ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Охрана окружающей природной среды / Обращение с отходами /

Правила размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 02.10.2018 г. N 787)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 02.10.2018 г. N 787



ПРАВИЛА

размещения и эксплуатации объектов

инфраструктуры санитарной очистки

и обращения с бытовыми отходами


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Правила определяют порядок организации и проведения работ по созданию и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами, а также контроля за их осуществлением и являются обязательными для соблюдения всеми юридическими и физическими лицами.


2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:


объекты благоустройства - улицы, переулки, дороги, центральные площади, тротуары, мосты, тоннели, пешеходные, подземные переходы, фонтаны, берега арыков, каналов, рек, озер и других водоемов, объекты, используемые для удовлетворения культурно-бытовых нужд и отдыха населения (парки культуры и отдыха, лесные массивы, сады, бульвары, скверы), наружное освещение, рекламные панно, дорожные указатели, порталы и вывески, дренаж (вертикальный, закрытый и открытый горизонтальный, закрытый коллектор дренажа), сети ирригационных лотков, сети наружного освещения;


объекты инфраструктуры санитарной очистки - объекты, используемые для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов (урны, контейнеры, мусоросборочные пункты, в том числе специально отведенные и обустроенные места), а также эксплуатируемые в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами;


твердые бытовые отходы - органические и неорганические отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических и деятельности юридических лиц, а также отходы, образующиеся в результате природных процессов на территориях и на объектах благоустройства (пищевые и растительные отходы, отходы текстильных изделий, упаковочных материалов, стекла, резины, бумаги, пластмассы, древесины, предметы домашнего обихода, утратившие свои потребительские свойства, смет, а также отходы, образующиеся в результате использования бытовых печей и отопительных котлов на твердом топливе);


жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических лиц и деятельности юридических лиц (сточные воды, различные виды жидких нечистот, которые скапливаются в выгребных ямах и септиках, помойные отходы от производственных процессов, фекальные отходы нецентрализованной канализации);


крупногабаритные бытовые отходы - твердые бытовые отходы, образующиеся в результате замены морально и физически устаревшей мебели, бытовой техники (холодильники, стиральные машины, телевизоры и т.п.), оргтехники (компьютеры, принтеры и т.п.), технического оборудования, автотранспорта, а также образующиеся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений отходы (ветки, сучья деревьев и кустарников, порубочные остатки, листья и др.) и строительные отходы, размеры которых не позволяют размещать их в контейнерах объемом 0,75 куб. м;


строительные отходы - отходы, образующиеся при производстве строительных работ, реконструкции и (или) монтаже, ремонте и сносе зданий и сооружений, в том числе дорог и инженерных коммуникаций, а также производственных объектов;

опасные бытовые отходы - отходы, образующиеся после утраты потребительских свойств товаров, представляющие опасность для жизни, здоровья людей и окружающей природной среды, а также подлежащие утилизации и требующие использования специальной технологии сбора, транспортировки и обезвреживания (отработавшие ресурс ртутьсодержащие лампы, отходы ртутных термометров, все виды аккумулирующих элементов и т.п.);


вторичные материальные ресурсы - отходы производства и потребления, образующиеся в бытовом хозяйстве и в отраслях экономики, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки (отходы металла, пластмассы, стекла, бумаги и т.п.);

вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, имеющие техническую возможность и экономическую целесообразность использования в отраслях экономики;

заготовка вторичного сырья - закупка или бесплатный прием вторичных материальных ресурсов, а также сортировка твердых бытовых отходов;

"сигнальный" метод - сбор и вывоз твердых бытовых отходов в индивидуальном жилом секторе с объездом населенного пункта мусоросборочной техникой и оповещением потребителей путем подачи звукового сигнала.


3. Размещение и эксплуатация объектов инфраструктуры санитарной очистки осуществляются по схеме согласно приложению к настоящим Правилам.



ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО САНИТАРНОЙ ОЧИСТКЕ


4. К работам по санитарной очистке относятся уборка территорий (объектов благоустройства, территорий домовладений и организаций), сбор и вывоз бытовых отходов.


5. Уборка территорий осуществляется:

на объектах благоустройства - городскими и районными управлениями благоустройства;

на придомовых территориях многоквартирных домов - товариществами частных собственников жилья или управляющими организациями;

на земельных участках индивидуальных жилых домов и организаций в пределах полосы отчуждения - физическими и юридическими лицами (владельцами, собственниками или постоянными пользователями земельных участков, а также арендаторами);

на автомобильных дорогах и искусственных дорожных сооружениях в пределах полосы отчуждения - организациями, обслуживающими данные объекты (балансодержателями);

на железнодорожных путях в пределах полосы отчуждения (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути и т.д.) - железнодорожными организациями, эксплуатирующими данные объекты;

на территориях рынков и прилегающих к ним территориях - администрациями рынков;

на территориях временных объектов торговли и услуг, расположенных на остановках общественного пассажирского транспорта, - владельцами этих объектов, если иное не предусмотрено договорами аренды;

на территориях, прилегающих к торговым павильонам и иным торговым точкам, в том числе и передвижным, в радиусе 5 м - хозяйствующими субъектами в сфере мелкорозничной торговли и общественного питания (палаток, ларьков для продажи пищевой продукции и предоставлению услуг в сфере общественного питания), а также оказания бытовых услуг (ремонт обуви и т.п.).


6. Сбор и вывоз бытовых отходов осуществляется организациями, специализирующимися на оказании услуг в области обращения с отходами (далее - специализированная организация), на договорной основе в порядке, установленном законодательством.

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется в многоквартирном жилом секторе - с мусоросборочных пунктов, а в индивидуальном жилом секторе - с мусоросборочных пунктов или "сигнальным методом".

Минимальная периодичность вывоза твердых бытовых отходов с мусоросборочных пунктов составляет один раз в день, при "сигнальном" методе - один раз в три дня.



ГЛАВА 3. РАЗМЕЩЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ УРН

ДЛЯ СБОРА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ


7. В целях предотвращения засорения территорий, зданий и сооружений твердыми бытовыми отходами устанавливаются урны, специально предназначенные для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов.


8. Урны устанавливаются физическими и юридическими лицами, ответственными за уборку территорий в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил в обязательном порядке:

у входов в подъезды многоквартирных домов - 1 шт.;

у каждого входа (выхода) в здания организаций, независимо от их организационно-правовой формы, а также торговых объектов - 1-2 шт.;

у каждого входа (выхода) в метро, подземные и надземные переходы - 2 шт.;

на объектах, предназначенных для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и отдыха населения (парки культуры и отдыха, лесные массивы, сады, бульвары, скверы, аллеи и др.) - 1 шт. на каждые 800 кв. м площади объекта и на расстоянии не более 40 м друг от друга - при установке вдоль линии дорожек и тротуаров;

на рынках и торговых объектах (супермаркет, гипермаркет и др.) - 1 шт. на каждые 250 кв. м площади объекта и на расстоянии не более 10 м друг от друга - при установке вдоль линии торговых прилавков;

на остановках общественного пассажирского транспорта - 1-2 шт.;

на въездах (выездах) на автостоянки и парковки - 1-2 шт.;

на дворовой территории лечебных учреждений - 1 шт. на каждые 700 кв. м площади объекта, а на главных аллеях - не более 10 м друг от друга;

в специально выделенных местах для курения - 1-2 шт.;

на пляжах и территориях рекреационных зон, прилегающих к водной акватории (рек, озер, заливов или прудов), - 1 шт. на каждые 800 кв. м площади объекта и на расстоянии не более 50 м друг от друга, с размещением не более 15 м от уреза воды и 3-5 м от полосы зеленых насаждений;

на придомовых территориях многоквартирных домов и центральных площадях, тротуарах и пешеходных зонах вдоль магистральных улиц, а также на мостах (в зависимости от интенсивности использования территории) - по 1 шт. на расстоянии не более чем через каждые 50 м - с интенсивным пешеходным движением и не более чем через каждые 100 м - в малолюдных местах.


9. Стационарные уличные урны должны обладать подвижной конструкцией (опрокидывающимся механизмом) и иметь основу для устойчивого закрепления на отведенном месте для их установки.

На территориях, прилегающих к временным торговым павильонам, в том числе передвижным (палатки, ларьки, лотки для продажи продуктов питания и оказания услуг в сфере общественного питания), в радиусе до 5 м устанавливаются переносные урны с механизмами их поднятия или съемными ведрами внутри для их опорожнения.


10. Урны должны устанавливаться в местах, удобных для их использования по назначению и обслуживания (очистки, опорожнения и т.д.), не препятствовать передвижению пешеходов, колясок для лиц с инвалидностью и детских колясок и велосипедов, содержаться в исправном и опрятном состоянии, а также соответствовать всем требованиям санитарных правил, нормам и гигиеническим нормативам.

Опорожнение и очистка урн должна проводиться систематически по мере их наполнения, но не реже одного раза в сутки.

Промывка и дезинфекция урн должны производиться не реже одного раза в месяц либо могут быть применены специальные мусорные мешки (пакеты) для обеспечения их чистоты и удобного опорожнения.


11. Установление, обеспечение своевременного обслуживания (очистка, опорожнение, промывка, дезинфекция и ремонт) урн осуществляется за счет средств физических и юридических лиц, ответственных за уборку территорий в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.



ГЛАВА 4. СОЗДАНИЕ МУСОРОСБОРОЧНЫХ ПУНКТОВ

И ИХ ЭКСПЛУАТАЦИЯ


12. Органы исполнительной власти на местах при содействии органов самоуправления граждан по обращениям товариществ частных собственников жилья, управляющих организаций или непосредственно жителей соответствующей территории решают вопросы, связанные с определением мест размещения мусоросборочных пунктов.

Строительство мусоросборочных пунктов закрытого типа осуществляется в соответствии с типовым или индивидуальным проектом (эскизом), разработанным и согласованным в установленном порядке.

В зависимости от интенсивности использования территории, в наиболее оживленных местах могут быть организованы сооружения неохраняемых (модульных) мусоросборочных пунктов.

Снос действующих мусоросборочных пунктов осуществляется после строительства новых мусоросборочных пунктов взамен их.


13. Мусоросборочные пункты размещаются удаленными от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений, мест отдыха на расстояние не менее 20 м и не более 100 м, а также за пределами зон охраны объектов недвижимости материального культурного наследия.

Территория мусоросборочного пункта должна примыкать к проездам, но не мешать подъезду специального автотранспортного средства. При обособленном размещении площадки (вдали от проездов) предусматривается возможность удобного подъезда специального автотранспортного средства для опорожнения контейнеров и наличия разворотных площадок (12 м х 12 м).


14. Размещение мусоросборочных пунктов проектируется вне зоны видимости с транзитных транспортных и пешеходных коммуникаций, в стороне от уличных фасадов зданий.


15. Площадь мусоросборочного пункта и количество контейнеров, размещаемых в нем, определяются в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.


16. Расстояние мусоросборочных пунктов и контейнеров от окон и входов жилых помещений устанавливается строго в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.


17. Мусоросборочные пункты должны иметь благоустроенные подъездные пути, ночное наружное освещение, подвод питьевого холодного водоснабжения и стока в канализацию, а также ливневую канализацию для отвода дождевых вод.


18. Покрытие площадки для установки контейнеров должно быть асфальтовым или бетонным. В целях недопущения застаивания воды и скатывания контейнеров устанавливается уклон покрытия площадки, составляющий 5-10% в сторону проезжей части и удобный к подъезду специального автотранспортного средства.


19. На территории мусоросборочного пункта размещается следующая информация:

наименование или номер мусоросборочного пункта;

наименование организации и его контактные данные, в том числе номера телефонов диспетчерской службы, эксплуатирующей мусоросборочный пункт;

номер телефона доверия территориальных органов по экологии и охране окружающей среды, а также график вывоза твердых бытовых отходов.



ГЛАВА 5. ОСНАЩЕНИЕ МУСОРОСБОРОЧНЫХ

ПУНКТОВ КОНТЕЙНЕРАМИ


20. Мусоросборочные пункты должны быть оборудованы контейнерами отличительных цветов для раздельного сбора твердых бытовых отходов и маркированными специальными знаками и надписями в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил.

Для выгрузки контейнеров в мусоросборочную машину контейнеры (за исключением специальных контейнеров для опасных бытовых отходов) должны быть оборудованы четырьмя колесиками и иметь усиленную переднюю стенку, а также приспособления для работы с манипуляторами специального автотранспортного средства.


21. На контейнеры наносится информация (инвентарный номер контейнера и наименование балансодержателя) способом, обеспечивающим ее механическую стойкость.


22. По истечении срока службы, а также в зависимости от их фактического технического состояния (механические и другие повреждения) контейнеры должны быть заменены на новые или исправные (отремонтированные), отвечающие требованиям санитарных правил, нормам и гигиеническим нормативам.

Контейнеры должны располагаться на одном уровне с дорогой для проезда.



ГЛАВА 6. ОБРАЩЕНИЕ С БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ


23. Размещение и хранение твердых и жидких бытовых отходов осуществляются в соответствии с настоящими Правилами, санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, экологическими требованиями и способами, обеспечивающими рациональное использование отходов или передачу их другим лицам.


24. Физические лица:

в многоквартирных домах - размещают твердые бытовые отходы в контейнеры при складировании отходов на мусоросборочных пунктах;

в индивидуальном жилом секторе - временно хранят твердые бытовые отходы на своих территориях до прибытия специального автотранспортного средства по графику "сигнальным" методом и помещают их в специальное автотранспортное средство.

При этом могут быть применены специальные мусорные мешки (пакеты) или контейнеры (40-120 л) с колесиками и плотно закрывающимися крышками.


25. Юридические лица, расположенные в зоне обслуживания специализированной организации, заключают договор на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и организуют места временного сбора и хранения твердых бытовых отходов на занимаемом земельном участке, с установлением контейнеров с колесиками и плотно закрывающимися крышками для сбора твердых бытовых отходов и имеющих приспособления для работы с манипуляторами специального автотранспортного средства (если иное не предусмотрено договорами аренды).

Места временного сбора и хранения твердых бытовых отходов на территории объектов недвижимости материального культурного наследия организуются (по возможности) вне зоны видимости транзитных транспортных и пешеходных коммуникаций в стороне от фасадов зданий и при этом принимаются меры по недопущению повреждения этих объектов специальными автотранспортными средствами, перевозящими отходы.

В случае если физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке (недвижимости) на основании договора аренды или иного соглашения с собственником земельного участка (недвижимости), не организовало сбор и вывоз бытовых отходов собственными силами, обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов этих лиц возлагаются на собственника данного земельного участка (недвижимости).

Площадка для установления контейнеров внутри дворовых территорий должна быть расположена рядом с подъездными путями для специального автотранспортного средства.


26. Физическим и юридическим лицам запрещается:

выбрасывать и размещать твердые бытовые отходы в несанкционированных местах и объектах (улицы, дворы, водные артерии, арыки и иные места, не предназначенные для сбора, размещения и захоронения твердых бытовых отходов);

слив жидких бытовых отходов в несанкционированных местах и объектах (за территорией домов, в коллекторы системы ирригации, водные артерии, арыки, системы ливневой канализации, открытый, закрытый коллекторы горизонтального и вертикального дренажа и иные не предназначенные для этих целей места);

выбрасывать твердые бытовые отходы в несанкционированных местах и объектах из транспортных средств во время их остановки, стоянки или движения;

сжигать твердые бытовые отходы на объектах их размещения (в земляных ямах, емкостях и т.д.), территории организации, полях и в населенных пунктах без применения специальных технических устройств;

сжигать листья;

организовывать места сбора и хранения твердых бытовых отходов в помещениях общего пользования многоквартирного дома;

выбрасывать и размещать крупногабаритные бытовые отходы и строительные отходы в мусоросборочные пункты;

транспортировка твердых и жидких бытовых отходов (за исключением крупногабаритных бытовых и строительных отходов, а также отходов, образующихся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений (ветки, сучья деревьев и кустарников, порубочные остатки и др.)) на транспортном средстве, не предназначенном для этих целей (не предусмотренным документацией), а также в сопровождении посторонних лиц, не связанных с перевозкой бытовых отходов.



ГЛАВА 7. КРУПНОГАБАРИТНЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ


27. Крупногабаритные бытовые отходы должны собираться на специально отведенных площадках, оборудованных искусственным водонепроницаемым покрытием и системой отведения атмосферных осадков (уклон и водоотводящие желоба) площадью не менее 8-10 кв. м.


28. Площадки для сбора крупногабаритных бытовых отходов отводятся:

в многоквартирном жилом секторе - в непосредственной близости к мусоросборочным пунктам твердых бытовых отходов:

в индивидуальном жилом секторе - не ближе 20 м до ближайшего жилого дома и (или) иного объекта постоянного пребывания людей, с расчетом на эффективный радиус охвата площадки 100-200 м.

Альтернативным вариантом площадок для сбора крупногабаритных бытовых отходов является установка контейнеров (сменных кузовов) емкостью 3-6 куб. м, транспортировка которых осуществляется с использованием специального автотранспортного средства, оснащенного системой мультилифт.


29. Вывоз крупногабаритных бытовых отходов с места их образования может осуществляться специализированными организациями по заявке физических и юридических лиц за отдельную плату.



ГЛАВА 8. СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТХОДЫ


30. Лица, осуществляющие строительные, монтажные, ремонтные работы, а также снос зданий и сооружений, должны обеспечивать скученный сбор образующихся на этих объектах строительных отходов.

Строительные отходы, образующиеся у населения, складируются на площадках для сбора крупногабаритных бытовых отходов.

Организации, осуществляющие строительство, реконструкцию или снос объектов, должны иметь в наличие техническую и технологическую документацию, устанавливающую порядок регулирования процесса обращения с образуемыми строительными отходами, а также заявление о воздействии на окружающую среду и положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Ответственность за вывоз отходов со строительных площадок и соблюдение при этом природоохранных требований возлагается на физическое или юридическое лицо, выступающее подрядчиком при выполнении работ, если иное не предусмотрено в договоре с заказчиком.


31. Организации, в результате деятельности которых образуются строительные отходы, должны осуществлять комплекс мер для максимальной утилизации строительных отходов, реализации или передачи их другим юридическим и физическим лицам, занимающимся сбором, хранением и утилизацией отходов, а также обеспечивать экологически безопасное захоронение строительных отходов, не подлежащих утилизации.


32. Вывоз строительных отходов с места их образования может осуществляться специализированными организациями по заявке физических и юридических лиц за отдельную плату.



ГЛАВА 9. ОТХОДЫ АВТОТРАНСПОРТА


33. Физические и юридические лица (владельцы автомобильных стоянок, автозаправочных станций, мастерских по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, механизмов и другой техники) обязаны обеспечить сбор, вывоз, переработку и обезвреживание всех образующихся отходов автотранспорта.


34. Отходы всех видов транспорта, машин и механизмов подлежат разборке на составляющие и раздельному сбору по видам, в частности:

отработанные масла сдаются специализированным предприятиям, занимающимся сбором, утилизацией и переработкой этих отходов;

электролит из аккумуляторов сливается в специальные емкости и передается на обезвреживание специализированным предприятиям, занимающимся сбором, утилизацией и переработкой этих отходов;

кислотные аккумуляторные батареи со слитым электролитом собираются в пунктах приема вторичного сырья и цветных металлов;

автомобильные покрышки собираются и сдаются на переработку специализированным предприятиям, занимающимся сбором, утилизацией и переработкой этих отходов;

прочие отходы (пластмасса, металл и т.д.), являющиеся вторичными материальными ресурсами, сдаются в пункты приема.



ГЛАВА 10. ОТХОДЫ, ОБРАЗУЮЩИЕСЯ ОТ УБОРКИ

ОТХОДОВ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, А ТАКЖЕ

ПРИ РУБКЕ И АГРОТЕХНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ

ДРЕВЕСНЫХ И КУСТАРНИКОВЫХ НАСАЖДЕНИЙ


35. В период листопада опавшие листья необходимо убирать ежедневно.

Собранные листья вывозятся на специально отведенные места либо на поля компостирования. Вывоз собранных листьев обеспечивается лицами, ответственными за уборку территорий в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, самостоятельно или на договорной основе (по отдельным заявкам) со специализированными организациями.

Процесс компостирования осуществляется на специально подготовленной площадке с противофильтрационным основанием, системой сбора и отведения дренажных вод. Отходы размещаются в буртах.


36. Захламление территории отходами, образующимися при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений (ветки, сучья деревьев и кустарников, порубочные остатки, листья и др.), более чем на сутки не допускается.



ГЛАВА 11. ЖИДКИЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ


37. Для сбора жидких бытовых отходов в домовладениях без системы центральной канализации обустраиваются в установленном порядке выгребные ямы, представляющие собой герметичные резервуары.

Выгребная яма должна располагаться с учетом свободного доступа движения специального автотранспортного средства (ассенизационного автомобиля) и соответствовать требованиям санитарных правил, нормам и гигиеническим нормативам.


38. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется специализированными организациями, имеющими специальное автотранспортное средство (ассенизационный автомобиль), на договорной основе или по отдельным заявкам.


39. Периодичность очистки выгребных ям определяется в соответствии с санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.

Жидкие бытовые отходы вывозятся на сливные станции, ассенизационные поля или другие специальные объекты по приему жидких бытовых отходов.



ГЛАВА 12. ОПАСНЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ


40. Для сбора опасных бытовых отходов в мусоросборочных пунктах устанавливаются специальные контейнеры (накопительные емкости, обеспечивающие сохранность опасных бытовых отходов при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и транспортировании).


41. Собранные опасные бытовые отходы сдаются специализированным предприятиям, занимающимся сбором, утилизацией и переработкой этих отходов.



ГЛАВА 13. РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР И ВЫВОЗ

ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ


42. В целях организации раздельного сбора на мусоросборочных пунктах в обязательном порядке устанавливаются четыре вида контейнеров для:

перерабатываемых твердых бытовых отходов (представляющие смесь вторичных материальных ресурсов) - синего цвета;

органических твердых бытовых отходов (пищевые и другие биологически разлагаемые бытовые отходы) - коричневого цвета;

неперерабатываемых твердых бытовых отходов (прочие бытовые отходы) - серого цвета;

опасных бытовых отходов - оранжевого цвета.

Для полного раздельного сбора твердых бытовых отходов могут быть установлены дополнительные контейнеры отличительных цветов (пластмассовые отходы - желтый, отходы стекла и стеклобой - белый, бумажные отходы - голубой) и (или) маркированные специальными знаками и надписями.

При этом перерабатываемые твердые и опасные бытовые отходы направляются на сортировку для последующей реализации и (или) передачи на договорной основе юридическим лицам, занимающимся утилизацией и переработкой отходов.


43. Для вывоза раздельно собранных или отсортированных твердых бытовых отходов могут быть использованы мусоросборочные машины путем организации нескольких графиков вывоза либо специальные автотранспортные средства с установленными раздельными камерами в бункерах для различных фракций твердых бытовых отходов.



ГЛАВА 14. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ТРАНСПОРТИРОВКЕ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ


44. Транспортировка бытовых отходов осуществляется способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения транспортируемыми бытовыми отходами вреда здоровью людей и окружающей среде.

Вывоз и транспортировка бытовых отходов (за исключением крупногабаритных бытовых и строительных отходов, а также отходов, образующихся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений), осуществляется специальными автотранспортными средствами (мусоросборочные машины и другие спецмашины).

В целях предотвращения повреждения объектов недвижимости материального культурного наследия не допускается въезд на территории их расположения крупногабаритных специальных мусоросборочных автотранспортных средств массой более пяти тонн.

Транспортировка бытовых отходов вне кузова специального автотранспортного средства не допускается.

К управлению специальными транспортными средствами, на которых перевозятся бытовые и другие отходы, допускаются водители, прошедшие специальную подготовку, инструктаж и медицинский контроль.


45. Транспортировка бытовых отходов осуществляется при наличии документации для их транспортировки, заполненной в установленном порядке с указанием маршрута движения.



ГЛАВА 15. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ЗАХОРОНЕНИЮ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ


46. Твердые бытовые отходы вывозятся на полигоны, мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы, поля компостирования.

Захоронение твердых бытовых отходов осуществляется в порядке, установленном законодательством.


47. Захоронение перерабатываемых твердых бытовых отходов на полигонах запрещается.



ГЛАВА 15-1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОРГАНИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ПУНКТОВ ПРИЕМА ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ,

А ТАКЖЕ ЗАГОТОВКЕ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ

§ 1. Организация и использование пунктов

приема вторичного сырья


47-1. Организация пунктов приема вторичного сырья (далее - пункты приема) может осуществляться в отдельно стоящих зданиях или в отдельных помещениях нежилых зданий, а также на передвижных (мобильных) средствах.

Размещение пунктов приема в отдельно стоящих зданиях осуществляется в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и другой градостроительной документацией. При отсутствии градостроительной документации необходимо получение согласия территориальных архитектурно-градостроительных советов при Министерстве строительства Республики Каракалпакстан, главных управлениях строительства областей и города Ташкента.

В густонаселенных районах в зависимости от интенсивности использования территорий, а также на пунктах сбора отходов могут создаваться временные сооружения для сбора и заготовки вторичного сырья.

Пункты приема, размещаемые в нежилых помещениях, должны иметь необходимые помещения с отдельным входом/выходом для приема и вывоза вторичного сырья.

Не допускается организация пунктов приема непосредственно в жилых зданиях.


47-2. Для организации деятельности пункта приема заготовители вторичного сырья должны иметь нормативные документы в области технического регулирования воздействия на окружающую среду (экологические нормативы) и положительное заключение государственной экологической экспертизы.


47-3. Расстояние между пунктами приема, расположенными в отдельно стоящих зданиях, должно быть не менее 20 метров от жилых и административных зданий и не менее 50 метров от лечебных, дошкольных образовательных организаций и учебных заведений, объектов реализации пищевой продукции и общественного питания, а также мест отдыха и за пределами зон охраны объектов недвижимости материального культурного наследия.

Склады и площадки для хранения вторичного сырья должны находиться на расстоянии не менее 50 метров от лечебных, дошкольных образовательных организаций и учебных заведений, объектов реализации пищевых продуктов и общественного питания, а также мест отдыха и за пределами зон охраны объектов недвижимости материального культурного наследия.

47-4. Пункты приема, расположенные в отдельно стоящих зданиях, должны иметь:

благоустроенные подъездные пути;

отдельное помещение и (или) площадку для приема вторичного сырья;

раздельные склады и (или) площадки для временного хранения различных видов вторичного сырья;

шкаф для хранения чистой и использованной (рабочей) одежды и дезинфицирующие средства;

естественное и искусственное (в том числе ночное наружное) освещение;

систему питьевого водоснабжения и стока в канализацию, санузел, а также канализацию для отвода дождевых вод.

При отсутствии централизованной сети питьевого водоснабжения персонал для мытья рук использует умывальники. При отсутствии централизованной канализационной сети допускается оборудование выгребных ям.


47-5. В пунктах приема всех видов:

поверхность пола должна иметь легко очищаемое и дезинфицируемое покрытие;

стены должны быть покрыты легко моющимся материалом;

помещение должно быть проветриваемым;

поверхность площадки для установки контейнеров должна иметь асфальтовое или бетонное покрытие.

В целях недопущения застаивания воды и скатывания контейнеров покрытие площадки устанавливается с 5-10-процентным уклоном в сторону проезжей части с удобным подъездом для транспортного средства.


47-6. Пункты приема всех видов (в том числе склады и площадки) должны соответствовать требованиям пожарной безопасности и содержаться в чистоте.

Ежедневно должна производиться влажная уборка помещений и не реже одного раза в неделю - дезинфекция, а в случае необходимости - дезинфекция и дератизация.

Контейнеры и другая тара для приема и хранения вторичного сырья должны периодически подвергаться дезинфекции и мытью (не реже одного раза в три месяца).

При этом дезинфицирующие средства необходимо использовать в соответствии с инструкцией по их применению, хранить в оригинальной упаковке производителя, в специально отведенных местах.

Территория, прилегающая к пункту приема (в радиусе 5 м), должна ежедневно подвергаться уборке и содержаться в чистоте.


47-7. По истечении срока службы использования контейнеров и другой тары, предназначенных для приема и хранения вторичного сырья, а также в зависимости от их фактического технического состояния (механические и другие повреждения), они должны быть заменены на новые или исправные (отремонтированные), отвечающие требованиям нормативных документов (санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы) в области технического регулирования.


47-8. На видном месте в стационарных пунктах приема должны быть вывешены (размещены) следующие сведения:

наименование организации и ее контактные данные (в том числе номера телефонов);

время работы (приема вторичного сырья);

принимаемые виды вторичного сырья и цены.



§ 2. Заготовка и транспортировка вторичного сырья


47-9. Заготовка вторичного сырья может осуществляться путем:

закупки или бесплатного приема вторичного сырья через пункты приема;

обеспечения объектов, на которых постоянно образуется вторичное сырье, контейнерами, мусоросборниками, ящиками и другими специальными средствами;

сортировки вторичного сырья на перегрузочных станциях твердых бытовых отходов и полигонах.

На территориях, закрепленных в установленном порядке для оказания услуг кластерам, занимающимся комплексным обращением с бытовыми отходами, заготовка вторичного сырья (за исключением закупки лома металлов и отходов) осуществляется данными кластерами через пункты приема (за исключением закупки или приема вторичного сырья перерабатывающими предприятиями через принадлежащие им пункты, расположенные на данной территории).


47-10. Заготовка вторичного сырья на перегрузочных станциях твердых бытовых отходов и полигонах осуществляется только с использованием сортировочного оборудования и с соблюдением всех требований техники безопасности.


47-11. В процессе заготовки вторичного сырья должны применяться современные технологии и методы, не оказывающие негативного воздействия на здоровье граждан и окружающую среду.


47-12. Технологические процессы, требующие тяжелого труда при заготовке вторичного сырья должны быть механизированы.


47-13. Временное хранение вторичного сырья осуществляется на складах и (или) на специально отведенных площадках.


47-14. Заготовленное сырье макулатуры, тканевых и полимерных материалов должны храниться в местах их временного хранения отдельно спрессованными по видам.

В случае хранения в отапливаемых складах (помещениях) вторичное сырье размещается на расстоянии не ближе 1 метра от отопительного прибора. При этом перед отопительными приборами должно быть ограждение.


47-15. Запрещается:

а) заготовка вторичного сырья в лечебно-профилактических (инфекционных, кожно-венерических, онкологических, туберкулезных) учреждениях и отделениях (патолого-анатомических, гнойной хирургии и др.), ветеринарных учреждениях, а также в организациях, производящих и (или) потребляющих ядовитые вещества;

б) заготовка в пунктах приема сырья из медицинских отходов;

в) извлечение и присвоение вторичного сырья, содержащегося в составе бытовых отходов, в процессе оказания услуг по вывозу бытовых отходов, а также из пунктов сбора и сортировки бытовых отходов без согласия специализированной организации;

г) использование открытого огня и проведение сварочных работ вблизи мест временного сбора и хранения вторичного сырья (в радиусе не менее 5 метров);

д) самовольное осуществление утилизации и (или) переработки вторичного сырья на устройствах и оборудовании, не предназначенных для этих целей;

е) перевозка вторичного сырья транспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров и продуктов питания, а также не оборудованных двигателями прицепных устройствах, приводимых в движение животными;

ж) размещение вторичного сырья вне кузова транспортного средства при его транспортировке.


47-16. Деятельность по перевозке вторичного сырья осуществляется способами, исключающими возможность возникновения аварийных ситуаций, причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде, а также при соблюдении правил безопасности дорожного движения.

При перевозке вторичного сырья в транспортных средствах с открытым кузовом они должны быть накрыты брезентом или другими материалами.


47-17. Транспортное средство, предназначенное для перевозки вторичного сырья, должно отвечать следующим требованиям:

кабина водителя должна быть отделена от грузовой платформы фиксированным ограждением;

дно и стены кузова должны быть герметичными, а один из бортов - откидным;

все части транспортного средства должны быть легко доступны для очистки и дезинфекции;

внутренняя часть кузова должна быть покрыта материалами, устойчивыми к воздействию моющих и дезинфицирующих средств;

наличие надписи "Вторичное сырье" на трех сторонах внешней части кузова.



§ 3. Взаиморасчеты за поставляемое вторичное сырье

и расходование наличных денежных средств


47-18. Взаиморасчеты с поставщиками вторичного сырья за фактически поставленное вторичное сырье осуществляется:

с юридическими лицами - в безналичной форме;

с физическими лицами - в наличной форме, а также другими способами оплаты в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


47-19. При осуществлении взаиморасчетов за полученное вторичное сырье применяются свободные (согласованные) цены, устанавливаемые заготовителями, стимулирующие сдачу вторичного сырья.


47-20. На пунктах приема обязательно должны быть весы и другие необходимые измерительные приборы для приема вторичного сырья.


47-21. В целях получения наличных денежных средств, необходимых при расчетах за заготовляемое вторичное сырье, заготовители вторичного сырья сдают в обслуживающий коммерческий банк денежный чек на сумму, обеспечивающую прием (закупку) вторичного сырья в расчетных объемах.


47-22. Заготовители вторичного сырья осуществляют выделение наличных денежных средств пунктам приема, находящимся в их ведении, по расходному кассовому ордеру или платежной ведомости, подписанной руководителем и главным бухгалтером организации.


47-23. Пункты приема, являющиеся структурными подразделениями заготовителей вторичного сырья, ежемесячно представляют им отчет об их потребности и расходовании наличных денежных средств.


47-24. Использование наличных денежных средств в иных целях не допускается. Реализация заготовленного вторичного сырья осуществляется в порядке, установленном законодательством, в соответствии с правилами торговли.


47-25. Ответственность за правильность и своевременность оформления первичных документов по всем операциям, связанным с поступлением денежных средств, их распределением по пунктам приема, хранением наличных денежных средств, движением наличных денежных средств и вторичного сырья, возлагается на руководителя организации и главного бухгалтера.



§ 4. Учет заготовленного вторичного сырья


47-26. Приказом руководителя организации - заготовителя вторичного сырья назначается лицо, ответственное за ведение учета и контроля движения вторичного сырья.


47-27. При приеме вторичного сырья от юридических лиц составляется акт приема-передачи в трех экземплярах, один экземпляр которого передается поставщику вторичного сырья для последующего оформления счета-фактуры.

Количество (вес) и характеристика вторичного сырья фиксируются в актах приема-передачи, которые составляются заготовителем вторичного сырья по фактической приемке.


47-28. Ведется строгая отчетность акта приема-передачи и это фиксируется в книге учета актов приема-передачи, каждый лист которой пронумеровывается и прошивается в установленном порядке.



§ 5. Обеспечение личной гигиены и безопасности персонала

при приеме (сборе) и заготовке вторичного сырья


47-29. Работник, занимающийся приемом (сбором), сортировкой, хранением и транспортировкой вторичного сырья, в том числе осуществляющий санитарную обработку транспортных средств и контейнеров, должен проходить предварительный и периодический медицинские осмотры (не реже одного раза в год) и профилактическую иммунизацию (вакцинацию) от распространенных и особо опасных инфекционных заболеваний (туберкулез, гепатит, чума, холера и пр.) в порядке, установленном законодательством.


47-30. Работник, допущенный к приему (сбору), сортировке, хранению и транспортировке вторичного сырья, должен быть обеспечен соответствующей специальной одеждой и средствами личной гигиены и защиты (маской или респиратором, перчатками, защитным комбинезоном, моющими средствами и пр.), а также средствами первой медицинской помощи, аптечкой.

Специальная одежда должна быть удобной и предохранять работающих от пыли и других загрязнений, быть удобной для очистки и дезинфекции.


47-31. Вторичное сырье, представляющее санитарно-эпидемиологическую угрозу, должно быть незамедлительно изолировано и обезврежено.



ГЛАВА 16. УБОРКА ТЕРРИТОРИЙ ПО СЕЗОНАМ ГОДА


48. Весенне-летняя уборка территории производится в период с марта по август ежегодно и включает в себя:

мойку (полив) и подметание проезжей части улично-дорожной сети, тротуаров, площадей;

ежедневную (кроме воскресенья) санитарную уборку всей придомовой территории многоквартирного жилого сектора, подметание тротуаров, ступеней входных групп;

очистку от твердых бытовых отходов и захламленности территорий;

уборку мусоросборочных пунктов, очистку урн и их промывку.


49. Осенне-зимняя уборка территорий проводится в период с сентября по февраль ежегодно и включает в себя:

подметание и сгребание листьев, очистку канав;

подметание проезжей части улично-дорожной сети, тротуаров, площадей;

обработку твердых покрытий противогололедными материалами;

подметание и сдвигание снега, устранение скользкости, удаление снега и снежно-ледяных образований с поверхности проезжей части улично-дорожной сети, тротуаров, площадей;

ежедневную (кроме воскресенья) санитарную уборку всей придомовой территории многоквартирного жилого сектора, подметание тротуаров, ступеней входных групп;

очистку от твердых бытовых отходов и захламленности территорий;

уборку мусоросборочных пунктов, очистку урн и их промывку.


50. Механизированная уборка придомовых территорий должна осуществляться в дневное время.

Места, недоступные для уборочных машин, должны убираться вручную до начала работы этих машин. Снег при ручной уборке тротуаров и проездов придомовых территорий должен убираться полностью под скребок.



ГЛАВА 17. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ


51. Должностные лица Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, осуществляющие государственный экологический контроль (далее - должностные лица), ведут контроль за соблюдением требований настоящих Правил на постоянной основе.

52. В случаях выявления нарушения требований глав 3, 4 и 5, а также параграфа 2 главы 15-1 настоящих Правил, должностные лица принимают следующие меры реагирования:

выдают физическим и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений требований глав 3, 4 и 5, а также параграфа 2 главы 15-1 настоящих Правил, с оформлением акта (справки) по результатам мониторинга соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами либо государственного экологического контроля;

осуществляют контроль за устранением физическими и юридическими лицами нарушений только по фактам и в сроки, отмеченные в акте (справке) по результатам предыдущего проведенного мониторинга либо государственного экологического контроля, или раньше установленного времени - по обращению физического или юридического лица в течение одного рабочего дня, на основании приказа контролирующего органа;

применяют меры по привлечению к административной ответственности за нарушения законодательства в области обращения с отходами в случаях невыполнения физическими или юридическими лицами предписаний должностных лиц.

Функции, предусмотренные абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, производятся без дополнительного согласования с органами, координирующими деятельность контролирующих органов, с последующим их уведомлением в течение одного рабочего дня.


53. В случае невозможности установления лиц, разместивших бытовые отходы на несанкционированных местах, должностные лица имеют право выдать предписания (с установлением срока от двух до четырех рабочих дней) по ликвидации несанкционированных и стихийных мусорных свалок или уборке территорий, а также рекультивации территорий свалок за счет лиц, на которых возложена обязанность обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

При невыполнении ответственными лицами предписаний в установленные сроки должностные лица принимают меры по ликвидации несанкционированных и стихийных мусорных свалок или уборке территорий, а также рекультивации территорий свалок с привлечением государственных унитарных предприятий "Тоза худуд" и "Махсустранс", а также частных специализированных организаций на основании соглашения с последующим выставлением счетов на оплату услуг по санитарной очистке (с установлением срока выплаты) лицам, не выполнившим предписания.

При этом составляется акт, подтверждающий принятие мер по ликвидации несанкционированных и стихийных мусорных свалок или уборке территорий, а также рекультивации территорий свалок, подписанный должностным лицом, лицом, получившим предписание (или его представителем), представителем специализированной организации, органов самоуправления граждан или товарищества частных собственников жилья.

В случае отказа лица, получившего предписание, (или его представителя) от подписания акта, он должен в день составления акта письменно обосновать причины отказа от подписания данного акта.

В случае неявки лица, получившего предписание, (или его представителя) достаточно подписи должностного лица, представителя специализированной организации, органа самоуправления граждан или товарищества частных собственников жилья.

В случае несвоевременной оплаты или отказа (отклонения) от уплаты за оказанные услуги по санитарной очистке, должностные лица предъявляют в суды иски, связанные с взысканием оплаты.


54. Служба санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Узбекистан устанавливает текущий санитарный надзор за объектами очистки населенных мест в порядке, установленном законодательством.

55. Средства массовой информации, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане Республики Узбекистан осуществляют общественный контроль в области обращения с бытовыми отходами.


ГЛАВА 18. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


56. Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Правилам



СХЕМА

размещения и эксплуатации объектов

инфраструктуры санитарной очистки

           

Этапы

Процессы

Организационные меры

1-й этап

Размещение объектов инфраструктуры санитарной очистки

Физические и юридические лица

Специализиро-

ванные организации санитарной очистки

1. Физические и юридические лица, ответственные за уборку территорий, в обязательном порядке устанавливают урны для сбора ТБО.

2. Юридические лица заключают договор со специализированными организациями на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и организуют места временного сбора и хранения ТБО на занимаемом земельном участке, с установлением контейнеров.

3. Специализированные организации санитарной очистки осуществляют:

строительство мусоросборочных пунктов;

оснащение мусоросборочных пунктов контейнерами.

V

V

Размещение урн для сбора твердых бытовых отходов (ТБО)

Создание мусоросборочных пунктов

2-й этап

Организация работ по санитарной очистке

Уборка

территорий

Сбор и вывоз бытовых отходов

1. В целях обеспечения чистоты территорий, зданий и сооружений физические и юридические лица осуществляют уборку на своих территориях.

2. Сбор и вывоз ТБО осуществляется в многоквартирном жилом секторе - с мусоросборочных пунктов, а в индивидуальном жилом секторе - "сигнальным" методом.

3. Минимальная периодичность вывоза ТБО с мусоросборочных пунктов составляет один раз в день, при "сигнальном" методе - один раз в три дня.

4. Транспортировка ТБО осуществляется специальными автотранспортными средствами и способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения транспортируемыми бытовыми отходами вреда здоровью людей и окружающей среде.

V

V

Весенне-летняя уборка

Предприятия по переработке ТБО

V

V

Осенне-зимняя уборка

Полигоны ТБО

3-й этап

Эксплуатация объектов инфраструктуры санитарной очистки

Содержание и обслуживание (опорожнение и очистка) урн

Содержание мусоросборочных пунктов

1.Опорожнение и очистка урн осуществляется систематически по мере их наполнения, но не реже одного раза в сутки.

2. Промывка и дезинфекция урн производиться не реже одного раза в месяц.

3. Мусоросборочные пункты должны соответствовать санитарным правилам, нормам и гигиеническими нормативам.

4. Контейнеры должны быть заменены на новые или исправные (отремонтированные) по истечении срока службы.

4-й этап

Осуществление контроля

Ведение

мониторинга

Принятие мер реагирования

1. Госкомэкологии осуществляет государственный экологический контроль.

2. Служба санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья устанавливает текущий санитарный надзор за объектами очистки населенных мест.

3. Органы самоуправления граждан, ННО и граждане осуществляют общественный контроль в области обращения с бытовыми отходами.

          


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 октября 2018 г.


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2018 г., N 10, ст. 241








































Время: 0.1655
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск