ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Электронная коммерция /Постановление Президента Республики Узбекистан от 14.05.2018 г. N ПП-3724 "О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
14.05.2018 г.
N ПП-3724
О МЕРАХ
ПО УСКОРЕННОМУ РАЗВИТИЮ
ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Реализуемые меры по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий позволили достичь определенных результатов в цифровизации отраслей экономики, в том числе в сфере развития электронной коммерции.
Несмотря на это, сохраняется ряд проблем и недостатков, препятствующих созданию в стране полноценного рынка электронной коммерции, беспрепятственному выходу товаров (услуг) отечественных предприятий-производителей на зарубежные рынки, в частности:
во-первых, действующая система правового регулирования отношений в области электронной коммерции не соответствует быстро меняющимся тенденциям развития отрасли, что не позволяет обеспечить доступность электронной коммерции для широких слоев населения и субъектов предпринимательства;
во-вторых, сохраняются устаревшие бюрократические барьеры при осуществлении экспорта товаров (услуг) посредством электронной коммерции, не позволяющие отечественным субъектам предпринимательства полноценно конкурировать на зарубежных рынках, а также оптимизировать издержки;
в-третьих, не на должном уровне находится процесс внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, направленный на развитие электронной коммерции, что приводит к сдерживанию цифровизации экономики и развития предпринимательской деятельности;
в-четвертых, отсутствие интеграции отечественных платежных систем с популярными зарубежными аналогами сказывается на полноценном международном сотрудничестве субъектов предпринимательства страны с ведущими иностранными организациями в сфере электронной торговли, а также экспортном потенциале и конкурентоспособности местного рынка;
в-пятых, на низком уровне остается популяризация удобств и достоинств электронной коммерции, в том числе безналичного расчета за товары (услуги), особенно на местах, что приводит к увеличению объемов теневой экономики и снижению налоговых поступлений в государственный бюджет;
в-шестых, действующая система налогообложения не стимулирует расширение деятельности субъектов предпринимательства в сфере электронной коммерции, в том числе информационных посредников, что приводит к увеличению объема теневого товарооборота через сеть Интернет, а также ограничивает привлечение инвестиций и современных технологий в данную сферу.
В целях создания благоприятных условий для развития электронной коммерции в стране, внедрения современных механизмов и процедур реализации товаров (услуг) посредством сети Интернет, увеличения объемов и расширения географии экспорта продукции отечественных субъектов предпринимательства:
электронные чеки, квитанции, сообщения и иные методы, позволяющие идентифицировать стороны сделки, сформированные информационными системами в ходе оказания услуг участниками электронной коммерции, выполненные в соответствии с законодательством, приравниваются к квитанциям, талонам, билетам и другим документам, подтверждающим оплату товаров (услуг);
при осуществлении сделок электронной коммерции субъектами предпринимательства оплата может приниматься в наличной форме с обязательным направлением покупателю через виртуальные терминалы (E-POS) электронного чека или иного подтверждающего документа о принятии оплаты в наличной форме со строгим соблюдением правил инкассации денежных средств в обслуживающие банки;
субъекты электронной коммерции при осуществлении торговли имеют право принимать расчеты через корпоративные банковские карты субъектов предпринимательства с использованием платежных терминалов, а также электронных платежных систем;
экспорт товаров (услуг) через всемирную сеть Интернет с оплатой через международные платежные системы в объеме до пяти тысяч долларов США по одному инвойсу не требует заключения письменного договора с покупателями и разрешается всем без исключения юридическим и физическим лицам, без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформления грузовой таможенной декларации, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи;
виртуальные терминалы (E-POS) приравниваются к аналогичным контрольно-кассовым машинам и расчетным терминалам.
2. Установить, что с 1 июля 2018 года:
субъектам предпринимательства, оказывающим услуги по доставке товаров, реализованных посредством электронной коммерции, предоставляется право принимать оплату за третьих лиц (продавцов товаров), с последующим инкассированием в установленном порядке;
отменяется требование по обязательной 15-процентной предоплате от общей стоимости товаров (услуг), реализуемых посредством электронной коммерции;
при осуществлении доставки товаров, реализованных посредством электронной коммерции, продавцом и доставщиком на автомобильном транспорте, принадлежащем им на праве собственности, аренды или иного права пользования, на территории Республики Узбекистан не требуется получения лицензии на осуществление городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, за исключением случаев, установленных законодательством;
разрешается реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения посредством электронной коммерции исключительно при условии соблюдения требований и порядка по обеспечению их сохранности при хранении и перевозке с учетом требований законодательства.
3. Министерству внешней торговли совместно с Центральным банком Республики Узбекистан в месячный срок организовать проведение переговоров с ведущими зарубежными торговыми площадками (eBay, Amazon и др.), платежными системами (Paypal) и по их итогам внести в аппарат Президента Республики Узбекистан конкретные предложения по созданию возможностей для отечественных субъектов предпринимательства осуществлять реализацию товаров (услуг) и проведение международных расчетов с применением данных площадок и систем.
4. Министерству здравоохранения, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести проект постановления правительства, предусматривающий порядок реализации и доставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения посредством электронной коммерции, с учетом четких требований и условий к их хранению и перевозке.
5. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан:
в двухмесячный срок внести изменения в Положение о Фонде развития информационно-коммуникационных технологий с учетом внедрения механизма финансирования социально значимых проектов государственной важности в области электронной коммерции;
для эффективного функционирования механизма удаленной идентификации клиента с привязкой к мобильному номеру телефона абонентов до конца 2018 года разработать и утвердить порядок сохранения телефонного номера абонента мобильной сети при переходе к другому мобильному оператору.
6. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственному таможенному комитету, Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, предусматривающий порядок таможенного оформления (декларирования) и ведения бухгалтерского учета реализации, оформления права пользования электронными программными продуктами, информационной продукцией, в том числе услугами по подписке и приобретению "облачных технологий".
7. Государственному налоговому комитету совместно с Центральным банком Республики Узбекистан до конца 2018 года принять необходимые меры по внедрению единых устройств по приему платежей с использованием банковских карт и наличных платежей (E-POS терминал и онлайн ККМ в одном устройстве) с учетом применения мобильных телефонов (планшетов).
8. Принять предложение Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерства юстиции и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан о создании в срок до 1 июля 2018 года Национального реестра субъектов электронной коммерции (далее - Национальный реестр).
Определить, что:
ведение Национального реестра осуществляется в электронной форме в режиме онлайн;
в Национальный реестр на добровольной и бесплатной основе включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие деятельность по оказанию услуг электронных торговых площадок, доставки товаров, хранения электронных документов и сообщений в электронной коммерции, у которых доходы от реализации товаров (услуг) посредством электронной коммерции составляют не менее 80 процентов от общего объема реализованных ими товаров (услуг).
9. Возложить функции по формированию, ведению и дальнейшему развитию Национального реестра на Государственное учреждение "Центр управления проектами электронного правительства" при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.
10. Считать основными задачами ведения Национального реестра:
создание единого электронного банка информации об участниках электронной коммерции;
проведение системного мониторинга, оценки состояния внедрения и развития электронной коммерции, в том числе изучения эффективности внедрения информационных систем и ресурсов;
проведение целевого анализа и подготовку предложений по совершенствованию действующего законодательства для эффективного развития электронной коммерции.
12. Утвердить Программу развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на 2018-2021 годы согласно приложению.
13. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Государственному таможенному комитету, Государственному налоговому комитету совместно с заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 14.05.2018 г. N ПП-3724
ПРОГРАММА МЕР
по развитию электронной коммерции
в Республике Узбекистан на 2018-2021 годы
N |
Наименование мероприятия
|
Механизм реализации |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители
|
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
|
||||
Внесение изменений в Законы Республики Узбекистан "Об электронной коммерции", "Об электронном документообороте", с учетом: - предоставления четких определений терминам, используемым в электронной коммерции; - предоставления возможности внедрения современных методов взаимодействия между субъектами электронной коммерции; - регулирования вопросов использования электронных форм документов в электронной коммерции и их юридической силы; - регулирования вопросов экспорта и импорта продукции в электронной коммерции, как бизнеса (В2В), так и для конечных потребителей (В2С); - регулирования вопросов экспорта и импорта цифровых товаров (программных продуктов, контентной продукции) и услуг аутсорсинга, с использованием электронной коммерции.
|
Нормативно-правовой акт |
до 1 апреля 2019 года |
Мининфоком, Мининноваций, ТПП, Центральный банк, ГНК, ГТК, Минфин, Минэкономики, Госкомконкуренции, заинтересованные министерства и ведомства |
|
2. |
Совершенствование деятельности служб доставки, обслуживающих субъектов электронной коммерции, с учетом их интересов и зарубежного опыта, в том числе: - внедрение правил по фискальной регистрации факта получения оплаты в электронной форме (электронный чек), либо передачи кассового чека от продавца покупателю через службу доставки; - внедрение порядка, предусматривающего право служб доставки на декларирование товаров, отгружаемых по сделкам в электронной коммерции, от имени продавцов/покупателей для всех товаров.
|
Нормативно-правовой акт |
до 1 октября 2018 года |
Мининфоком, ТПП, Мининноваций, ГНК, ГТК, Минфин, Минэкономики, Госкомконкуренции, заинтересованные министерства и ведомства |
3. |
Разработка и внедрение порядка, предусматривающего упрощенный порядок оформления товарно-сопроводительных документов в электронной коммерции, в частности порядка таможенного оформления (декларирования) товаров, при импорте-экспорте, реализуемых и приобретаемых посредством электронной коммерции.
|
Нормативно-правовой акт |
до 1 января 2019 года |
ГНК, ГТК, Минюст, Минфин, Мининфоком, ТПП |
4. |
Подготовка предложений по формированию нормативно-правовой базы для внедрения специального арбитража по рассмотрению, согласно специальным процедурам, споров между участниками электронной коммерции, включая экспортные сделки, с целью защиты интересов участников электронной коммерции и повышения доверия населения к электронной коммерции.
|
Нормативно-правовой акт |
до 1 июля 2020 года |
Минюст, Мининфоком, ТПП |
Внесение изменений в законодательство Республики Узбекистан, касательно определения ответственности за нарушение установленных правил электронной коммерции, предусмотрев нормы защиты прав потребителей, субъектов электронной коммерции и других участников.
|
Нормативно-правовой акт |
до 1 апреля 2020 года |
Антимонопольный комитет, Мининфоком, ГНК, Минюст, ТПП, Агентство по интеллектуальной собственности, ГТК, Минфин, Минэкономики, заинтересованные министерства и ведомства
|
|
6. |
Правовое урегулирование обращения электронных денег на территории Республики Узбекистан, а также внедрения порядка по осуществлению ими платежей в электронной коммерции, в том числе с зарубежными электронными кошельками.
|
Нормативно-правовой акт |
до 1 января 2019 года |
Центральный банк, Минфин, Мининфоком, ГНК, заинтересованные министерства и ведомства |
7. |
Формирование нормативно-правовой базы для оформления необходимых документов по таможенному декларированию, бухгалтерскому учету фактов продажи/покупки и экспорта/импорта объектов интеллектуальной собственности (программных продуктов, информационной продукции) в электронной коммерции, а также по оформлению права пользования на основе лицензионных соглашений или подписки на онлайн-услугу.
|
Нормативно-правовой акт |
до 1 октября 2019 года |
Мининфоком, Агентство по интеллектуальной собственности, Мининноваций, Минфин, ГТК, ГНК |
8. |
Определение порядка проведения интернет-аукционов для участников электронной коммерции, в целях предоставления возможности создания онлайн-платформ по продаже товаров пользователей данных платформ через аукционные торги.
|
Нормативно-правовой акт |
до 1 июля 2019 года |
Мининфоком, Госкомконкуренции, Минэкономики, ТПП, ГНК, Минюст |
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
|
||||
9. |
Создание Национальной платформы электронной торговли. |
Комплекс технических мер |
до 1 июля 2019 года |
Минвнешторг, Мининфоком, Госкоминвестиций
|
10. |
Внедрение системы идентификации пользователей с использованием Mobile-ID (электронная цифровая подпись внутри сим-карты), с учетом анализа опыта зарубежных стран и интеграции с реализуемой системой идентификации населения через ID-карты.
|
Комплекс мер |
до 1 октября 2019 года |
Мининфоком, ГНК, ГЦП, операторы мобильной связи |
11. |
Оказание Торгово-промышленной палатой Узбекистана и ее территориальными управлениями услуг в сфере электронной коммерции, в том числе: - консультативной поддержки для субъектов предпринимательства по внедрению электронной коммерции в свою деятельность; -услуг, в том числе на основе договоров комиссии, по организации реализации товаров и услуг субъектов предпринимательства на зарубежных платформах электронной коммерции; - информационных услуг по ведению электронной коммерции через онлайн портал Businessinfo.uz.
|
Комплекс мер |
до 1 октября 2018 года |
ТПП, Минюст, Мининноваций, Мининфоком, Ассоциация электронной коммерции Узбекистана |
III. УВЕЛИЧЕНИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
|
||||
12. |
Разработка механизма реализации национальных туристических услуг через международные информационные системы в сегменте услуг HoReCa (Booking.com, Tripadvisor и другие системы).
|
Программа мер |
до 1 октября 2018 года |
Госкомтуризм, Мининфоком, МИД |
13. |
Принятие мер по налаживанию сотрудничества с региональными и международными организациями в области электронной коммерции, в т.ч.: Торгово-промышленная ассоциация по электронной торговле государств-членов ШОС; Рабочая программа ВТО по электронной коммерции (РПЭК); Генеральное соглашение по тарифам и торговле (GATT, Совет по торговле товарами ВТО); Генеральное соглашение по торговле услугами (GATS, Совет по торговле услугами ВТО); Соглашение по аспектам интеллектуальной собственности (TRIPS, Совет по ТРИПС ВТО).
|
Организационные меры |
до 1 июля 2019 года |
Минвнешторг, МИД, Госкоминвестиций, Мининфоком, ТПП, ГТК, ГНК, Минюст |
14. |
Развитие трансграничной электронной торговли совместно с соседними странами (Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан), с учетом внедрения специальных условий для электронной коммерции в регионе Центральной Азии.
|
Межправительственное соглашение |
до 1 января 2019 года |
Минвнешторг, МИД, Мининфоком, Госкоминвестиций, ТПП, ГТК |
IV. РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
|
||||
15. |
Разработка и утверждение комплекса мер по стимулированию служб доставки, обслуживающих субъектов электронной коммерции.
|
Комплекс мер |
до 1 октября 2019 года |
Мининфоком, ТПП, Минэкономики, ГНК, Агентство "Узавтотранс"
|
16. |
Создание логистической инфраструктуры с внедрением механизма государственно-частного партнерства, с учетом формирования логистических центров в регионах республики по удовлетворению внутреннего спроса на доставку товаров через электронную коммерцию.
|
Нормативно-правовой акт |
до 1 апреля 2020 года |
Мининфоком, ТПП, Агентство "Узавтотранс", АО "Узбекистон почтаси", НАК "Узбекистон хаво йуллари", АО "Узбекистон темир йуллари"
|
17. |
Проработка с крупными транснациональными логистическими компаниями (FedEx, UPS, DHL и др.) вопроса создания логистического центра в Узбекистане, способствующего увеличению объема экспорта товаров через электронную коммерцию.
|
Комплекс мер |
до 1 июля 2019 года |
Мининфоком, Минвнешторг, Госкоминвестиций, АО "Узбекистон почтаси", НАК "Узбекистон хаво йуллари", ГАЖК "Узбекистон темир йуллари", Агентство "Узавтотранс"
|
V. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
|
||||
18. |
Создание в Ташкентском университете информационных технологий и Ташкентском государственном экономическом университете направлений обучения в бакалавриате и магистратуре по электронной коммерции.
|
Нормативно-правовой акт |
до 1 апреля 2019 года |
МВССО, Мининфоком, Минэкономики |
19. |
Организация специализированных онлайн курсов по электронной коммерции в рамках проекта "Электронная академия", ориентированных на всех участников электронной коммерции.
|
Комплекс мер |
до 1 октября 2018 года |
Мининфоком, ТПП, МВССО |
VI. ПРОДВИЖЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ И СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
|
||||
Проведение мероприятий, посвященных развитию электронной коммерции в рамках ежегодно проводимой Недели информационно-коммуникационных технологий ICTWEEK Uzbekistan.
|
Организационные меры |
Ежегодно |
Мининфоком, ТПП, Мининвествнешторг
|
|
21. |
Организация специальных передач и рубрик на телерадиоканалах и в печатных СМИ, касательно освещения мероприятий по развитию электронной коммерции в Узбекистане, ознакомительных материалов для предпринимателей, касательно реализации товаров и услуг на местных и зарубежных электронных торговых площадках.
|
Организационные меры |
постоянно |
НТРК, УзАПИ, Мининфоком, ТПП, Мининноваций |
22. |
Активизация электронной коммерции в регионах за счет создания дискуссионных площадок по электронной коммерции при региональных подразделениях Торгово-промышленной палаты Узбекистана, включая проведение семинаров, выставок и форумов.
|
Комплекс мер |
до 1 июля 2018 года |
ТПП, Мининфоком, органы государственной власти на местах, Ассоциация электронной коммерции Узбекистана |
Примечание. Нормативно-правовые акты могут объединяться в единый акт в зависимости от сфер и предмета регулирования соответствующих правовых отношений.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 15 мая 2018 г.
"Народное слово", 15 мая 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
28 мая 2018 г., N 21, ст. 437