ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов /

Закон Республики Узбекистан от 07.09.2017 г. N ЗРУ-443 "О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней" (Принят Законодательной палатой 15.08.2017 г., одобрен Сенатом 24.08.2017 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

07.09.2017 г.

N ЗРУ-443



О РАСПРОСТРАНЕНИИ ПРАВОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ

ДОСТУПА К НЕЙ


Принят Законодательной палатой 15 августа 2017 года

Одобрен Сенатом 24 августа 2017 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.



Статья 2. Законодательство о распространении

правовой информации и обеспечении доступа к ней

Законодательство о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


правовая информация - тексты нормативно-правовых актов, официальных толкований к ним, разъяснений о порядке применения нормативно-правовых актов, решений Конституционного суда Республики Узбекистан, постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по вопросам применения законодательства, а также материалы обобщения судебной практики;


доступ к правовой информации - возможность свободного получения правовой информации и ее использования;


распространение правовой информации - действия, направленные на ознакомление неопределенного круга лиц с правовой информацией.



Статья 4. Основные принципы распространения

правовой информации и обеспечения доступа к ней

Основными принципами распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней являются гласность, открытость, своевременность распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней, свобода поиска и получения правовой информации.



Статья 5. Гарантии доступа к правовой информации

Государством гарантируется доступ к правовой информации.

Граждане обладают правом беспрепятственно искать, получать и распространять правовую информацию.

Государственные органы, другие организации и должностные лица обязаны в установленном порядке обеспечивать каждому доступ к правовой информации.

Доступ к правовой информации ограничивается в случае, если данная информация отнесена в установленном порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.



ГЛАВА 2. ОРГАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ

И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТУП

К ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 6. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области распространения

правовой информации и обеспечения доступа к ней

Кабинет Министров Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

распространяет в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на своем официальном веб-сайте;

направляет в Министерство юстиции Республики Узбекистан тексты постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним для официального опубликования и доведения до исполнителей;

обеспечивает разработку и реализацию необходимых мероприятий, направленных на своевременное распространение правовой информации и обеспечение доступа к ней;

осуществляет контроль за исполнением законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;

утверждает перечень государственных органов и организаций для обязательной рассылки нормативно-правовых актов;

осуществляет международное сотрудничество в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 7. Полномочия министерств и ведомств

в области распространения правовой информации

и обеспечения доступа к ней

Министерства и ведомства в пределах своих полномочий:

распространяют в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на своих официальных веб-сайтах;

направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан тексты принятых ими нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним для рассылки и официального опубликования;

обеспечивают своевременное доведение до своих структурных и территориальных подразделений текстов нормативно-правовых актов, поступивших в центральный аппарат;

осуществляют контроль за исполнением законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней в своих структурных и территориальных подразделениях;

организуют необходимую работу по разъяснению сути и значения норм, содержащихся в текстах нормативно-правовых актов, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;

формируют фонды правовой информации по сфере своей деятельности;

ведут в установленном порядке систематизированный учет нормативно-правовых актов;

по запросам физических и юридических лиц предоставляют им правовую информацию по сфере своей деятельности;

в установленном порядке дают разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов.

Министерства и ведомства могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 8. Полномочия Министерства юстиции

Республики Узбекистан в области распространения

правовой информации и обеспечения доступа к ней

Министерство юстиции Республики Узбекистан является специально уполномоченным государственным органом в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Министерство юстиции Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

получает от государственных органов и организаций тексты принятых ими нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним (пояснительная записка с изложением концепции нормативно-правового акта, сопоставительная таблица с разъяснением изменений и дополнений и др.) на бумажном носителе и в электронной форме;

обеспечивает рассылку текстов нормативно-правовых актов и при необходимости соответствующих информационно-аналитических материалов до всех государственных органов и организаций в электронной форме по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

осуществляет официальное опубликование нормативно-правовых актов;

утверждает порядок ведения систематизированного учета нормативно-правовых актов;

осуществляет государственный учет нормативно-правовых актов и работу по систематизации законодательства;

ведет контрольные экземпляры законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовых актов министерств и ведомств, органов государственной власти на местах;

формирует фонд нормативно-правовых актов;

формирует и ведет Национальную базу данных законодательства Республики Узбекистан, обеспечивает в установленном порядке доступ к ней физических и юридических лиц;

организует работу Межведомственного совета по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению;

осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за деятельностью государственных органов и организаций в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней;

организует системный мониторинг за соблюдением требований законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;

проводит системный анализ состояния распространения правовой информации и готовит предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере;

организует правовую пропаганду в обществе с привлечением государственных органов, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества;

утверждает типовой план мероприятий по доведению нормативно-правовых актов до исполнителей и разъяснению их сути и значения среди населения;

осуществляет международное сотрудничество в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Министерство юстиции Республики Узбекистан и его территориальные органы ежегодно представляют соответственно в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента информацию о состоянии правовой пропаганды и просвещения.

Министерство юстиции Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 9. Полномочия органов государственной власти

на местах в области распространения правовой

информации и обеспечения доступа к ней

Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:

распространяют в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем рассылки, опубликования нормативно-правовых актов, размещения их на своих официальных веб-сайтах;

направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан через его территориальные органы тексты решений, имеющие нормативно-правовой характер, принятых ими и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним для их рассылки;

обеспечивают своевременное доведение до своих структурных и территориальных подразделений и органов самоуправления граждан текстов нормативно-правовых актов, поступивших в органы государственной власти на местах;

организуют необходимую работу по разъяснению сути и значения норм, содержащихся в текстах нормативно-правовых актов, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;

формируют фонды правовой информации;

в установленном порядке ведут систематизированный учет нормативно-правовых актов;

предоставляют правовую информацию физическим и юридическим лицам по их запросам;

в установленном порядке дают разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Участие информационно-библиотечных

учреждений в распространении правовой информации

и обеспечении доступа к ней

Информационно-библиотечные учреждения:

формируют фонды правовой информации по направлению своей деятельности;

обеспечивают доступ пользователей информационно-библиотечных ресурсов к фонду правовой информации;

предоставляют правовую информацию по запросам пользователей информационно-библиотечных ресурсов.

Информационно-библиотечные учреждения могут участвовать в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.



Статья 11. Участие образовательных учреждений

в распространении правовой информации

и обеспечении доступа к ней

Общеобразовательные, средние специальные, профессиональные и высшие образовательные учреждения, а также образовательные учреждения по повышению квалификации и переподготовке кадров (далее - образовательные учреждения) обеспечиваются правовой информацией соответственно Министерством народного образования, Центром профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, а также другими министерствами и ведомствами, в структуре которых они находятся.

Образовательные учреждения:

формируют фонды правовой информации по направлению своей деятельности;

обеспечивают доступ обучающихся к фонду правовой информации;

предоставляют правовую информацию по запросам обучающихся.

Образовательные учреждения могут участвовать в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.



Статья 12. Участие органов самоуправления граждан,

негосударственных некоммерческих организаций

и граждан в распространении правовой

информации  и обеспечении доступа к ней

Органы самоуправления граждан:

участвуют в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;

участвуют в повышении правовой культуры населения;

формируют фонды правовой информации по своей деятельности;

обеспечивают доступ граждан к фонду правовой информации.

Органы самоуправления граждан могут участвовать

в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней и в иных формах в соответствии с законодательством.

Негосударственные некоммерческие организации и граждане могут участвовать в распространении правовой информации путем оказания содействия и необходимой помощи органам и организациям, осуществляющим распространение и обеспечивающим доступ к правовой информации.

Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане могут осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней.



ГЛАВА 3. ПОРЯДОК РАСПРОСТРАНЕНИЯ

ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДОСТУПА К НЕЙ

Статья 13. Способы распространения правовой информации

Способами распространения правовой информации являются:

рассылка текстов нормативно-правовых актов;

официальное опубликование нормативно-правовых актов;

неофициальное опубликование нормативно-правовых актов;

осуществление правовой пропаганды;

предоставление правовой информации физическим и юридическим лицам по их запросам.



Статья 14. Распространение текстов

нормативно-правовых актов путем рассылки

Тексты нормативно-правовых актов в течение одного дня со дня их подписания и при необходимости информационно-аналитические материалы по ним (пояснительная записка с изложением концепции нормативно-правового акта, сопоставительная таблица с разъяснением изменений и дополнений и др.) на бумажном носителе и в электронной форме направляются принявшими их органами в следующем порядке:

законы Республики Узбекистан, указы и постановления Президента Республики Узбекистан - в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан - в Администрацию Президента Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан - в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Администрацию Президента Республики Узбекистан и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

нормативно-правовые акты министерств и ведомств - в Министерство юстиции Республики Узбекистан.

Рассылка нормативно-правовых актов и при необходимости информационно-аналитических материалов по ним в другие государственные органы и организации осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан путем направления их текстов в день поступления в Министерство юстиции Республики Узбекистан в электронной форме по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Нормативно-правовые акты министерств и ведомств направляются в другие государственные органы в течение одного дня со дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

Рассылка решений органов государственной власти на местах осуществляется этими органами путем направления их текстов и при необходимости информационно-аналитических материалов по ним в течение одного дня в структурные и территориальные подразделения данных органов, территориальные подразделения государственных органов и организаций, органы самоуправления граждан, а также территориальные органы юстиции для их последующей передачи в Министерство юстиции Республики Узбекистан.



Статья 15. Распространение нормативно-правовых

актов путем официального опубликования

Официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов являются издания, предусмотренные в статье 39 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах".

Официальные источники опубликования нормативно-правовых актов издаются в сроки, установленные законодательством, и распространяются путем открытой подписки.

Публикуемые в официальных источниках нормативно-правовые акты располагаются последовательно в хронологическом порядке.

Тексты ведомственных нормативно-правовых актов располагаются в "Собрании законодательства Республики Узбекистан" последовательно в хронологическом порядке в соответствии с их номером и датой государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

При опубликовании части нормативно-правового акта в официальных источниках опубликования после наименования нормативно-правового акта располагается надпись "Извлечение".

Текст нормативно-правового акта, публикуемый в официальных источниках опубликования нормативно-правовых актов, должен соответствовать тексту нормативно-правового акта, официально направленному органом, принявшим данный акт.

Тексты нормативно-правовых актов большого объема могут быть опубликованы в виде приложения к официальным источникам опубликования нормативно-правовых актов.



Статья 16. Распространение нормативно-правовых

актов путем неофициального опубликования

Опубликование нормативно-правовых актов в источниках, не предусмотренных в статье 39 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах", является неофициальным опубликованием.

Неофициальное опубликование нормативно-правовых актов может осуществляться физическими и юридическими лицами путем опубликования текстов нормативно-правовых актов в периодических изданиях, на веб-сайтах, в электронных справочных системах законодательства, а также публикации брошюр, сборников и комментариев к нормативно-правовым актам.

При издании кодексов, сборников актов законодательства, а также при реализации электронных справочных систем законодательства они должны быть приведены в контрольное состояние на дату их издания (реализации).

В неофициальных изданиях, в том числе в электронных справочных системах законодательства, могут публиковаться неофициальные переводы нормативно-правовых актов на другие языки. Неофициальные переводы нормативно-правовых актов должны иметь отметку о неофициальном переводе.



Статья 17. Распространение нормативно-правовых актов

и обеспечение доступа к ним путем размещения

нормативно-правовых актов в Национальной базе

данных законодательства Республики Узбекистан

Официальное опубликование нормативно-правовых актов в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан осуществляется в течение одного дня с момента их поступления в Министерство юстиции Республики Узбекистан в разделе "Официальное опубликование нормативно-правовых актов".

Конституционный суд Республики Узбекистан и Верховный суд Республики Узбекистан направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан решения Конституционного суда Республики Узбекистан, постановления пленумов Верховного суда Республики Узбекистан о даче разъяснений по вопросам применения законодательства в течение одного дня со дня их подписания.

Тексты международных договоров Республики Узбекистан и тексты нормативных документов в области технического регулирования, размещенные в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан, имеют справочный характер и обновляются по мере поступления и обработки документа, но не позднее трех дней после их официального опубликования.

Доступ пользователей к Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан осуществляется бесплатно.



Статья 18. Размещение правовой информации

на официальных веб-сайтах государственных органов

Электронные версии текстов нормативно-правовых актов подлежат обязательному размещению на официальных веб-сайтах принявших их органов в установленном порядке.

Правовая информация на официальных веб-сайтах государственных органов должна размещаться на государственном языке. Официальный веб-сайт может иметь версии на других языках.

Правовая информация, размещенная на официальных веб-сайтах государственных органов, должна быть достоверной и иметь равнозначную силу с информацией, публикуемой в средствах массовой информации.



Статья 19. Распространение нормативно-правовых

актов путем правовой пропаганды

Распространение нормативно-правовых актов путем правовой пропаганды осуществляется всеми государственными органами и организациями, а также органами хозяйственного управления.

Негосударственные некоммерческие организации также могут осуществлять правовую пропаганду.

Органы, принимающие и (или) разрабатывающие нормативно-правовые акты, в недельный срок после их принятия должны разработать и утвердить план мероприятий по правовой пропаганде на основании типового плана мероприятий, утверждаемого Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Правовая пропаганда осуществляется следующими способами:

проведение конференций, встреч, семинаров, круглых столов и бесед;

посредством средств массовой информации, в том числе организаций теле- и радиопередач, размещений статей и информационно-правовых материалов в печатных и электронных средствах массовой информации;

распространение комментариев, брошюр, плакатов, буклетов и флаеров;

через социальные рекламы (видеоролики, инфографики и др.) и другими видами пропаганды, не запрещенной законодательством.

Координация работы государственных органов и организаций в области правовой пропаганды осуществляется Межведомственным советом по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению и его территориальными комиссиями.



Статья 20. Предоставление правовой информации

физическим и юридическим лицам по их запросам

Физические и юридические лица имеют право обращаться с запросом в государственные органы и организации о предоставлении правовой информации, касающейся их деятельности.

Запрос о предоставлении правовой информации подлежит рассмотрению в срок не более пятнадцати дней со дня его поступления.

При запросе правовой информации, опубликованной в официальных изданиях или размещенной на официальных веб-сайтах, в ответе на запрос государственные органы и организации могут дать ссылку с указанием названия, даты выхода и номера официального издания, в котором опубликована запрашиваемая информация, или электронного адреса официального веб-сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

Предоставление правовой информации в электронном виде осуществляется бесплатно. За предоставление правовой информации на бумажном носителе может взиматься плата по соглашению сторон.

Отказ в удовлетворении запроса о предоставлении правовой информации должен быть мотивированным.



ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Разъяснение порядка применения

нормативно-правовых актов

По запросу физических и юридических лиц государственные органы и организации разъясняют порядок применения нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с их деятельностью.

Разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов, подготовленные государственными органами и организациями, имеют обязательную силу для структурных и территориальных подразделений этих органов и организаций.

Пленум Верховного суда Республики Узбекистан при необходимости дает разъяснения по вопросам применения законодательства.

Разъяснения Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, а также государственных органов и организаций о порядке применения нормативно-правовых актов публикуются в средствах массовой информации, в том числе на официальных веб-сайтах соответствующих органов и организаций.

Негосударственные некоммерческие организации, научно-исследовательские организации в пределах своих полномочий могут подготавливать и распространять разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов рекомендательного характера.



Статья 22. Обязательность ведения систематизированного

учета нормативно-правовых актов в государственных органах

В государственных органах в обязательном порядке ведется систематизированный учет нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность.

Порядок ведения систематизированного учета нормативно-правовых актов в органах государственного управления и органах государственной власти на местах определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Ведение систематизированного учета нормативно-правовых актов осуществляется работником юридической службы. В случаях отсутствия работника юридической службы данная обязанность руководителем государственного органа возлагается на другое лицо.



Статья 23. Устранение недостатков, допущенных

при опубликовании нормативно-правовых актов

В случае, если при опубликовании нормативно-правового акта в официальных изданиях в его тексте были допущены ошибки, опечатки, иные неточности, то в ближайшем номере издания публикуются соответствующие поправки.

В случае, если в неофициальных изданиях были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с официальным источником опубликования нормативно-правовых актов, издателем в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня их выявления, публикуются соответствующие поправки в республиканских периодических изданиях (газеты, журналы и т.п.) или в следующем номере (выпуске) неофициального издания.

В случае, если в электронных базах данных законодательства были допущены ошибки, опечатки, иные неточности, то они должны быть устранены незамедлительно.



Статья 24. Разрешение споров

Споры в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 25. Ответственность за нарушение

законодательства о распространении правовой

информации и обеспечении доступа к ней

Лица, виновные в нарушении законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 26. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона

Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 27. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Часть первая статьи 17 настоящего Закона вводится в действие с 25 сентября 2017 года.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев



"Народное слово", 8 сентября 2017 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

11 сентября 2017 г., N 36, ст. 944


"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2017 г., N 9, ст. 507




















Время: 0.0074
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск