ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Законодательство о недрах / Охрана недр /

Положение о порядке осуществления государственного контроля в сфере геологического изучения, использования и охраны недр (Приложение N 4 к Постановлению КМ РУз от 04.12.2018 г. N 983)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Постановлению КМ РУз

от 04.12.2018 г. N 983



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке осуществления государственного

контроля в сфере геологического изучения,

использования и охраны недр


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления государственного контроля в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, задачи, функции, права и обязанности органов, осуществляющих государственный контроль в этой сфере.


2. Органами, осуществляющими государственный контроль в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, являются:

Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее - Госкомэкологии);

Инспекция по контролю за горно-геологической деятельностью при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (далее - Инспекция);

Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан (далее - Госкомпромбез);

органы государственной власти на местах.

Государственный контроль в сфере геологического изучения, использования и охраны недр осуществляется:

Госкомэкологии Республики Узбекистан - в части экологического контроля за охраной, использованием недр и обращением с отходами;

Инспекцией при Госкомгеологии - в части контроля за соблюдением требований законодательства и нормативных документов в области пользования и охраны недр при их геологическом изучении, добыче полезных ископаемых, переработке минерального сырья, а также геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ;

Госкомпромбез - в части контроля за соблюдением требований законодательства и нормативных технических документов в области пользования недрами, связанных с обеспечением промышленной безопасности;

органами государственной власти на местах - в части контроля за использованием и охраной недр при предоставлении земельных участков для пользования недрами, недопущением самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых.


3. Органы, осуществляющие государственный контроль в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, выполняют свои функции в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Положением и иными актами законодательства.


4. Начальники Госкомэкологии Республики Узбекистан, Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента и их заместители по курируемым направлениям являются главными государственными инспекторами по экологии и охране окружающей среды соответственно Госкомэкологии Республики Узбекистан, Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента и осуществляют государственный экологический контроль за охраной и использованием недр, обращением с отходами.

Начальник Управления по охране водных, земельных ресурсов и недр Госкомэкологии Республики Узбекистан является заместителем Главного государственного инспектора Госкомэкологии и осуществляет государственный экологический контроль за охраной и использованием недр, обращением с отходами.

Заместитель начальника и главные специалисты Управления по охране водных, земельных ресурсов и недр Госкомэкологии Республики Узбекистан являются старшими государственными инспекторами Госкомэкологии и осуществляют государственный экологический контроль за охраной и использованием недр, обращением с отходами.

Начальники отделов по охране водных, земельных ресурсов и недр Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента являются соответственно заместителями главных государственных инспекторов Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента и осуществляют государственный экологический контроль за охраной и использованием недр, обращением с отходами.

Главные и ведущие специалисты отделов по охране водных, земельных ресурсов и недр Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента являются соответственно старшими государственными инспекторами и государственными инспекторами Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента и осуществляют государственный экологический контроль за охраной и использованием недр, обращением с отходами.

Начальники районных (городских) отделов по экологии и охране окружающей среды являются заместителями главных государственных инспекторов Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента и осуществляют государственный экологический контроль за охраной и использованием недр, обращением с отходами на соответствующих территориях.

Ведущие специалисты и специалисты (1-ой и 2-ой категории) районных (городских) отделов по экологии и охране окружающей среды являются государственными инспекторами Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента и осуществляют государственный экологический контроль за охраной и использованием недр, обращением с отходами.

5. Начальник Инспекции является главным инспектором по контролю за горно-геологической деятельностью.

Заместители начальника Инспекции являются заместителями главного инспектора по контролю за горно-геологической деятельностью.

Специалисты Инспекции являются инспекторами по контролю за горно-геологической деятельностью.

Начальник инспекции промышленной безопасности в нефтегазовой отрасли является главным государственным инспектором Госкомпромбеза по горному надзору на объектах нефтегазовой промышленности.

Заместитель начальника инспекции промышленной безопасности в нефтегазовой отрасли является заместителем главного государственного инспектора Госкомпромбеза по горному надзору на объектах нефтегазовой промышленности.

Специалисты инспекции промышленной безопасности в нефтегазовой отрасли являются государственными инспекторами Госкомпромбеза по горному надзору на объектах нефтегазовой промышленности.


ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО

ИЗУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР


6. Задачей органов, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, использованием и охраной недр, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, установленного порядка пользования недрами, норм и правил в области геологического изучения, использования и охраны недр, мониторинга выполнения требований по геолого-маркшейдерскому обеспечению работ и правил ведения государственного учета и отчетности.


7. Органы, осуществляющие государственный контроль в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, совместно обеспечивают контроль за:

соблюдением установленных в разрешениях условий пользования участками недр, а в случае предоставления участков недр на условиях соглашения о разделе продукции - в соглашениях о разделе продукции;

недопущением самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также предотвращением отрицательного влияния работ, которые могут привести к порче месторождений полезных ископаемых, не вовлеченных в промышленную эксплуатацию;

соблюдением условий застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также площадей над подземными сооружениями, не связанными с добычей полезных ископаемых;

организацией и осуществлением ведомственного контроля за соблюдением требований законодательства о недрах.


8. Госкомэкологии координирует деятельность Госкомпромбеза, Инспекции при Госкомгеологии, а также других министерств и ведомств в области охраны природы и использования природных ресурсов.

9. Госкомэкологии в области геологического изучения, использования и охраны недр осуществляет контроль за:

выполнением пользователями недр требований законодательства и мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

разработкой и внедрением республиканских, отраслевых экологических нормативов, правил и стандартов по использованию минеральных ресурсов;

своевременным проведением государственной экологической экспертизы проектов разработки месторождений полезных ископаемых, а также проектов строительства, реконструкции и расширения предприятий по добыче полезных ископаемых, переработке минерального сырья;

экологической безопасностью окружающей среды при проведении работ, связанных с пользованием недрами, комплексным использованием минерального сырья;

проектированием, развитием и внедрением ресурсосберегающих технологий разработки месторождений полезных ископаемых и переработки минерального сырья;

проектированием и проведением открытых горных работ в части рационального размещения отвалов вскрышных и вмещающих пород в зависимости от морфологии тел полезного ископаемого и горнотехнических условий разработки месторождений;

соблюдением установленных норм и правил разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

комплексным использованием минерального сырья при добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья, сохранением и учетом попутно добываемых, но временно не используемых полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов, использованием вскрышных пород в пределах своей компетенции;

соблюдением при пользовании недрами и переработке минерального сырья требований по охране окружающей среды от загрязнения, засорения и истощения;

размещением отвалов вскрышных и вмещающих пород, хвостохранилищ, терриконов, обеспечивающим минимальное вредное влияние на окружающую среду;

соблюдением установленного порядка захоронения в недрах вредных веществ, радиоактивных отходов и отходов производства;

использованием водных ресурсов при пользовании недрами, предотвращением загрязнения, засорения и истощения подземных вод;

приведением земель, нарушенных в процессе пользования недрами, в том числе не связанного с добычей полезных ископаемых, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.


10. Инспекция в области геологического изучения, использования и охраны недр осуществляет государственный контроль за:

полнотой геологического изучения недр, горнотехнических, гидрогеологических, геолого-экономических и других условий разработки разведуемых месторождений полезных ископаемых, участков недр, предоставляемых в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для хранения и захоронения отходов;

полнотой и достоверностью исходных данных о количестве и качестве запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них основных и попутных полезных компонентах, а также о природных особенностях участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

рациональным использованием и охраной недр при осуществлении горно-геологической деятельности, геолого-маркшейдерским обеспечением горно-геологических работ в горнорудной, угольной и нерудной промышленности, бурении и эксплуатации гидрогеологических скважин;

соответствием работ по геологическому изучению недр утвержденным в установленном порядке техническим заданиям и проектам;

ведением работ по геологическому изучению недр в соответствии с установленными требованиями и нормами, имеющими обязательную силу для всех пользователей недр;

разработкой месторождений методами и способами, исключающими неоправданно высокие потери полезных ископаемых и снижение их качества;

соблюдением установленного порядка согласования заданий на проектирование и проектов на строительство, реконструкцию и расширение предприятий по добыче полезных ископаемых, переработке минерального сырья, а также подземных сооружений и объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых, в части обеспечения охраны недр;

соблюдением установленного порядка согласования и предоставления горных отводов;

соблюдением установленных норм и правил разработки месторождений полезных ископаемых;

учетом состояния и движения запасов полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов;

использованием и охраной недр при геологическом изучении, добыче и переработке минерального сырья, состоянием маркшейдерского и геологического обеспечения горных работ на месторождениях, переданных в промышленную и опытно-промышленную добычу;

выполнением пользователями недр протокольных решений, принятых при утверждении запасов Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Государственном комитете Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам;

реализацией планов развития горных работ, соблюдением установленных нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче и переработке;

соблюдением пользователями недр установленного порядка ликвидации и консервации предприятий и объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

достоверностью данных, представляемых для списания с учета пользователя недр, добытых и потерянных в процессе добычи запасов полезных ископаемых, а также запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, либо не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах;

недопущением необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

соблюдением условий застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также площадей над подземными сооружениями, не связанными с добычей полезных ископаемых;

выполнением условий недропользования, содержащихся в разрешениях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

достоверностью содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

соблюдением установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации;

сохранностью разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

выполнением установленных в соответствующих разрешениях условий проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов (в пределах своей компетенции);

достоверностью и обоснованностью представляемых недропользователями материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса;

достоверностью данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых, и их добычу;

соблюдением условий разрешения на бурение скважин на воду и разрешения на специальное водопользование (подземные воды);

предупреждением загрязнения недр и в первую очередь подземных питьевых и минеральных вод вредными отходами, промышленными стоками, химическими соединениями, от ливневых стоков;

недопущением вредного воздействия недр на среду обитания людей и живой природы из-за нарушения и разрушения верхнего слоя при разработке полезных ископаемых;

охраной уникальных объектов недр, подземных минеральных лечебных и питьевых вод;

обеспечением полного и комплексного изучения недр, наиболее полной добычи из них полезных ископаемых, их рационального использования и извлечения всех компонентов;

соответствием направлений геологоразведочных работ средне- и долгосрочным программам проведения геологоразведочных работ, геологическим заданиям, проектам, требованиям комплексного использования минеральных ресурсов, а также иным документам, регламентирующим проведение этих работ;

рациональным использованием финансовых средств, выделяемых на проведение работ по геологическому изучению недр;

качеством лабораторно-аналитических исследований;

обеспечением выполнения гидрогеологических исследований на участках эксплуатации водозаборов, работающих на неутвержденных запасах;

соблюдением условий складирования и хранения попутно добываемых и временно не используемых полезных ископаемых при проведении геологоразведочных работ;

обеспечением сохранности геологической, маркшейдерской и иной документации, образцов горных пород и руд, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

состоянием участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность, в части соблюдения условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических и опорных разрезов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений палеонтологических остатков, редких минеральных образований;

соблюдением установленных норм и правил по охране недр при разработке месторождений полезных ископаемых;

выполнением пользователями недр решений и заключений, принятых при утверждении запасов Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Госкомгеологии;

своевременным проведением аттестации руководящих работников и специалистов предприятий и организаций в области охраны недр.

Госкомпромбез в области геологического изучения, использования и охраны недр осуществляет государственный контроль за:

соблюдением установленного порядка согласования заданий на проектирование и проектов на строительство, реконструкцию и расширение предприятий по добыче полезных ископаемых, переработке минерального сырья, а также подземных сооружений и объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых, в части обеспечения промышленной безопасности;

соблюдением установленных норм и правил по промышленной безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых, за исключением общераспространенных;

соблюдением пользователями недр норм и правил безопасности ведения горных, буровых и иных работ;

правильностью определения и нанесения на горно-графическую документацию границ опасных зон и учета состояния горных выработок;

выбором площадок для строительства предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья;

соблюдением пользователями недр установленного порядка ликвидации и консервации предприятий и объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

соблюдением норм и правил проектирования, строительства, эксплуатации, консервации и ликвидации глубоких скважин на нефть и газ;

своевременным проведением аттестации руководящих работников и специалистов предприятий и организаций в области промышленной безопасности.



ГЛАВА 3. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

В СФЕРЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР


11. Главные государственные инспекторы Госкомэкологии по экологии и охране окружающей среды, осуществляющие государственный экологический контроль за охраной и использованием недр, главный инспектор Инспекции, а также его заместители, главные государственные инспекторы Госкомпромбеза по горному надзору, горному надзору на объектах нефтегазовой промышленности, а также их заместители имеют право:

проводить в установленном порядке обследования (инспекции) в организациях и на объектах, а также привлекать по согласованию с соответствующими министерствами, ведомствами, иными организациями, специалистов для участия в проведении обследований (инспекций);

давать руководителям подконтрольных организаций и объектов, а также министерствам, ведомствам обязательные для исполнения предписания, представления об устранении выявленных нарушений норм и правил в области геологического изучения, использования и охраны недр, экологической и промышленной безопасности ведения работ, связанных с пользованием недрами;

приостанавливать и прекращать в установленном порядке работы, которые ведутся с нарушениями экологических требований, норм и правил по безопасному ведению работ и охране недр, опечатывать места работ и оборудование. Меры, влекущие приостановление или прекращение деятельности субъектов предпринимательства, применяются в судебном порядке, за исключением случаев приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения;

привлекать в установленном порядке к административной ответственности должностных лиц и граждан за нарушение требований в области охраны природы, промышленной безопасности, норм и правил по геологическому изучению, использованию и охране недр;

участвовать в проверке знаний норм и правил промышленной, экологической безопасности, геологического изучения, использования и охраны недр у руководителей и инженерно-технических работников подконтрольных организаций и объектов;

вносить на рассмотрение организаций обоснованные представления об освобождении от занимаемой должности или о лишении на срок до одного года права технического руководства работами лиц, систематически нарушающих требования охраны природы, промышленной безопасности, норм и правил по геологическому изучению, использованию и охране недр, или за их однократное грубое нарушение;

в установленном порядке передавать материалы обследований (инспекций) в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности в случаях выявления нарушений законодательства в области геологического изучения, использования и охраны недр;

заслушивать руководителей министерств, ведомств, организаций по вопросам охраны природы, промышленной безопасности, норм и правил по геологическому изучению, использованию и охране недр;

назначать проведение контрольных испытаний оборудования и материалов, анализов рабочей и окружающей среды, а также проведение независимой экспертизы проектных и проектно-конструкторских решений в случаях выявления реальной угрозы жизни людей и окружающей среде, а также при проведении технического расследования причин аварий и несчастных случаев;

бесплатно получать в установленном порядке от министерств, ведомств, иных организаций необходимую информацию по вопросам геологического изучения, использования и охраны недр, окружающей природной среды.


12. Государственные инспекторы Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, осуществляющие государственный экологический контроль за охраной и использованием недр, и при Госкомгеологии, а также инспекторы по горному надзору, горному надзору на объектах нефтегазовой промышленности и геологическому изучению недр на территории своей деятельности имеют право:

давать руководителям подконтрольных организаций и объектов обязательные для исполнения предписания, представления об устранении выявленных нарушений норм и правил в области геологического изучения, использования и охраны недр, экологической и промышленной безопасности, связанных с пользованием недрами;

приостанавливать и прекращать в установленном порядке работы, которые ведутся с нарушениями экологических требований, норм и правил по безопасному ведению работ и охране недр, опечатывать места работ и оборудование. Меры, влекущие приостановление или прекращение деятельности субъектов предпринимательства, применяются в судебном порядке, за исключением случаев приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения;

привлекать в установленном порядке к административной ответственности должностных лиц и граждан за нарушение норм и правил в области геологического изучения, использования и охраны недр, экологической и промышленной безопасности, связанных с пользованием недрами;

участвовать в проверке знаний норм и правил промышленной, экологической безопасности, геологического изучения, использования и охраны недр у руководителей и инженерно-технических работников подконтрольных организаций и объектов;

бесплатно получать в установленном порядке от министерств, ведомств, иных организаций необходимую информацию по вопросам геологического изучения, использования и охраны недр.


13. Органы государственной власти на местах имеют право:

участвовать в разработке и реализации на соответствующей территории государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы, охраны недр и осуществления контроля за их выполнением;

согласовывать условия пользования недрами при добыче общераспространенных полезных ископаемых;

осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.


14. Органы, осуществляющие государственный контроль в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, несут ответственность в соответствии с законодательством за организацию и осуществление государственного контроля по направлениям деятельности, предусмотренным настоящим Положением.


15. Органы, осуществляющие государственный контроль в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, осуществляют свои функции путем непосредственного обследования (инспекции) контролируемых объектов, а также изучения геологической, маркшейдерской, производственно-технической, финансовой и проектно-сметной документации.


16. Госкомэкологии, Госкомпромбез и Инспекция проводят свою работу в тесном взаимодействии с органами государственной власти на местах.

Обо всех нарушениях законодательства о недрах, об охране природы, а также норм и правил в области геологического изучения, использования и охраны недр органы, осуществляющие государственный контроль в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, информируют органы государственной власти на местах, а также учитывают их предложения по предотвращению указанных нарушений.


17. Пользователи недр обязаны создавать должностным лицам органов, осуществляющих государственный контроль в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, осуществляющим обследование (инспекцию), необходимые условия для работы (обеспечивать транспортом, служебными и жилыми помещениями, спецодеждой, средствами защиты и связи), предоставлять испрашиваемую геологическую, маркшейдерскую, производственно-техническую, проектно-сметную, финансовую и иную документацию, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию органов, осуществляющих государственный контроль в сфере геологического изучения, использования и охраны недр.



ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР


18. Органы, осуществляющие государственный контроль в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, осуществляют свою деятельность согласно утверждаемым в установленном порядке планам работ и в соответствии с настоящим Положением, иными актами законодательства, а также соответствующими поручениями Кабинета Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


19. Споры, возникающие в связи с применением настоящего Положения, разрешаются в порядке, установленном законодательством.


20. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 декабря 2018 г.


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2018 г., N 12, ст. 297










































Время: 0.0370
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск