язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов / Типовой регламент законопроектной деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 17.10.2016 г. N 345)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 17.10.2016 г. N 345



ТИПОВОЙ РЕГЛАМЕНТ

законопроектной деятельности органов

государственного и хозяйственного управления,

органов исполнительной власти на местах


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящий Типовой регламент определяет порядок организации и осуществления законопроектной деятельности в органах государственного и хозяйственного управления, Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента (далее - органы).


2. Основными стадиями законопроектной деятельности органа являются:

планирование законопроектной деятельности;

подготовка, согласование и внесение законопроектов в Кабинет Министров Республики Узбекистан;

общественное и профессиональное обсуждение законопроектов;

участие в подготовке и обсуждении законопроектов, разрабатываемых иными органами;

участие в рассмотрении законопроектов и законов в палатах Олий Мажлиса Республики Узбекистан.


3. Подготовка законопроектов осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, актами и поручениями Президента Республики Узбекистан, решениями и поручениями Кабинета Министров Республики Узбекистан.


4. Подготовка законопроектов может осуществляться органами также по собственной инициативе в соответствии с их полномочиями, с учетом приоритетных направлений общественно-политического и социально-экономического развития страны.


5. Организация законопроектной деятельности органа и контроль за этой работой осуществляется непосредственно руководителем органа.



ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ


6. Органы в целях планирования законопроектной деятельности разрабатывают и утверждают текущий (на предстоящий год), а при необходимости - перспективный (на срок более одного года) план подготовки законопроектов (далее - планы).


7. Разработка плана осуществляется юридической службой органа (далее - юридическая служба) на основе предложений структурных, в том числе территориальных подразделений органа (далее - подразделения органа).


8. Юридическая служба ежегодно до 1 июля готовит поручение руководителя органа по внесению предложений для формирования плана (далее - предложения).


9. На основе поручения руководителя органа подразделения органа до 1 августа текущего года подготавливают и вносят предложения в юридическую службу.


10. Предложения должны содержать:

рабочее наименование законопроекта;

обоснование необходимости принятия законопроекта и ожидаемые результаты;

аналитическую справку о состоянии законодательной регламентации вопросов, предлагаемых к регулированию в законопроекте;

аналитическую справку по итогам изучения международных документов и законодательства зарубежных стран по правовому регулированию отношений, относящихся к предмету законопроекта (при наличии);

наименование подразделения органа, к компетенции которого относятся правоотношения, подлежащие регулированию в подготавливаемом законопроекте, и являющегося основным исполнителем по подготовке законопроекта (далее - основной исполнитель), а также других подразделений органа, определяемых в качестве соисполнителей по подготовке законопроекта (далее - подразделения-соисполнители);

перечень органов и других организаций, ответственных за подготовку законопроекта;

срок представления законопроекта в Кабинет Министров Республики Узбекистан.


11. Юридическая служба проводит изучение представленных предложений на предмет их соответствия законодательству, обоснованности, а также изучает правовые и иные последствия принятия законопроекта.


12. Юридическая служба вправе возвратить предложения для доработки, если они представлены без соблюдения требований пункта 10 настоящего Типового регламента.


13. Юридическая служба обобщает поступившие предложения и в срок до 20 августа текущего года вносит их руководителю органа на рассмотрение в виде проекта плана.


14. В проекте плана предусматриваются:

рабочее наименование законопроекта;

обоснование необходимости принятия законопроекта и ожидаемые результаты;

основной исполнитель и подразделения-соисполнители;

дата проведения общественного или профессионального обсуждения законопроекта (при необходимости);

срок подготовки, согласования и внесения законопроекта в Кабинет Министров Республики Узбекистан.


15. Руководитель органа, рассмотрев проект плана и изучив необходимость, обоснованность, соответствие законопроектов, включенных в него, приоритетным направлениям общественно-политического и социально-экономического развития страны, в срок до 1 сентября текущего года утверждает его.

При необходимости руководитель органа поручает подразделениям органа дополнительно проработать предложения, а юридической службе - доработать проект плана.


16. Утвержденный план в течение одного рабочего дня после утверждения направляется соответствующим подразделениям органа для исполнения.


17. Внесение предложений по включению законопроектов в программу законопроектных работ Правительства на предстоящий год, в соответствии с Положением о порядке подготовки и принятия программ по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов, а также мониторинга их исполнения, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 5 августа 2011 г. N 227, осуществляется юридической службой на основании плана, утвержденного руководителем органа.



ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА, СОГЛАСОВАНИЕ

И ВНЕСЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ В КАБИНЕТ

МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


18. По каждому законопроекту основным исполнителем составляется план-график его подготовки. План-график утверждается руководителем органа, если иное не предусмотрено в поручении о подготовке законопроекта.

Мониторинг хода исполнения плана-графика осуществляется юридической службой и результаты мониторинга ежемесячно выносятся на обсуждение руководителю органа.


19. Основной исполнитель информирует юридическую службу о ходе подготовки законопроекта, а при необходимости привлекает, с согласия руководителя органа, юридическую службу для решения возникающих в ходе подготовки правовых вопросов.

Подразделение-соисполнитель по запросу основного исполнителя представляет необходимые для подготовки законопроекта информационно-аналитические и иные материалы, а в случае необходимости участвует в подготовке законопроекта.


20. Для подготовки законопроектов, как правило, создаются рабочие группы (комиссии). Решение о создании рабочей группы (комиссии) с указанием ее персонального состава принимается руководителем органа.

В состав рабочих групп (комиссии) включаются работники основного исполнителя, подразделений-соисполнителей, а при необходимости могут включаться (по согласованию) представители министерств и ведомств, отвечающих за состояние и развитие соответствующих отраслей, других заинтересованных государственных органов, научных и иных организаций, а также граждане.


21. Основной исполнитель координирует работу подразделений-соисполнителей по подготовке законопроекта, привлекает к данной работе представителей заинтересованных органов и других организаций, обеспечивает согласование законопроекта с заинтересованными органами и другими организациями и внесение законопроекта в Кабинет Министров Республики Узбекистан.


22. Подготовка законопроекта начинается с разработки его концепции.


23. Основной исполнитель или рабочая группа (комиссия) осуществляет сбор необходимых материалов и информации, проводит необходимое изучение, по результатам которого подготавливает концепцию, а при необходимости также справки, таблицы, диаграммы и иные информационно-аналитические материалы.


24. Концепция должна отвечать требованиям, установленным законодательством.


25. Подготовленная концепция утверждается руководителем органа, если иное не предусмотрено в поручении о подготовке законопроекта.


26. На основании утвержденной концепции составляется (подготавливается) законопроект.


27. При подготовке законопроекта основной исполнитель или рабочая группа (комиссия):

изучает состояние законодательства, практику его применения по предмету регулирования проекта;

выявляет пробелы и противоречия, негативно влияющие на правовое регулирование определенной области общественных отношений, а также общественную потребность в правовом регулировании, причины и условия, влияющие на эффективность законодательства;

обобщает и использует предложения государственных органов и иных организаций, а также отдельных граждан, материалы средств массовой информации, консультации и рекомендации научных и иных организаций, ученых и специалистов, данные других средств выявления общественного мнения;

проводит сравнительный анализ положений международных документов и законодательства зарубежных стран в соответствии с Методикой проведения сравнительного анализа положений международных документов и законодательства зарубежных стран при подготовке проектов законов, утвержденной Совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 15 сентября 2015 г. N 220-III/ПК-41-III.

Подготовка законопроекта должна основываться на глубоком и всестороннем анализе эффективности работы будущего закона на практике.


28. Законопроекты должны отвечать требованиям законов Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах", "О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан" и иных актов законодательства, а также правилам законодательной техники.


29. При подготовке законопроектов особое внимание следует обратить на:

обеспечение прямого действия имеющихся в законопроекте норм, системности и кодификации актов законодательства;

определение четких механизмов, в том числе административно-правовых и судебно-правовых механизмов реализации будущего закона.


30. Юридико-техническое оформление законопроектов осуществляется в соответствии с Правилами юридико-технического оформления законопроектов, вносимых в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и законов, представленных в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденными Совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 декабря 2010 года N 237-II/150-II.


31. В случае, если подготавливаемый законопроект влечет за собой необходимость внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты либо признания их (полностью или частично) утратившими силу, эти изменения и дополнения, а также предложения по признанию утратившими силу включаются в проект подготавливаемого закона.

При значительном числе законодательных актов или их частей, подлежащих изменению, дополнению или признанию утратившими силу, они представляются одновременно с проектом закона в виде отдельного законопроекта. При этом к нему прилагаются соответствующие сопоставительные таблицы действующей и предлагаемой редакции текста акта с пояснениями.


32. Основной исполнитель или рабочая группа (комиссия) после подготовки законопроекта направляет его на согласование (визирование) в подразделения-соисполнители органа.

Согласованный (завизированный) в установленном порядке руководителями всех подразделений-соисполнителей законопроект представляется в юридическую службу для проведения правовой экспертизы.


33. В случае соответствия законодательству, правилам законодательной техники и иным требованиям, предъявляемым к законопроектам, руководитель юридической службы визирует законопроект. Визирование осуществляется проставлением подписи на оборотной стороне каждой страницы законопроекта.

Одновременно с визированием законопроекта юридическая служба готовит правовое заключение.


34. В правовом заключении юридической службы отражаются:

сведения о нормативно-правовых актах, в которых поручено подготовить законопроект, а также о поручениях вышестоящего органа (при наличии поручения);

краткое изложение сути и значения основных положений законопроекта с разъяснением их правовой природы;

вывод о соответствии законопроекта законодательству, правилам законодательной техники, а также обоснованности и целесообразности применения каждой отсылочной нормы законопроекта.

Правовое заключение подписывается руководителем юридической службы.


35. При несоответствии законопроекта законодательству и правилам законодательной техники, иным требованиям, предъявляемым к законопроектам, юридическая служба возвращает законопроект основному исполнителю на доработку с соответствующими замечаниями и предложениями.


36. После получения правового заключения юридической службы основной исполнитель докладывает руководителю органа о возможности направления законопроекта на согласование в заинтересованные органы и другие организации.

Рассмотрев законопроект, руководитель органа принимает решение о доработке законопроекта либо о направлении законопроекта в заинтересованные органы и другие организации на согласование.


37. Основной исполнитель организует направление законопроекта в заинтересованные органы и другие организации на согласование. Согласование законопроекта с заинтересованными органами и другими организациями осуществляется в соответствии с Регламентом Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 14 февраля 2005 г. N 62 (далее - Регламент Кабинета Министров).


38. При внесении законопроекта в Министерство юстиции Республики Узбекистан для проведения правовой экспертизы к нему в обязательном порядке прилагается правовое заключение юридической службы.


39. Внесение законопроектов в Кабинет Министров Республики Узбекистан осуществляется с соблюдением требований, установленных в законах Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах", "О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан", и в порядке, установленном Регламентом Кабинета Министров.



ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ


40. Законопроект до его согласования с заинтересованными органами и организациями выносится на общественное и (или) профессиональное обсуждение.

41. Общественное обсуждение законопроекта проводится с участием представителей заинтересованных государственных органов, научных, негосударственных некоммерческих и иных организаций, ученых и специалистов, экспертов, путем проведения семинаров и "круглых столов", размещения текстов законопроектов и аналитических материалов к нему на официальном веб-сайте органа, а также иными способами.

Профессиональное обсуждение законопроекта проводится с участием специалистов соответствующих отраслей.

42. Обеспечение организации общественного и профессионального обсуждения законопроектов возлагается на руководителя органа.


43. Участники общественного и профессионального обсуждения законопроекта должны быть заблаговременно ознакомлены разработчиком с его текстом.


44. В случае, когда способ, которым ранее было проведено общественное обсуждение, не обеспечил широкое, действенное общественное обсуждение законопроекта, руководитель органа принимает меры к проведению общественного обсуждения иным способом.


45. Законопроекты, воздействующие на осуществление предпринимательской деятельности, подлежат также размещению органами-разработчиками законопроекта на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан для обсуждения и оценки их воздействия на предпринимательскую деятельность в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 декабря 2014 г. N 328 "О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность".


46. Предложения и замечания, высказанные в ходе общественного и профессионального обсуждения, подлежат рассмотрению основным исполнителем или рабочей группой (комиссией).

По неучтенным предложениям и замечаниям составляется справка с соответствующими пояснениями.


47. Информация о проведенном общественном и (или) профессиональном обсуждении законопроекта и его результатах должна быть отражена в пояснительной записке.



ГЛАВА 5. УЧАСТИЕ ОРГАНА

В ПОДГОТОВКЕ И ОБСУЖДЕНИИ ЗАКОНОПРОЕКТОВ,

РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ИНЫМИ ОРГАНАМИ


48. Участие представителей органа в деятельности рабочих групп (комиссий) по подготовке и обсуждению соответствующих законопроектов, разрабатываемых иными органами, осуществляется с согласия руководителя органа или его заместителя.


49. При поступлении законопроекта в орган на согласование от субъектов права законодательной инициативы, определенных статьей 83 Конституции Республики Узбекистан, и иных органов и организаций, основным исполнителем по согласованию законопроекта является подразделение органа, в компетенцию которого входят правоотношения, подлежащие регулированию.

По всем законопроектам, поступающим в органы на согласование, юридическая служба определяется соисполнителем и обеспечивает его правовую экспертизу.


50. Основной исполнитель в соответствии с Регламентом Кабинета Министров обеспечивает согласование поступившего из иного органа законопроекта.


51. Органы должны строго соблюдать требования Регламента Кабинета Министров при рассмотрении и согласовании законопроекта, разрабатываемого иными органами.


52. Предложения о внесении изменений и дополнений, а также о признании утратившими силу законодательных актов, не оформленные в виде законопроектов, при поступлении рассматриваются в месячный срок в соответствии с общим порядком исполнения документов в органах, если постановлением палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, актом или поручением Президента Республики Узбекистан либо решением или поручением Кабинета Министров Республики Узбекистан не установлены иные сроки их рассмотрения.



ГЛАВА 6. УЧАСТИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

И РАБОТНИКОВ ОРГАНА В СОСТАВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН,

УЧАСТВУЮЩИХ В РАССМОТРЕНИИ ЗАКОНОПРОЕКТОВ

И ЗАКОНОВ В ПАЛАТАХ ОЛИЙ МАЖЛИСА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


53. Органы при внесении законопроекта в Кабинет Министров Республики Узбекистан одновременно представляют кандидатуры из числа руководителей и работников органа, а также заинтересованных министерств и ведомств для формирования состава представителей Кабинета Министров Республики Узбекистан, участвующих в рассмотрении законопроектов и законов в палатах Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее - представители Правительства).


54. Состав представителей Правительства утверждается решением Президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан.


55. Участие представителей Правительства при рассмотрении законопроектов и законов в палатах Олий Мажлиса Республики Узбекистан осуществляется в соответствии с Положением о порядке участия представителей субъекта права законодательной инициативы при рассмотрении проекта закона в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденным Совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 15 сентября 2015 г. N 220-III/ПК-41-III.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

24 октября 2016 г., N 42, ст. 484


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2016 г., N 10, ст. 90