ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2017 год /

Собрание законодательства РУз N 1

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 1



Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата" (N ЗРУ-418 от 29.12.2016 г., вступил в силу с 1 января 2017 года) внесены поправки в ряд законодательных актов.



Краткосрочные проверки: понятие,

основания и порядок проведения


В Закон "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" включено понятие краткосрочной проверки. Это проверка, осуществляемая контролирующими органами на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушения законодательства.

Данный вид проверок проводится контролирующими органами в виде внеплановой проверки.

Основанием для проведения краткосрочной проверки являются:

q решение специального уполномоченного органа (Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов) по проведению краткосрочной проверки с указанием наименования проверяемого объекта, идентификационного номера налогоплательщика, целей, сроков проведения проверки и обосновывающих ее причин;

q приказ соответствующего контролирующего органа, осуществляющего проверку, изданный на основании решения специального уполномоченного органа, с указанием состава должностных лиц и сроков проведения.



Встречные проверки не проводятся


Из Закона исключены понятие, основания и порядок проведения встречных проверок, поскольку с 1 января 2017 года данный вид проверок отменен, в том числе в рамках расследования по уголовным делам.



Плановые проверки в банках - раз в 5 лет


Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности частных банковских и иных частных финансовых институтов должны проводиться не чаще 1 раза в 5 лет.

В Закон внесены некоторые другие изменения.



Уголовно-процессуальный кодекс дополнен специальной главой 22-1, регламентирующей порядок проведения ревизии в рамках уголовного дела.



В каких случаях назначается


Ревизия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей назначается, когда сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, могут быть получены путем изучения и сопоставления бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов проверяемых субъектов.

При этом ревизия субъектов предпринимательства проводится только в рамках уголовного дела, возбужденного по фактам нарушения ими законодательства. То есть на стадии доследственной проверки ревизия у них проводиться не может. Вместе с тем, до возбуждения уголовного дела ревизия может проводиться в отношении других юридических лиц - бюджетных и некоммерческих организаций.

У субъектов предпринимательства ревизией охватывается деятельность, связанная только с возбужденным уголовным делом. Для других юридических лиц такой гарантии не предусмотрено.



Основание для назначения


Ревизия назначается постановлением дознавателя, следователя, прокурора или определением суда, в которых должны быть указаны:

q полное наименование проверяемого субъекта и его организационно-правовая форма (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика и юридический адрес;

q номер уголовного дела или основания для назначения ревизии, возникшие в ходе доследственной проверки, либо основания для назначения дополнительной или повторной ревизии;

q вопрос или круг вопросов, изучаемых при проведении ревизии;

q период финансово-хозяйственной деятельности, подлежащий ревизии;

q наименование уполномоченного органа, которому поручено проведение ревизии, в том числе дополнительно привлекаемые госорганы и организации.



Кто осуществляет


Ревизию по уголовным делам могут проводить специалисты:

Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре;

государственной налоговой службы;

Министерства финансов и территориальных финансовых органов.

В необходимых случаях по постановлению дознавателя, следователя, прокурора либо по определению суда для проведения ревизии могут привлекаться сотрудники других госорганов и организаций.



Обязательные документы


Обязательным условием проведения ревизии является наличие следующих документов:

q постановления или определения о назначении ревизии;

q приказа уполномоченного органа о проведении ревизии;

q служебного удостоверения лица, проводящего ревизию;

q специального удостоверения о допуске к ревизии.



В каком порядке проводится


Утвержден общий алгоритм проведения ревизии по уголовным делам.

До начала ее проведения назначенные лица обязаны ознакомить должностных лиц или представителей проверяемого субъекта с документами, на основании которых проводится ревизия, а также внести запись в книгу регистрации проверок.

С момента вручения проверяемому субъекту копий постановления или определения о назначении ревизии и приказа уполномоченного органа о ее проведении, а также ознакомления его со служебным и специальным удостоверениями о допуске к ревизии, она считается начатой. При отказе от получения и ознакомления с соответствующими документами составляется протокол, с подписания которого начинается ревизия.

Затем должностное лицо или представитель проверяемого субъекта обязан представить документы, информацию и материалы, необходимые для ее проведения.

В ходе ревизии может проводиться обследование территории и помещений, а также инвентаризация имущества проверяемого субъекта.

Завершением ревизии считается день, когда должностному лицу или представителю проверяемого субъекта вручен акт о ее результатах.

Наряду с общими сведениями о проверяемом субъекте, в акте следует указать:

q подробное описание выявленных нарушений законодательства (при их наличии) со ссылкой на нормы законодательства, которые были нарушены;

q выводы и заключения по результатам проведенной ревизии, в том числе об отсутствии нарушений законодательства.



Сроки проведения


Срок проведения ревизии - 30 календарных дней.

С учетом объема документации, вида и масштабов деятельности проверяемого субъекта срок ревизии по необходимости может быть продлен постановлением следователя, прокурора или определением суда по мотивированному ходатайству лица, проводящего ревизию.

Но общий срок ревизии с учетом продления сроков ее проведения не должен превышать сроков предварительного следствия и разбирательства уголовного дела в судебном заседании.



В Уголовно-процессуальный кодекс также внесено новое основание для прекращения уголовного дела.

Теперь уголовное дело также подлежит прекращению без решения вопроса о виновности лица в совершении преступления в связи с возмещением причиненного материального ущерба и(или) устранением последствий преступления в течение установленного срока.


Для справки: согласно части 1 статьи 84 УПК уголовное дело прекращается без решения вопроса о виновности, если:

q истекли сроки давности привлечения лица к ответственности;

q совершенное преступление или лицо подпадает под действие акта амнистии;

q наступила смерть обвиняемого, подсудимого;

q в отношении лица имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению;

q в отношении лица имеется вступившее в законную силу определение (постановление) суда или неотмененное постановление правомочного должностного лица об отказе в возбуждении дела либо о прекращении дела по тому же обвинению;

q отсутствует жалоба потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе, кроме случаев, предусмотренных статьей 325 УПК;

q лицо к моменту совершения общественно опасного деяния не достигло возраста, с которого возможна уголовная ответственность;

q соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса предусмотрено освобождение лица от ответственности ввиду деятельного раскаяния в содеянном.



Внесен ряд изменений и дополнений в Закон "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности".



Штатный юрист или адвокат


Теперь субъектам предпринимательства при проведении в отношении них проверок по возбужденным уголовным делам на всех стадиях их проведения предоставлено право по своему усмотрению привлекать к участию в проверке представителей юридической службы и(или) привлеченных адвокатов. Ранее они могли привлекать только адвокатов. Такое участие является обязательным, за исключением случаев отказа субъектов предпринимательства от данного права.

Соответствующее право на привлечение представителей юрслужбы к участию в проверке либо отказ от его участия разъясняется уполномоченному представителю субъекта предпринимательства в письменной форме до начала проверки, о чем составляется протокол.



Краткосрочные проверки на рынках -

по решению уполномоченного органа


Также в Законе скорректированы основания для проведения краткосрочных проверок деятельности субъектов предпринимательства на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств.

Такие проверки в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг проводятся только уполномоченными законодательством подразделениями органов госналоговой службы на основании решения специального уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов, принятого на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства.



Согласно изменениям, внесенным в Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" теперь лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право проводить в порядке, установленном законодательством, краткосрочные проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства.

Напомним, ранее внеплановые проверки проводились при наличии фактов, свидетельствующих о нарушениях лицензиатом лицензионных правил и условий.



Внесены поправки в Кодекс об административной ответственности.



Незаконно занимался предпринимательством - возмести налоги


Поправками конкретизировано основание для освобождения от административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.

Теперь лицо, впервые совершившее правонарушение, освобождается от ответственности без конфискации предметов правонарушения, если оно в течение 30 дней с момента обнаружения правонарушения добровольно возместило нанесенный государству ущерб в виде налогов и других обязательных платежей, обеспечило регистрацию субъекта предпринимательства и оформило необходимые разрешительные документы (ст.176 КоАО).



Когда дело прекратят


КоАО также дополнен новым основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Так, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению, если должностные лица или работники субъекта предпринимательства либо граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, впервые совершившие правонарушение, в 30-дневный срок с момента его обнаружения добровольно устранят допущенные нарушения и(или) возместят причиненный материальный ущерб (ст.271 КоАО).

Данная норма распространяется на следующие правонарушения:

q нарушение правил торговли или оказания услуг, в том числе стоимостью в значительном (от 100 до 300 МРЗП) и крупном (от 300 до 500 МРЗП) размере (ч.1, 2 и 3 ст.164 КоАО);

q занятие деятельностью, подлежащей лицензированию или получению иных разрешительных документов, без лицензии или иных разрешительных документов (ст.165 КоАО);

q продажа, а равно приобретение с целью продажи хозсубъектами продуктов питания и промышленных товаров без документов, удостоверяющих их качество и производственную марку (ч.1 ст.166 КоАО);

q реализация, а равно приобретение с целью реализации товаров, на производственной марке или товарном знаке которых отсутствует информация о наименовании и месте нахождения изготовителя (ч.3 ст.166 КоАО);

q нарушение правил торговли на рынках (ст.168 КоАО);

q несвоевременный либо неполный без цели сокрытия перевод иностранной валюты работниками предприятий, учреждений, организаций и банков, осуществляющих валютные операции, на валютные счета в уполномоченных банках Республики Узбекистан (ч.1 ст.171 КоАО);

q уклонение от обязательной продажи части валютной выручки в порядке и размерах, установленных законодательством (ч.2 ст.171 КоАО);

q нарушение установленного порядка осуществления экспортно-импортных операций (ч.3 ст.171 КоАО);

q умышленное сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения либо иное умышленное уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе совершенное в значительном размере (ч.1 и 2 ст.174 КоАО);

q нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности (ч.1 ст.175-1 КоАО);

q сокрытие численности работников (ч.1 ст.175-5 КоАО) и др.

Указанное основание не распространяется на случаи причинения вреда жизни и(или) здоровью граждан.


В Кодекс об административной ответственности, а также в Уголовный кодекс внесены поправки, предусматривающие ответственность за занятие деятельностью без лицензии.

До принятия Закона N ЗРУ-418 занятие деятельностью, подлежащей лицензированию или получению иных разрешительных документов, без лицензии или иных разрешительных документов квалифицировалось как административное правонарушение и согласно статье 165 КоАО влекло наложение штрафа на граждан от 5 до 10 МРЗП, а на должностных лиц - от 10 до 20 МРЗП.

Указанные деяния, совершенные повторно в течение года после применения административного взыскания, являлись составом преступления и карались по статье 190 УК штрафом от 25 до 75 МРЗП или лишением определенного права до 5 лет, либо исправительными работами до 3 лет.

С 1 января 2017 года указанный порядок изменился: уголовно наказуемым станет занятие деятельностью без лицензии, сопряженное с получением дохода в крупном размере (от 300 до 500 МРЗП). Занятие деятельностью без лицензии, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, декриминализировано и будет относиться к числу административных правонарушений.

     


Вид

  

Деяние

Санкция

Административная ответственность


Занятие деятельностью, подлежащей лицензированию или получению иных разрешительных документов, без лицензии или иных разрешительных документов


Штраф на граждан от 5 до 10 МРЗП,

на должностных лиц - от 10 до 20 МРЗП


Занятие деятельностью

без лицензии, совершенное повторно в течение года

после применения административного взыскания

Штраф на граждан от 10 до 20 МРЗП,

на должностных лиц - от 20 до 30 МРЗП


Уголовная

ответственность

Занятие деятельностью, подлежащей лицензированию, то есть без получения специального разрешения, сопряженное с получением дохода в крупном (от 300 до 500 МРЗП) размере


Штраф от 25 до 75 МРЗП или лишение определенного права до 5 лет, либо исправительные работы до 3 лет


То же действие, совершенное:

в особо крупном размере (равный 500 МРЗП и выше);

опасным рецидивистом;

по предварительному сговору группой лиц

Штраф от 75 до 100 МРЗП или арест до 6 месяцев


            


В Уголовный кодекс внесены другие изменения и дополнения.



Дополнительное наказание не назначается


Согласно поправкам теперь лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, при совершении правонарушений не будут лишаться права на занятие предпринимательской деятельностью. Исключение составляют случаи, повлекшие смерть человека или иные тяжкие последствия (ст.45 УК).



Кого освободят от ответственности?


По отдельным преступлениям, связанным с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, впервые совершившие их лица, возместившие причиненный материальный ущерб в 30-дневный срок со дня обнаружения преступления, освобождаются от уголовной ответственности.

К числу таких преступлений относятся:

сокрытие иностранной валюты, в том числе совершенное из корысти, а также по предварительному сговору группой лиц (ст.178 УК). При этом для освобождения от ответственности нужно добровольно зачислить сокрытую иностранную валюту на счета в уполномоченных банках Узбекистана;

q лжебанкротство (ст.180 УК);

q сокрытие банкротства (ст.181 УК);

q преднамеренное банкротство (ст.181-1 УК);

q незаконная предпринимательская деятельность (ст.188 УК). При этом для освобождения от ответственности надо добровольно возместить нанесенный государству ущерб в виде налогов и других обязательных платежей, обеспечить регистрацию субъекта предпринимательства и оформить необходимые разрешительные документы;

q нарушение правил торговли или оказания услуг (ст.189 УК). Для освобождения от ответственности требуется устранить последствия этих нарушений;

q занятие деятельностью без лицензии (ст.190 УК). Чтобы избежать ответственности, достаточно устранить последствия правонарушения.






Время: 0.0050
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск