ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2018 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 28 июля по 3 августа 2018 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


(за период с 28 июля по 3 августа 2018 г.)


Постановление Президента РУз от 01.08.2018 г. N ПП-3892 "О мерах

по созданию условий для развития государственно-частного

партнерства в сфере культуры и искусства"

              

Постановление Президента РУз от 02.08.2018 г. "О мерах

по внедрению инновационной модели управления здравоохранением

в Республике Узбекистан"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 27.07.2018 г. N 588

"Об утверждении Положения о порядке приема на требующие

особой одаренности направления образования бакалавриата

без тестовых испытаний посредством профессионального

(творческого) экзамена"

           

Постановление Правления Центрального банка "О внесении

изменений и дополнений в Положение о порядке регистрации

и лицензирования деятельности банков"

(Зарегистрировано МЮ 31.07.2018 г. N 2014-13)

          

Указ Президента РУз от 01.08.2018 г. N УП-5495 "О мерах

по кардинальному улучшению инвестиционного климата

в Республике Узбекистан"

        

Постановление Кабинета Министров РУз от 30.07.2018 г. N 596

"Об утверждении Положения о порядке осуществления закупа

социально значимых продовольственных товаров за счет средств

Фонда содействия стабилизации цен на внутреннем потребительском

рынке"

          

Постановление Кабинета Министров РУз от 31.07.2018 г. N 605

"О дальнейшем совершенствовании порядка таможенного

декларирования товаров в электронной форме"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 30.07.2018 г. N 597

"О внесении дополнений в Постановление Кабинета Министров

от 23 августа 2011 года N 240 "Об утверждении положений

о медико-социальных учреждениях Министерства здравоохранения

Республики Узбекистан"

                

Приказ министра здравоохранения "Об утверждении Списка

основных лекарственных средств" (Зарегистрирован МЮ 27.07.2018 г.

N 3045)

         

Закон РУз от 30.07.2018 г. N ЗРУ-489 "О противодействии

экстремизму" (Принят Законодательной палатой 12.06.2018 г.,

одобрен Сенатом 28.06.2018 г.)

                   

Постановление Кабинета Министров РУз от 26.07.2018 г. N 584

"О мерах по дальнейшему развитию инфраструктуры автомобильных

дорог и совершенствованию системы организации дорожного

движения"

           

Постановление Правления Центрального банка "О внесении

изменений и дополнений в Порядок ведения уполномоченными

банками счетов нерезидентов в национальной валюте Республики

Узбекистан" (Зарегистрировано МЮ 28.07.2018 г. N 510-4)

         

Указ Президента РУз от 27.07.2018 г. N УП-5490 "О мерах

по дальнейшему совершенствованию системы защиты прав

и законных интересов субъектов предпринимательства"

              

Постановление Верховного суда и Министерства внутренних дел

"О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке

обеспечения безопасности судов, судебных процессов и их участников"

(Зарегистрировано МЮ 25.07.2018 г. N 2981-1)



Постановлением Президента от 01.08.2018 г. N ПП-3892 утвержден комплекс мероприятий по поддержке предпринимателей, изъявивших желание создать учреждения культуры и искусства на основе государственно-частного партнерства.


Кто партнер государства?


Государство выбирает  партнеров на основе конкурса, проводимого Министерством культуры и Национальным агентством "Узбеккино", за исключением случаев, когда партнерство осуществляется в форме:

q материально-технического, финансового и методического обеспечения негосударственных учреждений культуры и искусства, созданных на базе имущества частного партнера;

q благотворительной деятельности в форме шефства.

С частными предпринимателями Министерство культуры или в зависимости от вида деятельности Национальное агентство "Узбеккино" заключает соглашение на определенный срок как партнер со стороны государства и проводит мониторинг выполнения частным партнером условий соглашения.

Для соглашений в зависимости от формы партнерства установлены следующие сроки:

          

        

соглашение о предоставлении земельных участков в постоянное пользование на безвозмездной основе для строительства зданий негосударственных учреждений культуры и искусства


не менее 30 лет

соглашение о предоставлении на безвозмездной основе земельных участков для строительства объектов негосударственных учреждений культуры и искусства с условием реконструкции и оснащения существующих зданий государственных учреждений культуры и искусства с последующим шефством


не менее 30 лет

соглашение о реализации в установленном законодательством порядке по "нулевой" выкупной стоимости пустующих объектов государственной собственности, в том числе зданий нефункционирующих государственных учреждений культуры и искусства


не менее 30 лет

соглашение о предоставлении неиспользуемых зданий государственных учреждений культуры и искусства (или их части) для целевого пользования частным партнерам по "нулевой" ставке арендного платежа


до 30 лет

соглашение о выделении земельного участка для строительства или здания для реконструкции и оснащения на основе концессии


до 15 лет

соглашение о материально-техническом, финансовом и методическом обеспечении негосударственных учреждений культуры и искусства, созданных на базе имущества частного партнера


не менее 10 лет

Соглашение об осуществлении благотворительной деятельности в форме шефства


не менее 1 года

     

        

Важно! В течение срока действия соглашения перепрофилирование негосударственного учреждения культуры и искусства запрещается.

Следует иметь ввиду, что на частного партнера в зависимости от формы партнерства могут налагаться следующие инвестиционные обязательства:

q предоставление льгот нуждающейся в социальной защите категории населения при оказании услуг в области культуры;

q своевременная и качественная реализация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и оснащению учреждений культуры и искусства;

q выполнение других обязательств, предусмотренных в соглашении о государственно-частном партнерстве.

Для желающих выступить частным партнером будут:

q составлен список пустующих объектов государственной собственности, а также нефункционирующих зданий и сооружений государственных учреждений культуры и искусства, подлежащих реконструкции и капитальному ремонту;

q ежегодно до 1 февраля определяться земельные участки, которые могут быть отведены в постоянное пользование на безвозмездной основе для строительства зданий негосударственных учреждений культуры и искусства на условиях государственно-частного партнерства;

q в краткие сроки обеспечиваться  выделение земельного участка для организации негосударственного учреждения культуры и искусства, а также государственная регистрация права на земельный участок;

q при строительстве негосударственных учреждений культуры и искусства обеспечено их за счет средств местных бюджетов необходимой внешней инженерно-коммуникационной инфраструктурой (электрической энергией, газоснабжением, водоснабжением, канализацией, автомобильными дорогами и другими) и покрытие проектных расходов.



Финансовая поддержка


Вводится порядок  выделения из Государственного бюджета Республики Узбекистан субсидий негосударственным учреждениям культуры и искусства, созданным на основе условий государственно-частного партнерства, для покрытия части их расходов исходя из годовых доходов и расходов государственных учреждений культуры и искусства.

В Фонде финансирования государственных программ развития Республики Узбекистан при Кабинете Министров открывается счет, на котором будут аккумулироваться средства, направляемые на финансирование развития негосударственных учреждений культуры и искусства и мероприятий по стимулированию государственно-частного партнерства.

         

       

        

Источники формирования

специального счета

    

    

Статьи расходов

         

q кредиты в сумме, эквивалентной 100 млн долларов США, выделяемым Фондом реконструкции и развития Республики Узбекистан;

q целевые средства Государственного бюджета для покрытия части процентных платежей, превышающей 7%, по кредитам, выделяемым коммерческими банками на основе государственно-частного партнерства в целях создания на базе государственных учреждений культуры и искусства негосударственных учреждений культуры и искусства;

q благотворительные пожертвования, кредиты (займы) и гранты международных финансовых институтов, иностранных правительственных организаций и других доноров;

q доходы, получаемые от размещения временно свободных средств специального счета;

q другие источники, не запрещенные законодательством.

         

q средства специального счета предоставляются коммерческим банкам на беспроцентной основе для выделения льготного кредита на строительство, реконструкцию и ремонт объектов соглашения о государственно-частном партнерстве с целью организации негосударственных учреждений культуры и искусства на базе театров, кинотеатров, центров культуры и досуга населения, парков культуры и отдыха, концертных залов, зоопарков и других объектов культуры в районах и отдаленной сельской местности;

q льготные кредиты за счет средств специального счета выделяются коммерческими банками субъектам предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, по ставке 7% годовых сроком на 10 лет, в том числе с 3-летним льготным периодом.

          

      

       

Негосударственным учреждениям  - налоговые и таможенные льготы


Негосударственные учреждения культуры и искусства, созданные на условиях государственно-частного партнерства, у которых доля чистой выручки от оказания услуг в сфере культуры и искусства в общем объеме реализации составляет не менее 80% по итогам отчетного (налогового) периода освобождаются:

q по основному виду деятельности от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды;

q сроком на 3 года со дня заключения соглашения о государственно-частном партнерстве от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за технические средства и другое оборудование, ввозимые по перечням, формируемым в установленном порядке, для собственных нужд.


* * *



Национальная палата объединит медицинских и фармацевтических работников. Об этом говорится в Постановлении Президента РУз от 02.08.2018 г. "О мерах по внедрению инновационной модели управления здравоохранением в Республике Узбекистан".


Постановлением определены стратегические цели внедрения инновационной модели управления здравоохранением:

q во-первых, обеспечение устойчивого улучшения показателей здоровья населения страны и уровня удовлетворенности системой здравоохранения, определяемых в соответствии с общепризнанными международными методиками;

q во-вторых, занятие на первоначальном этапе лидирующих позиций по эффективности медицинского обслуживания населения в регионе и достойного места в мировых рейтингах эффективности системы здравоохранения в дальнейшем;

q в-третьих, существенное увеличение доли частного сектора в объеме оказываемой населению медицинской помощи, повышение ее качества и доступности;

q в-четвертых, формирование медицинского туризма в качестве бюджетно-формирующей отрасли национальной экономики с последовательным увеличением его вклада в валовый внутренний продукт страны;

q в-пятых, создание современной системы непрерывного образования и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников республики, в том числе управленческих кадров, в соответствии с международными стандартами.

Создается Национальная палата инновационного здравоохранения Республики Узбекистан (далее - Национальная палата).

Национальная палата образуется на базе Научно-исследовательского института общественного здоровья и организации здравоохранения при Министерстве здравоохранения и его территориальных подразделениях с сохранением действующего порядка их финансирования, а также является правопреемником по их правам и обязательствам;

q имеет свои структурные подразделения в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте;

q является организацией, объединяющей медицинских и фармацевтических работников республики, ответственной за внедрение инновационной модели управления здравоохранением республики, в том числе обеспечение достижения стратегических целей;

q вправе выступать учредителем медицинских, фармацевтических и иных организаций, организовывать на платно-контрактной основе услуги по повышению квалификации работников в сфере здравоохранения;

q обеспечивает внедрение до 31 декабря 2020 года системы регистрации врачей и провизоров, осуществляющих профессиональную деятельность в республике, а также создание их единой общедоступной электронной базы данных.

Установлено, что с 1 января 2021 года запрещается осуществление деятельности врачей и провизоров без регистрации в Национальной палате.

При Национальной палате создаются:

а) Консультативный совет по внедрению инновационной модели здравоохранения в Республике Узбекистан (далее - Совет).

q Совет возглавляется председателем Национальной палаты и формируется из числа руководителей и специалистов организаций в сфере здравоохранения;

q Совет является коллегиальным консультативным органом Национальной палаты по координации деятельности в сфере внедрения инновационной модели управления здравоохранением;

q состав Совета утверждается председателем Национальной палаты;

б) Фонд поддержки инновационного здравоохранения Республики Узбекистан (далее - Фонд) без образования юридического лица, средства которого аккумулируются на специальном счете, в т.ч. валютном, в коммерческом банке.

Источниками формирования средств Фонда являются:

q средства Госбюджета;

q средства, поступающие за осуществление регистрации врачей и провизоров, а также лицензирование их деятельности;

q поступления от оказания услуг на договорной основе и осуществления иной хозяйственной деятельности;

q доходы от размещения временно свободных средств Фонда в банках;

q гранты международных финансовых институтов и зарубежных организаций;

q средства благотворителей - физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан;

q иные источники, не запрещенные законодательством.

Средства Фонда будут направляться, в том числе на:

q содержание Национальной палаты, материально-техническое обеспечение ее деятельности и материальное стимулирование работников;

q создание передовых медицинских и фармацевтических организаций в соответствии с международными стандартами, а также их оснащение современным оборудованием и информационно-коммуникационными технологиями;

q организацию разработки и внедрения современных клинических руководств и протоколов, стандартов качества диагностики и лечения, стандартов материально-технического оснащения медицинских организаций;

q предоставление на возвратной и льготной основе средств для строительства зданий, сооружений и иной инфраструктуры медицинских и фармацевтических организаций республики, оснащения их современным оборудованием, в т.ч. на условиях лизинга;

q финансирование расходов, связанных с подготовкой и переподготовкой медицинских и фармацевтических работников за рубежом, а также привлечением иностранных специалистов для организации обучения, повышения квалификации и обмена опытом в республике;

q создание и ведение единой общедоступной электронной базы данных врачей и провизоров республики, а также внедрение современных информационно-коммуникационных технологий;

q осуществление благотворительной деятельности в сфере здравоохранения;

q финансирование иных мероприятий, направленных на реализацию возложенных на Национальную палату задач.

Национальной палате необходимо до конца 2018 года провести аттестацию работников Научно-исследовательского института общественного здоровья и организации здравоохранения и его территориальных подразделений.

Определено, что Национальную палату возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Кабинетом Министров;

q председатель Национальной палаты по условиям оплаты труда, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к первому заместителю министра;

q председатель Национальной палаты имеет первого заместителя и двух заместителей;

q деятельность Национальной палаты координируется Службой правового сопровождения реформ и координации правоохранительной деятельности аппарата Президента и Комплексом по вопросам образования, здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма Кабинета Министров;

q разрабатываемые проекты нормативно-правовых актов, затрагивающие вопросы здравоохранения, подлежат обязательной экспертизе в Национальной палате.

Национальная палата сроком до 1 января 2022 года освобождается от уплаты:

q всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, за исключением единого социального платежа;

q таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за оборудование, компьютерную технику, технические средства обучения, литературу, мультимедийную продукцию, строительные материалы, инвентарь и другие материально-технические ресурсы, не производимые в республике, по перечням, формируемым в установленном порядке.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 27.07.2018 г. N 588 утверждено Положение о порядке приема на требующие особой одаренности направления образования бакалавриата без тестовых испытаний посредством профессионального (творческого) экзамена.


Напомним, согласно Постановлению Президента от 16.11.2017 г. N ПП-3389 с 2018/2019 учебного года по 17 направлениям высшего образования  отменены вступительные тесты (нововведение затронуло сферы искусства и спорта). Вместо этого будут проходить профессиональные (творческие) экзамены. Они направлены на выявление у абитуриентов возможностей обучаться и в дальнейшем работать по выбранному направлению бакалавриата, оценку их знаний по предметам, квалификации, профессиональных навыков, творческих и физических способностей. При этом экзамены могут проводиться по нескольким предметам.


Принятый документ установил, что направления приема по профессиональным (творческим) экзаменам будут определяться ежегодно Государственной комиссией по приему в образовательные учреждения. Соответствующие предложения ей вносят вышестоящие организации, в распоряжении которых находятся вузы. Это требуется успеть в 2-недельный после принятия постановления Президента о приеме в вузы (им также утверждаются квоты).

Не менее чем за месяц до проведения профессионального (творческого) экзамена приемная комиссия обязана довести до абитуриентов экзаменационные программы, критерии оценки, графики консультаций и экзаменов.

Сами экзамены проходят с 25 июля по 10 августа. Их проводят экзаменационные комиссии в составе не менее 3-х опытных, квалифицированных и ответственных педагогических работников. К каждой группе абитуриентов, как правило, прикрепляются по 2 наблюдателя.

Время на проведение экзамена утверждается приемной комиссией согласно программе вступительного испытания. Оценка абитуриентов происходит коллегиально (кроме спортивных и физкультурных направлений). То есть каждый член комиссии выставляет оценку самостоятельно, а затем высчитывается средний балл.

При этом за каждый из 3-х предметов набора отдельно выставляется оценка в диапазоне от 0 до 100% максимального балла, который зависит от места предмета в наборе, а общий максимальный балл составляет 189,0 баллов:

q 1-й предмет - до 93 баллов;

q 2-й предмет - до 63 баллов;

q 3-й предмет - до 33 баллов.

Когда экзамен проводится в форме практической работы, наблюдатели шифруют работы при помощи титульного листа и передают их для проверки председателю экзаменационной комиссии. Шифрование работ и их проверка осуществляются в отдельно отведенной комнате.

Результаты экзамена по каждому предмету должны быть размещены на официальном веб-сайте высшего образовательного учреждения в течение 1-3 дней.


* * *



Постановлением Правления Центрального банка (рег. МЮ N 2014-13 от 31.07.2018 г.) внесены изменения в Положение о порядке регистрации и лицензирования деятельности банков.


Установлено, что цифровой банк - это банк или его структурное подразделение, оказывающее банковские услуги дистанционно с использованием инновационных банковских технологий (без кассового обслуживания). В остальном лицензирование его деятельности не отличается от стандартной процедуры.

Кроме того, председатель и члены советов банков больше не будут приглашаться на собеседование в Центральный банк для определения их соответствия предъявляемым квалификационным требованиям. А для регистрации банка и получения лицензии теперь не нужно предоставлять заключение регулятора об оценке профессионального соответствия председателя правления банка и его заместителей, главного бухгалтера и его заместителей занимаемым должностям.

Наряду с этим, текст документа приведен в соответствие с организационными изменениями в структуре Центрального банка.


* * *



Указом Президента от 01.08.2018 г. N УП-5495 "О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан" введены универсальные правила по защите инвесторов и субъектов предпринимательства от незаконных административных актов госорганов и их должностных лиц.


На практике государственные органы (должностные лица) нередко принимают административные акты* в отношении бизнеса. Например, выдают лицензии и разрешительные документы, осуществляют государственную регистрацию и т.д. Если административный акт по тем или иным причинам оказывается незаконным, страдают не только права бизнеса, это влечет конкретные имущественные убытки.

Чтобы создать больше гарантий для деловой среды, вводится следующий порядок:

q во-первых, с 01.08.2018 г. добросовестно действующему инвестору и субъекту предпринимательства возмещается имущественный ущерб, возникший по причине доверия законной силе принятого в отношении них административного акта госоргана (должностного лица), полагаясь на законную силу которого, использовали имущество, совершили сделку или иным образом воспользовались предоставленными выгодами и преимуществами, в случае последующего признания данного акта недействительным или его отмены.

Например, предприятие получило разрешительное свидетельство на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией. Однако при его выдаче хокимият тщательно не изучил местность, и расстояние от стационарной торговой точки до близлежащего образовательного учреждения оказалось меньше требуемых 500 метров. В случае аннулирования свидетельства субъект предпринимательства вправе требовать возмещения убытков в связи с прекращением деятельности.

Фактически это означает досрочное применение статьи 16 (принцип защиты доверия) Закона "Об административных процедурах", который вступит в силу только 9 января 2019 года.

q во-вторых, с этой же даты вопрос отмены или изменения административного акта государственного органа (должностного лица), в случаях если это затрагивает законные интересы добросовестного инвестора и субъекта предпринимательства, рассматривается в судебном порядке, за исключением случаев, если его сохранение создает угрозу общественным интересам.

Например, в описанной выше ситуации хокимият не вправе самостоятельно аннулировать разрешительное свидетельство. В данном случае ему придется обратиться в суд.

Таким образом, речь снова идет о досрочном применении норм Закона "Об административных процедурах". На этот раз это части пятая и шестая статьи 59 (отмена, изменение или признание недействительным административного акта), которые регламентируют порядок отмены административных актов, когда доверие заинтересованных лиц подлежит защите.

q в-третьих, месяцем позже (с 01.09.2018 г.) убытки, причиненные физическим и юридическим лицам в результате вынесения незаконного административного акта государственного органа (должностного лица), подлежат возмещению государством, в первую очередь за счет внебюджетных средств соответствующих органов с последующим взысканием с виновного лица в регрессном порядке.

Этой нормой вносится уточнение в порядок применения статьи 15 Гражданского кодекса. Она дает суду право возложить возмещение убытков на должностных лиц, по вине которых они причинены. Таким образом, решение суда может быть не исполнено из-за отсутствия у должника необходимого имущества. Поэтому устанавливается, что убытки подлежат возмещению первую очередь за счет внебюджетных средств соответствующих органов с последующим взысканием с виновного лица в регрессном порядке.

       

       

*) Согласно статье 4 Закона "Об административных процедурах" - это мера воздействия административного органа, направленная на создание, изменение или прекращение публичных правоотношений и порождающая определенные правовые последствия для отдельных физических или юридических лиц либо группы лиц, выделяемой по определенным индивидуальным признакам.

        

       

Изменения коснулись уставного фонда, минимальной доли иностранного инвестора, госпошлины за регистрацию и требований к учредителям (Указ Президента РУз от 01.08.2018 г.).

В части требований к предприятиям с иностранными инвестициями предложения Министерств юстиции и экономики, а также Госкомконкуренции приняты без изменений.

Во-первых, снижен минимальный размер зарубежных вливаний в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями. Одним из критериев для признания организации предприятием с иностранными инвестициями было наличие иностранной доли в размере не менее 30%. Этот порог снижается до 15%;

во-вторых, отменяется требование, по которому владельцем вышеуказанной доли в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями должно являться иностранное юридическое лицо. Таким образом, расширятся возможности для инвесторов - физических лиц.

в-третьих, снижается минимальный размер уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями с 600 млн сумов до 400 млн сумов;


Для справки. Указанные выше требования приведены в статье 6 Закона "Об иностранных инвестициях", а также пункте 1 Указа Президента от 30.11.1996 г. N УП-1652 "О дополнительных стимулах и льготах, предоставляемых предприятиям с иностранными инвестициями".


в-четвертых, в 3 раза снизят размер госпошлины за регистрацию предприятий с иностранными инвестициями. Напомним, сейчас по Положению (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 09.02.2017 г. N 66) о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства ее размер составляет 32 МРЗП при подаче документов в явочном порядке и 16 МРЗП при регистрации через Интернет.

Вместе с тем, пока не нашло одобрения решение увеличить срок аккредитации представительств иностранных коммерческих организаций с 1-3 до 5 лет, а плату за аккредитацию - снизить в 3 раза с 1200 до 400 долларов США.

Также Указом Президента от 01.08.2018 г. утвержден конкретный перечень случаев, когда допускается изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд.

Предложения разработчиков были приняты без существенных изменений.

Вместе с тем, на данном этапе не одобрен принцип "защиты добросовестного приобретателя". Планировалось запретить истребование имущества у добросовестно действовавшего лица, если данное лицо приобрело имущество на возмездной основе с соблюдением норм закона, и не применять к таким лицам последствия недействительности сделок. Например, когда права продавца на недвижимость были оспорены, а законный владелец требует его возврата у покупателя. По всей видимости, предложение не принято, потому что такие нормы могут ущемить права законных собственников.

Согласно Программе мер по повышению инвестиционной привлекательности страны (Указ Президента РУз от 01.08.2018 г. N УП-5495) соответствующий законопроект должны разработать до 15 сентября 2018 года.

В 2008 году в Узбекистане утвердили минимальный размер уставного фонда акционерных обществ - не менее суммы в экв. 400 000 долл. США по курсу ЦБ на дату государственной регистрации общества (Указ Президента от 18.11.2008 г. N УП-4053). Это значение позже закрепилось в новой редакции Закона "Об акционерных обществах и защите прав акционеров".

Однако Указом Президента от 02.09.2017 г. N УП-5177 установлено, что минимальные требования к уставным капиталам общества определяются только в национальной валюте. Поэтому минимальное значение "уставника" пересчитали в сумы по действовавшему на тот момент курсу и зафиксировали на уровне 1 600 млн сумов, не внося изменений в закон. Эту цифру отразили в новом Положении (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 09.02.2017 г. N 66) о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства, что дало ей практическое применение.

Теперь же решено снизить минимальный размер уставного фонда АО до суммы в 400 млн сумов, т.е. в 4 раза. В этом случае без поправок к Закону "Об акционерных обществах и защите прав акционеров" не обойтись. Поэтому Госкомконкуренции, НАПУ, Минэкономики и Минюсту поручено разработать соответствующий законопроект до 15 сентября 2018 года.    

При этом предложение об отмене действующего с 1 июля 2016 года требования, по которому вновь создаваемые АО образуются с обязательной долей иностранного инвестора в уставном капитале не менее 15%, не принято - требование продолжает действовать.

Экспортеры больше не обязаны соблюдать нижний порог цен на плодоовощную продукцию, установленный АО "Узагроэкспорт". Это стало возможным благодаря Указу Президента от 01.08.2018 г. N УП-5495 "О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан".

Сложившаяся в стране система экспорта свежей, сушенной и переработанной плодоовощной продукции включает два порядка его осуществления.


q C заключением экспортного контракта - хозяйственного договора между экспортером и нерезидентом Узбекистана - в порядке Постановления Президента РУз от 19.09.2016 г. N ПП-2603.


Согласно акту (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 14.12.2017 г. N 984), условия экспорта свежей плодоовощной продукции на основе контракта также варьируются:

а) по прямым договорам - при условии получения экспортерами в иностранной валюте 100% предоплаты от стоимости отгружаемой продукции;

б) по договору комиссии с АО "Узагроэкспорт" - на условиях не менее 30% предоплаты от стоимости отгружаемой плодоовощной продукции, а на оставшуюся часть открывается подтвержденный банковский аккредитив либо оформляется гарантия первоклассного иностранного банка. А в адрес открытых за рубежом торговых домов Узагроэкспорта и ведущих иностранных организаций-импортеров, являющихся надежными и долгосрочными партнерами, - без предоплаты, открытия подтвержденного банковского аккредитива либо оформления гарантии первоклассного иностранного банка (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 10.08.2017 г. N 609). 

В свою очередь, экспортировать сушеную и переработанную плодоовощную продукцию можно за иностранную валюту без предоплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков.  


q Без заключения экспортного контракта (договора), на основании инвойса - счета-фактуры на экспорт плодоовощной продукции - в порядке Постановления Президента РУз от 06.11.2017 г. N ПП-3377.


Для этого сумма поставки должна быть не более в экв. 20 000 долл. США (по курсу ЦБ на день оформления экспортной ГТД) и получена 100-процентная предоплата в иностранной валюте от нерезидента на счет в узбекском банке.

Однако в обоих случаях (по контракту и по инвойсу) существовал единый принцип ценообразования. Экспортные контракты должны были заключаться, а экспорт по инвойсу осуществляться по ценам не ниже указанных на официальном веб-сайте АО "Узагроэкспорт" на день заключения контракта или регистрации ГТД соответственно.  

Данное требование отменено при обоих вариантах экспорта. Это дает экспортерам право отпускать плодоовощную продукцию по ценам ниже опубликованных Узагроэкспортом: по рыночным ценам, сформированным на основе спроса и предложений, с учетом средневзвешенных цен, складывающихся по итогам ярмарочных торгов Международной плодоовощной ярмарки, постоянно действующей плодоовощной площадки, исходя из конъюнктуры цен на мировых рынках (пункт 10 Приложения N 1 к Постановлению КМ РУз от 14.12.2017 г. N 984).


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 30.07.2018 г. N 596 утверждено Положение о порядке осуществления закупа социально значимых продовольственных товаров за счет средств Фонда содействия стабилизации цен на внутреннем потребительском рынке (далее - Фонд).


Напоминаем, Фонд с первоначальным взносом в 400 млрд сумов создан в июне 2017 года (Постановление Президента от 23.06.2017 г. N ПП-3082). Он предназначен для сглаживания сезонных и иных резких колебаний спроса и предложения на продовольственные товары на внутреннем рынке. В первую очередь - мяса, растительного и животного масла, зерновых, муки, картофеля, моркови, лука репчатого, а также других важнейших видов социально значимых продовольственных товаров. До 1 апреля 2018 года действовало Временное положение (Приложение к Постановлению КМ РУз от 25.07.2017 г. N 541) об использовании средств Фонда содействия стабилизации цен на внутреннем потребительском рынке.



Как отбираются организации-заготовители


Для оперативного реагирования на сезонные и иные резкие колебания спроса и предложений на внутреннем рынке заранее формируется Реестр организаций-заготовителей, осуществляющих закупки социально значимых продовольственных товаров за счет средств Фонда. Его составлением и ведением занимаются Республиканская комиссия на основе материалов, представляемых территориальными комиссиями (Постановление Президента РУз от 23.06.2017 г. N ПП-3082). Реестр обновляется ежемесячно до 5-го числа, с учетом предложений территориальных комиссий.

Включению в реестр предшествует конкурсный отбор. Ежегодно в январе объявление о его проведении публикуется на ЕПИГУ и портале xarid.uz. Чтобы участвовать в конкурсе для включения в реестр нужно представить в территориальную комиссию:

q заявление по утвержденной форме;

q справку о состоянии расчетного счета;

q сведения о наличии лицензии на право осуществления оптовой торговли;

q документ, подтверждающий наличие у претендента собственных или арендованных складских помещений и торговых точек для обеспечения надлежащего хранения и реализации социально значимых продовольственных товаров;

q документ, подтверждающий наличие у претендента необходимых технических, финансовых, материальных, кадровых и других ресурсов для исполнения договора.

Заявки с предложениями принимаются до наступления крайнего срока, указанного в объявлении. После этого поступившие предложения рассматриваются и оцениваются в срок в пределах 3-х дней. Побеждает организация-заготовитель, предложившая лучшие условия исполнения договора с учетом следующих критериев:

q наличие необходимых технических, финансовых, материальных, кадровых и других ресурсов для исполнения договора;

q отсутствие задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей;

q наличие собственных или арендованных складских помещений и торговых точек для обеспечения надлежащего хранения и реализации социально значимых продовольственных товаров.

Если поступило несколько равноценных предложений, приоритет у претендента, который подал заявление на участие в закупе первым.

Результаты конкурса фиксируются в протоколе, который подписывается всеми членами территориальной комиссии, а выписка из него публикуется на специальном информационном веб-портале в 3-дневный срок после подписания. Территориальная комиссия обязана разъяснить и обосновать свой выбор при получении соответствующего запроса от организации-заготовителя в течение 3-х рабочих дней с момента его поступления.

Затем территориальная комиссия формирует и утверждает перечень отобранных организаций-заготовителей и представляет его в Республиканскую комиссию, которая и формирует Реестр организаций-заготовителей, осуществляющих закуп и реализацию социально значимых продовольственных товаров.



Как товары закупаются и реализуются


Средства Фонда выделяются Министерством финансов в виде беспроцентного займа на основе заключенных трехсторонних договоров с организациями-заготовителями и обслуживающими коммерческими банками. К договору прилагается график погашения займа и гарантия банка, обслуживающего организацию-заготовителя, по возврату займа.

Закуп социально значимых продовольственных товаров за счет средств Фонда осуществляется на внутреннем и внешнем рынках:

q на внутреннем рынке - на основании договоров (контрактов), заключенных между поставщиками и организациями-заготовителями, а у дехканских и личных подсобных хозяйств в соответствии с требованиями Положения о порядке закупа организациями Ассоциации "Узбекозиковкатзахира" сельскохозяйственной продукции у дехканских и личных подсобных хозяйств (Приложение N 8 к Постановлению Президента РУз от 30.11.2017 г. N ПП-3418);

q на внешнем рынке (импорт) - только через систему открытых электронных торгов товарно-сырьевых бирж, в том числе зарубежных. При этом до конца текущего года импортируемые товары освобождаются от таможенных платежей (кроме таможенных сборов).

Приобретенные в описанном порядке товары реализуются по ценам, определяемым Республиканской комиссией, исключительно в торговых точках, включенных в Реестр организаций-заготовителей.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 31.07.2018 г. N 605 утверждено Положение о порядке таможенного декларирования товаров в электронной форме. Старая редакция документа утратила силу (Приложение к Постановлению КМ РУз от 31.12.2014 г. N 376).


Во-первых, учтено, что с 01.07.2018 г. участники внешнеэкономической деятельности вправе в режиме реального времени через Интернет заполнять и представлять в таможенные органы ГТД без обращения к таможенным брокерам.

В связи c этим декларант должен сформировать перечень декларирующих лиц посредством интерактивной услуги ЕПИГУ "Список декларирующих лиц". В списке указывается срок полномочий декларирующего лица для представления электронной декларации в таможенные органы. Если электронная декларация подается от имени дипломатических и консульских представительств иностранных государств, данные о декларирующем лице в список не вносятся.

Во-вторых, предварительная форматно-логическая проверка поступивших электронных деклараций теперь осуществляется в автоматическом режиме Единой автоматизированной информационной системой ГТК (далее - ЕАИС). Система самостоятельно и в режиме реального времени сообщит о выявленных недостатках декларирующему лицу, отправив ему электронное уведомление.

Это сокращает время совершения данной процедуры, т.к. ранее предварительной проверкой занимались сотрудники таможни, на что им отводился 1 рабочий день и еще 3 часа - на уведомление об ошибках.

В-третьих, перечень документов разрешительного характера, необходимых для таможенного оформления товаров, сокращен с 28 до 23 пунктов. Документы выдаются, вводятся или передаются в ЕАИС соответствующими уполномоченными органами.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 30.07.2018 г. N 597 в Постановление Кабинета Министров от 23.08.2011 г. N 240 внесены дополнения, регламентирующие порядок помещения в дома-интернаты "Саховат" и "Мурувват" лиц без определенного места жительства, содержащихся в центрах по реабилитации органов внутренних дел.


Но переводу подлежат не все из них, а только те, кто отвечает двум основным критериям: отношение к категории граждан, подлежащих приему в соответствующий дом-интернат, а также отсутствие общих и специальных медицинских противопоказаний к направлению туда.

        

      

     

Критерий

    

   

Дом-интернат

"Саховат"

   

   

Дом-интернат

"Мурувват"

      

Категория лиц, подлежащих размещению в дом-интернат


Постоянно проживающие в Узбекистане одинокие престарелые и инвалиды I и II групп в возрасте от 18-ти лет, не имеющие родственников или иных лиц, которые обязаны их содержать в соответствии с Семейным кодексом

      

Постоянно проживающие в Узбекистане инвалиды I и II групп в возрасте от 18-ти лет, имеющие выраженные или значительно выраженные психические нарушения


Общие медицинские противопоказания к приему в дом-интернат


q туберкулез в активной стадии процесса;

q заразные заболевания кожи и волос;

q острые инфекционные заболевания;

q злокачественно протекающие опухолевые заболевания и рецидивы злокачественного процесса;

q венерические заболевания.


Специальные медицинские противопоказания к приему в дом-интернат


q эпилепсия с частыми (более 5 раз в месяц) припадками, склонностью к серийным припадкам, эпилептическому статусу, сумеречным состояниям сознания, дисфориям;

q психические заболевания, сопровождающиеся грубыми нарушениями влечения и расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих.


q шизофрения с наличием продуктивной симптоматики, без выраженного дефекта личности;

q эпилепсия с частыми (более 5 раз в месяц) припадками, склонностью к серийным припадкам, эпилептическому статусу, сумеречным состояниям сознания, дисфориям;

q психопатоподобная симптоматика в рамках любой нозологической принадлежности;

q психические заболевания, сопровождающиеся грубыми нарушениями влечения и расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих.


       

          

Направляемым из реабилитационных центров проводят медицинское освидетельствование по показателям, указанным в таблице, по итогам которого оформляется письменное заключение.

Для помещения опекаемого в дом-интернат реабилитационный центр собирает и представляет соответствующий пакет документов.

        

       

     

Для помещения в дом-интернат

"Саховат"

     

   

Для помещения в дом-интернат

"Мурувват"

        

заявление на имя начальника центра реабилитации о помещении в дом-интернат "Саховат", поданное лицом, входящим в категорию граждан, помещаемых в данный дом-интернат


личные данные лица, оформляемого в дом-интернат "Мурувват"


личные данные лица, оформляемого в дом-интернат "Саховат"


медицинское заключение о состоянии здоровья лица, оформляемого в дом-интернат "Мурувват"


медицинское заключение о состоянии здоровья лица, оформляемого в дом-интернат "Саховат"


заключения диспансеров по психоневрологическим заболеваниям, по борьбе с туберкулезом, с онкологическими и кожно-венерическими заболеваниями, полученных от территориального медицинского управления


заключения диспансеров по психоневрологическим заболеваниям, по борьбе с туберкулезом, с онкологическими и кожно-венерическими заболеваниями, полученные от территориального медицинского управления


2 фотографии (размером 6 см х 4 см) помещаемого в дом-интернат "Мурувват"


2 фотографии (размером 6 см х 4 см) помещаемого в дом-интернат "Саховат"


копия справки об инвалидности, выданной ВТЭК


копия справки об инвалидности, выданной ВТЭК - в случае выявления у оформляемого в дом-интернат "Саховат" инвалидности


         

         

В реабилитационном центре ОВД на каждого помещаемого в дом-интернат заводится папка - личное дело в 2-х экземплярах, куда подшиваются перечисленные выше документы. Один экземпляр личного дела передается директору соответствующего дома-интерната.


* * *



Приказом министра здравоохранения (рег. МЮ N 3045 от 27.07.2018 г.) утвержден обновленный Список основных лекарственных средств.


Напомним, согласно статье 4 Закона "О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности" государство гарантирует доступность основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения.


А в соответствии с пунктом 4 Инструкции (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения РУз от 23.11.2005 г. N 573) по составлению Списка основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения Республики Узбекистан данный список используется для:

q анализа потребностей медицинских учреждений;

q рационализации закупок и распределения ЛС;

q составления схем возмещения расходов на ЛС;

q обучения медицинских работников правильному применению ЛС;

q стимуляции производства основных лекарственных средств отечественными фармацевтическими предприятиями;

q осуществления мониторинга наличия основных лекарственных средств и ценообразования;

q составления списков ЛС, предназначенных для оказания гуманитарной помощи и др.;

q исключения и отбора неэффективных лекарственных средств;

q снижения расходов путем использования ограниченного количества наиболее эффективных и безопасных ЛС при существующем уровне финансирования.

Принятый документ стал намного более объемным, чем предыдущий. Старый список включал 328 позиций. А новый - уже 820 позиций. Кроме того, лекарства разделили на 3 вида:

q общие основные лекарственные средства;

q основные лекарственные средства, предназначенные для несовершеннолетних;

q лекарственные средства, содержащие лекарственные растения.


* * *



Принят Закон от 30.07.2018 г. N ЗРУ-489 "О противодействии экстремизму". Акт вступит в силу по истечении трех месяцев.


Экстремизм - это выражение крайних форм действий, направленных на дестабилизацию общественно-политической обстановки, насильственное изменение конституционного строя нашего государства, насильственный захват власти и присвоение ее полномочий, возбуждение национальной, расовой, этнической или религиозной вражды. Экстремистская деятельность может выражаться как в планировании, организации, подготовке или совершении указанных действий, так и в публичных призывах к их осуществлению.

Нужно отметить, что по уголовному законодательству указанные составляющие экстремистской деятельности являются самостоятельными преступлениями, за каждое из которых предусмотрены санкции, соответствующие тяжести совершенного деяния: например, статья 155 УК (терроризм), статья 156 УК (возбуждение национальной, расовой, этнической или религиозной вражды), статья 159 УК (посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан) и т.д.    

Принятый Закон вопросов уголовно-правовой квалификации не затрагивает, он установил систему мер по предупреждению экстремизма. В нее входят:

q повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к экстремизму путем проведения разъяснительной работы, правового воспитания и образования, научно-практических мероприятий, разработки соответствующей литературы и т.п.;

q вынесение официального предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности - допускается, если есть достаточные и предварительно подтвержденные сведения о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, но основания для привлечения к ответственности отсутствуют. Адресуется должностным и физическим лицам в письменной форме с указанием конкретных оснований его вынесения. При несогласии с полученным предупреждением его можно обжаловать вышестоящему должностному лицу соответствующего уполномоченного госоргана или в суд; 

q внесение представления о недопустимости осуществления экстремистской деятельности юридическим лицом - вносится его должностному лицу прокурором или другим сотрудником уполномоченного госоргана при нарушении закона, свидетельствующего о наличии признаков экстремизма в деятельности юрлица. В представлении устанавливается срок для устранения выявленных нарушений и если в этот период они не устраняются либо в течение года со дня его внесения обнаруживаются новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма, деятельность юрлица по представлению прокурора (другого должностного лица уполномоченного органа), приостанавливается на срок до 6-ти месяцев или запрещается решением Верховного суда;

q запрещение ввоза, изготовления, хранения, распространения и демонстрации экстремистских материалов* - обнаруженные в т.ч. в СМИ, сетях телекоммуникаций, включая Интернет, материалы, атрибутика и символика экстремистских организаций уничтожается или удаляется. При невозможности уничтожения или удаления, ограничивается доступ к ресурсам, на которых они размещены;

q запрещение финансирования экстремизма - для этого осуществляется контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом, внутренний контроль организациями, которые эти операции совершают и принимаются меры по надлежащей проверке. Операции, совершаемые причастными к экстремистской деятельности лицами безотлагательно и без предварительного уведомления приостанавливаются, их денежные средства и иное имущество замораживается (Приложение к Приказу Генерального прокурора от 30.09.2016 г. N 22-Б, зарегистрированному МЮ 11.10.2016 г. N 2833);

q приостановление деятельности юридического лица - осуществляется на основании решения суда по заявлению уполномоченного госоргана в случае причастности организации к экстремистской деятельности. Перечень юридических лиц, деятельность которых приостановлена в связи с их причастностью к экстремистской деятельности, размещается на официальных веб-сайтах Министерства юстиции и Верховного суда.

q признание организации экстремистской - если хотя бы одно из ее структурных подразделений (отделение, филиал и представительство) осуществляет экстремистскую деятельность. Производится по заявлению Генерального прокурора, поданному в Верховный суд. Список организаций, которые вступившим в законную силу решением суда признаны экстремистскими и чья деятельность в связи с этим в Узбекистане запрещена, публикуется на сайтах Минюста и Верховного суда.


Важно! Государственными органами, осуществляющими деятельность по противодействию экстремизму (уполномоченными госорганами), являются СГБ (координирующий орган), Генеральная прокуратура, МВД, Министерство юстиции, ГТК и Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре.

         

          

*) Экстремистский материал - предназначенный для распространения документ или иная информация на любом носителе, публично призывающая к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающая или публично оправдывающая необходимость осуществления такой деятельности.


* * *



Опубликовано Постановление Кабинета Министров от 26.07.2018 г. N 584 "О мерах по дальнейшему развитию инфраструктуры автомобильных дорог и совершенствованию системы организации дорожного движения".


В документе отмечается:

q несоответствие нормативных документов в области благоустройства и уровня развития инфраструктуры автомобильных дорог современным требованиям. В частности, требуют обновления действующие стандарты, разработанные в 1970-1980-х годах;

q отсутствие системного подхода к организации и проведению работ по производству и установке дорожных знаков. На автомобильных дорогах выявлена необходимость в замене более 70 тысяч устаревших дорожных знаков, а также установке свыше 136 тысяч новых указателей;

q недостаточная организация работ по оснащению автомобильных дорог информационно-указательными знаками, в том числе на иностранных языках.

В связи с этим, в рамках Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан на 2018-2022 годы (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 19.05.2018 г. N 377), Кабинет Министров постановил:

q первое - обеспечить безопасность участников дорожного движения на основе применения инновационных разработок и светоотражающих материалов при нанесении разметок, обустройстве пешеходных переходов, мест пересечения и примыкания автомобильных дорог, мест кратковременных стоянок и остановок;

q второе - повысить информированность участников дорожного движения по принципу "говорящая дорога" путем установки достаточного количества дорожных знаков и информационных указателей, в том числе на иностранных языках;

q третье - создать необходимые условия для удобства и комфорта пользователей автомобильных дорог, снижения негативного воздействия транспортных средств на экологию за счет повсеместного озеленения, благоустройства и архитектурно-ландшафтного конструирования придорожных территорий;

q четвертое - обеспечить широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий, технических средств и программных продуктов в процессы строительства, обустройства и эксплуатации автомобильных дорог;

q пятое - снизить расходы при эксплуатации автомобильных дорог за счет повышения качества дорожных ремонтных работ и благоустройства территорий, а также использования износостойких материалов, отвечающих современным требованиям к техническим средствам регулирования, а также адаптированных к погодно-климатическим условиям.

Постановлением утверждены:

q Программа организации производства и установки дорожных знаков и нанесения устойчивых дорожных разметок на автомобильных дорогах республики на 2019-2023 годы (далее - Программа);

q параметры финансирования Программы;

q "Дорожная карта" по совершенствованию организации производства и установки дорожных знаков и нанесения устойчивых дорожных разметок на автомобильных дорогах республики.

В рамках реализации Программы ГУП "Uzavtoyo`lbelgi" совместно с АО "Узэлтехсаноат" в двухмесячный срок разработает образцы электронных дорожных знаков, информационно-указательных и предупреждающих знаков с использованием энергосберегающих технологий и источников солнечной энергии и начиная с 2019 года обеспечит их производство и установку на магистральных автомобильных дорогах и центральных городских улицах.

А Государственному комитету по автомобильным дорогам поручено:

q совместно с МВД и заинтересованными министерствами и ведомствами до 1 января 2019 года разработать и утвердить требования к оснащению автомобильных дорог дорожными знаками, разметками, с преобладанием зеленого цвета для информационно-указательных знаков;

q в двухмесячный срок проработать вопрос организации сотрудничества с Институтом проектирования и планирования г. Циньдао (Китайская Народная Республика) в сфере проектирования и эксплуатации дорожной инфраструктуры;

q совместно с Министерством экономики в 2-месячный срок внести в Кабинет Министров предложение по внедрению механизма государственно-частного партнерства при предоставлении субъектам предпринимательства земельных участков для строительства объектов придорожной инфраструктуры с принятием ими обязательств по озеленению и благоустройству территорий вдоль автомобильных дорог;

q реализовать в 2019 году пилотные проекты по строительству и реконструкции участков автомобильных дорог М-39 по направлению "Ташкент-Самарканд" протяженностью 5 км и М-34 по направлению "Гулистан-Даштобод" протяженностью 5 км с установкой уличного освещения и технических средств дорожного регулирования на основе альтернативных источников энергии, дорожных знаков с использованием светодиодов и светоотражателей, а также современных элементов ландшафтного дизайна и озеленения территорий вдоль автомобильных дорог.

В структуре Государственного комитета по автомобильным дорогам создаются:

q государственное унитарное предприятие "Махсусйулкурилиш";

q государственное унитарное предприятие "Проектно-изыскательский институт "Узйуллойиха";

q Фонд инновационного развития без образования юридического лица.

В структуре ГУП "Uzavtoyo`lbelgi" создается специализированная лаборатория по проведению анализа и испытаний на соответствие стандартам дорожных знаков, красок и термопласта для разметок.

Планируется проведение ежегодного конкурса среди городов на звание "Лучший ландшафтный дизайн придорожных территорий в городах".

Начиная с 2018/2019 учебного года, в Ташкентском институте по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог будут организованы курсы повышения квалификации технических кадров по направлениям "Эстетика автомобильных дорог", "Ландшафтный дизайн придорожных территорий", "Нанесение дорожных разметок", "Организация дорожного движения" (в случае необходимости привлекут ведущих зарубежных специалистов).

При разработке проектно-сметной документации по строительству и реконструкции центральных городских улиц будут предусматривать оборудование пешеходных переходов техническими средствами регулирования, в том числе со звуковым сопровождением для слабовидящих.


* * *



В Порядок ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в национальной валюте внесли поправки (рег. МЮ N 510-4 от 28.07.2018 г.).


Нерезидентам, как и всем остальным участникам биржевых торгов на товарно-сырьевых биржах (далее - ТСБ), открываются и ведутся счета расчетно-клиринговой палатой (далее - РКП).


Для справки. Расчетно-клиринговая палата - это структурное подразделение биржи, обеспечивающее проведение клиринга, расчетов и взаиморасчетов по биржевым сделкам через электронную систему клиринга.


При этом средства участников клиринга, находящиеся на их лицевых счетах в РКП, могут использоваться:

q для осуществления расчетов между ними, связанных с исполнением обязательств по сделкам;

q в качестве задатка для участия на торговых сессиях;

q по поручению клиента - для возврата на счет участника клиринга в его обслуживающем банке;

q для осуществления расчетов по оплате услуг биржи, брокерских вознаграждений;

q для осуществления платежей, связанных с исполнением заключенных экспортных (импортных) сделок в соответствии с законодательством;

q в иных случаях, связанных с заключением и исполнением сделок.

Тем не менее, в Правила (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 17.01.2018 г. N 33) проведения расчетно-клиринговых операций на товарно-сырьевых биржах были внесены дополнения, позволяющие нерезидентам-юрлицам открывать счета в местных банках и осуществлять покупку (продажу) иностранной валюты за счет средств, полученных от продажи продукции на открытых электронных торгах ТСБ. Таким образом, Порядок ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в национальной валюте привели в соответствие с вышеуказанным документом.

Установлено, что средства от продажи продукции и иные не запрещенные средства, поступившие на открытые нерезидентам (юрлицам) - участникам открытых электронных торгов ТСБ банковские счета в нацвалюте, могут по распоряжению владельца счета:

q использоваться для покупки иностранной валюты;

q обратно переводиться на счета, открытые в РКП бирж.


* * *



Подписан Указ Президента от 27.07.2018 г. N УП-5490 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства".


Принято решение списать налоговые задолженности по фиксированному налогу и пеням, начисленным на данные задолженности, а также задолженности по финансовым санкциям и судебным расходам (кроме судебных издержек), образовавшиеся на момент вступления в силу Указа и числящиеся:

1) за физлицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до 01.04.2018 г., и индивидуальными предпринимателями (в т.ч. временно приостановившими деятельность), не осуществлявшими финансово-хозяйственную деятельность с 01.04.2018 г.;

2) за физическими лицами, которым начислена годовая сумма фиксированного налога за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.


Важно! Списание задолженности осуществляется в случае восстановления предпринимательской деятельности либо государственной регистрации в установленном законодательством порядке в срок до 01.01.2019 г.


Кроме того, отменен порядок единовременного взимания фиксированного налога с физических лиц, осуществляющих деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, исчисленного исходя из установленной ставки по соответствующему виду деятельности в годовом размере.


Напомним, при осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации физлица несут следующую ответственность:

q при получении дохода вплоть до крупного размера (до 500 МРЗП) штрафуются по статье 176 КоАО (до 50 МРЗП с конфискацией предметов правонарушения);

q при получении особо крупного размера (свыше 500 МРЗП) наступает уголовная ответственность по статье 188 УК (вплоть до лишения свободы до 5 лет).


Параллельно с них взыскивался годовой размер фиксированного налога согласно Положению о порядке взимания фиксированного налога с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации (рег. МЮ N 2463 от 31.05.2013 г.).


Напомним, Указом Президента от 05.10.2016 г. N УП-4848 с 01.01.2017 года отменены:

q встречные проверки - сопоставление документов, находящихся у разных налогоплательщиков и связанных между собой единством операций. Они проводились в отношении третьих лиц, когда при проведении налоговых проверок возникала необходимость получить дополнительную информацию о правильном отражении налогоплательщиком операций с этими лицами в налоговом учете;

q внеплановые проверки, кроме проверок в связи с ликвидацией юрлица, а также краткосрочных проверок по фактам нарушений законодательства, проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов.


Однако с 1 апреля 2018 года Республиканский совет прекратил свою деятельность. Вместо него координировать проверки будет Генеральная прокуратура через специальную электронную систему. Параллельно Указом Президента от 22.01.2018 г. N УП-5308 объявлен 2-годичный мораторий на плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности, т.е. плановые ревизии (не путать с ревизиями по уголовному делу).

Принятый документ открыл новый этап упразднения отдельных видов проверок. Так, с 01.09.2018 г. отменены:

q плановые проверки, не связанные с финансово-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства (т.е. те плановые проверки, которые не попали под мораторий и проводились органами пожарного, санитарного, энергетического надзора, государственной ветеринарной службы и др.);

q проверки деятельности субъектов предпринимательства, проводимые в порядке контроля - проверки, осуществляемые контролирующими органами, за устранением хозяйствующими субъектами нарушений, отмеченных предыдущей проверкой.

Таким образом, с 01.09.2018 г., по-прежнему, будут проводиться:

q проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) в рамках уголовных дел (глава 22-1 УПК);

q проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) в связи с ликвидацией юридического лица;

q краткосрочные проверки на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;

q камеральный контроль;

q хронометраж поступления наличной денежной выручки;

q введенные с 2018 года налоговый мониторинг и мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов.

С этой же даты вводится следующий порядок:

q инициирование проверок деятельности субъектов предпринимательства осуществляется на основе результатов системы "риск-анализа", предполагающей инициирование проверок, исходя из степени риска совершения соответствующим субъектом предпринимательства нарушений законодательства;

q Генеральная прокуратура является уполномоченным органом по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства;

q все проверки деятельности субъектов предпринимательства, проводимые контролирующими органами, подлежат обязательной регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок (Генеральная прокуратура будет изучать обоснованность решений о проверках и выдавать разрешение с уникальным кодом на их проведение);

q проверки деятельности субъектов предпринимательства, проведенные без регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок, являются незаконными;

q результаты проведенных проверок деятельности субъектов предпринимательства вносятся контролирующими органами в Единую систему электронной регистрации проверок в течение 3-х дней после их завершения (субъекты предпринимательства смогут получать по своим запросам информацию о проводимой проверке в виде коротких сообщений (SMS), а также через сеть Интернет в режиме реального времени).

Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства возобновятся в 2020 году и могут охватить периоды 2018 и 2019 годов.

Также Указом Президента от 27.07.2018 г. N УП-5490 одобрен новый механизм возмещения убытков гражданам и бизнесу в связи с изъятием земли для государственных и общественных нужд.


Напомним, сейчас по Положению о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд (Приложение к Постановлению Кабинета Министров от 29.05.2006 г. N 97) компенсация осуществляется в следующем порядке:

q при отводе изымаемых земельных участков предприятиям, учреждениям и организациям - за счет средств этих предприятий, учреждений и организаций;

q в иных случаях - за счет средств доходной части местных бюджетов, поступающих сверх прогноза по итогам квартала, средств резервного фонда бюджетов Каракалпакстана, областей и г. Ташкента, и (или) за счет части распределяемых средств от разгосударствления, приватизации государственного имущества, поступающих на соответствующие счета Совета Министров Каракалпакстана, хокимиятов областей и г. Ташкента.


Таким образом, единый централизованный источник возмещения отсутствует. Это приводит к нарушениям на местах. Так, по данным Министерства юстиции в период 2016-2018 гг. 37 собственникам не было выплачено никакой компенсации на сумму 3 млрд 252 млн сумов, а 215-ти собственникам компенсацию не доплатили на 15 млрд 67 млн сумов. Кроме того, в 100 случаях выплаты были произведены без оценки сносимых жилых помещений, а в 391 случае оценка проведена уже после сноса.

В связи с этим при Кабинете Министров в течение 2-х месяцев создадут Централизованный фонд по возмещению убытков физическим и юридическим лицам в связи с изъятием у них земельных участков для государственных и общественных нужд. Он будет пополняться за счет доходной части местных бюджетов и иных источников (по всей видимости, сюда включат также средства получателей изымаемых земельных участков).


Важно! Изъятие земельных участков без согласования с Фондом запретят. По мнению автора статьи, это важный шаг к тому, чтобы исключить случаи сноса недвижимости до выплаты полной компенсации, а также занижения результатов оценки имущества.


Внеплановые проверки бизнеса могут возобновить в течение месяца. Это вытекает из Указа Президента от 27.07.2018 г. N УП-5490 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства".


Напомним, сейчас во внеплановых краткосрочных проверках возник технический перерыв. Дело в том, что с 01.04.2018 года прекратил работу Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов. Соответственно, разрешения на проведение проверок выдавать некому.


А в июне в структуре ГНК упразднено Главное управление профилактики правонарушений в сфере розничной торговли и оказания услуг, включая его территориальные подразделения (от должностей освобождены 1245 человек). Возникла заминка также с проверками по вопросам искусственного завышения или снижения цен, применения контрольно-кассовых машин и расчетных терминалов, выдачи талонов и чеков, а также своевременной и в полном объеме инкассации наличной выручки (данные проверки не подлежали согласованию с Республиканским советом).

Более того, в СМИ распространили письмо ГНК от 25.06.2018 г. N 04/3-1470 о том, что с 9:00 26 июня 2018 г. до особого распоряжения запрещены все проверки бизнеса.

Теперь возможны изменения. До 01.09.2018 года в Законодательную палату Олий Мажлиса внесут проект Закона "О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства" (сейчас действует Закон "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов"). До его принятия Генпрокуратура в месячный срок утвердит Временное положение о порядке согласования и проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства контролирующими органами, а также Положение о порядке ведения Единой системы электронной регистрации проверок.

Таким образом, внеплановые краткосрочные проверки бизнеса могут возобновиться под контролем Генеральной прокуратуры. Теперь срок их проведения составит от 1 до 10 дней (с возможностью однократного продления в 2 раза). А поводом к проверке станут не только обращения физических и юридических лиц о нарушениях, но также результаты "риск-анализа". В последнем случае инициирование проверок налоговыми и другими контролирующими органами будет проходить исходя из степени риска совершения соответствующим субъектом предпринимательства нарушений законодательства.

При этом продолжит действие 2-годичный мораторий на плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности (возобновятся в 2020 году). А плановые проверки, не связанные с финансово-хозяйственной деятельностью, и проверки в порядке контроля отменены.

Введены два алгоритма назначения проверок. Это предусмотрено приложениями к Указу Президента от 27.07.2018 г. N УП-5490 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства".


Напомним, документ отменил проведение двух видов проверок субъектов предпринимательства с 1 сентября и установил новый порядок осуществления госконтроля с той же даты.


По сути, внедряются 2 алгоритма назначения проверок: часть из них проводится по согласованию с Генеральной прокуратурой (уполномоченный орган после упразднения Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов), а другие - в порядке уведомления Генеральной прокуратуры.



1 - по согласованию с Генеральной прокуратурой проводятся следующие виды проверок:

а) проводимые в течение от 1-го до 10-ти дней на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства или инициируемые контролирующими органами по итогам результатов "риск-анализа" деятельности субъектов предпринимательства;

б) проверки финансово-хозяйственной деятельности, которые возобновятся по истечении 2-летнего моратория (т.е. в 2020 году), сроком не более 30-ти дней, в случаях:

q систематического нарушения налогового законодательства по уплате налогов и других обязательных платежей в течение финансового года;

q выявления нарушений налогового законодательства, превышающих сумму 100 МРЗП, после принятия налоговыми органами мер, предусмотренных законодательством;

q выявления фактов нарушения налогового законодательства субъектами предпринимательства, имеющих в уставном фонде долю государства более 50%.

Важно понимать, что согласование проверки в данном случае не отменяет обязанности зарегистрировать ее в Единой системе электронной регистрации проверок. Незарегистрированные проверки признаются незаконными, а должностные лица контролирующих органов, инициировавшие и (или) проводившие эти проверки, привлекаются к ответственности по статье 241-2 КоАО и статье 192-2 УК. 

Здесь же отметим, что в 2-х случаях произошла передача контрольных функций от контролирующих органов институтам гражданского общества и другим организациям.

      

    

   

Контрольные

функции

       

  

Контролирующий орган, который лишается своих контрольных функций

    

     

Институты гражданского общества и другие организации, в ведение которых передаются контрольные функции

         

Осуществление проверок деятельности субъектов предпринимательства, функционирующих в сфере туроператорской и гостиничных хозяйств


Государственный комитет по развитию туризма, с сохранением полномочий по:

проведению профилактических работ;

сертификации услуг в сфере туризма


Ассоциация частных туристских организаций и другие общественные объединения в сфере туризма


Проверки в деятельности субъектов предпринимательства, функционирующих в сфере полиграфической деятельности


Министерство внутренних дел, с сохранением полномочий по проведению профилактических работ 


Узбекское агентство по печати и информации


          

       

2 - проверки, проводимые в порядке уведомления Генеральной прокуратуры.

Уведомление в данном случае осуществляется путем их регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок. Всего в утвержденном перечне 25 видов таких проверок. Среди них, например, проводимые в связи с ликвидацией юридического лица; проверка деятельности физлиц, продолжающих осуществление индивидуального предпринимательства в период, когда они официально приостановили свою деятельность и т.д.


Важно! Максимальный срок проведения проверки, проводимой как по согласованию с Генеральной прокуратурой, так и в порядке ее уведомления, может быть продлен только 1 раз по обоснованным заявкам контролирующих органов с разрешения Генеральной прокуратуры. При этом срок, на который продлевается проведение соответствующей проверки, не может превышать основной срок ее проведения.


Например, длительность проверки, проводимой в связи с ликвидацией юридического лица, составляет не более 30-ти дней. По обоснованной заявке Государственного налогового комитета (контролирующий орган) с разрешения Генпрокуратуры проверка может быть продлена на аналогичный срок. Таким образом, предельный срок проведения проверки не должен превышать 60-ти дней.


* * *



Адвокатам разрешили проносить в здания судов компьютеры и мобильники. Соответствующие изменения (рег. МЮ N 2981-1 от 25.07.2018 г.) внесены в Инструкцию о порядке обеспечения безопасности судов, судебных процессов и их участников (документ на узбекском языке).


Установлено, что адвокаты для осуществления своих профессиональных обязанностей и при строгом соблюдении статьи 19 Уголовно-процессуального кодекса (регламентирует проведения открытых и закрытых судебных заседаний) вправе проносить в здания судов компьютеры, мобильные и другие средства связи. Исключение - случаи проведения закрытых судебных заседаний. При этом использование этих предметов внутри здания судов не должно нарушать порядок проведения судебных заседаний, а звукозапись, фотографирование, видеозапись и киносъемка, по-прежнему, допускаются только с разрешения председательствующего.

Примечательно, что средства аудиозаписи исключены из перечня предметов, которые проносятся в здания судов другими гражданами только по разрешению председательствующего в судебном заседании. Кроме того, установлено, что трансляция судебных заседаний в средствах массовой информации теперь осуществляется "в порядке, предусмотренном законодательством". Раньше это мог разрешить председательствующий.



















































Время: 0.0492
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск