ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2018 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 13 по 19 октября 2018 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

(за период с 13 по 19 октября 2018 г.)


Закон РУз от 18.10.2018 г. N ЗРУ-502 "О внесении изменений

и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О государственной

таможенной службе" (Принят Законодательной палатой 06.09.2018 г.,

одобрен Сенатом 27.09.2018 г.)

        

Постановление Президента РУз от 16.10.2018 г. N ПП-3975

"Об образовании Международного инновационного центра

Приаралья при Президенте Республики Узбекистан"

           

Постановление Президента РУз от 17.10.2018 г. N ПП-3978

"О дополнительных мерах по повышению эффективности

продвижения плодоовощной продукции на внешние рынки"

        

Постановление Кабинета Министров РУз от 16.10.2018 г. N 828

"О внесении изменений в Количественные нормы ввоза через

автодорожные (пешеходные), железнодорожные и речные пункты

пропуска Государственной границы Республики Узбекистан

физическими лицами отдельных товаров, не подлежащих обложению

таможенными платежами"

            

Постановление Кабинета Министров РУз от 13.10.2018 г. N 823

"Об утверждении отдельных административных регламентов оказания

государственных услуг в государственной налоговой службе"

                

Закон РУз от 16.10.2018 г. N ЗРУ-500 "О внесении изменений

и дополнений в некоторые законодательные акты Республики

Узбекистан в связи с совершенствованием системы обеспечения

социальной защиты населения и оказания жилищно-коммунальных

услуг" (Принят Законодательной палатой 30.08.2018 г.,

одобрен Сенатом 27.09.2018 г.)

           

Закон РУз от 16.10.2018 г. N ЗРУ-501 "О частных агентствах

занятости" (Принят Законодательной палатой 06.09.2018 г.,

одобрен Сенатом 27.09.2018 г.)

          

Постановление Президента РУз от 15.10.2018 г. N ПП-3970

"О дополнительных мерах по созданию условий

для предпринимательства"

         

Постановление Президента РУз от 16.10.2018 г. N ПП-3973 "О мерах

по совершенствованию службы скорой медицинской помощи

в Республике Узбекистан"

        

Постановление Кабинета Министров РУз от 12.10.2018 г. N 821

"О сотрудничестве с Исламской организацией по вопросам

образования, науки и культуры (АЙСЕСКО)"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 11.10.2018 г. N 820

"О мерах по дальнейшему совершенствованию экономических

механизмов обеспечения охраны природы"

           

Постановление Правления Центрального банка "О внесении

изменений и дополнений в Правила ведения открытой валютной

позиции" (Зарегистрировано МЮ 11.10.2018 г. N 1497-3)

            

Постановление Государственного налогового комитета

"Об утверждении Положения о порядке обязательной постановки

на учет договоров аренды недвижимости в налоговых органах"

(Зарегистрировано МЮ 11.10.2018 г. N 3077)

           

Защиту данных на пластиковых картах обеспечит новое

программное обеспечение

        

Города Узбекистана "Поумнеют"

         

Закон РУз от 15.10.2018 г. N ЗРУ-498 "О внесении изменений

в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан

в связи с совершенствованием выборов председателя (аксакала)

схода граждан" (Принят Законодательной палатой 21.09.2018 г.,

одобрен Сенатом 27.09.2018 г.);

Закон РУз от 15.10.2018 г. N ЗРУ-499 "О выборах председателя

(аксакала) схода граждан" (Принят Законодательной палатой

21.09.2018 г., одобрен Сенатом 27.09.2018 г.)

                 

Постановление Министерства финансов и Государственного

налогового комитета "О внесении дополнений в Положение

о порядке расчета средств, определенных в качестве источника

формирования Фонда развития Бюро принудительного исполнения,

поступающих от реализации электрической энергии и природного

газа потребителям республики за национальную валюту"

(Зарегистрировано МЮ 11.10.2018 г. N 2902-1)

            

Закон РУз от 11.10.2018 г. N ЗРУ-496 "О внесении изменений

и дополнений в некоторые законодательные акты Республики

Узбекистан, направленных на дальнейшее повышение эффективности

отправления правосудия, а также признании утратившим силу Закона

Республики Узбекистан "Об обжаловании в суд действий и решений,

нарушающих права и свободы граждан" (Принят Законодательной

палатой 21.09.2018 г., одобрен Сенатом 27.09.2018 г.)

              

Указ Президента РУз от 13.10.2018 г. N УП-5553 "О повышении

размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий"

       

Постановление Президента РУз от 03.10.2018 г. N ПП-3956

"О дополнительных мерах по совершенствованию системы

государственного управления в сфере экологии и охраны

окружающей среды"

         

Постановление Президента РУз от 12.10.2018 г. N ПП-3968

"О мерах  по упорядочению сферы народной медицины

в Республике Узбекистан"

             

Объявлено, когда начнется отопительный сезон

            

Приказ министра высшего и среднего специального образования

"Об утверждении правил определения учебной нагрузки

профессорско-преподавательского состава, а также учебно-

методической, научно-исследовательской и "устоз-шогирд"

работы высшего образовательного учреждения"

(Зарегистрирован МЮ 08.10.2018 г. N 3076)



Принята новая редакция Закона "О государственной таможенной службе" (от 18.10.2018 г. N ЗРУ-502).


В сравнении с прежней версией акт значительно расширился: с 14-ти до 37-ми статей. В частности, в новой редакции нашли свое отражение:

q порядок применения сотрудниками таможни физической силы, спецсредств (устройства для вскрытия помещений, наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества и др.) и огнестрельного оружия. В целом условия и алгоритм действий аналогичны установленным для органов внутренних дел: четко выраженное предупреждение - соразмерность и минимизация вреда - оказание первой помощи пострадавшим - доклад непосредственному начальнику и прокурору;

q порядок и условия прохождения службы в таможенных органах. Подробно описаны правила приема сотрудников, включая предъявляемые к ним профессиональные и личные требования, назначения и освобождения от должности; присвоения, понижения и лишения специальных званий; подготовки, переподготовки и повышения квалификации (каждые 2 года), а также аттестации (1 раз в 3 года) и другие вопросы, связанные со службой. Напомним, все эти моменты детально урегулированы на уровне Положения о прохождении службы в таможенных органах Республики Узбекистан (Приложение N 9 к Постановлению Президента РУз от 12.04.2018 г. N ПП-3665);

q правовая и социальная защита сотрудников таможенной службы. Затронуты вопросы охраны здоровья, оплаты труда, обеспечения сотрудников жилплощадью, государственного страхования и пенсионного обеспечения.      

Принятый Закон стал логическим продолжением процесса реформирования деятельности таможенных органов.


Напомним, в текущем году приняты:

а) Указ Президента от 12.04.2018 г. N УП-5414, которым утверждена Программа мер по совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы;

б) Постановление Президента от 12.04.2018 г. N ПП-3665 "Об организации деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан";

в) Постановление Президента от 29.06.2018 г. N ПП-3818 "О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан".


* * *



Создается Международный инновационный центр Приаралья при Президенте (Постановление Президента от 16.10.2018 г. N ПП-3975).


Проект будет реализован при научно-технической поддержке Исламского банка развития и Международного центра биоземледелия в условиях засоления почв. Вновь созданный центр будет работать при Президенте.

Основными задачами и приоритетными направлениями деятельности Международного инновационного центра определены:

q улучшение экосистемы и устойчивой жизнедеятельности в засоленных землях осушенного дна Аральского моря;

q организация работ по сотрудничеству с международными организациями для разработки и внедрения инноваций и решений многообразных проблем в засоленных средах;

q создание экспериментальных полей для проведения испытаний;

q определение, продвижение и передача инновационных технологий и подходов, в т.ч. агролесомелиорация, облесение, аквакультуры, биоэнергетика, диверсификация культур, возделывание комплексных культур, животноводство, улучшение пастбищ, управление засухой и смягчение последствий, адаптация к изменению климата;

q развитие государственно-частного партнерства в области преодоления последствий высыхания Арала и экологического оздоровления бассейна Аральского моря.

При международном инновационном центре без образования юридического лица будет создан Фонд поддержки инноваций в Приаралье:

           

          

     

Источники формирования фонда

       

       

Статьи расходов

        

q средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей;

q выделенные средства (in-kind) Международного центра биоземледелия в условиях засоления (ICBA);

q средства, выделяемые по результатам грантовых конкурсов, проводимых Министерством инновационного развития;

q средства, выделяемые Всемирным банком, Азиатским банком развития и Исламским банком развития на финансирование проектов;

q гранты международных финансовых институтов и других зарубежных доноров;

q благотворительные пожертвования юридических и физических лиц, в т.ч. нерезидентов Узбекистана;

q иные источники, не запрещенные законодательством.

     

q улучшение экосистемы и устойчивой жизнедеятельности на осушенном дне Аральского моря, создание экспериментальных полей для проведения испытаний;

q заготовка семян высокопродуктивных лесных насаждений для последующего посева на осушенном дне Аральского моря;

q  мероприятия по управлению засухой и смягчению последствий, адаптации к изменению климата, а также образованию и увеличению потенциала государственно-частного партнерства в этой сфере;

q организация работ по сотрудничеству с международными организациями;

q оснащение Международного инновационного центра современным высокотехнологичным оборудованием, обеспечение необходимыми расходными материалами и комплектующими;

q текущее содержание, материально-техническое обеспечение и материальное стимулирование работников Международного инновационного центра;

q финансирование деятельности Международного инновационного центра на начальном этапе (в 2018 году и I полугодии 2019 года) покрывается за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей согласно обосновывающим расчетам, представленным Международным инновационным центром.


        

         

* * *



Президент подписал Постановление от 17.10.2018 г. N ПП-3978 "О дополнительных мерах по повышению эффективности продвижения плодоовощной продукции на внешние рынки".


Механизм экспорта плодоовощной продукции значительно упрощен.

Во-первых, юридические лица теперь могут экспортировать ее без предоплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков.


Напомним, что с августа изменился порядок ценообразования по экспорту такой продукции.


Во-вторых, не обеспечившие своевременное поступление выручки от экспорта организации попадут в Реестр недобросовестных экспортеров плодоовощной продукции. К ним будет применяться требование по получению 100-процентной предоплаты при ее экспорте.

В-третьих, субъекты предпринимательства вправе экспортировать плоды и овощи без лицензии на оптовую торговлю. Напомним, ее планируют полностью отменить. Индивидуальные предприниматели с выручки, поступившей от экспорта плодоовощной продукции, должны будут уплачивать ЕНП.

В-четвертых,  экспортируемая плодоовощная продукция, не подлежит таможенному досмотру, кроме случаев выявления признаков риска нарушения таможенного законодательства. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, а также незаконное перемещение товаров через таможенную границу несет экспортер.

В-пятых, субъекты предпринимательства могут сооружать легкие конструкции на предоставленных им земельных участках для строительства объектов инфраструктуры по орошению, заготовке и хранению плодоовощной продукции непосредственно в местах ее производства. Конкретный порядок утвердят позже.

Министерство внешней торговли будет координировать экспорт плодов и овощей, помогать экспортерам в поиске рынков сбыта, проводить с ними ежемесячные встречи. Экспортеры и производители плодоовощной продукции объединятся в Ассоциацию экспортеров плодоовощной продукции Узбекистана. В этом им помогут ТПП, Минюст и бизнес-омбудсман.

К марту следующего года запустят Информационный портал экспортеров плодоовощной продукции в Интернете. Его интегрируют с электронной торговой площадкой "TradeUzbekistan.com", инфосистемами ГНК и ГТК. Портал позволит получать информацию о производителях и экспортерах плодоовощной продукции, потенциальных импортерах и т.д., а также отслеживать в режиме реального времени все стадии экспортного процесса.

Уполномоченным ведомствам даны соответствующие поручения, определены персонально ответственные лица.


* * *



С 17 октября 2018 года Узбекистан резко увеличил периодичность беспошлинного ввоза физическими лицами 21-го вида товаров на автодорожных (пешеходных), железнодорожных и речных пунктах пропуска через границу (Постановление Кабинета Министров от 16.10.2018 г. N 828). Изменения внесены в Количественные нормы ввоза (приложение к Постановлению Кабинета Министров от 22.06.2018 г. N 463).


Напомним, что соответствующий проект обсуждался на портале СОВАЗ на стадии его общественного обсуждения. Принятая версия по содержанию не отличается от проекта.


Кратко отметим, что раньше граждане могли раз в месяц без уплаты таможенных платежей завозить через границу с сопредельными странами по одной единице бытовой и компьютерной техники и одному комплекту столовой посуды, а прочие товары (не больше 2 кг каждого наименования, но не больше 10 кг общего веса) - раз в сутки. С указанной даты через автодорожные (пешеходные), железнодорожные и речные пункты пропуска техника и посуда будут свободно пропускаться на таких условиях только раз в 6 месяцев, а прочие товары - раз в месяц.


* * *



Утвержден Административный регламент оказания государственной услуги по постановке на учет в органах государственной налоговой службы налогоплательщиков - физических лиц, выдаче им идентификационного номера налогоплательщика (Постановление Кабинета Министров от 13.10.2018 г. N 823).


Получить услугу можно тремя путями:

q через Центры государственных услуг;

q через Единый портал интерактивных государственных услуг (потребуется регистрация на портале);

q через официальный веб-сайт Государственного налогового комитета.

Во всех трех случаях заполняется анкета с указанием постоянного места жительства (наименование территории и района/города), Ф.И.О., даты рождения, серии и номера паспорта (для лиц без гражданства - удостоверяющий личность документ), персонального идентификационного номера физического лица (содержится в паспорте), адреса электронной почты и телефона. Кроме того, прилагается копия паспорта.

Когда заявитель обращается через Центр государственных услуг, анкету за него заполняет сотрудник Центра. Затем она распечатывается, правильность сведений в анкете подтверждается подписью заявителя, документы скрепляются электронной цифровой подписью сотрудника Центра и направляются в Государственный налоговый комитет. На это отводится 10 минут.

Затем ГНК в течение 1 часа с момента получения документов оформляет свидетельство о постановке на учет налогоплательщика с матричным штрих-кодом (QR-кодом). Электронный документ, удостоверенный ЭЦП сотрудника ГНК, направляется в Центр государственных услуг (при личном обращении заявителя) либо направляется непосредственно заявителю (при обращении через ЕПИГУ либо веб-сайт ГНК). Центр государственных услуг обязан перенаправить электронный документ заявителю в течение 10 минут, а по его просьбе распечатать его и выдать в электронном виде.

При получении данной государственной услуги заявителю не требуется иметь электронную цифровую подпись. А сама услуга - бесплатная.

Постановлением Кабинета Министров от 13.10.2018 г. N 823 утвержден Административный регламент оказания государственной услуги по выдаче справки о наличии либо отсутствии задолженности налогоплательщика - физического лица по налогам и другим обязательным платежам.

Получить услугу можно двумя путями:

q через Центры государственных услуг;

q через Единый портал интерактивных государственных услуг (потребуется регистрация на портале).

В обоих случаях заполняется анкета с указанием постоянного места жительства (наименование территории и района/города), Ф.И.О., персонального идентификационного номера физического лица (содержится в паспорте), ИНН, кадастровых номеров объектов налогообложения, адреса электронной почты и телефона. При обращении заявителя в Центр государственных услуг анкету заполняет сотрудник центра. На это отводится 10 минут.

Сведения в анкете должны быть в обязательном порядке подтверждены электронной цифровой подписью физического лица. Для удобства Центр государственных услуг может оформить ЭЦП на месте за 40 минут, но за это потребуется уплатить еще 10% МРЗП.

Затем ГНК в течение 1 часа с момента получения документов оформляет справку с матричным штрих-кодом (QR-кодом). Электронный документ, удостоверенный ЭЦП сотрудника ГНК, направляется в Центр государственных услуг (при личном обращении заявителя) либо направляется непосредственно заявителю (при обращении через ЕПИГУ либо веб-сайт ГНК). Центр государственных услуг обязан перенаправить электронный документ заявителю в течение 10 минут, а по его просьбе распечатать его и выдать в электронном виде.

Государственная услуга оказывается бесплатно.


* * *



Законом от 16.10.2018 г. N ЗРУ-500 внесены изменения и дополнения в статью 134 Жилищного кодекса, который вобрал в себя нормы принятых ранее подзаконных актов.


Во-первых, устраняются противоречия, связанные со сроками оплаты бытовыми потребителями услуг водоснабжения и водоотведения.


Напомним, согласно Указу Президента от 16.11.2017 г. N УП-5241 с 1 января 2018 эти услуги стали оказываться потребителям всех групп на основе 100-процентной предоплаты.


Однако статья 134 ЖК предусматривала другой механизм - ежемесячную оплату не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим. То есть законно разрешалось производить оплату постфактум за фактически потребленные объемы воды (либо по нормативу за прошлый месяц). Противоречие между Жилищным кодексом и Указом Президента N УП-5241 было устранено. С 17.10.2018 г. за воду и канализацию однозначно требуется вносить полную предоплату.

По всей видимости, конкретный механизм осуществления 100-процентной предоплаты бытовыми потребителями, имеющими приборы учета потребления водных ресурсов, будет определен позже.

Во-вторых, отключение бытовых потребителей от сетей водоснабжения, канализации, электричества и газа при первой же просрочке не допускалось. Статья 134 ЖК предоставляла гражданам 3-месячный срок для погашения долга. Хотя пункт 70 Правил пользования электрической энергией (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 12.01.2018 г. N 22) и пункт 97 Правил пользования природным газом (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 12.01.2018 г. N 22) предусматривали меньшие сроки (фактически сразу). Принятый Закон установил, что с 17.10.2018 г. коммунальные службы и Бюро принудительного исполнения однозначно вправе применять к бытовому потребителю меры вплоть до отключения, не дожидаясь истечения 3-месячного срока.


* * *



Обнародован Закон от 16.10.2018 г. N ЗРУ-501 "О частных агентствах занятости".


Частное агентство занятости - коммерческая организация любой организационно-правовой формы, чья деятельность характеризуется рядом особенностей:

а) наличие не менее двух работников, включая руководителя с высшим образованием (направление образования не уточняется);

б) возможность создания физическими и (или) юридическими лицами, кроме госорганов, политических партий, профсоюзов и религиозных организаций;

в) использование слов "Xususiy bandlik agentligi" в наименовании. Организациям, не отвечающим установленным требованиям, использовать данное словосочетание и производные от него запрещено;

г) наличие печати, содержащей полное фирменное наименование на государственном языке (возможно одновременно на другом языке) и указание на место нахождения. Оговорок о возможном отсутствии "круглой" печати у частных агентств занятости - субъектов малого предпринимательства Закон не содержит. Можно сделать вывод, что наличие фирменной печати - обязательное требование для всех без исключения частных агентств занятости;

д) возможность оказания только определенных видов услуг.

         

        

Подбор работы лицам, ищущим ее в Узбекистане

Распространение информации о лицах, ищущих работу, среди работодателей, в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий


Осуществление поиска работодателей, имеющих вакантные рабочие места


Проведение переговоров с работодателями для трудоустройства лиц, ищущих работу


Подготовка к собеседованию и участие в переговорах (собеседованиях) между работодателями и лицами, ищущими работу


Участие в подготовке проектов трудовых договоров между работодателями и лицами, ищущими работу


Подбор кадров для работодателей

Распространение информации об имеющихся у работодателей вакантных рабочих местах, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий


Осуществление поиска подходящих кандидатур для трудоустройства


Проведение переговоров с кандидатурами для трудоустройства


Участие в переговорах (собеседованиях) между работодателями и кандидатами на замещение вакантных рабочих мест


Участие в подготовке проектов трудовых договоров между работодателями и лицами, ищущими работу


Трудоустройство лиц, ищущих работу за пределами Узбекистана

Проведение, в пределах своей компетенции, переговоров (собеседований), подготовку проектов договоров, соглашений и протоколов с иностранными партнерами по вопросу трудоустройства лиц, ищущих работу за пределами страны


Поиск потенциальных работодателей, предоставление на основе изучения рынка труда зарубежных стран информации о наличии вакантных рабочих мест лицам, ищущим работу за пределами страны


Распространение среди иностранных работодателей информации о лицах, желающих осуществлять трудовую деятельность за пределами Узбекистана, только при их согласии


Оказание содействия лицам, ищущим работу, путем проведения предварительных подготовительных мероприятий для осуществления трудовой деятельности за пределами Узбекистана


Информирование лиц, ищущих работу за пределами страны, о правилах пребывания, условиях труда, социальном и жилищно-бытовом обеспечении в стране трудоустройства, правовых аспектах заключения трудовых договоров с иностранными работодателями


Оказание содействия в заключении трудовых договоров между лицами, ищущими работу за рубежом, и работодателями


Информационные и консультационные услуги в сфере трудоустройства

Обеспечение заказчика информацией об анализе и прогнозе состояния рынка труда и его участниках, конъюнктуре данного рынка, законодательстве о труде, а также предоставление иной информации в сфере трудоустройства


        

          

В учредительных документах частного агентства занятости должно быть указано о деятельности по предоставлению исключительно вышеперечисленных видов услуг, требованиях по внутреннему контролю их качества, а также о структуре и полномочиях учредителей, органов управления (дополнительно к сведениям, установленным в разрезе организационно-правовых форм);

е) включение в Реестр частных агентств занятости. Чтобы в него попасть нужно подать в Минтруда заявление, лицензию (при осуществлении деятельности по трудоустройству лиц, ищущих работу за рубежом) и копию документа об оплате сбора - 1 МРЗП. Документы рассматриваются, и решение по ним принимается в 3-дневный срок.

Деятельность по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами страны, лицензируется. Нужно отметить, что лицензионные требования и условия, указанные в Законе и в Положении о порядке лицензирования деятельности по трудоустройству граждан Республики Узбекистан за рубежом (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 12.09.2018 г. N 725) различаются.


Например, по Положению соискатель лицензии должен сформировать уставный фонд в размере 5 000 МРЗП Законе это требование отсутствует), а по закону его работники обязаны получать квалификационный сертификат не менее 1 раза в 3 года (этого требования нет в Положении).


Закон обладает большей юридической силой, чем Положение. Следовательно, стоит ожидать приведение последнего в соответствие с принятым законодательным актом.


* * *



Подписано Постановление Президента от 15.10.2018 г. N ПП-3970 "О дополнительных мерах по созданию условий для предпринимательства".


Во-первых, до 01.01.2020 г. все субъекты предпринимательства, независимо от их организационно-правовой формы, освобождаются от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при ввозе в страну страусов (коды ТН ВЭД 0106 33 001 0, 0106 33 009 0), а также полимеров этилена в первичных формах (код ТН ВЭД 3901).

Во-вторых, введена таможенная льгота в рамках Государственной программы по развитию региона Приаралья на 2017-2021 годы (Постановление Президента от 18.01.2017 г. N ПП-2731).

Субъектов предпринимательства, расположенных в Муйнакском, Шуманайском, Канлыкульском, Тахтакупырском, Чимбайском и Кегейлийском районах Каракалпакстана освободили до 01.01.2020 г. от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за спецтехнику, оборудование, комплектующие, запчасти, стройматериалы, металлоконструкции, не производимые у нас в стране.

Обязательно условие - использование их исключительно в перечисленных районах. Строгий контроль за целевым использованием ввозимых товаров с применением льгот обеспечат ГНК и ГТК. При реализации, безвозмездной передаче или отчуждении в иной форме сумму таможенных платежей, не уплаченных в связи с применением льгот, а также финансовые санкции взыщут в Госбюджет.

Изначально предусмотренная пунктом 4 Постановления Президента от 18.01.2017 г. N ПП-2731 льгота в виде освобождения от уплаты ЕНП субъектов предпринимательства в Каракалпакстане и Хорезмской области сохранилась без изменений.


* * *



Из суммы, оплачиваемой операторами сотовой связи за использование абонентского номера, 19% - дополнительный источник финансирования развития скорой помощи. Предприниматели смогут принять активное участие в реализации Программы по совершенствованию службы "103". Это следует из Постановления Президента от 16.10.2018 г. N ПП-3973.


Для своевременного оказания высококачественных медицинских услуг каждому человеку, нуждающемуся в экстренной помощи, в структуре Минздрава создаются новые организации, утверждена специальная Программа, а в составе скорой помощи начинает работу служба парамедиков.



Фонд развития скорой медицинской помощи


Он создается при Министерстве здравоохранения без образования юридического лица. Учитывая, что сохранен действующий порядок и объемы финансирования службы скорой медицинской помощи из Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, новая структура будет служить дополнительным источником финансирования проектов в этом направлении.

       

         

      

Источники формирования фонда

(с 1 января 2019 года)

        

       

Статьи расходов

        

q 19% от суммы платы за использование абонентского номера, уплачиваемой юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями), с уменьшением средств, поступающих в Государственный бюджет Республики Узбекистан с 29% до 10%;

q гранты и средства технического содействия международных и иностранных финансовых институтов, правительственных и неправительственных организаций;

q доходы, получаемые от размещения временно свободных средств Фонда;

q благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе нерезидентов Узбекистана;

q иные средства, не запрещенные законодательством

          

q закуп и своевременное обновление парка специализированного автотранспорта службы скорой медицинской помощи, а также его оснащение современным медицинским оборудованием, приобретение запчастей и расходных материалов;

q обучение, повышение квалификации и стажировка работников службы скорой медицинской помощи, в т.ч. в научно-исследовательских, образовательных и иных учреждениях иностранных государств;

q выплата надбавок, премий и других стимулирующих выплат работникам службы скорой медицинской помощи;

q внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность службы скорой медицинской помощи

            

        

          

Республиканский учебно-тренировочный

центр неотложной медицинской помощи


Создается на базе Учебного центра по неотложной медицинской помощи. Он будет базовым учреждением по обучению, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере оказания доврачебной помощи.

Среди его основных задач:

q обучение, переподготовка и повышение квалификации работников аварийно-спасательных служб, государственных органов и организаций, других юридических лиц, а также граждан навыкам неотложной медицинской и доврачебной помощи;

q разработка и совершенствование форм и методов оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе;

q осуществление научно-исследовательских работ в сфере оказания неотложной медицинской и доврачебной помощи;

q совершенствование программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере оказания неотложной медицинской и доврачебной помощи;

q оказание методического содействия в научно-образовательной деятельности других учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере оказания неотложной медицинской и доврачебной помощи;

q организация семинаров-тренингов, мастер-классов, вебинаров и телемостов в сфере оказания неотложной медицинской и доврачебной помощи, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов;

q развитие партнерских связей с зарубежными научно-исследовательскими и учебными центрами в сфере оказания неотложной медицинской и доврачебной помощи, привлечение грантов и средств технического содействия в данном направлении.

В центре будут обучаться работники государственных органов и организаций с долей государства в уставном капитале.

Центр также станет базой переквалификации фельдшеров в парамедиков.



Создается служба парамедиков


Парамедик - специалист с медицинским образованием, работающий в службе скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных и военных подразделениях и обладающий навыками оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе.

Пилотный проект по созданию службы парамедиков будет реализован на территории свободной туристской зоны "Чарвак". Он предусматривает:

q оказание парамедиками высококвалифицированной скорой медицинской помощи гражданам на основе непрерывного круглосуточного режима;

q внедрение эффективного механизма скоординированной расстановки и управления силами парамедиков с учетом максимального приближения службы скорой медицинской помощи к населению;

q обеспечение быстрого прибытия к месту происшествия по вызовам граждан или соответствующих служб ОВД, по чрезвычайным ситуациям, государственных органов и организаций, хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности;

q дислокацию маршрутов патрулирования парамедиков в местах скопления граждан и туристов с внедрением механизма оперативного взаимодействия с другими бригадами службы скорой медицинской помощи.

По итогам 2019 года будут разработаны обоснованные предложения по расширению деятельности парамедиков в службе скорой медицинской помощи.



Где нужна будет помощь предпринимателей?


Утверждены Программа мер по совершенствованию службы скорой медицинской помощи в Республике Узбекистан в 2019-2021 и Типовые индикаторы оценки эффективности деятельности службы скорой медицинской помощи.

В решении проблем обеспечения качества скорой медицинской помощи рассматривается использование потенциала государственно-частного партнерства.

Для повышения оперативности прибытия врачей планируется использовать авиационный транспорт. Как один из вариантов, службе скорой помощи хотят предоставить право приобретения авиационных услуг, в т.ч. на основе государственно-частного партнерства.

В 2-месячный срок в Кабинет Министров будут внесены предложения по передаче права управления службой скорой медицинской помощи отдельных регионов республики инвесторам на основе государственно-частного партнерства.

Планируется создать и ввести в эксплуатацию (с 01.04.2019 г. в г. Ташкенте, а с 01.10.2019 г. - в остальных регионах республики) автоматизированную систему управления скорой медицинской помощью, предусматривающую:

q прием и регистрацию поступающих от населения вызовов, автоматической расстановки принятых вызовов в порядке приоритетности их обслуживания;

q управление и мониторинг движения специализированного автотранспорта, в т.ч. путем использования GPS-навигации, с последующим поэтапным переходом на цифровую радиосвязь;

q автоматическое определение местонахождения лиц, обращающихся за скорой медицинской помощью через телефонную (мобильную) связь;

q вызов бригад скорой медицинской помощи посредством мобильных приложений, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями;

q учет используемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

q интеграцию с информационными системами экстренных служб министерств, ведомств и других организаций;

q оценку гражданами эффективности деятельности станций скорой медицинской помощи и ведения их рейтинга.


* * *



Правительство утвердило порядок формирования и финансирования региональных адресных перечней приоритетных проектов по внедрению и развитию информационно-коммуникационных технологий (Постановление Кабинета Министров от 12.10.2018 г. N 821).


В стране ежегодно будут составляться перечни приоритетных проектов по внедрению и развитию ИКТ, подлежащих финансированию за счет Фонда развития информационно-коммуникационных технологий.

Для включения проекта в адресный перечень приоритетных проектов инициаторы должны до 15 сентября предоставить его для рассмотрения в рабочий орган (территориальное управление Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций). Адресные перечни утверждаются решениями региональных советов по развитию ИКТ не позднее 1 ноября. Решения региональных советов являются основанием для финансирования проектов Фондом в установленном порядке.


Важно! Все проекты, включенные в перечень, могут иметь только один источник финансирования - Фонд развития информационно-коммуникационных технологий.



Какие проекты подлежат включению в перечни?


В адресный перечень приоритетных проектов включаются проекты, направленные на:

q дальнейшее развитие телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение населения качественной мобильной связью, широкополосным доступом к всемирной сети Интернет;

q внедрение современных информационных систем, программных продуктов и баз данных в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, образования, коммунального обслуживания, туризма, а также организация "умных" и "безопасных" городов и регионов;

q реализацию инновационных проектов на основе государственно-частного партнерства, а также поддержку производства экспортоориентированных программных продуктов;

q дальнейшее расширение системы предоставления электронных государственных услуг на местах, особенно в отдаленных местностях, а также повышение грамотности населения в области применения современных информационно-коммуникационных технологий;

q совершенствование сферы почтовой связи и деятельности Национального оператора почтовой связи - АО "Узбекистон почтаси".



Что нужно для включения проекта в перечень?


Для включения проекта в перечень необходимо предоставить в рабочий орган, подписанный руководителем и заверенный печатью юридического лица - инициатора, паспорт проекта, включающий в себя:

q цели и задачи проекта;

q техническую характеристику;

q ожидаемые результаты;

q оценку эффективности и масштабы организационных мероприятий;

q объем и потребности в необходимых средствах для реализации проекта.



Как происходит финансирование проекта?


Проекты из перечня реализуются за счет средств Фонда в размере до 5% сумм поступлений от платы за использование абонентского номера, уплачиваемой юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи в соответствующем регионе, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Проекты, разрабатываемые централизованно и предусматриваемые к реализации в рамках соответствующих решений Президента и Правительства за счет ответственных министерств и ведомств, не подлежат повторному финансированию в рамках региональных адресных перечней приоритетных проектов.

Инициаторы проектов после утверждения региональными советами по развитию ИКТ адресных перечней приоритетных проектов с привлечением рабочего органа в установленном порядке проводят закупочные процедуры с соблюдением требований Закона "О государственных закупках" по вновь начинаемым проектам в рамках адресных перечней приоритетных проектов, финансируемых за счет средств Фонда.

По результатам проведенных закупочных процедур в установленном порядке между инициаторами проектов, системными интеграторами и/или поставщиками товаров (работ и услуг) в сфере информационно-коммуникационных технологий и Фондом заключаются трехсторонние договоры на реализацию проектов, включенных в адресный перечень приоритетных проектов.

Выделение Фондом средств для финансирования реализации адресного перечня приоритетных проектов осуществляется по заявкам инициатора проекта, на основании подписанного трехстороннего договора между инициатором проекта, исполнителем проекта и Фондом.

Финансирование проектов за счет средств Фонда и других источников, не запрещенных законодательством, осуществляется поэтапно, согласно утвержденным в установленном порядке графикам реализации проектов и на основании актов выполненных работ.

После реализации проекта составляется соответствующий акт, подписываемый приемочной комиссией, формируемой из числа специалистов инициатора проекта и рабочего органа.


* * *



Базовые ставки компенсационных выплат за размещение отходов и загрязнение окружающей природной среды, а также обновленный порядок расчетов утверждены Постановлением Кабинета Министров от 11.10.2018 г. N 820.


Новый порядок начнет действовать с 1 января следующего года, прежний - с этой же даты теряет силу.


Напомним, компенсацию за загрязнение окружающей среды (далее - ОС) и размещение отходов платят:

q юридические лица, которые осуществляют выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещают отходы на территории республики;

q юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов.


Бюджетные организации указанную компенсацию не платят, но уплачивают компенсационные выплаты по источникам доходов, полученным от не основной деятельности, если она оказывает негативное воздействие на ОС. В категорию "бюджетных организаций" при этом входят те, которые финансируются исключительно из средств госбюджета.



Как исчисляется сумма компенсационных выплат


Согласно новому порядку базовые ставки компенсационных выплат за загрязнение ОС и размещение отходов применяются в коэффициентах от МРЗП. Установлены базовые ставки за:

q выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с указанием коэффициентов к МРЗП и вида загрязняющего вещества;

q выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании 1 тонны моторного топлива (за исключением индивидуального транспорта);

q сброс загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф местности и в коммунальные канализационные сети;

q размещение отходов (токсичных/нетоксичных).

Сумма выплат будет исчисляться в зависимости от того, к какой категории риска (воздействия на ОС) относится деятельность организации I, II, III или IV (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 31.12. 2001 г. N 491).

Для организаций I и II категорий сумма будет определяться по следующей формуле:


П = (Мн * R * МРЗП) + (Мсн * R * МРЗП * Ккр),


где:


П - сумма компенсационной выплаты, в сумах;


Мн - масса выброса, сброса загрязняющих веществ в ОС и размещения отходов в пределах утвержденных экологических нормативов, в тоннах или килограммах;


Мсн - масса выброса, сброса загрязняющих веществ и размещения отходов свыше утвержденных экологических нормативов, в тоннах или килограммах;


R - базовая ставка за одну тонну выбросов, сбросов и размещения отходов в коэффициентах от МРЗП (указаны в приложениях к акту);


МРЗП - минимальный размер заработной платы, в сумах;


Ккр - коэффициент кратности при превышении (снижении) утвержденных экологических нормативов выбросов, сбросов и размещения отходов.


Субъекты III и IV категорий производят расчеты по вышеуказанной формуле и сдают их в установленный срок, а если пропускают эти сроки, либо по собственному выбору - платят в фиксированном размере: 4 и 2 МРЗП в год соответственно.



Как выплачивать компенсацию


Субъекты I и II категорий производят авансовые компенсационные выплаты ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Сумма исчисляется исходя из фактической среднемесячной массы нормативных и сверхнормативных выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов по данным предыдущего квартала.

Субъекты III и IV категорий осуществляют выплаты один раз в год до 25-го января года, следующего за отчетным. Оплата осуществляется по месту образования выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов.

Выплаты направляются на соответствующий транзитный казначейский лицевой счет органа экологии и охраны ОС, который затем перечисляет данные средства в Фонд экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами Госкомэкологии. Поступившие средства распределяются следующим образом: 74% - в Фонд, 26% - в республиканский бюджет. Сейчас соотношение составляет 50% / 50%.

При просрочке выплат взимается пеня в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый просроченный день, но не свыше 50% от общей суммы задолженности.



Куда и в какие сроки подавать расчеты


Расчет суммы компенсационных выплат составляется субъектами по утвержденной форме в 2-х экземплярах. Оба представляются для сверки и согласования в органы экологии и охраны ОС по месту размещения субъекта. Один экземпляр сдается, а другой остается в организации.

Расчеты подаются в органы экологии субъектами:

q I и II категории - 1 раз в квартал до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

q III и IV категории - 1 раз в год 15-го января года, следующего за отчетным.

Расчеты могут сдаваться непосредственно через почту или в электронной форме (с подтверждением ЭЦП).


* * *



Постановлением Правления Центрального банка (рег. МЮ N 1497-3 от 11.10.2018 г.) внесены изменения и дополнения в Правила ведения открытой валютной позиции.


Для справки. Выражаясь упрощенно, валютная позиция - это соотношение между суммой в иностранной валюте, которую банк задолжал своим контрагентам, и суммой требований в иностранной валюте, которую банк вправе предъявить им. Ситуация, когда эти суммы не равны друг другу (дисбаланс), называется открытой валютной позицией. Если у банка долгов в иностранной валюте больше, чем требований, говорят о короткой валютной позиции. А когда наоборот - о длинной валютной позиции.


Поскольку открытая валютная позиция влияет на финансовое состояние коммерческих банков, и в особенности в момент колебания курсов валют, Центральный банк в дополнение к действовавшим прежде лимитам вводит новые:

q по суммарной величине всех длинных валютных позиций;

q по суммарной величине всех коротких валютных позиций.

При этом сохраняются лимиты открытых валютных позиций по каждому виду иностранных валют и суммарной величине открытых валютных позиций. Конкретные величины ограничений будут устанавливаться ЦБ отдельно, из документа исключены ранее действовавшие нормативы.


Напомним, открытая валютная позиция по каждому отдельному виду иностранной валюты на конец каждого операционного дня не должна была превышать 10% регулятивного капитала банка, а суммарная величина открытых валютных позиций - 20% регулятивного капитала банка.


Для обеспечения контроля ЦБ станет ежедневно мониторить балансовые счета коммерческих банков.


* * *



Порядок обязательной постановки на учет договоров аренды недвижимости в налоговых органах утвержден Постановлением Государственного налогового комитета (рег. МЮ N 3077 от 11.10.2018 г.).


Со следующего года договоры аренды недвижимости больше не нужно удостоверять у нотариусов. Вместо этого арендодатель обязан поставить договор на учет в налоговых органах.

Согласно поправкам в Гражданский кодекс, Жилищный кодекс и Налоговый кодекс (Закон от 11.10.2018 г. N ЗРУ-497) постановка на учет в налоговых органах обязательна для 2-х видов договоров:

q договор аренды здания или сооружения либо их части между гражданами;

q договор найма (аренды) жилого помещения между гражданами.


Отметим, что договоры безвозмездного пользования подлежат нотариальному удостоверению, однако с 01.01.2019 г. это требование также отменяется. При этом на учет в налоговой они ставиться не будут.

В связи с этим, скорректирована статья 159-1 Кодекса об административной ответственности. С 1 января 2019 года арендодателей начнут штрафовать за непостановку на учет договора аренды. Размер штрафа - от 5 до 10 МРЗП. Указанной статьей предусмотрена также ответственность за отсутствие договора аренды, санкция - аналогичная.


Важно! Несмотря на изменения в Гражданском кодексе, Жилищном кодексе и Налоговом кодексе принятое Положение предусматривает обязательную постановку на учет не только договоров аренды между физическими лицами, но и с участием юридических лиц (в т.ч. между юрлицами). На стадии проекта документ распространялся только на договоры между физлицами, в итоговой версии эту оговорку убрали.


Рассмотрим процедуру постановки на учет. Ранее проект, регламентирующий порядок постановки на учет в налоговых органах арендных договоров, размещался на портале СОВАЗ для всеобщего обсуждения. В целом утвержденный акт не претерпел значительных изменений. Рассмотрим моменты, несколько отличающиеся от первоначально предложенного варианта.

Во-первых, постановка на учет договоров аренды жилья между физическими лицами будет производиться, в основном, онлайн через личный кабинет, открываемый на веб-сайте ГНК. По желанию, для этого можно обратиться непосредственно в налоговые органы по месту постоянного жительства арендодателя (регистрации юрлица) или месту нахождения сдаваемого жилья. Проектом, напомним, постановка на учет разрешалась в любом налоговом органе, независимо от дислокации имущества или места жительства сдающего жилье.

Онлайн-регистрация будет происходить в режиме реального времени, а при личном обращении - немедленно по подаче "бумажного" заявления.

Во-вторых, в перечне документов, представляемых арендодателем в налоговые органы, значилось кадастровое дело. Теперь эта позиция исключена как из перечня представляемых документов, так и сведений, заполняемых в запросе на регистрацию.

Таким образом, в налоговую нужно подать:

q анкету с указанием вида недвижимости, места ее расположения, предоставляемой арендной площади, даты и срока аренды, размеров ежемесячной и общей суммы арендной платы. Реестровый номер и дату кадастрового свидетельства, а также номер (код) кадастра вносить не нужно;

q договор аренды (может заключаться как по установленной примерной форме, так и произвольно, в соответствии с правилами Гражданского кодекса);

q копию документа, удостоверяющего личность физического лица или руководителя юрлица. Если участвует представитель - копию документа, подтверждающего его полномочия. 

В-третьих, проектом предлагалось установить контроль и мониторинг за постановкой договоров аренды на учет со стороны налоговых органов, территориальных органов миграции, самоуправления граждан, инспекторов профилактики. Однако в принятом акте эта норма не нашла своего отражения.


Важно! Постановка договора аренды недвижимости сроком свыше 1 года на учет в налоговых органах не освобождает от обязанности по его государственной регистрации. Таким образом, договоры сроком до 1 года включительно подлежат только учету в налоговых органах, а свыше 1 года - одновременно учету в налоговых органах и государственной регистрации в районных (городских) филиалах госпредприятий землеустройства и кадастра недвижимости Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента (субъекты предпринимательства регистрируют договоры через Центры госуслуг) (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 07.01.2014 г. N 1).


Как и предусматривалось проектом, постановка на учет в налоговых органах осуществляется бесплатно.


* * *



Единый общереспубликанский процессинговый центр (ЕОПЦ) внедрит программное обеспечение TransLink.iQ, разработанное литовской ASHBURN International. По информации, опубликованной на сайте ЕОПЦ, это следует из соглашения о сотрудничестве, подписанного между организациями.


Программное решение TransLink.iQ предоставляет следующие возможности:

q управление сетью POS-терминалов;

q осуществление платежных операций с помощью банковских карточек в POS-терминалах;

q безопасную и оперативную передачу карточных операций банку-эквайеру;

q интеграцию с внешними системами;

q удаленное обновление программного обеспечения POS-терминала;

q удаленное расширение и изменение функционала POS-терминалов;

q мониторинг работы сети POS-терминалов;

q возможность создания отчетов.

Внедрение этого программного решения позволит повысить надежность защиты личных данных владельцев и держателей карт.


* * *



На портале СОВАЗ обсуждается проект концепции "Умный город", а также программа мероприятий по ее реализации.


Умный город  - это взаимосвязанная система коммуникативных и информационных технологий в связке с "интернетом вещей" - сетью, которая объединяет не только компьютеры, планшеты и смартфоны, но и другие приборы, например светофор, датчики сигнализаций и т.д. Благодаря данной системе упрощается управление внутренними процессами города и улучшается уровень жизни населения.

Основными направлениями внедрения этой инновационной технологии в Узбекистане на первых порах станет создание соответствующих подсистем для транспорта, милиции, безопасности, образования, здравоохранения, энергетики, водоснабжения и водоотведения, жилищно-коммунального хозяйства.

Важнейшими аспектами формирования  инфраструктуры, необходимой для работы системы, станет:

q создание бесплатных точек Wi-Fi в общественных местах, в общественном транспорте;

q обеспечение развертывания сетей мобильного широкополосного доступа по всей республике c рассмотрением возможности применения в Узбекистане альтернативных беспроводных технологий передачи данных - внедрение стандартов LoRaWAN, NB-IoT;

q поэтапная интеграция информационных систем комплекса "Умный город" с системой "Электронное правительство" для формирования востребованных электронных государственных услуг.


* * *



Опубликованы Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием выборов председателя (аксакала) схода граждан" (от 15.10.2018 г. N ЗРУ-498) и новая редакция Закона "О выборах председателя (аксакала) схода граждан" (от 15.10.2018 г. N ЗРУ-499).


Очередные выборы председателя (аксакала) схода граждан назначены на май 2019 года. Полномочия действующих глав органов самоуправления граждан продлены до избрания новых. При этом новый срок полномочий председателей (аксакалов) сходов граждан будет составлять 3 года (сейчас - 2,5 года).

Собственно процедура избрания изменилась незначительно.

Во-первых, информацию об организации и проведении выборов, дате, времени и месте проведения схода граждан  или собрания представителей граждан, кандидатах на эту должность будут публиковать на официальных сайтах советов по координации деятельности органов самоуправления граждан Республики Каракалпакстан, областей и столицы минимум за 5 дней до проведения выборов.

Во-вторых, процесс голосования при избрании председателя (аксакала) схода граждан будет проходить строго в тайной форме (ранее допускалась как тайная, так и открытая форма голосования), т.е. путем заполнения избирательных бюллетеней. 

В-третьих, норму представительства от дворов, жилых домов и улиц на выборах, как и прежде, устанавливает соответствующая комиссия (Каракалпакская республиканская, областные, Ташкентская городская, районные и городские). Однако установлено, что число представителей граждан должно быть не менее 12% от общего числа граждан, имеющих право на участие в выборах.

В-четвертых, установленная процедура избрания председателей (аксакалов) на их советников больше не распространяется. Теперь их изберут по результатам выборов аксакала в течение месяца, одновременно с формированием кенгаша, комиссии по основным направлениям деятельности и ревизионной комиссии схода граждан. 


* * *



Определена процедура возврата потребителю излишне (ошибочно) перечисленных средств за пользование электроэнергией и природным газом из Фонда развития Бюро принудительного исполнения (рег. МЮ N 2902-1 от 11.10.2018 г.). Возврат денег будет происходить быстрее, чем планировалось.


После обсуждения проекта документа на портале СОВАЗ в него были внесены изменения и дополнения. В результате процедура возврата стала более удобной. Потребитель получит средства в течение 6-ти дней с момента подачи заявления (планировалось - в течение 11-ти).

Заявление для возврата излишне (ошибочно) перечисленных средств за электрическую энергию и природный газ в "Узбекэнерго" или АО "Узтрансгаз" можно подать не только в письменном виде, как это предусматривалось проектом, но и в электронной форме через официальные интернет-сайты этих организаций.

С 3-х банковских до 2-х рабочих дней сократили сроки, предоставляемые АО "Узбекэнерго", АО "Узтрансгаз" и территориальным отделам Бюро принудительного исполнения для составления актов о возврате излишне (ошибочно) перечисленных средств.

С 5-ти банковских до 1 рабочего дня сократили время, в течение которого АО "Узбекэнерго" и АО "Узтрансгаз" составляют списки поступивших актов о возврате излишне (ошибочно) перечисленных денежных средств и направляют эти списки в Фонд.

С 3-х банковских до 2-х рабочих дней сократили срок, в течение которого Фонд должен вернуть излишне (ошибочно) перечисленные средства на специальные счета АО "Узбекэнерго" и АО "Узтрансгаз".

Скорректирована формула расчета суммы, подлежащей возврату, и теперь она выглядит следующим образом:


S (возврат) = (S излишне (ошибочно)) - ((S излишне (ошибочно)) х 20/120) х 10/100,


где:


S (возврат) - сумма, рассчитанная для возврата со стороны Фонда;


S излишне (ошибочно) - сумма, излишне (ошибочно) перечисленная со стороны потребителя;


20/120 - доля налога на добавленную стоимость в сумме, излишне (ошибочно) перечисленной со стороны потребителя;


10/100 - доля Фонда в сумме, излишне (ошибочно) перечисленной со стороны потребителя.


В утвержденном документе установлен срок, в течение которого территориальные подразделения АО "Узбекэнерго" или АО "Узтрансгаз" должны возвратить средства потребителям. Он равен одному рабочему дню. В проекте документа этот срок не регламентировался.


* * *



Законом от 11.10.2018 г. N ЗРУ-496 внесены изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс.


Предыстория: до 1 апреля 2018 года суды по гражданским делам в качестве отдельного вида судопроизводства рассматривали дела по жалобам на действия (решения) государственных органов и их должностных лиц.


Со вступлением в силу Кодекса об административном судопроизводстве дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, передали специально созданным административным судам. Одновременно из новой редакции Гражданского процессуального кодекса исключили главу о рассмотрении судами по гражданским делам жалоб на действия (решения), нарушающие права и свободы физических и юридических лиц.

В процессе этого перераспределения подведомственности нерешенным остался вопрос о том, какие суды должны рассматривать дела об оспаривании решений предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и действий (бездействия) их должностных лиц, не возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Например, обжалование решений ТЧСЖ об установлении размеров обязательных взносов. Между судами возникли разногласия о подведомственности.

Принятый документ восполнил пробел. Установлено, что данная категория дел относится к судам по гражданским делам. Вместе с тем, теперь они рассматриваются в порядке искового производства. На подачу иска (срок исковой давности) отведено 3 месяца с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Это схоже с действовавшим ранее правилом, однако из-за отсутствия по данным правоотношениям возможности предварительного административного обжалования отсутствует и месячный срок со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящей организацией либо истечения месячного срока на ее рассмотрение. При нарушении срока исковой давности по уважительным причинам суд может его восстановить.

В исковом заявлении должны быть также указаны:

1) наименование предприятия, учреждения, организации, общественного объединения, принявшего оспариваемое решение, либо фамилия и инициалы должностного лица, совершившего оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемых действий (бездействия);

3) сведения о правах, свободах и законных интересах истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действиями (бездействием);

4) законодательство, которому, по мнению истца, противоречит оспариваемое решение, действия (бездействие);

5) требование истца о признании недействительным решения, незаконными действий (бездействия).

К исковому заявлению прилагаются документы, указанные в статье 191 ГПК, а также текст оспариваемого решения.

Суд проверяет законность оспариваемого решения или его отдельных частей, действий (бездействия), полномочия предприятия, учреждения, организации, общественного объединения, принявшего оспариваемое решение, или должностного лица, совершившего оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушены ли охраняемые законом интересы граждан. Если по итогам рассмотрения иск удовлетворяется, суд указывает в резолютивной части решения:

1) наименование предприятия, учреждения, организации, общественного объединения, принявшего оспариваемое решение либо фамилия, имя, отчество должностного лица, совершившего действия (бездействие), название, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемых действий (бездействия);

2) признание оспариваемого решения полностью или в части недействительным или действий (бездействия) незаконными;

3) распределение судебных расходов.


* * *



Зарплаты, пенсии и стипендии повышаются с 1 ноября. О подписании соответствующего Указа Президента сообщается на сайте главы государства.


Индексация состоится с 1 ноября 2018 года и составит 1,1 раза (т.е. 10%). Таким образом, с указанной даты действуют следующие минимальные размеры:

           

            

заработной платы


202 730 сумов в месяц

пенсии по возрасту


396 500 сумов в месяц

пособия инвалидам с детства


396 500 сумов в месяц

пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы


243 300 сумов в месяц

       

     

Для справки. Действующие минимальные значения указанных выплат установлены с 15 июля.


Повышение зарплаты в бюджетных организациях, а также пенсий, пособий и стипендий производится за счет Госбюджета и внебюджетного Пенсионного фонда. Хозрасчетным предприятиям и организациям рекомендуется повысить зарплату в соответствии с установленным минимальным размером.

Правительству поручено с начала будущего года увеличить тарифные коэффициенты по нижним разрядам ЕТС в среднем на 10%, в т.ч. по 1 разряду - на 15%, по 2 разряду - на 10% и по 3 разряду - на 5%. Разряды работников сквозных профессий в организациях, содержащихся за счет Госбюджета, должны обновить с той же даты.

Кроме того, до 1 сентября 2019 года разработают проект Концепции дальнейшего совершенствования системы оплаты труда в бюджетных организациях. Цель - обеспечить более тесную взаимосвязь размера оплаты труда с его результатами, сложностью и ответственностью выполняемых трудовых функций.


* * *



Госкомэкологии дополнительно выделили 404 штатные единицы для укрепления его территориальных подразделений, а численность сотрудников государственного санитарно-эпидемиологического надзора сокращается. Это следует из Постановления Президента от 03.10.2018 г. N ПП-3956.


В структуре этого ведомства создаются три новых организации.



Инспекция по контролю в сфере экологии

и охраны окружающей среды


Образуется на базе Инспекции по контролю за охраной и использованием биоразнообразия и охраняемых природных территорий, а также Инспекции по контролю за образованием, сбором, хранением, транспортировкой, утилизацией, переработкой, захоронением и реализацией отходов. В числе задач вновь созданной инспекции:

осуществление государственного экологического контроля за соблюдением законодательства в области использования и охраны земель, недр, вод, лесов, охраняемых природных территорий, животного и растительного мира, атмосферного воздуха;

создание необходимых условий для существования, сохранения видового разнообразия объектов растительного и животного мира, целостности естественных сообществ и их среды обитания;

осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства в области обращения с отходами, эффективной организацией действенной системы сбора, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения бытовых отходов при тесном взаимодействии с органами государственной власти на местах и органами самоуправления граждан;

осуществление контроля за созданием в установленном порядке мусоросборочных пунктов, своевременным вывозом отходов, недопущением образования несанкционированных свалок, управлением полигонами, утилизацией, переработкой, захоронением и реализацией отходов;

оказание содействия органам самоуправления граждан и негосударственным некоммерческим организациям в осуществлении общественного экологического контроля.



Республиканское объединение специализированных

предприятий санитарной очистки


Объединение будет финансироваться за счет отчислений ГУП "Тоза худуд" и ГУП "Махсустранс" в пределах ежегодно утверждаемой Госкомэкологии сметы расходов, а также других источников, не запрещенные законодательством.

На объединение возложили следующие задачи:

q координация финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, специализирующихся на оказании услуг в области обращения с бытовыми отходами;

q координация организационно-технических мероприятий по выполнению техобслуживания и ремонтов подвижного состава, а также строительству, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры санитарной очистки;

q ведение системного мониторинга и анализа состояния оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;

q организация работ по внедрению и развитию информационно-коммуникационных технологий, в том числе широкому использованию электронных систем оплаты;

q внедрение приоритетных направлений стимулирования вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, а также передовых технологий сортировки и переработки бытовых отходов;

q взаимодействие с международными и национальными органами в реализации инвестиционных проектов.



Центр экологической информации, внедрения

информационно-коммуникационных технологий

и мультимедиа


Создается на базе Центра внедрения и развития ИКТ и биллинговой системы. Эта организация будет финансироваться за счет средств, полученных от реализации товаров (работ, услуг), внебюджетных средств Госкомэкологии, а также других источников, не запрещенных законодательством.

Его задачами определены:

q создание, развитие и сопровождение автоматизированных информационных систем, ресурсов и баз данных в сфере охраны окружающей среды, их последовательную интеграцию с системами других государственных органов, обеспечение безопасности информационных систем Госкомэкологии;

q содействие в создании и сопровождении системы автоматизированного ведения государственного кадастра в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также государственного учета питомников по разведению и содержанию диких животных, дикорастущих растений, зоологических и ботанических коллекций;

q внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс мониторинга, анализа и оценки состояния окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обращения с отходами, создание программных продуктов по моделированию и прогнозированию состояния окружающей среды;

q подготовку информационно-аналитических и обзорных медийных материалов посредством использования современных технологий и креативных подходов, направленных на повышение информированности широкой общественности о проводимых реформах в области экологии и охраны окружающей среды, повышение экологической культуры, своевременное предотвращение правонарушений в области охраны окружающей среды;

q тесное взаимодействие с отечественными и зарубежными средствами массовой информации, институтами гражданского общества для оперативного распространения подготавливаемых информационно-аналитических и обзорных медийных материалов.


* * *



Народная медицина признана дополнительным методом медицинской помощи. Постановлением Президента от 12.10.2018 г. N ПП-3968 утверждена Программа по ее развитию. Поддержку получат частные клиники и аптеки в этой сфере, а в амбулаторных и стационарных медучреждениях появятся специализированные отделения.


В развитии народной медицины государство планирует придерживаться рекомендаций, предусмотренных Стратегией Всемирной Организации здравоохранения в области народной медицины на 2014-2023 годы.

При Министерстве здравоохранения создается Совет по развитию народной медицины, который займется подготовкой предложений по дальнейшему упорядочению данной деятельности. В него войдут квалифицированные народные целители, профессиональные врачи, лица, занимающиеся исследованиями в области народной медицины, правоведы и другие специалисты. Запланировано создание  Ассоциации (общества) народной медицины Узбекистана.

Оказание услуг по лечению методами народной медицины будет лицензируемым видом деятельности. При Минздраве создается Специальная комиссия для реализации этой нормы. Планируется, что до конца года в Положение о порядке лицензирования медицинской деятельности (Приложение к Постановлению Кабинета Министров от 21.06.2017 г. N 405) внесут изменения и дополнения. Кроме того, поправки затронут нормативно-правовые акты о рекламной деятельности.

Реформируется и система подготовки кадров. В учебные программы медицинских вузов по направлениям бакалавриата "Лечебное дело", "Педиатрическое дело", "Медико-педагогическое дело" будет внедрен специальный цикл. В Ташкентском институте усовершенствования врачей создается специализированная кафедра и открывается курс повышения квалификации по направлению "Народная медицина".

Внесут изменения в Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих. Утвердят критерии оценки деятельности лиц, оказывающих услуги с использованием методов народной медицины.

К развитию сферы подключат ученых. Высшая аттестационная комиссия сформирует электронный перечень научных исследований, посвященных изучению богатых исторических традиций и уникального наследия узбекской народной медицины.

Создается база данных отечественного растительного разнообразия, рекомендуемого (используемого) для лечения заболеваний с применением методов народной медицины. Она будет содержать конкретные наименования растений, места их выращивания, предназначение растений и другие необходимые сведения. Такая информация появится на веб-сайте Министерства здравоохранения.


* * *



С 16 октября в Ташкенте стартует отопительный сезон. Сообщение о соответствующем решении хокима, опубликовала пресс-служба хокимията.


16 октября отопление должно быть включено в детсадах, образовательных и лечебных учреждениях, а с 19 октября - в жилых домах столицы.

Соответствующим службам хокимиятов районов и товариществам частных собственников жилья поручено качественно провести отопительный сезон.


* * *



Приняты нормативно-правовые акты по совершенствованию деятельности профессорско-преподавательского состава, учебного процесса вузов, оснащения их учебной литературой.



Что входит в рабочий план

преподавателя вуза


Приказом министра высшего и среднего специального образования (рег. МЮ N 3076 от 08.10.2018 г.) утвержден новый порядок, регламентирующий учебную нагрузку и другие виды работ профессорско-преподавательского состава вузов. Прежний порядок (рег. МЮ N 2720 от 19.10.2015 г.) утратил силу.

Раньше рабочий план преподавателей состоял из учебной, научно-исследовательской, организационно-методической и духовно-воспитательной работ. Теперь в план включаются учебная нагрузка, научно-исследовательская работа и работы по направлению "устоз-шогирд" ("наставник-ученик").

Объем учебной нагрузки рассчитывается по представленным в акте нормативам времени, которые отводятся на различные учебные процессы: лекции, семинары, курсовые работы и т.д. Рекомендованный объем учебных часов в год - не менее 400.

Лекции читают профессоры-преподаватели с ученым званием и ученой степенью. Преподаватели без званий и степеней могут проводить лекционные занятия в случае нехватки профессоров, доцентов и старших преподавателей, а также при больших объемах учебных занятий. Если раньше лекционная нагрузка преподавателей без ученой степени не должна была превышать 100 часов в год, то теперь разрешенный годовой объем лекций увеличили для них до 250 часов.


Важно! Изменения не распространяются на Ташкентский государственный юридический университет, военные вузы, международные и иностранные высшие образовательные учреждения, осуществляющие деятельность на территории республики.



Сколько студентов на одного учителя

в блоке сельского хозяйства


Внесены поправки в нормативы соотношения количества студентов вузов, приходящихся на 1-го преподавателя в блоке "Сельское хозяйство" по сферам образования.

      

            

       

Блок сферы

образования

      

   

Наименование направлений

         

      

Нормативы

      

   

До

2019/2020 уч. г.

     

     

С

2019/2020 уч. г.

     

      

С

2020/2021 уч. г.

    

      

С

2021/2022 уч. г.

   

Сельское хозяйство

Сельское, лесное и рыбное хозяйства; Менеджмент в сельском хозяйстве; Ветеринария; Ирригация и мелиорация


10,3

(без изменений)

10,3

(ранее - 9,8)

9,5

(ранее - 9,3)

8,0

(ранее - 9,0)

         

           

Это означает, что в 2019/2020 уч. г. предельное число преподавателей не вырастет, в 2020/2021 уч. г. - вырастет меньше, чем планировалось, и только с 2021/2022 уч. г. штат педагогов увеличится относительно количества студентов.



Сколько платят преподавателям за редактирование

и экспертизу иностранной литературы


Принято Постановление Кабинета Министров от 10.10.2018 г. N 816 по обеспечению вузов учебной литературой. Актом утверждены положения, устанавливающие порядок:

q формирования перечня иностранной учебной и научной литературы для вузов, их приобретения и использования;

q оплаты труда специалистов и профессоров-преподавателей, осуществляющих перевод, редактуру и экспертизу иностранной учебной и научной литературы;

q обеспечения вузов учебной литературой и обновления учебных пособий.

Также утверждены требования, предъявляемые к созданию учебной литературы для системы высшего и среднего специального профессионального образования.

Для перевода, редактуры и экспертизы иностранной литературы создаются рабочие группы специалистов, сформированные из числа профессоров-преподавателей вуза. Оплата их услуг производится на основании гражданско-правового договора.

Определена минимальная ставка оплаты за это в разрезе одного издаваемого произведения. В качестве единицы измерения берется авторский листаж, состоящий из 40 000 печатных знаков. Один такой листаж оплачивается по коэффициенту 1,2 к МРЗП.

Перевод иностранной литературы оплачивается по ставкам, утвержденным Постановлением Президента от 14.08.2017 г. N ПП-3201.






















































Время: 0.0470
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск