Умная подшивка

Умная подшивка / Предложения по совершенствованию законодательства /

Реформа налоговой системы (НТВ N 13 от 27 марта 2018 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

Материал действителен на дату публикации*



РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ


"Налог - цена, уплачиваемая гражданином

за полученные им наслаждения от общественного порядка,

справедливости правосудия, обеспечения свободы личности

и права собственности".


Жан Симонд де Сисмонди (1819 г.) -

швейцарский экономист,

один из основоположников политэкономии.


Узбекистан уверенно идет по пути экономических реформ. Либерализация внешнеэкономической деятельности, переход на единый валютный курс, снятие барьеров на пути предпринимательства - все эти позитивные изменения в этом году будут дополнены налоговой реформой. Она будет успешной, если проводить ее комплексно, затрагивая все элементы налоговой системы - налоги, налоговые органы, налогоплательщиков и их взаимодействие между собой.


НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА УЗБЕКИСТАНА:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ


Налоговая система начала формироваться с обретением Узбекистаном независимости. Значимость взимания налогов в условиях становления государственности неизмеримо выше - от эффективности решения этой задачи во многом зависела судьба молодого суверенного государства. Задачи, стоявшие перед налоговой системой в начале девяностых и сейчас (табл. 1), - совсем разные.



Таблица 1

         

      

С обретением независимости Узбекистан нуждался в средствах для государственного строительства, проведения самостоятельной экономической и социальной политики, укрепления своего суверенитета. Рассчитывать приходилось только на себя. Более чем 70-летняя система формирования и распределения средств бюджета бывшего союзного государства рухнула, обеспечить потребности в финансовых ресурсах необходимо было за счет национальных источников. Дефицит госбюджета в 1991-м и 1992 годах составлял от 40 до 50 %.

При административно-плановом управлении налоговой системы, как таковой, не существовало. Государство не нуждалось в налоговых инструментах регулирования хозяйственной деятельности, так как жестко контролировало все основные экономические показатели: заработную плату, объемы производства, цены, уровень прибыли. Существовавшие обязательные платежи, устанавливаемые по отраслям и предприятиям (подоходный, сельскохозяйственный, на строения и другие), были встроены в централизованную систему хозяйственного механизма и выполняли специфические функции.

Переход к рынку был сопряжен с задачей создания буквально с "нуля" налогового законодательства, действенных налоговых органов, обучения и формирования такого сообщества, как налогоплательщики. И все это в условиях обязательного обеспечения поступления налогов, чтобы исключить социальные катаклизмы.

Динамика развития налоговой системы носила эволюционный характер (табл. 2).

В начале 90-х годов использовались в виде инструментария в основном подзаконные акты - инструкции, положения, порядки, иногда "фишки" Кабинета Министров. О правах налогоплательщика никто особенно не задумывался. Уровень подготовки - как налоговых органов, так и налогоплательщиков - оставался низким.

Первой попыткой систематизации налоговой системы было принятие в 1998 году Налогового кодекса и Законагосударственной налоговой службе". Однако эти законы не носили прямого действия - превалировали подзаконные акты.

В 2008-м приняли новую редакцию Налогового кодекса, объявив его актом прямого действия. Однако действующая административная система не смогла удержаться от соблазна по-прежнему использовать подзаконные акты. В то же время началась систематизация прав налогоплательщиков.



Таблица 2

              

           

Сегодня перед налоговой системой поставлены новые задачи, соответствующие современным требованиям (распоряжение Президента N Р-5214 от 13.02.2018 г.).



ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ


Налоги у нас делятся на налоги с юридических лиц и с физических лиц (табл. 3). Юрлица платят их по двум системам - общеустановленной или упрощенной. Это сделали, чтобы стимулировать развитие малого бизнеса как основного двигателя экономики и обеспечения занятости населения.



Таблица 3

        

         

Общеустановленная система - для крупных и средних предприятий. В ее основе лежат 5 налогов. Они в той или иной форме задействованы в налоговых системах большинства стран мира: налог на прибыль, НДС, налог на имущество, земельный налог и ЕСП. К ним добавляется шестой специфический налог - обязательные отчисления в госфонды.

Часто говорят, что у нас по общеустановленной системе платят слишком много налогов. Но это не так. Основные 6 налогов платят около 6-7 тыс. предприятий. И только порядка 500 из них одновременно (в зависимости от деятельности) платят еще 6 налогов: акциз - с подакцизной продукции; налог для недропользователей - с добычи полезных ископаемых; налог за пользование водными ресурсами- при использовании воды в производственных целях; налог на потребление бензина - при его реализации.

Упрощенная система включает плательщиков ЕНП - около 150 тыс., плательщиков ЕЗН (сельхозпредприятия) - около 100 тыс. и небольшую группу плательщиков фиксированного налога.

Большинство малых предприятий платят всего 2 налога - ЕНП и ЕСП. Сельхозпредприятия - ЕЗН и ЕСП. Такую простую систему налогообложения малого бизнеса в мире найти трудно.

Для физлиц налоговая система также проста - в основном НДФЛ и отчисления в соцстрах. Использующие имущество и землю в хозяйственной деятельности, а также владельцы имущества и земельных участков платят налог на имущество и земельный налог. Остальные налоги платят отдельные физические лица - их небольшое количество.

А каков при этом уровень налогового бремени (табл. 4), давайте разберемся.



Таблица 4

       

         

Доля налогов с момента создания налоговой системы неуклонно снижается:

q доля налогов (без соцстраха) к ВВП - с 37 % (в 1992 г.) до 20,3 % (в 2017 г.);

q ставка налога на прибыль - с 37 до 14 %;

q ставка ЕСП - с 40 до 25 % (для малого бизнеса - до 15 %);

q верхняя ставка НДФЛ - с 40 до 22,5 %;

q НДС - с 30 до 20 % (ставка сохраняется с конца 90-х годов).

Если посчитать все налоги, в том числе отчисления во внебюджетные фонды, то их доля в 1992 году превышала 50 % к ВВП, в 2017-м варьируется в пределах 30 - 31 %.

Чтобы развеять сомнения, что это макропоказатели и по ним не видно конкретной

...
Время: 0.0032
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск