ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Акты о внесении изменений и дополнений / Правовой статус личности /

Закон Республики Узбекистан от 29.08.2017 г. N ЗРУ-441 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)" (принят Законодательной палатой 18.08.2017 г., одобрен Сенатом 24.08.2017 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

29.08.2017 г.

N ЗРУ-441



О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

"ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ОЛИЙ МАЖЛИСА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ПРАВАМ

ЧЕЛОВЕКА (ОМБУДСМАНЕ)"


Принят Законодательной палатой 18 августа 2017 года

Одобрен Сенатом 24 августа 2017 года



Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 24 апреля 1997 года N 392-I "Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)" (в редакции Закона Республики Узбекистан от 27 августа 2004 года N 669-II) (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., N 9, ст. 169) следующие изменения и дополнения:


1) в части второй статьи 1 слова "общественного сознания" заменить словами "правовой культуры";


2) статью 7 изложить в следующей редакции:


"Статья 7. Отчет о деятельности Уполномоченного


Отчет о деятельности Уполномоченного ежегодно заслушивается на заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, на своем заседании заслушивает отчет о деятельности Уполномоченного.

Заслушивание отчета о деятельности Уполномоченного в Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан осуществляется в соответствии с законодательством.

Отчет о деятельности Уполномоченного предварительно рассматривается фракциями и депутатскими группами в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан и комитетами Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

По итогам заслушивания отчета о деятельности Уполномоченного палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан принимают постановления, которые направляются Уполномоченному".


3) статью 10 изложить в следующей редакции:


"Статья 10. Рассмотрение обращений Уполномоченным


Уполномоченный рассматривает обращения, поступившие в виде заявлений, предложений и жалоб. Уполномоченный рассматривает жалобы в порядке, предусмотренном настоящим Законом, заявления и предложения - в порядке, установленном отдельным законом.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Республики Узбекистан и находящихся на территории Республики Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства на действия или бездействие организаций или должностных лиц, нарушающих их права, свободы и законные интересы, и имеет право проводить свое расследование.

Уполномоченный принимает к рассмотрению жалобы третьих лиц, в том числе негосударственных некоммерческих организаций, на нарушения прав, свобод и законных интересов конкретного человека или группы лиц при условии их согласия.

Жалобы могут быть поданы в устной, письменной либо электронной форме.

Уполномоченным организуется личный прием физических лиц и представителей юридических лиц, а также выездные личные приемы физических лиц и представителей юридических лиц согласно графикам приема.

Графики приема физических лиц и представителей юридических лиц, информация о времени, месте проведения и предварительной записи на него, порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц доводятся до сведения заинтересованных лиц путем публикации на официальном веб-сайте Уполномоченного, а также размещения в общедоступных местах на стендах или других технических средствах в его административном здании.

Уполномоченный не рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции суда.

Анонимные обращения рассмотрению Уполномоченным не подлежат";


4) в статье 11:

в части первой слова "прав и свобод" заменить словами "прав, свобод и законных интересов";

дополнить частью второй следующего содержания:

"Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен Уполномоченным";


5) статью 12 изложить в следующей редакции:


"Статья 12. Требования, предъявляемые к жалобам Уполномоченному


В жалобе, поданной Уполномоченному, должны содержаться фамилия (имя, отчество) заявителя, сведения о месте его жительства, а в случае подачи жалобы негосударственной некоммерческой организацией - ее полное наименование, сведения о местонахождении (почтовом адресе).

В жалобе указываются наименование организации, фамилия (имя, отчество) должностного лица, чьи решения, действия или бездействие обжалуются, изложение существа решений, действий или бездействия, нарушивших, по мнению заявителя, его права.

Жалобы могут подаваться на государственном и других языках.

Письменная жалоба должна быть закреплена подписью заявителя или подписью уполномоченного лица негосударственной некоммерческой организации. В случае невозможности закрепления письменной жалобы подписью заявителя, она должна быть закреплена подписью составителя с проставлением дополнительно и его фамилии (имени, отчества).

Жалоба, поданная в электронной форме, должна соответствовать требованиям, установленным законодательством.

В интересах несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц жалобы могут подаваться их законными представителями в порядке, предусмотренном законодательством.

Уполномоченный вправе провести проверку фактов по собственной инициативе при наличии информации о нарушениях прав, свобод и законных интересов человека либо в защиту лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

К жалобе могут прилагаться имеющиеся решения, ранее принятые по ней, или их копии, а также другие документы, необходимые для ее рассмотрения, которые не подлежат возврату, за исключением случаев письменного заявления заявителя об их выдаче.

Заявители и их представители могут отозвать жалобу до и во время ее рассмотрения, до принятия решения по ней путем подачи заявления в письменной или электронной форме. Заявление об отзыве жалобы не исключает принятия Уполномоченным мер по выявлению и устранению нарушений закона.

Жалоба, поданная Уполномоченному, государственной пошлиной не облагается";


6) абзац десятый части первой статьи 14 заменить абзацами десятым, одиннадцатым и двенадцатым следующего содержания:

"вносить руководителям государственных органов и иных организаций представления об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере прав и свобод человека, причин и условий, им способствующих, обязательные для рассмотрения в установленные сроки;

входить в соответствующие органы с ходатайством о привлечении к ответственности лиц, в действиях которых установлено нарушение прав и свобод человека;

обращаться в суды с заявлениями и исками в интересах граждан без уплаты государственной пошлины";


7) дополнить статьей 14-1 следующего содержания:


"Статья 14-1. Обращение к Уполномоченному лиц, задержанных

и заключенных под стражу, подвергнутых административному

аресту и осужденных к лишению свободы


Лица, задержанные и заключенные под стражу, подвергнутые административному аресту и осужденные к лишению свободы (далее - лица, находящиеся под стражей) имеют право направлять в адрес Уполномоченного обращения в письменной форме (письма и телеграммы) без ограничения их количества. Обращения, направляемые в адрес Уполномоченного, не подвергаются цензуре.

Администрация учреждений по исполнению наказания, мест содержания под стражей и специальных приемников направляют Уполномоченному обращения лиц, находящихся под стражей, в запечатанном виде не позднее двадцати четырех часов, а телеграммы немедленно. Ответ Уполномоченного не подлежит просмотру и незамедлительно доставляется заявителю.

При рассмотрении жалоб, а также при проверке по собственной инициативе случаев нарушения прав, свобод и законных интересов граждан Уполномоченный имеет право беспрепятственно посещать учреждения по исполнению наказания, места содержания под стражей и специальные приемники. Администрация данных учреждений обеспечивает безопасность Уполномоченного.

Администрация учреждений по исполнению наказания, мест содержания под стражей и специальных приемников обязана обеспечить Уполномоченному необходимые условия для беспрепятственной и конфиденциальной встречи и беседы с лицами, находящимися под стражей, которые производятся наедине в условиях, позволяющих сотрудникам данных учреждений видеть их, но не слышать";


8) в части четвертой статьи 15 слова "выполнению обязанностей" заменить словом "деятельности";


9) в части третьей статьи 18 слово "или" заменить словом "и";


10) статью 19 дополнить частью второй следующего содержания:

"Дискриминация при рассмотрении жалоб Уполномоченным в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения физического лица, а также форм собственности, местонахождения (почтового адреса), организационно-правовых форм и других обстоятельств юридических лиц не допускается";


11) в статье 20:

в части первой слова "Комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод человека" заменить словами "Комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод человека (далее - Комиссия)";

дополнить частью второй следующего содержания:

"Состав Комиссии образуется из числа представителей негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации, ученых, обладающих профессиональными и практическими знаниями в области прав и свобод человека. В состав Комиссии также могут входить представители органов исполнительной власти с правом совещательного голоса";

части вторую и третью считать соответственно частями третьей и четвертой;

в части третьей слово "Регламентом" заменить словом "Положением";

дополнить частью пятой следующего содержания:

"По истечении срока своих полномочий Комиссия продолжает исполнять свои полномочия до избрания нового Уполномоченного";


12) дополнить статьями 20-1 - 20-8 следующего содержания:


"Статья 20-1. Деятельность Уполномоченного

по совершенствованию законодательства


Уполномоченный по вопросам своей деятельности вправе вносить на рассмотрение субъектов права законодательной инициативы предложения по разработке и принятию законов, внесению изменений и дополнений в законы, а также участию Республики Узбекистан в международных договорах.

Уполномоченный может участвовать в деятельности рабочих групп по подготовке проектов законов и иных нормативно-правовых актов, проводить их правовую экспертизу, а также участвовать на заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и вносить предложения и замечания по обсуждаемым проектам законов.


Статья 20-2. Деятельность Уполномоченного

по повышению правовой культуры граждан

в области прав и свобод человека


Уполномоченный принимает меры по повышению осведомленности и информированности граждан о законах, иных нормативно-правовых актах и международных договорах Республики Узбекистан, общепризнанных принципах и нормах международного права в области прав и свобод человека.

Уполномоченный участвует в разработке и осуществлении просветительских и образовательных программ, научно-практических мероприятий и семинаров, направленных на обучение средствам, способам и механизмам защиты прав, свобод и законных интересов человека.


Статья 20-3. Деятельность Уполномоченного

по развитию международного сотрудничества

в области прав и свобод человека


Уполномоченный вправе вступать в члены международных организаций по защите прав человека, развивать сотрудничество с зарубежными институтами по защите прав человека.

Уполномоченный способствует повышению информированности международных организаций и зарубежных институтов по защите прав человека о выполнении международных договоров Республики Узбекистан в области прав и свобод человека.

Уполномоченный участвует в подготовке докладов Республики Узбекистан по выполнению международных договоров в области прав и свобод человека.


Статья 20-4. Взаимодействие Уполномоченного

с другими субъектами парламентского контроля


Уполномоченный ежеквартально обобщает материалы, связанные с рассмотрением обращений физических и юридических лиц, проверок случаев нарушения прав, свобод и законных интересов человека, проведенных по собственной инициативе.

По результатам обобщения материалов, связанных с рассмотрением обращений физических и юридических лиц и выявления причин и условий, способствующих нарушению прав, свобод и законных интересов человека, а также интересов общества и государства, Уполномоченный может обратиться в комитеты палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан с предложением рассмотрения вопроса о заслушивании ими сообщений представителей органов государственной власти и управления.

Уполномоченный вправе участвовать в мероприятиях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан по осуществлению парламентского контроля, представлять им материалы по рассматриваемым вопросам.

Уполномоченный может внести в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан доклад по отдельным вопросам обеспечения прав и свобод человека.


Статья 20-5. Взаимодействие Уполномоченного

с Конституционным судом Республики Узбекистан


Уполномоченный обладает правом внесения на рассмотрение Конституционного суда Республики Узбекистан вопросов в соответствии с законом.

Уполномоченный может участвовать на заседаниях Конституционного суда Республики Узбекистан и вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым судом вопросам.


Статья 20-6. Взаимодействие Уполномоченного

с негосударственными некоммерческими организациями

и другими институтами гражданского общества


Уполномоченный в пределах своих полномочий осуществляет взаимодействие с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в разработке и реализации программ социально-экономического развития страны, в том числе отраслевых и территориальных программ, а также нормативно-правовых актов и иных решений в области прав и свобод человека.

Уполномоченный создает необходимые условия для участия представителей негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в деятельности рабочих и экспертных групп, комиссий и других общественно-консультативных органов, формируемых Уполномоченным.

Уполномоченный осуществляет обмен информацией об имеющихся материалах в области прав и свобод человека с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в порядке, установленном законодательством.

Уполномоченный может проводить с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества совместные мероприятия, консультации и переговоры, а также заключать соглашения и договоры о социальном партнерстве.


Статья 20-7. Открытость деятельности Уполномоченного


Уполномоченный обеспечивает доступ к информации о своей деятельности заинтересованным лицам, а также средствам массовой информации в порядке, установленном законодательством.

Уполномоченный размещает и обновляет информацию о своей деятельности на официальном веб-сайте Уполномоченного, публикует ежегодный отчет, доклады Республики Узбекистан по выполнению международных договоров в области прав и свобод человека и другие материалы в средствах массовой информации.

Уполномоченный может учреждать свой печатный орган и выступать соучредителем других печатных изданий.


Статья 20-8. Региональный представитель Уполномоченного

в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте


Уполномоченный назначает из числа членов Комиссии своего представителя в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте (далее - региональный представитель Уполномоченного).

Региональный представитель Уполномоченного имеет право:

принимать и рассматривать обращения физических лиц, проживающих в соответствующем регионе, или негосударственных некоммерческих организаций, расположенных в соответствующем регионе, оказывать содействие в восстановлении их нарушенных прав, свобод и законных интересов;

обращаться к органам государственной власти на местах, органам самоуправления граждан, предприятиям, учреждениям, организациям и их должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению, а также запрашивать и получать от них документы, материалы и другие сведения по рассматриваемым вопросам;

осуществлять информационно-просветительскую работу в сфере соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов человека, в том числе совместно с органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, включая негосударственные некоммерческие организации.

Региональный представитель Уполномоченного обязан:

ежеквартально представлять Уполномоченному информацию о своей деятельности;

не разглашать сведения о частной жизни заявителя, а также информацию по поводу расследования жалоб без ведома и согласия Уполномоченного.

Региональный представитель Уполномоченного может иметь и иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.

Органы государственной власти на местах содействуют деятельности Регионального представителя Уполномоченного.

Региональный представитель Уполномоченного ежегодно информирует соответственно Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента о деятельности по защите прав, свобод и законных интересов человека.

Региональному представителю Уполномоченного выдается удостоверение, подписываемое Уполномоченным";


13) часть третью статьи 21 изложить в следующей редакции:

"Материальное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного производится за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и предусматривается в нем отдельной строкой".



Статья 2. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



"Народное слово", 30 августа 2017 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

4 сентября 2017 г., N 35, ст. 916


"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2017 г., N 8, ст. 385































Время: 0.1662
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск