ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов /

Концепция совершенствования нормотворческой деятельности (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 08.08.2018 г. N УП-5505)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 08.08.2018 г. N УП-5505



КОНЦЕПЦИЯ

совершенствования нормотворческой

деятельности


Динамичное развитие законодательства, связанное с изменениями целого ряда сфер общественной жизни, привело к появлению большого количества норм, иногда вступающих в противоречие с действующим законодательством.

Данное обстоятельство обуславливает необходимость кардинального пересмотра всего массива законодательства для достижения намеченных целей и задач проводимых реформ.



I. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ,

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ


1. Четкое разграничение оснований принятия и предмета регулирования нормативно-правовых актов с целью определения конкретного вида акта, необходимого для регламентации того или иного общественного отношения.


2. Совершенствование классификации нормативно-правовых актов исходя из функционального назначения, порядка принятия и юридических последствий их действия.


3. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в конкретных сферах, с учетом максимального сокращения ведомственных нормативно-правовых актов, пересмотра рамочных, бездействующих и не влияющих на правоприменение актов законодательства и устранения необоснованных ограничений, излишних административных процедур и устаревших механизмов регулирования.


4. Обеспечение функционирования на практике принципа достаточности оснований для принятия регуляторных решений, согласно которому регуляторное вмешательство государства допускается только если другие меры (административные процедуры, управленческие решения, судебное рассмотрение) не могут решить соответствующую проблему и его необходимость основана должным образом, в том числе на базе изучения и анализа обращений, результатов опроса общественного мнения и пробелов действующего законодательства.


5. Ограничение нормотворческих полномочий ведомств путем четкого определения перечня юрисдикций каждого из них, регламентация которых связана с принятием нормативно-правовых актов, предусматривающее поэтапное сужение и исключение полномочий по принятию ведомственных нормативно-правовых актов.


6. Обеспечение соответствия правовой базы Республики Узбекистан общепризнанным принципам международного права и нормам международных договоров.


7. Внедрение эффективных механизмов принятия законов прямого действия.


8. Совершенствование процесса принятия решений Пленума Верховного суда в части разъяснения применения законодательства с определением границ их применения, порядка обращений в Конституционный суд Республики Узбекистан, а также внедрение механизма обжалования актов разъяснения и толкования.



II. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ РАЗРАБОТКИ

И ПРИНЯТИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ,

А ТАКЖЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОНИТОРИНГА

ИХ ИСПОЛНЕНИЯ


1. Совершенствование порядка инициирования, разработки и принятия нормативно-правовых актов, а также мониторинга их исполнения, предусматривающего внедрение концептуально новых механизмов, обеспечивающих качество, прозрачность, системность, согласованность и общественную вовлеченность.


2. Создание действенного механизма мониторинга и контроля Конституционным судом за соответствием норм принятых нормативно-правовых актов, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан Конституции Республики Узбекистан и неотлагательного принятия решения, направленного на отмену принятых актов и решений, противоречащих ее нормам, с внедрением действенного порядка исполнения его решений.


3. Повышение уровня влияния общественных обсуждений на нормотворческий процесс путем организации эффективной работы по вовлечению граждан, институтов гражданского общества, средств массовой информации, субъектов предпринимательства и представителей науки в данный процесс.


4. Внедрение эффективной системы оценки нормотворческой деятельности ведомств в зависимости от качества разрабатываемых проектов нормативно-правовых актов, успешности их реализации, а также выгод и издержек (в том числе убытки и ущерб), понесенных гражданами и субъектами предпринимательства вследствие неэффективного регулирования.


5. Детализация процедур обжалования и требования отмены нормативно-правового акта со стороны граждан, хозяйствующих субъектов, государственных органов. Определение роли в данном процессе административных судов и Конституционного суда Республики Узбекистан, а также конкретизация процесса возмещения причиненного ущерба вследствие принятия нормативно-правового акта.



III. ВНЕДРЕНИЕ В НОРМОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


1. Развитие системы электронного нормотворчества, предусматривающее перевод этапов нормотворческого процесса (инициирование, разработка, согласование, внесение и мониторинг исполнения нормативно-правовых актов) в электронную форму.


2. Внедрение механизма межведомственного электронного согласования проектов нормативно-правовых актов, направленного на оптимизацию и дебюрократизацию данной процедуры, предусматривающего, в том числе процедуру согласования с учетом объема проекта, сложности предмета его регулирования и др.


3. Создание и внедрение в деятельность палат Олий Мажлиса автоматизированной системы обработки данных законодательства, позволяющей гражданам беспрепятственно получать информацию о ходе рассмотрения и принятия законопроектов на всех этапах.


4. Определение органа, обеспечивающего проведение лингвистической экспертизы аутентичности текстов проектов нормативно-правовых актов, подготовленных на двух и более языках.


5. Дальнейшее совершенствование системы электронной подачи коллективных инициатив граждан (веб-портал "Mening fikrim") с пересмотром количества голосов для подачи инициативы в соответствии с опытом зарубежных стран, детализацией процедур по принятию и рассмотрению государственными органами гражданских инициатив относительно установления, изменения или отмены правовых норм и с расширением круга уполномоченных органов на их рассмотрение.



IV. ПРИМЕНЕНИЕ В НОРМОТВОРЧЕСТВЕ ЭЛЕМЕНТОВ

МОДЕЛИ "УМНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ"


1. Поэтапный переход к применению элементов модели "умное регулирование", в том числе определяющих, что принимаемые проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие усложнение процедур, затрагивающие права и законные интересы граждан и субъектов предпринимательства, в обязательном порядке должны содержать положения об:

отмене существующей нормы, издержки исполнения которой со стороны граждан, субъектов предпринимательства и общества равны или превышают издержки, предусмотренные предлагаемой нормой проекта;

ограничении срока действия усложняющих процедур, по истечении которого они должны быть пересмотрены на предмет улучшения существующего регулирования, обоснования его дальнейшей необходимости либо автоматического признания утратившим силу.


2. Внедрение положительно апробированной в зарубежных странах системы проведения обязательной оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов, предусматривающей анализ проблемы, способов ее решения, воздействия на конкуренцию, прогнозирование и оценку возможных последствий введения новых инструментов и порядка регулирования, в том числе анализ выгод и издержек для граждан и субъектов предпринимательства.


3. Определение исчерпывающего перечня видов нормативно-правовых актов, подлежащих прохождению процедуры системы оценки воздействия актов законодательства, в качестве неотъемлемой части процесса их разработки и мониторинга применения.


4. Налаживание практики конкретизации цели и задач, содержащихся в нормативно-правовых актах, для достижения которых они принимаются, с использованием их в качестве индикаторов достижения данной цели.


5. Обеспечение функционирования комплексной системы оценки регуляторного воздействия актов законодательства путем распространения ее действия на принятые нормативно-правовые акты.


6. Внедрение эффективных способов и методологии проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов с определением данной процедуры в качестве неотъемлемого элемента системы оценки воздействия актов законодательства.


7. Налаживание практики обязательного сопровождения на стадиях согласования и общественного обсуждения проекта нормативно-правового акта аналитическими документами оценки регуляторного воздействия, предусматривающими анализ проблемы, способов ее решения, воздействия на конкуренцию, прогнозирование и оценку возможных последствий введения новых инструментов и порядка регулирования, в том числе анализ выгод и издержек для граждан и субъектов предпринимательства.



V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ

ОСНОВ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1. Определение единой координирующей организации, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов, научного сообщества и негосударственных структур, а также разработку и совершенствование целостной научно-теоретической и методологической базы по проведению оценки регуляторного воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность, права, свободы и законные интересы граждан.


2. Обеспечение прозрачности и подотчетности процесса парламентских обсуждений по проектам законов путем внедрения механизмов:

оперативного опубликования на веб-ресурсах парламента текстов законопроектов и аналитических материалов к ним после каждого чтения;

онлайн трансляций данных процессов в средствах массовой информации, а также через веб-ресурсы парламента с возможностью направления предложений и замечаний в режиме реального времени.


3. Внедрение принципов и процедур пилотирования и экспериментального применения регуляторных решений в пределах отдельных административно-территориальных единиц и последующего распространения позитивного опыта в масштабах республики.


4. Совершенствование механизмов межведомственного информационного обмена результатами статистического учета и анализа судебной, правоприменительной и надзорной практики в целях оценки регуляторного воздействия актов законодательства и выявления системных недостатков законодательства.


5. Широкое привлечение результатов научно-аналитической деятельности представителей научных и экспертных кругов, студентов высших образовательных учреждений и соискателей ученых степеней, содержащих предложения по совершенствованию законодательства и правового регулирования, в том числе путем создания онлайн информационных систем, содержащих данные предложения.


6. Создание эффективных механизмов консультирования с экспертным сообществом и использования их потенциала в процессе разработки проектов нормативно-правовых актов.


7. Совершенствование системы повышения квалификации работников государственных органов, осуществляющих правовую, экономическую, финансовую, экологическую, антикоррупционную и иные виды экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в целях обучения современным методам работы исходя из передового зарубежного опыта.


8. Обеспечение научной обоснованности проводимых преобразований путем формирования оптимальной модели взаимодействия науки и практики.



VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ

НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ


Совершенствование правового обеспечения осуществляемых реформ, а также формирование систематизированной законодательной базы, направленной на всестороннее обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение гарантий защиты и поддержки субъектов предпринимательства, полноценный учет их мнений и всестороннюю реализацию принципа "Интересы человека - превыше всего".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 9 августа 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

13 августа 2018 г., N 32, ст. 655













































Время: 0.1759
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск