Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Бухгалтерский учет. Аудит. Оценочная деятельность / Утратившие силу акты / Оценочная деятельность /

Национальный стандарт оценки имущества Республики Узбекистан (НСОИ N 14) "Оценка стоимости товарно-материальных запасов" (Утвержден Постановлением Госкомконкуренции от 15.05.2017 г. N 01/27-26/04, зарегистрированным МЮ 19.06.2017 г. N 2890)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Госкомконкуренции

от 15.05.2017 г. N 01/27-26/04,

зарегистрированному МЮ

19.06.2017 г. N 2890



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


НСОИ N 14



ОЦЕНКА СТОИМОСТИ

ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ


Настоящий Национальный стандарт оценки имущества Республики Узбекистан (НСОИ N 14) "Оценка стоимости товарно-материальных запасов" (далее - НСОИ N 14) в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об оценочной деятельности", постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2008 года N ПП-843 "О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг" и Указом Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года N УП-5016 "Об образовании Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции" определяет нормативное регулирование оценочной деятельности в области оценки стоимости товарно-материальных запасов в Республике Узбекистан.



ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Нормы и правила НСОИ N 14 направлены на цели оценки стоимости товарно-материальных запасов юридических лиц в качестве обеспечения исполнения обязательств в соответствии с договором и/или законодательством с учетом возможного отчуждения путем реализации или иным способом, предусмотренным договором и/или законодательством.


2. Основными задачами НСОИ N 14 являются:

обеспечение согласованности действий оценщиков и собственников имущества при использовании понятий и правил оценки стоимости товарно-материальных запасов, а также проведении оценки их стоимости;

определение процедур, призванных содействовать объективности и повышению качества оценки;

установление единых требований к первичной информации, содержанию отчета об оценке и изложению материала, исключающему неоднозначное толкование отчетов об оценке.


3. В НСОИ N 14 используются следующие основные понятия:


аналог - объект, схожий с объектом оценки по составу, техническому происхождению, а также назначению использования, близкий по совокупности существенных признаков;


прямые затраты - производственные затраты, непосредственно связанные с процессом производства отдельных видов товарно-материальных запасов (оказанием услуг, выполнением работ) и прямо относимые на себестоимость их единицы;


косвенные затраты - производственные затраты, связанные с процессом производства нескольких видов товарно-материальных запасов (оказанием услуг, выполнением работ), которые не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость единицы определенных товарно-материальных запасов, вследствие чего они распределяются между объектами затрат и себестоимостью их единицы расчетным путем;


текущая стоимость - стоимость товарно-материальных запасов по действующим рыночным ценам на определенную дату или сумма, достаточная для приобретения актива или исполнения обязательства при совершении сделки между осведомленными, желающими совершить такую сделку, независимыми друг от друга сторонами;


утрата товарной стоимости - условная величина, на которую снижается стоимость товарно-материальных запасов в связи со снижением или ухудшением потребительских свойств;


товарно-материальные запасы - материальные активы, содержащиеся в целях дальнейшей продажи в ходе нормальной деятельности и находящиеся в процессе производства, а также используемые в процессе производства продукции либо для осуществления административных и социально-культурных функций.

Товарно-материальные запасы - это активы в виде:

готовой продукции, товаров, предназначенных для продажи, в том числе товаров в пути;

незавершенного производства;

запасов сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, конструкций и деталей, топлива, тары и тарных материалов, запасных частей, прочих материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или выполнении работ и оказании услуг.



ГЛАВА 2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НСОИ N 14


4. НСОИ N 14 предназначен для оценочных организаций, оценщиков и заказчиков оценочных услуг и подлежит обязательному применению при оказании услуг по оценке стоимости товарно-материальных запасов.


5. НСОИ N 14 распространяется на оценку стоимости товарно-материальных запасов, находящиеся в собственности юридических лиц.


6. Национальный стандарт оценки имущества Республики Узбекистан (НСОИ N 8) "Оценка стоимости имущества в целях приватизации" (рег. N 2025 от 28 октября 2009 года) применяется в случаях, когда объектами оценки являются активы государственной собственности, подлежащие приватизации.


7. При применении НСОИ N 14 следует руководствоваться Методическими указаниями, приведенными в приложении к НСОИ N 14.



ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ НСОИ N 14

СО СТАНДАРТАМИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА


8. Результаты, полученные при оценке объектов оценки в соответствии с требованиями НСОИ N 14 могут быть использованы с учетом требований Закона Республики Узбекистан "Об оценочной деятельности".


9. Нормы и требования Национальных стандартов бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ) могут быть использованы только в случаях, предусмотренных НСОИ N 14. В других случаях, следует руководствоваться требованиями НСОИ N 14.


10. Стоимость объекта оценки, определенная методами НСОИ N 14, может существенно отличаться от стоимости этого имущества, определенной в установленном порядке для финансовой отчетности.



ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ

ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ


11. Товарно-материальные запасы, числящиеся на балансе и не находящиеся в собственности юридических лиц (товары, оплаченные и подлежащие отгрузке покупателю, консигнационные товары, давальческое сырье и материалы и другие), подлежат оценке с письменного согласия собственника данных активов.


12. Объекты оценки (числящиеся на балансе и/или находящиеся в собственности юридических лиц в качестве товарно-материальных запасов), являющиеся активами законченного производственного цикла (в том числе капитального строительства) по которым приняты отдельные Национальные стандарты оценки имущества оцениваются согласно требованиям соответствующих Национальных стандартов оценки имущества.


13. При применении методов НСОИ N 14 в оценке стоимости товарно-материальных запасов, в процедуре оценки не учитываются затраты пост- продажных процедур, прибыль и затраты на оформление договоров.



ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ НСОИ N 14


§ 1. Общие положения


14. Требованием НСОИ N 14 для оценщика является соблюдение следующих этапов оценки:

определение задания на оценку и заключение договора об оценке объекта оценки;

сбор и анализ информации;

применение подходов и методов оценки;

проведение расчетов и определение стоимости объекта оценки;

составление отчета об оценке.


15. Требованием НСОИ N 14 для заказчика является:

совместно с оценщиком определение задания на оценку и заключение договора об оценке объекта оценки;

обеспечение доступа к объекту оценки (при необходимости);

предоставление оценщику необходимой первичной информации.



§ 2. Определение задания на оценку


16. Задание на оценку составляется заказчиком совместно с оценочной организацией и оформляется в форме приложения к договору об оценке.

Задание на оценку должно содержать:

наименование и краткое описание объектов оценки;

наименование заказчика и его реквизиты;

наименование оценочной организации и ее реквизиты;

основание для проведения оценки;

цель (задачу) оценки и предполагаемое использование результатов оценки;

дата оценки;

вид определяемой стоимости, соответствующий цели оценки;

допущения и ограничительные условия (при наличии таковых);

перечень первичной информации, которая должна быть предоставлена заказчиком;

сроки проведения оценочных работ.

Задание на оценку может содержать дополнительные условия.



§ 3. Сбор и анализ информации


17. Основным информационным источником при оценке товарно-материальных запасов являются документы бухгалтерского учета и отчетности юридического лица.


18. В процессе проведения оценки стоимости объекта оценки заказчиком предоставляются:

копии документов финансовой отчетности, предшествующие дате оценки и документы, содержащие информацию о количестве и бухгалтерских данных (ценовую информацию, даты и т.д.) товарно-материальных запасов;

расшифровка статей балансов о товарно-материальных запасах, их количества и единицы измерения;

акт состояния товарно-материальных запасов с указанием качественных характеристик;

другие документы, имеющие отношение к объекту оценки.

При необходимости оценщиком могут быть запрошены документы, являющиеся основанием для принятия товарно-материальных запасов на баланс юридических лиц (договора, акты приемки т.д.).


19. При оценке объекта оценки может быть использована:

информация, полученная от заказчика;

информация, полученная от привлеченных к выполнению работ третьих лиц, заверенная их подписью;

статистические данные специализированных организаций (отраслевые, аналитические обзоры, обзоры рынка), в том числе опубликованные в средствах массовой информации и сети Интернет;

другая информация (полученная по результатам опроса, интервью и других источников), при этом ответственность за использование данной информации возлагается на оценщика.


20. В случаях, когда применяемыми оценщиком методами, требуется использование информации о состоянии и динамике рынка, а также о сделках с объектом оценки (дата, цена, ценообразующие факторы, источник информации и др.), то оценщик должен собрать общую информацию о сегменте рынка, к которому относится объект оценки, в соответствии с требованиями НСОИ N 14.


21. Используемая в процессе оценки информация должна быть достоверной и достаточной для определения оценщиком необходимых для оценки ценообразующих факторов.

Информация, предоставленная заказчиком, а также полученная от привлеченных к выполнению работ третьих лиц считается достоверной в том случае, если она:

подписана руководителем и заверена печатью организации (при наличии печати), предоставившей информацию, за исключением информации, полученной оценщиком из средств массовой информации, сети Интернет, по результатам опроса, интервью и других аналогичных источников, которая должна иметь ссылки на соответствующие источники;

подписана руководителем и заверена печатью организации (при наличии печати), к которому относится информация, в случаях, когда документы являются копиями оригинального документа.


22. Оценщик вправе отказаться от выполнения работ по оценке, если объем и качество информации, предоставленной заказчиком недостаточны для проведения оценки и подготовки отчета об оценке объектов оценки в соответствии с требованиями НСОИ N 14.


23. Вся информация и документы, которые стали доступными для оценщика при проведении оценки, должны использоваться в условиях конфиденциальности с учетом требований законодательства.



§ 4. Применение подходов и методов оценки


24. В рамках НСОИ N 14 расчет стоимости объекта оценки осуществляется с использованием затратного и сравнительного подходов.

Невозможность или ограничение применения какого-либо из подходов оценщик должен обосновать в отчете об оценке с приведением соответствующих аргументов.


25. При оценке стоимости товарно-материальных запасов затратным подходом, применяются следующие методы:

метод замещения;

метод индексации стоимости;

метод средневзвешенной стоимости;

метод оценки по средней цене.


26. Метод замещения основан на определении стоимости замещения путем использования цен (отпускных, прейскурантных и т.д.) заводов-изготовителей с учетом стоимости накладных затрат (прямых и косвенных).


27. Метод индексации стоимости предусматривает определение восстановительной стоимости путем до оценки первоначальной стоимости товарно-материальных запасов с учетом статистических индексов удорожания.


28. Расчет методом средневзвешенной стоимости подразумевает составление групп и подгрупп товарно-материальных запасов в зависимости от их вида и основывается на присвоении удельных весов к группам и подгруппам товарно-материальных запасов, в зависимости от динамики изменения цен во времени их поступления.


29. Метод оценки по средней цене применяется к однородным группам товаров путем расчета средней стоимости одной единицы товара. Применение данного метода не допустим при значительном колебании цен на товары.


30. В рамках применения методов затратного подхода по НСОИ N 14, восстановительная стоимость или стоимость замещения корректируется на величину утраты товарной стоимости.

При оценке стоимости "незавершенного производства" в рамках товарно-материальных запасов, корректировка на величину утраты товарной стоимости не производится.


31. Сравнительный подход применяется методом прямого сравнения с аналогом.


32. Сравнительный подход подразумевает использование рыночной информации о продаже (или предложении) аналогичных объектов на товарном рынке. При этом цены продаж (или предложений) подлежат корректировке с учетом расхождений в характеристиках объекта оценки и аналога.


33. Применение метода сравнительного подхода в оценке стоимости монопольных товаров и высоколиквидных видов товаров, перепродажа которых запрещена законодательством Республики Узбекистан, не допускается.



§ 5. Согласование результатов оценки, полученных

в рамках разных подходов и определение итоговой

стоимости объекта оценки


34. Итоговая стоимость объекта оценки представляется в виде единой величины стоимости, которая определяется путем согласования результатов оценок, полученных при оценке разными подходами.


35. Согласование осуществляется путем присвоения к результатам оценки разными подходами соответствующих весовых коэффициентов, которые определяются в порядке, установленном в Методических указаниях к НСОИ N 14.


36. При наличии существенного (более 30%) расхождения между результатами оценки, полученными по итогам расчетов различными подходами, от максимального результата оценки проводится анализ причин данного расхождения, который отражается в отчете об оценке и для согласования выбираются наиболее достоверные, по мнению оценщика, результаты.

Оценщик вправе отказаться от согласования результатов примененных подходов (методов) оценки и в качестве итоговой стоимости рекомендовать результат одного из подходов. Свой отказ оценщик должен отразить в отчете об оценке и привести обоснованные аргументы.


37. При согласовании оценщик должен учесть:

цель оценки и предполагаемое использование результатов оценки;

специфику объекта оценки;

насыщенность информации, на основе которой проводились анализ и расчеты;

способность подхода оценки отразить мотивацию типичных покупателей и продавцов объектов, аналогичных объекту оценки;

способность подхода оценки учитывать конъюнктуру рынка.


38. Выбор метода согласования и удельных весов, а также все сделанные при этом суждения и допущения должны быть обоснованы оценщиком в отчете об оценке.



§ 6. Составление отчета об оценке


39. Отчет об оценке содержит профессиональное мнение оценщика и является документальным подтверждением проведенной работы по определению стоимости объекта оценки.


40. Отчет об оценке должен быть составлен таким образом, чтобы его пользователь мог понять логику и воспроизвести всю последовательность произведенных оценщиком расчетов. Также пользователь отчета об оценке должен иметь возможность при необходимости самостоятельно рассчитать стоимость объекта оценки, исходя из приведенных в отчете данных.


41. В отчете об оценке должна содержаться вся информация об объекте оценки, описание всей информации, использованной в процессе оценки, этапы проведенного анализа и расчеты, обоснование полученных результатов, итоговая стоимость объекта оценки, подтверждение базы оценки, цель оценки, а также все допущения и ограничительные условия, обеспечивающие полное и однозначное толкование результатов оценки.


42. Отчет должен содержать исключительно информацию и сведения, использованные при расчетах и анализе в процессе оценки.

Информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, должна сопровождаться ссылками на источник информации.


43. Отчет об оценке должен иметь следующую структуру:

титульный лист;

оглавление;

сопроводительное письмо (обобщающую часть);

перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов;

введение;

основную часть;

заключение;

список использованных источников;

приложения.


44. Отчет об оценке должен быть пронумерован и подписан оценщиком (оценщиками) постранично, прошит, а также утвержден руководителем оценочной организации и заверен печатью этой организации (при наличии печати).


45. Приложение к отчету об оценке должно содержать копии документов, использованных оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.


46. К отчету об оценке также должны быть приложены копии лицензии оценочной организации, квалификационных сертификатов оценщиков и полиса страхования гражданской ответственности.


47. Отдельные расчеты при проведении оценки могут быть вынесены в приложение с указанием ссылки в данные расчеты в отчете об оценке.


48. Оценочная организация несет ответственность за результаты оценки, отраженные в отчете об оценке в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 6. ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ

РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ


49. Вся информация (за исключением носящей конфиденциальный характер), использованная в процессе оценки, раскрывается в отчете об оценке в таком виде и содержании, в котором она была собрана оценщиком.


50. Информация конфиденциального характера раскрывается оценщиком исключительно по согласованию с заказчиком и/или лицами, предоставившими такую информацию либо по соответствующему решению суда. Степень конфиденциальности используемой информации определяется заказчиком и/или лицами, предоставляющими такую информацию либо имеющими к ней непосредственное отношение.


51. В отчете об оценке раскрываются все допущения и ограничительные условия, а также любые требования относительно раскрытия информации.


52. Отчет об оценке также должен включать заявление оценщика о соблюдении норм законодательства об оценочной деятельности, настоящего стандарта и других принятых стандартов оценки имущества, раскрыть любое отступление от требований настоящего стандарта и привести объяснение такого отступления.



ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


53. Недопустимо какое-либо отступление от требований НСОИ N 14, касающихся изложения процесса оценки и полученного результата, раскрытия любых допущений и ограничительных условий, которые затрагивают оценку и вывод об итоговой стоимости.


54. В случаях, когда оценщик в соответствии с законодательством не в состоянии частично или полностью соблюсти требования НСОИ N 14, оценщик должен применить подходящие расчеты по определению стоимости объекта оценки и осуществить соответствующие процедуры оценки.

В отчете об оценке наряду с указанием и определением стоимости, подлежащей установлению, необходимо аргументировать и обосновать причины отступления от требований НСОИ N 14.


55. Настоящий НСОИ N 14 согласован с Ассоциацией оценочных организаций и Обществом оценщиков Узбекистана.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

27 июня 2017 г., N 25, ст. 554











Время: 0.1590
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск