Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Утратившие силу акты / Фонды развития и поддержки, объединения предпринимателей /

Положение о Государственном фонде поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Приложение к Постановлению КМ РУз от 08.09.2017 г. N 704)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 08.09.2017 г. N 704



ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственном фонде поддержки развития

предпринимательской деятельности при Кабинете

Министров Республики Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 17 августа 2017 года N ПП-3225 "О создании Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности" определяет задачи и направления деятельности, порядок управления Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее - Фонд), а также порядок формирования и использования его средств.

Фонд в своей деятельности подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан.


2. Фонд в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением, а также иными актами законодательства.


3. Фонд является юридическим лицом в форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс, казначейские лицевые счета в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием на государственном языке.


4. Местонахождение (почтовый адрес) Фонда: город Ташкент, улица Коратош, дом 1.

5. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:


проекты - комплекс взаимосвязанных мероприятий и работ, выполняемых в течение заранее определенного времени, с целью получения экономических, социальных и других выгод в сфере:

сельского хозяйства, в первую очередь направленных на создание современных энергоэффективных теплиц, развитие животноводства, птицеводства, рыболовства, кролиководства, пчеловодства, виноградарства и садоводства, в том числе интенсивных садов;

переработки сельскохозяйственной продукции, создания инфраструктуры по хранению плодоовощной продукции и логистических центров, связанных с ее транспортировкой;

обустройства и ремонта мест общего пользования в многоквартирных домах, производимых товариществами частных собственников жилья и управляющими компаниями;

других направлений предпринимательской деятельности, определяемых Советом по управлению Государственным фондом поддержки развития предпринимательской деятельности (далее - Совет), а также инициированных Союзом молодежи Узбекистана.

кредит - кредит, в том числе льготный кредит и микрокредит коммерческого банка, используемый для финансирования проектов субъектов малого предпринимательства;


компенсация - покрытие части процентных расходов по кредитам коммерческих банков;


поручительство - договор поручительства, который обязывает Фонд отвечать перед коммерческим банком (кредитор) за исполнение обязательств субъектам малого предпринимательства (должник) по кредиту.



ГЛАВА 2. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА И НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА


6. Основной задачей Фонда является предоставление субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде:

б) поручительства субъектам малого предпринимательства по кредитам коммерческих банков в размере до 50 процентов включительно от суммы кредита, но не более 2 млрд сум;

б-1) поручительства субъектам малого предпринимательства по кредитам коммерческих банков для создания интенсивных садов и тепличных хозяйств в размере до 50 процентов включительно от суммы кредита, но не более 5 млрд сум;

в) компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков, в том числе:

в национальной валюте, с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размера ставки рефинансирования, сумма которых не превышает 8 млрд сум - в размере 5 процентных пунктов;

в национальной валюте, с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размера ставки рефинансирования, для проектов, реализуемых в районах, указанных в приложении N 2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 17 марта 2017 года N ПП-2844 "О мерах по дальнейшему упрощению системы микрокредитования субъектов предпринимательства и широких слоев населения", а также в рамках программы "Обод қишлоқ", утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 29 марта 2018 года N УП-5386, сумма которых не превышает 8 млрд сум - в размере 8 процентных пунктов;

в национальной валюте - по льготным кредитам, выделяемым за счет средств накопительной пенсионной системы, на реализацию инициированных молодыми предпринимателями проектов, по рекомендациям Союза молодежи Узбекистана, сумма которых не превышает 8 млрд сум - в размере 3 процентных пунктов для покрытия расходов банка;

в иностранной валюте, сумма которых не превышает 8 млрд сум в эквиваленте - в размере до 40 процентов от установленной коммерческими банками процентной ставки, но не более чем на 3 процентных пункта;

в иностранной валюте - по валютным кредитам, выделенным хозяйствующим субъектам до 5 сентября 2017 года для строительства теплиц, создания интенсивных садов и строительства холодильников за счет кредитных линий международных финансовых институтов - в размере 50 процентов от установленной процентной ставки.

7. Предоставление финансовой поддержки Фондом осуществляется по схеме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.


8. Фонд осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

содействие проведению государственной политики в области поддержки развития малого предпринимательства, расширению доступа к финансовым услугам и смягчению условий кредитования, в том числе социально-значимых проектов и направлений;

участие в реализации государственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого предпринимательства;

поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование разработки и производства новых видов продукции, а также содействие внедрению новых эффективных технологий в производственную деятельность;

организация совместно с научно-исследовательскими учреждениями осуществления комплексных научных и прикладных исследований, направленных на изучение проблем совершенствования поддержки развития малого предпринимательства в республике.



ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ФОНДОМ


9. Высшим органом управления Фонда является Совет по управлению Фондом, состав которого утверждается решением Президента Республики Узбекистан.

10. Совет по управлению Фондом:

вырабатывает и вносит для утверждения в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по приоритетным сферам производства и направлениям малого предпринимательства для оказания финансовой поддержки Фондом;

утверждает ежегодные прогнозы по доходам и расходам Фонда;

устанавливает предельные параметры по размещению свободных средств Фонда в депозиты коммерческих банков и другие финансовые активы;

осуществляет контроль за деятельностью Исполнительной дирекции Фонда, в том числе в части целевой направленности средств, своевременности принятия решения по предоставлению субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки;

регулярно заслушивает отчеты руководителя Фонда об использовании средств Фонда, а также представителей заинтересованных министерств, ведомств и других организаций об эффективности проводимых операций и результатах предоставленных ресурсов, поручительств и компенсации Фонда и других сфер;

определяет аудиторскую организацию для проведения ежегодного аудита Фонда, в том числе по целевому использованию его средств;

вносит предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан об увеличении уставного капитала Фонда.


11. Исполнительным органом Фонда является Исполнительная дирекция, структура которой утверждается решением Президента Республики Узбекистан.


12. Исполнительная дирекция Фонда:

осуществляет оперативное управление текущей деятельностью Фонда;

рассматривает поступившие от коммерческих банков документы и принимает в рамках своих полномочий решения о предоставлении поручительства и компенсации Фонда;

формирует ежегодные прогнозы доходов и расходов Фонда в увязке с основными параметрами Государственного бюджета Республики Узбекистан на очередной год и вносит на утверждение в Совет в установленном порядке;

вырабатывает и вносит на рассмотрение Совета предложения по расширению источников формирования средств Фонда;

предпринимает практические меры по привлечению дополнительных финансовых средств, необходимых для своевременного и эффективного выполнения задач, поставленных перед Фондом;

обеспечивает учет и отчетность об исполнении доходов и расходов Фонда и вносит для одобрения Совету;

проводит на системной основе мониторинг целевого и эффективного использованием средств Фонда;

осуществляет в установленном порядке предоставление субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки;

размещает свободные средства Фонда на депозитах коммерческих банков и другие финансовые активы в пределах параметров, установленных Советом.

13. Руководителем Исполнительной дирекции Фонда является Исполнительный директор, который по статусу и условиям оплаты труда, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к заместителю министра.

Исполнительный директор Фонда:

организует и несет персональную ответственность за деятельность Исполнительной дирекции Фонда в соответствии с возложенными на Фонд задачами и функциями;

организует укомплектование Исполнительной дирекции Фонда высококвалифицированными специалистами в области управления активами, анализа, экспертизы и финансирования бизнеса, в том числе инвестиционных проектов в различных направлениях предпринимательства, в пределах установленной предельной численности;

представляет Фонд в международных и иностранных организациях;

подписывает от имени Фонда трудовые, хозяйственные, кредитные и иные договоры, в том числе договоры о предоставлении поручительства, компенсаций и размещении депозитов в коммерческих банках.

14. Содержание Исполнительной дирекции осуществляется за счет средств Фонда на основании сметы расходов, утверждаемой Советом.

15. В целях стимулирования работников и укрепления материально-технической базы Фонд образовывает внебюджетный Фонд развития и материального поощрения и утверждает его Положение по согласованию с Советом.

16. На работников Исполнительной дирекции Фонда распространяются условия оплаты и стимулирования труда, установленные для работников органов государственного управления.


17. Заработная плата работников Фонда состоит из должностного оклада, премий, доплат и надбавок, поощрительных выплат, а также дополнительного материального стимулирования, предусмотренных законодательством и Положением о внебюджетном Фонде развития и материального поощрения.


18. Для выполнения возложенных задач Фонду выделяется лимит на содержание четырех, в том числе двух служебных и двух специальных, легковых автотранспортных средств.



ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

СРЕДСТВ ФОНДА


19. Средства Фонда формируются за счет следующих источников:

первоначальный взнос Фонда в виде денежных средств Гарантийного фонда малых промышленных зон в городе Ташкенте и Гарантийного фонда развития малого предпринимательства в размере 50,0 млн долларов США и 100 млрд сум. соответственно, формируемый за счет взносов организаций, указанных в приложении N 1 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 17 августа 2017 года N ПП-3225 "О создании Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности", с последующим упразднением данных Гарантийных фондов;

средства Государственного бюджета Республики Узбекистан в пределах утвержденных ежегодных ассигнований на эти цели, а в 2017 году на формирование ресурсной базы Фонда - 100,0 млрд сум;

часть ежегодной чистой прибыли Центрального банка Республики Узбекистан, направляемой в Государственный бюджет Республики Узбекистан;

кредиты (займы) и гранты международных финансовых институтов, иностранных правительственных организаций и других доноров, привлекаемых для реализации возложенных на Фонд задач;

доходы Фонда, в том числе от размещения депозитов, предоставления поручительств, а также другие источники, не противоречащие законодательству.


20. Средства Фонда аккумулируются на специальном счете, открываемом в Акционерном коммерческом банке "Микрокредитбанк" (далее - специальный счет).

Средства в иностранной валюте зачисляются на специальные валютные счета Фонда, открываемые в коммерческих банках Республики Узбекистан в установленном порядке.


21. Средства Фонда используются для:

оплаты коммерческим банкам по предоставленным поручительствам по кредитам заемщиков;

компенсации части процентных расходов по кредитам коммерческих банков;

материально-технического обеспечения деятельности Фонда, приобретения основных средств и нематериальных активов, осуществления операционных расходов, в том числе оплаты труда, приравненных к ней платежей и выплат стимулирующего характера согласно порядку, определяемому Советом.

22. Средства Фонда, выделенные для финансирования на цели, указанные в пункте 21 настоящего Положения, используются строго по назначению.


ГЛАВА 6. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ,

ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ

И ВОЗОБНОВЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИИ


35. Компенсации Фонда на покрытие процентных расходов предоставляются по кредитам коммерческих банков, выделяемым:

в национальной валюте, с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размера ставки рефинансирования, сумма которых не превышает 8 млрд сум - в размере 5 процентных пунктов;

в национальной валюте, с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размера ставки рефинансирования, для проектов, реализуемых в районах, указанных в приложении N 2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 17 марта 2017 года N ПП-2844 "О мерах по дальнейшему упрощению системы микрокредитования субъектов предпринимательства и широких слоев населения", а также в рамках программы "Обод қишлоқ", утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 29 марта 2018 года N УП-5386, сумма которых не превышает 8 млрд сум - в размере 8 процентных пунктов;

в национальной валюте - по льготным кредитам, выделяемым за счет средств накопительной пенсионной системы на реализацию инициированных молодыми предпринимателями проектов по рекомендациям Союза молодежи Узбекистана, сумма которых не превышает 8 млрд сум - в размере 3 процентных пунктов для покрытия расходов банка;

в иностранной валюте, сумма которых не превышает 8 млрд сум в эквиваленте - в размере до 40 процентов от установленной коммерческими банками процентной ставки, но не более чем на 3 процентных пункта;

в иностранной валюте - по валютным кредитам, выделенным хозяйствующим субъектам до 5 сентября 2017 года для строительства теплиц, создания интенсивных садов и строительства холодильников за счет кредитных линий международных финансовых институтов - в размере 50 процентов от установленной процентной ставки.

36. Получателями компенсации Фонда являются коммерческие банки, выделяющие кредиты в национальной валюте с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размера ставки рефинансирования, а также кредиты в иностранной валюте в установленном законодательством порядке.

37. В случае изменения ставки рефинансирования, сумма выделяемых компенсаций остается без изменения на уровне, зафиксированном на день оформления кредита.


38. Компенсация Фонда не предоставляется по кредитам, предусматривающим:

возврат ранее полученных кредитов или любых других задолженностей;

производство алкоголя и табачных изделий;

формирование оборотных средств торгово-посреднических организаций, и предприятий общественного питания;

финансирование строительства торговых объектов и объектов общественного питания;

организацию проведения азартных и других игр, основанных на риске, а также приобретение оборудования для данных целей.

При этом компенсация Фонда не предоставляется:

физическим и юридическим лицам, имеющим плохую кредитную историю, в частности просроченную задолженность по кредитам коммерческих банков;

физическим и юридическим лицам, имеющим просроченную задолженность по платежам в бюджет;

Ограничения, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, не распространяются на проекты, инициированные Союзом молодежи Узбекистана.


39. Прием документов, рассмотрение заявки на получение кредита, а также выдача кредитов субъектам малого предпринимательства в соответствии с требованиями настоящего Положения осуществляются в соответствии с процедурой, установленной законодательством и внутренней кредитной политикой коммерческих банков.


40. Филиал коммерческого банка при положительном решении о выделении кредита направляет свое заключение в головной банк. При этом в случае принятия банком отрицательного решения по выдаче кредита направляется письменный ответ субъекту малого предпринимательства с указанием обоснованных причин отказа.


40-1. Обращения хозяйствующих субъектов о предоставлении компенсации по валютным кредитам, выделенным до 5 сентября 2017 года, для строительства теплиц, создания интенсивных садов и строительства холодильников за счет кредитных линий международных финансовых институтов принимаются филиалом коммерческого банка и в однодневный срок передаются в головной коммерческий банк для последующего направления в Фонд.

41. Головной коммерческий банк после получения документов от филиалов в течение 2 (двух) рабочих дней рассматривает их, подготавливает обобщенную информацию о необходимых суммах компенсации и направляет в Фонд для рассмотрения и включения выделяемых кредитов в категории компенсируемых.

41-1. Ответственность за полноту представленных документов, правильность их рассмотрения и выделения льготных кредитов, а также соответствие всего процесса выделения льготных кредитов и получение компенсации по ним требованиям настоящего Положения возлагается на руководителей коммерческих банков.

42. Фонд в течение 3 (трех) рабочих дней изучает поступившие документы для получения компенсации по кредитам из головных коммерческих банков, в том числе на предмет их соответствия проектам, указанным в настоящем Положении.

43. По результатам изучений поступивших документов, Исполнительная дирекция Фонда принимает решения о предоставлении компенсации или об отказе в предоставлении компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам банков.

Предоставление компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам банков осуществляется в соответствии с утверждаемыми Советом приоритетными направлениями предпринимательской деятельности и ставками.

44. Фонд в течение 1 (одного) рабочего дня извещает головной коммерческий банк о принятом положительном решении (в случае отказа - с указанием обоснованных причин) о предоставление компенсации с приложением перечня документов для последующего уведомления филиалов банка и заявителей - субъектов малого предпринимательства.

45. При получении положительного решения головной коммерческий банк незамедлительно извещает филиал банка. Вместе с тем уполномоченное лицо в головном банке подписывает трехсторонний договор о предоставлении компенсации между банком, Фондом и получателем кредита и в течение 1 (одного) рабочего дня направляет его в филиал банка для получения подписи уполномоченного лица субъекта малого предпринимательства.

46. Филиал коммерческого банка в течение одного рабочего дня после получения извещения головного банка заключает кредитный договор между банком и субъектом малого предпринимательства. На основании заключенного кредитного договора уполномоченное лицо в филиале банка предоставляет субъекту малого предпринимательства договор о предоставлении компенсации между банком, Фондом и субъектом малого предпринимательства для подписи.

В трехстороннем договоре указывается размер льготной процентной ставки и компенсации Фонда части процентных расходов по кредитам банка.

Выделение кредита субъекту малого предпринимательства в филиале осуществляется в соответствии с кредитной политикой банка.

Копия кредитного договора между банком и субъектом малого предпринимательства, а также график погашения кредита направляется в Фонд.


47. При отказе Фонда в предоставлении компенсации головной коммерческий банк незамедлительно извещает об этом филиал банка. Филиал банка после получения извещения об отказе в предоставлении компенсации по кредитам уведомляет субъекта малого предпринимательства об отказе в льготном кредитовании.

При этом филиал банка предлагает субъекту малого предпринимательства заключить кредитный договор в общеустановленном порядке на рыночных условиях.

48. Коммерческие банки после выделения кредитов в соответствии с заключенным кредитным договором ежемесячно, не позднее 15 числа каждого месяца уведомляют Фонд о необходимости перечисления суммы компенсации, указанной в договоре.


49. Коммерческие банки в установленном порядке ведут учет:

выделенных кредитов в соответствии с настоящим Положением по срокам и типам заемщиков на отдельных балансовых счетах 12800 - "Краткосрочные кредиты, предоставленные при содействии Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности" и 14400 - "Долгосрочные кредиты, предоставленные при содействии Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности";

начисленных процентов, компенсируемых Фондом на отдельном балансовом счете 16325 - "Начисленные проценты к получению, возмещаемые за счет субсидий Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности" в соответствии с договором о предоставлении компенсаций.

50. Компенсация части процентных расходов по кредитам коммерческих банков осуществляется Фондом ежемесячно не позднее 20 числа на основании уведомления банков.

При этом Фонд в течение 3 (трех) рабочих дней после получения уведомление осуществляет расход с лицевого счета с платежным поручением, оформленным в установленном порядке.

51. Компенсация Фонда перечисляется одновременно по нескольким кредитным договорам на основании реестра банка на транзитный счет банка 29801 - "Расчеты с клиентами" согласно договору о предоставлении компенсации.

При этом средства, поступившие на транзитный счет 29801 - "Расчеты с клиентами", автоматически перечисляются на счет банка 16325 - "Начисленные проценты к получению, возмещаемые за счет субсидий Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности".

52. В случае погашения заемщиками кредита с просрочкой, сумма выделяемых компенсаций не должна превышать сумму, зафиксированную в утвержденном графике погашения.


53. Фонд приостанавливает компенсацию по кредитам коммерческих банков в следующих случаях:

нецелевого использования кредита, по которому компенсируются процентные расходы;

неисполнения заемщиком в течение 3 (трех) месяцев подряд обязательств по оплате платежей перед банком согласно графику платежей;

наложения ареста на денежные средства, находящиеся на банковском счете заемщика;

при обнаружении в представленных документах субъекта малого предпринимательства и (или) коммерческого банка недостоверных или искаженных сведений.

54. В целях выявления случаев, предусмотренных пунктом 53 настоящего Положения, коммерческий банк проводит мониторинг деятельности заемщика, в том числе с выездом на место.

55. При выявлении случаев, предусмотренных пунктом 53 настоящего Положения, коммерческий банк уведомляет Фонд в течение 3 (трех) рабочих дней для приостановления выдачи компенсации.

56. Фонд в течение 3рех) рабочих дней после получения уведомления коммерческого банка принимает решения о приостановлении компенсации и письменно извещает банк с указанием причин приостановления.

57. Допускается возобновление компенсации по кредиту заемщика при устранении причин приостановления по случаям, предусмотренных пунктом 53 настоящего Положения.

58. Принятие решения о полном прекращении компенсаций части процентных расходов заемщика осуществляется Исполнительной дирекцией Фонда. При принятии Исполнительной дирекцией решения о полном прекращении компенсации Фонд в одностороннем порядке расторгает договор о предоставлении компенсации в соответствии с действующим законодательством и условиями договора с уведомлением банка о расторжении.


59. Основанием для прекращения компенсации является:

полное погашение заемщиком кредита по договору банковского кредита. При этом датой прекращения компенсации признается дата погашения кредита;

решение Исполнительной дирекции Фонда о прекращении компенсации;

расторжение договора о предоставлении компенсации по инициативе заемщика.


60. В случаях приостановления и досрочного прекращения компенсации по кредитам согласно решениям Исполнительной дирекции Фонда, коммерческие банки взыскивают размер компенсации части процентных расходов с заемщика, условия которых должны быть оговорены в кредитном договоре.


ГЛАВА 7. УСЛОВИЯ И ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ

ВЫДАЧИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПОРУЧИТЕЛЬСТВА ФОНДА ПО КРЕДИТАМ

КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ


61. Поручительство Фонда выдается субъектам малого предпринимательства по кредитам коммерческих банков в размере до 50 процентов включительно от суммы кредита, но не более 2 млрд сум.

61-1. Поручительство Фонда выдается субъектам малого предпринимательства по кредитам коммерческих банков для создания интенсивных садов и тепличных хозяйств в размере до 50 процентов включительно от суммы кредита, но не более 5 млрд сум.

62. Услуги Фонда по предоставлению поручительства являются платными. За предоставление поручительства Фондом взимается единовременное комиссионное вознаграждение с субъектов малого предпринимательства в национальной валюте в размере 1 (одного) процента от суммы поручительства.

63. Получателями поручительства Фонда в рамках настоящего Положения могут быть только субъекты малого предпринимательства:

зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Республики Узбекистан;

не находящиеся в стадии ликвидации;

в отношении которых не возбуждена процедура банкротства;

не имеющие просроченные задолженности по ранее полученным кредитам и налоговым платежам;

представившие необходимые документы в соответствии с пунктом 66 настоящего Положения;

соблюдающие другие требования, установленные настоящим Положением.


64. Поручительство Фонда выдается субъектам малого предпринимательства при их соответствии нижеследующим условиям:

участие субъектов малого предпринимательства в реализации проекта со своей долей в размере не менее 25 процентов (за исключением проектов субъектов семейного предпринимательства);

целевая направленность кредитов, выдаваемых под обеспечение Фонда;

отсутствие фактов несвоевременного возврата ранее выданного кредита в соответствии с условиями кредитного договора, а также случаев нарушения условий договоров по предоставлению гарантий банками.


65. Поручительство Фонда не предоставляется по проектам, предусматривающим:

возврат ранее полученных кредитов или любых других задолженностей;

производство алкоголя и табачных изделий;

формирование оборотных средств торгово-посреднических организаций, и предприятий общественного питания;

финансирование строительства торговых объектов и объектов общественного питания;

организацию проведения азартных и других игр, основанных на риске, а также приобретение оборудования для данных целей.

При этом поручительство Фонда не предоставляется лицам:

имеющим плохую кредитную историю, в частности, просроченную задолженность по кредитам коммерческих банков;

имеющим просроченную задолженность по обязательным платежам в бюджет, а также по электроэнергии, газоснабжению и другим коммунальным платежам;

имеющим просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность.


66. Субъект малого предпринимательства обращается в филиал коммерческого банка с заявлением на получение кредита для финансирования проекта, с указанием намерения о получении поручительства Фонда.

К заявлению субъекта малого предпринимательства прилагаются следующие документы:

бизнес-план (технико-экономическое обоснование) с указанием прогноза денежных поступлений на банковский счет заемщика (денежного потока) по реализуемому проекту;

бухгалтерский баланс (форма N 1) получателя кредита за последний отчетный период, представленный в соответствующую государственную налоговую инспекцию, а также акты сверок по задолженности сроком более 90 дней, отчет о финансовых результатах (форма N 2) - за исключением вновь созданных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, дехканских хозяйств, осуществляющих деятельность без образования юридического лица;

информация о залоге, предоставляемом в качестве обеспечения по кредиту;

документы, предусмотренные в договорах, заключенных между коммерческим банком и международными финансовыми институтами на предоставление средств для кредитования (только по кредитам, выдаваемым за счет средств указанных институтов).


67. Филиал коммерческого банка после получения заявления и полного пакета документов:

осуществляет проверку полноты представленных документов. В случае предоставления неполного пакета документов, филиал банка в однодневный срок запрашивает у субъекта малого предпринимательства отсутствующую информацию (документ);

рассматривает представленные документы и проводит оценку финансово-экономической эффективности проекта в соответствии с процедурой, установленной законодательством и внутренней кредитной политикой.

При положительном решении о выделении кредита филиал банка направляет свое заключение в головной коммерческий банк с приложением заявки субъекта малого предпринимательства на получение поручительства Фонда и уведомляет об этом субъект малого предпринимательства.

В случае принятия банком отрицательного решения по выдаче кредита субъекту малого предпринимательства направляется письменный ответ с указанием обоснованных причин отказа.


68. Головной коммерческий банк после получения документов от филиала в течение 2 (двух) рабочих дней рассматривает, подготавливает необходимые документы и обобщенную информацию по ним и направляет в Фонд для предоставления получателям кредита поручительства Фонда по выделяемым кредитам.

69. Исполнительная дирекция Фонда после принятия пакета документов, направленных головным коммерческим банком для получения поручительства Фонда, в течение 5 (пяти) рабочих дней:

осуществляет проверку представленных документов. Фонд при необходимости в течение 1 (одного) рабочего дня запрашивает у головного банка отсутствующую информацию (документы);

проверяет обобщенную информацию, предусмотренную пунктом 68 настоящего Положения, на предмет соответствия условиям настоящего Положения;

при одобрении заявки на получение поручительства уведомляет банк о принятом положительном решении.

70. В случае несоответствия требованиям для получения поручительства, Фонд в течение 2 (двух) рабочих дней направляет в головной коммерческий банк извещение о принятом решении и возвращает представленные документы, с указанием мотивированных причин в письменной форме.

71. После получения одобрения заявки на получение поручительства, головной коммерческий банк в течение 3 (трех) рабочих дней заключает:

кредитный договор между филиалом банка и получателем кредита;

договор-поручительства между Фондом, кредитующим банком и получателем кредита.

При этом договор поручительства от имени Фонда подписывается Исполнительным директором фонда. Копия кредитного договора между банком и получателем кредита, а также график погашения кредита направляется в Фонд.


72. Обязательства Фонда перед коммерческими банками по выданным поручительствам прекращается в следующих случаях:

полного погашения основного долга и процентов по кредиту на сумму выданного поручительства;

осуществления Фондом выплат по поручительству;

переуступки заемщиком кредитных средств другому субъекту без письменного разрешения Фонда;

в других случаях, предусмотренных законодательством.


73. Фонд имеет право привлекать страховое покрытие на частичный или полный объем портфеля поручительства. При этом расходы по страховому покрытию осуществляются за счет средств Фонда.


74. Компенсация и поручительство одному и тому же лицу одновременно не предоставляются.


75. Лицо, получившее компенсацию или поручительство, имеет право повторно обращаться в Фонд только после погашения текущей задолженности по кредиту.



ГЛАВА 8. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ФОНДОМ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПРЕДОСТАВЛЕННЫМ

ПОРУЧИТЕЛЬСТВАМ


76. При погашении заемщиком выданного кредита и по мере уменьшения его обязательства по кредиту, в первую очередь, освобождается (исключается из обеспечений) поручительство Фонда, пропорционально погашенной сумме по кредиту. При этом имущество, предоставленное заемщиком в качестве обеспечения по выданному кредиту, высвобождается из-под залога только после полного покрытия обеспечения Фонда.


77. При неисполнении или ненадлежащем исполнении заемщиком обязательств по своевременному осуществлению платежей по основному долгу и начисленных процентов в сроки, установленные кредитным договором, но не более десяти рабочих дней с даты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, банк предъявляет письменное требование к нему в установленном законодательством порядке.


78. В течение 90 календарных дней с даты неисполнения (ненадлежащего исполнения) заемщиком своих обязательств по кредитному договору банк обязан принять все разумные и доступные в сложившейся ситуации меры в целях получения от заемщика невозвращенной суммы основного долга кредита, уплаты процентов и исполнения иных обязательств, предусмотренных кредитным договором, в том числе путем:

списания денежных средств со счета предпринимателя без его распоряжения;

обращения взыскания на предмет залога и предъявления требования к обеспечению (за исключением поручительства Фонда).


79. По истечении сроков и после выполнения всех необходимых процедур, предусмотренных пунктом 78 настоящего Положения, в случае если в порядке, установленном кредитным договором, сумма задолженности не была погашена перед банком, банк предъявляет требование к Фонду, в котором указываются:

реквизиты договора поручительства (дата заключения, номер договора, наименование банка и заемщика, за которое поручился Фонд);

реквизиты кредитного договора, обеспечиваемого договором поручительства (дата заключения, номер договора и т. д.);

сумма требований с необходимой разбивкой на сумму основного долга по кредиту и начисленных процентов;

расчет ответственности Фонда по договору поручительства, исходя из фактического объема ответственности от суммы неисполненных заемщиком обязательств по договору;

номера счетов банка, на которые подлежат зачислению денежные средства, выплачиваемые Фондом, с указанием платежных реквизитов;

срок удовлетворения требования банка.


80. Требование должно быть подписано уполномоченным лицом головного коммерческого банка и скреплено оттиском банковской печати.


81. К указанному требованию прилагаются:

копия документа, подтверждающего правомочия лица на подписание требования (претензии);

расчет задолженности заемщика и расчет ответственности Фонда;

копии документов, подтверждающих задолженность заемщика перед банком;

копия требования (претензии) банка, направленная заемщику;

справка о проделанной работе с копиями документов, подтверждающих принятые меры и проведенную работу коммерческим банком в отношении заемщика, указанные в пункте 78 настоящего Положения.

Все документы, предоставляемые с требованием (претензией) банка к Фонду, должны быть заверены уполномоченным лицом головного коммерческого банка и скреплены оттиском банковской печати.


82. Представленное требование рассматривается Фондом на предмет его соответствия выданному поручительству и прилагаемым документам. Рассмотрение осуществляется в сроки, предусмотренные в договоре поручительства.


83. Фонд имеет право отказать в исполнении требования о выплате суммы поручительства коммерческому банку в случаях несоответствия требований и прилагаемых документов условиям договора поручительства.

При наличии возражений Фонд в течение 3рех) рабочих дней с даты поступления требования от банка направляет в банк письмо с указанием всех имеющихся возражений.

84. Фонд при отсутствии возражений обязан перечислить денежные средства на указанные банком счета. Фонд на основании требования банка и в соответствии с договором поручительства, осуществляет выплаты банку по неоплаченной части кредита, но не более суммы обязательств, указанных в договоре поручительства.


85. Обязательства Фонда считаются исполненными с момента перечисления Фондом денежных средств банку.


86. После осуществления выплат по поручительству Фонд совместно с банком имеет право в регрессном порядке требовать покрытия расходов за счет другого ликвидного имущества заемщика, в том числе путем обращения в суд.



ГЛАВА 9. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ

ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФОНДА


87. Учет и составление отчетности по поступлению и расходованию средств Фонда осуществляются Исполнительной дирекцией в порядке, установленном законодательством.


88. Банки ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Фонд отчеты об использования его средств.


89. Исполнительная дирекция ежеквартально представляет в Совет отчеты об использовании средств.

90. Исполнительная дирекция после окончания финансового года в срок до 1 февраля представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан информацию о фактически выплаченных компенсациях и платежах по поручительствам за отчетный финансовый год в разрезе получателей.

91. Исполнительная дирекция, банки и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательные проверки соблюдения заемщиками, установленных настоящим Положением условий, целей и порядка предоставления компенсаций и выплаты платежей по поручительствам.

92. Фонд имеет право запрашивать информацию о кредитной истории заемщика у кредитного бюро и Центрального банка Республики Узбекистан, а также у Государственного налогового комитета Республики Узбекистан о задолженности по платежам в бюджет.


93. Главное управление государственного финансового надзора Министерства финансов Республики Узбекистан не реже одного раза в квартал осуществляет проверку целевого использования средств Фонда в установленном порядке.


94. Центральный банк Республики Узбекистан на регулярной основе, но не реже одного раза в квартал проводит изучение на месте достоверности данных об осуществленных расчетах при определении размера компенсаций и платежей по представленным поручительствам.


ГЛАВА 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


95. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.


96. Споры, возникающие при реализации настоящего Положения, решаются в порядке, установленном законодательством, в том числе в судебном порядке.


97. Ликвидация Фонда осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Положению



СХЕМА

предоставления финансовой поддержки

Государственным фондом поддержки

развития предпринимательской

деятельности

         

Этапы

Субъекты

Мероприятия

Сроки

1-этап


Субъект малого предпринимательства



Представление заявления в коммерческий банк о выдаче кредита с приложением необходимых документов

         

По мере необходимости

2-этап

Филиал коммерческого банка


Рассмотрение представленных документов субъекта малого предпринимательства, проведение оценки финансово-экономической эффективности проекта.

При положительном решении о предоставлении кредита направление заключения о готовности предоставления кредита с приложением пакета документов в головной коммерческий банк и уведомления предпринимателю об итогах рассмотрения.

     

В течение 5 рабочих дней

3-этап


Головной коммерческий банк


Проверка, обобщение и направление документов в Фонд.

В течение 2 рабочих дней

4-этап

Исполнительная дирекция Фонда


Рассмотрение поступивших от Головного коммерческого банка документов на получение финансовой поддержки, обобщение и осуществление их внесения в Комиссию.

Принятие решения об оказании или отказе в оказании финансовой поддержки.

Направление решения в головной коммерческий банк.


Не реже одного раза в неделю




В течение 1 рабочего дня

5-этап


Фонд, коммерческие банки, субъекты малого предпринимательства


На основании решения Фонда заключение договора на оказание финансовой поддержки.

В течение 3 рабочих дней

      

        

"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

18 сентября 2017 г., N 37, ст. 991


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2017 г., N 9, ст. 199


























































Время: 0.2085
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск