язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Бухгалтерский учет. Аудит. Оценочная деятельность/ Аудит/ Внутренние стандарты аудиторской деятельности/ F. Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям/ Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.



УТВЕРЖДЕНО

Приказом Генерального директора

Аудиторской организации

ООО "АУДИТ"

от "___" _________ 20__ г. за N___

        


Внутрифирменный стандарт аудиторской деятельности

"Заключение аудиторской организации

по специальным аудиторским заданиям"


1. Общие положения

2. Основные принципы подготовки заключения аудиторской

организации по специальным аудиторским заданиям

3. Заключение по специальному аудиторскому заданию

по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности

4. Заключение по специальному аудиторскому заданию

по юридической и экономической экспертизе договоров,

регулирующих гражданско-правовые отношения

5. Заключение по специальному аудиторскому заданию

о бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с

принципами бухгалтерской отчетности, отличными от НСБУ

6. Заключение по специальному аудиторскому заданию

об отчете, подготовленном за ряд смежных лет

7. Заключение по специальному аудиторскому заданию,

полученному от государственных органов



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Настоящий внутрифирменный стандарт аудиторской деятельности (далее именуется - стандарт), подготовлен аудиторской организацией ООО "АУДИТ" (далее именуется - Компания) на основе Национального стандарта аудиторской деятельности "Отчет аудитора по результатам проверки специального вопроса" за N 80 (зарегистрирован от 19.02.2003г. за N 1220).

Целью стандарта является установление положений о форме и содержании заключения компании о выполнении специальных аудиторских заданий, полученных от государственных органов, хозяйствующих субъектов, заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.

Задачами настоящего стандарта являются:

а) определение основ взаимоотношений компании и хозяйствующего субъекта в процессе выполнения специального аудиторского задания;

б) определение особенностей распределения ответственности между компанией и хозяйствующим субъектом по результатам выполнения специального аудиторского задания;

в) определение порядка и особенностей оформления компанией заключений по специальным аудиторским заданиям.

Требования настоящего стандарта являются обязательными для всех специалистов компании при оформлении заключений по специальным аудиторским заданиям.

Требования настоящего стандарта носят рекомендательный характер при оказании сопутствующих аудиту услуг, не предусматривающих выдачи заключения по специальным аудиторским заданиям. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований настоящего стандарта аудитор в обязательном порядке должен отметить это в своей рабочей документации и письменном отчете хозяйствующему субъекту или государственному органу, от которого компания получила специальное аудиторское задание.



2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ

АУДИТОРСКИМ ЗАДАНИЯМ


2.1. Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с компанией услуг по проверке специальной отчетности хозяйствующего субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово - хозяйственной деятельностью хозяйствующего субъекта.


2.2. Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства Республики Узбекистан, инициативное - во всех остальных случаях.


2.3. Компания может получать специальные аудиторские задания от:

а) хозяйствующих субъектов;

б) государственных органов;

в) заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо хозяйствующего субъекта.


2.4. Содержание, характер и объем работы, выполняемой компанией по специальному аудиторскому заданию, зависят от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания данной услуги.


2.5. Перед выполнением специального аудиторского задания компания должна удостовериться в том, что у нее достигнуто взаимопонимание с лицом, поручившим (заказавшим) специальное аудиторское задание, относительно цели и характера работы, а также содержания заключения, которое будет представлено компанией.


2.6. Планируя выполнение специального задания, компания должна представлять себе, для каких целей необходимо лицу, поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.


2.7. Во избежание возможности использования заключения по специальному аудиторскому заданию для целей, к выполнению которых оно не предназначено, компания может указать в договоре на выполнение такого задания цель, для которой будет подготовлено заключение, а также установить ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц.


2.8. Итоговая часть заключения по специальному аудиторскому заданию должна содержать окончательное мнение компании по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании. Итоговую часть рекомендуется начинать словами: "По нашему мнению".


2.9. В текст аналитической части заключения по специальным аудиторским заданиям могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документации, порядок ее движения и другие вопросы. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к заключению. На них в тексте заключения делаются ссылки, а сами материалы рассматриваются как составная часть заключения.



3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ

АУДИТОРСКОМУ ЗАДАНИЮ ПО ПРОВЕРКЕ

ОТДЕЛЬНЫХ СТАТЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ

ОТЧЕТНОСТИ


3.1. В соответствии со специальным аудиторским заданием компании может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и состоянии материально - производственных запасов, основных средств. Также может потребоваться выражение мнения компании относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности, например оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором.

Такое специальное аудиторское задание может быть выполнено по отдельному договору, а также в составе с аудиторской проверкой достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Однако в последнем случае полученные по результатам специального аудиторского задания, данные не могут служить основанием для выводов о достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Например, удовлетворительные результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей на складе не могут служить основанием для выводов о состоянии всех материальных ценностей хозяйствующего субъекта в целом.


3.2. Аудиторы, выполняя специальное задание по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, должны помнить о том, что каждая статья отчетности, как правило, связана с другими статьями отчетности. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудитор должен использовать аналитические или иные аудиторские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям. Такими взаимосвязанными статьями бухгалтерской отчетности являются, в частности, показатель объема выручки от реализации и величины дебиторской задолженности, величина товарно-материальных ценностей и сумма кредиторской задолженности и другие статьи.

Компания, оценивая возможность выполнения специального задания, должна поставить в известность лицо, поручившее выполнение задания, о том, что для выполнения задания необходима дополнительная бухгалтерская и иная информация, а также определить, какая именно.


3.3. В отличие от аудита бухгалтерской отчетности при выполнении специальных аудиторских заданий определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность хозяйствующего субъекта в целом, то величина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представляется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными с точки зрения одного хозяйствующего субъекта и малыми с точки зрения другого). Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, компания не может определить и степень аудиторского риска. Одна и та же статья бухгалтерской отчетности в ходе выполнения специального аудиторского задания в соответствии с заданием на его выполнение может быть исследована с большей тщательностью, чем при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.


3.4. Во избежание введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности компания должна письменно уведомить руководство хозяйствующего субъекта о необходимости включения в состав бухгалтерской отчетности, содержащей в соответствии с действующим законодательством аудиторское заключение, заключения по специальным заданиям только вместе с аудиторским заключением о бухгалтерской отчетности в целом.


3.5. Заключение компании по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности должно включать в себя указание на регулирующие бухгалтерский учет нормативные акты, которыми хозяйствующий субъект руководствовался при оценке и учете статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение компании о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанному нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет.


3.6. При выполнении специального аудиторского задания компании целесообразно ознакомиться с аудиторским заключением о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта за тот же период.



4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ АУДИТОРСКОМУ

ЗАДАНИЮ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЕ ДОГОВОРОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ


4.1. Цели выполнения специального аудиторского задания по экспертизе договоров могут быть различны:

а) составить заключение о правильности используемых схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным хозяйствующим субъектом в связи с появлением у хозяйствующего субъекта новых форм договоров;

б) составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т.п., подготовленных хозяйствующим субъектом в связи с началом нового направления деятельности;

в) подготовить заключение о соблюдении хозяйствующим субъектом определенных договоров, например кредитных договоров или договоров займа ;

г) другие цели.


4.2. Компания может выразить свое мнение относительно договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, только после того, как полностью рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и аспекты налогообложения на всех этапах реализации договора (контракта). В том случае, если в поручении на выполнение специального аудиторского задания содержатся специфические вопросы, не относящиеся к компетенции специалистов компании и требующие специальных познаний в области науки, техники, искусства и других областей знаний, компании следует привлечь для ответа на эти специфические вопросы эксперта. При этом компания должна руководствоваться стандартом аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".



5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ АУДИТОРСКОМУ

ЗАДАНИЮ О БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, СОСТАВЛЕННОЙ

В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ БУХГАЛТЕРСКОЙ

ОТЧЕТНОСТИ, ОТЛИЧНЫМИ ОТ НАЦИОНАЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА


5.1. Бухгалтерская отчетность может быть подготовлена хозяйствующим субъектом для специальных целей в соответствии с правилами бухгалтерского учета иными, нежели национальными стандартами бухгалтерского учета (например, национальных стандартов бухгалтерского учета другой страны). Такими формами бухгалтерской отчетности также могут быть:

а) налоговые декларации;

б) отчеты о финансовых результатах, основанных на поступлениях в кассу и выплатах из кассы;

в) финансовая отчетность, установленная каким-либо государственным или иным регулирующим органом.


5.2. Компания должна оценить возможность пользователя бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта понять из названия или из примечания к данной бухгалтерской отчетности, что эта отчетность подготовлена не в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. Если в названии такой бухгалтерской отчетности соответствующие указания и ссылки отсутствуют, то компания должна сделать это в своем заключении.


5.3. Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке финансовой информации, подготовленной в соответствии с принципами бухгалтерского учета, отличными от национальных, должно содержать указание на применявшиеся принципы учета или на параграф отчетности, в котором содержится такая ссылка. В заключении должно быть указано, подготовлена ли бухгалтерская отчетность во всех ее существенных аспектах в соответствии с этими принципами.



6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ

АУДИТОРСКОМУ ЗАДАНИЮ ОБ ОТЧЕТЕ,

ПОДГОТОВЛЕННОМ ЗА РЯД СМЕЖНЫХ ЛЕТ


6.1. Хозяйствующий субъект может подготавливать специальные отчеты, представляющие обобщенные данные годовых бухгалтерских отчетов за ряд смежных лет, с целью информирования пользователей, интересующихся основными данными деятельности организации и ее результатами.


6.2. Обобщенный отчет значительно менее детализирован, чем годовые отчеты, подтверждаемые аудитором. Поэтому в таких отчетах должно быть ясно обозначено, что они имеют сокращенный характер, и пользователю отчетности для лучшего понимания финансового положения организации и результатов ее деятельности за каждый год необходимо использовать обобщенный отчет вместе с бухгалтерскими отчетами, подтвержденными аудитором и содержащими всю требуемую в рамках данной системы учета информацию.


6.3. Обобщенный отчет должен быть назван таким образом, чтобы указывать на ту бухгалтерскую отчетность, на основании которого он был подготовлен, например "Отчет, подготовленный на основании бухгалтерской отчетности на 31 декабря 20XX года, 31 декабря 20XX1, проверенной аудиторской организацией".


6.4. Обобщенный отчет не содержит всей информации, которая должна в нем содержаться в соответствии с системой отчетности для годовых бухгалтерских отчетов, подтвержденных аудитором. Поэтому фраза об отражении в отчетности показателей деятельности "достоверно во всех существенных аспектах" не должна использоваться компанией при формировании ею мнения относительно данных отчетов.



7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ

АУДИТОРСКОМУ ЗАДАНИЮ, ПОЛУЧЕННОМУ

ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ


7.1. Заключение компании по специальному аудиторскому заданию, проведенному по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Республики Узбекистан.


7.2. В заключении по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, следует избегать таких оценочных юридических терминов, как "халатность", "хищение", "растрата", "присвоение" и подобных. Применяя такую терминологию, компания выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебные и следственные органы.


7.3. Выводы компании должны излагаться в той последовательности, в которой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные компанией факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. В том случае, если такая связь имеется, компания должна указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой период, описать обстоятельства, способствовавшие выявленному нарушению. В случае, когда это представляется возможным, компании следует указать, кто из должностных лиц хозяйствующего субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба.


7.4. Содержание заключения по специальным аудиторским заданиям должно обеспечивать государственным органам, поручившим выполнение задания, возможность однозначно определить обоснованность выводов аудитора и доказательственную ценность заключения.