ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Промышленность / Промышленная безопасность ОПО. Техническое регулирование /Общий технический регламент о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (Приложение к Постановлению КМ РУз от 21.11.2017 г. N 931)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению КМ РУз
от 21.11.2017 г. N 931
ОБЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
о требованиях к автомобильному и авиационному
бензину, дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту
§ 1. Цели и область применения
1. Настоящий Общий технический регламент (далее - Технический регламент) устанавливает обязательные требования к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее - топливо) в целях:
защиты жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды, имущества юридических, физических лиц и государства;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения и безопасности.
2. Технический регламент не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу либо следующее транзитом через Государственную границу Республики Узбекистан.
3. Топливо выпускается в обращение на территории Республики Узбекистан при его соответствии Техническому регламенту.
4. Если в отношении отдельного вида топлива приняты иные технические регламенты, то данное топливо должно соответствовать требованиям всех технических регламентов, действие которых на него распространяется.
5. В Техническом регламенте используются следующие термины и определения:
бензин автомобильный и авиационный - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;
изготовитель - юридическое лицо, осуществляющее изготовление или изготовление и реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента;
мазут - топливо, получаемое из продуктов переработки нефти и газоконденсатного сырья и предназначенное для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок;
марка топлива - словесное и/или буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для бензина автомобильного и топлива дизельного его экологический класс;
маркировка - информация о продукции в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций, наносимых на этикетку, ярлык и/или сопроводительные документы, транспортное средство (железнодорожные цистерны, автоцистерны, автотопливозаправщики), для обеспечения идентификации, информирования потребителей (приобретателей);
номер ООН - набор четырехзначных чисел, позволяющих определить опасность топлива в рамках международных перевозок;
октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;
потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее топливо исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
приобретатель - юридическое или физическое лицо, в том числе потребитель, приобретающий продукцию для использования в любых целях;
присадка - вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств;
топливо дизельное - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия;
топливо судовое - жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках;
топливо для реактивных двигателей - жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях;
цетановый индекс - расчетный показатель воспламеняемости топлива дизельного;
цетановое число - показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы;
экологический класс - классификационный код (К2, КЗ, К4, К5), определяющий уровень токсичности продуктов сгорания топлива для окружающей среды.
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
6. Структура обозначения топлива должна соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к Техническому регламенту.
7. Характеристики топлива должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 2 к Техническому регламенту.
8. Бензин автомобильный не должен содержать металлосодержащие присадки (марганец, свинец, железо) и воду. При этом допускается использовать краситель (кроме зеленого и красного цвета) и вещества-метки.
9. Не допускается применение в топливе дизельном металлосодержащих присадок, за исключением антистатических.
10. Бензин авиационный может содержать краситель зеленого или красного цвета.
11. Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.
12. Экологическая и пожарная безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований актов законодательства, регламентирующих вопросы охраны окружающей среды и пожарной безопасности.
ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ,
ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ И ХРАНЕНИЮ ТОПЛИВА
13. Маркировка топлива, упакованного в транспортную тару, наносится непосредственно на транспортную тару или на этикетку, или ярлык, прикрепляемые к транспортной таре.
При поставке топлива в крупногабаритной таре (железнодорожных и автомобильных цистернах, контейнерах) сведения согласно пункту 14 Технического регламента, приводятся в сопроводительной документации.
14. Маркировка топлива (текстовая часть) должна быть изложена на государственном языке и содержать следующие обязательные сведения:
наименование и марка топлива;
наименование изготовителя;
товарный знак (при необходимости);
наименование страны изготовителя;
местонахождение изготовителя (почтовый адрес);
масса брутто (при необходимости);
масса нетто;
дата изготовления (месяц, год);
гарантийный срок хранения;
информация о подтверждении соответствия топлива и(или) знак соответствия (при необходимости);
обозначение нормативного документа в области технического регулирования, в соответствии с которым изготовлено топливо.
При необходимости производитель в праве дополнить указанные сведения.
Допускается дублирование маркировки на других языках.
15. Маркировка должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации, выполнена способом и средствами, обеспечивающими ее сохранность при транспортировании и хранении, а также стойкость к воздействиям внешней среды.
16. Транспортная маркировка, характеризующая транспортную опасность топлива, наносится непосредственно на транспортное средство или на этикетку либо на ярлык, прикрепляемый к транспортному средству и должна содержать знак опасности, номер ООН, транспортное наименование, классификационный шифр, номер аварийной карточки при транспортировании на железной дороге (при наличии) согласно приложению N 3 к Технического регламенту.
§ 2. Требования к транспортированию и хранению топлива
17. Транспортирование и хранение топлива должно осуществляться в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к перевозке опасных грузов на соответствующем транспорте и его хранению.
18. На транспортное средство (железнодорожные цистерны, автоцистерны, автотопливозаправщики), осуществляющие транспортировку топлива, наносится надпись "ОГНЕОПАСНО".
19. Средства транспортирования и хранения топлива должны обеспечивать безопасность и неизменность его идентификационных признаков в течение всего периода транспортирования и хранения.
20. Под идентификацией понимается установление тождественности представленного в целях проведения оценки соответствия топлива, существенным признакам, указанным в маркировке.
21. Идентификацию топлива по признакам, включающим наименование, марку топлива и определение его соответствия показателям безопасности в соответствии с требованиями настоящего Технического регламента, проводят:
изготовитель, выпускающий топливо в обращение;
орган по сертификации - в целях оценки и подтверждения соответствия топлива;
орган государственного контроля - в целях проверки соответствия продукции, находящейся в обращении на территории Республики Узбекистан, требованиям Технического регламента.
§ 2. Отбор образцов и проведение испытаний топлива
22. Отбор образцов осуществляется с целью определения соответствия требованиям Технического регламента и производится согласно нормативным документам в области технического регулирования.
23. Испытания топлива на соответствие требованиям Технического регламента осуществляются в соответствии с методиками, установленными нормативными документами в области технического регулирования, перечень которых утверждается Узбекским агентством по техническому регулированию в установленном порядке.
24. Подтверждение соответствия проводится в порядке, установленном законодательством.
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
25. Государственный контроль за соблюдением требований Технического регламента осуществляют Инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики Республики Узбекистан, Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Главное управление пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, Узбекское агентство по техническому регулированию, а также иные уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции.
26. С момента введения в действие Технического регламента нормативные документы в области технического регулирования, действующие на территории Республики Узбекистан и устанавливающие обязательные требования к топливу, до приведения их в соответствии с Техническим регламентом применяются в части, не противоречащей Техническому регламенту.
27. Заключения и сертификаты соответствия, выданные на топливо, до вступления в силу настоящего Технического регламента считаются действительными до окончания срока их действия.
ГЛАВА 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
28. Лица, виновные в нарушении требований Технического регламента, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
к Общему техническому регламенту
СТРУКТУРА
обозначения топлива
1. Обозначение бензина автомобильного включает четыре группы знаков, расположенных в указанной последовательности через дефис.
Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.
Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 91, 92, 93, 95, 98), определенного исследовательским методом.
Третья группа: символы К2, КЗ, К4, К5, обозначающие экологический класс бензина автомобильного.
Четвертая группа: буквы JI (летнее) или З (зимнее), обозначающие климатические условия применения.
2. Обозначение бензина авиационного включает две группы знаков, расположенных в указанной последовательности.
Первая группа: буква Б (бензин).
Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа: (91, 92).
3. Обозначение топлива дизельного включает три группы знаков, расположенных в указанной последовательности через дефис.
Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей.
Вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), обозначающие климатические условия применения.
Третья группа: символы К2, КЗ, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
4. Обозначение топлива судового включает:
буквенное обозначение марки - DMX, DMA, DMZ, DMB - для дистиллятных топлив, используемых для аварийных целей в дизельных двигателях;
буквенное обозначение марки и цифровое значение кинематической вязкости-RMA 10, RMB 30, RMD 80, RME 180, RMG 180, RMG 380, RMG 500, RMG 700, RMK 380, RMK 500, RMK 700 - для судовых остаточных топлив.
5. Обозначение топлива для реактивных двигателей включает буквы: ТС (топливо самолетное), РТ (реактивное топливо), Джет А-1 (топливо, тип авиационный керосин).
6. Обозначение мазута включает в себя: для мазута флотского - марку (Ф) и массовую долю серы, для мазутов топочных - марку (топочный 40; топочный 100), массовую долю серы, зольность и температуру застывания.
к Общему техническому регламенту
ТРЕБОВАНИЯ
к характеристикам топлива
ТАБЛИЦА N 1.
Требования к характеристикам бензина автомобильного
Характеристика бензина автомобильного
|
Норма в отношении экологического класса
|
|||
К2
|
К3
|
К4
|
К5
|
|
Октановое число:
|
||||
по исследовательскому методу, не менее
|
80 |
80 |
80 |
80 |
по моторному методу, не менее
|
76 |
76 |
76 |
76 |
Давление насыщенных паров, кПА:
|
||||
в летний период
|
35 - 80 |
35 - 80 |
35 - 80 |
35 - 80 |
в зимний период
|
35 - 100 |
35 - 100 |
35 - 100 |
35 - 100 |
Массовая доля серы, мг/кг, не более |
500 |
150 |
50 |
10 |
Объемная доля бензола, %, не более |
5 |
1 |
1 |
1 |
Массовая доля кислорода, %, не более |
не определяется |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
Объемная доля углеводородов, %, не более: |
не определяется |
|||
ароматических |
42 |
35 |
35 |
|
олефиновых |
18 |
18 |
18 |
|
Концентрация свинца, мг/дм, не более |
10 |
5 |
5 |
5 |
Концентрация железа, мг/куб. дм |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
Концентрация марганца, мг/куб. дм |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
Объемная доля монометиланилина, %, не более |
1,3 |
1,0 |
1,0 |
отсутствие |
Массовая концентрация смол, промытых растворителем, мг/куб. дм (мг/100 куб. см), не более |
50 (5) |
50 (5) |
50 (5) |
50 (5) |
Объемная доля оксигенатов, %, не более: |
не определяется |
|||
метанола |
1 |
1 |
1 |
|
этанола |
5 |
5 |
5 |
|
изопропанола |
10 |
10 |
10 |
|
третбутанола |
7 |
7 |
7 |
|
изобутанола |
10 |
10 |
10 |
|
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле |
15 |
15 |
15 |
|
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210°С) |
10 |
10 |
10 |
ТАБЛИЦА N 2.
Требования к характеристикам дизельного топлива
Характеристика топлива дизельного
|
Норма в отношении экологического класса
|
|||
К2
|
К3
|
К4
|
К5
|
|
Цетановое число, не менее |
|
|
|
|
летнего вида |
45 |
51 |
51 |
51 |
зимнего вида |
45 |
47 |
47 |
47 |
Фракционный состав: |
||||
95 % перегоняется при температуре, °С, не выше |
360 |
360 |
360 |
360 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже: |
|
|
|
|
летнего и межсезонного вида |
40 |
40 |
55 |
55 |
зимнего вида |
30 |
30 |
30 |
30 |
Массовая доля серы, мг/кг, не более |
500 |
350 |
50 |
10 |
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, %, не более |
- |
11 |
11 |
8 |
Смазывающая способность, мкм, не более |
- |
460 |
460 |
460 |
Массовая доля воды, мг/кг, не более |
200 |
200 |
200 |
200 |
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше: |
||||
летнего вида |
не определяется |
|||
зимнего вида |
минус 20 |
|||
межсезонного |
минус 15 |
Примечание. Допускается содержание в дизельном топливе не более 7 % по объему метиловых эфиров жирных кислот.
ТАБЛИЦА N 3.
Требования к характеристикам бензина авиационного
Характеристика бензина авиационного
|
Норма
|
Октановое число по моторному методу. не менее |
91,5 |
Температура начала кристаллизации, °С, не выше |
минус 60 |
Содержание механических примесей и воды |
отсутствие |
Давление насыщенных паров, кПа, в пределах |
29,3 - 49,0 |
Фракционный состав: |
|
температура начала перегонки, °С, не ниже |
40 |
10 % отгоняется при температуре, °С, не выше |
82 |
50 % отгоняется при температуре, °С, не выше |
105 |
90 % отгоняется при температуре, °С, не выше |
145 |
97,5 % отгоняется при температуре, °С, не выше |
180 |
остаток от разгонки, %, не более |
1,5 |
потери от разгонки, %, не более |
1,5 |
Содержание фактических смол, мг/100 куб. см, не более |
3,0 |
Концентрация тетраэтилсвинца, г/1 кг, не более |
2,4 |
Массовая доля общей серы, %, не более |
0,03 |
ТАБЛИЦА N 4.
Требования к характеристикам топлива судового
Характеристика топлива судового
|
Норма
|
Цетановый индекс |
35 - 45 |
Массовая доля серы, %, не более |
1,5 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже |
61 |
Требования к характеристикам топлива
для реактивных двигателей
Характеристика топлива для реактивных двигателей
|
Норма в отношении летательных аппаратов с дозвуковой скоростью полета
|
||
Джет А-1
|
ТС-1
|
РТ
|
|
Кинематическая вязкость, мм /с, при температуре: |
|
|
|
минус 40°С, не более |
- |
8,0 |
16,0 |
минус 20°С, не более |
8,0 |
- |
- |
20°С, не менее |
- |
1,25 |
1,25 |
Температура начала кристаллизации, °С, не выше |
- |
минус 50 |
минус 50 |
температура замерзания, °С, не выше |
минус 47 |
- |
- |
Содержание механических примесей и воды |
отсутствие |
отсутствие |
отсутствие |
|
|||
температура начала перегонки, °С: не ниже не выше |
- - |
- 150 |
135 155 |
10% отгоняется при температуре, °С, не выше |
205 |
165 |
175 |
90% отгоняется при температуре, °С, не выше |
- |
230 |
270 |
98% отгоняется при температуре, °С, не выше |
- |
250 |
280 |
температура конца кипения, °С, не выше |
300 |
- |
- |
остаток от разгонки, %, не более |
1,5 |
- |
1,5 |
потери от разгонки, %, не более |
1,5 |
- |
1,5 |
Высота некоптящего пламени, мм, не менее |
25 |
25 |
25 |
или |
|||
при объемной доле нафталиновых углеводородов не более 3 %, мм, не менее |
19 |
- |
- |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже |
38* |
28 |
28 |
Объемная (массовая) доля ароматических углеводородов, %, не более |
25 |
20 (22) |
20 (22) |
Концентрация фактических смол, мг/100 куб. см, не более |
7 |
5 |
4 |
Массовая доля общей серы, %, не более |
0,25 |
0,20 |
0,10 |
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более |
0,003 |
0,003 |
0,001 |
Термоокислительная стабильность в течение 2,5 ч при контрольной температуре, °С, не ниже: |
|
|
|
перепад давления на фильтре, мм рт. ст., не более |
260 |
260 |
260 (275)** |
цвет отложений на трубке (при отсутствии нехарактерных отложений), |
25 |
25 |
25 |
баллы по цветовой шкале, менее |
3 |
3 |
3 |
Удельная электрическая проводимость, пСм/м***: |
|||
без антистатической присадки, не более |
10 |
10 |
10 |
с антистатической присадкой
|
50 - 600 |
50 - 600 |
50 - 600 |
*) При определении температуры вспышки на приборе Тага, значение должно быть не ниже 40°С.
**) Допускается по требованию потребителя определять при температуре не ниже 275°С.
***) Определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем.
Требования к характеристикам мазута
Характеристика мазута |
Норма для флотского мазута
|
Норма для топочного мазута |
Массовая доля серы, %, не более |
2,0 |
3,5 |
Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже |
- |
90 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже |
80 |
- |
Содержание сероводорода, ppm, не более* |
10 |
10 |
Выход фракции, выкипающей до 350°С, %, не более** |
17 |
17 |
*) Показатель определяется с 1 января 2021 г.
**) Показатель определяется для ввозимого мазута.
к Общему техническому регламенту
МАРКИРОВКА,
характеризующая вид и степень опасности груза
Вид топлива
|
Содержание маркировки
|
||||||
знак опасности
|
номер ООН
|
классификационный код
|
идентификационный номер (код) опасности
|
классификационный шифр
|
номер аварийной карточки
|
транспортное наименование
|
|
Автомобильный бензин |
1203 |
F1 |
33 |
3012 |
305 |
Бензин моторный |
|
Авиационный бензин |
1863 |
F1 |
33 33 30 |
3011 3012 3013 |
305 |
Топливо авиационное |
|
Дизельное топливо |
1202 |
F1 |
30 |
3013 |
315 |
Топливо дизельное |
|
Топливо для реактивных двигателей |
Легковоспламеняющиеся жидкости: символ (пламя): черный или белый; фон: красный; цифра "3" в нижнем углу |
1863 |
F1 |
33 33 30 |
3011 3012 3013 |
305 |
Топливо авиационное |
Мазут |
1202 |
F1 |
30 |
3013 |
315 |
Мазут |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 23 ноября 2017 г.
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2017 г., N 11, ст. 268