Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Банки. Кредитование. Валютное регулирование / Утратившие силу акты / Банки и иные кредитные организации /

Положение о требованиях к управлению ликвидностью коммерческого банка (Зарегистрировано МЮ 02.12.1998 г. N 559, утверждено ЦБ 02.11.1998 г. N 421)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.12.1998 г.

N 559




УТВЕРЖДЕНО

ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.11.1998 г.

N 421



ПОЛОЖЕНИЕ

о требованиях к управлению ликвидностью

коммерческого банка


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Данное положение разработано в соответствие со статьей 51 и 52 Закона "О Центральном банке Республики Узбекистан". Положение излагает позицию Центрального банка Республики Узбекистан (далее Центральный банк) относительно управления ликвидностью, а также устанавливает минимальные требования к состоянию управления ликвидностью коммерческих банков.

Согласно статье 39 "Ответственность банков перед своими клиентами" Закона Республики Узбекистан "О банках и банковской деятельности", принимая депозиты, банк принимает на себя обязательства по их сохранности и своевременности осуществления платежей в соответствии с поручениями клиента. Уверенность общественности в том, что банк выполнит данные обязательства, является самым главным активом банка, позволяющим банку привлекать новые депозиты. Каждый случай неплатежа клиенту, допущенный банком, подрывает общественное доверие к банку и, в конечном итоге, к банковской системе в целом. Риск ликвидности, в связи с этим, является одним из главных рисков, с которыми сталкиваются депозитные институты. Неспособность эффективно отслеживать ликвидную позицию и разрабатывать достаточно действенные планы на критические случаи часто приводит банки к кризису ликвидности, а в худшем случае - банкротству.

Способность поддерживать баланс между удовлетворением потребности в краткосрочной ликвидности и получением высокой прибыли, за счет средств, вложенных в низколиквидные инструменты на длительные сроки, является ключевым компонентом управления банком, свидетельствующим об эффективности органов управления и квалификации исполнительного руководства банка.


I.1. Несвоевременное проведение платежей даже при выполнении всех требований данного документа рассматривается как грубое нарушение требований к ликвидности.


I.2. Руководство банка должно планировать ликвидность и располагать достаточным размером наличности и краткосрочных активов, способных покрыть краткосрочные обязательства банка при их отзыве.


I.3. Необходимость поддержания достаточной ликвидности должна уравновешивать стремление к получению прибыли, и банк никогда не должен поступаться адекватной ликвидностью в пользу прибыльности.



II. ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Ликвидность означает способность эффективно реагировать на снижение уровня депозитов и заемных средств, обеспечивая своевременное выполнение обязательств банка и финансирование роста активов.


Непостоянные обязательства представляют собой крупные депозиты/займы, отличающиеся высокой вероятностью оттока из банка в каждый момент времени. Для таких обязательств обычно характерно:

сравнительно значительные размеры;

короткий срок погашения;

владельцы не связаны с банком никакими другими соглашениями или отношениями, кроме данного обязательства.


Излишки резервов - это средства банка, превышающие размер отчислений в обязательные резервы - остаток средств на корреспондентском счете банка в Центральном банке.


Ликвидные активы - это определенные типы активов, которые продаются и покупаются с постоянством, обеспечивающим формирование для них хорошо известной рыночной стоимости, и банки могут легко найти покупателя, готового приобрести их по рыночной стоимости в течение короткого времени. К числу таких активов относятся, например, наличные деньги, деньги на корреспондентском счете, ГКО Правительства Узбекистана, краткосрочные (до семи дней) межбанковские кредиты. Ценные бумаги правительств стран ОЭСР и известных транснациональных компаний стран с развитыми фондовыми рынками также имеют высокую ликвидность.


Неликвидными активами называются типы активов, стоимости которых должны определяться в индивидуальном порядке в результате договоренностей между покупателем и продавцом, так как рыночная цена не может быть определена по котировкам, и стоимости активов данного типа могут колебаться в значительных пределах, делая сравнение трудным. К таким активам относятся, к примеру, кредиты; не котирующиеся или плохо котирующиеся на рынке ценные бумаги; основные средства и др.). В случае необходимости продажи неликвидных активов для быстрого увеличения наличности банк может быть вынужден реализовать их с убытком.



III. УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ


III.1. Эффективное управление ликвидностью обеспечивается наличием в банке:

четко сформулированной и задокументированной политики управления ликвидностью, учитывающей особенности банка и его окружения;

координации между различными подразделениями банка;

структурного подразделения, на которое возложены обязанности по мониторингу ликвидной позиции банка;

информационной системы для формирования базы данных и анализа состояния активов и пассивов банка.


III.2. Политика управления ликвидностью должна содержать основные положения по управлению ликвидностью, ясно отражать позицию банка по отношению к специфичным аспектам управления ликвидностью, например, таким как использование различных финансовых инструментов.


III.3. Политика управления ликвидностью должна разрабатываться и утверждаться Правлением банка. При этом его решения в области управления ликвидностью должны являться предметом регулярного рассмотрения Совета банка.


III.4. В каждом банке должен быть сформирован Комитет управления ресурсами, в обязанности которого должна входить координация действий различных подразделений банка с целью обеспечения эффективного управления ликвидностью.


III.5. В состав Комитета по управлению ресурсами должны входить руководители основных структурных подразделений банка. Председателем этого комитета является Председатель Правления банка.


III.6. Комитет должен собираться, по крайней мере, еженедельно для рассмотрения текущих и будущих потребностей в ресурсах на основе бизнес-плана банка и экономических условий, в которых он функционирует.


III.7. Решения Комитета должны представлять собой указания оперативного и стратегического характера подразделениям банка. Члены Комитета до начала заседаний должны обеспечиваться соответствующим отчетом, сопровождающимся необходимым анализом.


III.8. Банк должен иметь структурное подразделение, на которое возложены обязанности по:

ежедневному отслеживанию состояния ликвидности банка;

подготовке ежедневных отчетов относительно ликвидной позиции банка для руководства, включая рекомендации по краткосрочному планированию ликвидности

иметь полномочия по получению необходимой информации из всех подразделений банка.


III.9. Ежедневные отчеты должны быть достаточно детальными для того, чтобы отражать случаи краткосрочного снижения ликвидности или ее излишка в течение семидневного периода и сопровождаться рекомендациями по привлечению и инвестированию средств. Данное подразделение должно также периодически представлять Правлению и Совету банка периодические (по итогам месяца, квартала, года) обобщенные отчеты о состоянии ликвидной позиции банка. Пример ежедневного отчета о ликвидности приводится в приложении.


III.10. Долгосрочное планирование может осуществляться путем подготовки графика погашения активов и обязательств (по крайней мере, на месячной основе). Этот график должен прослеживать финансовые активы и обязательства по соответствующим категориям погашения, отражая избыток (нехватку) ликвидности в определенный период времени и позволять руководству принимать меры для предотвращения проблем.


III.11. Адекватная управленческая информация существенно влияет на возможности руководства банка достаточным образом оценивать текущую ликвидную позицию банка и будущие потребности в средствах. Отчеты (доклады) должны быть своевременными и достаточно детальными для того, чтобы дать руководству возможность принятия обоснованных решений. Такие отчеты должны включать, но не ограничиваться:

концентрацию источников ресурсов по крупнейшим источникам финансовых ресурсов, отрасли и региону;

график погашения активов и пассивов для определения основных несоответствий;

исторические тренды (графики, отражающие динамику) ликвидных активов и депозитов;

забалансовые обязательства;

ожидаемые предоставления кредитов;

доходность активов и стоимость привлекаемых ресурсов;

состояние экономики, включая основные экономические индикаторы и прогноз изменения процентных ставок.


III.12. Каждый банк, в зависимости от объема и сложности его операций должен иметь собственную информационную систему, позволяющую эффективно отслеживать ликвидную позицию банка. При этом главным требованием является не сложность программного обеспечения, а адекватность системы масштабам и сложности операций банка. Информационная система должна своевременно и полностью обеспечивать потребности руководства в необходимой информации. Такие системы могут быть полезны также и для моделирования деятельности банка в различных ситуациях.



IV. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ


IV.1. Эффективная стратегия управления ликвидностью должна включать активное управление как активами, так и пассивами банка, и выполнение требований к ликвидности должны обеспечиваться путем управления обеими частями баланса банка.


IV.2. На активной стороне баланса это может достигаться путем приобретения и владения легко реализуемыми ценными бумагами, такими как ГКО или другими ликвидными активами, такими как излишки резервов или краткосрочные вложения, которые могут быть быстро реализованы и превращены в наличные денежные средства.


IV.3. Руководство банка должно тщательно оценивать преимущества и недостатки различных вариантов привлечения ресурсов на основе своевременной и точной информации относительно рыночной ситуации. Принятие решений по управлению ликвидностью должно осуществляться на основе анализа следующих факторов:

текущей ликвидной позиции;

периодических колебаний потребности в ресурсах;

ожидаемых изменений потребности в ресурсах;

источников ресурсов. Руководство должно выбрать между реализацией активов и приобретением ресурсов на межбанковском рынке или другими источниками;

стоимости ресурсов;

качества активов. Влияние недостаточно качественных активов на ликвидную позицию банка известно всем руководителям банков. Увеличение доли неработающих кредитов и последующее отсутствие потока наличности является одной из главных причин кризиса ликвидности;

концентрации ресурсов. К примеру, чрезмерная зависимость от специальных депозитов государства или крупных предприятий-клиентов вынуждает банк увеличивать риск ликвидности, в то время как депозиты могут быть отозваны для проведения бюджетных платежей или выплаты заработной платы в любое время;

общего финансового состояния банка, включая уровень банковского капитала и прибыльности. Банк в плохом финансовом состоянии может быть вынужден получать требуемые средства по непозволительно высокой цене или не иметь доступа к межбанковскому рынку вообще. Если же доступ к средствам имеется, кредитор скорее всего потребует высоколиквидного или легкореализуемого обеспечения, такого как депозит и ГКО, тогда, как банк меньше всего может это себе позволить;

забалансовые обязательства и соглашения, такие как, неиспользуемые кредитные линии, аккредитивы, соглашения о покупке ценных бумаг или иностранной валюты.



V. ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ


Решения о направлениях инвестиций подвержены влиянию многих, часто противоречивых, факторов. К примеру, если руководство предпочитает иметь крупные высоколиквидные активы наподобие наличности, оно тем самым жертвует текущим доходом. Продажа высоколиквидных ГКО для удовлетворения потребности в ликвидности, в то время как на межбанковском рынке доступны более дешевые ресурсы, также может привести к потере дохода.


V.1. Банки могут увеличивать ресурсы многими способами: путем систематического привлечения депозитов, получения межбанковских кредитов или кредитов Центрального банка, а также другими. Привлеченные средства должны отвечать требованиям конкурентности цен и соответствия сроков погашения со сроками погашения активов.


V.2. Несоответствия между сроками погашения активов и обязательств являются главным источником риска ликвидности. Эффективное управление ликвидностью означает, что банки осознают эти несоответствия и укрепляют ликвидную позицию, принимая адекватные меры для снижения неотъемлемого риска.


V.3. Ликвидная позиция банка главным образом зависит от стабильности его ресурсной базы.


V.4. При определении стабильности различных инструментов привлечения ресурсов рекомендуется в первую очередь рассмотреть их источники. Несмотря на то, что могут допускаться некоторые обобщения относительно уровня стабильности различных категорий пассивов (например, долгосрочные депозиты более стабильны, чем текущие, мелкие сберегательные счета более надежны, чем крупные депозитные сертификаты, которые могут в любое время устремиться за более высокими ставками и покинуть банк), превалирующее значение все же имеет вид источника ресурсов. К примеру, крупные депозиты, принадлежащие акционерам банка или заемщикам, получившим долгосрочный кредит, обычно не имеют тенденции к оттоку из банка вслед за предложениями конкурентов о чуть более высоких процентных ставках.


V.5. Наряду с продажей активов банк, испытывающий потребности в быстром увеличении наличности, может обратиться за кредитами на межбанковский рынок. Возможности банка получать кредиты на этом рынке зависят, наряду с другими факторами, от финансового состояния банка, адекватности его капитала, по мнению рынка, наличия высоколиквидного залога, ликвидности рынка и, конечно же, общей макроэкономической ситуации.


V.6. Межбанковский рынок кредитов представляет собой важный и существенный источник ресурсов. Операции на данном рынке могут осуществляться банками для решения следующих задач:

покрытие дефицита резервов на корреспондентских счетах коммерческих банков и доведения их до требуемых размеров;

создание условий для прибыльного размещения свободных ресурсов, в том числе, на короткий (от одного дня) срок, до возникновения ожидаемой потребности в долгосрочном кредитовании или требовании о возврате крупного депозита;

погашения кредитов, полученных от Центрального банка.


V.7. Участники межбанковского рынка могут кредитовать/занимать любому другому участнику излишки резервов. Операции на межбанковском рынке могут осуществляться по инициативе как заемщика, так и кредитора, путем обращения к другим банкам с предложением о покупке или продаже ресурсов.


V.8. Инициатор операции не несет обязательства о принятии первого предложения. Он может, более того, должен найти контрпредложение с наиболее выгодной ценой (процентной ставкой).


V.9. После достижения письменной договоренности относительно условий операции банк-кредитор должен немедленно перечислить ресурсы со своего корреспондентского счета на корреспондентский счет банка-заемщика.


V.10. Сроки межбанковских кредитов могут колебаться в пределах от одного дня до нескольких месяцев. Процентные ставки должны устанавливаться на основании соглашения между банками-контрагентами. При этом процентные ставки могут привязываться, к примеру, к ставке рефинансирования Центрального банка или ставкам по ГКО.


V.11. Необеспеченные межбанковские кредитные соглашения должны соответствовать лимитам риска на одного заемщика. Исключением являются операции овернайт, по которым может быть установлен лимит в пределах 25% от капитала банка.


V.12. В качестве обеспечения межбанковских кредитов могут приниматься высоколиквидные и легкореализуемые ценные бумаги, такие как ГКО. Учет предоставленных в обеспечение ценных бумаг ведется в порядке, установленном законодательством.

V.13. Ценные бумаги, используемые при операциях репо, должны представлять собой легко реализуемый и ликвидный инструмент, например, ГКО. Если в качестве обеспечения используются иные чем ГКО ценные бумаги, то кредитующая сторона должна удостовериться, что они удовлетворяют требованиям высокой ликвидности и обеспечить их хранение у себя или у третьей стороны.


V.14. Операции репо должны выполняться в соответствии с требованиями Центрального банка. Соглашение должно содержать четкие определения прав и обязательств каждой стороны. Кредитующая сторона должна обеспечить достаточное превышение, не менее 10 %, стоимости залога над стоимостью кредита в зависимости от срока погашения ценных бумаг. Размер этой маржи должен устанавливаться в зависимости от срока, оставшегося до погашения закладываемых ценных бумаг. Чем ближе срок погашения, тем больше должна быть маржа.


V.15. В случае использования в качестве обеспечения ГКО, рекомендуется определять стоимость залога на основе текущего дисконта. Ценные бумаги с купонами должны оцениваться по их рыночной стоимости плюс начисленный процент.


V.16. Хотя, в настоящее время отсутствуют ограничения по типу залога, банки должны осознавать риски, которые они принимают на себя при использовании неликвидных форм залога, таких как не котирующиеся на рынке ценные бумаги и основные средства. Ограниченное развитие и недостаточная ликвидность рынка ценных бумаг делает невозможным рассмотрение акций предприятий в качестве адекватного залога. В связи с этим кредит под залог иных ценных бумаг, чем государственных, не может рассматриваться как "обеспеченная" сделка.



VI. ОЦЕНКА ЛИКВИДНОСТИ


VI.1. Все банки обязаны обеспечивать выполнение норматива текущей ликвидности, который определяется как отношение текущих активов (Все ликвидные активы и вложения банка сроком погашения до 30 дней и ранее, исключая пролонгированные хотя бы один раз и / или выданные в погашение ранее выданных ссуд, а также просроченные кредиты) к сумме обязательств до востребования и сроком исполнения до 30 дней. Данный показатель должен составлять не менее 30 %.


VI.2. При анализе ликвидности банка аналитик должен обращать внимание на тенденции изменения показателей ликвидности в течение периода (месячного, квартального, годового) и оценивать значение изменений в сравнении с прошлыми периодами и характер изменений, прошлую и текущую стратегии привлечения ресурсов и, если возможно, провести сравнение со схожими банками.


VI.3. Коэффициенты ликвидности сами по себе не могут содержать точную информацию относительно адекватности ликвидности и должны рассматриваться только как часть общей оценки. Ниже приводятся примеры коэффициентов ликвидности.


VI.4. Ликвидные активы (Излишки резервов, свободно конвертируемая валюта, ГКО, корреспондентские счета в других банках) / Все активы.


VI.5. Непостоянные обязательства (Крупные депозиты/займы из определенных источников) / Все активы.


VI.6 Ликвидные активы / Непостоянные обязательства.


VI.7. Все вышеприведенные показатели отражают сходную информацию - снижение трендов (графиков) этих показателей означает, что банк стал в большей степени полагаться на непостоянные источники ресурсов или снижение доли высоколиквидных активов в портфеле банка.


VI.8. Кредиты/Депозиты - Депозиты, в особенности мелких вкладчиков, обычно очень устойчивый источник ресурсов. Очень высокий (более 80%) и/или рост показателя обозначает уверенность в менее стабильных источниках ресурсов (краткосрочные займы на межбанковском рынке), которые могут покинуть банк при первых признаках проблем.


VI.9. Заложенные ценные бумаги/всего ценных бумаг - Показатель, указывающий долю заложенных ценных бумаг и поэтому не доступных для покрытия экстренных потребностей в ликвидности.


VI.10. Руководство банка может разрабатывать и использовать собственный набор показателей ликвидности, за исключением показателя текущей ликвидности. Эти показатели должны носить содержательный характер и всегда оцениваться с учетом других данных, характеризующих финансовое состояние банка.



VII. ТРЕБОВАНИЯ К ПОКАЗАТЕЛЯМ

ЛИКВИДНОСТИ БАНКОВ

VII.1. С 1 января 2015 года все банки обязаны обеспечивать норму покрытия ликвидности, которая определяется как отношение ликвидных активов к сумме обязательств до востребования и сроком исполнения до 30 дней. Норма покрытия ликвидности должна составлять не менее 100%.


VII.2. С 1 января 2018 года все банки обязаны обеспечивать норму чистого стабильного финансирования в размере не менее 100%, которая определяется следующим образом:

         

Норма чистого стабильного финансирования

=

Доступная сумма стабильного финансирования

   > 100 %

Необходимая сумма стабильного финансирования

       

К доступным суммам стабильного финансирования относятся:

сумма капитала банка;

обязательства банка с фактическим сроком погашения 365 дней и более;

30% от суммы других депозитов и заемных средств, не имеющих срока погашения и/или со сроком погашения менее 365 дней.

К необходимым суммам стабильного финансирования относятся:

все активы банка с оставшимся сроком до погашения 365 дней и более;

активы, находящиеся в судебном разбирательстве, и (или) не взысканные в установленном порядке;

30% от суммы других активов со сроком погашения менее 365 дней, за исключением ликвидных активов.






ПРИЛОЖЕНИЕ



ЕЖЕДНЕВНЫЙ (ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ)

ОТЧЕТ ЛИКВИДНОСТИ


Дни (недели)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


1. ТЕКУЩАЯ ПОЗИЦИЯ.


Наличность

Корреспондентский счет в ЦБУ

ГКО (минус заложенные под залог)

Другие ценные бумаги правительства (За вычетом переданных под залог)

Кредиты банкам (овернайт)

Корреспондентские счета в других банках

Депозиты к получению из других банков, срок погашения которых наступил

Кредиты к получению (включая банковские кредиты) - часть основной суммы

Другие активы к получению


2. ОЖИДАЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ.


Планируемый рост депозитов

Кредиты к получению, срок возврата которых наступил

Другие


3. ОЖИДАЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФИНАНСИРОВАНИЮ.


Финансирования новых кредитов (детально укажите тип ссуды)

Отток депозитов (детально укажите тип счета)

Приобретение основных средств

Другие обязательства, срок которых наступил


4. ВНЕБАЛАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА


Финансируемые кредитные линии

Выплаты под аккредитив

Обязательства по купле ценных бумаг, срок которых наступил

Обязательства по купле иностранной валюты, срок которых наступил

Другие обязательства, срок которых наступил


5. НЕДОСТАТОК ИЛИ ИЗБЫТОК РЕСУРСОВ (1+2-3-4)


В данном пункте, в зависимости от наличия дефицита ресурсов или их избытка, решение принимается: при их дефиците, каким образом покрыть дефицит (межбанковский рынок, продажа активов, заем ресурсов с ЦБУ и т.д.) или, при излишке ресурсов, каким образом выгодно инвестировать средства, принимая во внимание требования ликвидности на последующие периоды.















Время: 0.1501
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск