ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм / Здравоохранение / Медицинские учреждения /Постановление Президента Республики Узбекистан от 29.03.2017 г. N ПП-2857 "О мерах по совершенствованию организации деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи Республики Узбекистан"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
29.03.2017 г.
N ПП-2857
О МЕРАХ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОЙ
МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Отметить, что важнейшим приоритетом в создании современной системы здравоохранения в республике является обеспечение широкой доступности, своевременности и высокого качества первичной медико-санитарной помощи населению. Созданные в этих целях сети сельских врачебных пунктов, семейных поликлиник, станции скорой медицинской помощи и учреждения экстренной медицинской помощи в определенной мере способствовали решению этих задач.
Укрепление учреждений первичной медико-санитарной помощи способствовало уменьшению уровня госпитализации в стационары за период с 1991 г. по 2017 г. в 1,6 раза, а количество обращаемости населения в поликлинические учреждения увеличилось в 2,2 раза с ростом показателя посещаемости на 1 жителя - с 6,5 до 9,7.
Вместе с тем, в системе первичной медико-санитарной помощи остаются не решенными вопросы, связанные с повышением качества оказываемых медицинских услуг. Значительного качественного улучшения требует система патронажа за состоянием здоровья населения, особенно в сельской местности. Анализ обращений граждан в виртуальную приемную Президента Республики Узбекистан, а также в органы государственного управления и органы государственной власти на местах свидетельствует о неудовлетворенности населения качеством медицинской помощи, своевременностью ее оказания, особенно в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.
Существует нерациональное размещение медицинских учреждений, когда одни населенные пункты лишены оперативной доступности к первичной медицинской помощи, в то время как в других она дублируется. Неудовлетворительным остается интеграция деятельности между учреждениями, оказывающими амбулаторно-поликлиническую и стационарную медицинскую помощь. В качественном совершенствовании нуждается система подготовки врачей общей практики в высших медицинских образовательных учреждениях.
В целях дальнейшего повышения доступности, своевременности и расширения охвата населения республики квалифицированной первичной медико-санитарной помощью, снижения уровня заболеваемости в целом по стране, в каждом регионе и населенных пунктах:
1. Определить основными направлениями дальнейшего реформирования системы первичной медико-санитарной помощи:
переориентацию системы первичной медико-санитарной помощи преимущественно на предупредительную, профилактическую и патронажную работу с населением. Введением в качестве основного критерия эффективности работы снижение уровня госпитализации, заболеваемости и инвалидизации населения в зоне обслуживания вместо показателей количества посещений и пролеченных больных;
расширение доступности первичной медико-санитарной помощи населению за счет продления рабочего времени в сельских врачебных пунктах (далее - СВП), семейных и многопрофильных поликлиниках от 8:00 до 20:00 часов, создания и использования круглосуточной мобильной, хорошо оснащенной подстанции скорой медицинской помощи;
организацию постоянной патронажной работы среди женщин фертильного возраста, беременных, детей, а также одиноких престарелых, лиц с инвалидностью, имеющих хронические заболевания, и других лиц, нуждающихся в постороннем уходе и социальной помощи;
проведение профилактических обследований сельского населения, в том числе непосредственно по месту его проживания, осуществление лабораторных клинико-биохимических и инструментальных (УЗИ, ЭКГ и др.) исследований, создание системы раннего выявления заболеваний и недопущения их хронизации;
расширение объемов медицинской помощи, предоставляемой сельским жителям непосредственно в СВП и поликлиниках, с организацией практической помощи в построении системы специализированных услуг на уровне районного звена, в поликлиниках и СВП со стороны республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, а также клиник медицинских образовательных учреждений;
укрепление материально-технической базы СВП и поликлиник за счет дооснащения необходимым диагностическим и лечебным оборудованием, в том числе размещением мобильных бригад для оказания скорой медицинской помощи;
создание условий для квалифицированной деятельности врачей СВП и поликлиник, в том числе за счет обеспечения их доступа к клиническим протоколам, медицинской литературе, нормативным документам, оптимизации и поэтапного внедрения электронной формы ведения первичной медицинской документации;
обеспечение врачей сельских врачебных пунктов, поликлиник жильем и транспортными средствами.
2. Принять к сведению, что Комиссией при Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан по координации работ по дальнейшему улучшению оказания медицинских услуг населению и обеспечения лекарственными средствами, содействию в эффективном применении законодательства на практике в данной сфере (далее - Комиссия) совместно с представителями Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, городов и районов проведена полная инвентаризация размещения и технической оснащенности сельских врачебных пунктов.
3. Согласиться с предложением Комиссии, Министерства здравоохранения, Министерства экономики и Министерства финансов Республики Узбекистан об оптимизации сети СВП согласно приложению N 1, предусматривающей:
сокращение числа СВП с 2985 до 1612 единиц и создание на базе 793 СВП сельских семейных поликлиник с дневными стационарами;
размещение в территориальной увязке с создаваемыми сельскими семейными поликлиниками аптек системы АК "Дори-дармон", реализующих доступные и качественные лекарственные средства и изделия медицинского назначения для населения;
расширение сети скорой медицинской помощи в сельской местности за счет организации 441 новых подстанций на базе сокращаемых сельских врачебных пунктов;
передачу 658 помещений сокращаемых СВП для использования в качестве служебного жилья для врачей СВП и поликлиник;
ликвидацию статуса юридического лица сельских врачебных пунктов с возложением их финансово-бухгалтерского обслуживания на соответствующие районные медицинские объединения.
Установить, что районные медицинские объединения являются правопреемниками соответствующих сельских врачебных пунктов.
4. Утвердить комплекс мер по дальнейшему совершенствованию организации деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи Республики Узбекистан на 2017-2021 годы согласно приложению N 2, предусматривающий:
совершенствование нормативно-правовой базы деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи;
повышение качества первичной медицинской помощи, разработку и широкое внедрение современных методов профилактики, раннего выявления, диагностики и лечения заболеваний;
укрепление материально-технической базы медицинских учреждений первичного звена здравоохранения;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации медицинских кадров.
5. Министерству экономики и Министерству финансов совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан в установленном порядке включать в Инвестиционную программу Республики Узбекистан на 2017-2018 и последующие годы строительство и реконструкцию зданий сельских семейных поликлиник, сельских врачебных пунктов, а также служебного жилья для проживания врачей СВП и поликлиник, находящихся в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.
6. Министерству здравоохранения совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в месячный срок разработать и утвердить комплекс мер по закреплению населения, ранее обслуживавшегося ликвидируемыми СВП, к оптимально расположенным учреждениям первичной медико-санитарной помощи, обратив при этом особое внимание на:
информирование населения о принимаемых мерах по дальнейшему повышению эффективности деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи;
организацию квалифицированной врачебной медицинской помощи для вновь закрепляемого контингента населения;
обеспечение сохранности, передачу и эффективное использование медицинского оборудования и другого имущества ликвидируемых СВП;
трудоустройство высвобождаемого в результате оптимизации персонала СВП;
своевременное финансирование учреждений первичного звена здравоохранения с учетом дополнительно закрепляемого контингента населения.
7. Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов и Министерством труда Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить положение о порядке:
обеспечения медицинского персонала, работающего в сельских семейных поликлиниках и сельских врачебных пунктах, служебным жильем;
направления выпускников медицинских высших образовательных учреждений, проходивших обучение на основании государственного гранта, на работу на срок не менее 3-х лет в сельские врачебные пункты и сельские семейные поликлиники;
назначения и выплаты компенсации стоимости проезда патронажным медицинским сестрам сельских семейных поликлиник и сельских врачебных пунктов.
8. Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в месячный срок разработать и представить в Кабинет Министров на утверждение порядок, предусматривающий с 1 июля 2017 года обследование и лечение больных в учреждениях районного, областного и республиканского уровня за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
9. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов и Министерством труда Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Положение о порядке проведения рейтинговой оценки полноты и качества оказываемой медицинской помощи сельскими семейными поликлиниками с дневным стационаром и сельскими врачебными пунктами, включающее систему материального стимулирования медицинских работников на основании результатов оценки их деятельности, предусмотрев внедрение данной системы в практику с 1 октября 2017 года.
10. Установить, что:
реализация мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах действующей штатной численности работников и выделенных бюджетных ассигнований на содержание сельских врачебных пунктов;
средства, высвобождаемые в результате оптимизации сети сельских врачебных пунктов, направляются на реализацию мероприятий по стимулированию медицинских работников сельских семейных поликлиник и сельских врачебных пунктов, а также улучшение обеспеченности учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, реагентами, расходными материалами и транспортными средствами.
11. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и Государственного советника Президента Республики Узбекистан А.Н. Юнусходжаева.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 29.03.2017 г. N ПП-2857
МЕРЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ
сети сельских врачебных пунктов
N
|
Наименование регионов
|
Число действующих СВП
|
Число сохраняющихся учреждений ПМСП, всего
|
в том числе:
|
Число прекращающих свою деятельность СВП
|
из числа прекративших свою деятельность:
|
|||
семейные поликлиники с дневным стационаром
|
сельские врачебные пункты (СВП)
|
||||||||
преобразуются в подстанцию "103"
|
передаются под жилье для врачей
|
||||||||
1. |
Республика Каракалпакстан
|
188 |
102 |
66 |
36 |
86 |
4 |
74 |
|
2. |
Андижанская область
|
312 |
152 |
67 |
85 |
160 |
67 |
20 |
|
3. |
Бухарская область
|
276 |
164 |
71 |
93 |
112 |
42 |
58 |
|
4. |
Джиззакская область
|
169 |
81 |
26 |
55 |
88 |
23 |
44 |
|
5. |
Кашкадарьинская область
|
256 |
155 |
72 |
83 |
101 |
30 |
42 |
|
6. |
Навоийская область
|
147 |
89 |
34 |
55 |
58 |
21 |
26 |
|
7. |
Наманганская область
|
211 |
137 |
62 |
75 |
74 |
27 |
34 |
|
8. |
Самаркандская область
|
357 |
170 |
43 |
127 |
187 |
64 |
101 |
|
9. |
Сырдарьинская область
|
130 |
69 |
31 |
38 |
61 |
8 |
39 |
|
10. |
Сурхандарьинская область
|
245 |
128 |
94 |
34 |
117 |
55 |
46 |
|
11. |
Ташкентская область
|
248 |
132 |
74 |
58 |
116 |
28 |
64 |
|
12. |
Ферганская область
|
283 |
150 |
88 |
62 |
133 |
37 |
81 |
|
13. |
Хорезмская область
|
163 |
83 |
65 |
18 |
80 |
35 |
29 |
|
Всего
|
2985 |
1612 |
793 |
819 |
1373 |
441 |
658 |
Примечание. Дальнейшее создание сельских семейных поликлиник с дневным стационаром (без статуса юридического лица), оптимизация сети сельских врачебных пунктов проводится решением Министерства здравоохранения Республики Узбекистан по обоснованным предложениям Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей.
к Постановлению Президента РУз
от 29.03.2017 г. N ПП-2857
КОМПЛЕКС МЕР
по дальнейшему совершенствованию
организации деятельности учреждений
первичной медико-санитарной помощи
Республики Узбекистан на 2017-2021 годы
Итого расходов на реализацию мероприятий на 2017-2021 годы - 130 085,0 млн сум и 37,6 млн долл. США.
Из них:
средства Государственного бюджета - 468,5 млн сум;
средства внебюджетного Фонда развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений - 127 600 млн сум;
средства исполнителей - 2016,5 млн сум;
кредиты и гранты международных финансовых институтов - 37,6 млн долл. США.
"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",
2017 г., N 3, ст. 106
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2017 г.