ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Вода, водопользование и водное хозяйство / Водное хозяйство. Водохозяйственные и гидротехнические сооружения и объекты /

Положение о порядке проведения работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 21.12.2017 г. N 1009)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 21.12.2017 г. N 1009



См. текст документа

на узбекском языке



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения работ по расчистке

русел рек и укреплению их берегов


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок проведения работ по расчистке русел рек, саев, ручьев, а также укреплению их берегов (далее - расчистка русел рек и укрепление их берегов).


2. Целью проведения работ по расчистке русел водотоков и укреплению их берегов является обеспечение стабильного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам Республики Узбекистан.


3. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:


берегоукрепительные работы - укрепление берегов рек, саев и ручьев с целью защиты их от размыва и обрушения;


водоток - водный объект, характеризуемый постоянным или временным движением воды в его русле в направлении общего уклона (река, саи, ручей). Водоток может быть постоянным - с круглогодичным течением воды или временным (пересыхающим, перемерзающим);


паводок - быстрое, сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня и увеличение расхода воды в каком-либо створе водотока, возникающее в результате интенсивного кратковременного таяния снега и обильных дождей;


паводковые воды - воды, протекающие в русле водотоков в период прохождения паводка;


сель - кратковременный, с большой разрушительной силой паводок с очень большим (до 75% общей массы потока) содержанием минеральных частиц и обломков горных пород, возникающий в результате выпадения ливневых осадков или бурного таяния снега в бассейнах небольших горных и предгорных рек и сухих логов со значительными (не менее 0,10) уклонами;


селевые потоки - потоки воды, протекающие по водотокам в период прохождения селей;


безопасный пропуск - пропуск воды по водотокам без негативных последствий для населенных пунктов, орошаемых земель, водохозяйственных и других социальных объектов;


стабилизация потока - техногенные воздействия на паводковые воды и селевые потоки в целях их безопасного пропуска по водотокам;


защитные работы - работы по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению защитных сооружений, защитные работы на гидротехнических сооружениях, мостах, водопроводах, газопроводах и других социальных объектах, расположенных на водотоках, посадка деревьев в водосборах и руслах водотоков в целях безаварийного пропуска паводковых вод и селевых потоков, защиты населенных пунктов, орошаемых земель, водохозяйственных и других социальных объектов;


защитные сооружения - дамбы, шпоры, перепады, прокопы, прорези и другие руслорегулирующие сооружения, а также конструкции по закреплению откосов и дна водотоков, обеспечивающие безопасный пропуск паводковых вод и селевых потоков;


реконструкция и строительство защитных сооружений - полное или частичное переустройство и строительство защитных сооружений. После реконструкции защитных сооружений их первоначальные проектные параметры и состав могут изменяться частично или полностью в соответствии с новым проектом;


ремонт и восстановление защитных сооружений - работы, предназначенные для поддержания параметров проектов защитных сооружений, водохозяйственных и других социальных объектов, расположенных на водотоках, в том числе очистка от наносов, ремонт сооружений и отдельных их разрушений;


проект по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков - проект, предусматривающий мероприятия по реконструкции, строительству, ремонту и восстановлению защитных сооружений, водохозяйственных и других социальных объектов, расположенных на водотоках, в целях стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков;


расчистка русла водотоков - механическая или гидромеханическая расчистка русла рек, саев и ручьев от образовавшихся песчано-гравийных материалов и донного сора.


4. Работы по расчистке русел рек и укреплению их берегов осуществляются Государственным учреждением "Специальное инженерно-строительное управление" Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее - Специальное инженерно-строительное управление) и другими организациями на основании решений Правительственной комиссии по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков, снижения угроз снеголавинных и оползневых явлений, образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2022 года N ПП-426 (далее - Комиссия), исключительно для предотвращения негативных последствий невозможности пропуска паводковых вод и селевых потоков.

Работы по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению водохозяйственных и других социальных объектов на водотоках осуществляются в установленном порядке министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, в ведении которых они находятся.


5. Решения Комиссии о проведении работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, а также по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению принимаются на основании совместных заключений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее - МЧС), Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан (далее - Минводхоз) и Министерства природных ресурсов Республики Узбекистан по результатам обследования русел рек, саев, ручьев и оценки возможностей безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков.


ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ

ПО РАСЧИСТКЕ РУСЕЛ РЕК И УКРЕПЛЕНИЮ ИХ БЕРЕГОВ


6. Работы по расчистке русел рек и укреплению их берегов осуществляются на основе ежегодной Сводной адресной программы по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам (далее - Сводная адресная программа), утверждаемой Комиссией.

Расчистка русел рек от скопления песчано-гравийных материалов проводится в установленном порядке в соответствии с перечнем, сформированным по результатам обследования, проводимого сотрудниками МЧС, Министерства природных ресурсов и Министерства горнодобывающей промышленности и геологии.

7. Проекты по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам формируются и реализуются на основании следующих основных требований:

стабилизированный и безопасный пропуск паводковых вод и селевых потоков по водотокам должен предусматривать защиту населенных пунктов, орошаемых земель, водохозяйственных и других социальных объектов;

мероприятия по стабилизированному и безопасному пропуску паводковых вод и селевых потоков разрабатываются и реализуются на основе комплексных инженерно-технических изысканий и исследований (инженерно-геологические, топогеодезические, гидрометеорологические, лабораторные, экологические и социально-экономические), а также проектно-сметных документаций, утвержденных в установленном порядке;

инженерно-технические изыскания и исследования по разработке мероприятий по стабилизированному и безопасному пропуску паводковых вод и селевых потоков по водотокам должны проводиться комплексно, включая изучение состояния русел водотоков, защитных сооружений, водохозяйственных и других социальных объектов в их руслах;

защитные работы по стабилизированному и безопасному пропуску паводковых вод и селевых потоков должны предусматривать внедрение современных технологий и результатов передового опыта по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению защитных сооружений, водохозяйственных и других социальных объектов на водотоках;

мероприятия по стабилизированному и безопасному пропуску паводковых вод и селевых потоков могут быть скорректированы с учетом фактической водохозяйственной и гидрометеорологической обстановки;

приоритетность и очередность реализации защитных мероприятий должны определяться с учетом их социальной значимости, а также гидрометеорологических прогнозов и фактического состояния водотоков и сооружений на них.


8. Сводная адресная программа включает прогнозные параметры проектов по:

проведению работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов;

строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению защитных сооружений на водотоках;

выполнению проектно-изыскательских работ по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению защитных сооружений, а также других защитных работ на водотоках.


9. Сводная адресная программа формируется за счет территориальных адресных программ по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам на предстоящий год (далее - территориальные адресные программы).


10. Территориальные адресные программы разрабатываются на основе комплексного и системного подхода к решению задач по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам, с учетом реальных водохозяйственных, гидрологических и других природно-хозяйственных условий водотока.


11. Территориальные адресные программы на предстоящий год включают:

адресный список проектов по расчистке русел рек и укреплению их берегов;

адресный список проектов по строительству и реконструкции защитных сооружений на водотоках;

адресный список проектов по ремонту и восстановлению защитных сооружений, а также других защитных работ на водотоках;

адресный список проектно-изыскательских работ по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению сооружений, а также других защитных работ на водотоках.


12. Для формирования территориальных адресных программ решениями Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей создаются территориальные рабочие группы.

Руководителями территориальных рабочих групп являются, соответственно, заместитель Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и заместители хокимов областей по вопросам развития промышленности, капитального строительства, коммуникаций и коммунального хозяйства.


13. В состав территориальной рабочей группы включаются руководители и специалисты:

управлений по чрезвычайным ситуациям Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан;

Министерства водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновых управлений ирригационных систем Минводхоза;

территориальных управлений Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, Министерства горнодобывающей промышленности и геологии, Инспекции по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее - Инспекция по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства), Агентства по кадастру при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан (далее - Агентство по кадастру), Агентства гидрометеорологической службы при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата (далее - Агентство гидрометеорологической службы), Инспекции по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан (далее - Инспекция "Водхознадзор");

органов государственной власти на местах;

проектных и научно-исследовательских организаций.

При необходимости в состав территориальных рабочих групп могут включаться представители других заинтересованных министерств, ведомств и организаций.


14. Министерство водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновые управления ирригационных систем Минводхоза совместно с заинтересованными организациями подготавливают и представляют на рассмотрение территориальных рабочих групп следующие материалы:

схематические карты с указанием всех основных водных объектов, а также технических характеристик водных объектов и сооружений на них;

многолетние гидрологические данные, а также другие сведения по пропуску паводковых вод и селевых потоков.


15. Территориальные рабочие группы:

ежегодно в срок до 1 марта с выездом на место на основе гидрографического принципа проводят детальное обследование водотоков и других водных объектов, водохозяйственных и других социальных объектов, населенных пунктов и орошаемых земель, расположенных вдоль водотоков;

по итогам обследований выявляют основные причины разрушений защитных сооружений, размыва и заиления русел водотоков, разрушений на водохозяйственных и других социальных объектах, наличие угрозы затопления населенных пунктов и других социальных объектов;

определяют приоритетные защитные работы по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению водохозяйственных и других социальных объектов на водотоках;

проводят оценку возможностей безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков и определяют место, расчетный объем и другие условия по проведению расчистки русел рек и укреплению их берегов;

ежегодно в срок до 1 апреля разрабатывают территориальные адресные программы по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам территорий на предстоящий год и вносят для рассмотрения и утверждения в территориальные комиссии.


16. Территориальные адресные программы на предстоящий год до 10 апреля утверждаются решением соответствующей территориальной комиссии.


17. Утвержденная территориальная адресная программа по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам в установленном порядке ежегодно до 15 апреля вносится для рассмотрения и обобщения в МЧС.


18. МЧС совместно с Министерством водного хозяйства, Министерством природных ресурсов, Министерством энергетики, Комитетом по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта Республики Узбекистан, АО "Ўзбекистон темир йуллари", АО "Узбекгидроэнерго", АО "Узтрансгаз" и другими заинтересованными министерствами и учреждениями на основе территориальных адресных программ разрабатывает Сводную адресную программу на предстоящий год.

19. Сводную адресную программу на предстоящий год с соответствующими заключениями ежегодно до 1 мая МЧС в установленном порядке вносит на рассмотрение Комиссии.


20. Комиссия в срок до 15 мая рассматривает и утверждает Сводную адресную программу и направляет заинтересованным министерствам и ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей для реализации в установленном порядке.


21. По решению Комиссии в Сводную адресную программу могут вноситься соответствующие изменения и дополнения с учетом возможных изменений водохозяйственной, гидрометеорологической и других природно-хозяйственных условий водотока обоснования и приоритетности защитных работ.


22. Министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, в ведении которых находятся водохозяйственные и другие социальные объекты, являющиеся заказчиками выполнения соответствующих защитных работ, на основе Сводной адресной программы и утвержденных сетевых графиков в установленном порядке разрабатывают отдельные адресные списки строительных, ремонтно-восстановительных и проектно-изыскательских работ.


23. В рамках реализации Сводной адресной программы заказчиками разрабатывается проектная документация по расчистке русел рек и укреплению их берегов, строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению защитных сооружений в целях обеспечения стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам (далее - проектная документация).


24. Задания на разработку проектной документации подлежат согласованию с Инспекцией "Водхознадзор" в установленном порядке.

25. Проектная документация разрабатывается специализированными проектными организациями, имеющими лицензию на право осуществления указанного вида деятельности.


26. Проектная документация подлежит государственной экспертизе, которая проводится органами Инспекции по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Министерства природных ресурсов в установленном порядке.

27. Проектная документация, прошедшая экспертизу, подлежит утверждению в установленном порядке.


28. Проведение подрядных работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов осуществляется Специальным инженерно-строительным управлением на основании решения Комиссии без проведения тендерных торгов, согласно проектно-сметной документации.

В случае невозможности (отсутствия либо недостаточности возможностей материально-технической базы, недостаточности финансовых средств и т.д.) выполнения, данные работы выполняются другими организациями в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров от 3 июля 2003 г. N 302 "О мерах по совершенствованию системы конкурсных торгов в капитальном строительстве".

Проекты по строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению водохозяйственных и других социальных объектов на водотоках осуществляются в установленном порядке министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимятами областей, в ведении которых они находятся.


29. При проведении работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов должны соблюдать следующие требования:

осуществление строго по проектно-сметным документам, разработанным специализированными проектными организациями и утвержденным в установленном порядке;

обеспечение устойчивости русел рек и устойчивого водозабора в ирригационные и другие сооружения;

не допущение размыва прилегающих населенных пунктов;

обеспечение безопасного функционирования водохозяйственных сооружений, мостов, водопроводных сетей и других социальных объектов;

соблюдение проектных параметров при проведении расчистки русел рек и укреплении их берегов;

размещение мест временного хранения отходов, стоянки и обслуживания техники, а также осуществление обслуживания и ремонта используемой техники за пределами водоохранных зон рек;

проводение очистки поймы от бытового и производственного мусора, а также оборудование капитальных высотных реперов для контроля параметров руслоочистительных работ, закрепление на местности границ участка опознавательными знаками после завершения работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов;

проведение работы по расчистке русел рек и укреплению их берегов с широким использованием инновационных методов и технологий.


30. Финансирование реализации проектов осуществляется в установленном порядке за счет:

бюджетных ассигнований;

лимитов централизованных капитальных вложений и эксплуатационных расходов, предусмотренных в смете расходов Минводхоза по объектам, находящимся в ведении;

средств внебюджетных фондов министерств, государственных комитетов и ведомств;

средств Республиканского дорожного фонда при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

других источников, не запрещенных законодательством.


31. Юридические лица осуществляют мероприятия по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков в целях защиты социальных объектов, находящихся в ведении, за счет собственных средств в установленном порядке.


32. Расчистка русел рек и укрепление их берегов осуществляется без отвода земельных участков. При этом специальному инженерно-строительному управлению и другим организациям получение лицензии на право пользования участками недр в местах проведения руслоочистительных работ не требуется.

33. Контроль за реализацией проектов по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам осуществляется в установленном порядке:

заказчиками - в части контроля за соблюдением подрядчиком принятых договорных обязательств и иных функций, оговоренных договором технического сопровождения и технического надзора за строительством объекта;

проектными организациями - в части авторского надзора за соответствием выполняемых строительно-монтажных работ проектным решениям на протяжении всего периода строительства и приемки в эксплуатацию законченных объектов;

территориальными органами Госархитектстроя - в части надзора за качеством и соответствием выполняемых строительно-монтажных работ строительным нормам и правилам, нормативно-технической и проектной документации, а также ведением подрядной организацией исполнительной документации на объекте строительства;

территориальными органами Министерства финансов Республики Узбекистан - в части контроля за целевым использованием выделяемых бюджетных средств.


34. МЧС совместно с Минводхозом и Министерством природных ресурсов обеспечивают пообъектный мониторинг за ходом реализации проектов, включенных в Сводную адресную программу, и ежемесячно вносят в Комиссию соответствующую информацию.


ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ,

ОБРАЗУЮЩИХСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ

ПО РАСЧИСТКЕ РУСЕЛ


35. Специальным инженерно-строительным управлением и другими организациями по согласованию с межведомственными группами, образованными постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 сентября 2017 года N ПП-3286 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы охраны водных объектов", на местах для уточнения объема нерудных материалов, образовавшихся при расчистке русел водотоков, производятся их инструментальные замеры, организовывается отдельное их складирование в соответствии с требованиями водоохранного законодательства, а также при необходимости их реализация.

36. В случае переработки и реализации нерудных полезных ископаемых специальное инженерно-строительное управление и другие организации в установленном порядке уплачивают налог за пользования недрами. При этом финансирование работ по расчистке русел рек и укреплению берегов уменьшается на сумму доходов, полученных от реализации нерудных полезных ископаемых.

Ценообразование реализуемых материалов нерудных полезных ископаемых устанавливается ежегодно до 1 марта Министерством финансов Республики Узбекистан.


37. Специальное инженерно-строительное управление и другие организации, привлекаемые для расчистки русел водотоков, обязаны предоставлять ежеквартальный отчет о количестве образовавшихся нерудных материалов в межведомственную группу.

38. Координация работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов осуществляется МЧС.


39. Контроль за проведением работ по расчистке русел и укреплению их берегов осуществляется межведомственными группами.


40. Системные проверки, проводимые Министерством природных ресурсов, Министерством водного хозяйства, Министерством горнодобывающей промышленности и геологии Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, районов и городов в ходе контроля за проведением работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, осуществляются с уведомления уполномоченного органа по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства в порядке, установленном законодательством.

41. Приемка законченных работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, а также строительству, реконструкции, ремонту и восстановлению водохозяйственных и других социальных объектов на водотоках осуществляется в порядке, установленном законодательством.



ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


42. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 23 декабря 2017 г.


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2017 г., N 12, ст. 297







































































Время: 0.1608
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск