ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Транспорт / Перевозка пассажиров и грузов. Транспортная экспедиция /

Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 04.11.2003 г. N 482)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 04.11.2003 г. N 482

ПРАВИЛА

перевозки пассажиров и багажа

автомобильным транспортом


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом (далее - Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об автомобильном транспорте", "О городском пассажирском транспорте", "О безопасности дорожного движения", "О защите прав потребителей" и распространяются на перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые автомобильным транспортом в Республике Узбекистан.


2. Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом осуществляются при наличии соответствующей лицензии, договора (контракта) на оказание услуг пассажирским транспортом на регулярных маршрутах, заключенного в установленном порядке по результатам тендера.


3. Размеры тарифов на перевозки пассажиров и багажа определяются в порядке, установленном настоящими Правилами и другими актами законодательства.


4. Международные автомобильные перевозки пассажиров и багажа регламентируются также международными договорами Республики Узбекистан.


5. Реквизиты проездных билетов, путевых и билетно-учетных листов, паспортов  маршрутов, автовокзалов (автостанций), формы и инструктивно-методические документы, касающиеся перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утверждаются Министерством транспорта Республики Узбекистан.


ГЛАВА II. ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА


§ 1. Основные понятия


6. В Правилах используются следующие основные понятия:


автобус - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки  пассажиров, багажа и имеющее более 8 мест для посадки, не считая  места водителя;


автовокзал (автостанция) - организация, осуществляющая  транспортно- экспедиционную, перевозочную деятельность и другие услуги пассажирам;


автопавильон - сооружение на автомобильной дороге для обслуживания пассажиров;


багажный автомобиль - автомобиль, предназначенный для перевозки багажа;


багаж - вещи, упакованные для отправления и перемещаемые  пассажиром в этом же автобусе;


багажная квитанция - документ, подтверждающий прием багажа для перевозки;


билет - документ строгой отчетности, удостоверяющий право пассажира на пользование автобусом за плату и подтверждающий заключение публичного договора перевозки между пассажиром и перевозчиком;

водитель - лицо, управляющее автотранспортным средством;


дорога - обустроенная и используемая для движения транспортных средств полоса земли  либо поверхность искусственного сооружения;


кладь ручная - упакованные для перевозки вещи, перевозимые пассажиром бесплатно;


легковой автомобиль - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки  пассажиров, багажа и имеющее не более 8 мест для посадки, не считая  места водителя;


линейное такси - легковое автотранспортное средство, оказывающее услуги по перевозке по заявкам пассажиров за плату по показанию прибора со специальным приложением, обеспечивающего функции таксометра, имеющее не более четырех мест для сидения, не считая места водителя;

агрегатор - юридическое лицо, оказывающее перевозчикам пассажиров линейного такси интерактивные услуги по поиску клиентов;

маршрутный автобус - автобус, предназначенный для перевозки  пассажиров и багажа по установленному маршруту;


маршрутное такси - автотранспортное средство (микроавтобус или легковой автомобиль), предназначенное для перевозки пассажиров на регулярных маршрутах с организацией остановок по требованию пассажиров;

маршрут - установленный путь следования автотранспортных средств между определенными пунктами;


паспорт маршрута (маршрутная документация) - документы, характеризующие основные сведения о маршруте (допускается наличие паспорта маршрута в электронной форме);

пассажир - физическое лицо, пользующееся услугами перевозчика в соответствии с заключенным договором перевозки;


перрон - площадка для посадки и высадки пассажиров на автовокзалах (автостанциях),  имеющая возвышение от уровня дорожного покрытия;


перевозчик - юридическое лицо, владеющее автотранспортным средством на праве собственности или других вещных правах, оказывающее на коммерческой основе услуги по перевозке пассажиров, багажа и имеющее на это специальное разрешение (лицензию);

расписание движения - график (таблица), содержащий  сведения о времени, месте и  последовательности выполнения рейса;


рейс - путь автотранспортного средства от начального до конечного пункта маршрута;


специальные маршруты - перевозка работников организаций к месту работы и обратно;


схема маршрута - графическое изображение маршрута условными обозначениями;


тариф - установленная величина оплаты перевозки пассажиров и багажа;


трафарет - указатель для информирования пассажиров о маршруте;


регулярные маршруты - установленный путь следования автотранспортных средств между определенными пунктами в соответствии с утвержденной схемой маршрута, графиком движения, тарификацией стоимости проезда.


§ 2. Виды перевозок и их организация


7. Пассажирские перевозки подразделяются на следующие виды:

а) городские;

б) пригородные;

в) междугородные;

г) международные.

Пассажиры перевозятся:

а) в маршрутных автобусах;

б) в автобусах и легковых автомобилях, предоставляемых юридическим и физическим лицам по их заявкам (заказам) или иным договорам перевозки;

в) в линейных такси;

г) в маршрутных такси.


8. Движение маршрутных автобусов и маршрутных такси организуется по расписаниям:

а) на городских маршрутах - хокимиятами городов или Министерством транспорта Республики Каракалпакстан, управлениями транспорта областей и г. Ташкента;

б) на пригородных и внутриобластных междугородных маршрутах - хокимиятами областей или Министерством транспорта Республики Каракалпакстан, управлениями транспорта областей;

в) на межобластных-междугородных и международных маршрутах - Министерством транспорта Республики Узбекистан.

9. Организация (открытие) новых маршрутов производится в установленном актами законодательства порядке:

а) городских, пригородных и внутриобластных маршрутов - территориальными подразделениями Министерства транспорта Республики Узбекистан (далее - Министерство транспорта);

б) межобластных междугородных маршрутов - Министерством транспорта;

в) международных маршрутов - Министерством транспорта по согласованию с уполномоченным органом в сфере транспорта зарубежных стран.

10. На каждый вновь открываемый и эксплуатируемые маршруты Министерством транспорта или его территориальными подразделениями соответственно разрабатывается и утверждается паспорт маршрута (в том числе в электронном виде), включающий в себя:

а) титульный лист с основными показателями маршрута;

б) схему маршрута (с указанием остановочных пунктов, участков дорог, представляющих опасность для движения,  железнодорожных переездов, путепроводов и т.п. В схемах междугородных-межобластных и международных маршрутов, кроме этого, указываются места отдыха, пункты приема пищи);

в) протокол замера расстояния и хронометража времени движения автотранспортного средства;

г) расписание движения автотранспортного средства  по маршруту;

д) тарификацию стоимости проезда.


11. Отдельным категориям пассажиров предоставляется право льготного (включая бесплатный) проезда в транспорте.

Категории пассажиров, имеющих право льготного проезда, и порядок предоставления этих льгот устанавливаются законодательством.


12. При проезде в автотранспортных средствах  на регулярных пассажирских маршрутах пассажир обязан приобрести проездной билет, хранить его в течение всего времени поездки и  предъявлять его по первому требованию лиц, производящих контроль.


13. Пассажиры приобретают проездные билеты в кассах или у кондуктора (водителя).


14. В случае неисправности автотранспортного средства  на линии, выданные пассажирам проездные документы действительны для проезда в другом автотранспортном средстве  этого же маршрута. Пересадка пассажиров в другое автотранспортное средство  производится водителем неисправного автотранспортного средства.

Утерянные пассажирами билеты не возобновляются, а уплаченные за них деньги не возвращаются.


15. В автобусе запрещается:

а) проезд пассажиров в нетрезвом состоянии;

б) употребление алкогольной и табачной продукции;

в) открывание окон без разрешения водителя (кондуктора);

г) высовываться из окна;

д) провоз пожароопасных, взрывчатых, отравляющих, ядовитых, зловонных, радиоактивных веществ и предметов, а также оружия и предметов, которые могут быть использованы в качестве холодного оружия, в открытом (не зачехленном) виде;

е) провоз предметов и вещей габаритом более 100 см х 50 см х 30 см или весом одного места свыше 60 кг, а также длинномерных предметов длиной более 200 см;

ж) провоз предметов и вещей, загрязняющих салон или одежду пассажиров;

з) провоз собак без намордника и других  животных.



§ 3. Требования к транспортным средствам,

осуществляющим пассажирские перевозки


16. Техническое состояние и оборудование автотранспортных средств  должны отвечать требованиям соответствующих стандартов и правил технической эксплуатации.


17. Автотранспортные средства должны  иметь  экипировку в соответствии с Государственным стандартом Узбекистана  Dst 974/2000.



§ 4. Требования к водителям,

осуществляющим пассажирские перевозки


18. Водители, осуществляющие пассажирские перевозки автомобильным транспортом, должны отвечать требованиям, предусмотренным государственными стандартами Узбекистана и иными законодательными актами.


19. При работе на линии водители автобусов и маршрутных такси, осуществляющих регулярные рейсы,  должны иметь:

удостоверение (свидетельство), подтверждающее право осуществления следования автотранспортного средства по данному маршруту согласно договору;

соответствующую лицензию (лицензионную карточку);

маршрутную документацию;

путевой  и билетно-учетный листы;

отметки  в путевых  листах о   прохождении  технического осмотра автотранспортного средства  и медицинского осмотра водителей перед выездом на линию, проводимых в установленном порядке;

расписание движения и схему маршрута (на пригородных, междугородных и международных маршрутах - с указанием в нем времени прохождения населенных пунктов, времени и места обеда, отдыха, ночлега).


§ 5. Учет работы автотранспортных средств,

осуществляющих пассажирские перевозки


20. Основными документами для учета работы автотранспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, являются:

а) путевой лист автотранспортного средства;

б) билетно-учетный лист автотранспортных средств городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме линейного такси);

в) наряд на работу автобуса и легковых автомобилей по заявкам (заказам) и иными договорами;

г) ведомость продажи билетов (кроме линейного такси).


21. Бланки путевых и билетно-учетных листов и  нарядов на работу автотранспортных средств по заявкам (заказам) и иным договорам  учитываются и хранятся у перевозчика по правилам учета и хранения  бланков  строгой отчетности.


22. Исправления и помарки в путевых документах не допускаются. Водитель обязан следить за правильностью всех записей в путевых документах, производимых в гараже, в пути следования, при заездах на промежуточные пункты и на конечных пунктах.



ГЛАВА III. ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ

И БАГАЖА НА ГОРОДСКИХ МАРШРУТАХ


§ 1. Общие положения


23. Маршруты городского пассажирского транспорта подразделяются на:

а) городские обычные, скорые, экспрессные и дополнительные в часы "пик";

б) городские вылетные с протяженностью за чертой города не более 2 километров;

в) маршрутное такси.


Городские маршруты должны обеспечивать транспортную связь жилых и промышленных районов города (городского поселка) с организациями культурно-бытового и спортивно-оздоровительного назначения, вокзалами, аэропортами, автостанциями, станциями метро, железнодорожными платформами, пристанями и т.п.


24. В соответствии со спецификой обслуживания населения городские маршруты могут иметь несколько режимов работы:

а) маршруты постоянные, действующие в течение установленного периода суток,  дней недели, месяцев;

б) маршруты сезонные, организуемые в период функционирования зон отдыха, спортивно-оздоровительных комплексов, ярмарок и т.п.;

в) специальные маршруты;

г) маршруты временные, вводимые при возникновении непредвиденных ситуаций на улично-дорожной сети, закрытии отдельных участков, транспортных узлов и площадей.



§ 2. Оплата проезда проездными карточками


25. Предварительная продажа проездных карточек производится в специально созданных пунктах продажи, а также через организации торговли и непосредственно у перевозчиков.

Проездная карточка не дает права на бесплатную перевозку багажа.

Проездные карточки подразделяются по сериям, видам транспорта и действительны для проезда всех категорий пассажиров, а льготные - для пенсионеров, лиц с инвалидностью, студентов и учащихся.

Проездные карточки всех серий и видов, используемые на городском транспорте,  не действительны на такси, пригородных и междугородных (межобластных и международных) маршрутах.



§ 3. Условия проезда


26. Посадка и высадка пассажиров может осуществляться только на остановочных пунктах. При наличии на маршруте остановок "по требованию", пассажир должен заблаговременно известить водителя о необходимости остановки автотранспортного средства.


27. Посадка и высадка пассажиров маршрутного или линейного такси осуществляется по требованию пассажиров с соблюдением правил дорожного движения.


28. Пассажир, у которого имеется проездная карточка  либо другой документ, подтверждающий право на проезд,  обязан предъявить ее (его) при посадке в автобус.


29. На городских  автобусных маршрутах пассажир имеет право провозить с собой бесплатно детей в возрасте до семи лет.


30. Для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, лиц с инвалидностью и престарелых граждан в салоне автобуса отводится 6 передних мест в зависимости от его вместимости. Иные пассажиры, занимающие эти места, должны освободить их для указанных лиц.

31. Водитель обязан отправлять автобус от остановки только с закрытыми дверями после полного окончания высадки и посадки пассажиров, четко и правильно объявлять остановки, а при изменении маршрута следования объявлять об этом на каждом остановочном пункте. Переполнение салона автобуса сверх установленной общей вместимости, установленной для конкретного типа автобуса, не допускается.



§ 4. Перевозка ручной клади и багажа


32. Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно ручную кладь и музыкальный инструмент размером до 60 см х 40 см х 20 см и весом не более  20  килограммов, длинномерные предметы до 150 см, а также  мелких животных и птиц в клетках, коляску (детскую, для лиц с инвалидностью и др.), мелкий садовый инвентарь, детские санки.

33. Провоз багажа размером от 60 см х 40 см х 20 см.   до 100 см х 50 см х 30 см и длинномерных предметов длиной от 150 см до 200 см, а также багажа  весом свыше  20  килограммов,  независимо от габаритов, осуществляется  за плату в соответствии с тарифом.


34. Багаж, габариты которого  превышают хотя бы один из максимальных размеров, указанных в пункте 33, считается не соответствующим установленным параметрам.


35. Упаковка и перевозка багажа должны полностью исключать возможность причинения какого-либо ущерба пассажирам и автотранспортному средству.


36. Стоимость провоза багажа устанавливается в том же порядке, что и стоимость проезда пассажира.



ГЛАВА IV. ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА

НА ПРИГОРОДНЫХ, МЕЖДУГОРОДНЫХ

И МЕЖДУНАРОДНЫХ  МАРШРУТАХ


§ 1. Общие положения


37. В соответствии со спецификой обслуживания населения пригородные, междугородные и международные  маршруты могут иметь несколько режимов работы:

а) маршруты постоянные, действующие в течение установленного периода суток,   дней недели, месяцев;

б) маршруты сезонные, организуемые в период функционирования зон отдыха, спортивно-оздоровительных комплексов, ярмарок и т.п.;

в) маршруты специальные, организуемые  организациями для перевозки рабочих, специалистов и служащих к месту работы и обратно.

38. Остановочные пункты на пригородных маршрутах размещаются и оснащаются с учетом обеспечения  безопасного и удобного подхода пассажиров и требований законодательства и должны иметь:

а) асфальтированные площадки для размещения павильона и асфальтированные дорожки для подхода пассажиров к остановке;

б) павильон  для укрытия пассажиров от дождя, снега, ветра;

в) указатель остановки с названием;

г) указатель маршрутов, в котором проставляются:  номера маршрутов, наименование их конечных пунктов (по направлениям движения), расписание отправлений автобусов с этого пункта при интервале движения свыше 30 минут. При интервале движения автобусов по маршруту менее 30 минут вместо расписания может быть дана таблица интервалов движения, содержащая время первого и последнего отправления автобусов и величины интервалов движения по периодам суток.


39. Остановочные пункты пригородных маршрутов должны находиться в местах, наиболее удобных для пассажиров:

а) конечные пункты пригородных  маршрутов  в городе  должны быть приближены к крупным пассажирообразующим пунктам (железнодорожным вокзалам и станциям, речным портам, рынкам, конечным станциям метрополитена и т.п.);

б) в городе остановочные пункты пригородных маршрутов должны быть совмещены с остановочными пунктами маршрутов городского пассажирского транспорта и согласованы с городскими уполномоченными органами по управлению транспортом;

в) расстояние между остановочными пунктами пригородных маршрутов, расположенных в границах населенных пунктов, должно быть  в пределах 1,0 км, в остальных случаях - в среднем 1,5 км;

г) остановочные пункты в пригороде должны находиться в каждом населенном пункте, расположенном на трассе маршрута.


40. Остановочные пункты междугородных (международных) маршрутов с кассовой продажей билетов должны иметь (помимо условий подпунктов "а", "б" пункта 45):

а) билетные кассы с указанием  режима их работы;

б) перрон для посадки-высадки пассажиров в зоне остановочного пункта;

в) площадки для стоянки автотранспортных средств;

г) таблицы стоимости проезда и  провоза  багажа;

д) схему маршрутов;

е) расписание движения междугородных (международных) автотранспортных средств;

ж) санитарный узел.


41. В автопавильонах, не имеющих кассовой продажи билетов, и на остановочных пунктах междугородных (международных) маршрутов вывешиваются расписания движения автотранспортных средств  через  данный  остановочный  пункт.



§ 2. Оплата проезда


На пригородных маршрутах:


42. Билеты на проезд в автобусах пригородных маршрутов продаются водителями (кондукторами при их наличии), а на остановочных пунктах маршрута, где организована кассовая  продажа билетов, - кассирами.


43. Пассажир, едущий в автобусе, имеет право провозить с собой бесплатно детей в возрасте до семи лет.


44. Приобретенные пассажирами на пригородные маршруты в кассах текущей продажи  билеты  могут быть возвращены за 5 мин. до отправления автобуса, если иное не обговорено при продаже билета и  не указано на билете.


На междугородных и международных маршрутах:


45. Пассажир имеет право приобрести билеты на проезд в автотранспортном средстве: 

а) на рейсы текущего дня - в кассах начальных пунктов междугородных (международных) маршрутов в день отправления автобуса;

б)  в кассах промежуточных пунктов - с момента получения сведений о наличии свободных мест в автобусе;

в) у  водителей - при посадке  в автобус до отправления его от остановочного пункта,  там, где кассовая продажа билетов не организована;

г)  в кассах предварительной продажи (на начальных и конечных пунктах, а также в пунктах, организованных транспортно-экспедиторскими и иными заинтересованными организациями) - начиная с момента организации продажи билетов не менее чем за 10 суток до отправления автотранспортного средства с прекращением предварительной продажи накануне дня отправления.

В кассах начальных и промежуточных пунктов продажа билетов на рейсы текущего дня прекращается за 5 минут до отправления автобуса.


46. За бронирование билетов с пассажира, в том числе и имеющего право на льготный проезд, может взиматься плата,  включаемая   в стоимость билета.

Автовокзал (автостанция) или перевозчик по своему  усмотрению может предоставлять скидку за покупку билетов в кассах предварительной продажи в зависимости от срока заблаговременной покупки, с  условием обязательной установки на месте продажи и в салоне автотранспортного средства объявления об  условиях и величине скидок.


47. Билеты могут быть заказаны предварительно почтовой открыткой, телеграммой, по телефону, электронной почте или Интернету.

В заказе указываются: фамилия заказчика, дата и время выезда, пункт назначения, количество билетов, способ получения (с доставкой или без доставки на дом). При заказе билета с доставкой на дом указывается адрес заказчика, а при наличии служебного или домашнего телефона - его номер.

Приобретение и получение билета также может быть организовано электронным способом в соответствии с законодательством.


48. За доставку заказанных билетов на дом с пассажира может взиматься  плата, в подтверждение чего ему вручается квитанция, в которой указываются наименование транспортной организации и дата выдачи квитанции. Запись производится разборчиво, а дата выдачи проставляется компостером или штемпелем.


49. Заказанные и оплаченные пассажиром билеты хранятся в кассе предварительной продажи до момента их  востребования пассажиром.

Заказанные, но не оплаченные пассажиром билеты  хранятся в кассе предварительной продажи и должны быть востребованы пассажиром не позднее чем за один час до отправления автобуса, если иное не установлено соглашением сторон или не обговорено во время заказа билета. Невостребованные билеты передаются для реализации в кассы текущей продажи.


50. Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до пяти лет - без предоставления отдельного места, в возрасте от пяти до десяти лет - с 50-процентной скидкой от полной стоимости билета - с предоставлением отдельного места и при перевозке двух и более детей в возрасте до десяти лет один из них перевозится бесплатно, остальные - с 50-процентной скидкой от полной стоимости билета с предоставлением отдельных мест.



§ 3. Условия проезда


51. Проезд пассажиров в автотранспортных средствах  пригородных маршрутов осуществляется в соответствии с пунктами 26-28 и 30-31 настоящего Положения.


52. При перевозках на междугородных маршрутах количество пассажиров в автотранспортном средстве   не должно превышать числа мест для сидения.


53. При организации пассажирских  перевозок, когда продолжительность работы водителя составляет более 9  часов или протяженность маршрута составляет 400 и более километров, на автомобиле должно быть оборудовано место для отдыха водителя, и в рейс должно быть направлено два водителя.


54. Водитель автотранспортного средства  обязан на контрольных пунктах в автовокзалах (автостанциях) и автокассах  либо на конечных пунктах, предусмотренных графиком движения, делать отметку в билетно-учетном листе о времени прибытия и убытия, а также о количестве проданных билетов.


55. Перевозка на междугородных маршрутах осуществляется через автовокзалы (автостанции) или специально организованные перевозчиками пункты отправки и прибытия с обязательным обилечиванием пассажиров.

На междугородных и международных автобусных маршрутах пассажиры подлежат обязательному страхованию в установленном законодательством порядке.


56. При осуществлении перевозок через автовокзалы (автостанции) перевозчик обязан:

производить подачу автобусов на автовокзал (автостанцию) не позднее чем за 20 минут до отправления автобуса в рейс;

предоставлять дежурному диспетчеру удостоверения водителей на право управления,  путевой и билетно-учетный листы,  расписание движения и схему маршрута;

обеспечить наличие лицензии (лицензионной  карточки) на используемом в работе автотранспортном средстве.


57. Дежурный диспетчер автовокзала (автостанции)  после соответствующей проверки документов у водителя обязан:

а) дать указание:

кассирам о реализации билетов на транспортное средство;

диктору о сообщении необходимой информации пассажирам;

дежурным по перрону о подготовке места для обеспечения посадки пассажиров;

б) произвести регистрацию  данных о водителе(ях) и автотранспортном средстве в специальном журнале с указанием маршрута следования, количестве отправляемых пассажиров и общей суммы выручки от реализации билетов на рейс.


58. Перевозчик после выезда из автовокзала (автостанции) обязан руководствоваться схемой маршрута и соблюдать скоростной режим с обязательным заездом на промежуточные автовокзалы (автостанции) и автокассы, предусмотренные  в расписаниях движения.


59. После завершения выполнения рейса водитель прибывает в  место расположения перевозчика  или на автовокзал (автостанцию), предусмотренный в расписаниях движения.


60. Посадка пассажиров в автотранспортное средство  на автовокзалах (автостанциях) и остановочных пунктах с кассовой продажей билетов производится только при предъявлении билетов, приобретенных в кассах. Билеты действительны только на обозначенные в них день и рейс автобуса, если иное не обговорено соглашением сторон и не объявлено при реализации билетов.


61. Дежурный по посадке проверяет в момент посадки наличие у пассажиров проездных билетов. В пунктах, где нет дежурного по посадке, проверка билетов производится водителем.


62. На междугородных и международных маршрутах, если иное не оговорено соглашением сторон и не объявлено при реализации билетов:

а) при опоздании на автотранспортное средство  в пределах трех часов, а вследствие болезни или несчастного случая - в течение трех суток с момента отправления автотранспортного средства, на которое был приобретен билет, по желанию пассажира проездной документ может быть возобновлен с доплатой 25 процентов стоимости билета или ему возвращается уплаченная стоимость проезда за вычетом 25 процентов стоимости билета.

Опоздание пассажира на автобус вследствие болезни или несчастного случая должно быть подтверждено справкой лечебного учреждения или актом о несчастном случае;

б) при возврате билета в кассу автовокзала (автостанции) не позднее чем за 2 часа до отправления автотранспортного средства пассажиру возвращается стоимость билета  за вычетом платы за его предварительную продажу.  При возврате билета позже этого срока, но до отправления  автотранспортного средства  возвращается стоимость оплаченного билета  за вычетом 15 процентов его стоимости  и платы за предварительную продажу.

в) при задержке отправления автотранспортного средства против расписания более чем на 1  час при предоставлении пассажиру места в автотранспортном средстве  менее высокого класса, чем то, на которое был продан билет, а также при непредоставлении ему указанного в билете места  он имеет право вернуть билет в кассу до отправления автотранспортного средства  и получить обратно полную стоимость билета, включающую   плату   за  его предварительную продажу.

При согласии пассажира на проезд в автотранспортном средстве  более низкого класса ему возвращается  разница между оплаченной суммой и причитающейся платой за проезд.

Возврат денег производится по распоряжению начальника (или дежурного) автовокзала (автостанции), пункта отправления автотранспортных средств. Билет погашается наложением на его обратной стороне штемпеля "возврат" с указанием времени  сдачи билета пассажиром и размера возвращаемой стоимости проезда.

Деньги выдаются кассиром под роспись пассажира в ведомости для приема билетов и возврата  денег, в которой указываются дата, номер рейса, наименование маршрута, номер и  стоимость билета.

Погашенный билет и другие документы (квитанция об уплате за предварительную продажу, багажный билет и т.п.), служащие для возврата денег, вместе с ведомостью прилагаются к отчету кассира.


63. Если вместо автотранспортного средства, намеченного расписанием,  предоставляется автотранспортное средство, стоимость проезда в котором выше, то пассажир, купивший билет до объявления об этом, имеет право проезда по этому билету без доплаты. С момента объявления о замене автобуса билеты продаются по установленному более высокому тарифу с соответствующим предупреждением пассажиров.


64. Если пассажир  в пути следования по своей вине отстал от автотранспортного средства, в котором он следовал, то   билет на следующий рейс не переоформляется, и деньги за  непроследованное расстояние не возвращаются.


65. При возврате организациями предварительно приобретенных ими  проездных документов в кассы автовокзалов (автостанций) не позднее чем за 3 суток до отправления автотранспортного средства им возвращается стоимость проездных документов за вычетом платы за их предварительную продажу, если иное не обговорено соглашением сторон и не указано в билете. При возврате проездных документов позже этого срока  удерживается 15 процентов стоимости проезда.

Удержание сумм стоимости проезда независимо от сроков возврата проездных документов не производится при возвращении проездных документов после отмены отправления автотранспортного средства.


66. Выплата стоимости возвращенных неиспользованных билетов и других проездных документов производится по месту приобретения проездных документов.



§ 4. Перевозка ручной клади и багажа


67. Сдаваемый к перевозке багаж должен быть в исправной упаковке. На принятый к перевозке багаж выдается багажный билет.

В зависимости от параметров багажного отсека автомобиля перевозчик вправе увеличить число мест и вес багажа, принимаемого к перевозке, без превышения общей вместимости и грузоподъемности автомобиля.


На пригородных маршрутах:


68. Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно ручную кладь размером до 60 см х 40 см х 20 см и весом не более 20 килограммов, длинномерные предметы до 150 см, а также мелких животных и птиц в клетках, коляску (детскую, для лиц с инвалидностью и др.), мелкий садовый инвентарь, детские санки.

69. В автобусах с багажным отделением (отсеком), осуществляющих пригородные перевозки и экспрессные перевозки авиапассажиров в аэропорты и между аэропортами,  пассажир имеет право провозить с собой за плату два места багажа размером не более 100см х 50см х 30см каждое и длинномерные предметы размером  от 150 до 200 см.


70.   Багаж, габариты которого  превышают хотя бы один из максимальных  размеров, указанных в пункте 69, считается не соответствующим установленным параметрам.


71. Билеты на провоз багажа в автотранспортных средствах  пригородных маршрутов продаются водителями (кондукторами при их наличии), а на конечных пунктах маршрутов, где организована кассовая  продажа билетов - кассирами  (перронными  контролерами).


На междугородных и международных маршрутах:


72. Пассажир имеет право перевозить с собой в автотранспортных средствах междугородных (международных)  маршрутов:

а) бесплатно - одно место ручной клади размером 60 см х 40 см х 20 см и весом не более 30 килограммов, в том числе мелких животных и птиц в клетках или одну пару лыж  (детские санки), длинномерный предмет размером до 150 см;

б) в автобусах без багажного отделения  (отсека) за плату согласно тарифу одно место багажа размером не более 100 см х 50 см х 30 см и весом не более 60 килограммов;

в) в автобусах, имеющих багажное отделение (отсек), за плату - два места багажа размером не более 100 см х 50 см х 30 см  весом не более 60 килограммов каждый и длинномерные  предметы размером  от 150 см до  200 см.


73. Багаж, габариты которого  превышают хотя бы один из максимальных  размеров, указанных в пункте 72, считается не соответствующим установленным параметрам.



§ 5. Перевозка багажа в багажных автомобилях


74. На междугородных (международных) маршрутах, где организовано движение багажных (грузовых) автомобилей, пассажир имеет право сдать багаж к перевозке на багажном автомобиле.


75. Прием багажа пассажиров к перевозке на багажных автомобилях производится при предъявлении проездных билетов. На каждый проездной билет (полный или детский) может быть принят багаж общим весом, не превышающим 150 кг. В зависимости от параметров багажного автомобиля перевозчик вправе увеличить число мест и вес багажа, принимаемого к перевозке.


76. Сдаваемый к перевозке багаж по своим размерам, упаковке и свойствам не должен затруднять погрузку и размещение в багажном автомобиле, а также причинять вред багажу других  пассажиров. Тара и упаковка должны обеспечивать цельность и сохранность багажа на все время перевозки.

Багаж, упаковка которого имеет недостатки, которые не вызывают опасений утраты или порчи багажа, может приниматься к перевозке с отметкой об этих недостатках в перевозочных документах.


77. Пассажир, желающий отправить багаж на багажном автомобиле, должен предъявить его к сдаче заблаговременно, но не позднее 20 минут до отправления багажного автомобиля.


78. В подтверждение приема багажа к перевозке пассажиру выдается багажная квитанция установленного образца.


79. Пассажир имеет право при сдаче багажа к перевозке объявить его ценность с уплатой установленного тарифа в зависимости от стоимости сдаваемого багажа.


80. Багаж выдается в пункте назначения предъявителю багажной квитанции.


81. Принятый к перевозке отдельно от пассажира багаж  должен быть доставлен в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт по расписанию.


82. Не востребованный пассажиром багаж хранится автовокзалом (автостанцией)  или перевозчиком в пункте назначения в течение 30 дней после предусмотренного срока доставки. За хранение багажа взимается плата по тарифам.

По истечении 30 дней после предусмотренного срока доставки невостребованный багаж может быть продан, а вырученная от продажи сумма  распределена в порядке, установленном законодательством.



§ 6. Оформление сдачи на хранение

забытых пассажирами вещей


83. Забытые пассажирами вещи подлежат обязательной сдаче водителем по окончании рейса, смены дежурному автовокзала (автостанции) или дежурному диспетчеру перевозчика, а при отсутствии их - в центр государственных услуг в установленном порядке.

84. Дежурный автовокзала (автостанции), дежурный диспетчер перевозчика обязан в присутствии лица, доставившего найденные вещи, составить акт в двух экземплярах с перечнем забытых вещей.

85. После составления акта вещи подлежат сдаче на склад под расписку кладовщика на обоих экземплярах акта, один из которых остается у перевозчика, а другой передается кладовщику вместе с вещами.


86. Дежурный автовокзала (автостанции) или дежурный диспетчер перевозчика обязан дать пассажиру разъяснения по вопросу, касающемуся розыска  забытых им  в автотранспортном средстве вещей.



ГЛАВА V. ПАССАЖИРСКИЕ

АВТОВОКЗАЛЫ (АВТОСТАНЦИИ)


87. Автовокзалы (автостанции) организуются в населенных пунктах и трассах автомобильных дорог для обслуживания пассажиров и оперативного руководства автобусным движением на маршрутах международного, междугородного и пригородного автобусного сообщения, размещения служебных помещений эксплуатационной службы и помещений для отдыха водителей.

Каждый автовокзал (автостанция) должен иметь свой паспорт установленного образца. Паспорт выдается Министерством транспорта Республики Каракалпакстан, управлениями транспорта областей и г. Ташкента.

88. Автовокзалы (автостанции) подразделяются на определенные категории и классы. Положение о пассажирских автовокзалах (автостанциях), регламентирующее порядок их отнесения к категориям и классам, функции, технологический процесс работы, утверждается Министерством транспорта Республики Узбекистан.

ГЛАВА VI. ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ В АВТОБУСАХ

И ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ

ФИЗИЧЕСКИМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

ПО ИХ ЗАЯВКАМ (ЗАКАЗАМ) ИЛИ ИНЫМ

ДОГОВОРАМ ПЕРЕВОЗКИ


§ 1. Общие положения


89. Перевозчик предоставляет физическим и юридическим лицам автобусы и легковые автомобили по их заявкам (заказам) или иным договорам перевозки.


90. Автобусы и легковые автомобили по заявкам (заказам) или иным договорам перевозки за пределы  города предоставляются  по направлениям действующей маршрутной сети перевозчика, по другим направлениям, не совпадающим с действующими маршрутами, - с предварительным  проведением с водителями инструктажа по безопасности движения.


91. Отклонение от установленного маршрута следования, превышение скорости движения, перевозка в автотранспортном средстве сверх установленных норм вместимости, нарушение режима труда и отдыха водителей категорически запрещается.


92. В заявке (заказе),  договоре перевозки заказчик должен  указать  место назначения, маршрут следования, места остановки, количество перевозимых пассажиров, фамилию, имя, отчество  лица, ответственного за перевозку (руководителя группы, экскурсовода),  продолжительность нахождения  автотранспортного средства  у заказчика.


93. Заявки на организацию перевозок детей принимаются перевозчиками к выполнению при условии сопровождения групп преподавателями или специально назначенными взрослыми (один взрослый  на не более  чем 15 детей). При перевозках групп детей школьного возраста для их сопровождения выделяются медицинские работники.


94. При массовых перевозках детей  принимаются  дополнительные меры по обеспечению безопасности детей, установленные Правилами дорожного движения.



§ 2. Оплата проезда


95. Размеры тарифов на перевозки пассажиров и багажа автобусами и легковыми автомобилями,  выделяемыми по заявкам  (заказам) или иным договорам перевозки,  устанавливаются  на договорной основе между  перевозчиком и клиентом. Оплата работы выделяемых автобусов и легковых автомобилей может быть установлена  по повременному  или  сдельным тарифам.


96. Время пользования автобусом  и легковым автомобилем исчисляется с момента выхода его из гаража и до момента возвращения в гараж, за вычетом времени отдыха водителя, что обуславливается при оформлении заявок  (заказов) или иных договоров перевозки.



ГЛАВА VII. ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ

И БАГАЖА ЛИНЕЙНЫМИ ТАКСИ


§ 1. Общие положения


97. Линейные такси предназначены для обслуживания населения городскими, пригородными, междугородными и международными перевозками в порядке индивидуального пользования.


98. Посадка в линейные такси  и  высадка из него пассажиров возможна:

а) на специально оборудованных стоянках линейных такси, организованных в местах скопления людей, на прилегающих к автовокзалам (автостанциям), вокзалам и аэропортам территориях;

б) на участках улично-дорожной сети, где разрешена остановка соответствующего подвижного состава;

в) в местах подачи линейных такси по заказам пассажиров.



§ 2. Оплата проезда


99. Размеры тарифов на перевозки пассажиров и провоз багажа линейными такси устанавливается перевозчиком.

При этом агрегаторами могут устанавливаться тарифы "Стандарт", "Бизнес", "Эконом", "Комфорт" в зависимости от видов автотранспортных средств, оказывающих услуги линейного такси в городе Ташкенте.

100. Проезд оплачивается пассажиром по показаниям таксометра после окончания поездки и выгрузки багажа независимо от количества ехавших с ним пассажиров и перевозимого багажа. Расчет с водителем производится наличными деньгами либо средствами с банковских пластиковых карточек с использованием расчетного терминала, либо посредством электронной оплаты через интернет.

В случае найма линейного такси на стоянке несколькими пассажирами (с согласия первого в очереди) или посадки попутных пассажиров при согласии пассажира, нанявшего такси, общая сумма платы за проезд распределяется между пассажирами пропорционально расстоянию, проследованному каждым пассажиром.


101. При посадке пассажиров в линейное такси водитель обязан оказать содействие в укладке багажа, а по окончании поездки напомнить пассажиру о выгрузке его  вещей и багажа.

При предварительном заказе линейного такси водитель обязан обеспечить подачу автомобиля   ко времени, указанному в наряде.



§ 3. Условия проезда


102. На обозначенных стоянках линейные такси нанимаются в порядке общей очереди.


103. Заказы на подачу линейных такси в черте города принимаются диспетчером по телефону и лично от пассажиров.

Стоимость подачи линейного такси по заказу оплачивается заказчиком в соответствии с установленным тарифом по показанию таксометра.


104. Простой линейного такси в ожидании пассажира по его просьбе осуществляется за отдельную плату по взаимному соглашению сторон.



§ 4.  Перевозка ручной клади и багажа


105. В багажном отделении линейного такси допускается провоз багажа только при закрытом багажнике.

В салоне линейного такси разрешается перевозить различные предметы и вещи, которые свободно проходят через дверные проемы автомобиля (без снятия ограничителей), не портят и не загрязняют обивку салона и его оборудование, не мешают водителю управлять автомобилем и пользоваться зеркалом заднего вида.

Допускается провоз кошек, собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных  в корзинах, сумках и птиц в клетках.



ГЛАВА VIII. ПЕРЕВОЗКИ ВОИНСКИХ ПАССАЖИРОВ

АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

106. К  воинским пассажирам относятся лица, оформившие проезд по воинским перевозочным документам Национальной гвардии Республики Узбекистан, Министерства обороны Республики Узбекистан, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, Службы государственной безопасности, Пограничных войск Службы государственной безопасности, и члены их семей, записанные в этих документах.

107. Перевозки воинских пассажиров выполняются по воинским перевозочным документам  с последующим расчетом за них централизованно через Центральный банк Республики Узбекистан соответственно Национальной гвардией, Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Службой государственной безопасности и Пограничными войсками Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.

Воинские перевозки могут также оплачиваться в общеустановленном порядке чеками из лимитированных книжек Центрального банка, платежными поручениями, акцептованными банком, или наличными деньгами.


108. Воинские перевозочные документы принимаются на всех автовокзалах (автостанциях) на территории Республики Узбекистан.

Воинские перевозочные документы, оформленные на перевозку воинскими частями и учреждениями Национальной гвардии, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности и Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан, должны иметь отличительные признаки, определяющие их принадлежность соответствующему министерству или ведомству.

109. Воинские перевозочные документы предназначены для получения  билетов на проезд пассажиров и перевозку багажа автомобильным транспортом в пригородном, внутриобластном, межобластном  и международном сообщениях.

К воинским перевозочным документам  относятся:

а) требование - для перевозки воинских грузов и домашних вещей автомобильным транспортом;

б) требование - для получения билетов на одиночно следующих людей или воинских команд численностью более двух человек на проезд автомобильным транспортом во внутриобластных и межобластных сообщениях;

в)  талон багажный - для перевозки багажа. Талоны багажные обмениваются на багажные билеты или квитанции в кассах  автовокзалов (автостанций) отправления.


Все виды воинских перевозочных документов обмениваются на  билеты общей формы, на багажные билеты или квитанции только в билетных кассах пункта отправления.



ГЛАВА IX. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ДЛЯ ПАССАЖИРОВ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ПРАВОМ

ЛЬГОТНОГО ИЛИ БЕСПЛАТНОГО ПРОЕЗДА


110. Проезд лиц, имеющих право на бесплатный или льготный проезд, допускается в маршрутных автобусах, независимо от их принадлежности и форм собственности. Такие лица обязаны при входе в автобус предъявлять соответствующий документ, дающий право бесплатного или льготного проезда.


111. Для пассажиров, совершающих поездки бесплатно, а также пользующихся льготами на проезд, обязательны правила и условия перевозок, действующие на автомобильном транспорте.


112. Провоз багажа и оплата за услуги пассажиром, имеющим право на бесплатный или льготный проезд в автобусах, производится на общих основаниях.



ГЛАВА X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКОВ,

ПАССАЖИРОВ   И   ЛИЦ,   ПОДАВШИХ   ЗАЯВКУ

(ЗАКАЗ) ИЛИ ЗАКЛЮЧИВШИХ ИНОЙ ДОГОВОР

ПЕРЕВОЗКИ, ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ


§ 1. Ответственность перевозчика


113. Перевозчики в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажиров и багажа, несут материальную ответственность  в порядке,  предусмотренном  настоящими Правилами и иным законодательством.


114. Перевозчики несут материальную ответственность и возмещают ущерб за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке багажа, если не докажут, что утрата, недостача, порча или повреждение  произошли не по их вине.

Ущерб,  причиненный  при   перевозке    багажа, возмещается перевозчиком в следующем размере:

в случае утраты или недостачи багажа  -  в  размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) багажа  -  в  размере суммы,  на  которую  понизилась  его  стоимость,  а  при   невозможности восстановления поврежденного (испорченного) багажа - в  размере его стоимости;

в случае утраты  багажа,  сданного  к  перевозке  с объявлением его ценности, - в размере  объявленной  стоимости  багажа.


115. При непредоставлении перевозчиком автобусов и легковых автомобилей, работа которых оплачивается по повременному тарифу, в количестве,  предусмотренном принятой к исполнению заявкой (заказом) или иным договором перевозки,   или при опоздании подачи этих автобусов и легковых автомобилей перевозчик уплачивает заказчику 10 % стоимости пользования автобусами и легковыми автомобилями  исходя из времени пользования, указанного в заявке (заказе) или договоре, если иное не предусмотрено соглашением сторон.


116. За задержку в отправлении автотранспортного средства для перевозки пассажиров или опоздании в прибытии в пункт назначения, за исключением перевозок в городском сообщении, перевозчик уплачивает пассажиру неустойку в форме штрафа, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие обстоятельств непреодолимой силы или иных причин, не зависящих от перевозчика.

По факту задержки отправления автотранспортного средства для перевозки пассажиров или опоздания в прибытии в пункт назначения дежурным диспетчером автовокзала (автостанции) составляется акт. В акте указываются время отправления (прибытия) автотранспортного средства по утвержденным расписаниям и фактическое время отправления (прибытия). Акт подписывается дежурным диспетчером и двумя пассажирами. В случае отсутствия на автовокзале (автостанции) дежурного диспетчера акт подписывается не менее чем тремя  пассажирами.

Размер штрафа, выплачиваемого пассажиру за задержку отправления (прибытия) автотранспортного средства, определяется  в зависимости от ее продолжительности  из расчета 10 % от стоимости билета за первый  полный час  (60 минут) задержки отправления (прибытия), а за каждые последующие 15 минут задержки отправления (прибытия) - из расчета 3 % от стоимости билета. Общая сумма штрафа не должна превышать 50 процентов от стоимости билета.

Штраф выплачивается пассажиру самим перевозчиком или по письменному указанию начальника или дежурного  автовокзала (автостанции).

Выплата пассажиру штрафа не освобождает перевозчика от обязанности возместить пассажиру убытки, понесенные им вследствие задержки отправления автотранспортного средства или его опоздания в прибытии в пункт назначения в соответствии с действующим законодательством. В случае отказа пассажира от перевозки по причине задержки отправления автотранспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату и другие понесенные им расходы.


117. Перевозчик несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью пассажира в соответствии законодательством.



§ 2. Ответственность  пассажиров и лиц,

подавших заявку (заказ) или заключивших

иной договор перевозки


118. Пассажиры несут материальную ответственность за порчу или повреждение оборудования и инвентаря автотранспортных средств в соответствии с законодательством.


119. Лицо, предъявившее при контроле билет или удостоверение, не дающие права на проезд или провоз багажа в данном автотранспортном средстве,  относится к категории безбилетных пассажиров. Поддельные, неправильно оформленные или оформленные на другое лицо проездные билеты и удостоверения подлежат изъятию контролирующим лицом.


120. Штрафы налагаются уполномоченными на то работниками автомобильного транспорта или органами внутренних дел в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.


121. При уплате пассажиром  штрафа  ему выдается квитанция установленной формы с указанием взысканной суммы. Уплата штрафа не освобождает пассажира от приобретения проездного билета или оплаты провоза багажа.

При невозможности определения пункта начала поездки пассажира, не имеющего билета на проезд или провоз багажа, стоимость проезда и провоза багажа исчисляется  по расстоянию от начального пункта отправления до пункта следования.


122. При отказе лиц, подавших  заявку (заказ) или заключивших  иной договор перевозки, полностью или частично использовать автобусы и легковые автомобили, работа которых оплачивается по повременному тарифу, в количестве,  предусмотренном заявкой (заказом) или договором,  указанные лица уплачивают перевозчику 10 % стоимости пользования автобусами и легковыми автомобилями исходя из времени пользования, указанного в заявке (заказе) или договоре.



§ 3. Претензии, иски


123. Претензии, возникающие в процессе перевозки пассажиров и багажа, могут быть предъявлены к перевозчику  пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии.

К претензионному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие  претензию.


124. Претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов - в течение 45 дней.

Указанные сроки исчисляются:

а) со дня выдачи багажа - по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу багажа;

б) по истечении 10 суток после наступления  сроков доставки багажа - по претензиям о возмещении за утрату багажа;

в) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии - во всех остальных случаях.


125. Перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя о ее удовлетворении   в следующие сроки со дня получения претензии:

а) в течение 3 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в автомобильном сообщении;

б) в течение 6 месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в прямом, смешанном сообщении;

в) в течение 45 дней - по претензиям об уплате штрафов.

При частичном удовлетворении или отклонении претензий перевозчик должен указать в уведомлении об этом мотивы принятого решения и возвратить заявителю приложенные к претензии документы.

В случае удовлетворения претензии в полной сумме  приложенные к заявлению документы не возвращаются.


126. Иски, вытекающие из перевозки пассажиров и багажа, могут быть предъявлены в суд.































Время: 0.1711
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск