ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Охрана окружающей природной среды / Экологические требования при производственной деятельности /

Закон Республики Узбекистан от 31.08.2000 г. N 120-II "О радиационной безопасности"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

31.08.2000 г.

N 120-II



О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношения, связанных с обеспечением радиационной безопасности, охраны жизни, здоровья и имущества граждан, а также окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения.



Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


ионизирующие излучение - излучение, создаваемое при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и которое при взаимодействии со средой образует ионы разных знаков;


источник ионизирующего излучения - устройство и (или) радиоактивное вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение;


пользователи источников ионизирующего излучения - юридические и физические лица, добывающие, производящие, вырабатывающие, перерабатывающие, использующие, хранящие, обслуживающие, транспортирующие, обезвреживающие, утилизирующие и захороняющие источники ионизирующего излучения;

зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный мониторинг;


радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, действиями (бездействием) работников (персонала), чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, которые могли привести или привели к облучению граждан выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды;


радиационная безопасность - состояние защищенности граждан и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения;


радиоактивные отходы - вещества в любом агрегатном состоянии, не предназначенные для дальнейшего использования, содержащие радионуклиды с уровнем активности, превышающим значения, установленные в актах законодательства;

санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения граждан в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный основной предел дозы облучения для населения;


естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;


техногенно-измененный фон - естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;


работники (персонал) - физические лица, которые постоянно или временно работают непосредственно с источниками ионизирующего излучения или находятся по условиям работы в зоне их воздействия;


ядерная безопасность - комплекс мероприятий, обеспечивающих безопасное обращение с ядерным материалом.


Статья 3. Законодательство о радиационной безопасности

Законодательство о радиационной безопасности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.



Статья 4. Основные принципы обеспечения

радиационной безопасности

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:


принцип нормирования - непревышение допустимых индивидуальных доз облучения граждан, безопасных для их здоровья, от всех источников ионизирующего излучения;


принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества доза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;


принцип минимизации - поддержание в пределах безопасных для здоровья граждан индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения на возможно более низком уровне.



Статья 5. Права и обязанности граждан в области

обеспечения радиационной безопасности

Граждане имеют право на:

возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу облучением источниками ионизирующего излучения, в соответствии с законодательством;

полную и объективную информацию о радиационном состоянии окружающей среды, предметов пользования и потребления, принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности, а также о дозе полученного ими облучения;

участие в обсуждении вопросов обеспечения радиационной безопасности.

Граждане обязаны:

соблюдать требования законодательства о радиационной безопасности;

выполнять требования органов государственной власти на местах, государственных органов, осуществляющих регулирование в области радиационной безопасности.

Граждане могут иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.


Статья 6. Социальная защита отдельных категорий граждан

Граждане, проживающие на территориях, в которых существует возможность превышения установленных основных пределов доз облучения, имеют право на социальную защиту. Порядок социальной защиты устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


II. РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 7. Государственное регулирование в области

обеспечения радиационной безопасности

Государственное регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан и уполномоченными им государственными органами.

Государственное регулирование в области обеспечения радиационной безопасности включает:

государственный надзор и контроль за соблюдением требований по радиационной безопасности;

лицензирование деятельности в области оборота источников ионизирующего излучения;

сертификацию сельскохозяйственной, пищевой продукции, кормов, питьевых и технических вод, строительных материалов и изделий из них на радиационное загрязнение;

определение радиационного загрязнения при согласовании отводов земельных участков под все виды строительства.



Статья 8. Контроль и координация в области обеспечения

радиационной безопасности

Государственный контроль в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан.

Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан координирует деятельность органов государственного контроля в области обеспечения радиационной безопасности, за исключением координации деятельности специально уполномоченных государственных органов в области обращения с отходами.

Производственный контроль в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется пользователями источников ионизирующего излучения, а также производителями сырья, строительных материалов и минеральных удобрений, содержащих естественные радиоактивные элементы.

Общественный контроль в области обеспечения радиационной безопасности может осуществляться гражданами Республики Узбекистан, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и средствами массовой информации.

Порядок осуществления контроля и координации в области обеспечения радиационной безопасности устанавливается законодательством.


Статья 9. Государственная экспертиза объектов

использования источников ионизирующего излучения

Объекты использования источников ионизирующего излучения подлежат государственной экологической, радиационно-гигиенической и технической экспертизе в порядке, установленном законодательством.


Статья 10. Лицензирование деятельности в области

оборота источников ионизирующего излучения

Деятельность в области оборота источников ионизирующего излучения осуществляется на основании лицензии, выданной в установленном порядке, и включает в себя:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты;

добычу, производство, выработку, переработку, использование, хранение, обслуживание, транспортировку, обезвреживание, утилизацию и захоронение источников ионизирующего излучения.


Статья 11. Нормирование в области обеспечения

радиационной безопасности

Нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных норм, правил и гигиенических нормативов радиационной безопасности, национальных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности, утверждаемых и регистрируемых в порядке, определяемом законодательством.


III. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ

РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 12. Обеспечение радиационной безопасности

Радиационная безопасность обеспечивается путем:

разработки и реализации программ по обеспечению радиационной безопасности;

функционирования единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения;

установления видов и размеров компенсаций за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан, обусловленных радиационным воздействием:

возмещения причиненного вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;

определения видов деятельности, связанных с использованием источников ионизирующего излучения;

государственного регулирования экспорта и импорта источников ионизирующего излучения;

проведения медико-профилактических мероприятий;

информирования граждан о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

обучения граждан мерам радиационной безопасности;

оказания помощи гражданам, подвергшимся облучению в результате радиационных аварий;

введения особых режимов проживания граждан в зонах радиоактивного загрязнения;

ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;

организации и проведения оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии.

Радиационная безопасность может обеспечиваться и другими мерами в соответствии с законодательством.



Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности

Оценка состояния радиационной безопасности проводится при планировании и осуществлении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти на местах, государственными органами, осуществляющими регулирование в области радиационной безопасности, а также пользователями источников ионизирующего излучения.

Оценка состояния радиационной безопасности включает следующие основные показатели:

характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов радиационной безопасности;

вероятность радиационных аварий и их масштаб;

степень готовности к ликвидации радиационных аварий и их последствий;

анализ доз облучения, получаемых, полученных и предполагаемых к получению работниками (персоналом) и населением от всех источников ионизирующего излучения;

число лиц, подвергшихся облучению выше установленных основных пределов доз облучения.


Статья 14. Радиационно-гигиенический паспорт

Радиационно-гигиенический паспорт - документ, характеризующий состояние радиационной безопасности юридического лица - пользователя источников ионизирующего излучения.

В радиационно-гигиенический паспорт ежегодно заносятся результаты оценки состояния радиационной безопасности.

Порядок ведения радиационно-гигиенических паспортов определяется законодательством.



Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности

при воздействии природных радионуклидов

Выбор земельных участков, проектирование и строительство зданий и сооружений должны осуществляться с учетом предотвращения поступления природных радионуклидов в воздух помещений.

Производство строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию, эксплуатация зданий и сооружений должны осуществляться с учетом уровня содержания природных радионуклидов в воздухе помещений.

Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие нормативам радиационной безопасности.

Облучение населения и работников (персонала), обусловленное природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленных нормативов.


Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности

при производстве пищевых продуктов и потреблении

питьевой воды

Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности.


Статья 17. Обязанности пользователя источников

ионизирующего излучения по обеспечению

радиационной безопасности

Пользователь источников ионизирующего излучения обязан:

соблюдать требования законодательства о радиационной безопасности;

разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;

проводить работы по обоснованию и оценке радиационной безопасности продукции, материалов и веществ, технологических процессов, являющихся источниками ионизирующего излучения;

осуществлять производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на производственных территориях, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения, а также за выбросом, сбросом и местами захоронения источников ионизирующего излучения;

проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников (персонала);

проводить подготовку, переподготовку и аттестацию руководителей производства, работников (персонала), специалистов служб производственного контроля;

регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;

организовывать проведение медицинских осмотров работников (персонала);

обеспечивать захоронение источников ионизирующего излучения, не находящих применения;

выполнять требования государственных органов, осуществляющих регулирование в области обеспечения радиационной безопасности.


Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения

Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным фоном и техногенно-измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 19. Обеспечение радиационной безопасности граждан

при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур

Дозы облучения граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать установленным нормам радиационной безопасности.

При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур необходимо использовать средства защиты граждан.

По требованию гражданина ему предоставляется информация об ожидаемой или получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

Гражданин имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.


Статья 20. Санитарно-защитная зона и зона наблюдения

В целях защиты граждан и окружающей среды в районе размещения объектов, использующих источники ионизирующего излучения, устанавливаются санитарно-защитная зона и зона наблюдения.

Размеры и границы санитарно-защитных зон определяются Министерством строительства Республики Узбекистан и согласовываются с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, а также размещение производственных и иных объектов, не связанных с использованием источников ионизирующего излучения.

Использование для хозяйственных целей существующих объектов и сооружений, расположенных в санитарно-защитной зоне, в случае изменения их профиля допускается по представлению пользователей источников ионизирующего излучения с разрешения Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Зона наблюдения, ее размеры и границы определяются пользователями источников ионизирующего излучения и согласовываются с органами государственной власти на местах, государственными органами, осуществляющими регулирование в области обеспечения радиационной безопасности.

В зоне наблюдения могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством.

В зоне наблюдения и санитарно-защитной зоне распространяется действие мер по предотвращению радиационной аварии.

Убытки, причиненные установлением санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, возмещаются пользователями источников ионизирующего излучения в соответствии с законодательством.



Статья 21. Хранение или захоронение радиоактивных отходов

При хранении или захоронении радиоактивных отходов должна быть обеспечена их изоляция от окружающей среды.

Порядок организации сбора и захоронения радиоактивных отходов устанавливается законодательством.


Статья 22. Обеспечение сохранности радиоактивных

и ядерных материалов

Обеспечение сохранности радиоактивных и ядерных материалов при всех видах обращения с ними является обязательным.

Сохранность радиоактивных и ядерных материалов обеспечивается пользователями источников ионизирующего излучения.

Обеспечение сохранности радиоактивных и ядерных материалов предусматривает единую систему планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:

предотвращение несанкционированного проникновения на территорию размещения радиоактивных и ядерных материалов, а также их хищений или порчи;

выявление и возвращение утерянных или похищенных радиоактивных и ядерных материалов.

Надзор за обеспечением сохранности радиоактивных и ядерных материалов осуществляется Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан.

Порядок обеспечения сохранности радиоактивных и ядерных материалов устанавливается законодательством.


IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

Статья 23. Защита граждан и окружающей среды

от радиационных аварий

Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:

перечень потенциальных радиационных аварийных ситуаций с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;

критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;

план мероприятий по защите граждан и окружающей среды от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами государственной власти на местах, государственными органами, осуществляющими регулирование в области обеспечения радиационной безопасности;

средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;

медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).


Статья 24. Обязанности пользователя источников

ионизирующего излучения при радиационной аварии

В случае радиационной аварии пользователь источников ионизирующего излучения обязан:

обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;

информировать государственные органы, осуществляющие регулирование в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы государственной власти на местах и органы самоуправления граждан;

принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим;

локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде;

провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии;

принять меры по нормализации радиационной обстановки после ликвидации радиационной аварии.


Статья 25. Планируемое повышенное облучение граждан,

привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии

Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и предотвращения еще большего их облучения. Облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, не должно превышать установленные гигиенические нормативы.

Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья.

Виды и размеры компенсаций за повышенный риск и возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавливаются законодательством.


V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Международные договоры

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о радиационной безопасности, то применяются правила международного договора.


Статья 27. Разрешение споров

Споры, возникающие в области обеспечения радиационной безопасности, разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 28. Ответственность за нарушение

законодательства о радиационной безопасности

Лица, виновные в нарушении законодательства о радиационной безопасности, несут ответственность в установленном порядке.


Президент

Республики Узбекистан                                                       И. Каримов



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2000 г., N 4, ст. 54


"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2000, N 7-8, ст. 212












































Время: 0.2167
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск