ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2018 год /Обзор нового в законодательстве (за период с 22 по 28 сентября 2018 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБЗОР
НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(за период с 22 по 28 сентября 2018 г.)
Постановление Президента РУз от 27.09.2018 г. "О мерах по реализации
Закона Республики Узбекистан "О государственных закупках"
Постановление Кабинета Министров РУз от 25.09.2018 г. N 765
"О мерах по совершенствованию порядка закрепления территорий
для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере
Постановление Кабинета Министров РУз от 25.09.2018 г. N 762
"О мерах по упрощению таможенных процедур при оформлении
товаров и транспортных средств, прибывающих на таможенную
территорию Республики Узбекистан"
Приказ министра высшего и среднего специального образования
"Об утверждении Положения о контроле и системе оценки знаний
студентов высших образовательных учреждений"
(Зарегистрирован МЮ 26.09.2018 г. N 3069)
Указ Президента РУз от 25.09.2018 г. "Об организации деятельности
фонда "Эл-юрт умиди" по подготовке специалистов за рубежом
и диалогу с соотечественниками при Кабинете Министров
Приказ министра юстиции "О внесении изменений и дополнений
в Положение о квалификационных комиссиях при территориальных
управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан"
(Зарегистрирован МЮ 25.09.2018 г. N 1921-2)
Постановление Кабинета Министров РУз от 20.09.2018 г. N 747
"О дополнительных мерах по повышению эффективности борьбы
против правонарушений в сфере безопасности дорожного движения"
Результаты регистрации лекарств 20-ти стран признаются
Указ Президента РУз от 21.09.2018 г. N УП-5544 "Об утверждении
Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан
Постановление Кабинета Министров РУз от 19.09.2018 г. N 745
"О неотложных мерах по обеспечению безопасной эксплуатации
автотранспортных средств, оборудованных газовыми баллонами,
а также централизованных котельных, работающих на природном газе"
С 25 сентября ставка рефинансирования - 16%
Сессия Сената Олий Мажлиса созывается 27 сентября
Принято Постановление Президента от 27.09.2018 г. "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "О государственных закупках".
Напомним, что Закон "О государственных закупках" на отдельные категории закупок не распространяется (часть 3 статьи 1 Закона). Всего их семь, но механизм осуществления госзакупок был изначально понятен только в двух случаях: по закупкам стратегическими субъектами (Постановление Президента от 22.01.2018 г. N ПП-3487) и закупкам на условиях, по которым нашему государству предоставляются иностранные кредиты, гранты и т.д.
Четкого понимания, как осуществляются остальные пять видов госзакупок, не подпадающих под действие Закона, до сих пор не было. Принятый документ прояснил ситуацию.
N п/п
|
Вид государственных закупок
|
Порядок осуществления
|
1 |
Для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране, обороноспособности, безопасности и поддержания внутреннего порядка в стране, а также в случаях, связанных с госсекретами |
Путем отбора наилучших предложений, оцениваемых закупочными комиссиями |
2 |
Для подготовки и проведения выборов Президента, в Олий Мажлис, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, а также референдумов по перечням, утверждаемым ЦИК по согласованию с НАПУ |
|
3 |
Для обеспечения нужд государства в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций по перечням, утверждаемым МЧС по согласованию с НАПУ |
По прямым договорам |
4 |
Eсли госзакупки товаров (работ, услуг) связаны с назначением адвоката (представителя) для участия в судебных разбирательствах |
|
5 |
Eсли на товары (работы, услуги) установлены фиксированные цены в соответствии с законодательством |
Еще ряд госзакупок товаров (работ, услуг), перечень которых утвержден, но пока не опубликован, осуществляется также по прямым договорам с последующим размещением информации о них на портале госзакупок (xarid.uz) не позже 3-х дней с даты заключения.
Установлены новые сроки, в течение которых закупщики должны размещать объявления на портале:
q о проведении аукциона на понижение стартовой цены - не менее чем за 5 дней до его проведения (ранее - 10 дней до определения победителя);
q о проведении конкурса - не менее чем за 10 дней до даты окончания срока приема предложений от участников конкурса (ранее - 30 дней).
Уполномоченные ведомства получили указания по мониторингу ценообразования, расширению функционала портала, нормотворческой и правоприменительной работе.
* * *
Постановлением Кабинета Министров от 25.09.2018 г. N 765 утверждено Положение о порядке закрепления территорий за субъектами предпринимательства для организации оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов.
Напомним, с 1 августа за субъектами предпринимательства закрепляются территории районов и городов для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов. Введен конкурсный отбор через "E-IJRO AUKSION" (Постановление Президента РУз от 18.05.2018 г. N ПП-3730 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обращения с бытовыми отходами).
Однако ближайшего конкурса стоит ждать не ранее, чем через три месяца. За это время проведут инвентаризацию и изучение территорий на предмет качества и своевременности оказываемых услуг, а освободившиеся в результате зоны выставят в качестве лотов.
Какие нужны документы
Заявки принимаются в автоматическом режиме на сайте со дня размещения извещения, т.е. за 30 календарных дней до проведения конкурса, а завершается за 2 рабочих дня (в 13-00) до его проведения.
Чтобы принять участие в конкурсе надо подать заявку и заполнить конкурсное предложение. Эти документы заверяются ЭЦП заявителя. К заявке прилагаются скан-копии:
q лицензии на право осуществления деятельности по перевозке грузов и лицензионных карточек на каждое заявляемое транспортное средство;
q свидетельства о регистрации каждого заявляемого транспортного средства (технического паспорта, технического талона);
q договора на внедрение и сопровождение программного обеспечения автоматизированной системы учета абонентов;
q договора на внедрение и сопровождение системы контроля за движением мусоросборочных машин в режиме реального времени (GPS);
q договора на аренду производственной базы (автопарк, гараж), если своя отсутствует;
q утвержденных тарифов на оплату услуг по сбору и вывозу бытовых отходов (при наличии).
Задаток составляет 2 МРЗП и снимается с лицевого счета участника при подаче им заявки на определенный (выбранный) лот. Сумма, внесенная участником, который будет в последующем признан победителем, перечисляется заказчику - хокимияту области, района или города. Всем остальным задаток возвращается после проведения конкурса.
Общие требования и критерии оценки лотов
Документ установил обязательные требования, предъявляемые к заявителям, и критерии оценки конкурсных предложений.
Обязательные требования, предъявляемые к заявителям
|
Критерии оценки конкурсных предложений
|
Наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица |
Наличие производственной базы (автопарк, гараж) |
Наличие потребного количества технически исправных мусоросборочных машин, обеспечивающих провозную возможность для полного обслуживания территории в соответствии с конкурсной документацией |
Провозная возможность мусоросборочных машин, исходя из количества обслуживаемого населения |
Наличие действующей лицензии на право осуществления деятельности по перевозке грузов и лицензионной карточки на каждое транспортное средство, указанное в заявке (кроме унитарных предприятий и учреждений, созданных решениями Президента или Правительства) |
Возраст мусоросборочных машин в зависимости от года выпуска |
Отсутствие проведения процедуры ликвидации в отношении заявителя на дату подачи заявки |
Наличие автоматизированной системы учета абонентов |
Отсутствие решения судебных органов о признании заявителя несостоятельным (банкротом) и/или о приостановлении деятельности заявителя на дату подачи заявки |
Наличие автоматизированной системы контроля за движением мусоросборочных машин в режиме реального времени (GPS) |
Предложение тарифа на оказание услуг физическим лицам по сбору и вывозу ТБО ниже базового тарифа |
|
Предложение тарифа на оказание услуг юридическим лицам по сбору и вывозу ТБО ниже базового тарифа |
Нельзя заявить для участия в конкурсе мусоросборочные машины, которые работают на других территориях или одни и те же машины, заявленные в предыдущих конкурсах, где заявитель стал победителем.
Как определяется победитель
Конкурс проходит на портале e-auksion.uz в день и время, указанные в извещении. Конкурсные предложения оцениваются автоматически программой с использованием балльной системы. Победителем признается участник, набравший наибольшее количество баллов по итогу.
В течение 3-х рабочих дней хокимият заключает с победителем конкурса договор (по типовой форме) на основании протокола и в аналогичный срок после этого принимает решение о закреплении территории за победителем на 5 лет.
Нужно отметить, что на победителя возлагаются обязанности по улучшению инфраструктуры санитарной очистки: ремонт, реконструкция существующих и строительство новых мусоросборочных пунктов, оснащение их контейнерами. Количественные показатели фиксируются в договоре.
Напомним, что населению услуги оказываются на основе публичного договора, т.е. без заключения договора с каждым потребителем в отдельности. Акцептом (принятием условий оказания услуг) считается размещение отходов или оплата соответствующей суммы.
* * *
Опубликовано Постановление Кабинета Министров от 25.09.2018 г. N 762 "О мерах по упрощению таможенных процедур при оформлении товаров и транспортных средств, прибывающих на таможенную территорию Республики Узбекистан".
Напомним, в Указе Президента от 12.04.2018 г. N УП-5414 поручено ввести в практику предварительное декларирование импортируемых товаров и транспортных средств до их фактического прибытия на таможенную территорию Узбекистана. Одна из целей - поощрить добросовестных участников ВЭД путем выпуска товаров в свободное обращение непосредственно в пунктах пропуска на границе.
Такой порядок существовал и ранее при доставке грузов автомобилями (Постановление Кабинета Министров от 30.10.2015 г. N 307). С существенными изменениями его распространили на перевозки железнодорожным и воздушным транспортом.
Итак, перевозчик, владелец товара либо лицо, обладающее полномочием в отношении товара, должны представить таможенному органу следующие сведения:
1. Вид транспортного средства.
2. Страна, наименование и адрес перевозчика.
3. Сведения о транспортном средстве.
4. Страна и наименование отправителя товара.
5. Страна и наименование получателя товара.
6. Адрес и ИНН получателя товара (не требуется при транзите).
7. Наименование, вес брутто, стоимость товаров.
8. Коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров на уровне не менее первых 6-ти знаков (при транзите - для товаров, требующих наличие разрешительных документов);
9. Сведения о разрешительных документах (при наличии).
10. Время (планируемое) прибытия товаров на таможенную территорию Узбекистана.
11. Номер книжки МДП (при наличии) в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14.11.1975 г.
12. Номер и дата инвойса (счет-фактура) и транспортной накладной.
При осуществлении перевозок автомобильным транспортом предоставляются сведения о регистрационном номере, стране регистрации и идентификационном номере (VIN) (либо номере кузова, шасси или рамы) автотранспортного средства.
Указанные выше сведения должны быть предоставлены:
q за 1 час до пересечения таможенной границы Узбекистана автомобильным транспортом;
q за 2 часа до прибытия (прилета) железнодорожного или воздушного транспорта на таможенную территорию Узбекистана.
По прибытии сотруднику таможенного органа отводится 30 минут для сверки предварительной информации со сведениями в товарораспорядительных документах товаров и транспортных средств, прибывающих на таможенную территорию.
Затем в зависимости от результатов сверки и наличия рисков осуществляются следующие действия:
q при соответствии предварительной электронной информации сведениям в товарораспорядительных документах и при отсутствии рисков - таможенное оформление в течение 20 минут;
q при несоответствии предварительной электронной информации сведениям в товарораспорядительных документах, отсутствии данных сведений в информационных системах таможенных органов, либо при наличии рисков - применение соответствующих форм налогового контроля и дальнейших таможенных операций.
Важно! Государственному таможенному комитету (ГТК), НАК "Узбекистон хаво йуллари" и АО "Узбекистон темир йуллари" поручено в 2-месячный срок разработать и внедрить в информационную систему таможенных органов программное обеспечение по обмену электронными сведениями о перемещаемых железнодорожным и воздушным транспортом товарах и транспортных средствах, прибывающих на таможенную территорию Узбекистана, а также пассажирах и их багаже.
* * *
Опубликовано Положение о контроле и системе оценки знаний студентов высших образовательных учреждений (рег. МЮ N 3069 от 26.09.2018 г.).
В документе предусмотрено 2 важных нововведения - переход от рейтинговой системы оценки знаний к 5-балльной и снижение роли текущего контроля (контроль на каждом семинарском и практическом занятии).
Важно! Это коснется не всех студентов. Новое Положение применяется только к тем, кто принят на обучение в 2018/2019 и последующих учебных годах. Т.е. новую систему испытают на себе нынешние первокурсники. К остальным курсам будет применяться Положение о рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов высших образовательных учреждений (рег. МЮ N 1981 от 10.07.2009 г.).
Кроме того, новый документ вообще не будет распространяться на вузы, где внедрена модульная система обучения. Например, ТГЮУ, по всей видимости, продолжит работать по рейтинговой системе согласно Положению о порядке контроля и критериях оценки знаний студентов в Ташкентском государственном юридическом университете в условиях модульной системы обучения (рег. МЮ N 2780 от 22.04.2016 г.).
Итак, определены критерии оценки знаний студентов:
q 5 (отлично) - студент делает самостоятельные выводы и принимает самостоятельные решения, творчески мыслит, проводит самостоятельные наблюдения, способен применять полученные знания на практике, понимает содержание дисциплины (темы), знает, может объяснить, пересказать и обладает представлением о дисциплине (предмете);
q 4 (хорошо) - студент проводит самостоятельные наблюдения, способен применять полученные знания на практике, понимает содержание дисциплины (темы), знает, может объяснить, пересказать и обладает представлением о дисциплине (предмете);
q 3 (удовлетворительно) - студент способен применять полученные знания на практике, понимает содержание дисциплины (темы), знает, может объяснить, пересказать и обладает представлением о дисциплине (предмете);
q 2 (неудовлетворительно) - студент не усвоил учебную программу, не понимает содержание дисциплины (предмета), а также не имеет представления о дисциплине (предмете).
Юридическое значение теперь имеют оценки промежуточного и итогового контролей.
Как и прежде, промежуточный контроль проводится преподавателем дисциплины после окончания соответствующей части рабочей учебной программы не более 2 раз в семестр. Форму, сроки и перечень заданий определяет кафедра. При этом по дисциплинам, на которые в неделю выделено не более 2 часов, т.е. одной пары (в медицинских вузах - не более 4 часов) промежуточный контроль не проводится.
При выставлении оценок промежуточного контроля преподаватель учитывает оценки, полученные студентом в ходе практических, семинарских, лабораторных занятий, выполнении заданий самостоятельного образования, в т.ч. принимается во внимание активность студента. И хотя о полной отмене текущего контроля речь не идет, однако прямого воздействия на допуск студента к итоговому контролю он больше не оказывает. Студент может быть не допущен к итоговому контролю только по результатам промежуточного контроля (если он его не сдавал, либо получил оценку "2"). С такими результатами студент признается академическим задолжником.
Итоговый контроль - самый важный. Именно его оценка идет в оценочную книжку (бывшая рейтинговая книжка или "зачетка"). Преподавателю дисциплины запрещается участвовать в проведении итогового контроля. Должен быть назначен другой педагог, а в медицинских вузах - комиссия, созданная заведующим кафедрой.
Форма текущего контроля определяется кафедрой. При этом данная форма включается в утверждаемый проректором по учебной работе график проведения итоговых контролей. Ставить для студента больше 1-го итогового контроля в день, а также с интервалом меньше 2 дней запретили.
Студентам, у которых имеется академическая задолженность по 1-3-м дисциплинам, дается следующее время для пересдачи:
q по итогам осеннего семестра - 1 месяц;
q по итогам весеннего семестра - 1 месяц с начала следующего учебного года (на последнем курсе обучения - до начала итоговой государственной аттестации).
Предусмотрена возможность 2-х пересдач. Если студенту не удалось закрыть академическую задолженность на первой пересдаче, вторая пересдача принимается комиссией, создаваемой деканом факультета.
А если количество дисциплин с академической задолженностью достигло 4-х либо превысило это число, студент оставляется на текущем курсе.
Положение включило в себя также другие нормы.
* * *
Создан Фонд "Эл-юрт умиди" по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Опубликован соответствующий Указ Президента от 25.09.2018 г.
Фонд создается путем преобразования Центра по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при Министерстве иностранных дел. Он является правопреемником Фонда "Истеъдод" по организации повышения квалификации, стажировок и обучения стипендиатов за рубежом, по его правам, обязательствам и договорам, включая международные.
Основными задачами и направлениями деятельности Фонда определены:
q установление связей с соотечественниками, имеющими ценный научный и практический опыт, работающими в престижных зарубежных научно-исследовательских, образовательных и медицинских учреждениях, перспективных отраслях экономики, в особенности в сферах производства и применения новейших инновационных технологий;
q создание и ведение электронного реестра (базы данных) соотечественников, имеющих ценный научный и практический опыт, каталогизированного по странам мира и специальностям, с возможностью доступа и онлайн-поиска кадровыми службами госорганов;
q выработка предложений и осуществление мероприятий по привлечению зарубежных ученых, преподавателей, инженеров и других специалистов, в т.ч. соотечественников, в сферы образования, здравоохранения, экономики и госуправления, в особенности в новые, перспективные отрасли, создание для них благоприятных условий, решение насущных проблем, обеспечение эффективного использования их потенциала;
q формирование положительного образа Узбекистана среди соотечественников, работающих в сферах образования, здравоохранения и экономики, сбор, обобщение и доведение до соответствующих организаций их идей и мнений по вопросам развития отраслей экономики и социальной сферы в стране, а также создание эффективной системы подготовки и распространения собранных материалов;
q активное использование потенциала соотечественников в формировании и поддержке положительного имиджа Узбекистана за рубежом, а также в последовательном налаживании связей и развитии сотрудничества с престижными образовательными и научными центрами развитых стран мира, международными организациями;
q проведение отбора и организация подготовки по программам магистратуры и докторантуры, а также повышения квалификации и стажировки для перспективных специалистов в сферах образования, здравоохранения, экономики и госуправления, в т.ч. педагогов и научных кадров в ведущих образовательных и научных учреждениях развитых стран мира;
q мониторинг обучения перспективных специалистов в престижных зарубежных образовательных и научных учреждениях, оказание содействия их достойному трудоустройству в Узбекистане, мониторинг трудовой деятельности данных специалистов, содействие их профессиональному и карьерному росту;
q подготовку и широкое распространение журналов, научных сборников с аналитическими материалами, как отечественных, так и зарубежных экспертов, в том числе соотечественников, касательно хода реализации общественно-политических и социально-экономических реформ в Узбекистане;
q мониторинг состояния дел в государственных органах и иных организациях и выработку предложений по совершенствованию системы подготовки кадров за рубежом и привлечения иностранных специалистов;
q налаживание связей и привлечение международных организаций, государственных структур зарубежных стран и негосударственных организаций к осуществлению проектов по сотрудничеству и развитию в сферах образования, здравоохранения, экономики и госуправления.
Стипендиаты, прошедшие обучение по программам магистратуры или докторантуры, повышения квалификации, стажировки за рубежом при финансовом содействии Фонда, обязаны отработать в течение срока, указанного в заключенном с ними договоре. Отработка проходит в высшем образовательном или научном учреждении, а также в министерствах, ведомствах и других государственных организациях.
Установлены источники финансирования Фонда. В частности, из Государственного бюджета в 2019 году на организацию обучения, прохождения повышения квалификации и стажировки стипендиатов в зарубежных образовательных и научных учреждениях, привлечения зарубежных специалистов, в т.ч. соотечественников, к осуществлению трудовой деятельности в республике выделят 45 млрд сумов. В последующем к этой сумме будут применять коэффициент, равный прогнозному индексу потребительских цен на соответствующий год.
* * *
Внесены поправки (рег. МЮ N 1921-2 от 25.09.2018 г.) в Положение о квалификационных комиссиях при территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан.
Теперь документы, необходимые для сдачи квалификационного экзамена, наряду с традиционными формами (нарочно или по почте), можно представить в электронном виде с уведомлением об их получении. В любом случае претенденту должны вручить (выслать) копию описи принятых документов.
Сам перечень не изменился. Напомним, что от соискателей на адвокатскую лицензию требуется:
q заявление о сдаче квалификационного экзамена;
q копия паспорта (адвокатом может стать только гражданин Узбекистана);
q диплом о высшем юридическом образовании (снимается копия, подлинник возвращается);
q трудовая книжка (снимается копия, подлинник возвращается) или ее копия, заверенная по месту работы;
q личный листок, содержащий сведения о претенденте;
q характеристика из адвокатского формирования, где проходила стажировка (некоторые претенденты освобождаются от стажировки);
q два цветных фото (3 х 4 см), сделанных в течение последнего года.
Еще одно нововведение - процесс квалификационного экзамена транслируется в Интернете в режиме реального времени.
Ранее говорилось, что адвокатские формирования смогут сдавать свою отчетность в электронном виде по оптимизированным формам. Также серьезно изменил порядок приобретения адвокатского статуса и работы адвокатов Указ Президента от 12.05.2018 г. N УП-5441 "О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов".
* * *
Опубликовано Постановление Кабинета Министров от 20.09.2018 г. N 747 "О дополнительных мерах по повышению эффективности борьбы против правонарушений в сфере безопасности дорожного движения".
С указанной даты стартует централизованный сбор видеозаписей о случаях правонарушений, зафиксированных видеорегистраторами. Такие доказательства через сайт jarima.uz смогут направлять физические и юридические лица. При этом для предприятий сферы общественного транспорта и пассажирских перевозок установка видеорегистраторов станет обязательной.
Важно! Представленные материалы приравняют к видеозаписям правонарушений, произведенным специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации. Согласно статьям 17-1, 283, 291, 309-1 КоАО производство по запечатленным ими правонарушениям имеет следующие особенности:
q протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление о наложении административного взыскания принимается без участия правонарушителя;
q административной ответственности подлежит физическое лицо - собственник транспортного средства, либо работник, ответственный за эксплуатацию транспортного средства юридического лица. Им по почте высылается копия постановления;
q повторность правонарушения не принимается во внимание (кроме случаев, когда постановление о наложении штрафа обжалуется);
q штраф должен быть уплачен в течение 60-ти дней со дня вынесения постановления о его наложении;
q если штраф не уплачен в указанный выше срок, транспортное средство задерживается до полной уплаты штрафа.
Постановления будут выноситься административными инспекторами ГСБДД в течение 3-х дней. При этом проверят соответствие видеозаписей и заявлений следующим требованиям:
Требования к видеозаписям
|
Требования к заявлениям
|
q должны быть видны и четко различимы совершенное правонарушение, марка транспортного средства и государственный номер, дата и время совершенного правонарушения; q категорически запрещаются изменения в видеозаписи, кроме обрезки ролика до и после части, в которой запечатлено правонарушение (продолжительность не должна превышать, как правило, 120 секунд);
|
Должны быть указаны: q фамилия, имя, отчество, адрес постоянного места проживания, название юридического лица, место расположения (почтовый индекс), реквизиты банковского счета (в случае направления видеозаписи представителем юридического лица); q номер мобильного телефона или банковской пластиковой карты и электронный адрес; q место, дата и время совершения правонарушения.
|
Лицу, сообщившему о нарушении, направят ответ о принятых мерах в 15-дневный срок.
При этом на основе видеорегистраторов не будут штрафовать по 16 статьям Кодекса об административной ответственности (статьи 125, 125-1, 126, 127, 128-2, 128-3, 131, 135, 135-1, 136, 138, 139, 140, 141, 176-3, 194 КоАО).
Важно! За каждое сообщение заявители будут поощряться в размере 5% от МРЗП с суммы взысканного штрафа. Деньги будут автоматически списываться с расчетного счета внебюджетных средств МВД на счет номера мобильного телефона либо пластиковой карты заявителя. При этом его личность сохранят в тайне.
А если применено другое административное взыскание (не связанное со штрафом), заявителей наградят в порядке, предусмотренном Положением о порядке поощрения граждан и общественных организаций за активное участие в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью (Приложение к Постановлению КМ РУз от 08.01.2018 г. N 15). Там также возможно денежное поощрение в размере от 5 до 10 МРЗП.
* * *
Усовершенствован порядок государственной регистрации и оборота лекарственных средств. Об утверждении соответствующего Постановления Президента сообщает Министерство юстиции.
Напомним, меры по повышению эффективности госрегистрации лекарственных средств и улучшению обеспечения ими населения были приняты еще Указом Президента от 22.06.2018 г. N УП-5460.
Тогда отменили следующие требования:
q продажу социально значимых лекарственных средств и изделий медназначения по фиксированным ценам;
q экспертизу на безопасность, качество и эффективность лекарств, зарегистрированных в странах с высокими регуляторными требованиями, с введением порядка признания результатов их госрегистрации (с 1 августа т.г.).
Принятый акт развивает тему.
Во-первых, утвержден перечень стран, госрегистрация лекарств которых признается в Узбекистане:
1. Австралийский союз
2. Королевство Бельгия
3. Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии
4. Федеративная Республика Германия
5. Королевство Дания
6. Государство Израиль
7. Ирландская Республика
8. Королевство Испания
9. Итальянская Республика
10. Канада
11. Республика Корея
12. Королевство Нидерландов
13. Королевство Норвегия
14. Республика Словения
15. Соединенные Штаты Америки
16. Республика Финляндия
17. Республика Франция
18. Швейцарская Конфедерация
19. Королевство Швеция
20. Япония
В списке присутствует также одна международная организация - Европейское агентство лекарственных средств (ЕМА).
Во-вторых, с 1 ноября 2018 года отменяется требование о предоставлении удостоверения (дубликата) госрегистрации лекарственных средств.
Регистрационное удостоверение - документ, подтверждающий факт госрегистрации и разрешения Минздрава на право применения лекарства, изделия медназначения и медтехники в медицинской практике (выдается Государственным центром Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Минздраве).
Вместо этого при оказании госуслуг ответственные органы и организации будут самостоятельно получать в электронной форме сведения (выписку) о регистрации лекарства в соответствующем реестре (его ведет вышеуказанный Госцентр и размещает на своем официальном веб-сайте).
В-третьих, аптекам и их филиалам разрешили реализацию "ангро" продукции - лекарственных средств, производимых и продаваемых в крупной фасовке, а также предназначенных для последующего приготовления лекарств (проще говоря, препараты без окончательной упаковки). При этом "ангро" продукция должна быть расфасована в аптечных условиях с применением специального оборудования и маркирована.
Медицинские организации, в т.ч. государственные, имеют право покупать такие лекарства с соблюдением порядка их хранения и распространения.
* * *
Узбекистан улучшит позиции в Индексе легкости ведения бизнеса Всемирного банка. Это следует из Указа Президента от 21.09.2018 г. N УП-5544 "Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы".
Главной целью Стратегии является развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны на мировой арене и ее инновационного прогресса.
Основными задачами Стратегии определены:
q вхождение Узбекистана к 2030 году в состав 50-ти передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса;
q повышение качества и охвата образованием на всех уровнях, развитие системы непрерывного образования, обеспечение гибкости системы подготовки кадров, исходя из потребностей экономики;
q укрепление научного потенциала и эффективности научных исследований и разработок, создание действенных механизмов интеграции образования, науки и предпринимательства для широкого внедрения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
q увеличение вложения государственных и частных средств в инновации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, внедрение современных и эффективных форм финансирования мероприятий в данных сферах;
q повышение эффективности деятельности органов государственной власти путем внедрения современных методов и инструментов управления;
q обеспечение защиты прав собственности, создание конкурентных рынков и равных условий ведения бизнеса, развитие государственно-частного партнерства;
q создание устойчиво функционирующей социально-экономической инфраструктуры.
В ходе реализации Стратегии по 34-м показателям страна планирует существенно улучшить свое положение, а оценка достижений по 47-ми показателям и вовсе будет проведена впервые.
Оценка будет производиться в сферах:
q государственного строительства;
q развития человеческого капитала и исследовательской деятельности;
q развития инфраструктуры;
q развитие рынков;
q развитие бизнеса;
q науки и технологий;
q развития творческих результатов.
В частности, страна планирует улучшить позиции в Индексе легкости ведения бизнеса Всемирного банка. Для этого планируется сделать рывок в развитии по следующим показателям:
Показатель
|
Позиция в 2015 г.
|
Цель 2030 г.
|
Стоимость увольнения с резервированием |
81,4 |
96,0 |
Простота создания бизнеса |
89 |
95 |
Простота разрешения несостоятельности (признание банкротства) |
46,5 |
70,0 |
Простота уплаты налогов |
68,3 |
80,0 |
Улучшение положения страны в Индексе легкости ведения бизнеса Всемирного банка будет достигнуто, в частности, в результате предпринятых мер по:
q формированию конкурентного рынка, стимулирующего переход экономики на инновационный путь развития и эффективное использование ресурсов;
q совершенствованию антимонопольной политики, в том числе за счет внедрения государственно-частного партнерства, обеспечение недискриминационного доступа к товарам, работам и услугам субъектов естественных монополий для всех юридических и физических лиц, внедрение эффективных механизмов ценообразования на продукцию предприятий-монополистов;
q созданию равных условий осуществления предпринимательской деятельности и предотвращение монополизации внутреннего рынка;
q обеспечению полной цифровизации ведения дел государственного кадастра к 2021 году и упрощение процедуры регистрации собственности;
q увеличения доли производства электрической энергии с использованием возобновляемых и альтернативных источников энергии более 20% к 2025 году.
* * *
Правительство приняло неотложные меры в сфере безопасности автотранспорта, оборудованного газовыми баллонами, а также централизованных котельных, работающих на природном газе (Постановление Кабинета Министров от 19.09.2018 г. N 745).
В документе отмечается, что более 50% автотранспортных средств в стране используют сжатый природный газ в качестве топлива. Из-за нарушений при заправке баллонов, проведении периодических испытаний на герметичность и надежность соединений, а также при эксплуатации физически и морально устаревших баллонов случаются несчастные случаи. В частности, 18.09.2018 г. на 201 км автодороги А-380 "Гузар-Бухара-Нукус" при взрыве газового баллона в автобусе погибли 5 человек, а пострадал - 21 человек.
Поэтому принято решение провести сплошную инвентаризацию источников повышенной опасности. Для этого специально созданы республиканская и территориальные комиссии.
Ниже приводятся порядок и сроки инвентаризации:
Вид оборудования
|
Сроки инвентаризации
|
Место инвентаризации
|
Результат инвентаризации
|
Автобусы, микроавтобусы и легковые транспортные средства (такси) независимо от формы собственности, используемые для перевозки пассажиров |
До 1 декабря 2018 года |
Места, определенные ГУБДД и областными УБДД МВД РУз, в т.ч. в сервисных центрах, аккредитованных Узстандартом |
Территориальная комиссия составляет акт и передает в соответствующее УБДД МВД РУз |
Автотранспортные средства физических лиц |
Установленные сроки проведения технического осмотра (пункт 5 Положения о порядке проведения обязательного технического осмотра транспортных средств) (Приложение к Постановлению КМ РУз от 31.01.2003 г. N 54) |
||
Специальная техника организаций |
|||
Автогазонаполнительные компрессорные станции |
До 15 ноября 2018 года |
По месту нахождения станции |
Территориальная комиссия составляет акт и передает его в ГИ "Узгоснефтегазинспекция", которая вправе приостановить лицензию станции |
Централизованные котельные |
До 1 ноября 2018 года |
По месту нахождения котельной |
Территориальная комиссия составляет акт и передает в МинЖКО для принятия мер по устранению нарушений |
* * *
Центральный банк повысил ставку рефинансирования на 2 процентных пункта (статья 30 Закона Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. N 154-I "О Центральном банке Республики Узбекистан").
Это связано с вероятностью превышения прогнозных показателей инфляции на 2018 год. Ожидается, что до конца 2018 года ее годовой уровень составит 16-17%. Ведомство выделяет следующие основные причины сложившейся ситуации:
Первое - ослабление курса сума под воздействием внешних факторов. Усиление девальвационного давления связано с рыночной подстройкой экономики под существенное обесценение валют стран - основных торговых партнеров для поддержки конкурентоспособности отечественных производителей.
При этом аккумулированный отклик инфляции на изменение обменного курса является статистически значимым на горизонте до семи последующих кварталов и пик воздействия приходится на период между вторым и четвертым кварталами;
Второе - расширение потребительского и инвестиционного спроса в экономике в результате высоких темпов роста объемов кредитования;
Третье - либерализация регулируемых цен выше ожидаемого уровня, а также прогнозируемая рыночная корректировка тарифов на электроэнергию и природный газ. Несмотря на ощутимый вклад роста регулируемых цен в общую инфляцию, их либерализация является объективной мерой для устранения накопившихся структурных дисбалансов в экономике. Затягивание данного процесса снижает эффективность денежно-кредитной политики по обеспечению ценовой стабильности и ограничивает продвижение структурных реформ в экономике;
Четвертое - увеличение бюджетных расходов по сравнению с запланированными показателями и возрастание рисков несбалансированного исполнения консолидированного государственного бюджета.
* * *
Сессия Сената Олий Мажлиса созывается 27 сентября. Соответствующее решение принял Кенгаш Верхней палаты парламента 22.09.2018 г. Это станет 16-м пленарным заседанием Сената текущего созыва.
На повестке дня - следующие документы:
q Закон "О государственной таможенной службе" (в новой редакции);
q Закон "О частных агентствах занятости";
q Закон "Об установлении Дня Службы государственной безопасности Республики Узбекистан";
q законы о внесении изменений и дополнений в законодательство, направленные на развитие экономических отношений и предпринимательства, системы оказания юридической помощи и правовых услуг, обеспечение социальной защиты и совершенствование системы оказания коммунальных услуг, обеспечение общественной безопасности и либерализацию уголовной ответственности, усиление ответственности за правонарушения в сфере рационального использования природных ресурсов;
q ряд законов о ратификации международных договоров.
Кроме того, будут заслушаны отчеты:
q заместителя Премьер-министра об исполнении Программы мер по дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи населению Республики Узбекистан на 2017-2021 годы;
q хокима Бухарской области о развитии территорий и деятельности Кенгаша народных депутатов.
Сенаторы также рассмотрят вопрос о направлении парламентского запроса заместителю Премьер-министра, касающегося регулирования трудовых отношений и неофициальной занятости населения в сельской местности.