ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность / Общие положения правопорядка и безопасности /

Концепция совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз 14.05.2018 г. N ПП-3723)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 14.05.2018 г. N ПП-3723


КОНЦЕПЦИЯ

совершенствования уголовного и уголовно-

процессуального законодательства

Республики Узбекистан


Принятые в 1994 году Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан заложили правовой фундамент для эффективной охраны личности от преступных посягательств, защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства, обеспечения законности и правопорядка.

За прошедшие годы отечественное уголовное и уголовно-процессуальное законодательство претерпело значительные изменения, направленные на совершенствование его норм, имплементацию передовых международных стандартов и зарубежных практик с целью безусловного обеспечения прав и свобод граждан, привлекаемых к участию в уголовном процессе.

Исторически значимым этапом реформирования судебно-правовой системы стало принятие Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, определившей важнейшие направления государственной политики в сфере совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В частности, осуществлена дальнейшая либерализация уголовного законодательства и декриминализация отдельных категорий преступлений, расширен перечень наказаний, не связанных с лишением свободы.

Реализованы комплексные меры по расширению сферы применения института "Хабеас корпус", внедрению упрощенного порядка производства по уголовным делам, а также дальнейшему усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности.

Коренным образом пересмотрена организация деятельности правоохранительных органов, в основе которой лежит реализация каждым сотрудником благородной идеи - "Служить интересам народа".

Вместе с тем, в судебно-следственной практике сохраняется ряд проблем и недостатков, в том числе обусловленных несовершенством отдельных норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, сдерживающих эффективную реализацию уголовно-правовой политики страны, в частности:

правовые пробелы в системе уголовного и уголовно-процессуального законодательства, препятствующие эффективной защите прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечению законности и объективности в ходе досудебного и судебного производств по уголовным делам;

недостаточная регламентация механизмов профилактики и предупреждения преступлений, а также привития гражданам высокой правовой культуры и уважения к закону;

несоразмерность санкций за отдельные виды преступлений характеру и степени общественной опасности деяний, в том числе недостаточное и неэффективное применение альтернативных видов наказания, поощрительных норм и мер общественного воздействия;

неудовлетворительное качество проведения оперативно-следственных мероприятий, наличие случаев использования в качестве доказательств данных, полученных с нарушениями процессуального законодательства;

недостаточная имплементация признанных в международном праве и зарубежной практике уголовно-правовых институтов, в том числе в сфере установления уголовной ответственности юридических лиц;

низкий уровень внедрения в судебно-следственную деятельность современных информационно-коммуникационных технологий.

Вышеуказанное требует выработки и реализации кардинально новых приоритетов уголовно-правовой политики государства, предусматривающей следующие основные направления:



I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


1. Унификация норм уголовного законодательства


1. Инвентаризация уголовного законодательства на предмет его унификации и приведения в соответствие с международными стандартами.


2. Исключение норм, допускающих различное толкование или проявление коррупции либо позволяющих устанавливать ответственность за деяния, степень и характер общественной опасности которых не соответствуют принципам уголовного законодательства.


3. Устранение правовых пробелов, коллизий и "белых пятен" в Уголовном кодексе, препятствующих эффективной защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства.


4. Совершенствование правового значения терминов и понятий, используемых в Уголовном кодексе, путем их четкого определения и обеспечения единообразного применения.


5. Создание эффективных правовых механизмов по предупреждению и пресечению преступлений, привитие гражданам высокой правовой культуры, воспитания их в духе соблюдения Конституции и законов.



2. Совершенствование системы уголовной

ответственности и наказания


1. Пересмотр структуры и критериев классификации преступлений посредством внедрения альтернативных показателей, определяющих степень и характер общественной опасности преступного деяния.


2. Обеспечение надежных гарантий неотвратимости ответственности в отношении лиц, совершивших преступления.


3. Пересмотр системы наказаний и механизмов их назначения, исключение устаревших и не отвечающих современным условиям форм и видов наказаний.


4. Внедрение видов наказаний и иных мер правового воздействия, ориентированных на воспитание у лиц, признанных виновными в совершении преступления, а также предупреждение новых преступлений.


5. Совершенствование институтов неоконченного преступления, соучастия в преступлении и множественности преступлений, путем конкретизации их критериев и признаков, а также устранения имеющихся между ними противоречий.


6. Расширение сферы применения поощрительных норм, в том числе устанавливающих условия смягчения наказания или освобождения лица от уголовной ответственности или наказания.


7. Совершенствование норм, регулирующих определение обстоятельств, исключающих преступность деяния.


8. Развитие института применения принудительных мер медицинского характера, в том числе путем расширения оснований для назначения данных мер.



3. Обеспечение действенной и надежной охраны прав

и свобод граждан, интересов общества и государства


1. Продолжение политики по последовательной декриминализации отдельных составов преступлений с низкой общественной опасностью.


2. Приведение санкций уголовных наказаний в строгое соответствие со степенью и характером общественной опасности преступлений, обеспечение разумного и соразмерного применения альтернативных видов наказаний.


3. Дальнейшая гуманизация уголовного законодательства, особенно в отношении лиц, впервые совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности и менее тяжкие преступления, а также социально уязвимых групп населения - несовершеннолетних, людей преклонного возраста, лиц с инвалидностью, беременных женщин, одиноких лиц, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей.


4. Продолжение курса строгой уголовной политики в отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе террористических, экстремистских и коррупционных преступлений, а равно сопряженных с применением пыток, совершенных в составе организованной преступной группы или преступного сообщества.


5. Совершенствование уголовно-правовых норм, направленных на обеспечение надежной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, привлекаемых к участию в уголовном процессе.


6. Введение в уголовное законодательство ответственности за совершение транснациональных и международных преступлений с учетом нарастающих вызовов и угроз в мировом сообществе.


7. Пересмотр норм, предусматривающих ответственность в сфере информационных технологий с учетом технологического прогресса, в том числе расширение категорий преступлений, связанных с киберпреступностью.



II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-

ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


1. Систематизация и гармонизация норм

уголовно-процессуального законодательства


1. Инвентаризация уголовно-процессуального законодательства на предмет его унификации и приведения в соответствие с передовыми международными стандартами и зарубежными практиками.


2. Исключение уголовно-процессуальных норм, допускающих различное толкование либо требующих разъяснения по вопросам их применения, а также полный переход к практике применения законов прямого действия.


3. Пересмотр структуры уголовно-процессуального законодательства на предмет обеспечения логической последовательности норм и институтов с учетом эффективности правоприменения, а также исключения дублирующих норм.


4. Дальнейшее совершенствование системы уголовно-процессуальных принципов с учетом современных подходов, передовых международных стандартов и зарубежных практик.


5. Устранение правовых пробелов и коллизий в уголовно-процессуальном законодательстве, препятствующих эффективной защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства.


6. Приведение уголовно-процессуальных норм, регулирующих вопросы международного сотрудничества в соответствие с международными договорами Республики Узбекистан.



2. Совершенствование механизмов надежного обеспечения

гарантий прав и свобод личности в уголовном процессе


1. Обеспечение прозрачности и транспарентности судебно-следственной деятельности, усиление института участия общественности в производстве по уголовным делам.


2. Действенная реализация принципа состязательности сторон путем усиления процессуальных прав и полномочий адвокатов, обеспечение их подлинной независимости, а также расширения оснований обязательного участия защитника по уголовному делу.


3. Расширение сферы применения института "Хабеас корпус", в том числе путем внедрения института судебного обжалования процессуальных решений и действий, осуществляемых в ходе досудебного производства.


4. Дальнейшее совершенствование уголовно-процессуальных институтов дознания и предварительного следствия, дифференциация уголовно-процессуальных норм, регулирующих подследственность уголовных дел.


5. Расширение пределов действия институтов примирения на стадии доследственной проверки и при рассмотрении дел в судебных инстанциях.


6. Совершенствование уголовно-процессуальных норм, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, усиление мер по восстановлению их нарушенных прав, а также профилактику и предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними.


7. Конкретизация процессуального статуса лиц, вовлеченных в процесс производства доследственной проверки, а также лиц, задержанных до возбуждения уголовного дела.


8. Совершенствование порядка и оснований прекращения уголовных дел и отказа в возбуждении уголовного дела с учетом имеющихся проблем и недостатков в правоприменительной практике.


9. Пересмотр уголовно-процессуальных норм, регулирующих вопросы распоряжения арестованным или заложенным имуществом, вещественными доказательствами в рамках приостановленного уголовного дела.


10. Совершенствование оснований применения института реабилитации и механизмов его реализации.


11. Внедрение четких критериев и процедур проведения экспертизы и ревизии в ходе досудебного и судебного производств.


12. Конкретизация процессуального статуса специалиста, а также придание процессуального значения мнению специалиста в ходе досудебного и судебного производств.


13. Совершенствование порядка исчисления процессуальных сроков и возмещения процессуальных издержек.


14. Установление эффективных механизмов возмещения ущерба и оказания поддержки лицам, пострадавшим от преступления.


15. Совершенствование порядка применения актов гуманизма в отношении осужденных в виде амнистии и помилования осужденных.



3. Внедрение новых форм и процедур уголовного процесса


1. Дальнейшее развитие упрощенных процедур досудебного и судебного производства, внедрение инновационных форм и методов производства судебно-следственных действий.


2. Создание оптимальных механизмов осуществления отдельных процессуальных и следственных действий в ходе доследственной проверки в целях установления наличия или отсутствия признаков преступления.


3. Реформирование этапа назначения уголовного дела к судебному разбирательству путем внедрения института предварительного слушания на основе обеспечения принципа состязательности сторон.


4. Создание механизмов, предусматривающих изменение обвинения в судебном разбирательстве, в том числе с переходом на более тяжкое обвинение, а также процессуального механизма отказа прокурора от обвинения.


5. Внедрение действенных уголовно-процессуальных и организационных мер защиты свидетелей, потерпевших и лиц, пострадавших от преступлений.


6. Введение института депонирования показаний свидетелей и потерпевших, главным образом, в случаях невозможности более позднего их допроса в силу объективных причин.


7. Обеспечение эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в судебно-следственной деятельности, в том числе внедрение системы "Электронное уголовное дело" и "дистанционный допрос".


8. Дальнейшее развитие института проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений с учетом вводимых новых уголовно-процессуальных институтов.


9. Создание действенных механизмов разрешения вопросов, касающихся исполнения приговоров, определений и постановлений суда.



III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ

КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО

И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Дальнейшее совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства с учетом тенденций интенсивного развития мирового сообщества, обеспечивающего надежную защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства, мира и безопасности.

При этом особое значение приобретает достижение следующих целей:

предупреждение преступлений и воспитание граждан в духе уважения к законам, создание действенных и эффективных механизмов по повышению их правовой культуры;

обеспечение прозрачности и транспарентности судебно-следственной деятельности, усиление института участия общественности в уголовном судопроизводстве;

имплементация передового зарубежного опыта в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство с учетом национальных особенностей и условий;

повышение эффективности механизмов восстановления нарушенных прав лиц, пострадавших от преступного деяния;

широкое внедрение в судебно-следственную деятельность современных информационно-коммуникационных технологий.

Конечным результатом эффективной реализации Концепции совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства должно стать полноценное воплощение в жизнь принципа "Верховенство закона - неотвратимость ответственности".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 15 мая 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

21 мая 2018 г., N 20, ст. 420












































Время: 0.0060
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск