ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Прокуратура. Органы юстиции. Нотариат. Адвокатура. Юридическая служба / Нотариат /Постановление Президента Республики Узбекистан от 25.05.2018 г. N ПП-3741 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы нотариата в качестве института предупредительного правосудия"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
25.05.2018 г.
N ПП-3741
О МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ НОТАРИАТА В КАЧЕСТВЕ ИНСТИТУТА
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ПРАВОСУДИЯ
В стране последовательно реализуются меры по реформированию нотариата, становлению его в качестве одного из важнейших институтов обеспечения прав физических и юридических лиц, призванного выполнять функции превентивного правосудия и предотвращения судебных споров.
Вместе с тем, в деятельности нотариальных контор имеется ряд системных проблем и недостатков, препятствующих эффективной реализации государственной политики в судебно-правовой сфере и полноценному использованию потенциала нотариата для предупреждения экономических, семейных, наследственных, жилищных, трудовых и иных споров. В частности:
первое, низкий уровень качества и оперативности предоставляемых населению нотариальных услуг, длинные очереди в нотариальных конторах, непрозрачность взимания государственных пошлин и иных сборов, а также имеющиеся бюрократические барьеры и препоны снижают доверие населения к системе нотариата и оставляют возможность для коррупционных проявлений;
второе, действующая система нотариата, выполняющая в основном функции удостоверительного характера, не отвечает сегодняшним требованиям развития страны, отсутствует широкая практика совершения нотариальных действий непосредственно с выездом в населенные пункты. Система функционирования нотариата отстает от развития общества, которое требует ее перехода к более активной модели оказания комплексных нотариальных услуг;
третье, низкий уровень внедрения современных инновационных и информационно-коммуникационных технологий, отсутствие должного электронного межведомственного взаимодействия не позволяют оперативно оказывать нотариальные услуги населению и требуют непосредственного физического посещения уполномоченных государственных организаций для сбора необходимых справок и документов. Не применяются аудио- и видеофиксация при оформлении наиболее оспариваемых нотариальных сделок в качестве профилактической меры;
четвертое, система переподготовки и повышения квалификации нотариусов и работников нотариальных контор не позволяет на системной основе решать вопросы формирования корпуса нотариата из числа высококвалифицированных кадров. Учебные планы и программы по переподготовке и повышению квалификации нотариусов не на должном уровне взаимоувязаны с нотариальной практикой;
пятое, длительная и сложная процедура прохождения стажировки не позволяет предпринимать необходимые меры для быстрого заполнения вакантных должностей нотариусов профессионально подготовленными кадрами;
шестое, не сформирован эффективный механизм контроля, в особенности дистанционного, за качеством и оперативностью оказания нотариальных услуг, надлежащим выполнением работниками нотариальных контор своих функциональных обязанностей.
В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и в целях повышения роли и значимости института нотариата в защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также улучшения качества предоставляемых населению нотариальных услуг:
1. Одобрить и ввести в действие с 1 января 2019 года Перечень дополнительных действий правового и технического характера, осуществляемых нотариусами при удостоверении сделок по принципу "одно окно" в рамках активной модели нотариата, согласно приложению N 1.
Министерству юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством внутренних дел, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Государственным центром персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан, другими уполномоченными министерствами, ведомствами и организациями:
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты административных регламентов взаимодействия государственных органов и организаций при удостоверении нотариусами сделок по принципу "одно окно" в рамках активной модели нотариата;
обеспечить в установленные сроки создание баз данных и информационных систем для обмена сведениями, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению, а также их интеграцию с Автоматизированной информационной системой "Нотариус".
Верховному суду Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 сентября 2018 года обеспечить формирование электронной базы данных лиц, признанных судом недееспособными, с последующей ее интеграцией с Автоматизированной информационной системой "Нотариус".
2. Отменить с 1 января 2019 года требование по обязательному нотариальному удостоверению договоров аренды и безвозмездного пользования недвижимым имуществом путем установления порядка обязательной постановки договоров аренды на учет в органах государственной налоговой службы.
Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и в установленном порядке утвердить Положение о порядке обязательной постановки договоров аренды недвижимого имущества на учет в органах государственной налоговой службы.
3. Установить, что с 1 января 2019 года:
нотариальное удостоверение сделок, связанных с недвижимым имуществом, производится исключительно на гербовых (специальных) бланках строгой отчетности, имеющих степень защиты, серию, порядковый номер и территориальный код, изготавливаемых ГПО "Давлат белгиси";
процесс подписания завещаний, а также в случаях, предусмотренных частью второй статьи 34 Закона Республики Узбекистан "О нотариате", процесс подписания сделок, заявлений и иных документов подлежат обязательной аудио- и видеофиксации;
при добровольном обращении юридического лица к нотариусу факт принятия решения его коллегиальным органом подлежит нотариальному удостоверению.
4. Одобрить предложение Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и Государственного центра персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан о внедрении с 1 января 2019 года нового порядка совершения нотариальных действий, в соответствии с которым:
установление личности лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, осуществляется путем сканирования отпечатков пальцев и их сопоставления с биометрическими данными паспорта или идентификационной ID-карты (биометрического проездного документа лица без гражданства);
подтверждение заявителями совершения нотариальных действий осуществляется путем проставления ими подписи на нотариально удостоверяемых документах и сканированием их отпечатков пальцев на соответствующем устройстве.
Государственному центру персонализации при Кабинете Министров, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций оказать техническое содействие Министерству юстиции Республики Узбекистан в приобретении оборудования и устройств, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных в настоящем пункте.
5. Согласиться с предложением Министерства юстиции Республики Узбекистан:
о сокращении срока прохождения стажировки для кандидатов на должность нотариуса с двух лет до одного года;
об отмене требования по прохождению стажировки для кандидатов на должность нотариуса к лицам, проработавшим в должности судьи не менее пяти лет либо на должностях, связанных с руководством и контролем за нотариальной деятельностью, не менее трех лет.
Установить, что действие настоящего пункта распространяется также на лиц, проходящих стажировку в нотариальных конторах в момент вступления в силу настоящего постановления.
6. Утвердить "Дорожную карту" по дальнейшему совершенствованию института нотариата согласно приложению N 2.
Установить, что руководители министерств и ведомств, указанных в "Дорожной карте", несут персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию предусмотренных в ней мероприятий.
7. Верховному суду Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
совместно с Министерством финансов, Министерством юстиции и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан критически изучить действующие льготы по уплате государственной пошлины при обращении в суды и размеры установленных государственных пошлин, по результатам внести предложения по оптимизации льгот и ставок государственных пошлин, направленные на расширение практики применения исполнительных надписей нотариусов и снижение нагрузки на судебную систему;
совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан изучить нотариальную и судебную практику в области удостоверения наследства и внести предложения по обеспечению единого подхода в данной сфере.
8. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции обеспечить с 1 января 2019 года выдачу на безвозмездной основе нотариальным конторам справок о лицах, давших согласие на приватизацию жилья, в режиме реального времени.
9. Центральному банку Республики Узбекистан совместно с коммерческими банками в месячный срок принять меры по обеспечению всех нотариальных контор специальными кассами с установлением их рабочего времени соответственно рабочему времени нотариальных контор, а также оснащению специальных касс расчетными терминалами по приему платежей с банковских пластиковых карточек.
Министерству юстиции совместно с Министерством финансов и Центральным банком Республики Узбекистан в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение о получении коммерческими банками вознаграждения от общей суммы государственных пошлин, взыскиваемых нотариусами через специальные кассы коммерческих банков, открытые в зданиях и помещениях нотариальных контор.
10. Министерству юстиции Республики Узбекистан:
ввести в практику аудио- и видеотрансляцию в режиме реального времени хода конкурсного отбора кандидатов на должности нотариусов на официальном веб-сайте Министерства юстиции Республики Узбекистан;
в срок до 1 января 2019 года создать централизованную систему дистанционного аудио- и видеонаблюдения в режиме реального времени в нотариальных конторах с соблюдением тайны нотариальных действий, предусмотрев при этом обеспечение доступа к ней Министерства юстиции Республики Узбекистан и его территориальных органов;
в двухмесячный срок пересмотреть учебные планы и программы по переподготовке и повышению квалификации нотариусов, предусмотрев введение, в том числе предметов по обучению психологическим и иным не связанным с юридической деятельностью дисциплинам и навыкам (управление стрессом, управление конфликтами, эффективная организация рабочего времени);
широко практиковать проведение регулярных семинарских занятий путем организации видеоконференций, с обсуждением на них наиболее актуальных вопросов, возникающих в нотариальной практике;
совместно с Министерством финансов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект решения Правительства, предусматривающего пересмотр критериев определения должностей нотариусов в нотариальном округе с целью повышения доступа населения к нотариальным услугам;
совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в срок до 1 июля 2019 года на основе глубокого изучения передового зарубежного опыта и национальной практики нотариата внести обоснованные предложения о целесообразности преобразования государственных нотариальных контор в негосударственную форму активного нотариата;
в месячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и министра юстиции Республики Узбекистан Давлетова Р.К.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 25.05.2018 г. N ПП-3741
ПЕРЕЧЕНЬ
дополнительных действий правового
и технического характера, осуществляемых
нотариусами при удостоверении сделок по принципу
"одно окно" в рамках активной модели нотариата
N |
Наименование дополнительных услуг |
Нотариальные действия при совершении которых предоставляются дополнительные услуги |
Уполномоченное ведомство, предоставляющее сведения |
Вид обмена информацией
|
Условия предоставления сведений от уполномоченного ведомства
|
|
путем физического посещения
|
путем межведомственного электронного взаимодействия
|
|||||
Получение сведений о постоянно прописанных лицах в жилом помещении (персональный идентификационный номер физического лица, Ф.И.О, серия и номер паспорта или идентификационной ID-карты, выдавший орган, дата выдачи).
|
Договор купли-продажи жилого помещения |
Министерство внутренних дел |
в течение 1 часа |
в режиме реального времени |
бесплатно |
|
Проверка биометрических, а также паспортных данных или данных идентификационной ID-карты (Ф.И.О., фото, отпечатки пальцев, серия и номер паспорта или идентификационной ID-карты, выдавший орган, дата выдачи, персональный идентификационный номер физического лица).
|
Все нотариальные действия |
Министерство внутренних дел, Государственный центр персонализации при Кабинете Министров |
в течение 1 часа |
в режиме реального времени |
бесплатно |
|
3. |
Получение сведений о принадлежности и составе зданий и сооружений, кадастровом номере и размере общей (жилой) площади, запрещении отчуждения и аресте недвижимого имущества.
|
Договор отчуждения недвижимости |
Госкомземгеодезкадастр |
в течение 1 часа |
в режиме реального времени |
бесплатно |
4. |
Получение сведений о лицах, давших согласие на приватизацию жилья.
|
Договор отчуждения приватизированного жилого помещения |
Госкомконкуренции |
в течение 1 часа |
в режиме реального времени начиная с 1 января 2019 года
|
бесплатно |
Получение сведений о юридических лицах.
|
Нотариальные действия с участием юридических лиц
|
Министерство юстиции
|
в течение 1 часа |
в режиме реального времени начиная с 1 июля 2018 года
|
бесплатно |
|
6. |
Получение информации о наличии или отсутствии задолженности по коммунальным услугам.
|
Договор отчуждения недвижимости |
Предприятия территориальных электрических сетей, газоснабжающие организации, организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения
|
в течение 1 часа |
в режиме реального времени: начиная с 1 января 2019 года за электрическую энергию, природный газ; начиная с 1 января 2021 года за услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения
|
бесплатно |
к Постановлению Президента РУз
от 25.05.2018 г. N ПП-3741
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по дальнейшему совершенствованию
института нотариата
N |
Наименование мероприятий
|
Форма реализации |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ НОТАРИАТА
|
||||
1. |
Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О нотариате", предусматривающие: отмену нотариального удостоверения договоров аренды и безвозмездного пользования недвижимым имуществом; оптимизацию перечня действий, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению; нотариальное удостоверение факта принятия решения коллегиальными органами юридического лица по просьбе его компетентного органа; сокращение срока прохождения стажировки для кандидатов на должность нотариуса с двух лет до одного года; отмену требования по прохождению стажировки для кандидатов на должность нотариуса к лицам, проработавшим в должности судьи не менее пяти лет либо на должностях, связанных с руководством и контролем за нотариальной деятельностью, не менее трех лет.
|
Проект закона |
июль 2018 года |
Минюст, Госкомземгеодезкадастр, МВД, министерства и ведомства |
2. |
Внесение изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июня 2010 года N 104, предусматривающие пересмотр критериев определения должностей нотариусов в нотариальном округе с целью повышения доступа населения к нотариальным услугам.
|
Проект постановления Кабинета Министров |
июль 2018 года |
Минюст, Минфин |
3. |
Переход к активной модели нотариата, предусматривающий оказание всего комплекса нотариальных и связанных с ними услуг по принципу "одно окно", в том числе получение из государственных органов и иных организаций сведений и справок, необходимых для совершения нотариальных действий, посредством межведомственного электронного взаимодействия, а также через курьерские услуги нотариальных контор.
|
Проекты нормативно- правовых актов |
до 1 января 2019 года |
Минюст, Госкомземгеодезкадастр, министерства и ведомства |
4. |
Разработка и внесение в Кабинет Министров проектов административных регламентов взаимодействия государственных органов и организаций при удостоверении нотариусами сделок по принципу "одно окно" в рамках активной модели нотариата.
|
Проект постановления Кабинета Министров |
октябрь 2018 года |
Минюст, Мининфоком, министерства и ведомства |
5. |
Пересмотр действующих льгот по уплате государственных пошлин при обращении в суды и размеров установленных государственных пошлин, а также изучение нотариальной и судебной практики в области оформления наследства и внесение предложений по обеспечению единого подхода в данной сфере.
|
Проекты нормативно- правовых и иных актов |
июль 2018 года |
Верховный суд, Минфин, ГНК, Минюст |
II. ВНЕДРЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОТАРИАЛЬНЫХ КОНТОР СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
||||
6. |
Внедрение в нотариальных конторах системы электронной очереди.
|
Комплекс мероприятий |
июнь 2018 года |
Минюст, Мининфоком |
7. |
Создание централизованной системы дистанционного аудио- и видеонаблюдения в режиме реального времени в нотариальных конторах с соблюдением тайны нотариальных действий, предусмотрев при этом обеспечение доступа к ней Министерства юстиции Республики Узбекистан и его территориальных органов.
|
Комплекс мероприятий |
ноябрь 2018 года |
Минюст, Мининфоком |
8. |
Формирование электронной базы данных по лицам, признанным судом недееспособными, с последующей ее интеграцией с АИС "Нотариус".
|
Комплекс мероприятий |
август 2018 года |
Верховный суд, Мининфоком, Минюст |
9. |
Внедрение порядка, в соответствии с которым процесс подписания завещаний, а также в случаях, предусмотренных частью второй статьи 34 Закона Республики Узбекистан "О нотариате", процесс подписания сделок, заявлений и иных документов подлежат обязательной аудио- и видеофиксации.
|
Приказ министра юстиции |
декабрь 2018 года |
Минюст, Мининфоком |
10. |
Формирование и размещение в сети Интернет общедоступных реестров доверенностей и завещаний, а также единого электронного архива по наследственным делам.
|
Приказ министра юстиции |
декабрь 2018 года |
Минюст |
11. |
Обеспечение нотариальных контор оборудованием и устройствами, сканирующими отпечатки пальцев и данные биометрического паспорта для последующего внедрения новых видов электронной идентификации граждан при совершении нотариальных действий и проставления подписи на нотариально удостоверяемых документах.
|
Комплекс мероприятий |
ноябрь 2018 года |
Минюст, МВД, Мининфоком, Минфин, ГЦП |
III. УКРЕПЛЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАЛЬНЫХ КОНТОР
|
||||
12. |
Разработка и утверждение критериев оценки деятельности нотариусов и других сотрудников нотариальных контор.
|
Приказ министра юстиции |
июнь 2018 года |
Минюст |
13. |
Внедрение в практику аудио- и видеотрансляции в режиме реального времени хода конкурсного отбора кандидатов на должности нотариусов на официальном веб-сайте Министерства юстиции.
|
Приказ министра юстиции |
июнь 2018 года |
Минюст |
14. |
Пересмотр учебных планов и программ по переподготовке и повышению квалификации нотариусов, имея в виду введение предметов по обучению психологическим и иным не связанным с юридической деятельностью дисциплинам и навыкам (управление стрессом, управление конфликтами, эффективная организация рабочего времени).
|
Комплекс мероприятий |
июль 2018 года |
Минюст |
IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ НОТАРИАЛЬНЫХ КОНТОР
|
||||
15. |
Приобретение специальных автотранспортных средств для оказания услуг нотариусами в передвижных (мобильных) станциях в отдаленных населенных пунктах с определением механизма совершения нотариальных действий в помещениях органов самоуправления граждан в ходе выездных приемов и вне помещения нотариальных контор.
|
Комплекс мер |
июнь 2018 года |
Минюст, Узавтопром |
16. |
Проведение инвентаризации материально-технической базы нотариальных контор, по итогам переоснащение нотариальных контор новыми и современными компьютерными, офисными оборудованиями и оргтехникой.
|
Комплекс мероприятий |
июнь 2018 года |
Минюст, Минфин |
17. |
Размещение в помещениях центров государственных услуг по одной нотариальной конторе (при наличии достаточных условий в них).
|
Комплекс мероприятий |
август 2018 года |
Минюст |
18. |
Разработка и утверждение образцов гербовых (специальных) бланков строгой отчетности, имеющих степень защиты, серию, порядковый номер и территориальный код, изготавливаемых ГПО "Давлат белгиси", и организация их тиражирования в необходимом количестве для нотариального удостоверения сделок с недвижимостью.
|
Проекты нормативно- правовых актов |
октябрь 2018 года |
Минюст, Госкомземгеодезкадастр, министерства и ведомства |
19. |
Применение мер по обеспечению нотариальных контор бесперебойной электроэнергией путем оснащения альтернативными источниками энергии (солнечные, топливные и другие).
|
Комплекс мероприятий |
ноябрь 2018 года |
АО "НЭК", Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
20. |
Обеспечение нотариальных контор инфокиосками с использованием современных технологий для правового обслуживания и предоставления государственных услуг с учетом экономической и социальной эффективности.
|
Комплекс мероприятий |
декабрь 2018 года |
Минюст, Мининфоком |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 26 мая 2018 г.
"Народное слово", 26 мая 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
28 мая 2018 г., N 21, ст. 442