ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2017 год /Собрание законодательства РУз N 9
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
N 9
Постановлением Президента N ПП-2796 от 23.02.2017 г. приняты меры по дальнейшему стимулированию использования предпринимателями производственных площадей.
Цель документа - использование производственных помещений по их целевому назначению предпринимателями, желающими и способными это осуществить.
Постановлением утвержден механизм ускоренного вовлечения в хозяйственную деятельность ранее приватизированных* не завершенных строительством объектов** и неиспользуемых производственных площадей***. Он будет осуществляться по схеме в 3 последовательных этапа:
I этап - формирование перечня объектов, соответствующих критериям не завершенного строительством объекта и неиспользуемой производственной площади;
II этап - разработка и утверждение инвестиционных проектов и оказание содействия в их реализации;
III этап - установление порядка налогообложения в отношении собственников, не осуществляющих соответствующие меры по реализации инвестиционного проекта.
Созданы межведомственные комиссии
Для проведения инвентаризации и выявления соответствующих объектов и территорий в Республике Каракалпакстан, областях и г.Ташкенте создаются межведомственные комиссии с утвержденным типовым составом, определены их основные задачи и функции.
Конкретизированы условия
Начиная со следующего месяца после вынесения межведомственной комиссией заключения о нереализации инвестиционного проекта юрлица - собственники не завершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, применяющие упрощенный порядок налогообложения, переходят на уплату налогов и других обязательных платежей в общеустановленном порядке. Кроме того, налог на имущество юрлиц и земельный налог за указанные объекты и территории уплачиваются по удвоенной ставке.
Однако эти требования не применяются к собственникам:
q неиспользуемых производственных площадей, суммарно составляющих менее 2 тыс. кв. м;
q не реализовавшим инвестиционный проект по вине госорганов и других организаций, на которые актами законодательства возложены функции по выдаче субъектам предпринимательства документов разрешительного характера;
q приобретшим не завершенные строительством объекты и неиспользуемые производственные площади, - в течение 12 месяцев со дня приобретения;
q выставившим не завершенный строительством объект и неиспользуемую производственную площадь на продажу, - в течение 3 месяцев с момента выставления на продажу;
q начавшим реализацию инвестиционного проекта, - начиная со следующего календарного квартала со дня вынесения заключения межведомственной комиссии о реализации инвестиционного проекта.
Если инвестиционный проект на базе не завершенного строительством ранее приватизированного объекта и неиспользуемой производственной площади не реализуется, начиная со следующего отчетного года налог на имущество и земельный налог повышаются в 2 раза с применением повышающего коэффициента каждый последующий отчетный год в 2-кратном размере, но не более 6-кратного размера.
Коммерческие банки будут предоставлять льготные кредиты юридическим и физическим лицам, а также арендаторам, реализующим инвестиционные проекты на базе не завершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, на срок до 5 лет с льготным периодом 12 месяцев и по ставке, не превышающей ставку рефинансирования ЦБ.
------------------------------
*) Ранее приватизированными зданиями, нежилыми помещениями и не завершенными строительством объектами недвижимого имущества признаются объекты недвижимого имущества, переданные государством в частную собственность (включая передачу в уставный капитал, реализацию и отчуждение иными способами), независимо от последующей смены собственников.
**) Неиспользуемыми производственными площадями признаются ранее приватизированные здания и нежилые помещения, более 50% общей площади которых (в рамках контура одного здания или нежилого помещения) не задействовано в производстве товаров (работ, услуг) на протяжении последних 12 месяцев.
***) Не завершенными строительством объектами признаются ранее приватизированные объекты недвижимого имущества, строительство которых не завершено в нормативный срок, установленный проектно-сметной документацией, а в случае отсутствия установленного нормативного срока строительства - в течение 24 месяцев с начала строительства.
* * *
Постановлением Кабинета Министров N 100 от 27.02.2017 г. вводятся акцизные марки нового образца на алкогольную и табачную продукцию.
Согласно документу с 1 апреля 2017 года на алкогольную и табачную продукцию вводятся акцизные марки нового образца с дополнительными степенями защиты. Их дизайн разработан и утвержден Министерством финансов, ГНК, ГТК и ГПО "Давлат белгиси".
Продукция, маркированная акцизными марками старого образца и находящаяся в оптовой и розничной торговой сети, по истечении 9 месяцев со дня введения новых считается немаркированной и подлежит изъятию в установленном порядке.
В этой связи налоговым и таможенным органам поручено с 1 января 2018 года принимать меры по выявлению, предотвращению ввоза, выпуска и реализации алкогольной и табачной продукции, маркированной акцизными марками старого образца и находящейся в оптовой и розничной торговой сети, а также по ее изъятию.
