язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов / Основные требования, предъявляемые к концепции законопроекта, пояснительной записке, аналитическим и информационным материалам, прилагаемым к законопроекту (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 17.10.2016 г. N 345)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 17.10.2016 г. N 345



ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,

предъявляемые к концепции законопроекта,

пояснительной записке, аналитическим

и информационным материалам,

прилагаемым к законопроекту


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Основные требования в соответствии с законами Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах", "О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан", Регламентом Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 14 февраля 2005 г. N 62, определяют обязательные к соблюдению требования при подготовке концепции законопроекта, пояснительной записки, аналитических и информационных материалов, прилагаемых к законопроекту, и направлены на совершенствование методологического обеспечения законопроектной деятельности органов государственного и хозяйственного управления, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента.


2. Основные требования являются обязательными при подготовке законопроектов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента и другими государственными органами в Кабинет Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНОПРОЕКТА


3. Подготовка законопроекта начинается с разработки его концепции.

Концепция законопроекта (далее - концепция) подготавливается органами государственного и хозяйственного управления, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента или рабочими группами (комиссиями) (далее - разработчик).

К подготовке концепции могут привлекаться научно-исследовательские организации, специалисты и эксперты, обладающие соответствующими знаниями и опытом, в том числе из зарубежных стран и международных организаций, а также граждане.


4. В концепции должны быть определены:

основная идея, цель и предмет правового регулирования;

общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативно-правовых актов;

обоснование необходимости разработки законопроекта;

основные положения законопроекта;

прогноз социально-экономических, правовых и иных последствий будущего закона.


5. При определении основной идеи, цели и предмета правового регулирования в концепции раскрываются содержание законопроекта, основные задачи и цели, на достижение которых он направлен, общественные отношения, которые он призван урегулировать, а также излагается сфера применения, на которую распространяется его действие, полномочия (права и обязанности) субъектов правоотношений.


6. В общей характеристике и оценке состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений отражается состояние действующих в этой сфере нормативно-правовых актов, в частности, указываются:

нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в соответствующей сфере, а также международные договоры Республики Узбекистан;

пробелы и противоречия в законодательстве, наличие устаревших, фактически утративших свое значение, неэффективных либо не имеющих механизма реализации положений;

рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования;

общепризнанные принципы и нормы международного права, а также опыт правового регулирования в зарубежных странах;

результаты проведения статистических, социологических, политологических, а также иных научных исследований;

перечень подзаконных нормативно-правовых актов, принятие которых необходимо для реализации будущего закона.


7. В обосновании необходимости разработки законопроекта излагаются аргументы, свидетельствующие о необходимости принятия закона.

Излагаемые аргументы должны быть конкретными, обоснованными и устанавливать причинно-следственную связь проблемы с несовершенством действующего законодательства. Указываются также отрасль законодательства, к которой относится законопроект, положения Конституции и законов Республики Узбекистан, на реализацию которых он направлен, а также его значение для правовой системы.


8. В основных положениях законопроекта излагаются правила, которые будут установлены в будущем законе, его примерная структура с кратким содержанием, при возможности, разделов, подразделов, глав, параграфов и статей.


9. Прогноз социально-экономических, правовых и иных последствий будущего закона включает описание предполагаемых последствий и ожидаемых конечных результатов его реализации. При этом должны учитываться не только положительные, но и возможные негативные последствия реализации будущего закона. При прогнозе правовых последствий будущего закона при необходимости также учитываются административно-правовые, судебно-правовые механизмы, обеспечивающие его исполнение.


10. Разработчик может указать в концепции и иную необходимую информацию.


11. Подготовленная концепция утверждается руководителем разработчика, если иное не предусмотрено в поручении о подготовке законопроекта, после чего осуществляется непосредственно подготовка текста законопроекта.


12. При необходимости концепция может быть предварительно согласована с вышестоящими органами.



ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ

ЗАПИСКЕ К ЗАКОНОПРОЕКТУ


13. Пояснительная записка к законопроекту (далее - пояснительная записка) подготавливается разработчиком после подготовки текста законопроекта.


14. В пояснительной записке должны содержаться:

основание для подготовки законопроекта и обоснование необходимости его принятия, в том числе сведения о нормативно-правовых актах, в которых поручено подготовить законопроект, а также о поручениях вышестоящего органа (при наличии поручения);

полное наименование разработчика законопроекта;

цели и задачи, а также основные положения, определяемые законопроектом, их краткое обоснование. При этом определяются основные цели, на достижение которых направлен законопроект, кратко указываются отдельные положения законопроекта, посредством которых можно достичь конкретных целей;

ожидаемые результаты от принятия закона. При этом приводятся предполагаемые позитивные изменения в правовом регулировании, которые могут произойти в связи с принятием закона. Ожидаемые результаты могут быть изложены также с указанием количественных показателей;

информация о принципах, положениях и формулировках международных документов и законодательства зарубежных стран, относящихся к предмету законопроекта. При наличии положительного зарубежного опыта в соответствующей сфере в пояснительной записке может быть указано государство, вид, наименование и краткое содержание акта, в котором предусмотрена норма, учтенная при подготовке законопроекта;

характеристика содержания законопроекта, в котором кратко излагается структура законопроекта с содержанием разделов, подразделов, глав, параграфов и статей законопроекта. При необходимости раскрывается основная суть положений, составляющих наиболее важную часть законопроекта;

информация о наличии или отсутствии необходимости внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты либо признания их утратившими силу в связи с принятием закона;

обоснование каждой ссылки на другие нормативно-правовые акты, используемые в законопроекте. При этом кратко раскрывается содержание нормы нормативно-правового акта, на которую делается ссылка;

краткое финансово-экономическое обоснование - в случае если реализация положений будущего закона требует дополнительных финансовых затрат или влечет потери Государственного бюджета Республики Узбекистан. Если реализация положений будущего закона не требует указанных затрат или не влечет потерь, то об этом в пояснительной записке приводится соответствующая информация;

информация о проведенном общественном и (или) профессиональном обсуждении законопроекта и его результатах, в том числе информация о результатах проведенного обсуждения проекта на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 декабря 2014 г. N 328 "О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность";

информация о согласовании законопроекта с заинтересованными министерствами и ведомствами. При этом перечисляются заинтересованные министерства и ведомства, которыми согласован (завизирован) законопроект;

краткое изложение содержания разногласий по законопроекту и мотивированное мнение о них (в случае наличия разногласий).


15. В пояснительной записке могут содержаться и иные сведения, необходимые для обоснования законопроекта.


16. Пояснительная записка подписывается руководителем разработчика.



ГЛАВА 4. АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

МАТЕРИАЛЫ, ПРИЛАГАЕМЫЕ К ЗАКОНОПРОЕКТУ


17. К подготовленному законопроекту помимо пояснительной записки прилагаются:

аналитическая сравнительная таблица с указанием в последовательном порядке соответствующих положений международных документов и законодательства зарубежных стран, законодательства Республики Узбекистан, обоснованных предложений о приемлемости применения соответствующего международного опыта в условиях Республики Узбекистан;

перечень подзаконных актов, подлежащих принятию, изменению или дополнению, признанию утратившими силу в связи с принятием законопроекта. При этом кратко указываются основания для принятия, изменения или дополнения подзаконного акта и органы, ответственные за их принятие, изменение или дополнение;

сопоставительная таблица, если законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в иные законодательные акты, а также признание утратившими силу законодательных актов;

таблица разногласий, если законопроект согласован (завизирован) заинтересованными министерствами и ведомствами с замечаниями и предложениями, и копии их писем, в которых изложены замечания и предложения;

финансово-экономическое обоснование - в случае если реализация положений будущего закона потребует дополнительных финансовых затрат или влечет потери Государственного бюджета Республики Узбекистан. В финансово-экономическом обосновании указываются предварительная сумма финансовых затрат или потерь Государственного бюджета Республики Узбекистан, в том числе недополучаемые доходы, в связи с реализацией законопроекта, цели и получатели финансовых расходов, а также другие финансово-экономические показатели;

справка о хронологии подготовки и согласования законопроекта.


18. К законопроекту могут быть приложены и иные аналитические и информационные материалы.


19. Аналитические и информационные материалы, прилагаемые к законопроекту, должны быть подписаны руководителем разработчика.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


20. Внесение законопроектов в Кабинет Министров Республики Узбекистан осуществляется с соблюдением требований, установленных в законах Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах", "О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан", и в порядке, установленном Регламентом Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 14 февраля 2005 г. N 62.


21. При внесении законопроекта в Кабинет Министров Республики Узбекистан в обязательном порядке представляются текст законопроекта и прилагаемые к нему материалы в электронной форме.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

24 октября 2016 г., N 42, ст. 484


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2016 г., N 10, ст. 90