ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Фонды развития и поддержки, объединения предпринимателей /Закон Республики Узбекистан от 03.12.2004 г. N 712-II "О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан" (Новая редакция, утверждена Законом РУз от 09.07.2018 г. N ЗРУ-483)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
03.12.2004 г.
N 712-II
О ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
(Новая редакция)
Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности.
Наименование "Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан" может быть использовано только в соответствии с положениями настоящего Закона. Другие организации не вправе использовать в своих наименованиях словосочетания "торгово-промышленная палата", "торговая палата", "промышленная палата" и образованные на их основе словосочетания.
Статья 2. Законодательство о Торгово-промышленной палате
Республики Узбекистан
Законодательство о Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Цели создания Торгово-промышленной палаты
Республики Узбекистан
Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан (далее - Палата) создается в целях обеспечения благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы, развития взаимовыгодного партнерства между бизнес-сообществом и органами государственной власти и управления, другими органами и организациями, усиления гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, оказания всестороннего содействия в улучшении деловой среды и инвестиционного климата, всемерной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.
Основными принципами деятельности Палаты являются законность, равноправие членов Палаты, независимость, доступность, открытость и приоритет прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Задачами Палаты являются:
формирование системы поддержки субъектов предпринимательства, особенно в период становления их деятельности, усиление гарантий защиты их прав и законных интересов, всемерное содействие в развитии, обеспечении приоритетной роли, а также неприкосновенности частной собственности и предпринимательства, вовлечении населения страны в предпринимательскую деятельность;
выработка предложений по совершенствованию норм законодательства о предпринимательской деятельности, привлечение субъектов предпринимательства в процессы разработки мер по улучшению деловой среды и инвестиционного климата, организации общественной экспертизы и усилении общественного контроля за реализацией нормативно-правовых актов в этой сфере;
оказание помощи субъектам предпринимательства в организации, ведении и развитии бизнеса, создание условий и предоставление возможности получения всего спектра услуг государственных и иных органов, а также субъектов рыночной инфраструктуры, оказание консультационной помощи и информационного обеспечения;
осуществление взаимодействия со всеми ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также банковско-финансовыми организациями и другими субъектами рыночной инфраструктуры;
повышение качества системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предпринимательских структур, совершенствование учебных программ и образования по направлениям и специальностям с учетом потребностей отраслей экономики;
интеграция субъектов предпринимательства Республики Узбекистан в международное деловое сообщество, содействие в обеспечении выхода их продукции на внешние рынки, продвижение национальных брендов за рубежом, привлечение инвестиций, в том числе иностранных, а также современных технологий.
Палата может выполнять и иные задачи в соответствии с законодательством.
Палата независима в своей деятельности от органов государственной власти.
Государство обеспечивает право Палаты на поиск, получение, исследование, распространение, использование и хранение информации в соответствии с законодательством.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также банковско-финансовые организации и другие субъекты рыночной инфраструктуры оказывают содействие Палате в организации взаимодействия субъектов предпринимательства с органами государственного и хозяйственного управления, а также органами государственной власти на местах.
Вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность Палаты, равно как и вмешательство Палаты в деятельность государственных органов и их должностных лиц, не допускается.
Статья 7. Функции Палаты в сфере защиты прав
субъектов предпринимательства
Палата в сфере защиты прав субъектов предпринимательства осуществляет следующие функции:
проводит анализ состояния соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательства;
обеспечивает осуществление общественного контроля за исполнением норм законодательства о предпринимательской деятельности;
представляет интересы субъектов предпринимательства, подавших иски в отношении органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах;
осуществляет мониторинг и участвует при проверках деятельности субъектов предпринимательства - членов Палаты.
Палата в сфере защиты прав субъектов предпринимательства может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.
Статья 8. Функции Палаты в сфере улучшения деловой среды
и инвестиционного климата
Палата в сфере улучшения деловой среды и инвестиционного климата осуществляет следующие функции:
участвует в разработке государственных программ по развитию предпринимательской деятельности, формированию благоприятной деловой среды и инвестиционного климата, а также программ комплексного развития территорий;
привлекает субъектов предпринимательства в процессы разработки мер по дальнейшему улучшению состояния деловой среды и инвестиционного климата, организации с предпринимательскими структурами общественных экспертиз проектов нормативно-правовых актов, в том числе путем создания экспертных советов;
подготавливает предложения по совершенствованию законодательства, направленного на укрепление гарантий прав и законных интересов субъектов предпринимательства, стимулирование их развития;
проводит анализ состояния деловой среды, результатов реализации норм и требований законодательства, вносит в установленном порядке предложения по их улучшению.
Палата в сфере улучшения деловой среды и инвестиционного климата может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.
Статья 9. Функции Палаты в сфере содействия
предпринимательской деятельности
Палата в сфере содействия предпринимательской деятельности осуществляет следующие функции:
создает и организует деятельность бизнес-инкубаторов для размещения начинающих субъектов предпринимательства, оказывает им экспертную, правовую и консультативную поддержку в подготовке бизнес-планов, получении необходимой информации и решении вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
обеспечивает содействие в освоении субъектами предпринимательства практических навыков по организации инвестиционных и производственных процессов;
предоставляет правовую, в том числе юридическую поддержку субъектам предпринимательства при осуществлении ими предпринимательской деятельности, проведении проверок их деятельности;
оказывает помощь в получении доступа к финансовым, товарно-сырьевым и природным ресурсам, инженерно-коммуникационным сетям, технологическим машинам и оборудованию, производственным объектам, а также в получении земельных участков;
подтверждает обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), возникающие в рамках хозяйственных договоров, за исключением обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), наступивших на территории Республики Узбекистан, в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров;
создает на общественных началах с участием членов и партнеров Палаты комитеты, деловые и координационные советы;
поддерживает внедрение инновационного предпринимательства, реализацию "startup"-проектов, предпринимательские инициативы молодежи, прежде всего выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений в организации и ведении бизнеса, а также развитие малого, частного и семейного предпринимательства, различных форм надомного труда и ремесленничества, способствующих обеспечению роста занятости и доходов населения.
Палата в сфере содействия предпринимательской деятельности может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.
Статья 10. Функции Палаты в сфере взаимодействия
с государственными, иными органами и организациями
Палата в сфере взаимодействия с государственными, иными органами и организациями осуществляет следующие функции:
оказывает содействие в организации взаимодействия субъектов предпринимательства с органами государственного и хозяйственного управления, а также органами государственной власти на местах по принципу "прямой и обратной связи";
осуществляет прием физических лиц и представителей субъектов предпринимательства и рассматривает их обращения, а также проводит мониторинг и анализ их разрешения;
организует деятельность центров содействия предпринимательству в Республике Каракалпакстан, областях, городе Ташкенте, районах и городах, обеспечивает их взаимодействие с государственными, иными органами и организациями, оказывающими государственные услуги.
Палата в сфере взаимодействия с государственными, иными органами и организациями может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.
Статья 11. Функции Палаты в сфере обучения субъектов
предпринимательства и подготовки кадров
Палата в сфере обучения субъектов предпринимательства и подготовки кадров осуществляет следующие функции:
организует обучение субъектов предпринимательства и подготовку кадров на базе Республиканского центра обучения основам предпринимательской деятельности и его территориальных филиалов;
осуществляет сотрудничество по направлениям деятельности Республиканского центра обучения основам предпринимательской деятельности с международными финансовыми институтами, иностранными донорами и аналогичными центрами обучения представителей субъектов предпринимательства в зарубежных странах;
разрабатывает и проводит учебные курсы для субъектов предпринимательства с организацией их обучения основам ведения бизнеса, разработки бизнес-планов, проектов нормативно-правовых актов в сфере предпринимательской деятельности, менеджмента, финансового управления и другим необходимым дисциплинам;
оказывает помощь субъектам предпринимательства в подборе и обучении кадров для предпринимательских структур, постоянном повышении их профессиональной квалификации, участвует в формировании государственного заказа на подготовку специалистов в средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждениях исходя из потребности в квалифицированных кадрах в конкретных регионах и сферах предпринимательства;
осуществляет привлечение для организации обучения преподавателей высших образовательных учреждений, профессиональных колледжей, специалистов-практиков, успешных предпринимателей и иностранных специалистов.
Палата в сфере обучения субъектов предпринимательства и подготовки кадров может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.
Статья 12. Функции Палаты в сфере внешнеэкономической
деятельности и привлечения иностранных инвестиций
Палата в сфере внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций осуществляет следующие функции:
организует и проводит бизнес-форумы, выставки и ярмарки с обеспечением участия в них отечественных субъектов предпринимательства;
оказывает содействие субъектам предпринимательства в поиске партнеров, новых рынков сбыта и продвижении на внешние рынки произведенной ими продукции, расширении номенклатуры экспорта и увеличении экспортного потенциала субъектов предпринимательства, а также защите их прав и законных интересов;
всемерно поддерживает субъектов предпринимательства, включая иностранных инвесторов, в рамках реализации проектов по организации современных производств, выпуску востребованной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке продукции в созданных малых промышленных и свободных экономических зонах;
обеспечивает взаимодействие с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан, а также представительствами Палаты в зарубежных странах для реализации функций в данной сфере.
Палата в сфере внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАЛАТЫ
С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ, ИНЫМИ ОРГАНАМИ
И ОРГАНИЗАЦИЯМИ. УЧАСТИЕ ПАЛАТЫ
В ПРОВЕРКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Статья 13. Взаимодействие Палаты с государственными,
иными органами и организациями
Органы государственного и хозяйственного управления, а также органы государственной власти на местах оказывают всемерное содействие Палате в реализации ее задач и функций.
Палата совместно с правоохранительными, контролирующими органами, иными государственными органами и общественными объединениями принимает участие в профилактике правонарушений предпринимателей, принимает меры по их предупреждению.
В целях реализации своих функций Палата вправе заключать с государственными, иными органами и организациями соглашения о сотрудничестве.
Представители Палаты включаются в состав общественных консультативных советов, образуемых при государственных органах, в том числе правоохранительных и контролирующих органах.
Статья 14. Участие Палаты в проведении проверок
деятельности субъектов предпринимательства
Для защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства Палата:
непосредственно участвует в проверках их деятельности;
осуществляет общественный контроль за законностью проводимых проверок;
обжалует решения правоохранительных и контролирующих органов, принятые по итогам проверок.
Палата создается по инициативе ее учредителей.
Учредители Палаты созывают съезд Палаты, на котором принимается Устав, образуются органы управления и контроля Палаты.
Порядок созыва и проведения съезда Палаты, организации деятельности органов управления и контроля регулируется Уставом Палаты.
В систему Палаты входят:
Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан;
территориальные управления Торгово-промышленной палаты Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента (далее - территориальные управления Палаты);
центры содействия предпринимательству;
третейские суды;
международный коммерческий арбитражный суд;
представительства Палаты в зарубежных странах.
Палата вправе создавать унитарные предприятия, образовательные учреждения и иные организации в соответствии с законодательством.
Палата, ее территориальные управления, центры содействия предпринимательству, унитарные предприятия, представительства за рубежом, а также иные учреждения и организации образуют единую систему Палаты.
Членство в Палате является добровольным для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, а для других субъектов предпринимательства - обязательным.
Членство в Палате оформляется путем заключения договора между субъектом предпринимательской деятельности или объединением субъектов предпринимательской деятельности либо иной организацией, созданной для поддержки предпринимательской деятельности, представительствами иностранных компаний и Палатой.
Члены Палаты имеют равные права и обязанности, определенные Уставом Палаты и договором о членстве.
Устав Палаты должен содержать:
наименование и местонахождение (почтовый и электронный адрес) Палаты;
цели и задачи Палаты;
порядок создания территориальных управлений Палаты и центров содействия предпринимательству;
порядок формирования и полномочия органов управления и контроля Палаты, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений;
условия и порядок приема в члены Палаты и выхода из нее;
права и обязанности членов Палаты;
источники формирования денежных средств и иного имущества Палаты;
порядок внесения изменений и дополнений в Устав Палаты;
порядок реорганизации и ликвидации Палаты;
порядок использования имущества Палаты в случае ее ликвидации.
В Уставе Палаты могут содержаться и иные положения, не противоречащие законодательству.
Изменения и дополнения, вносимые в Устав Палаты, подлежат регистрации в том же порядке, что и регистрация Палаты.
Органами управления Палаты являются:
съезд Палаты;
Президиум Палаты;
исполнительный комитет Палаты.
Высшим органом управления Палаты является съезд Палаты, который созывается не реже одного раза в четыре года.
Руководящим органом управления Палаты между съездами является Президиум Палаты в составе двадцати пяти человек, избираемый делегатами съезда.
Исполнительным органом управления Палаты является ее Исполнительный комитет, который в своей деятельности непосредственно подотчетен Президиуму Палаты.
Председатель Палаты избирается на должность делегатами съезда Палаты по представлению Президента Республики Узбекистан.
Председатель Палаты по должности является председателем Президиума Палаты и руководит работой Исполнительного комитета Палаты.
Первый заместитель и заместители председателя Палаты назначаются на должность Президиумом Палаты по представлению председателя Палаты.
Государственная регистрация Палаты осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.
Государственная регистрация территориальных управлений Палаты осуществляется соответственно Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента в порядке, установленном законодательством.
вносить предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан, министерства и ведомства по вопросам улучшения делового и инвестиционного климата, в том числе о внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу нормативно-правовых актов, препятствующих или ограничивающих развитие предпринимательской деятельности;
образовывать экспертные советы с участием субъектов предпринимательства для проведения общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и обсуждения других вопросов предпринимательства;
запрашивать и получать от органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, органов самоуправления граждан и их должностных лиц необходимые сведения, документы, материалы и статистические данные, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, в целях обеспечения урегулирования спора между субъектами предпринимательства и государственными органами, а также проведения исследований и анализов рынков;
проводить досудебное урегулирование споров между сторонами;
предъявлять иски в суды в интересах членов Палаты без уплаты государственной пошлины, обжаловать решения органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, действия (бездействие) их должностных лиц;
обращаться в суд или иной орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения по исполнительным документам, предусматривающим взыскание в доход государства, в интересах должников - субъектов предпринимательства;
участвовать в производстве по уголовным делам в качестве общественных защитников субъектов предпринимательства;
принимать от имени субъекта предпринимательства участие на любой стадии судебного разбирательства при обжаловании решений органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, действий (бездействия) их должностных лиц (за исключением случаев, когда обе стороны являются членами Палаты), а также наряду с исковыми заявлениями подавать апелляционные, кассационные жалобы, заявления, в том числе ходатайства о принесении протеста в надзорном порядке;
вносить предложения о приватизации государственных активов, в том числе реализации объектов государственной собственности по "нулевой" выкупной стоимости, а также передаче отдельных видов функций государственных органов и государственных услуг частному сектору, внедрении действенных механизмов государственно-частного партнерства;
создавать в своей структуре образовательные учреждения;
создавать в Республике Узбекистан и иностранных государствах организации, открывать свои представительства;
содействовать субъектам предпринимательской деятельности в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, географических указаний и наименований мест происхождения товаров;
организовывать и проводить выставки и ярмарки в Республике Узбекистан и за ее пределами;
предоставлять субъектам предпринимательской деятельности правовую и иную помощь;
издавать газеты, журналы и другие печатные материалы, а также оказывать издательские и рекламные услуги для обеспечения предпринимательской деятельности;
представлять интересы членов Палаты в международных и иностранных организациях в части, связанной с предпринимательской деятельностью;
принимать участие в разработке и обсуждении проектов нормативно-правовых актов по вопросам деятельности субъектов предпринимательства;
для разрешения экономических споров в соответствии с законодательством создавать третейские суды, а также международный коммерческий арбитражный суд;
подтверждать сертификаты о происхождении товаров в случаях обращения иностранных партнеров;
участвовать при проверках деятельности субъектов предпринимательства - членов Палаты;
содействовать субъектам предпринимательской деятельности в привлечении финансовой и технической помощи иностранных и международных организаций.
Палата может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Статья 22. Полномочия Палаты в сфере
законотворческой деятельности
Палата является уполномоченным органом по выдаче заключений по проектам нормативно-правовых актов на предмет оценки их воздействия на предпринимательскую деятельность.
Проекты нормативно-правовых актов по вопросам, прямо или косвенно воздействующим на осуществление предпринимательской деятельности, в обязательном порядке подлежат согласованию с Палатой.
В случае несогласия с содержанием проекта нормативно-правового акта в целом или в какой-либо его части Палата вправе вносить соответствующее заключение в орган, принимающий нормативно-правовой акт.
Рекомендации и письменные запросы Палаты о необходимости внесения изменений и дополнений, а также признании утратившими силу нормативно-правовых актов, препятствующих или ограничивающих развитие предпринимательской деятельности, подлежат обязательному рассмотрению в установленные законом сроки с последующим направлением в Палату обоснованных заключений о результатах их рассмотрения.
Статья 23. Общественный контроль за исполнением нормативно-
правовых актов в сфере предпринимательской деятельности
Палата и ее территориальные управления осуществляют общественный контроль за исполнением нормативно-правовых актов в сфере предпринимательской деятельности путем:
запроса необходимых данных и анализа деятельности государственных органов, в первую очередь органов государственной власти на местах, по выполнению программ развития предпринимательства, содействию предпринимательской деятельности, улучшению деловой среды и инвестиционного климата;
обязательного участия в деятельности общественно-консультативных советов при государственных, в том числе правоохранительных и иных органах;
опроса и анализа мнения субъектов предпринимательства о деятельности государственных, в том числе правоохранительных и иных органов в сфере защиты и обеспечения прав и законных интересов субъектов предпринимательства;
проведения с привлечением субъектов предпринимательства общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов на предмет оценки воздействия их на предпринимательскую деятельность;
участия в разработке государственных программ по развитию предпринимательской деятельности, формированию благоприятной деловой среды и инвестиционного климата, а также программ комплексного развития территорий;
осуществления мониторинга и участия при проверках деятельности субъектов предпринимательства - членов Палаты.
Общественный контроль за исполнением нормативно-правовых актов в сфере предпринимательской деятельности может осуществляться и иными способами в соответствии с законодательством.
В Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте может быть создано соответственно одно территориальное управление Палаты.
Территориальное управление Палаты является юридическим лицом и действует на основании положения, утвержденного Палатой.
Центры содействия предпринимательству создаются в городах Ташкенте, Нукусе и областных центрах, а в районах и городах - их подразделения и регистрируются в установленном порядке.
Основными задачами деятельности центров содействия предпринимательству являются:
всесторонняя поддержка субъектов предпринимательства путем создания необходимых условий и предоставления возможности получения всего спектра услуг государственных органов и субъектов рыночной инфраструктуры и бизнес-услуг в одном месте;
оказание содействия субъектам предпринимательства в подключении к инженерно-коммуникационным сетям, информационном обеспечении, получении государственных услуг (регистрационных, разрешительных, лицензионных и прочих документов);
разработка бизнес-планов, а также подготовка необходимых документов для получения лизинговых, страховых и оценочных услуг;
оказание содействия в получении доступа к финансовым, товарно-сырьевым и природным ресурсам, инженерно-коммуникационным сетям, технологическим машинам и оборудованию, производственным объектам, а также в получении земельных участков;
оказание консультаций в области налогообложения, найма работников, сдачи статистической, финансовой, налоговой и иной отчетности, банковских услуг, аренды и (или) приобретения здания и помещения, в том числе объектов государственной собственности по "нулевой" выкупной стоимости;
оказание содействия во внедрении международных стандартов и систем сертификации, налаживании кооперационных связей, в том числе с внешнеторговыми партнерами, а также осуществлении внешнеэкономической деятельности;
организация для субъектов предпринимательства двусторонних и многосторонних переговоров с органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, субъектами рыночной инфраструктуры по вопросам, связанным с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности.
Центры содействия предпринимательству осуществляют свою деятельность в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
При Палате и ее территориальных управлениях функционируют третейские суды.
Третейские суды осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством.
При Палате создается Международный коммерческий арбитражный суд по обеспечению защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов, а также национальных компаний и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с зарубежными партнерами.
Международный коммерческий арбитражный суд осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством.
Палата вправе создавать представительства, в том числе в виде торгово-инвестиционных домов в зарубежных странах.
Торгово-инвестиционные дома в зарубежных странах функционируют на принципах самоокупаемости и самофинансирования в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан и государств, на территории которых они создаются.
Палата через торгово-инвестиционные дома в зарубежных странах осуществляет следующие функции:
продвижение отечественной экспортоориентированной продукции на зарубежные рынки;
создание условий для развития инвестиционных возможностей Республики Узбекистан и организация информационно-консультативного сопровождения для иностранных инвесторов и их партнеров;
содействие в отборе передовых технологий, в том числе мини-технологий для последующей их поставки предпринимателям Республики Узбекистан;
представление интересов Палаты и ее членов в зарубежных странах.
В целях проведения общественной экспертизы нормативно-правовых актов, а также их проектов при Палате создаются экспертные советы.
Экспертные советы могут создаваться по правовым вопросам, а также по промышленности, транспорту, строительству, финансам, информационно-коммуникационным технологиям, торговле и услугам, переработке сельскохозяйственной продукции и иным сферам деятельности.
В состав экспертных советов входят представители Палаты, субъектов предпринимательства, органов государственного и хозяйственного управления, правоохранительных и контролирующих органов, а также образовательных, научно-исследовательских, экспертных и иных учреждений.
При необходимости по результатам заседаний экспертных советов Палата в установленном порядке вносит проекты нормативно-правовых актов по улучшению деловой среды и инвестиционного климата, предложения по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
По обсуждаемым вопросам экспертные советы принимают решения, которые направляются соответствующим государственным органам для обязательного рассмотрения и сообщения о результатах.
Порядок организации деятельности экспертных советов определяется положением, утверждаемым Исполнительным комитетом Палаты.
Палата может иметь в собственности здания, сооружения, оборудование, инвентарь, денежные средства, в том числе в иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, необходимое для выполнения уставных задач.
Собственность Палаты охраняется законом.
Источниками формирования имущества Палаты являются:
вступительные и членские взносы членов Палаты;
средства, поступающие из Фонда по управлению, трансформации и приватизации государственных активов, с целевым их направлением исключительно на поддержку предпринимательства, в том числе на финансирование учебных курсов, организуемых для предпринимателей;
доходы от размещения временно свободных средств в депозиты коммерческих банков и другие финансовые инструменты;
доходы, полученные от предоставления платных услуг;
доходы от предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;
отчисления от прибыли предприятий, учреждаемых Палатой;
гранты международных доноров и средства благотворителей;
иные средства и поступления, не противоречащие законодательству.
Члены Палаты уплачивают вступительные и членские взносы в порядке и размерах, определяемых Уставом Палаты.
Палата в соответствии с законодательством может вступать в международные негосударственные некоммерческие организации, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соответствующие соглашения о сотрудничестве.
Споры в области деятельности Палаты разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 35. Ответственность по обязательствам
Палаты и ее членов
Палата отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. Палата не отвечает по обязательствам своих членов. Члены Палаты не отвечают по обязательствам Палаты.
Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства
о Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан
Лица, виновные в нарушении законодательства о Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан, несут ответственность в установленном порядке.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 10 июля 2018 г.
"Народное слово", 10 июля 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
9 июля 2018 г., N 27, ст. 537
"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",
2018 г., N 7, ст. 428