* * *
Постановлением Кабинета Министров от 27.02.2017 г. N 102 утвержден Общий технический регламент о безопасности телекоммуникационного оборудования.
Как указано в самом документе, действие техрегламента распространяется на выпускаемое в обращение и вводимое в эксплуатацию телекоммуникационное оборудование:
новое, ранее не находившееся в эксплуатации независимо от страны происхождения;
находящееся в эксплуатации после модернизации;
бывшее в эксплуатации;
ввозимое в Республику Узбекистан.
Всего в утвержденном перечне объектов технического регулирования, на которые распространяется принятый техрегламент, 30 наименований оборудования.
Не подпадает под его действие телекоммуникационное оборудование:
используемое в интересах обороны государства, обеспечения безопасности и правопорядка, а также на специальные технические средства системы оперативно-розыскных мероприятий;
следующее транзитом через границу Республики Узбекистан, находящееся под таможенным контролем и не эксплуатирующееся в течение всего срока пребывания на территории страны.
Важно! Требования по обеспечению безопасности телекоммуникационного оборудования обязательны для исполнения всеми физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
С учетом степени риска причинения вреда документом установлены необходимые требования к объектам технического регулирования, выполнение которых обеспечивает механическую, электрическую, экологическую, пожарную безопасность, безопасность излучений и взрывобезопасность.
Вместе с тем для отдельных видов телекоммуникационного оборудования, применяемых в технологических сетях телекоммуникаций или сетях телекоммуникаций специального назначения, дополнительные обязательные требования для обеспечения безопасности, в т.ч. по информационной безопасности, могут быть установлены в других нормативных документах в области технического регулирования.
Другими документами также могут быть установлены обязательные требования к эксплуатации, электромагнитной и технической совместимости оборудования телекоммуникаций, обеспечивающие безопасность, целостность, взаимосвязанность и бесперебойность функционирования сети телекоммуникаций.
Общий технический регламент о безопасности телекоммуникационного оборудования вступает в силу по истечении 6-ти месяцев со дня официального опубликования в Собрании законодательства N 9 (769) от 6.03.2017 г.
* * *
Постановлением Кабинета Министров от 27.02.2017 г. N 103 внесены поправки в Положение о курсах переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений.
Теперь повторное освоение учебных программ курсов переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений осуществляется без отрыва от основной работы самостоятельно или на основе методов дистанционного обучения.
Учебные занятия повторных курсов на основе методов дистанционного обучения организуются в онлайн- и оффлайн-формах. Однако задания ассесмента (текущий контроль) слушателей организуются только в онлайн-форме.
Слушатели, осваивающие учебные программы курсов переподготовки и повышения квалификации самостоятельно или на основе дистанционных образовательных технологий, допускаются на итоговую аттестацию. Итоговая аттестация по соответствующим направлениям проводится в аттестационных комиссиях при базовых высших образовательных учреждениях.
Руководящие и педагогические кадры высших образовательных учреждений, отчисленные из числа слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации за пропуск занятий по неуважительным причинам, обязаны на платной основе повторно пройти курсы, а также аттестацию по соответствующему направлению (специальности) в последующих курсах переподготовки и повышения квалификации. Повторные курсы переподготовки и повышения квалификации организовываются в объеме 288 часов.
Кроме того, теперь педагогическим кадрам вузов разрешается прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации и аттестации на платной основе по истечении 1-го года (ранее - 3-х лет) со дня прекращения с ними трудового договора по основному месту работы.
Также в порядке исключения:
в рамках организации учебного процесса по направлениям с количеством слушателей, недостаточным для формирования группы по установленной норме (в т.ч. в группах с русским или каракалпакским языками обучения), количество слушателей в одной группе может быть установлено не менее 5 человек;
исходя из ситуации, когда в течение года количество слушателей по отдельным направлениям составляет менее 5 человек, по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования, приказом базового высшего образовательного учреждения по переподготовке и повышению квалификации в течение года могут быть сформированы группы с количеством слушателей менее 5 человек или для них применяются дистанционные методы повышения квалификации.
В документ внесены также некоторые другие изменения.
* * *
Во исполнение пункта 15 постановления Президента N ПП-2699 от 27.12.2017 г. постановлением Кабинета Министров N 105 от 27.02.2017 г. утверждено Положение о порядке уплаты налогов по обособленным подразделениям юридического лица.
Теперь за обособленные подразделения (ОП) юрлиц, где осуществляются завершающие этапы технологического процесса производства с выпуском готовой продукции, налоги будут уплачиваться отдельно по месту нахождения ОП.
Обособленным считается любое территориально обособленное от юрлица подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, с выполнением части функций этого юрлица.
Перечень юрлиц, имеющих ОП, на которые распространяется настоящее Положение, будет ежегодно утверждаться ГНК и Минфином не позднее 1 месяца до начала следующего налогового периода. Об этом налоговые органы по месту налогового учета в течение 5 дней должны будут уведомить включенные в данный перечень юрлица.
Для включения юрлиц в этот перечень Совмин Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента совместно с территориальными финансовыми и налоговыми органами на системной основе будут проводить инвентаризацию по выявлению юрлиц, имеющих ОП.
Действие данного Положения не распространяется на ОП, являющиеся самостоятельными налогоплательщиками, наделенными обособленным имуществом и имеющими самостоятельный баланс.
По месту нахождения ОП будут уплачиваться:
q налог на прибыль;
q НДФЛ;
q НДС;
q акцизный налог;
q налог за пользование недрами;
q налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры;
q ЕНП.
Обязательства по уплате налогов по обособленным подразделениям возлагается на само юрлицо, их имеющее. При этом доля налогов, приходящаяся на ОП, уплачивается в ГНИ по месту его нахождения.
Например, если юрлицо, зарегистрированное в Ташкенте, имеет обособленное подразделение в Самарканде, то долю налогов, приходящуюся на ОП, оно должно будет уплатить в ГНИ Самарканда.
По вышеуказанным налогам в ГНИ по месту нахождения ОП представляется также налоговая отчетность. Если ОП и юрлицо расположены в одном районе, то по ОП составляется сводная соответствующая налоговая отчетность. Формы налоговых расчетов по ОП приведены в приложениях к данному Положению.
В Положении также приведен порядок определения приходящейся на ОП юрлица доли по каждому налогу.
Юрлицо, имеющее ОП, наряду с постановкой на учет в налоговых органах по месту регистрации, также обязано встать на учет в качестве налогоплательщика по месту нахождения ОП. Сделать это надо не позднее 10 дней со дня получения уведомления о включении в перечень юрлиц, имеющих ОП.
* * *
Постановлением Кабинета Министров от 27.02.2017 г. N 106 утверждено Положение о порядке нотариального удостоверения сделок купли-продажи, мены и дарения недвижимого имущества с применением межведомственного электронного взаимодействия.
Теперь для нотариального удостоверения сделки заявитель сможет обратиться в нотариальную контору, заполнив электронное заявление непосредственно через персональный кабинет на ЕПИГУ. При его заполнении автоматически осуществляется проверка наличия задолженности по налогам, коммунальным услугам и электрической энергии, запрещения отчуждения и ареста в отношении недвижимого имущества посредством межведомственного электронного взаимодействия.
При выявлении задолженности или запрета отчуждения и ареста заявителю сообщается о его праве обратиться для нотариального удостоверения сделки после погашения задолженности или снятия запрещения отчуждения и ареста. По желанию заявителя уведомление направляется (вручается) в письменной форме.
При этом заявителю предоставляется возможность погасить выявленную задолженность, в том числе через электронные платежные системы. Информация о произведенной заявителем оплате оперативно отражается в АИС "Нотариус".
Если же задолженности нет, электронному заявлению присваивается уникальный номер, а заявителю сообщается о возможности нотариального удостоверения сделки, сумме госпошлины и представлении необходимых документов. При их наличии заявитель вправе требовать совершения нотариального удостоверения сделки в течение 24 часов с момента присвоения электронному заявлению уникального номера.
Заявитель может предварительно записаться на прием к нотариусу, выбрав дату и удобное время, в пределах 10-дневного срока с момента присвоения заявлению уникального номера. Если указанный срок пропущен, понадобится повторно его заполнить.
Положением определен перечень документов, необходимых для нотариального удостоверения сделки.
Нотариусы самостоятельно получают сведения о принадлежности и составе зданий и сооружений, идентификационный номер налогоплательщика, а также паспортные данные постоянно прописанных лиц или лиц, состоящих на временном учете (временно прописанных), посредством межведомственного электронного взаимодействия.
После нотариального удостоверения сделки через АИС "Нотариус" в госпредприятия землеустройства и кадастра недвижимости района (города) направляются информация о кадастровом номере недвижимого имущества и необходимые сведения о покупателе.
Вместе с тем за заявителем сохраняется право обратиться в нотариальную контору в явочном порядке и лично представить кадастровое дело недвижимого имущества, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. В этом случае электронное заявление от имени заявителя заполняет сотрудник нотариальной конторы после взимания установленной платы.
Кроме того, документом утвержден перечень сведений, обмениваемых посредством межведомственного электронного взаимодействия, и внесены необходимые поправки в законодательство, направленные на его приведение в соответствие с данным постановлением.
Положение вступает в силу по городу Ташкенту с 1.07.2017 г., по Республике Каракалпакстан и областям - с 1.07.2018 г.
* * *
Постановлением Кабинета Министров от 27.02.2017 г. N 110 утвержден перечень проектов, предусматривающих организацию производства готовых видов продукции, материалов и комплектующих изделий в свободных экономических зонах в период 2017-2019 гг.
Их реализация направлена на сокращение импорта товаров, создание новых производств по выпуску импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, в т.ч. с привлечением кредитов коммерческих банков, максимального использования минерально-сырьевого потенциала регионов, отраслевых организаций и хозяйственных объединений, а также создания на территории СЭЗ благоприятных условий для деятельности субъектов предпринимательства.
Системный мониторинг за ходом своевременной подготовки и реализации проектов, включенных в перечень, возложен на Административный совет (образован согласно УП-4931 от 12.01.2017 г.). Также ему разрешено вносить изменения в перечень.
Банкам рекомендовано предоставлять за счет собственных средств и иностранных кредитных линий, привлеченных без выдачи Государственной гарантии Республики Узбекистан, кредиты субъектам предпринимательства, реализующим проекты на территории свободных экономических зон, в т.ч. включенных в утвержденный перечень, на приобретение оборудования, сырья, материалов и комплектующих изделий.
Кроме того, восемь коммерческих банков откроют свои подразделения на территории СЭЗ для своевременного и качественного обслуживания субъектов предпринимательства и финансирования проектов.
* * *
Постановлением Кабинета Министров от 28.02.2017 г. N 113 в Программу локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов внесены коррективы.
В Программу локализации производства готовых видов продукции, комплектующих изделий и материалов на 2017-2019 гг. (утв. ПП-2698 от 26.12.2016 г.) включен целый ряд проектов по утвержденному перечню.
При этом в отношении включаемых в программу организаций установленные льготы применяются по таможенным платежам с 6 марта, а льготы по налогам - с 1 апреля текущего года.
В свою очередь, из Программы локализации производства готовых видов продукции, комплектующих изделий и материалов на 2017-2019 гг. (утв. ПП-2698 от 26.12.2016 г.), Программы локализации производства готовых видов продукции, комплектующих изделий и материалов на 2015-2019 гг. (утв. ПП-2298 от 11.02.2015 г.), и Программы локализации производства готовых видов продукции, комплектующих изделий и материалов на 2014-2016 гг. (утв. ПП-2120 от 4.02.2014 г.) также исключены некоторые проекты по перечню.
* * *
Постановлением Кабинета Министров N 116 от 2.03.2017 г. утверждены новые формы водительских документов, свидетельства о регистрации автомототранспортного средства и порядок их замены.
Теперь национальное водительское удостоверение будет пластиковым, розового цвета (54 х 86 мм). Оно будет иметь несколько степеней защиты, содержать серийный номер из 2 букв и цифровой 6-значный номер. В документе используется государственный язык в латинской графике.
В свидетельстве о регистрации автомототранспортного средства (документе синего цвета аналогичного размера), помимо прочего, указывается полная информация об авто (марка, модель, тип, номер кузова/шасси, полная масса, масса без нагрузки, категория и мощность двигателя, тип горючего, цвет, количество сидячих мест вместе с водителем, количество стоячих мест, особые отметки).
Талон о прохождении технического осмотра будет изготовлен из бумаги четырехугольной формы размером 54 х 86 мм из 100-процентного хлопка плотностью 140+/-5 г на кв.м. Слой бумаги имеет цветные волокна синего и светлого цвета, видимые при ультрафиолетовых лучах, а также ярко выделяемый при свете общий водяной знак в виде коробочки хлопка. В талоне указываются результат проведенного техосмотра, даты прохождения текущего и следующего ТО.
Выдавать водительские удостоверения и свидетельства о регистрации автотранспорта нового образца начнут с 1 октября текущего года. Действующие документы независимо от даты их выдачи будут менять на новые в 2 этапа:
с 1.10.2017 г. по 31.12.2018 г. - на добровольной основе по письменному заявлению владельца;
с 1.01.2019 г. до 31.12.2020 г. - все в обязательном порядке.
Национальное водительское удостоверение нового образца выдается на 10 лет со дня выдачи.
Замена свидетельств о регистрации автотранспорта на новые образцы будет проводиться поэтапно в течение 2017-2020 годов при прохождении обязательного техосмотра.
Национальные водительские удостоверения и свидетельства о регистрации автомототранспортных средств старого образца с 1 января 2021 года будут считаться недействительными.