ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2018 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 24 по 30 ноября 2018 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

            

(за период с 24 по 30 ноября 2018 г.)


Указ Президента РУз от 29.11.2018 г. N УП-5587 "О мерах

по дальнейшему стимулированию экспортного потенциала

отечественных производителей"

        

Постановление Президента РУз от 27.11.2018 г. N ПП-4035 "О мерах

по внедрению передовых зарубежных методов орган"изации работ

в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог"

                

Постановление Кабинета Министров РУз от 27.11.2018 г. N 963

"О внесении изменений и дополнений в некоторые решения

Правительства Республики Узбекистан"

              

Постановление Кабинета Министров РУз от 26.11.2018 г. N 958

"О мерах по дальнейшему развитию научно-исследовательской базы

в сфере экологии и охраны окружающей среды"

            

Постановление Министерства внутренних дел, Государственного

таможенного комитета, Министерства финансов и Службы

государственной безопасности "Об утверждении Положения

о порядке взимания обязательных сборов за временный въезд

в республику и транзит через ее территорию легковых автомобилей

иностранных государств с тонированными (затемненными) стеклами"

(Зарегистрировано МЮ 29.11.2018 г. N 3091)

           

Указ Президента РУз от 27.11.2018 г. N УП-5584 "О мерах

по кардинальному совершенствованию гражданской авиации

Республики Узбекистан"

          

Постановление Президента РУз от 28.11.2018 г. N ПП-4038

"Об утверждении Концепции дальнейшего развития национальной

культуры в Республике Узбекистан"

               

Постановление Кабинета Министров РУз от 24.11.2018 г. N 954

"О дополнительных мерах по ускоренному развитию гостиничного

бизнеса в Республике Узбекистан"

            

Постановление Кабинета Министров РУз от 27.11.2018 г.

"О дополнительных мерах по дальнейшему поощрению

выращивания зерновых"

            

Указ Президента РУз от 24.11.2018 г. N УП-5583 "О дополнительных

мерах по совершенствованию механизмов финансирования проектов

в сфере предпринимательства и инноваций"

          

Постановление Президента РУз от 24.11.2018 г. N ПП-4028 "О дополнительных

мерах по расширению строительства доступных жилых домов в сельской

местности и для отдельных категорий граждан"

       

Постановление Президента РУз от 26.11.2018 г. N ПП-4030 "О мерах

по созданию условий для осуществления деятельности по старательской

добыче драгоценных металлов"

        

Постановление Кабинета Министров РУз от 22.11.2018 г. N 949

"Об утверждении Положения о государственной экологической

экспертизе"

          

Постановление Кабинета Министров РУз от 22.11.2018 г. N 944

"О мерах по дальнейшему расширению форм государственно-частного

партнерства в сфере дошкольного образования"

             

Постановление Кабинета Министров РУз от 23.11.2018 г. N 950

"О внесении изменений и дополнений в Правила оказания услуг

водоснабжения и водоотведения потребителям"

           

Указ Президента РУз от 24.11.2018 г. N УП-5582

"О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного

администрирования и повышению эффективности деятельности

органов государственной таможенной службы

Республики Узбекистан"

                

Постановление Президента РУз от 23.11.2018 г. N ПП-4026

"О мерах по усилению правовой защиты кредиторов

и совершенствованию механизмов финансирования

предпринимательской деятельности"

             



Подписан Указ Президента от 29.11.2018 г. N УП-5587 "О мерах по дальнейшему стимулированию экспортного потенциала отечественных производителей".


Напомним, до 1 апреля 2018 года предприятия, экспортировавшие за свободно конвертируемую валюту товары (работы, услуги) собственного производства, в зависимости от доли экспорта, уплачивали налог на прибыль, налог на имущество и единый налоговый платеж по сниженным ставкам.


При доле экспорта в общем объеме реализации:

q от 15 до 30% - установленные ставки по указанным налогам снижались на 30%;

q от 30 и более % - ставки снижались на 50%.

С 1 апреля 2018 года эти льготы отменили (пункт 31 Постановления Президента от 29.12.2017 г. N ПП-3454).


Однако льготу для экспортеров решено вернуть, но в измененном виде. С 1 января 2019 года юридические лица, имеющие долю экспорта в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) более 15%, в т.ч. через комиссионера (поверенного), уменьшают налогооблагаемую базу по:

q налогу на прибыль юридических лиц - в части прибыли, приходящейся на объем реализации товаров (работ, услуг) на экспорт;

q единому налоговому платежу - в части объема реализации товаров (работ, услуг) на экспорт.

Во-первых, льгота теперь распространяется на всех экспортеров. Факт собственного производства товаров, работ и услуг не имеет значения, как это было до 1 апреля т.г. Например, льготу получат также торговые и заготовительные организации.

Во-вторых, теперь снижается не ставка налогов, а налогооблагаемая база. Говоря упрощенно, часть прибыли (в случае с налогом на прибыль) или выручки (в случае с ЕНП) избежит налогообложения. А именно не будет облагаться доля, приходящаяся на экспорт.

В-третьих, как и до 1 апреля, условием получения льготы является достижение установленной доли экспорта в общей выручке юридического лица. Она должна составлять более 15%. Раньше действовала двухступенчатая система снижения ставок.

В-четвертых, данная конкретная льгота не применяется в отношении налога на имущество, а также других налогов. До 1 апреля снижались также ставки налога на имущество юрлиц.

Для применения обновленных льгот введены также 2 специальных условия:

q наличие документального подтверждения фактов экспорта товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством;

q обеспечение поступления валютной выручки в течение 180 дней со дня выпуска товаров в режим экспорта.

Если какое-либо из этих условий нарушено, неуплаченные средства подлежат взысканию в Государственный бюджет с применением пени.


Важно! Новая льгота не распространяется на экспорт сырьевых товаров по перечню (на момент подготовки обзора еще не опубликован), а также услуги международных перевозок (за исключением автотранспорта) и транспортировку по трубопроводам и газопроводам.


* * *



В сфере строительства и эксплуатации дорог будут внедрять лучший зарубежный опыт. Планируется активно использовать потенциал  государственно-частного партнерства. Это следует из Постановления Президента от 27.11.2018 г. N ПП-4035.


Утверждена "Дорожная карта" по внедрению передовых зарубежных методов в сферу дорожного строительства на 2018-2019 гг., а в декабре будет разработана Стратегия развития отрасли на долгосрочную перспективу. В реализации этих проектов особое внимание будет уделено изучению и применению опыта Германии.

Принципы государственно-частного партнерства планируется внедрить в сферу проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта, автомобильных дорог общего пользования и региональных автодорог.

В центре внимания кадровый вопрос. При Ташкентском институте по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог создадут Центр по повышению квалификации и переподготовке специалистов сферы. Учебный процесс будет организован с привлечением зарубежных специалистов. Кроме того, отечественным специалистам дорожной отрасли будут содействовать в прохождении учебных курсов по подготовке и повышению квалификации за рубежом, а также стажировок в ведущих дорожно-строительных компаниях Германии.


* * *



Опубликовано Постановление Кабинета Министров от 27.11.2018 г. N 963 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан". Новые Ставки госпошлины за регистрацию предприятий с иностранными инвестициями снижены больше, чем планировалось (Утверждены Постановлением КМ РУз от 03.11.1994 г. N 533).



Регистрация предприятия с иностранными

инвестициями стала дешевле в 3,2 раза


Напомним, ранее было одобрено предложение Минюста, Минэкономики и Госкомконкуренции о снижении размера государственной пошлины за государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями в 3 раза (пункт 6 Указа Президента от 01.08.2018 г. N УП-5495).


Принятым документом данное предложение было окончательно реализовано в законодательстве. Размер государственной пошлины снизился даже немного больше, чем планировалось с 32-х до 10-ти МРЗП или в 3,2 раза. Как и прежде, при онлайн-регистрации ставка снижается вдвое и составит всего 5 МРЗП.



За визу и временную прописку на 3 года

инвесторы платят 650 долларов


Напомним, для улучшения инвестклимата иностранцам и лицам без гражданства, которые инвестировали в Узбекистан не менее 8 500 МРЗП* (1 млрд 723 млн 205 тыс. сумов) в виде приобретения акций и долей хозяйственных обществ, а также создания иностранного предприятия, дано право получать 3-летнюю многократную визу. Допустимое количество продлений ее срока не ограничено. Кроме того, для оформления нового срока визы инвестору не требуется выезжать из Узбекистана (пункт 9 Указа Президента от 01.08.2018 г. N УП-5495).


Принятым документом с 28.11.2018 г. установлены следующие размеры пошлин:

q за оформление многократной выездной-въездной визы для иностранных граждан и лиц без гражданства на срок до 3-х лет - 350 долл. США (при оформлении кратности визы ставка растет на 10 долл. США);

q за временную прописку иностранных граждан и лиц без гражданства на срок действия въездной визы и за продление временной прописки на период продления срока действия визы - 300 долл. США.

Также напомним, что с 01.12.2018 г. данные граждане имеют право без прохождения каких-либо разрешительных процедур осуществлять трудовую деятельность на любой должности в организации, учредителями которой они являются (пункт 5 Постановления Президента от 07.11.2018 г. N ПП-4008).


Для справки. Порядок оформления въездной визы регулируется разделом II Порядка въезда в Республику Узбекистан и выезда из Республики Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров от 21.11.1996 г. N 408). А порядок временной прописки иностранцев и лиц без гражданства:


Положением о порядке постоянной и временной прописки иностранных граждан и лиц без гражданства (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров от 22.10.2018 г. N 845);

Положением о порядке постоянной и временной прописки иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Ташкенте и Ташкентской области (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров от 16.02.2012 г. N 41).

       

      

*) Для расчета размера инвестиций принимается минимальный размер заработной платы, установленный на день их внесения.


* * *



Постановление Кабинета Министров от 26.11.2018 г. N 958 предусматривает дальнейшее развитие научно-исследовательской базы в сфере экологии и охраны окружающей среды.


В связи с этим НИИ экологии и охраны окружающей среды при Госкомэкологии преобразован в Научно-исследовательский институт окружающей среды и природоохранных технологий в форме госучреждения.

Его деятельность охватит полный цикл кластерной модели: разработка конкретной научной идеи - воплощение в опытном образце - проведение испытаний - внедрение в производство.

Перед научным кластером поставлены следующие задачи:

q разработка принципиально новых технологий, в т.ч. бытовых и промышленных технических средств, для снижения загрязнения воздуха, водных и земельных ресурсов, переработки и утилизации отходов;

q внедрение в практику передовых зарубежных технологий и инноваций в сфере экологии и охраны окружающей среды (далее - ООС);

q участие в разработке стандартов и требований по вопросам экологии и ООС;

q организация совместно с зарубежными НИИ научных конференций, семинаров, исследований, проектов, стажировок и обучения работников;

q подготовка ежегодного каталога лучших доступных технологий в области экологии и ООС и др.

В месячный срок институту выделят земельный участок в Янгиюльском районе общей площадью 3 га для организации опытной станции.

Утверждена структура преобразованного учреждения. Общая предельная численность работников зависит от объемов выполняемых работ и составляет 45 единиц, 23 из которых - научные сотрудники.

Для финансирования НИИ ежегодно будут выделять средства из Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами в размере не менее 5% от поступившей суммы.

Учреждение станет сотрудничать с ГУП "Сувсоз", АО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат" и ГП "Навоийский горно-металлургический комбинат" в проведении испытаний образцов разрабатываемых технических средств.

В 2019-2020 гг. для института закупят непроизводимое в стране научно-лабораторное оборудование, реагенты и расходные материалы к ним по утвержденным перечням. Финансирование предоставит Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей.


* * *



Принят ведомственный акт (рег. МЮ N 3091 от 29.11.2018 г.), предусматривающий процедуру взимания обязательных сборов за временный въезд в республику и транзит через ее территорию легковых автомобилей иностранных государств с тонированными (затемненными) стеклами.


Проект этого документа ранее размещался на портале СОВАЗ.

В утвержденной редакции размер оплаты за тонировку (15 долл. США), объекты обязательных сборов, а также процедура их взимания на таможенных постах через банковские кассы не изменились.

Поправки коснулись форм оплаты сборов. В принятой редакции осталась только оплата "наличкой" (в проекте - в безналичной и в наличной формах).

Кроме того, скорректирован правовой статус квитанции, подтверждающей осуществление выплат и оформляемой кассами на таможне. Если проектом она приравнивалась к выдаваемому ОВД разрешению на тонировку стекол, то по утвержденной версии она лишь предоставляет возможность "тонированным" авто въезжать в страну и проезжать транзитом по ее территории.


* * *



НАК "Узбекистон хаво йуллари" реорганизуется. Это предусмотрено Указом Президента от 27.11.2018 г. N УП-5584 "О мерах по кардинальному совершенствованию гражданской авиации Республики Узбекистан".


Реорганизация компании происходит путем:

q создания АО "Uzbekistan Airways" на базе дирекции НАК "Узбекистон хаво йуллари", а также ГУП "Летный комплекс", "Главное агентство воздушных сообщений" и "Комплекс материально-технического снабжения "Узавиатехснаб", а также создания АО "Uzbekistan Airports" (задачи акционерных обществ в таблице);

q преобразования ряда государственных унитарных предприятий, входящих в состав НАК "Узбекистон хаво йуллари" (по утвержденному перечню), в общества с ограниченной ответственностью;

q создания ООО "Uzbekistan Helicopters" на базе ГУП "Авиакомпания специальных авиационных работ";

q передачи ГП "Узаэронавигация" в ведение Кабинета Министров.

        

           

       

Основные задачи

        

      

АО "Uzbekistan Airways"

      

       

АО "Uzbekistan Airports"

      

эффективное использование парка воздушных судов, в том числе с освоением новых направлений и расширением географии полетов


разработка и реализация стратегий долгосрочного развития аэропортов


внедрение современных систем и технологий управления производственными процессами, а также модернизацию, технологическое перевооружение и обновление авиапарка


привлечение инвестиций для совершенствования инфраструктуры аэропортов, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства и сотрудничества с ведущими международными компаниями в сфере управления аэропортами


повышение качества предоставляемых сервисных услуг пассажирам на борту воздушных судов, работ по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, в том числе иностранных авиакомпаний


поддержание высокого уровня обслуживания пассажиров авиаперевозчиков в аэропортах, создание для них всех необходимых комфортных условий


проведение гибкой тарифной политики в области перевозок пассажиров, грузов, почты и багажа с целью обеспечения конкурентоспособности компании


обеспечение эффективного функционирования соответствующих служб аэропортов, оптимизацию процесса обслуживания пассажиров, грузов, почты и багажа


привлечение инвестиций, прежде всего прямых иностранных, в том числе путем выпуска акций и корпоративных облигаций


своевременную и качественную подготовку аэродромов к полетам, осуществление мероприятий по обеспечению регулярности и безопасности полетов, внедрение современных методов содержания аэродромов и их ремонта


обеспечение высокого уровня безопасности при осуществлении полетов, а также качества технического обслуживания воздушных судов


бесперебойное обеспечение топливом и другими горюче-смазочными материалами, используемыми для заправки и обслуживания воздушных судов, а также осуществление строгого контроля за их качеством


интеграцию авиакомпании в международные сообщества авиаперевозчиков, достижение уровня регионального лидера в сфере авиаперевозок


совершенствование инфраструктуры и создание благоприятных условий для качественного оказания услуг в сфере логистики


расширение в аэропортах сети современных объектов торговли, питания, банковского и иного обслуживания пассажиров, в том числе на условиях государственно-частного партнерства


      

      

В исполнительные органы образуемых хозяйственных обществ избираются специалисты, в т.ч. иностранцы, имеющие значительный опыт работы в ведущих авиакомпаниях и надлежащую квалификацию в сфере корпоративного управления, менеджмента и финансов.

Начиная с 2020 года, финансовая отчетность этих обществ формируется на основе международных стандартов, подлежит ежегодному независимому внешнему аудиту с привлечением ведущих международных аудиторских организаций.

Все льготы и преференции, действующие в отношении НАК "Узбекистон хаво йуллари" и входящих в ее состав предприятий, распространяются на вновь образованные хозяйственные общества. Регистрация автотранспортных средств, кадастровой документации на недвижимость реорганизуемых и создаваемых предприятий, а также изменений и дополнений в учредительные документы осуществляется без взимания сборов и пошлин.

Кроме того, авиакомпании-резиденты до 1 января 2023 года освобождаются от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за ввозимые в страну:

q самолеты (код ТН ВЭД 8802, 8803 и 8805), в т.ч. произведенные не ранее 10-ти лет до момента ввоза;

q сервисный инвентарь и алкогольные напитки мировых брендов, используемые исключительно для обслуживания пассажиров, по формируемым перечням.



Созданы новый сектор в Правительстве

и фонд развития Госавианадзора


Во-первых, в структуре Информационно-аналитического департамента Кабинета Министров по вопросам комплексного развития территорий и коммунальной сферы, экологии, охраны окружающей среды, транспорта, капитального строительства, стройиндустрии образуется сектор по вопросам реформирования авиационной отрасли.

На него возлагаются задачи по координации разработки политики развития гражданской авиации, включающей:

q правила доступа местных и иностранных перевозчиков на национальный рынок воздушных сообщений;

q программу развития инфраструктуры аэропортов и аэронавигационного обслуживания;

q политику выбора субсидируемых авиамаршрутов, требующих государственной поддержки;

q механизмы участия частного сектора и обеспечения конкурентной среды при оказании услуг аэропортов;

q регулирование цен на авиационные и неавиационные услуги аэропортов;

q меры по защите потребителей и окружающей среды в сфере гражданской авиации;

q меры по заключению и обеспечению выполнения условий международных договоров в области международных авиационных перевозок.

Во-вторых, с 1 января 2019 года создается Фонд развития Государственной инспекции по надзору за безопасностью полетов (без образования юрлица). В таблице приводятся источники его формирования и основные направления финансирования.

          

          

        

Источники формирования средств

          

        

Направления финансирования

        

100% суммы средств, поступающих за оказание платных услуг в соответствии с законодательством, включая выдачу разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов в районе аэродрома


материально-техническое обеспечение Госавианадзора, в т.ч. внедрение современных информационно-коммуникационных технологий


80% от суммы штрафов, налагаемых работниками Госавианадзора за совершение административных правонарушений


материальное стимулирование, социальная защита, обучение и повышение квалификации работников Госавианадзора


5% от чистой прибыли ГП "Узаэронавигация"


организация визитов делегаций иностранных государств, международных организаций в Узбекистан по вопросам, связанным с деятельностью Госавианадзора


3% от суммы сборов, взимаемых за авиационную безопасность


другие мероприятия, не запрещенные законодательством


гранты, кредиты международных финансовых институтов и других зарубежных доноров, а также иные не запрещенные источники


         

       

В-третьих, предусматривается перераспределение полномочий.

Госавианадзору передаются функции по выдаче разрешений на:

q выполнение разовых полетов эксплуатантам воздушных судов;

q осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов в районе аэродрома.

Право взимать просроченную дебиторскую задолженность иностранных авиакомпаний за оказанные аэронавигационные услуги при транзитном использовании воздушного пространства Узбекистана в течение года с момента подтверждения оказания аэронавигационных услуг предоставлено ГП "Узаэронавигация".

В трехмесячный срок в Законодательную палату должны внести проект поправок в Кодекс об административной ответственности, предусматривающих передачу госорганам функций по рассмотрению дел в сфере гражданской авиации.



Создание Министерства транспорта

и другие планы на перспективу


Среди прочего Указ Президента от 27.11.2018 г. N УП-5584 "О мерах по кардинальному совершенствованию гражданской авиации Республики Узбекистан" содержит планы на обозримую перспективу:

q проработка предложений о создании Министерства транспорта, ответственного за весь комплекс вопросов организации и регулирования деятельности транспортной отрасли (до 15.01.2019 г.);

q формирование благоприятных условий для деятельности на рынке авиаперевозок дополнительных компаний, включая низкобюджетные авиакомпании (лоукостеры) и предприятия по оказанию услуг деловой авиации, в том числе с привлечением прямых иностранных инвестиций (до 01.06.2019 г.);

q утверждение "дорожной карты" по реформированию сферы авиационного транспорта и широкому привлечению частных, включая прямых иностранных инвестиций, в развитие аэропортов в 2019-2030 годах (до 01.05.2019 г.);

q определение аэропорта или группы аэропортов, в которых будут реализованы проекты на условиях государственно-частного партнерства (до 01.04.2019 г.) и проведение конкурсного отбора для их реализации (до 01.01.2020 г.);

q упрощение порядка сертификации ввозимых комплектующих, запчастей, деталей для техобслуживания и ремонта воздушных судов и авиадвигателей с учетом изучения передового зарубежного опыта, включая признание сертификатов производителей (в двухмесячный срок);

q допуск к нострификации документов об образовании специалистов гражданской авиации с заочной формой обучения (в двухмесячный срок).


* * *



Постановлением Президента РУз от 28.11.2018 г. N ПП-4038 у тверждена "Культурная Концепция" страны. Она предусматривает: создание культурных центров, организацию республиканских смотров-конкурсов различной тематики, проведение ежегодной "театральной недели", учреждение специального нагрудного знака и пр.


Акт определяет задачи Концепции и содержит ряд мер по укреплению статуса национальной культуры на международной культурной арене. Утверждена сама Концепция дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан, а также "дорожная карта" и программы по ее реализации. Также дано поручение разработать Закон "О культуре" прямого действия (до 01.06.2019 г.).



Создаются центры культуры


Их организуют на базе центров культуры и отдыха населения, функционирующих в Каракалпакстане, областях и г. Ташкенте. Они будут улучшать качество оказываемых населению культурных услуг, в т.ч. платных, и обеспечивать содержательное проведение свободного времени. Также на центры возложена организация:

q художественных и практических творческих коллективов, групп самодеятельности;

q курсов "Культура речи", привлечения детей в кружки и обучения их иностранным языкам;

q конкурсов, фестивалей народного творчества и зрелищного искусства;

q массовых праздников, представлений и народных гуляний.

В связи с этим на 2019-2020 гг. принята программа по совершенствованию действующих, а также адресный перечень вновь строящихся, реконструируемых и оснащаемых центров культуры.

До 1 февраля 2019 года утвердят порядок стимулирования художественных руководителей и руководителей кружков центров.



Республиканские смотры-конкурсы, "театральная неделя"

и медаль в сфере культуры


На традиционной основе 1 раз в 2 года будут проводить смотры-конкурсы:

q "Халқ чолғулари ижрочилари" ("Исполнители на народных музыкальных инструментах") - начиная с июня 2019 года;

q "Миллий рақс ижрочилари" ("Исполнители национального танца") им. Мукаррамы Тургунбаевой - с октября 2019 года;

q "Ёш мақом ижрочилари" ("Молодые исполнители макома") им. Юнуса Ражаби - с апреля 2020 года.


Важно! По одному сольному исполнителю-победителю смотров-конкурсов примут на дополнительный "грант" соответствующего направления бакалавриата вуза.


Ежегодно 21-27 марта предстоит проведение "Недели театральных представлений". В ее рамках будут организованы культурно-просветительские мероприятия, в частности, выставки произведений художников театра, презентации театральных костюмов и декораций, диалоги между зрителями и творческими деятелями. В эти дни люди смогут посещать государственные театры бесплатно.

Учрежден нагрудный знак "Маданият ва санъат фидокори". Соответствующий акт Правительства внесут на утверждение в двухмесячный срок.



Отдельные объекты включат в списки

мирового культурного наследия


Часть Великого шелкового пути, проходящего по территории нашей страны, под названиями "Шелковый путь: оазис реки Зарафшан" и "Шелковый путь: Фергана - бассейн реки Сырдарья" планируется внести в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. А древнее искусство хорезмского лазги "Хорезмский танец - лазги" - в Репрезентативный список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия человечества.

Соответствующие меры примут Министерство культуры и Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО.


* * *



Опубликовано Постановление Кабинета Министров от 24.11.2018 г. N 954 "О дополнительных мерах по ускоренному развитию гостиничного бизнеса в Республике Узбекистан".


Строить будут по типовым проектам, разработанным с учетом положительного зарубежного опыта, прежде всего Кореи и Турции. Всего в 2018-2019 гг. планируется построить 365 малых гостиниц и хостелов вместимостью 8-50 номеров. Работы будут вестись в ряде районов и городов Каракалпакстана и областей.

К строительству намерены привлечь иностранных и местных инвесторов - предпринимателей. Для этого ежемесячно на "E-Ijro Auksion" будут выставлять минимум 5 "привлекательных" земельных участков. Об этом будут информировать бизнес.

Землеотвод осуществляется по правилам Положения о порядке предоставления земельных участков посредством электронного аукциона в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 30.06.2018 г. N 493). Но в виде исключения электронный аукцион проводится в более сжатые сроки - не более 10-ти дней, включая все процедуры на электронной торговой площадке.

Подведение инженерно-коммуникационных сетей к территориям гостиниц финансируется за счет местных бюджетов и других не запрещенных источников. А непосредственно подключение к ним зданий - за счет инвесторов. Сами типовые проекты, по которым осуществляется строительство, инвесторам-предпринимателям отдадут бесплатно.

Для оказания практической помощи инвесторам созданы Республиканская и региональные рабочие группы.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров от 27.11.2018 г. "О дополнительных мерах по дальнейшему поощрению выращивания зерновых".


В документе отмечается низкая урожайность и ряд других проблем в сфере выращивания зерновых культур.

Чтобы исправить ситуацию, гарантированная государством цена приобретения зерна урожая 2019 года установлена в размере 1,2 млн за тонну. Это на 60% выше, чем было установлено в текущем году.

Кроме того, в целом по всем зерновым культурам вводятся надбавки и скидки к закупочной цене на зерновые в зависимости от урожайности с гектара орошаемой земли:

q 30 центнеров и ниже - скидка в 25%;

q от 31 до 40 центнеров - скидка в 15%;

q от 41 до 50 центнеров - надбавка в 10%;

q от 51 до 60 центнеров - надбавка в 20%;

q 61 центнер и выше - надбавка в 20%.

Предусматривается и совершенствование кредитования хозяйств. Если по текущему порядку при поставке зерновых для государственных нужд им выдавался кредит в размере 60% от стоимости поставки, теперь размер кредита составит 100% (с учетом стоимости авансовой поставки семян со стороны заготовительной организации). Ставка по кредиту - 5% годовых.

Наряду с экономическими мерами, Правительство намерено стимулировать урожайность фискальным и административным путем.

В частности, для фермерских хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий, выращивающих зерновые культуры, в параметры Государственного бюджета на 2019 год предлагается ввести повышающие коэффициенты по единому земельному налогу за низкую урожайность с гектара орошаемых земель:

q при 30 центнерах и ниже - налог повысят в 2 раза;

q при урожайности от 31 до 40 центнеров - в 1,5 раза.

Более того, урожайность ниже 40 центнеров с гектара орошаемых земель признают "предательством по отношению к земле". Это может повлечь последствия вплоть до прекращения договора аренды на землю.


* * *



Подписан Указ Президента от 24.11.2018 г. N УП-5583 "О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов финансирования проектов в сфере предпринимательства и инноваций".


До 1 января 2022 года проводится эксперимент для изучения и оценки эффективности деятельности созданных инвестиционных и управляющих компаний. При этом нужно руководствоваться утвержденным понятийным аппаратом:

q инвестиционная компания - коммерческая организация, которая осуществляет деятельность, связанную с формированием и аккумулированием денежных средств квалифицированных инвесторов, привлеченных управляющей компанией для их дальнейшего вложения в инновационные и иные перспективные проекты. Инвесткомпании могут выдавать займы, в т.ч. беспроцентные с залоговым или без залогового обеспечения;

q управляющая компания - коммерческая организация, осуществляющая управление инвестиционным вкладом инвестиционной компании в соответствии с заключенным между ними договором;

q венчурный фонд - инвестиционная компания, находящаяся под управлением управляющей компании, предназначенная для инвестирования аккумулированных денежных средств исключительно в высокорискованные венчурные проекты;

q квалифицированные инвесторы - юридические и физические лица, включая иностранные, внесшие в инвестиционные компании инвестиционные вклады в виде денежных средств в размере не менее 500 млн сумов в национальной валюте и/или в иностранной валюте в экв. по курсу ЦБ, не являющиеся вкладом в уставной капитал инвестиционной компании.

Функционирование управляющих и инвестиционных компаний в указанный период характеризуется следующими аспектами:

q они создаются в любой организационно-правовой форме. Учредителями управляющей компании не могут быть юрлица с госдолей, госорганы, а также политические партии, некоммерческие организации, профсоюзы, общественные фонды и религиозные организации (кроме предусмотренных законодательством случаев);

q взаимоотношения между инвестиционными, управляющими компаниями и квалифицированными инвесторами регулируются исключительно на основе договора. Они самостоятельно определяют его условия, в т.ч. свободны в выборе форм и способов разрешения споров, возникающих при их совместной деятельности;

q деятельность инвестиционных и управляющих компаний не подлежит лицензированию;

q инвестиционная компания обязана ежегодно организовывать проведение внешнего аудита, а управляющая - организовать службу внутреннего аудита. Деятельность инвестиционных и управляющих компаний мониторит Центр по координации и развитию рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции;

q венчурные фонды, софинансирующие высокотехнологичные предпринимательские проекты-стартапы и сами такие проекты до 1 января 2023 года освобождаются от всех налогов и обязательных платежей (кроме ЕСП) согласно Указу Президента от 22.01.2018 г. N УП-5308.


* * *



Принято Постановление Президента от 24.11.2018 г. N ПП-4028 "О дополнительных мерах по расширению строительства доступных жилых домов в сельской местности и для отдельных категорий граждан".


Напомним, в стране параллельно реализуются две жилищные программы:

q Программа по строительству доступных жилых домов по типовым проектам в сельской местности на 2017-2021 годы (утверждена Постановлением Президента от 21.10.2016 г. N ПП-2639). О том, как принять участие в программе см. Приложение к Постановлению КМ РУз от 09.02.2018 г. N 103;

q Программа по строительству и реконструкции доступных многоквартирных домов в городах на 2017-2020 годы (утверждена Постановлением Президента от 22.11.2016 г. N ПП-2660). О порядке ее реализации см. Приложение к Постановлению КМ РУз от 16.01.2017 г. N 14.


В основные параметры указанных программ периодически вносятся коррективы. Например, ряд изменений предусмотрен Постановлением Президента от 18.07.2018 г. N ПП-3863. Кроме того, расширяется перечень категорий граждан, которые вправе участвовать в программах. К примеру, Правительство дало такую возможность особо отличившимся сотрудникам ОВД, а также женщинам в трудном социальном положении.

Принятый акт предусматривает следующие новшества.

Во-первых, с 2019 года доступные жилые дома строятся по новым типовым проектам:

q 1-этажные 3-комнатные дома (спаренные), размещаемые на земельных участках размером 0,02 га в населенных пунктах, включенных в программу "Обод кишлок", а также на территориях с низкой плотностью населения и необеспеченных необходимыми инженерно-транспортными коммуникациями;

q 4-этажные (2- и 3-комнатные) дома в населенных пунктах, включенных в программу "Обод кишлок", а также на территориях с высокой плотностью населения и обеспеченных необходимыми инженерно-транспортными коммуникациями;

q 5-этажные (2- и 3-комнатные) дома в городах для военнослужащих Министерства обороны, Национальной гвардии и сотрудников органов внутренних дел.

В населенных пунктах, где пустующих земельных участков нет, строительство будет вестись с линейно-строчным размещением на местах сноса расположенных вдоль дорог ветхих жилых домов, зданий и сооружений.

К июлю 2019 года разработают и внедрят информационную систему по мониторингу строительства доступных жилых домов. С ее помощью можно будет оперативно получить актуальную информацию о ходе финансирования, выполненных объемах строительных работ и результатах контрольного обмера. С будущего года суммы, выявленные и удержанные по результатам обоснованного контрольного обмера построенных домов, будут возвращаться застройщикам.

Во-вторых, участвующие коммерческие банки выдают застройщикам ипотечные кредиты с 2-летним льготным периодом, процентной ставкой - 7% годовых в течение первых 5-ти лет и по Ставке рефинансирования ЦБ в последующем периоде:

q сроком на 20 лет и с первоначальным взносом застройщиков в размере 10% - при приобретении доступных жилых домов в сельской местности;

q сроком на 15 лет и с первоначальным взносом застройщиков в размере 25% - при приобретении доступных многоквартирных домов военнослужащими Минобороны, Нацгвардии и сотрудниками ОВД.

В-третьих, столичный хокимият совместно с участвующими банками за счет строящегося в городе доступного жилья (согласно Постановлению Президента от 22.11.2016 г. N ПП-2660) будет ежегодно выделять:

q военнослужащим, спасателям и сотрудникам системы МЧС - 56 квартир;

q военнослужащим Нацгвардии - 300 квартир;

q сотрудникам ОВД - 168 квартир;

q особо отличившимся молодым семьям, активно участвующим в общественной жизни страны, в соответствии с параметрами и положениями Постановления Кабинета Министров от 23.09.2017 г. N 753 - 420 квартир;

q женщинам, попавшим в трудное социальное положение, в соответствии с параметрами и положениями Постановления Кабинета Министров от 12.04.2018 г. N 285 (приводится на государственном языке) - 66 квартир.


* * *



Разрешили старательскую добычу драгметаллов. Эту деятельность юридические и физические лица смогут осуществлять с 1 марта 2019 года с освобождением от всех видов налогов и других обязательных платежей. Опубликовано соответствующее Постановление Президента от 26.11.2018 г. N ПП-4030.


В документе отмечено, что в отдельных регионах страны наблюдаются ухудшение криминогенной ситуации, связанной в т.ч. с продолжающейся несанкционированной добычей драгоценных металлов. Основная причина этого - отсутствие возможности легально заниматься непромышленной добычей драгметаллов на участках недр, не являющихся объектами промышленной разработки.

Принятый акт легализует старательскую добычу драгметаллов, как отдельный вид пользования недрами на основе предпринимательского риска. Добывать драгметаллы разрешат юридическим и физическим лицам на участках недр, в т.ч. россыпных месторождениях золота, размерами не свыше 1 га. Их перечень будет ежегодно утверждаться Правительством по предложениям Госкомгеологии.

Старателей освободят от уплаты всех видов налогов и других обязательных платежей (кроме ЕСП) в части осуществления старательской добычи драгметаллов.

До 1 февраля 2019 года в Кабмин внесут сопутствующие "процедурные" акты.



Как оформить право на добычу драгметаллов


Для этого физические и юридические лица должны получить лицензию на право пользования участками недр. При этом им не нужно также получать отдельную лицензию на право добычи драгоценных и редкоземельных металлов, драгоценных камней. Эта лицензия, напомним, выдается исключительно юридическим лицам.

Лицензии на право пользования участками недр будет оформлять Госкомгеологии сроком на 3 года по итогам электронного аукциона на "E-IJRO AUKSION". За право старательской добычи драгметаллов придется заплатить. Стартовая цена выставления на аукционе права пользования участками недр составит 7,5 млн сумов.

Весь срок от проведения аукциона до выдачи лицензии займет не более 10-ти дней, включая все сопровождающие процедуры на электронной площадке.



Реализация добытых драгметаллов


Продавать добытые драгметаллы старатели смогут Алмалыкскому и Навоийскому горно-металлургическим комбинатам, а также юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на производство ювелирных изделий. До 1 марта 2019 года указанные предприятия откроют в регионах страны специализированные приемные кассы с внедрением прозрачного механизма скупки драгметаллов. Закупочные цены определят на договорной основе.

За сокрытие добытых драгметаллов, в т.ч. их нереализацию в течение 6 месяцев аннулируют лицензию и  запретят заниматься данной деятельностью в течение 1-го года. Эти же санкции предусмотрены за нарушение безопасного ведения работ, повлекшее тяжкие телесные повреждения или смерть человека.


* * *



Новая процедура утверждена Постановлением Кабинета Министров от 22.11.2018 г. N 949. В числе прочего поправки коснулись объектов и сроков экспертизы, видов деятельности по рискам воздействия на окружающую среду.


Действовавший с 2002 года порядок утратил силу (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 31.12.2001 г. N 491).


Напомним, государственная экологическая экспертиза (далее - экспертиза) определяет:

q соответствует ли экологическим требованиям прогнозируемая хозяйственная и иная деятельность (далее - деятельность) на стадии до принятия решения о ее реализации;

q каков уровень экологической опасности намечаемой или осуществляемой деятельности;

q достаточны ли и обоснованы меры по охране окружающей природной среды (далее - ОС) и рациональному использованию природных ресурсов.


При этом новой редакцией акта уточняется, что "намечаемая" деятельность - это любая запланированная деятельность с использованием природных ресурсов, которая может оказывать воздействие на компоненты ОС.

Теперь экспертизу проводят специализированные экспертные подразделения Госкомэкологии (преобразованный Госкомприроды): ГУП "Центр государственной экологической экспертизы" Госкомэкологии, Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента (далее - Центры).



Для каких объектов обязательна

экологическая экспертиза


Ниже показан обновленный перечень объектов, подлежащих обязательной экспертизе, проводимых в республиканском или территориальных Центрах. Внесенные дополнения выделены.

       

        

     

Центр Госкомэкологии

      

      

Центры Каракалпакстана, областей

и г. Ташкента

       

q Оценка воздействия на ОС - предпроектная и проектная документация, действующие предприятия и другие объекты, подлежащие расширению, реконструкции, техническому перевооружению, или изменения технологического процесса, оказывающие негативное влияние на ОС и здоровье граждан, объекты со специальным правовым режимом для видов деятельности, относящиеся к I и II категориям воздействия на ОС (высокий и средний риски);

q проекты экологических нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, сбросов загрязняющих веществ в поверхностный водоток или на рельеф местности, образования и размещения отходов производства и потребления, относящиеся к I категории (высокий риск);

q материалы комплексного обследования территорий в целях последующего придания им статуса охраняемых природных территорий, зон чрезвычайной экологической ситуации, а также экологического бедствия;

q документация по созданию новых видов техники, технологий, материалов, веществ, продукции;

q проекты госпрограмм, концепций, схем размещения и развития производительных сил, отраслей экономики и социальной сферы;

q градостроительная документация объектов проектирования численностью населения более 50 тыс. чел.;

q проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов (технические регламенты или стандарты, правила, инструкции), регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, связанную с использованием природных ресурсов.


q Оценка воздействия на ОС - предпроектная и проектная документация, действующие предприятия и другие объекты, подлежащие расширению, реконструкции, техническому перевооружению, или изменения технологического процесса, оказывающие негативное влияние на состояние окружающей среды и здоровье граждан, относящиеся к III и IV категориям воздействия на ОС (низкий риск и локальное воздействие);

q градостроительная документация объектов с численностью населения 50 тыс. человек и менее (поселки, жилые массивы);

q проекты планов управления охраняемых природных территорий;

q проекты экологических нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, сбросов загрязняющих веществ в поверхностный водоток или на рельеф местности, образования и размещения отходов производства и потребления, относящиеся к II, III категориям воздействия на ОС (средний, низкий риск), а также соответствующие экологические нормативы по IV категории (локальное воздействие).


         

        

Проведение экспертизы вышеуказанных объектов является обязательным, за несоблюдение этого правила физические и юридические лица привлекаются к административному штрафу по статье 96 КоАО.

Обновлены также списки видов деятельности, относящихся к I, II, III и IV категориям воздействия на ОС (низкий, средний, высокий риски и локальное воздействие).



Этапы, сроки и расценки проведения

экологической экспертизы


Процедура осуществления экспертизы состоит из нескольких этапов. Наглядно она представлена в утвержденной документом схеме. Размеры оплаты за проведение экспертизы не изменились.


* * *



Государство поможет организовать негосударственные ДОУ на земельных участках, в недостроенных, реконструируемых, капитально ремонтируемых или оборудуемых зданиях и сооружениях "частников". Порядок реализации таких проектов установлен Постановлением Кабинета Министров от 22.11.2018 г. N 944.


Напомним, возможные формы государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в сфере дошкольного образования определены Постановлением Президента от 05.04.2018 г. N ПП-3651. Этим же актом приняты меры по инициированию и финансированию проектов. Для открытия негосударственных ДОУ в рамках ГЧП предоставляются кредиты и субсидии, налоговые и таможенные льготы.


Государственным партнером выступает Министерство дошкольного образования (далее - Министерство). В рамках этой формы ГЧП оно рассматривает документы заявителя путем прямых переговоров без проведения конкурса. После заключения соглашения "частник" вносит 25% собственных средств от общей стоимости проекта и пользуется льготами, установленными Постановлением Президента от 05.04.2018 г. N ПП-3651.



Какие документы требуются от частного партнера


Вместе с заявлением юридическое лицо-партнер подает в Министерство:

q копии свидетельств о госрегистрации права на земельный участок и здание;

q информацию об отсутствии задолженности по налогам, сборам, другим обязательным платежам и иных финансовых санкций по состоянию не ранее, чем за 1 месяц до дня представления заявки;

q документ, подтверждающий его финансовую возможность по реализации не менее 25% стоимости проекта или поручительство другой организации;

q утвержденную и согласованную проектно-сметную документацию здания планируемого ДОУ;

q разрешительные заключения органов охраны экологии и окружающей среды, государственного санитарно-эпидемиологического контроля;

q предварительные технико-экономические показатели для строительства здания ДОУ.

Заявление рассматривается в течение 15-ти дней с момента подачи документов. После вынесения положительного решения по проекту в течение 7-ми дней заключается соглашение сроком на 30 лет.



Условия реализации утвержденного проекта


После заключения соглашения частный партнер сможет получить субсидии - до 50% от суммы расходов на одного воспитанника государственного ДОУ.

Построенные в описанном порядке частные детсады обязаны принимать детей из нуждающихся семей в количестве 25% от общего числа воспитанников и установить для них льготную родительскую плату (не свыше установленных для государственных ДОУ в данной местности). Это правило действует на протяжении всего срока соглашения.


* * *



В Правила оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям внесли изменения и дополнения (Постановление Кабинета Министров от 23.11.2018 г. N 950).



Определены правила предоплаты


Напомним, с начала 2018 года услуги водоснабжения и водоотведения потребителям всех групп оказываются на основе 100-процентной предоплаты (Указ Президента от 16.11.2017 г. N УП-5241). Однако порядок внесения предоплаты потребителями, у которых установлены приборы учета, не был определен.


Внесенные поправки устранили данный пробел:

q при наличии приборов учета расчет предоплаты производится по среднему расходу последних 3-х месяцев;

q при отсутствии приборов учета - по норме месячного потребления.

Если потребитель (независимо от группы) не внесет 100% предоплаты за следующий месяц до 10-го числа в 5-дневный срок с момента получения письменного извещения об этом, Бюро принудительного исполнения отключит его от сети водоснабжения и водоотведения.



Новый собственник в ответе за дебиторскую

задолженность прежних хозяев


Изменения внесены и в пункт 115 Правил. Теперь при смене владельца объекта потребитель обязан погасить дебиторскую задолженность и подписать акт с Бюро (ранее - с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, далее - ВКХ) за 7 дней до выезда. После  выезда ответственность за сохранность пломб, прибора учета и невозмещенную дебиторскую задолженность (ранее - только за сохранность пломб и счетчика) возлагается на нового владельца объекта. Следовательно, если выявится непогашенная предыдущим собственником задолженность, то ее должен будет оплатить новый.



Сколько платить за повторное подключение?


За повторное подключение ранее отключенных от систем водоснабжения и водоотведения потребителей (при самовольном подключении, наличии задолженности или невыполнении договорных обязательств) взимается плата:

q с физических лиц, проживающих в собственных и многоквартирных жилых домах (потребители группы I), - 2 МРЗП;

q остальные группы потребителей - 10 МРЗП.

Эти средства будут зачисляться  на счет организации, осуществившей повторное подключение.



Показания счетчика будут снимать раз в месяц


Снятие показаний приборов учета воды для расчетов с потребителями производится Бюро принудительного исполнения один раз в месяц (ранее - 1 раз в квартал сотрудниками ВКХ). После этого в сведения потребителей вносятся изменения путем оформления соответствующего акта. Его составляют в двух экземплярах, один - вручается потребителю.



Если уведомление о поверке счетчика

не пришло в срок...


Согласно дополнениям  - если организация ВКХ не направит потребителю заранее (не менее чем за 30 календарных дней) уведомление об истечении срока поверки, то оплата воды продолжается по показаниям счетчика, как обычно. Перерасчет запрещен.

После направления организацией ВКХ или Бюро уведомления потребителю, показатели счетчика, не прошедшего в установленный срок поверку, не принимаются, а расчет потребления воды производится:

q потребителями группы I (физическими лицами, проживающими в собственных и многоквартирных жилых домах) - по действующим нормам водопотребления, утвержденным Советом Министров Каракалпакстана, хокимиятами областей и г. Ташкента, вне зависимости от графика подачи воды (с учетом подпункта "а" пункта 87 Правил);

q всеми остальными потребителями - по пропускной способности основного водопроводного ввода по формуле, установленной подпунктом "б" пункта 87 Правил.



При участии Бюро


Много изменений и дополнений связано с деятельностью Бюро принудительного исполнения. Его сотрудники должны принимать участие в решении всех вопросов, которые могут повлиять на точность во взаиморасчетах между потребителем и водоснабжающей организацией. В частности, подключение, отключение от сетей, установка, замена, снятие прибора учета воды осуществляется при участии представителя Бюро.


* * *



Принят Указ Президента от 24.11.2018 г. N УП-5582 "О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан".


В частности, с начала текущего года в международных аэропортах Узбекистана действует система двойного коридора.

Однако Указом Президента от 12.04.2018 г. N УП-5414 предусмотрен переход от проведения "тотального" таможенного контроля к системе управления рисками, позволяющей на основе всестороннего анализа определять объекты таможенного контроля, а также снизить административные барьеры для участников внешнеэкономической деятельности.

В этой связи внедряется автоматизированная система управления рисками, которая предусматривает применение четырех коридоров для прохождения таможенного контроля.

         

       

с 1 декабря 2018 года

"желтый коридор" - формы таможенного контроля по проверке таможенной декларации, документов и сведений осуществляются в отношении товаров и транспортных средств, имеющих средний показатель уровня риска или определенных случайным выбором


"красный коридор" - формы таможенного контроля осуществляются в отношении товаров и транспортных средств, имеющих высокий показатель уровня риска или определенных случайным выбором


с 1 марта 2019 года

"зеленый коридор" - формы таможенного контроля не осуществляются в отношении товаров и транспортных средств с низким уровнем риска при принятии решения об их выпуске


"синий коридор" - формы таможенного контроля осуществляются в отношении товаров, имеющих средний показатель уровня риска или определенных случайным выбором, после их выпуска


         

       

При этом "желтый" и "красный" коридоры применяются в соотношении 70% / 30% на основе профилей рисков или случайного выбора товаров и транспортных средств. А после запуска "зеленого" и "синего" коридоров процентное соотношение определит ГТК на основании мониторинга эффективности применения автоматизированной системы управления рисками.

Таможенный контроль в отношении товаров, определенных в "синий коридор", осуществляется центральным аппаратом ГТК и его территориальными управлениями.

С 1 марта 2019 года таможенный досмотр ввозимых товаров осуществляется исключительно в местах, оснащенных системой видеонаблюдения. В ней будут храниться видеозаписи процедур таможенного досмотра в течение 3-х месяцев. К системе подключат центральный аппарат ГТК.

Документом также предусматривается (с 01.02.2019 г.):

q создание института уполномоченных экономических операторов, что предусматривает предоставление добросовестным участникам ВЭД права пользоваться упрощенными таможенными процедурами. Порядок предоставления статуса уполномоченного экономического оператора, а также виды упрощенных таможенных процедур, которыми они могут пользоваться, Правительство утвердит позже;

q реализация пилотного проекта по созданию специальной группы лиц - "фронт-офиса", оказывающего бесплатные услуги по заполнению ГТД.



Экспортные контракты на учет в таможне

не ставятся: исключений больше нет


Действовавшее в порядке исключения требование о постановке на учет в таможенных органах контрактов на экспорт отдельных видов товаров отменено.

С 1 октября 2003 года в Узбекистане действует система таможенного мониторинга импортных контрактов (Единая электронная информационная система внешнеторговых операций, ЕЭИСВО) (Указ Президента Республики Узбекистан от 26.09.2003 г. N УП-3321). Ее наличие практически полностью заменило собой необходимость ставить на экспортные контракты на учет в таможенных органах (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 30.09.2003 г. N 416).

Однако до сих пор сохранялись исключения. Постановке на учет в органах государственной таможенной службе подлежали экспортные контракты (кроме контрактов, приравненных к экспортным в соответствии с законодательством) на товары, указанные:

q в приложении N 1 к Указу Президента от 03.11.2017 г. N УП-5215 "О мерах по упорядочению лицензирования экспорта и импорта специфических товаров, а также регистрации экспортных и экспертизы импортных контрактов" (приводится на государственном языке);

q в приложении N 1 к Указу Президента от 15.12.2017 г. N УП-5286 "О дополнительных мерах по стимулированию экспорта и обеспечению конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках";

q в приложении к Постановлению Президента от 03.11.2017 г. N ПП-3351 "О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства" (приводится на государственном языке).

Со вступлением в силу Указа Президента от 24.11.2018 г. N УП-5582 требование о постановке на учет экспортных товаров в таможенных органах отменено по отношению ко всем товарам. Соответственно, вышеперечисленные исключения больше не действуют.


* * *



Опубликовано Постановление Президента от 23.11.2018 г. N ПП-4026 "О мерах по усилению правовой защиты кредиторов и совершенствованию механизмов финансирования предпринимательской деятельности".


Во-первых, документом с 1 января 2019 года устанавливается следующий порядок:

а) обеспеченные залогом требования кредиторов (залогодержателей) удовлетворяются из стоимости заложенного имущества в календарной очередности - по дате внесения в залоговый реестр записи о своих правах на имущество должника;


Для справки. Залоговый реестр - единая информационная база данных, содержащая записи о правах кредиторов на имущество должников, предоставленное в качестве обеспечения исполнения обязательств, а также о наложенном в соответствии с законом ограничении прав должника по распоряжению имуществом и пользованию им и иных требованиях, связанных с обеспечением надлежащего исполнения должником своих обязательств (статья 3 Закона "О залоговом реестре"). Залоговый реестр в Узбекистане ведет ГУП "Залоговый реестр" при Центральном банке (пункт 5 Положения о порядке ведения залогового реестра) (Приложение к Постановлению КМ РУз от 12.06.2014 г. N 155).


Дело в том, что одно и то же имущество может быть предметом нескольких залогов. Такая ситуация именуется в гражданском праве последующим залогом. По закону требования последующего залогодержателя удовлетворяются из стоимости этого имущества после предшествующих залогодержателей (статья 273 ГК; статья 15 Закона "О залоге"). Таким образом, Постановление  конкретизирует эту норму.

Но этот порядок не распространяется на очередность списания денежных средств со счета должника при их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. Следовательно, в этом случае будет по-прежнему производиться пропорциональное списание (Инструкция о порядке списания денежных средств с банковских счетов хозяйствующих субъектов) (Приложение к Постановлению, зарегистрированному МЮ 15.03.2012 г. N 2342);

б) кредиторы-залогодержатели, которые внесли записи о своих правах на имущество должника в залоговый реестр, получают преимущественное право на удовлетворение своих требований перед теми кредиторами-залогодержателями, кто этого не сделал;

в) кредитор, финансировавший приобретение имущества под его обеспечение, имеет преимущественное право на удовлетворение своих требований именно за счет этого имущества (как правило, более ликвидного). Для этого также потребуется внести соответствующую запись в залоговый реестр;

г) о последующем залоге нужно вносить соответствующую запись в залоговый реестр (сейчас данное требование прямо не оговорено). Получать согласие предыдущего залогодержателя не потребуется;

д) разрешается передача предмета залога в аренду без согласия залогодержателя (сейчас оно требуется в силу абзаца 3 части 3 статьи 21 Закона "О залоге"). Но есть одно условие: нужно внести в залоговый реестр соответствующую запись и уведомить об этом залогодержателя.

Во-вторых, предусмотрен еще ряд нововведений без отсрочки вступления в силу:

а) преимущественное право кредитора распространяется также на плоды и доходы (выручку), полученные от использования или реализации имущества должника, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств. Это общее правило и применяется "по умолчанию", если иное не предусмотрено договором. Тогда как частью 3 статьи 5 Закона "О залоге" предусмотрен противоположный принцип: право залога распространяется на плоды, продукцию и доходы только когда это прямо предусмотрено договором (не предусмотрено - не распространяется);

б) действующий порядок обращения взыскания на предмет залога (статья 27 Закона "О залоге") также распространяется на имущество (имущественное право), являющееся объектом лизинга, купли-продажи с рассрочкой платежа, найма и иных сделок, где это имущество служит обеспечением исполнения обязательств;

в) обращение взыскания на движимое имущество, выступающее в качестве предмета залога или предмета обеспечения исполнения обязательств кредитора, при наличии письменной сделки, возможно на основании судебного приказа.


Для справки. Судебный приказ - акт суда, выданный по бесспорным требованиям без судебного разбирательства (в упрощенном и ускоренном порядке), имеющий силу исполнительного документа (Глава 18 ГПК; Глава 17 ЭПК).


В-третьих, дополнительно предусмотрены следующие новшества:

а) идентификация обеспечиваемого имуществом обязательства разрешается путем указания максимальной суммы обязательства, которая может быть погашена из стоимости этого имущества.

б) сделки, предусматривающие имущественное обеспечение исполнения обязательств, в т.ч. договор залога, могут быть заключены путем общего описания, в т.ч. на отдельную категорию, предмета имущественного обеспечения исполнения обязательства без детализации.

Например, при залоге размер обеспечиваемого им обязательства и описание заложенного имущества (подробное) - обязательные условия договора о залоге (статья 10 Закона "О залоге");

в) при внесудебном взыскании имущество, за счет которого обеспечено обязательство, может быть реализовано в кредит, в рассрочку, лизинг или через другие не запрещенные сделки либо передано в аренду.

Но в случаях принудительной реализации имущества в рамках исполнения судебных актов и актов иных органов это правило не применяется. В этих случаях "включается" механизм реализации имущества на электронных онлайн-аукционных торгах с единовременной оплатой всей стоимости имущества (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 27.07.2017 г. N ПП-3149).


Важно! Большая часть предусмотренных Постановлением норм предполагает внесение поправок в законодательные акты: Гражданский, Гражданский процессуальный и Экономический процессуальный кодексы, Законы "О залоге", "О залоговом реестре" и т.д. До тех пор формально должны применяться действующие правила, предусмотренные этими актами, имеющими большую юридическую силу.




















































Время: 0.0447
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск