ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Общие вопросы экономики / Программы, концепции и их реализация /

Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 21.09.2018 г. N УП-5544)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 21.09.2018 г. N УП-5544



СТРАТЕГИЯ

инновационного развития Республики

Узбекистан на 2019-2021 годы


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Важным условием динамичного развития Республики Узбекистан является ускоренное внедрение современных инновационных технологий в отрасли экономики, социальную и иную сферу с широким применением достижений науки и техники.

Стремительно развивающиеся все сферы общественной и государственной жизни страны требуют тесного сопровождения проводимых реформ на основе современных инновационных идей, разработок и технологий, обеспечивающих быстрый и качественный рывок страны в ряды лидеров мировой цивилизации.

Вместе с тем, проведенный анализ показал недостаточную работу по инновационному развитию процессов модернизации, диверсификации, увеличению объемов производства и расширению товарной номенклатуры конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. В частности:

низкий уровень охвата населения высшим образованием;

отсутствие независимости высших образовательных учреждений в определении учебных планов и программ, количества квоты приемов студентов, распределении финансовых средств;

ненадлежащее взаимодействие между министерствами и ведомствами, ответственными за развитие научной и инновационной деятельности, ненадлежащая координация деятельности научно-исследовательских учреждений и лабораторий;

низкий уровень обеспечения коммерциализации результатов научной деятельности;

отсутствие высококвалифицированных специалистов в сфере инновационного менеджмента, позволяющих активно продвигать и осуществлять трансфер технологий;

нехватка выделяемых бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

неэффективность и непрозрачность государственного финансирования научной и инновационной деятельности, отсутствие механизмов стимулирования привлечения средств внебюджетных и частных фондов, недостаточное развитие внутренних источников долгового финансирования;

ненадлежащая защита результатов интеллектуальной деятельности, отсутствие квалифицированных специалистов в данной сфере, особенно в государственных органах и организациях;

низкий уровень внедрения инновационных технологий в сфере возобновляемых и альтернативных источников энергии, энергетической утилизации вторичных ресурсов;

неразвитость корпоративных отношений и принципов корпоративного управления в стране с учетом лучшей зарубежной практики, особенно в государственных компаниях;

низкая доля сектора информационно-коммуникационных технологий в объеме валового внутреннего продукта страны.

Указанные недостатки препятствуют ускоренному инновационному развитию страны, привлечению инвестиций, росту экономики и других сфер государственной и общественной жизни.

В этой связи особое значение приобретает разработка Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы (далее - Стратегия), предусматривающей следующие цели, задачи и основные направления:



ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ


1. Главной целью Стратегии является развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны на мировой арене и ее инновационного прогресса.


2. Для достижения главной цели основными задачами Стратегии являются:

вхождение Республики Узбекистан к 2030 году в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса;

повышение качества и охвата образованием на всех уровнях, развитие системы непрерывного образования, обеспечение гибкости системы подготовки кадров, исходя из потребностей экономики;

укрепление научного потенциала и эффективности научных исследований и разработок, создание действенных механизмов интеграции образования, науки и предпринимательства для широкого внедрения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

увеличение вложения государственных и частных средств в инновации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, внедрение современных и эффективных форм финансирования мероприятий в данных сферах;

повышение эффективности деятельности органов государственной власти путем внедрения современных методов и инструментов управления;

обеспечение защиты прав собственности, создание конкурентных рынков и равных условий ведения бизнеса, развитие государственно-частного партнерства;

создание устойчиво функционирующей социально-экономической инфраструктуры.



ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ


3.1. Развитие науки, изобретательности

и трансфера технологий


1. Введение механизма организации исследований через государственный заказ на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по программно-целевому принципу с использованием механизмов проектного управления.


2. Реализация комплекса мер по привлечению молодежи в научную деятельность.


3. Создание центров коллективного пользования уникальным научно-техническим оборудованием.


4. Повышение престижа научной деятельности в Республике Узбекистан.


5. Создание государственной системы научно-технической информации, включающей республиканские, отраслевые, региональные научно-технические информационные ресурсы и организации, специализирующиеся на сборе, хранении и обработке отечественных и зарубежных источников научно-технической информации, формировании, ведении и использовании информационных фондов, баз и банков данных.


6. Совершенствование механизмов оценки объектов интеллектуальной собственности.


7. Создание национальной и региональных офисов трансфера технологий.


8. Создание хаба технопарков, свободных экономических зон, свободных индустриальных зон, малых промышленных зон и научно-производственных кластеров для разработки и внедрения передовых технологий.


9. Усиление государственной поддержки для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и ее реализации на внешнем рынке.



3.2. Совершенствование системы финансирования

инновационной деятельности


1. Увеличение государственных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и доведение этого показателя к 2021 году до 0,8 процентов от объема валового внутреннего продукта.


2. Создание специальных институтов по финансированию инновационной деятельности (инновационные фонды, инновационные банки, венчурные фонды).


3. Упрощение процедур и требований к получению банковского кредита для стимулирования инновационного развития страны.


4. Совершенствование системы микрофинансирования инновационного развития.


5. Стимулирование участия частного сектора в определении и финансировании приоритетов научно-технологического развития.


6. Создание постоянно обновляющейся единой базы данных инновационных проектов и потенциальных инвесторов.


7. Упрощение процедур и повышение прозрачности получения и использования грантов и средств технического содействия на инновационные проекты.



3.3. Развитие инфраструктуры и информационно-

коммуникационных технологий


1. Совершенствование системы нормативно-правового регулирования телекоммуникационной сферы, в том числе путем расширения участия субъектов предпринимательства на основе государственно-частного партнерства.


2. Доведение к 2021 году доли экспорта услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий до 4 процентов от общего объема.


3. Либерализация доступа прямого подключения к международным сетям телекоммуникаций всем операторам.


4. Стимулирование населения к использованию информационно-коммуникационных технологий.


5. Развитие отечественной индустрии разработки программных продуктов посредством создания технопарка для стартап-проектов.



3.4. Совершенствование системы образования

и развитие человеческого капитала


1. Дальнейшее улучшение качества обучения в образовательных учреждениях посредством внедрения новых образовательных программ, современных педагогических и smart-технологий в учебно-воспитательный процесс (формирование электронных модулей и внедрение дистанционного обучения).


2. Развитие инклюзивного образования в целях обеспечения условий для равного доступа к обучению и воспитанию детей с инвалидностью, включая:

создание "безбарьерной среды" путем установления в образовательных учреждениях подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащения поручнями, специальными партами, столами и другими специальными компенсаторными средствами;

создание программ интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;

обеспечение образовательных учреждений соответствующим кадровым потенциалом (педагоги-дефектологи, специалисты по психолого-педагогическому сопровождению детей).


3. Разработка и внедрение национальной системы оценки качества образования и его влияния на уровень инновационного развития страны на основе проведения систематического мониторинга результатов образовательного процесса на региональном и национальном уровнях.


4. Организация краткосрочного обучения в профессиональных колледжах для молодежи, нуждающейся в переподготовке с учетом меняющихся тенденций рынка труда.


5. Повышение охвата населения высшим образованием.


6. Увеличение доли студентов по направлениям естественных и технических наук.


7. Усиление исследовательской составляющей высших образовательных учреждений на основе государственной поддержки наиболее активных в данной сфере вузов, выбранных по числу опубликованных научных статей, индексу цитируемости, участию в международных конференциях и семинарах, количеству полученных патентов.


8. Создание Форсайт центров в ведущих вузах как отдельного звена системы прогнозирования развития инновационной деятельности в целях разработки предложений по сценариям отраслевой и региональной экономики. Обеспечение научно-технологического прогнозирования внутренней и внешней среды, развитие технологического и инновационного окружения и приоритетных инновационных направлений высшего образовательного учреждения.



3.5. Развитие конкуренции и сокращение

административных барьеров


1. Развитие корпоративного права и внедрение современных принципов корпоративного управления с учетом международного опыта.


2. Формирование конкурентного рынка, стимулирующего переход экономики на инновационный путь развития и эффективное использование ресурсов.


3. Совершенствование антимонопольной политики, в том числе за счет внедрения государственно-частного партнерства, обеспечение недискриминационного доступа к товарам, работам и услугам субъектов естественных монополий для всех юридических и физических лиц, внедрение эффективных механизмов ценообразования на продукцию предприятий-монополистов.


4. Создание равных условий осуществления предпринимательской деятельности и предотвращение монополизации внутреннего рынка.


5. Обеспечение полной цифровизации ведения дел государственного кадастра к 2021 году и упрощение процедуры регистрации собственности.


6. Увеличение доли производства электрической энергии с использованием возобновляемых и альтернативных источников энергии более 20 процентов к 2025 году.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 22 сентября 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

24 сентября 2018 г., N 38, ст. 764

















































Время: 0.2176
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск