов по экологии и охране окружающей среды.

Директор и заместитель директора комплексного заказника (при наличии) приравниваются к старшим государственным инспекторам по экологии и охране окружающей среды, а работники охраны комплексного заказника - государственным инспекторам по экологии и охране окружающей среды.

42. Работники охраны комплексного заказника проходят курсы служебно-боевой, общественно-правовой, морально-психологической и физической подготовки в соответствии с утвержденными программами.

Программа и порядок проведения курса разрабатывается и утверждается государственным органом, в ведении которого находится комплексный заказник по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан.


43. Работники охраны комплексного заказника в установленном порядке обеспечиваются единого образца форменной одеждой и знаками различия.

Работники охраны комплексного заказника для предотвращения и борьбы с правонарушениями, в том числе и для предотвращения проникновения и базирования бандформирований на территории комплексного заказника, в порядке, установленном законодательством, проводят мероприятия во взаимодействии с территориальными подразделениями Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.

44. К охране территории комплексного заказника могут привлекаться общественные инспектора экологического контроля по экологии и охране окружающей среды.


ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


45. Имуществом комплексного заказника являются здания, сооружения, оборудование, денежные средства, переданные в установленном порядке заказнику:

государственным органом, в ведении которого он находится;

юридическими и физическими лицами в качестве благотворительных пожертвований.

Имущество комплексного заказника принадлежит ему на праве оперативного управления.


46. Комплексные заказники финансируются за счет:

средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

средств Фонда по экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами;

доходов от научно-исследовательской, природоохранной, рекламно-издательской и просветительской деятельности;

поступлений в счет возмещения вреда, причиненного охраняемым природным территориям;

сумм штрафов, взысканных за нарушение режима охраняемых природных территорий;

сумм, полученных от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, от продажи незаконно добытой продукции;

благотворительных пожертвований юридических и физических лиц;

иных поступлений, не запрещенных законодательством.


47. Комплексный заказник самостоятельно распоряжается средствами в соответствии со сметами доходов и расходов, утверждаемыми государственным органом, в ведении которого он находится.


48. Комплексный заказник ведет учет и отчетность по осуществлению деятельности согласно законодательству.


49. Прием и увольнение работников комплексного заказника осуществляется в соответствии со штатным расписанием и законодательством.


50. Работникам комплексного заказника устанавливаются районные коэффициенты в соответствии с законодательством.


51. Юридические и физические лица, виновные в нарушении режима комплексного заказника, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

С виновных лиц взыскиваются средства на возмещение вреда, нанесенного комплексному заказнику, в порядке и размерах, установленных законодательством.


52. Ликвидация и реорганизация комплексного заказника осуществляются в порядке, установленном законодательством.

Реорганизация комплексного заказника в целях его перевода в охраняемую природную территорию менее строгого режима допускается в исключительных случаях по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

1 августа 2016 г., N 30, ст. 361


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2016 г., N 7, ст. 70



















Время: 0.0247
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск