ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Органы хозяйственного управления /

Методика определения нормативов соотношения численности работников управленческого, обслуживающего и технического персонала органов государственного и хозяйственного управления (Приложение N 2 к Постановлению от 22.09.2003 г. МТСЗН N 58 и МФ N 116, зарегистрированному МЮ 09.12.2003 г. N 1288)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению от 22.09.2003 г.

МТСЗН N 58 и МФ N 116,

зарегистрированному МЮ

09.12.2003 г. N 1288



МЕТОДИКА

определения нормативов соотношения

численности работников управленческого,

обслуживающего и технического персонала

органов государственного и хозяйственного

управления


Настоящая Методика разработана в целях исполнения постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 августа 2003 года N 363 и определяет порядок установления предельных соотношений численности управленческого, технического и обслуживающего персонала органов государственного и хозяйственного управления (далее - организаций и учреждений), независимо от источника финансирования, за исключением министерств и ведомств силовых структур, правоохранительных органов и судов, а также Народных приемных Президента Республики Узбекистан.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Основные определения, применяемые в настоящей Методике.


а) персонал - совокупность всех работников предприятия, организации, учреждения, работающих по найму, и включаемых в предельную общую численность работников;


б) предельная общая численность персонала - максимальная численность персонала предприятия, организации и учреждения, необходимая для достижения поставленных целей и выполнения задач при существующем уровне организации труда и технологического развития. Предельная общая численность персонала устанавливается:

для органов государственного и хозяйственного управления, образованных в соответствии с решениями правительства - постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, решениями Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов. При этом предельная общая численность для их территориальных и подведомственных подразделений включается в общую предельную численность органа государственного и хозяйственного управления;

для органов хозяйственного управления, образованных без соответствующего решения правительства (самостоятельно), и для хозяйствующих субъектов (предприятий с государственной долей собственности и унитарных государственных предприятий) - вышестоящими органами хозяйственного управления и (или) высшим органом управления хозяйствующего субъекта.

Предельная общая численность персонала включает в себя управленческий персонал, производственный персонал, технический и обслуживающий персонал (вспомогательный персонал);

в) управленческий персонал - работники, осуществляющие распорядительные функции, руководство персоналом, выработку и принятие необходимых решений, планирование, контроль и регулирование процессов деятельности предприятия, организации и учреждения, подготовку информации для принятия надлежащих решений. Управленческий персонал обеспечивает необходимые организационно-технические условия для достижения предприятием, организацией и учреждением поставленных целей и задач, и выполнения установленных функций и производственных программ;


г) административно-управленческий персонал - часть работников управленческого персонала предприятия, организации и учреждения, наделенных в соответствии с нормативными актами (положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка) функциями администрирования, правом действовать от лица предприятия, организации и учреждения, распорядительными правами и полномочиями (административными функциями), осуществляющих руководство подчиненным персоналом (распределение производственных заданий и поручений, расстановка персонала), организацию и координацию деятельности предприятия, организации и учреждения, а также их подразделений, контроль за исполнением распоряжений, заданий и поручений. К административно-управленческому персоналу относятся: руководители предприятий, организаций и учреждений и их заместители, руководители и заместители руководителей структурных подразделений (самостоятельных управлений и отделов, цехов, филиалов, представительств), главные инженеры, главные бухгалтера и их заместители, главные менеджеры, имеющие дискреционные полномочия (т.е. наделенные правом действовать по своему усмотрению), мастера производственных участков (кроме мастеров участков производственного обучения) и другие. Перечень должностей административно управленческого персонала устанавливается согласно номенклатуре должностей управленческого, обслуживающего и технического персонала, утвержденной Министерством труда и социальной защиты населения;


д) специалисты управленческого персонала - часть работников управленческого персонала, в основные функции которых входит подготовка и анализ информации об управляемом объекте, подготовка решений по обеспечению заданных параметров объекта управления, учету, хранению, организации технологических процессов, подготовка сметно-финансовых материалов и другие функции. Специалисты управленческого персонала не наделяются распорядительными полномочиями, а также правами действовать от лица предприятия, организации и учреждения. В отдельных случаях специалист управленческого персонала может быть наделен полномочиями руководства специалистом более низкой категории. Перечень должностей специалистов управленческого персонала устанавливается согласно номенклатуре должностей управленческого, обслуживающего и технического персонала, утвержденной Министерством труда и социальной защиты населения;


ж) производственный персонал - работники предприятий, учреждений и организаций, непосредственно участвующие в процессе производства основной продукции (услуг), а также сопутствующей продукции (услуг), установленной производственной программой. В состав производственного персонала входят инженерные работники и техники, не относящиеся к управленческому персоналу, рабочие, младшие специалисты и другие работники, непосредственно участвующие в производственном процессе;

з) вспомогательный персонал предприятия, организации и учреждения включает в себя технический и обслуживающий персонал, осуществляющий функции обеспечения деятельности управленческого персонала Перечень должностей технического и обслуживающего персонала определяется согласно номенклатуре должностей управленческого, обслуживающего и технического персонала, утвержденной Министерством труда и социальной защиты населения;


и) технический персонал предприятия, организации и учреждения - персонал, в функции которого входит выполнение работ по техническому обслуживанию и обеспечению деятельности управленческого персонала (выполнение печатных, множительных и архивных работ, библиотечное дело, доставка документов, обслуживание компьютерной техники, выполнение канцелярских, секретарских и других работ);


к) обслуживающий персонал предприятия, организации и учреждения  персонал, в функции которого входит техническое и хозяйственное обслуживание зданий и территорий., их охрана, транспортное обслуживание управленческого персонала, а так же иные работы по обслуживанию управленческого и производственного персонала предприятия, организации, учреждения, включая социально-бытовое обслуживание;

л) норма численности - установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для реализации конкретных целей, задач и функций органов государственного и хозяйственного управления и производственных программ предприятий;


м) норма управляемости - оптимальная численность работников, непосредственно подчиненных одному руководителю. Для высшего руководящего состава предприятий, организаций и учреждений - норма управляемости определяет оптимальное число структурных подразделений, непосредственно подчиненных руководителю;


н) типовые штаты - перечень наименований должностей постоянных работников с указанием их количества, необходимого для выполнения целей, задач, функций и производственных программ организаций, учреждений и предприятий. Типовые штаты разрабатываются исходя из расчета оптимального соотношения управленческого, технического и обслуживающего персонала однопрофильных и однотипных предприятий, учреждений и организации. При этом должности технического и обслуживающего персонала органов государственного и хозяйственного управления рекомендуется вводить исходя из нормативов и условий, установленных приложением N 1;


о) штатное расписание - документ, содержащий перечень наименований должностей постоянных работников с указанием количества одноименных должностей и размеров должностных окладов, утвержденный собственником, руководителем или вышестоящим органом. Штатное расписание дает право на укомплектование должностей структурных подразделений предприятий, организаций и учреждения работниками соответствующих категорий;

п) соотношение численности персонала - нормативы, устанавливающие оптимальные пропорции соотношения численности технического и обслуживающего персонала к численности управленческого персонала, в целях обеспечения минимальных издержек на содержание управленческого, обслуживающего и технического персонала, при условии сохранения управляемости, достижения целей и задач, выполнения функций предприятия, организации и учреждения.


2. Соотношение численности персонала рассчитывается по формуле:


Ху(%) + Хт%) + Хо(%) = ПЧ(100%),


где:

Ху(%) - установленная численность управленческого персонала, в процентах;

Хт(%) - численность технического персонала, в процентах;

Хо(%) - численность обслуживающего персонала, в процентах;

ПЧ(100%) - общая предельная численность персонала, в процентах.


Данная формула приводится в вид, выражающий соотношение числа работников технического и обслуживающего персонала в расчете на одного работника управленческого персонала:


1 Ху : Хт/ Ху : Хо/ Ху.


В органах государственного управления, имеющих в соответствии с законодательством в структуре производственный персонал, данное соотношение определяется к суммарной численности управленческого и производственного персонала.


II. УСТАНОВЛЕНИЕ НОРМАТИВОВ СООТНОШЕНИЯ

ЧИСЛЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО, ТЕХНИЧЕСКОГО

И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


3. В предельную общую численность органов государственного управления включается: управленческий, технический и обслуживающий персонал организации, учреждения и предприятия.

В отдельных структурах органов государственного управления могут быть выделены производственные подразделения, осуществляющие оказание услуг, проводящие патентно-экспертные и другие работы.


4. В составе управленческого персонала организаций и учреждений выделяются: административно-управленческий персонал и специалисты управленческого персонала.


5. При определении численности управленческого персонала органов государственного управления учитываются:

а) нормы управляемости. Оптимальная норма управляемости для:

руководителей структурных подразделений, как правило, составляет- 4-9 подчиненных работников (самостоятельный отдел или управление), в расчете на 1-го руководителя (при большей норме управляемости эффективность управления снижается). При этом структурные подразделения в виде сектора, группы, отдела могут создаваться с численностью не менее 2 единиц, включая руководителя данного структурного подразделения;

руководителей организаций и учреждений, как правило, - 3-5 структурных подразделений;

б) число и степень сложности задач и функций, возложенных на структурное подразделение органа государственного управления;

в) количество объектов управления - подчиненных территориальных организаций, учреждений и предприятий;

г) другие специфические факторы, характеризующие деятельность органа государственного управления (такие как: число обращений граждан, уровень технической вооруженности, квалификация и взаимозаменяемость персонала и др.).


6. При определении численности технического и обслуживающего персонала органов государственного управления учитываются:

нормы обслуживания зданий, сооружений и территории организации и учреждения;

сменность работы при нормальной продолжительности рабочего времени;

наличие оргтехники, требующей постоянного или регулярного обслуживания;

наличие необходимости в архивации документов и их каталогизации;

другие специфические факторы (такие как: необходимость регулярной доставки служебной почты курьером, ведение библиотечного дела и др.).


7. Для определения оптимального соотношения численности технического и обслуживающего персонала к численности управленческого персонала за основу принимается установленная предельная численность управленческого персонала (Nуп ).


8. Исходя из установленных Нормативов введения должностей технического и обслуживающего персонала, определяется расчетная численность работников технического и обслуживающего персонала по каждой должности из указанных категорий персонала: Nтп - численность работников технического персонала и Nоп - численность работников обслуживающего персонала.

9. Суммированием установленной численности управленческого персонала с расчетной численностью технического и обслуживающего персонала определяется предельная общая численность персонала:


Nуп + Nтп + Nоп = Пч


10. Удельный вес соответственно управленческого, технического и обслуживающего персонала в предельной общей численности персонала определяется:


Nуп(%) = Nуп / Пч *100; Nтп(%) = Nтп / Пч *100; Nтп(%) = Nтп / Пч *100;


11. Соотношение технического и обслуживающего персонала путем деления полученных долей (в процентах) соответственно технического и обслуживающего персонала на полученную долю управленческого персонала определяется:

Соотношение технического персонала к управленческому = Nтп (%) / Nуп (%)

Соотношение обслуживающего персонала к управленческому = Nоп (%) / Nуп (%)


13. При разработке штатного расписания организаций и учреждений органов государственного управления допускается отклонение от вышеуказанных предельных соотношений численности обслуживающего и технического персонала в общей предельной численности работников, но не более 10-ти процентов.

14. Если организация или учреждение расположены в арендуемом помещении, где отсутствует необходимость содержания обслуживающего персонала по обслуживанию здания, сооружения и территории, численность обслуживающего персонала уменьшается до необходимого уровня. Соответственно уменьшается и общая предельная численность персонала.



III. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ ОБЩЕЙ

ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА И НОРМАТИВОВ

СООТНОШЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО,

ТЕХНИЧЕСКОГО   И   ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО   ПЕРСОНАЛА

В ОРГАНАХ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (АППАРАТА

КОРПОРАЦИЙ, АССОЦИАЦИЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ,   КОНЦЕРНОВ,   НАЦИОНАЛЬНЫХ

КОМПАНИЙ И ДРУГИХ ОРГАНОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ)


15. В предельную численность персонала органов хозяйственного управления, как правило, включается управленческий, технический и обслуживающий персонал.


16. В отдельных случаях, если в соответствии с решением вышестоящего органа, в структуру органа хозяйственного управления, на правах подразделения включены проектно-конструкторско-технологические отделы, технические отделы, лаборатории, патентно-экспертные бюро и иные подразделения, осуществляющие производственную деятельность, в предельной численности органа хозяйственного управления учитываются работники этих подразделений, выделяемые в категорию производственного персонала.

При этом руководители указанных подразделений и их заместители учитываются в составе управленческого персонала в соответствии с Номенклатурой должностей управленческого персонала.


17. При определении предельной численности управленческого, технического и обслуживающего персонала учитываются показатели, указанные в пункте 5 настоящей Методики.


18. При определении оптимальных соотношений численности технического и обслуживающего персонала к управленческому персоналу из общей предельной численности вычитаются работники производственного персонала.

Расчет соотношений производится аналогично расчету соотношений численности технического и обслуживающего персонала для органов государственного управления


20. При разработке штатного расписания организаций и учреждений органов хозяйственного управления допускается отклонение от вышеуказанных предельных соотношений численности обслуживающего и технического персонала в общей предельной численности работников, но не более 10-процентов.


21. Если организация или учреждение расположены в арендуемом помещении, где отсутствует необходимость содержания обслуживающего персонала по обслуживанию здания, сооружения и территории, численность обслуживающего персонала уменьшается до необходимого уровня. Соответственно уменьшается и общая предельная численность персонала.



IV. СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСОНАЛА


22. Расходы на содержание управленческого персонала включают в себя все прямые затраты, связанные с деятельностью управленческого персонала, в том числе:

расходы на оплату труда, включая все надбавки, доплаты и премии управленческого и вспомогательного персонала;

установленные законодательством отчисления работодателей;

канцелярские расходы;

командировочные расходы управленческого персонала;

расходы на коммунальные услуги (при условии, что управленческий персонал размещен в собственном здании) и аренду зданий и помещений (при условии, что управленческий персонал размещен в арендуемом здании или помещении);

услуги связи;

расходы на эксплуатацию и найм служебного легкового автотранспорта, оборудования и оргтехники;

прочие расходы (с расшифровкой и обоснованием).


23. Содержание управленческого персонала организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, осуществляется в пределах утвержденных в установленном порядке смет расходов.


24. Содержание управленческого персонала органов хозяйственного управления, финансируемых из внебюджетных источников, в том числе за счет отчислений нижестоящих подразделений и от установленных тарифов, осуществляется в пределах годовых смет расходов, утверждаемых высшим органом управления (наблюдательным советом, общим собранием акционеров и другими органами, согласно уставу или иным учредительским документам) организации, учреждения.

Исходя из утвержденной годовой сметы расходов, устанавливаются размеры годовых отчислений вышестоящим звеньям управления по каждому подведомственному предприятию в процентах или в абсолютной сумме.

Для органов хозяйственного управления, содержание которых в соответствии с решениями Правительства осуществляется за счет обязательных отчислений подведомственных предприятий, средства, поступившие в пределах утвержденных на их содержание смет расходов, не подлежат налогообложению.

Суммы, поступившие в виде отчислений сверх утвержденных смет расходов, подлежат налогообложению в установленном порядке.


25. Предприятия, учреждения и организации, независимо от формы собственности и источников финансирования, ежеквартально представляют отчет по содержанию персонала органам статистики, согласно форме, утвержденной Государственным комитетом по статистике Республики Узбекистан. Бюджетные организации, кроме отчета органам статистики, при представлении баланса за каждый квартал в соответствующих приложениях к балансу отчета по сети, штатам и контингентам, отдельной строкой отражают исполнение по численности управленческого персонала.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Методике



НОРМАТИВЫ И УСЛОВИЯ

введения обслуживающего и технического персонала

органов государственного и хозяйственного управления

  

N

п.п.

  

Наименование должности

Условия введения должности*

Обслуживающий персонал

1

Водители служебного автотранспорта

2 смены - на  руководителя организации; 1,5 - смены - на каждого заместителя руководителя организации; дежурные автомобили: 1,5 смены на каждые 100 единиц  управленческого персонала

2

Уборщики территории (дворник)**

1 единица на 2,5 тыс. кв. метров  убираемой территории

3

Дежурный бюро пропусков**

1 единица на организацию при односменной работе организации

4

Уборщик помещений**

1 единица на 800 кв. метров убираемой площади

5

Электромонтер**

0.5 единица на организацию с численностью УП менее 100 человек; 1 единица на организацию с численностью УП более 100 человек (вводится при отсутствии рабочего по  текущему обслуживанию и ремонту    зданий)

6

Слесарь-сантехник**

1 единица   (вводится при отсутствии рабочего по текущему  обслуживанию и ремонту зданий)


7

Сторожа**

При круглосуточном режиме работы - 4,5 единицы на организацию; при односменной работе (ночном дежурстве) - 3 единицы на организацию. Должность вводится при условии, что охрана организации не осуществляется работниками Республиканского объединения "Охрана" при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан.

8

Лифтеры**

1 единица при наличии лифта

9

Рабочий по текущему обслуживанию и ремонту  здания**

1 единица на организацию  с численностью УП менее 100 человек; 2 единицы на организацию с численностью УП более 100 человек (вводится взамен электромонтера и слесаря-сантехника)

10

Прочие работники обслуживающего персонала

Вводятся при необходимости с учетом специфики организации по согласованию с финорганами и органами по труду

Технический персонал

1

Архивариус

1 единица на 6000 дел по 250 листов в каждом (кроме специализированных архивных организаций)

2

Библиотекарь

При наличии библиотеки не менее 2000 учетных единиц (кроме специализированных библиотечных организаций)

3

Делопроизводитель***

1 единица на каждые 50 работников управленческого персонала

4

Секретарь-референт, секретарь руководителя

1 единица на каждого руководителя организации и его заместителей

5

Кассир

1 единица на организацию

6

Оператор копировально-множительных машин

1 единица  в расчете выполнение в среднем  500 копий в смену

7

Завхоз

1 единица на  организацию

8

Техник (инженер) по обслуживанию компьютерной техники

1 единица на каждые 50 единиц компьютерной техники и оргтехники

8-1

Техник вычислительной техники****

1 единица на организацию при условии подключения организации к корпоративной сети базы данных или правительственному порталу базы данных.

9

Экспедитор

1 единица при численности УП более 100 единиц

10

Телефонист

1 единица при наличии  внутренней самостоятельной  АТС

11

Телетайпист

1 единица на телетайп

11

Прочие работники технического персонала

Вводятся при  необходимости с учетом специфики организации по согласованию с финорганами и органами по труду

    

   

*) Введение должностей обслуживающего  и технического персонала осуществляется при наличии соответствующих условий с учетом полной загрузки в течение рабочего времени.


**) При аренде здания (помещений) указанные должности не вводятся или вводятся по согласованию с финорганами (с предоставлением договора об аренде). При размещении в отдельном здании по согласованию с финансовыми органами допускается введение должности сторожа с превышением установленного лимита на 2 единицы.

***) Вводится по согласованию с финансовыми органами при условии отсутствия работника другой должности, отвечающего за ведение делопроизводства.

****) Вводится по согласованию с финансовыми органами. В органах государственной управления республиканского уровня, при наличии сложного информационно-коммуникационного оборудования, в том числе предназначенного для проведения видеоконференций, может вводиться должность "Инженер по управлению и обслуживанию систем" взамен должности "Техник вычислительной техники".












































Время: 0.1741
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск