ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Прокуратура. Органы юстиции. Нотариат. Адвокатура. Юридическая служба / Прокуратура / Департамент по борьбе с экономическими преступлениями /

Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в небанковских кредитных организациях (Утверждены Постановлением от 09.08.2017 г. Правления ЦБ N 344-B и Департамента по борьбе с НВП и ЛПД N 26, зарегистрированным МЮ 04.09.2017 г. N 2925)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению от 09.08.2017 г.

Правления ЦБ N 344-В и Департамента

по борьбе с НВП и ЛПД N 26,

зарегистрированному МЮ

04.09.2017 г. N 2925



ПРАВИЛА

внутреннего контроля по противодействию легализации

доходов, полученных от преступной деятельности,

финансированию терроризма и финансированию

распространения оружия массового уничтожения

в небанковских кредитных организациях

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Правила в соответствии с законами Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности", "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" определяют порядок организации и осуществления внутреннего контроля в небанковских кредитных организациях в целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, возобновления операций и предоставления доступа к замороженному имуществу лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения.

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:


небанковские кредитные организации - кредитные организации (микрофинансовая организация, ломбард и организация по рефинансированию ипотеки), осуществляющие отдельные виды финансовых операций банков, допустимые сочетания которых определяются Законом Республики Узбекистан "О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности";

внутренний контроль - деятельность небанковской кредитной организации по надлежащей проверке клиентов, управлению рисками легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, выявлению сомнительных и подозрительных операций, а также операций, участниками которых являются лица, участвующие или подозреваемые в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения;

Служба внутреннего контроля - специальное подразделение небанковской кредитной организации, ответственное за осуществление внутреннего контроля;


ответственный сотрудник - лицо, ответственное за осуществление внутреннего контроля;


система внутреннего контроля - совокупность действий ответственного сотрудника или Службы внутреннего контроля и других подразделений небанковской кредитной организации, направленных на достижение целей и выполнение задач, определенных настоящими Правилами и внутренними правилами;


внутренние правила - внутренний документ, регламентирующий порядок организации и осуществления внутреннего контроля в небанковской кредитной организации и ее филиалах;


специально уполномоченный государственный орган - Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан;

клиент - физическое или юридическое лицо, обратившееся в небанковскую кредитную организацию с заявлением об осуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - операции);


бенефициарный собственник - лицо, которое в конечном итоге владеет правами собственности или реально контролирует клиента, и в интересах которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом;


участники операции - клиенты, их представители, а также партнеры клиента, участвующие в операции;


сомнительная операция - операция, в отношении которой у небанковской кредитной организации в процессе осуществления внутреннего контроля возникло сомнение об ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и (или) финансирования распространения оружия массового уничтожения, до принятия решения о включении (не включении) ее в категорию подозрительных операций;

подозрительная операция - операция, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в отношении которой у небанковской кредитной организации в процессе осуществления внутреннего контроля возникло подозрение об ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и (или) финансирования распространения оружия массового уничтожения;

надлежащая проверка клиента - проверка личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует, идентификация бенефициарного собственника клиента, а также проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности;


идентификация клиента - определение небанковской кредитной организацией данных о клиентах на основе предоставленных ими документов, дополнительно подтвержденных сведений, доступных в открытых источниках и базах данных в целях осуществления надлежащей проверки клиента;

идентификация бенефициарного собственника клиента - определение небанковской кредитной организацией собственника клиента или лица контролирующего его, путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, определенных законодательством (устава и (или) учредительного договора, положения);


государства, не участвующие в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, - государства и территории, определенные в официальных заявлениях Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, которые представляют угрозу международной финансовой системе и у которых система противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, имеет стратегические недостатки;


оффшорная зона - государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытия и представления информации при проведении финансовых операций;


риск - риск совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения;

публичные должностные лица - лица, назначаемые или избираемые постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющие организационно-распорядительные функции и уполномоченные на совершение юридически значимых действий в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе, в том числе военных структурах иностранного государства либо в международной организации, а также высокопоставленные руководители предприятий иностранных государств, известные политики и известные члены политических партий иностранных государств (включая бывших);

замораживание денежных средств или иного имущества - запрет на перевод, конверсию, распоряжение или перемещение денежных средств или иного имущества;


приостановление операции - приостановление исполнения поручений клиента о переводе, конверсии, передаче во владение и пользование другим лицам денежных средств или иного имущества, а также совершении других юридически значимых действий;


лицо, участвующее или подозреваемое в участии в террористической деятельности, - физическое или юридическое лицо, которое участвует или подозревается в участии в террористической деятельности, прямо или косвенно является собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности, а также юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в осуществлении террористической деятельности;


лицо, участвующее или подозреваемое в участии в распространении оружия массового уничтожения, - физическое или юридическое лицо, определенное резолюциями Совета Безопасности ООН и международно-правовыми документами, признанными Республикой Узбекистан, направленными на предотвращение распространения оружия массового уничтожения;


Перечень - перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, формируемый специально уполномоченным государственным органом на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, и другими компетентными органами Республики Узбекистан, а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций;


третья сторона - организации, зарегистрированные в Республике Узбекистан и осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 12 Закона Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения";

иностранная структура без образования юридического лица - организационная структура, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица и имеющая право осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров (фонды, партнерства, товарищества, трасты, иные формы осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления).

3. Целями системы внутреннего контроля являются:

эффективное выявление и пресечение операций, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, финансирование терроризма и распространение оружия массового уничтожения;

недопущение умышленного или неумышленного вовлечения небанковской кредитной организации в преступную деятельность, проникновения преступного капитала в ее уставный фонд (капитал), а также проникновения преступных лиц в управление небанковской кредитной организацией;

выявление, оценка, документальное фиксирование и снижение рисков;

обеспечение неукоснительного соблюдения требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

4. Основными задачами системы внутреннего контроля являются:

осуществление процедур идентификации и мер по надлежащей проверке клиентов, в том числе верификации и регулярного обновления данных о клиентах и их бенефициарных собственниках;

идентификация бенефициарных собственников, принятие доступных мер по проверке их личности и определению источников денежных средств или иного имущества, используемого при осуществлении операции;

осуществление углубленного мониторинга операций, проводимых публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам;

выявление сомнительных операций и подозрительных операций в порядке, установленном настоящими Правилами и внутренними правилами;

своевременное предоставление в специально уполномоченный государственный орган информации (документов) о подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля;

выявление среди участников операции лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, путем сверки с Перечнем;

безотлагательное приостановление операций и (или) замораживание денежных средств или иного имущества лиц, включенных в Перечень, без их предварительного уведомления;

обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

обеспечение хранения информации об операциях, а также идентификационных данных и материалов по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством;

оперативное и систематическое обеспечение руководства небанковской кредитной организации достоверной информацией и материалами, необходимыми для принятия соответствующих решений;

формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с клиентами, осуществившими подозрительные операции, а также взаимообмен такой информацией с другими кредитными организациями и государственными органами в соответствии с законодательством;

применение необходимых мер в целях уделения особого внимания пресечению угрозы использования услуг небанковской кредитной организации для совершения правонарушения, в частности легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и (или) финансирования распространения оружия массового уничтожения, с помощью новейших технологий, повышающих степень анонимности;

принятие мер по выявлению, оценке, документальному фиксированию своих рисков и их снижению;

выявление по запросам в клиентской базе лиц, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием террористической деятельности и (или) финансированием распространения оружия массового уничтожения.

5. Для достижения целей и задач системы внутреннего контроля ответственный сотрудник или Служба внутреннего контроля выполняет функции по:

принятию мер, предусмотренных законодательством, настоящими Правилами и внутренними правилами, для пресечения угрозы использования услуг небанковской кредитной организации для легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и (или) финансирования распространения оружия массового уничтожения;

осуществлению мониторинга соблюдения небанковской кредитной организацией требований законодательства и внутренних правил о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

подготовке и внесению на рассмотрение руководства предложений об устранении выявленных недостатков и правонарушений в деятельности небанковской кредитной организации в части несоблюдения требований законодательства и внутренних правил о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

осуществлению мониторинга устранения ошибок и недостатков в организации и функционировании системы внутреннего контроля, обнаруженных в ходе проверок полномочными представителями Центрального банка Республики Узбекистан (далее - Центральный банк) и специально уполномоченного государственного органа, работниками службы внутреннего аудита небанковской кредитной организации и внешними аудиторами;

взаимодействию с Центральным банком и специально уполномоченным государственным органом по вопросам организации внутреннего контроля, предупреждения и устранения нарушений работниками требований законодательства, настоящих Правил и внутренних правил.


6. Небанковские кредитные организации исходя из требований законодательства и настоящих Правил должны разработать внутренние правила, в которых должны отражаться:

порядок организации и структура системы внутреннего контроля;

правила надлежащей проверки клиентов, в том числе, идентификации клиентов и бенефициарных собственников клиентов, а также осуществления постоянного мониторинга за операциями клиентов;

порядок оформления необходимой информации и обеспечения ее конфиденциальности;

порядок выявления сомнительных и подозрительных операций;

порядок подготовки и отправки сообщений о подозрительных операциях в специально уполномоченный государственный орган;

порядок выявления и безотлагательного приостановления операций лиц, включенных в Перечень и (или) замораживания денежных средств или иного имущества указанных лиц без их предварительного уведомления;

порядок направления в специально уполномоченный государственный орган обращений лиц, включенных в Перечень, по предоставлению доступа к замороженным денежным средствам или иному имуществу;

порядок установления деловых отношений с публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам, и осуществления углубленного мониторинга проводимых ими операций;

квалификационные требования и процедуры по отбору сотрудников;

квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;

порядок осуществления мер по определению, оценке, снижению и документированию рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также другие положения, не противоречащие законодательству.

Внутренние правила небанковской кредитной организации должны соответствовать требованиям настоящих Правил, других актов законодательства, а также составляться с учетом выявленных рисков и их оценки. Внутренние правила, внесенные в них изменения и дополнения утверждаются высшим органом управления или наблюдательным советом небанковской кредитной организации.


6-1. В случае, когда одна или несколько организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, находятся под контролем либо значительным влиянием небанковской кредитной организации, внутренние правила должны разрабатываться на основании группового подхода и включать:

правила и процедуры обмена данными, необходимыми для управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и (или) финансированием распространения оружия массового уничтожения, и надлежащей проверки клиентов;

обеспечение на уровне группы комплаенс контроля, аудита и (или) функций по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и (или) финансированию распространения оружия массового уничтожения, получения в случаях, необходимых для целей противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и (или) финансированию распространения оружия массового уничтожения, сведений от филиалов и дочерних предприятий об их клиентах, счетах и операциях;

защита конфиденциальности и использования данных на достаточном уровне.


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ

ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ


7. Система внутреннего контроля организуется с учетом особенностей функционирования небанковской кредитной организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.


8. Структура системы внутреннего контроля, в том числе в филиалах небанковской кредитной организации, определяется решением высшего или наблюдательного органа управления организации и должна пересматриваться в соответствии с требованиями Центрального банка.


9. Внутренний контроль осуществляется ответственным сотрудником или руководителем и сотрудниками Службы внутреннего контроля небанковской кредитной организации, а также ответственным сотрудником в каждом филиале организации, которые назначаются высшим или наблюдательным органом небанковской кредитной организации.


10. Служба внутреннего контроля формируется в достаточном количестве сотрудников для эффективного достижения целей и решения задач внутреннего контроля.

В небанковской кредитной организации со среднегодовой численностью работников, не превышающей 25 человек и не имеющей филиалов, функции ответственного сотрудника могут быть возложены на руководителя организации.

11. Лицо, назначаемое на должность ответственного сотрудника или руководителя Службы внутреннего контроля, должно:

знать законодательство о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в сфере деятельности небанковских кредитных организаций;

владеть знаниями о правилах бухгалтерского учета, а также регулярно проходить повышение квалификации на специализированных курсах.


12. Следующие лица не могут быть назначены на должности ответственного сотрудника или руководителя Службы внутреннего контроля:

продемонстрировавшие в своей деятельности и личном поведении неправильное управление вверенным подразделением или нечестное ведение дел;

лица, ранее привлекавшиеся судом к уголовной ответственности за преступления в сфере экономики, против порядка управления, преступления, связанные с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированием терроризма.

13. Небанковская кредитная организация в течение 10 (десяти) рабочих дней после принятия решения о формировании структуры системы внутреннего контроля, назначении ответственного сотрудника небанковской кредитной организации или руководителя Службы внутреннего контроля, должна информировать об этом Центральный банк с приложением анкетных данных назначенных лиц.


14. Ответственный сотрудник или руководитель Службы внутреннего контроля вправе:

истребовать от руководителей и сотрудников подразделений небанковской кредитной организации необходимые распорядительные и бухгалтерские документы для целей осуществления внутреннего контроля;

снимать копии с полученных документов, получать копии файлов и других записей, хранящихся в электронных базах данных, локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах небанковской кредитной организации для целей осуществления внутреннего контроля;

запрашивать и получать помощь специалистов других подразделений небанковской кредитной организации;

входить в помещения подразделений небанковской кредитной организации, а также с письменного разрешения руководителя исполнительного органа небанковской кредитной организации в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных и хранения данных на машинных носителях;

вносить в установленном порядке руководителю исполнительного органа или его заместителю, имеющему соответствующие полномочия, проект распоряжения о приостановлении операций и (или) замораживании денежных средств или иного имущества лиц, включенных в Перечень;

представлять исполнительному органу небанковской кредитной организации предложения по дальнейшим действиям в отношении операций клиентов, в том числе по получению дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции в соответствии с законодательством;

совершать иные действия в соответствии с настоящими Правилами и внутренними правилами.


15. Ответственный сотрудник или руководитель и сотрудники Службы внутреннего контроля не имеют права подписывать от имени небанковской кредитной организации или визировать платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми небанковская кредитная организация принимает на себя риски, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 10 настоящих Правил.

16. При осуществлении своих функций ответственный сотрудник или руководитель и сотрудники Службы внутреннего контроля обязаны:

принимать необходимые меры в пределах своей компетенции для достижения целей и выполнения задач, возложенных настоящими Правилами и внутренними правилами;

обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных от соответствующих подразделений небанковской кредитной организации;

соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;

принимать соответствующие меры по выявлению, оценке, документированию и снижению рисков;

выполнять иные обязанности в соответствии с настоящими Правилами и внутренними правилами.


17. Ответственный сотрудник или руководитель Службы внутреннего контроля подотчетен непосредственно руководителю исполнительного органа организации и независим от ее других подразделений.

Руководитель Службы внутреннего контроля является членом исполнительного органа или заместителем руководителя небанковской кредитной организации.

Ответственный сотрудник филиала небанковской кредитной организации подотчетен непосредственно руководителю Службы внутреннего контроля.


18. Сотрудники подразделений небанковской кредитной организации оказывают ответственному сотруднику или Службе внутреннего контроля содействие в осуществлении им функций в соответствии с настоящими Правилами и внутренними правилами.


19. Порядок взаимодействия сотрудников подразделений небанковской кредитной организации с ответственным сотрудником или руководителем и сотрудниками Службы внутреннего контроля устанавливается внутренними правилами.


20. Небанковские кредитные организации обязаны обеспечить регулярное проведение обучения сотрудников с целью повышения их информированности о последних новинках, включая информацию по современной технике легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, методах и тенденциях, и четкого разъяснения всех аспектов законодательства и обязательств по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.


ГЛАВА 3. НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОВЕРКА КЛИЕНТОВ


21. Небанковские кредитные организации обязаны самостоятельно принимать меры по надлежащей проверке клиентов в следующих случаях:

а) при вступлении в гражданско-правовые отношения, в том числе:

при получении грантов и безвозмездно передаваемых других средств;

при получении (привлечении) займов и кредитов;

при вступлении новых лиц в состав учредителей (участников, акционеров);

при обращении клиента с заявлением об осуществлении операции;

при обращении клиента за получением кредитов, микрокредитов, микрозаймов, услуг исламского финансирования в соответствии с законодательством;

при осуществлении операций по покупке и продаже долговых обязательств (факторинг);

при обращении клиента за получением лизинга, по которому микрофинансовая организация выступает в качестве лизингодателя;

при обращении третьих лиц для исполнения обязательств клиента перед небанковской кредитной организацией наличными денежными средствами на сумму, равную или превышающую 10-кратный размер базовой расчетной величины, в том числе в случаях, когда такая операция осуществляется путем совершения одной или нескольких операций, кажущихся связанными между собой;

при принятии от граждан на временное хранение движимого имущества (вещей), предназначенного для личного потребления;

при предоставлении гарантий;

б) при обращении клиента с заявлением о получении разовых консультационных и информационных услуг на сумму, равную или превышающую 10-кратный размер базовой расчетной величины, в том числе в случаях, когда такая операция осуществляется путем совершения одной или нескольких операций, кажущихся связанными между собой;

в) при наличии подозрений в легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансировании терроризма независимо от любых исключений, установленных настоящими Правилами;

г) при наличии сомнений относительно достоверности ранее полученных данных о личности клиента.


22. Меры по надлежащей проверке клиента, принимаемые небанковскими кредитными организациями, обязательно включают:

проверку личности и идентификацию клиента;

идентификацию, проверку личности и полномочий лица, действующего от имени клиента, на основании соответствующих документов;

идентификацию бенефициарного собственника клиента;

изучение цели и характера деловых отношений или запланированных операций;

проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности, характере риска, в том числе об источнике средств, когда это необходимо.

Небанковские кредитные организации обязаны использовать системы управления рисками в целях определения того, является ли клиент или бенефициарный собственник публичным должностным лицом и вместе с принятием вышеуказанных мер по надлежащей проверке клиента в отношении публичных должностных лиц, выступающих в качестве клиента или бенефициарного собственника:

применять разумные меры для проверки сведений о статусе публичного должностного лица и определения источника денежных средств или иного имущества по операции;

устанавливать (или продолжать для существующих клиентов) деловые отношения с публичным должностным лицом только с разрешения руководства небанковской кредитной организации;

осуществлять постоянный углубленный мониторинг деловых отношений.

Небанковские кредитные организации обязаны применять вышеуказанные меры также к членам семей публичных должностных лиц или лицам, близким к публичным должностным лицам.

При отсутствии возможности осуществить надлежащую проверку клиента небанковская кредитная организация должна сообщить об этом специально уполномоченному государственному органу и отказаться от вступления в деловые отношения с таким клиентом или проведения операций такого клиента либо прекратить с ним любые деловые отношения.

22-1. Небанковские кредитные организации могут доверять результатам надлежащей проверки клиента, проведенной третьими сторонами, по мерам надлежащей проверки, указанным в абзацах втором - четвертом пункта 22 настоящих Правил. В таких случаях конечную ответственность по надлежащей проверке клиента несут небанковские кредитные организации. При этом небанковские кредитные организации должны удостовериться:

в возможности незамедлительного получения (посредством электронных систем) необходимой информации по надлежащей проверке клиентов;

в возможности по запросу незамедлительного получения копии идентификационных данных и других соответствующих документов по надлежащей проверке клиентов;

в том, что третьи стороны руководствуются внутренними правилами по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В случае несоблюдения одного из требований, предусмотренных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, небанковские кредитные организации должны самостоятельно применять меры по надлежащей проверке клиентов.

Небанковские кредитные организации принимают решение о вступлении в деловые отношения с клиентом самостоятельно, исходя из риска, а также вправе принимать меры по надлежащей проверке.

Небанковские кредитные организации должны оговорить о возможности проведения мер по надлежащей проверке клиентов в договоре и (или) в договоре оферты.

23. При отнесении клиента или операции, осуществляемой клиентом, к категории высокого уровня риска небанковские кредитные организации в отношении данного клиента должны применять следующие усиленные меры по надлежащей проверке:

сбор и фиксирование дополнительной подтвержденной информации о клиенте, доступной в открытых источниках и базах данных;

получение от клиента информации об источниках денежных средств или иного имущества по осуществляемым им операциям;

изучение целей запланированных или проведенных данным клиентом операций;

ведение постоянного мониторинга за осуществляемыми операциями данного клиента.


24. Идентификация клиента и бенефициарного собственника клиента осуществляется небанковской кредитной организацией на основе информации, предусмотренной приложениями NN 1 и 2 к настоящим Правилам, а также документов, являющихся основанием для совершения операций и иных сделок, и другой необходимой информации.

Небанковские кредитные организации, при наличии подозрений в достоверности полученной(ных) информации (документов), должны осуществлять меры по проверке (верификации) этой (этих) информации (документов). В таком случае, небанковские кредитные организации вправе обращаться в соответствующие организации с запросом для выяснения достоверности (подлинности) информации (документов) о клиентах.


25. Все документы, позволяющие идентифицировать клиента и иных участников операции должны быть действительными на дату их предъявления.


26. Идентификация клиента - физического лица небанковской кредитной организацией проводится на основании документа (паспорта или идентификационной ID-карты или заменяющего их документа), удостоверяющего личность, или биометрических данных. При этом небанковская кредитная организация при идентификации клиента - физического лица:

на основании документа (паспорта или идентификационной ID-карты или заменяющего их документа), удостоверяющего личность, должна ознакомиться с оригиналом такого документа;

на основании биометрических данных, должна провести верификацию таких данных с информационной системой Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.

27. При выполнении мер надлежащей проверки клиентов в отношении юридических лиц небанковские кредитные организации должны получить соответствующие документы о государственной регистрации, сведения о руководителях, а также сведения, указанные в учредительных документах.

Получение указанных документов осуществляется через автоматизированную систему государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства либо непосредственно от клиента в случае, когда получение информации из данной системы невозможно.

Если клиентом или бенефициарным собственником клиента является юридическое лицо, на которое распространяются требования нормативно-правовых актов о раскрытии информации о структуре собственности, то установление и подтверждение личности учредителей (акционеров, участников) такого юридического лица не требуются.

В процессе надлежащей проверки юридических лиц небанковская кредитная организация должна идентифицировать физическое лицо - бенефициарного собственника клиента, являющегося в конечном итоге собственником клиента или контролирующего клиента, применять обоснованные меры по проверке личности бенефициарного собственника, используя сведения, полученные из надежного источника, в том числе путем изучения:

структуры собственности и управления клиента;

учредителей клиента (акционеров/участников, являющихся владельцами не менее десяти процентов акций/долей общества);

личных данных физического лица (лиц), владеющего в конечном итоге долей (не менее десяти процентов) юридического лица (если такие имеются);

если возникают сомнения в результате принятых мер в отношении того, является ли лицо (лица), имеющее контрольную долю, бенефициарным собственником или в случае отсутствия лиц, осуществляющих управление правом собственности долей, личных данных физического лица (лиц), осуществляющего контроль над юридическим лицом другими методами (если такие имеются).

При невозможности выявления бенефициарного собственника соответствующими мерами, принятыми небанковской кредитной организацией, небанковские кредитные организации должны идентифицировать лицо, занимающее высокую руководящую должность, и принять обоснованные меры по проверке его личности.

28. Небанковская кредитная организация в целях более тщательного изучения клиента - юридического лица должна уделять особое внимание:

составу учредителей (акционеров, участников) клиента, определению лиц, владеющих долей свыше 10 процентов уставного фонда (капитала) клиента;

структуре органов управления клиента и их полномочиям;

размеру зарегистрированного уставного фонда (капитала) клиента.


28-1. К иностранным структурам без образования юридического лица применяются требования, установленные настоящими Правилами к юридическим лицам.

30. Небанковские кредитные организации должны применять меры надлежащей проверки в отношении имеющихся клиентов с учетом значимости и рисков и в соответствующее время проводить надлежащую проверку существующих отношений с учетом того, когда проводились и в целом проводились или не проводились такие проверки, а также достаточности полученных данных.

31. При идентификации клиента и бенефициарного собственника клиента небанковская кредитная организация обязана сверять полученную информацию с Перечнем, а также со списком государств, не участвующих в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, формируемым и предоставляемым небанковским кредитным организациям специально уполномоченным государственным органом в установленном законодательством порядке.

В случае выявления в ходе идентификации клиента и бенефициарного собственника клиента лиц, включенных в Перечень, небанковская кредитная организация должна принять меры, указанные в главе 8 настоящих Правил.


32. Небанковские кредитные организации вправе отказать клиенту в осуществлении операции в случае:

отсутствия по своему местонахождению (почтовому адресу) органа управления юридического лица или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности;

предоставления заведомо недостоверных документов или непредставления документов, запрашиваемых в соответствии с законодательством;

в иных случаях, предусмотренных законодательством.


33. Небанковским кредитным организациям запрещается:

осуществлять услуги без личного присутствия клиента либо его представителя, за исключением случаев, когда небанковская кредитная организация имеет возможность провести идентификацию клиента на основании ранее представленных документов, действительных и верифицированных на дату идентификации, или биометрических данных, а также небанковская кредитная организация доверяет результатам надлежащей проверки клиентов, проведенной третьей стороной;

оказывать услуги лицам с вымышленными именами, не подтвержденными документально;

предоставлять кредит и заем, а также осуществлять факторинговые услуги без документов, удостоверяющих личность клиента;

в ломбардах принимать имущество на хранение без документов, удостоверяющих личность вносителя;

создавать дочерние предприятия, филиалы или представительства на территории государств, не участвующих в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

34.

Небанковские кредитные организации:

должны в процессе надлежащей проверки юридических лиц предпринять обоснованные и доступные меры по идентификации физического лица - бенефициарного собственника клиента, в том числе путем изучения структуры собственности и управления клиента, а также учредителей (акционеров, участников) клиента;

должны усилить контроль за деятельностью их зарубежных дочерних организаций, филиалов и представительств, находящихся в государствах, не участвующих в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;

обязаны требовать от своих зарубежных дочерних предприятий, филиалов и представительств информировать головной офис небанковской кредитной организации, в случае невозможности соблюдения соответствующих мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, из-за запрета соответствующих мер в законодательстве страны, в которой они находятся. В свою очередь, небанковские кредитные организации должны уведомлять об этом Центральный банк и специально уполномоченный государственный орган.

Зарубежные дочерние предприятия, филиалы и представительства небанковских кредитных организаций при осуществлении мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения должны соблюдать международные стандарты и требования страны, в которой они находятся.

Зарубежные дочерние предприятия, филиалы и представительства небанковских кредитных организаций при осуществлении мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения должны соблюдать внутренние правила небанковской кредитной организации, в случае если актами законодательства страны пребывания предусмотрены менее строгие меры внутреннего контроля, по сравнению с внутренними правилами небанковской кредитной организации.


ГЛАВА 4. КРИТЕРИИ И ПРИЗНАКИ СОМНИТЕЛЬНЫХ

И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ


35. Операция признается сомнительной при наличии одного из нижеследующих критериев и признаков:

1) исполнение обязательств клиента наличными денежными средствами на сумму, равную или превышающую 10-кратный размер базовой расчетной величины на день осуществления операции, перед небанковской кредитной организацией третьими лицами (перемена лиц в обязательстве);

2) операции или клиенту, ее осуществляющему, небанковской кредитной организацией присвоен высокий уровень риска;

3) получение кредита или займа в наличной форме на сумму, равную или превышающую 400-кратный размер базовой расчетной величины, на день осуществления операции;

4) участие в операции клиентов-нерезидентов;

5) предоставленные документы на проведение операции вызывают сомнение в их подлинности (достоверности), и (или) сведения об операции, в том числе о какой-либо из ее сторон, не соответствуют имеющейся у небанковской кредитной организации информации;

6) необычность в поведении клиента при обращении с заявлением о совершении операции, например: нервозность, неуверенность, агрессия с одновременным присутствием лиц, руководящих действиями клиента, либо его обращением по телефону к другим лицам за советом по незначительному поводу;

7) необычная озабоченность клиента вопросами конфиденциальности или необоснованный отказ либо неоправданные задержки в представлении клиентом информации об операции, запрашиваемой небанковской кредитной организацией;

8) невозможность установления партнеров клиента по проводимой операции;

9) операция не имеет явного экономического смысла и не соответствует характеру и виду деятельности клиента;

10) необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

11) явное несоответствие операций, проводимых клиентом с участием небанковской кредитной организации, общепринятой практике совершения операций.


36. Операция признается подозрительной при наличии одного из нижеследующих критериев и признаков:

1) одной из сторон операции является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;

2) операция, связанная с использованием денежных средств или иного имущества, к которым предоставлен доступ, включая попытку ее проведения;

3) в паспорте клиента имеются отметки о пересечении границ государств, находящихся в зонах ведения активных боевых действий или контролируемых террористическими организациями, либо непосредственно граничащих с ними;

4) другие операции, не имеющие критериев и признаков, предусмотренные настоящими Правилами и внутренними правилами небанковской кредитной организации, в отношении которых у небанковской кредитной организации имеются подозрения в причастности к легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и (или) финансированию распространения оружия массового уничтожения.

37. Внутренними правилами могут быть установлены дополнительные критерии и признаки сомнительных и подозрительных операций.

Небанковские кредитные организации могут внедрять индикаторы раннего выявления сомнительных и подозрительных операций на основании методических рекомендаций, разрабатываемых Центральным банком по согласованию со специально уполномоченным государственным органом и имеющих рекомендательный характер.



ГЛАВА 5. ОПЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ

С УЧАСТИЕМ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ ИЛИ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ

В УЧАСТИИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИЛИ РАСПРОСТРАНЕНИИ ОРУЖИЯ МАССОВОГО

УНИЧТОЖЕНИЯ


38. Небанковские кредитные организации при проведении операций обязаны сверять идентификационные данные их участников с Перечнем.

В случае установления полного совпадения всех идентификационных данных клиента или одного из участников операции с лицом, включенным в Перечень, небанковская кредитная организация безотлагательно и без предварительного уведомления приостанавливает ее проведение и замораживает денежные средства или иное имущество по такой операции.

Под полным совпадением понимается точное и однозначное соответствие имеющихся идентификационных данных клиента или одного из участников операции всем соответствующим сведениям, содержащимся в Перечне.

Операция с денежными средствами или иным имуществом также подлежит приостановлению, а денежные средства или иное имущество замораживанию, в случаях, если:

один из ее участников действует от имени или по поручению лица, включенного в Перечень;

денежные средства или иное имущество, используемые для проведения операции, полностью или частично принадлежат лицу, включенному в Перечень;

юридическое лицо - участник операции, находится в собственности или под контролем физического или юридического лица, включенного в Перечень.

При приостановлении операции и (или) замораживании денежных средств или иного имущества лица, включенного в Перечень, небанковская кредитная организация обязана направить сообщение о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган, с указанием суммы замороженного имущества.



ГЛАВА 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА УРОВНЯ РИСКА


39. Небанковская кредитная организация должна принимать меры по выявлению, оценке, документальному фиксированию и снижению уровня риска.

Уровень риска выявляется и оценивается ответственным сотрудником на основании изучения и анализа информации, в том числе представленной клиентами, с учетом видов деятельности и операций, совершаемых клиентами, критериев, установленных настоящими Правилами, результатов надлежащей проверки клиентов, факторов риска.

Небанковская кредитная организация обязана в своей деятельности систематически, не менее одного раза в год проводить изучение, анализ и выявление возможных рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, документально фиксировать результаты изучения и принимать соответствующие меры по разработке и выполнению планов по минимизации выявленных рисков.

Небанковская кредитная организация должна определять общий уровень риска и реализовать соответствующие меры в зависимости от выявленных типов и уровня рисков.

Результаты оценки рисков должны быть предоставлены Центральному банку Республики Узбекистан.

39-1. Центральный банк, совместно с небанковскими кредитными организациями, не менее одного раза в год проводит изучение, анализ и выявление возможных рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения в деятельности небанковских кредитных организаций и документально фиксирует результаты изучения в виде отчета о секторальной оценке рисков, а также принимает соответствующие меры по снижению выявленных рисков.

Отчет о секторальной оценке рисков и соответствующие меры по снижению выявленных рисков утверждаются Комитетом банковского надзора Центрального банка.

40. К категории высокого уровня риска небанковская кредитная организация обязана отнести клиентов, отвечающих изначально следующим критериям, в отношении которых небанковская кредитная организация должна проявлять повышенное внимание:

а) лица, включенные в Перечень либо организации, находящиеся в собственности или под контролем лица, включенного в Перечень, либо лица, прямо или косвенно являющиеся собственниками или контролирующие организацию, включенную в Перечень;

б) лица, постоянно проживающие, находящиеся или зарегистрированные в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, либо в оффшорной зоне;

в) организации и индивидуальные предприниматели, фактическое местонахождение которых не соответствует сведениям, указанным в учредительных или регистрационных документах;

д) организации, бенефициарным собственником которых является лицо, указанное в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;

е) клиенты, осуществляющие подозрительные или сомнительные операции на систематической основе (например, в течение 3 месяцев подряд);

ж) лица, которые намереваются исполнить обязательства клиентов перед небанковской кредитной организацией наличными денежными средствами на сумму, равную или превышающую 10-кратный размер базовой расчетной величины, установленный на день осуществления операции;

з) публичные должностные лица, члены их семей и лица, близкие к публичным должностным лицам;

з-1) нерезиденты - физические лица Республики Узбекистан;

и) иные лица, определяемые внутренними правилами.


41. К категории высокого уровня риска небанковская кредитная организация обязана отнести операции, отвечающие следующим критериям, в отношении которых необходимо проявлять повышенное внимание:

а) операции, участниками которых являются лица, указанные в подпунктах "а", "б", "д" и "з" пункта 40 настоящих Правил;

б) иные операции, определяемые внутренними правилами.


42.

По мере изменения характера проводимых клиентом операций небанковская кредитная организация при необходимости должна пересматривать уровень риска работы с ним. Небанковские кредитные организации должны уделять повышенное внимание всем сложным, необычно крупным операциям, а также всем необычным схемам совершения операций, не имеющим явной экономической или видимой законной цели.


42-1. Небанковская кредитная организация должна принимать меры, направленные на предотвращение злоупотребления технологических достижений в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и (или) финансирования распространения оружия массового уничтожения. В этих целях небанковская кредитная организация должна определять и оценивать уровни риска, которые могут возникнуть в связи с:

разработкой новых видов услуг и новой деловой практики;

использованием новых или развивающихся технологий как для новых, так и для уже существующих видов услуг.

Такая оценка риска должна проводиться до внедрения новых видов услуг, деловой практики либо использования новых, развивающихся технологий.

Небанковская кредитная организация должна принимать соответствующие меры для мониторинга и снижения этих рисков.


ГЛАВА 7. ВЫЯВЛЕНИЕ СОМНИТЕЛЬНЫХ

И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ


43. В целях проверки соответствия операций, осуществляемых (осуществленных) клиентом, основным направлениям его деятельности и изучения при необходимости источников средств, небанковской кредитной организацией проводится мониторинг данных операций. Информация, полученная в ходе идентификации, а также присвоенный уровень риска работы с клиентом являются основой для мониторинга операций.


44. Текущая проверка операций клиентов проводится соответствующими сотрудниками небанковской кредитной организации, непосредственно обслуживающими клиентов (ответственными исполнителями, кассирами и т. п.) в соответствии с должностными обязанностями, которые при выявлении сомнительной операции обязаны незамедлительно сообщить о таких операциях своему непосредственному руководителю, ответственному сотруднику или в Службу внутреннего контроля.

Последующая проверка операций клиентов проводится ответственным сотрудником или Службой внутреннего контроля посредством анализа совершенных за предыдущий период операций клиента с целью выявления подозрительных операций, не определяемых на стадии текущей проверки.


45. При выявлении сомнительной операции сотрудники небанковской кредитной организации, непосредственно обслуживающие клиентов, по поручению Службы внутреннего контроля при необходимости обращаются к клиенту за дополнительными сведениями о проводимой операции.


46. Сведения о клиенте и сомнительной операции передаются ответственному сотруднику или руководителю Службы внутреннего контроля либо ответственному сотруднику филиала небанковской кредитной организации для дальнейшего изучения.

Ответственный сотрудник филиала небанковской кредитной организации изучает сведения о клиенте и операции и направляет их руководителю Службы внутреннего контроля.


47. При наличии обоснованных подозрений ответственный сотрудник или руководитель Службы внутреннего контроля принимает решение о признании операции клиента подозрительной.


48. Признание операций подозрительными осуществляется в каждом конкретном случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев и признаков, установленных настоящими правилами.


49. После признания операции клиента подозрительной ответственный сотрудник или руководитель Службы внутреннего контроля должен принять нижеследующие меры:

предоставить сообщение о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган;

получить дополнительную информацию о клиенте;

пересмотреть уровень риска клиента;

усилить мониторинг за операциями клиента.

Сообщение о подозрительной операции передается небанковской кредитной организацией в специально уполномоченный государственный орган не позднее одного рабочего дня, с момента выявления подозрительной операции, в соответствии с требованиями Положения о порядке предоставления сведений, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2021 года N 402.

50. Информация о каждом сообщении заносится в специальный журнал ответственного сотрудника или Службы внутреннего контроля.


51. Небанковские кредитные организации должны также незамедлительно сообщать в специально уполномоченный государственный орган любую информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей операции.



ГЛАВА 8. МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ

ОПЕРАЦИЙ С УЧАСТИЕМ ЛИЦ, ВКЛЮЧЕННЫХ

В ПЕРЕЧЕНЬ


52. Если во время установления отношений или при проведении операций будет установлено полное совпадение всех идентификационных данных клиента или одного из участников операции с лицом, включенным в Перечень, ответственный сотрудник или руководитель Службы внутреннего контроля должен безотлагательно и без уведомления клиента предпринять следующие меры по:

подробной идентификации личности клиента и бенефициарного собственника клиента либо другого участника операции, по мере возможности;

выявлению денежных средств или иного имущества по операции, подлежащих замораживанию в соответствии с требованиями законодательства;

приостановлению операции и замораживанию денежных средств или иного имущества по такой операции;

подготовке сообщения о подозрительной операции с указанием суммы замороженных денежных средств или иного имущества и его отправке в специально уполномоченный государственный орган;

занесению информации об операции в специальный журнал ответственного сотрудника или Службы внутреннего контроля.

Небанковская кредитная организация вправе проинформировать лицо, включенное в Перечень, о приостановлении его операции и (или) замораживании денежных средств или иного имущества, только после выполнения мер, предусмотренных настоящим пунктом.


53. В случае приостановления операции денежные средства или иное имущество по заявлению клиента не предоставляются.

Заявление клиента должно регистрироваться в отдельном журнале по регистрации заявлений клиентов, операции которых приостановлены, а также помещаться в специальную папку до момента возобновления операции.

В отдельном журнале для регистрации заявлений клиентов, операции которых приостановлены, фиксируется информация, позволяющая идентифицировать операцию, которая была приостановлена, а также участников данной операции.


54.

Небанковская кредитная организация возобновляет проведение приостановленной операции и предоставляет доступ к замороженному имуществу в порядке, установленном Положением о порядке приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения (рег. N 3327 от 19 октября 2021 года).


ГЛАВА 9. ИСПОЛНЕНИЕ НЕБАНКОВСКИМИ

КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАПРОСОВ

СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА


55. Специально уполномоченный государственный орган вправе письменно запрашивать и получать безвозмездно информацию, необходимую для осуществления мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в том числе из автоматизированных информационных, справочных систем и баз данных небанковской кредитной организации.

56. Небанковские кредитные организации предоставляют дополнительную информацию по запросам специально уполномоченного государственного органа.


57. При наличии запроса компетентного органа иностранного государства, участвующего в противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, для его исполнения специально уполномоченный государственный орган через Центральный банк направляет соответствующий запрос в небанковские кредитные организации. На основании подобного запроса небанковские кредитные организации передают всю запрашиваемую информацию в специально уполномоченный государственный орган.



ГЛАВА 10. ОФОРМЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ,

ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ


58. Документы, связанные с надлежащей проверкой клиентов, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, должны быть истребованы небанковской кредитной организацией, при необходимости, с переводом на государственный или русский язык.


59. В случае возникновения сомнений в достоверности представленных копий документов или другой необходимости небанковская кредитная организация вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.


60. Информация о клиенте, полученная в процессе надлежащей проверки клиента, указывается в анкете клиента согласно приложению N 3 к настоящим Правилам. Небанковская кредитная организация вправе включить иные данные в анкету клиента согласно внутренним правилам.


61. На всех клиентов, с помощью специальных программ, анкеты заполняются в электронном виде. На клиентов, осуществляющих подозрительные операции, и на клиентов отнесенных к категории высокого уровня риска анкеты заполняются также на бумажном носителе.

Анкета клиента, заполненная в электронном виде, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью главного бухгалтера небанковской кредитной организации или в случаях отсутствия главного бухгалтера его заместителем либо ответственным сотрудником.


62. Анкеты клиентов подшиваются в отдельной папке в хронологическом порядке по статусу клиентов (юридических и физических лиц) и находятся на хранении у ответственного сотрудника или Службы внутреннего контроля.

Анкеты, заполненные в электронном виде, хранятся в электронной базе данных, позволяющей сотрудникам организации, осуществляющим идентификацию клиента, иметь оперативный доступ в постоянном режиме для проверки информации о клиенте.


63. Анкета клиента хранится в небанковской кредитной организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.


64. По мере изменения указываемой в анкете клиента информации, а также характера проводимых им финансовых операций небанковские кредитные организации при необходимости пересматривают уровень риска работы с ним.


65. Информация об операциях с денежными средствами или иным имуществом должна быть оформлена таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно восстановить детали операции.


66. Небанковские кредитные организации обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные, материалы по надлежащей проверке клиентов, файлы счетов и деловую переписку, результаты любого проведенного анализа в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операций или прекращения деловых отношений с клиентами.

В целях ограничения доступа ко всем документам (перепискам с Центральным банком и специально уполномоченным государственным органом, в том числе бумажным и электронным копиям переданных сообщений, бумажным и электронным анкетам клиентов, журналам и др.), использованным в деятельности ответственного сотрудника или Службы внутреннего контроля, такие документы и их опись должны храниться непосредственно этим сотрудником в специально обустроенном помещении или в несгораемом и опечатываемом сейфе.

Электронные версии документов должны архивироваться программным способом, записываться на электронные носители информации и храниться ответственным сотрудником вместе с их описью в несгораемом и опечатываемом сейфе.


67. Документы, использованные в деятельности ответственного сотрудника или Службы внутреннего контроля, должны храниться в течение следующих сроков:

бумажные и электронные копии сообщений, представленных в специально уполномоченный государственный орган, - 5 лет;

журналы регистрации сомнительных и подозрительных операций - 5 лет после их замены новыми;

переписка с Центральным банком, специально уполномоченным государственным органом и другими подразделениями небанковской кредитной организации - 5 лет.


68. Небанковские кредитные организации ограничивают доступ к информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, обеспечивают ее нераспространение и не вправе информировать юридических и физических лиц о предоставлении сообщений об их операциях в специально уполномоченный государственный орган.

Небанковская кредитная организация обеспечивает неразглашение (либо использование в личных целях или интересах третьих лиц) ее сотрудниками информации, полученной в процессе выполнения ими функций по внутреннему контролю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 52 настоящих Правил.


69. Передача информации, в том числе из анкеты, составляющей идентификационные данные клиента, третьим лицам осуществляется в соответствии с законодательством.


70. Сведения, полученные в результате надлежащей проверки клиентов, должны обновляться исходя из значимости и рисков и при наличии изменений в сведениях клиента, но не реже одного раза в год в случаях, когда небанковская кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, как высокий, в иных случаях не реже одного раза в два года.


ГЛАВА 11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕБАНКОВСКОЙ

КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОТВЕТСТВЕННОГО

СОТРУДНИКА, РУКОВОДИТЕЛЯ И СОТРУДНИКОВ

СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ДРУГИХ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ


71. Небанковские кредитные организации, в том числе исполнительный орган организации, ответственный сотрудник, руководители и сотрудники Службы внутреннего контроля и других подразделений организации за нарушение настоящих Правил несут ответственность в соответствии с законодательством.

72. Сотрудники небанковской кредитной организации, которым стали известны факты нарушений законодательства, в том числе в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, допущенных сотрудниками небанковской кредитной организации при проведении операций, незамедлительно в письменном виде доводят эти факты до ответственного сотрудника или Службы внутреннего контроля.


ГЛАВА 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


73. Мониторинг и контроль за соблюдением небанковскими кредитными организациями требований настоящих Правил осуществляется Центральным банком и, при необходимости, совместно с специально уполномоченным государственным органом.

Центральный банк осуществляет дистанционный мониторинг за соблюдением настоящих Правил по организации и эффективности внутреннего контроля на основании отчетов небанковских кредитных организаций, представляемых в установленном порядке.


74. Исполнительный орган небанковской кредитной организации проводит постоянный мониторинг и оценку эффективности системы внутреннего контроля небанковской кредитной организации с учетом меняющихся внутренних и внешних обстоятельств, а также укрепляют ее по мере необходимости для обеспечения эффективной работы.

Мониторинг эффективности деятельности ответственного сотрудника или Службы внутреннего контроля осуществляется службой внутреннего аудита или внешнего аудита.

75. В случае выявления недостатков системы внутреннего контроля руководитель исполнительного органа небанковской кредитной организации должен обеспечить своевременное устранение этих недостатков.






ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Правилам



ИНФОРМАЦИЯ,

необходимая при идентификации физических лиц



1. Фамилия, имя и отчество.


2. Дата и место рождения.


3. Гражданство.


4. Место постоянного и (или) временного проживания.


5. Реквизиты паспорта или идентификационной ID-карты или заменяющего их документа: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ.

6. Персональный идентификационный номер физического лица.

7. Номер домашнего телефона (если имеется).






ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к Правилам



ИНФОРМАЦИЯ,

необходимая при идентификации юридических лиц

и индивидуальных предпринимателей



1. Информация, необходимая при идентификации юридических лиц:

а) полное, а также сокращенное наименование, если оно указано в свидетельстве о государственной регистрации;

б) информация о государственной регистрации: дата, номер, наименование регистрирующего органа;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) местонахождение (почтовый адрес);

д) другие данные, указанные в свидетельстве о государственной регистрации;

е) информация об имеющихся лицензиях на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию: вид деятельности, номер и дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия;

ж) данные об идентификации физического лица, действующего от имени юридического лица;

з) информация об учредителях (акционерах, участниках) и об их долевом участии в уставном фонде (капитале) юридического лица;

и) информация о величине зарегистрированного и оплаченного уставного фонда (капитала);

к) информация об органах управления юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица);

л) номера телефонов.


2. Информация, необходимая при идентификации индивидуальных предпринимателей:

а) информация, предусмотренная приложением 1 к Правилам внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в небанковских кредитных организация;

б) информация о государственной регистрации: дата, номер, наименование регистрирующего органа;

в) место осуществления деятельности;

г) другие данные, указанные в свидетельстве о государственной регистрации;

д) информация об имеющихся свидетельствах и лицензиях на осуществление видов деятельности: вид деятельности, номер, дата выдачи; кем выдана; срок действия;

е) номера телефонов.




ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к Правилам



ИНФОРМАЦИЯ,

указываемая в анкете клиента



1. Информация, полученная в процессе идентификации клиента, указанная в приложениях 1 и 2 к Правилам внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в небанковских кредитных организация.

1-1. Данные о бенефициарном собственнике клиента.

1-2. Отметка о том, является ли клиент публичным должностным лицом (членом его семьи или лицом, близким к публичному должностному лицу).

2. Информация об уровне риска, включая обоснование оценки риска.


3. Результаты дополнительных мероприятий, проведенных небанковской кредитной организацией, при идентификации клиента.


4. Дата начала отношений с клиентом.


5. Дата заполнения и внесения изменений в анкету клиента.


6. Фамилия, имя и отчество, должность сотрудника, ответственного за работу с клиентом.


7. Подпись сотрудника, заполнившего анкету клиента на бумажном носителе (с указанием фамилии, имени и отчества, должности) и фамилия, имя и отчество, должность сотрудника, заполнившего анкету клиента в электронном виде.


8. Иные данные, определяемые внутренними правилами.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

11 сентября 2017 г., N 36, ст. 968



































Время: 0.2089
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск