Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Банки. Кредитование. Валютное регулирование / Утратившие силу акты / Банки и иные кредитные организации /

Положение о бухгалтерском учете грантов в коммерческих банках (Утверждено Постановлением правлениям ЦБ от 08.11.2003 г. N 27/3, зарегистрированным МЮ 21.01.2004 г. N 1300)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением правления ЦБ

от 08.11.2003 г. N 27/3,

зарегистрированным

МЮ 21.01.2004 г. N 1300



ПОЛОЖЕНИЕ

о бухгалтерском учете грантов

в коммерческих банках


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Данное Положение разработано в соответствии с законами Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О банках и банковской деятельности" и "О бухгалтерском учете" и устанавливает порядок бухгалтерского учета грантов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее по тексту - МСФО) для коммерческих банков Республики Узбекистан (далее по тексту - банки).

Настоящее Положение применяется банками для ведения бухгалтерского учета грантов, получаемых банками от правительства, правительственных органов и аналогичных организаций, в том числе местных, национальных или международных. Данное Положение не применяется в отношении грантов, получаемых от акционеров банка. 



II. ОПРЕДЕЛЕНИЯ


1. В целях данного Положения используются следующие понятия:

грант - это содействие со стороны правительства, правительственных органов и аналогичных организаций, в том числе местных, национальных или международных, в виде передачи ресурсов банку на определенных условиях, связанных с финансированием соответствующих затрат в прошлой или будущей операционной деятельности банка. К грантам не относятся те виды правительственной помощи, которые не могут быть обоснованно оценены, или такие операции с правительством, которые не отличаются от обычных операций банка. Примерами такой правительственной помощи могут являться предоставление бесплатных технических или маркетинговых консультаций или предоставление гарантий;

правительственная помощь - это действия правительства, направленные на предоставление экономических выгод банку или банковской системе в целом. Правительственная помощь в контексте данного Положения не включает косвенные выгоды, предоставляемые посредством влияния на общие условия функционирования, например, создание инфраструктуры в развивающихся районах или установление определенных ограничений для конкурентов;

гранты, относящиеся к активам - это гранты, основное условие предоставления которых состоит в том, что банк, получающий грант, принимает обязательство купить, построить или же каким-либо иным способом приобрести долгосрочные активы. Оно может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими вид активов, их местонахождение или сроки их приобретения или владения;

гранты, относящиеся к доходу - это гранты, не относящиеся к активам;

условно-безвозвратные кредиты - это кредиты, от погашения которых кредитор отказывается при выполнении определенных предписанных условий;

справедливая стоимость - это сумма, на которую можно обменять актив или погасить обязательство при совершении сделки на общих условиях между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами.



III. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ГРАНТОВ


2. Гранты на пропорциональной основе относятся на доходы тех периодов, в которые понесены соответствующие расходы, связанные с выполнением условий гранта.


3. Гранты не отражаются непосредственно на счете капитала.


4. Банки не должны признавать гранты, если не будет обоснованной уверенности в том, что:


а) банк выполнит условия, связанные с грантом; и

б) эти гранты будут получены.


Фактическое получение гранта не является обоснованием для утверждения, что условия, связанные с грантом, были или будут выполнены.


5. Банки признают грант в качестве дохода одним и тем же способом вне зависимости от того, был ли он получен в виде денежных средств в начале выполнения условий гранта или по частям на протяжении определенного периода времени, или в виде сокращения обязательства перед правительством, правительственными органами и аналогичными организациями, в том числе местными, национальными или международными.


6. Следующие гранты должны признаваться в качестве дохода того периода, когда они подлежат получению:


а) предоставляемые в качестве компенсации понесенных расходов или убытков; или

б) предоставляемые в виде оказания правительством непосредственной финансовой поддержки банку без каких-либо связанных с грантом затрат в будущем.


7. Грант может быть предоставлен в виде передачи неденежного актива, в том числе оборудования, земли или других ресурсов, для использования банком. В этих случаях банк должен оценить справедливую стоимость неденежного актива и учитывать грант и актив по этой справедливой стоимости.


8. Банки отражают полученные гранты в балансовом отчете  как отсроченный доход.


9. Отсроченный доход по грантам,  относящимся к амортизируемым активам, признается в качестве дохода путем кредитования счета "Прочие беспроцентные доходы" на пропорциональной основе на протяжении срока полезной службы актива (приложение N 1). 


10. Отсроченный доход по грантам, относящимся к доходу или не амортизируемым активам, признается в качестве дохода путем кредитования счета "Прочие беспроцентные доходы" пропорционально признанию тех расходов, которые они должны компенсировать (приложение N 2).   


11. При возникновении обстоятельств, при которых банку необходимо возвращать грант, сумма возврата, прежде всего, должна быть вычтена из любой неамортизированной суммы отсроченного дохода, возникшего в связи с этим грантом. В случае если возвращаемая сумма превышает любой отсроченный  доход или такой отсроченный доход отсутствует, возврат суммы должен признаваться немедленно в качестве расхода (приложение N 3).



IV. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О ГРАНТАХ


12. Банк должен раскрыть нижеследующее:


а) учетную политику, принятую для представления грантов, в том числе методы представления, принятые в отношении финансовой отчетности;

б) характер и размер грантов, признаваемых в финансовых отчетах, а также указание других форм правительственной помощи, от которых банк получил прямую выгоду; и

в) невыполненные условия и прочие условные события, связанные с правительственной помощью, которая была признана.




ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Положению



Представление грантов, относящихся к активам


1 января 20х3 года Банк А получил грант от правительства в размере 10 млн. сум. в целях приобретения спецтранспорта для доставки пенсий в областные филиалы банка.  Стоимость спецтранспорта - 16 млн. сум. Транспортное средство будет амортизироваться по прямолинейному методу в течение 5 лет. Ожидается, что ликвидационная стоимость транспортного средства составит 1 млн. сум.


1) Бухгалтерские проводки по приобретению неденежного актива

Дт. Транспортное оборудование                              16 млн.

Кт. Кассовая наличность                                                          6 млн.

Кт. Другие отсроченные доходы                                           10 млн.


2) Начисление износа (ежегодная сумма):

Дт. Расход по износу                                                     3 млн.

Кт. Накопленный износ - транспортное оборудование      3 млн. 


3) Признание дохода от гранта (ежегодно):

Дт. Другие отсроченные доходы                               2 млн.

Кт. Другие беспроцентные доходы                                          2 млн.


Грант должен быть представлен в балансовом отчете и отчете о прибылях и убытках 31 декабря 20х3 года следующим образом:


Метод отсроченного дохода


Балансовый отчет (неполный)

Оборудование

16 000 000

Накопленный износ

3 000 000

Отсроченный доход

8 000 000


Отчет о прибылях и убытках  (неполный)

Прочий доход

2 000 000

Расходы на износ

3 000 000




ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Положению



Представление грантов, относящихся к доходу


1 января 20х3 года Банк А получил грант от правительства в размере 2 млн. сум. для покрытия расходов по транспортировке и оплате труда персонала, связанных с доставкой и распределением пенсионных выплат на протяжении 2-х последующих лет, с условием того, что банк должен производить распределение в соответствии с указаниями правительства. В случае невыполнения условий гранта на протяжении 2-х лет полная сумма гранта должна быть возвращена. На момент получения гранта банк произвел следующие бухгалтерские проводки:


Дт. Кассовая наличность                      2 млн.

Кт. Другие отсроченные доходы                                 2 млн.


Банк предполагает, что затраты по этим услугам составят ежегодно по 1,2 млн. сум. на протяжении 2-х лет. В 20х3 году банк понес соответствующие расходы в размере 1,2 млн. сум. (600 000 сум. - транспортные расходы; 600 000 сум. - зарплата сотрудникам).


(а) В какой (ие) период (ы) должен признаваться грант? 


В равной сумме в 20х3 и 20х4 гг.


Дт. Другие отсроченные доходы             1 млн.

Кт. Другие беспроцентные доходы                             1 млн.


(б) Следующим образом, должна быть представлена выгода, получаемая от гранта, в отчете о прибылях и убытках за год, завершившийся 31 декабря 20х3 года.

Отчет о прибылях и убытках - обобщенная  статья доходов

Прочие доходы

1 000 000

Расходы по транспортировке

600 000

Расходы по зарплате

600 000


Представление грантов, относящихся

к неамортизируемым активам


Местные органы власти выделили Банку А 10 га земли в окрестностях города. Условием, сопутствующим этому гранту, было требование к банку привести в порядок эту территорию и проложить дороги с привлечением рабочих из поселения, где расположен этот участок земли. Правительство установило минимальный оклад, который должен выплачиваться рабочим. Вся эта деятельность потребует трех лет и предварительно оценена в 60 млн. сум. Эта сумма будет потрачена следующим образом: по 10 млн. сум. в течение первого и второго года  и 40 млн. сум. в течение третьего года.

Банку потребуется признавать справедливую стоимость гранта на протяжении периода 3 лет пропорционально затратам, связанным с выполнением этого обязательства. Таким образом, сумма в размере 120 млн. сум. будет признаваться следующим образом:


Субсидия - 10 га земли;

Затраты по выполнению обязательств -  60  млн., на протяжении 3 лет;

По 10 за первый и второй годы, 40 млн. - за третий год;

Справедливая стоимость земли - 120 млн.


Бухгалтерские проводки по отражению гранта:


Дт. Земля                            120 млн.

Кт. Другие отсроченные доходы                      120  млн.


Год                    Признанный грант

1                  120 * (10/60) =  20 млн.

2                  120 * (10/60) =  20 млн.

3                  120 * (40/60) =  80 млн.


Первый год:


Дт. Другие отсроченные доходы  20 млн.

Кт. Другие беспроцентные доходы     20 млн.


В последующие годы производятся такие же бухгалтерские проводки.





ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Положению



Возврат гранта, относящегося к активам


Предположим, что условия получения гранта те же, что в приложении N 1. Однако, 5 января 20х4 года банк решает прекратить работу по распределению пенсий, и грант в размере 10 млн. сум. возвращается правительству. Следующие бухгалтерские проводки необходимо произвести с учетом того, что банк использовал  метод отсроченного дохода.


Дт. Другие отсроченные доходы                                      8 млн.

Дт. Другие беспроцентные расходы/Другие беспроцентные доходы      2 млн.

Кт. Кассовая наличность                                                               10 млн.



Возврат гранта, относящегося к доходу


Предположим, что условия получения гранта те же, что и в приложении N 2. В январе 20х4 года банк решает прекратить работу по распределению пенсий, как это требуется условиями гранта. Предположим, что выгоды от гранта были отражены как прочие доходы. Следующую бухгалтерскую проводку нужно сделать в 20х4 году, учитывая, что банк использовал метод отсроченного дохода.


Дт. Другие отсроченные доходы                           1 млн.

Дт. Другие беспроцентные доходы                       1 млн.

Кт. Кассовая наличность                                                            2 млн.





















Время: 0.1372
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск