ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2018 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 15 по 21 декабря 2018 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

       

(за период с 15 по 21 декабря 2018 г.)


Постановление Президента РУз от 20.12.2018 г. N ПП-4069

"О мерах по усилению содействия и стимулирования экспорта"

         

Постановление Кабинета Министров РУз от 18.12.2018 г. N 1028

"Об утверждении положений о лицензировании деятельности

таможенного склада, свободного склада и магазина

беспошлинной торговли"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 19.12.2018 г. N 1030

"О внесении изменений и дополнений в некоторые решения

Правительства Республики Узбекистан"

              

Постановление Кабинета Министров РУз от 19.12.2018 г. N 1034

"О мерах по организации подготовки, издания и ведения Красной

книги Республики Узбекистан"

         

Постановление Президента РУз от 19.12.2018 г. N ПП-4067 "О мерах

по реализации инвестиционной программы Республики Узбекистан

на 2019 год"

            

Постановление Президента РУз от 18.12.2018 г. N ПП-4064

"О внесении изменений и дополнений в постановление

Президента Республики Узбекистан от 4 сентября 2018 года

N ПП-3928 "О дополнительных мерах по повышению

эффективности использования производственных площадей"

       

Постановление Президента РУз от 19.12.2018 г. N ПП-4068 "О мерах

по коренному совершенствованию деятельности в сфере охраны

объектов материального культурного наследия"

             

Закон РУз от 18.12.2018 г. N ЗРУ-504 "О ратификации

Соглашения о порядке организации и проведения совместных

антитеррористических учений государствами - членами Шанхайской

организации сотрудничества (Душанбе, 28 августа 2008 года)"

(Принят Законодательной палатой 06.12.2018 г., одобрен

Сенатом 13.12.2018 г.);

Закон РУз от 18.12.2018 г. N ЗРУ-505 "О ратификации Договора

о стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан

и Республикой Таджикистан (Ташкент, 17 августа 2018 года)"

(Принят Законодательной палатой 30.11.2018 г., одобрен

Сенатом 13.12.2018 г.)

          

Постановление Президента РУз от 18.12.2018 г. N ПП-4063 "О мерах

по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке

здорового образа жизни и повышению уровня физической

активности населения"

             

Постановление Кабинета Министров РУз от 14.12.2018 г. N 1018

"Об утверждении Положения о порядке формирования резерва

управленческих кадров из числа финалистов Республиканского

конкурса по отбору перспективных управленческих кадров

"Тараккиёт"

             

Постановление Кабинета Министров РУз от 14.12.2018 г. N 1016

"О мерах по организации выпуска государственных казначейских

обязательств и облигаций Республики Узбекистан"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 15.12.2018 г. N 1020

"Об учреждении нагрудного знака Вооруженных Сил

"Маънавий-маърифий ишлар аълочиси"

           

Приказ министра высшего и среднего специального образования

"О внесении изменений в Положение об итоговой государственной

аттестации выпускников высших образовательных учреждений

в Республике Узбекистан" (Зарегистрирован МЮ 12.12.2018 г. N 1963-2)

             

Постановление Кабинета Министров РУз от 15.12.2018 г. N 1024

"Об утверждении Положения о порядке исполнения поручений

по принудительному приводу лиц, уклоняющихся без уважительных

причин от явки в органы дознания, предварительного следствия

или суд"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 14.12.2018 г. N 1015

"Об утверждении Положения о порядке предоставления

в краткосрочную аренду легковых автомобилей

и мототранспортных средств"

            

Постановление Кабинета Министров РУз от 15.12.2018 г. N 1022

"О внесении изменений и дополнений в некоторые решения

Правительства Республики Узбекистан, направленных на создание

благоприятных условий для иностранных автоперевозчиков

при транзите через территорию Республики Узбекистан"

            

Приказ министра юстиции "Об утверждении Правил заполнения

гербовых свидетельств отделами органов записи актов гражданского

состояния" (Зарегистрирован МЮ 13.12.2018 г. N 3098)

        

Постановление Президента РУз от 12.12.2018 г. N ПП-4059

"О мерах по дальнейшему развитию систем технического

регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии"

                

Постановление Кабинета Министров РУз от 14.12.2018 г. N 1010

"Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения

Единого реестра адресов объектов недвижимого имущества"

           

Постановление Министерства здравоохранения, Министерства

внутренних дел, Верховного суда и Генеральной прокуратуры

"Об утверждении Положения о порядке определения состояния

алкогольного опьянения водителей транспортных средств"

(Зарегистрировано МЮ 14.12.2018 г. N 3099)



Подписано Постановление Президента от 20.12.2018 г. N ПП-4069 "О мерах по усилению содействия и стимулирования экспорта".


Успех экспортеров на внешних рынках зависит от поддержки государства. Поэтому Узбекистан создает Национальную систему поддержки экспорта. Система поможет предпринимателям советом и деньгами. Поэтому ее задачи делятся на 2 части:

        

          

         

Информационно-аналитическое

сопровождение экспортной деятельности

      

     

Финансовая поддержка

экспортной деятельности

           

q совершенствование государственной политики в области развития и поддержки экспорта, содействие в реализации государственных программ развития экспортного потенциала;

q осуществление информационной и консультационной поддержки экспортеров и их иностранных контрагентов по вопросам маркетинга, ценообразования, транспортной логистики, сертификации, стандартизации и контроля качества, налогового и таможенного администрирования, в том числе за рубежом, условиям доступа на зарубежные рынки по принципу "одно окно";

q содействие в поиске иностранного покупателя и сопровождение переговорного процесса до этапа заключения экспортного контракта, включая его подготовку;

q обеспечение системного взаимодействия с министерствами и ведомствами республики, хокимиятами областей и районов по продвижению национальной экспортной продукции за рубежом, доступа экспортеров к информации о мерах поддержки экспорта, имеющихся льготах и преференциях, задачах и функциях уполномоченных органов государственной власти;

q создание сети информационно-консультационных центров в регионах;

q сопровождение электронной внешнеторговой площадки с ведением базы данных об отечественных экспортерах, производимой продукции и услугах, содействие субъектам предпринимательства, осуществляющим производственную и экспортную деятельность, в выходе на ведущие международные площадки электронной торговли;

q реализация программы "Made in Uzbekistan" по продвижению узбекских брендов и товаров за рубежом для подтверждения добросовестности отечественных производителей как надежных поставщиков качественной продукции, в том числе посредством ежегодного проведения национальной выставки "Made in Uzbekistan", отраслевых и региональных выставок и ярмарок товаров, а также участия в международных выставках и презентациях;

q организация и проведение образовательных семинаров и тренингов для начинающих экспортеров, торговых миссий для предпринимателей в зарубежные страны по вопросам внешнеторговой деятельности.

         

q обеспечение доступа к финансовым ресурсам для предприятий-экспортеров, содействие росту объемов несырьевого экспорта, числа национальных экспортеров и стран, закупающих их продукцию;

q финансирование организации выставочных стендов и участия предприятий республики в международных выставках-ярмарках, проведения презентаций и рекламных кампаний, в том числе по продвижению традиционных национальных продуктов и брендов на потенциальных рынках сбыта;

q оказание целевого финансового содействия предприятиям-экспортерам в целях покрытия расходов, связанных с внедрением международных систем стандартизации и сертификации как в республике, так и за рубежом, регистрацией национальной продукции в зарубежных уполномоченных органах;

q внедрение механизмов предэкспортного и экспортного финансирования, страхования экспортных кредитов и рисков с учетом опыта зарубежных стран, успешно внедривших современные механизмы финансовой поддержки и страхования отечественного экспорта, в том числе с привлечением международных финансовых институтов;

q привлечение займов и льготных кредитов международных и зарубежных финансовых институтов для торгового финансирования;

q оказание других комплексных финансовых и консалтинговых услуг.

         

        

Координировать работу Национальной системы поддержки экспорта будет Министерство внешней торговли. Для этого при нем создается Агентство по продвижению экспорта. На его деятельность направят не менее 15 млн долларов США в год.

Кроме того, Министерству внешней торговли передана Национальная компания экспортно-импортного страхования "Узбекинвест". Компания будет страховать экспортные кредиты и операции. А при посольствах Узбекистана за рубежом создадут торговые представительства.


* * *



Положения, регламентирующие разрешительные процедуры для получения лицензии по указанным видам деятельности, утверждены в новой редакции Постановлением Кабинета Министров от 18.12.2018 г. N 1028. Они вступают в силу 20.03.2019 г.


Основные изменения:

во-первых, сокращен перечень документов, предъявляемых для оформления лицензии. В частности, не нужно будет получать заключения органов государственного пожарного и санитарного надзора. Кроме того, отменили представление перечня товаров, которые предполагается хранить на таможенном и свободном складах.

При лицензировании деятельности магазина беспошлинной торговли предъявление перечня предполагаемых к реализации товаров сохранилось. Но показывать максимальную стоимость всех товаров, которые могут находиться в магазине, его подсобных помещениях и складах, больше не нужно.

Кроме того, отменяется правило подачи отдельного заявления для получения лицензии на каждые из территориально обособленных помещений и открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного и свободного складов;

во-вторых, лицензию оформят в виде электронного документа и направят лицензиату через информационную систему "Лицензия". Для получения доступа к ней соискатель лицензии должен пройти регистрацию в единой системе идентификации (One ID).

Поэтапная процедура выдачи лицензий для осуществления рассматриваемых видов деятельности показана в подробных схемах лицензирования;

в-третьих, скорректированы лицензионные требования, предъявляемые к месту расположения, обустройству и оборудованию таможенного, свободного складов, а также магазина "Duty free". В частности, конкретизированы некоторые размеры, которым должны соответствовать помещения и другие составные части. Например, установлено, что минимальное расстояние от транспортных узлов и магистралей до таможенного склада должно составлять не более 3 км по подъездному пути. Сейчас действует правило "разумной близости".

Склады и магазины беспошлинной торговли наряду с охранной и противопожарной сигнализациями должны быть оборудованы круглосуточной системой видеонаблюдения. Системы устанавливаются в местах, определенных лицензирующим органом, и позволяют просматривать записи с разных сторон в течение 3-х месяцев. Сведения об установленных средствах видеонаблюдения будут представляться с другими документами для получения лицензии.

           

           

Примечание. Сроки рассмотрения лицензионной заявки, а также размеры взимаемой за выдачу лицензии госпошлины не изменились. Лицензия оформляется бессрочно.


* * *



Внесены изменения и дополнения в Административный регламент (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 31.03.2018 г. N 256) оказания государственных услуг по подключению юридических и физических лиц к электрическим сетям (Постановление Кабинета Министров от 19.12.2018 г. N 1030).


Цель документа - повысить рейтинг Узбекистана в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса".

Изменения вступят в силу через 3 месяца, т.е. 21 марта 2019 года. Они затрагивают процесс согласования проектов электроснабжения с мощностью потребления в 20 кВт и выше, а также допуск к эксплуатации электроустановок потребителя с такой же мощностью.

В части согласования проектов электроснабжения введено 3 новшества.

Во-первых, предприятия территориальных электрических сетей (ПТЭС) будут не согласовывать, а рассматривать проекты электроснабжения для потребителей энергии мощностью свыше 20 кВт. На это отведено 2 рабочих дня.

Сейчас требуется двойное согласование - со стороны ПТЭС и инспекции "Узгосэнергонадзор". Останется только согласование инспекции. Однако ПТЭС полностью не выбывают из процесса. Инспекция учтет их предложения по результатам рассмотрения проекта.

Во-вторых, меняются сроки согласования проектов инспекцией:

q 1 рабочий день - для электроустановок напряжением до 1 кВ;

q 5 рабочих дней - для электроустановок напряжением 6-10 кВ;

q 7 рабочих дней - для электроустановок напряжением 35 кВ и выше.

Сейчас действует единый срок в 2 рабочих дня.

В-третьих, вводится правило: если по истечении сроков на согласование ГИ "Узгосэнергонадзор" не выдает соответствующее заключение, проект электроснабжения считается согласованным.

А в части допуска к эксплуатации энергоустановок мощностью 20 кВт и выше - 2 новеллы.

Во-первых, сроки рассмотрения вопроса о допуске энергоустановок потребителя к эксплуатации после завершения строительно-монтажных и пусконаладочных работ дифференцируют. Он будет аналогичен срокам согласования проектов электроснабжения:

q 1 рабочий день - для электроустановок напряжением до 1 кВ;

q 5 рабочих дней - для электроустановок напряжением 6-10 кВ;

q 7 рабочих дней - для электроустановок напряжением 35 кВ и выше.

Во-вторых, установлено: срок, в течение которого строительно-монтажные и пусконаладочные организации вправе устранить причины отказа и представить документы для повторного рассмотрения, не может быть менее 10-ти рабочих дней со дня получения уведомления об отказе в выдаче разрешения.

Рассмотрение заявок проводится в электронном виде через Единый портал интерактивных государственных услуг.


* * *



Кабинет Министров утвердил новый порядок организации, подготовки, издания и ведения Красной книги Узбекистана (Постановление Кабинета Министров от 19.12.2018 г. N 1034).


Утверждение новой редакции документа обусловлено принятием Постановления Президента от 17.07.2018 г. N ПП-3861 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Института ботаники Академии наук Республики Узбекистан" и необходимостью принятия мер по обеспечению сохранения и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) диких животных и дикорастущих растений.

Установлено, что Красная книга содержит свод документированной информации о состоянии, распространении, категориях статуса редкости и статуса угрозы исчезновения и мер охраны (далее - категории статуса) с целью обеспечения сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) диких животных и дикорастущих растений и грибов (далее - виды (подвиды), обитающих (произрастающих) на территории Узбекистана.

С предложениями о занесении в Красную книгу, исключении из нее или об изменении категорий статуса видов (подвидов) могут выступать физические и юридические лица. Обращаться надо в Госкомэкологии.

Объекты, включенные в Красную книгу, подлежат учету и мониторингу. Академия наук ведет государственный кадастр редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира в порядке, предусмотренном законодательством. Госкомэкологии совместно с заинтересованными органами государственного управления и юридическими и физическими лицами разрабатывает меры по охране и восстановлению видов (подвидов), занесенных в Красную книгу.

Решения о занесении в Красную книгу и исключении из нее видов (подвидов), а также изменений и дополнении к ней, которые являются составной частью издания, размещаются на официальных веб-сайтах Академии наук и Госкомэкологии. Красная книга издается Госкомэкологии не реже 1 раза в 5 лет на электронном и бумажном носителях.

Красная книга распространяется в соответствии с законодательством, в том числе путем размещения на официальных веб-сайтах Академии наук и Госкомэкологии.


* * *



Подписано Постановление Президента от 19.12.2018 г. N ПП-4067 "О мерах по реализации инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2019 год".


Документом утверждена Инвестиционная программа Республики Узбекистан на 2019 год. Она включает основные параметры капиталовложений, прогноз ввода объектов социальной, жилищной, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также адресную программу ввода объектов и производственных мощностей.

Наряду с этим, на будущий год утверждены:

q во-первых, адресная программа по строительству и реконструкции объектов, финансируемая за счет средств Государственного бюджета;

q во-вторых, финансируемые за счет централизованных инвестиций:

q адресная программа по строительству и реконструкции мелиоративных объектов, а также приобретению техники;

q адресная программа по строительству и реконструкции автомобильных дорог, мостов и путепроводов, а также оснащению объектов и приобретению техники;

q адресные программы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и оснащению объектов высших образовательных учреждений, специализированных школ-интернатов олимпийского резерва, детских школ музыки и искусства, медицинских, научно-исследовательских, общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений;

q адресная программа по строительству и реконструкции объектов системы питьевого водоснабжения и канализации;

q адресная программа развития региона Приаралья с организацией финансирования проектов в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области;

q в-третьих, адресная программа инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением иностранных кредитов под государственную гарантию;

q в-четвертых, адресная программа инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан;

q в-пятых, сводная адресная программа по освоению инвестиций в рамках отраслевых инвестиционных проектов;

q в-шестых, финансируемые за счет нецентрализованных инвестиций:

q адресная программа отраслевых инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением прямых иностранных инвестиций и кредитов;

q адресная программа региональных инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением прямых иностранных инвестиций;

q в-седьмых, перечни:

q инвестиционных проектов, по которым требуется ускорение разработки, согласования и утверждения предпроектной и проектной документации;

q перспективных отраслевых инвестиционных и инфраструктурных проектов, подлежащих проработке;

q объектов по строительству и реконструкции, предполагаемых к финансированию за счет средств Государственного бюджета, по которым требуются разработка и утверждение предпроектной и проектной документации;

q объектов социальной сферы, предполагаемых к финансированию за счет централизованных инвестиций, по которым требуются разработка и утверждение предпроектной и проектной документации.

После разработки и экспертизы проектной документации в перечни и лимиты (стоимость) капитальных вложений по проектам (объектам) могут вноситься корректировки и уточнения. Это возможно по решениям заместителя Премьер-министра - руководителя Комплекса по вопросам инвестиций, инновационного развития, координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон по согласованию с НАПУ.

Изменения и дополнения в утвержденную проектно-сметную документацию по проектам (объектам) вносятся решениями Правительства.

Лицам, не наделенным необходимыми полномочиями, запретили вмешиваться в ход строительства и процесс внесения изменений и дополнений в утвержденную проектно-сметную документацию.


* * *



Физические лица "поплатятся" за неиспользуемые нежилые объекты. Теперь они также должны платить налог на имущество и земельный налог по повышенным ставкам. А при налоговой задолженности свыше 100 МРЗП на объект обратят взыскание через суд в счет погашения долгов (Постановление Президента от 18.12.2018 г. N ПП-4064).


Напомним, с 15 сентября 2018 года к юридическим лицам - собственникам неиспользуемых объектов применяются меры воздействия: их переводят с упрощенного порядка налогообложения на общеустановленный, а налог на имущество и земельный налог взимаются в повышенном размере, в зависимости от срока, в течение которого объект "простаивает" (Постановление Президента от 04.09.2018 г. N ПП-3928).


Действующий порядок скорректирован, в результате чего:

q во-первых, повышающие коэффициенты к установленным ставкам налога на имущество и земельного налога теперь применяются также к физическим лицам - собственникам незавершенных строительством объектов, пустующих зданий, сооружений нежилого назначения и неиспользуемых производственных площадей (независимо от основания возникновения права собственности и занимаемой площади). Указанные налоги с них взимаются сначала в 2-кратном, по истечении полугода - в 5-кратном, а по истечении года и в последующем - в 10-кратном размере.

Механизм в данном случае не отличается от применяемого к юридическим лицам. Выявлять неиспользуемые объекты, которые принадлежат физическим лицам, будут путем сплошной инвентаризации. Затем у собственников запросят конкретный "план действий" по обнаруженному объекту с указанием конкретных источников финансирования, обоснованием сроков и других расчетов. На основании этих данных разрабатывается и утверждается "Дорожная карта" и инвестиционный проект. В отношении собственников, не представивших в 2-месячный срок или не реализовавших инвестпроект, готовится заключение о применении мер воздействия. Со следующего месяца (с момента получения заключения) налоги уплачиваются в повышенном размере.

Наряду с этим по объекту частной собственности, на котором не реализован или не представлен инвестпроект, будет проверяться налоговая задолженность. Если она превышает 100 МРЗП, то на данный объект в судебном порядке обратят взыскание в счет ее погашения;

q во-вторых, меры воздействия теперь применяются только к частным собственникам неиспользуемых объектов. Это значит, что на государственные предприятия, где учредителем является Кабинет Министров или уполномоченные им госорганы, данный порядок больше не распространяется. Однако на практике могут возникнуть вопросы о переводе на общеустановленную систему налогообложения и уплаты налога на имущество и земельного налога по повышенным ставкам субъектами, в уставном капитале которых наряду с частным инвесторами имеется доля государства.

Дело в том, что единых критериев и подходов в отношении того, кто считается "частным" в данном случае нет. Подробнее о проблематике мы уже писали ранее. С 1 апреля 2017 года в свидетельстве о государственной регистрации субъекта предпринимательства (гувохнома) перестали указывать код по Классификатору форм собственности. Отсутствует эта информация и в утвержденной форме выписки из Единого государственного реестра субъектов предпринимательства (Приложение N 1 к Положению о порядке ведения Единого государственного реестра субъектов предпринимательства, утвержденному Постановлением Кабинета Министров от 09.02.2017 г. N 66).

В этой связи снять вопросы можно только указанием предельного размера государственной доли в уставном капитале юридического лица в контексте применения той или иной правовой нормы (абзацы 4, 5 подп. "а" пункта 1 Указа Президента от 30.10.2018 г. N УП-5564; абзац 2 пункта 1 Постановления Президента от 12.12.2018 г. N ПП-4059).


* * *



Начался новый этап совершенствования охраны объектов материального культурного наследия. Вводятся новые порядки. В Министерстве культуры - реорганизация. Это следует из Постановления Президента от 19.12.2018 г. N ПП-4068 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере охраны объектов материального культурного наследия".



Новые порядки


Утверждена "Дорожная карта" по коренному совершенствованию охраны, сохранения, научного исследования, пропаганды и рационального использования объектов материального культурного наследия на 2019-2021 годы (далее - "Дорожная карта").

До 1 февраля 2019 года сформируют перечень организаций, специализирующихся на проведении работ по сохранению на недвижимых объектах материального культурного наследия. До 1 апреля 2019 года за ними закрепят общественных инспекторов. А до 1 июня 2019 года сформируют и внесут в Кабинет Министров национальный перечень недвижимых объектов материального культурного наследия.

Установлен  порядок, в соответствии с которым:

q территории республики, включенные по своей историко-культурной ценности в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, считаются особо охраняемыми историко-культурными территориями, проекты запланированных на их территории работ по строительству и благоустройству подлежат обязательному согласованию с Департаментом и Центром всемирного наследия ЮНЕСКО;

q национальный перечень недвижимых объектов материального культурного наследия утверждается Кабинетом Министров;

q вопросы, связанные с определением порядка использования недвижимых объектов материального культурного наследия, созданием условий для посетителей, подлежат обязательному согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере туризма;

q закрепление недвижимых объектов материального культурного наследия, являющихся государственной собственностью, на праве оперативного управления или безвозмездного пользования осуществляется постановлением Президента и Кабинета Министров;

q археологические раскопки ведутся в археологических памятниках, находящихся под угрозой естественного разрушения либо иных действий и состояний, а также имеющих приоритетную научную ценность, перечень которых публикуется Департаментом;

q перечень недвижимых объектов материального культурного наследия, на которых планируется проведение работ по сохранению за счет средств Государственного бюджета, ежегодно формируется Департаментом на основе предложений его региональных управлений;

q формируется перечень организаций, специализирующихся на проведении работ по сохранению недвижимых объектов материального культурного наследия, из этого перечня на конкурсной основе определяются организации, осуществляющие работы по сохранению за счет средств Государственного бюджета;

q решением сходов граждан махаллей из числа активных граждан на добровольной основе и путем конкурсного отбора утверждаются общественные инспекторы по охране объектов материального культурного наследия, их обращения о нарушениях законодательства подлежат обязательной проверке Департаментом или его региональными управлениями в форме государственного контроля, в случае выявления административного правонарушения или преступления общественные инспекторы поощряются денежным вознаграждением за счет средств Фонда.



Реорганизация в Минкультуры


На базе Главного научно-производственного управления по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства культуры и его межрегиональных (региональных) государственных инспекций создается Департамент культурного наследия при Министерстве культуры. Он будет иметь управления по  Каракалпакстану, областям и Ташкенту.  

На Департамент также возложены задачи и функции упраздняемых Межведомственного совета по координации деятельности музеев при Министерстве культуры и Правительственной комиссии  по координации вопросов охраны и использования объектов культурного и археологического наследия.

Установлено, что Департамент:

q является специальным уполномоченным учреждением в сфере охраны и использования объектов материального культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия;

q принимает в пределах своих полномочий решения, исполнение которых является обязательным для всех органов государственного и хозяйственного управления, исполнительной власти на местах, других организаций и их должностных лиц, а также граждан;

q вносит на имя руководителей государственных органов и других организаций обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере объектов материального культурного наследия, способствующих им причин и условий;

q является правопреемником по договорам и обязательствам Главного научно-производственного управления по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства культуры, за исключением трудовых отношений.


Важно! Теперь все  нормативно-правовые акты по объектам культурного наследия и генеральные планы населенных пунктов подлежат обязательному согласованию с Департаментом.


При Департаменте создается Научно-экспертный совет из 11 ученых и высококвалифицированных специалистов, имеющих научный, практический опыт в области истории, архитектуры и материального культурного наследия. С ним будут согласовывать проведение землеройных, землеустроительных, строительных, мелиоративных и других хозяйственных работ, работ по сохранению, а также проекты научных и научно-технических исследований на недвижимых объектах материального культурного наследия и в их охранных зонах. Заключения совета являются  обязательными для Департамента.

Создан внебюджетный Фонд культурного наследия Департамента (далее - Фонд) без образования юридического лица.

        

        

       

Источники формирования

      

       

Статьи расходов

        

q 90% средств, поступающих от сдачи в аренду недвижимых объектов материального культурного наследия, принадлежащих Департаменту, его региональным управлениям и государственным музеям-заповедникам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

q 50% средств, поступающих от сдачи в аренду находящихся в государственной собственности недвижимых объектов материального культурного наследия, принадлежащих другим организациям;

q средства, поступающие от проведения Департаментом и его региональными управлениями историко-культурной экспертизы недвижимых объектов материального культурного наследия, экспертизы проектно-сметной документации и научно-технического контроля работ по сохранению объектов;

q сборы, уплачиваемые за выдачу разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного материального наследия и реализацию культурных ценностей;

q штрафов, выплачиваемых за нарушение правил охраны и пользования объектами материального культурного наследия, разрушение, повреждение либо причинение им ущерба;

q средства на покрытие ущерба, причиненного объектам материального культурного наследия, являющихся государственной собственностью;

q иных источников, не запрещенных законодательством.

          

q осуществление работ по охране и сохранению объектов культурного наследия;

q ведение государственного кадастра объектов материального культурного наследия, государственных каталогов археологических предметов и национального музейного фонда;

q научное и научно-техническое изучение объектов материального культурного наследия, проведение раскопок на археологических объектах, их широкую пропаганду и популяризацию;

q укрепление материально-технической базы Департамента и его региональных управлений, внедрение информационно-коммуникационных технологий, развитие электронных услуг;

q привлечение экспертов, в том числе зарубежных специалистов, материальное стимулирование членов Научно-экспертного совета, работников Департамента и его региональных управлений;

q осуществление других мероприятий, связанных с деятельностью Департамента, предусмотренных законодательством.

        

         

         

Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник, Самаркандский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Хивинский государственный музей-заповедник "Ичан калъа" переименованы соответственно в государственные музеи-заповедники "Бухара", "Самарканд", "Ичан калъа". В Навоийской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Ферганской областях соответственно созданы  государственные музеи-заповедники "Сармышсай", "Шахрисабз", "Термез" и "Коканд".


* * *



Узбекистан ратифицировал два международных договора (Законы Республики Узбекистан от 18.12.2018 г. NN ЗРУ-504 и ЗРУ-505).


Речь идет о следующих документах:

q Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества (Душанбе, 28 августа 2008 года) - ратифицировано Законом от 18.12.2018 г. N ЗРУ-504.

Наше государство принимает участие в антитеррористических учениях государств - членов ШОС в качестве наблюдателя. Соответствующая оговорка к первой части статьи 6 Соглашения содержится в документе;

q Договор о стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан (Ташкент, 17 августа 2018 года) - ратифицирован Законом от 18.12.2018 г. N ЗРУ-505.

В документе закреплены основные принципы и приоритеты двусторонних отношений в политической, торгово-экономической, транспортной и коммуникационной, водно-энергетической, экологической, культурно-гуманитарной, военно-технической и других сферах.


* * *



Подписано Постановление Президента от 18.12.2018 г. N ПП-4063 "О мерах по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения".


Перед государственными организациями поставлена задача - усовершенствовать профилактику неинфекционных заболеваний, сформировать у населения здоровый образ жизни и повысить его физическую активность. Цель - снизить преждевременную смертность и заболеваемость.

Для этого утверждены Концепция и Программа мер по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения на 2019-2022 годы. Также создан Центр поддержки здорового образа жизни и повышения физической активности населения с территориальными и районными (городскими) отделами.

Наряду с этим, предусмотрен ряд конкретных правовых мер.



Зарядку включат в рабочее время госорганизаций


В качестве одного из критериев оценки руководителей государственных органов и организаций определена поддержка здорового образа жизни коллектива, создание условий для повышения уровня физической активности работников, организация регулярных мероприятий по достижению указанных задач.

Поэтому во всех государственных органах и организациях вводятся специальные перерывы для производственной гимнастики. Их конкретное количество и продолжительность будут зависеть от технологии, организации производства и условий труда. Примерный комплекс упражнений в 2-месячный срок разработает и утвердит Министерство физической культуры и спорта.

Кроме того, не менее 1-го раза в неделю должен проводиться "День здоровья" с участием работников в физкультурно-массовых мероприятиях (бег, плавание, футбол, волейбол, баскетбол, теннис и др.). Перечень рекомендуемых для посещения спортивных объектов также утвердит Минспорта.


Важно! Перерывы для производственной гимнастики включаются в рабочее время. А посещение спортивных объектов будет финансироваться за счет внебюджетных источников государственных органов и организаций и других не запрещенных источников.


Аналогичные нововведения для частных организаций не предусмотрены.



Меры по ограничению употребления алкоголя

и табака усилят


Кабинету Министров поручено до 01.12.2019 г. принять следующие дополнительные меры:

а) увеличить размеры основной площади для размещения медицинских предупреждений на тару алкогольной и пачку (упаковку) табачной продукции. Сейчас для алкогольной продукции площадь предупреждения должна составлять не менее 40% от этикетки, а для табачной - не менее 40% от передней и 40% от задней стороны пачки (упаковки) (статья 12 Закона "Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции");

б) обязать размещать медицинские предупреждения на пачке табачной продукции в виде рисунка с текстовой надписью. На сегодняшний день производитель может по выбору использовать только текст или рисунок (статья 12 Закона "Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции");

в) конкретизировать органы по контролю за соблюдением правил торговли алкогольной и табачной продукцией, а также механизмы такого контроля. В настоящее время административную ответственность за нарушения правил торговли и оказания услуг (статья 164 КоАО) применяют административные суды. Однако конкретные механизмы участия в данном процессе органов исполнительной власти не регламентированы;

г) повысить ответственность за употребление алкогольной и табачной продукции в общественных местах и неустановленных местах на транспорте. Курение в общественных местах (кроме специально установленных) сейчас наказывается штрафом в 1/3 МРЗП (статья 56-1 КоАО), а употребление алкогольной продукции в общественных местах - от 1/2 до 2 МРЗП (статья 187 КоАО);

д) ввести ответственность за непринятие уполномоченными лицами (администрация предприятий, учреждений, организаций, в т.ч. лица, в чьем ведении находятся территории, здания (помещения), сооружения и иные объекты, расположенные в общественных местах, а также транспортные средства) мер по ограничению употребления алкогольной и табачной продукции в общественных местах и неустановленных местах на транспорте. По всей видимости, могут дополнить статьи 56-1 и 187 КоАО.



Ограничения по продуктам с повышенным

содержанием жиров, соли и сахара


Уже привычной борьбой с алкоголем и табаком государство не ограничится. Министерству здравоохранения поручено внести предложения по ограничению ввоза, производства (изготовления), реализации и употребления продуктов питания с повышенным содержанием жиров, соли и сахара. Параллельно разработают и утвердят порядок и критерии отнесения продуктов питания к данной категории.

Пока неизвестно, какие именно ограничительные меры (повышенные таможенные пошлины и налоги, строгие общие технические регламенты, запрет на реализацию и т.п.) будут приняты.


* * *



Утвержден порядок формирования резерва управленческих кадров из числа финалистов Республиканского конкурса по отбору перспективных управленческих кадров "Тараккиёт" (Постановление Кабинета Министров от 14.12.2018 г. N 1018).


Напомним, предложение о проведении каждые 3 года Республиканского конкурса по отбору перспективных управленческих кадров "Тараккиёт" и формированию резерва управленческих кадров одобрено Президентом в мае (Постановление Президента от 30.05.2018 г. N ПП-3755).


Теперь Кабинет Министров утвердил порядок формирования органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах (далее - государственные организации) резерва управленческих кадров (далее - кадровый резерв) из числа финалистов Республиканского конкурса по отбору перспективных управленческих кадров "Тараккиёт" (далее - конкурс).



Финалисты - в резервисты


Определено, что финалисты конкурса подлежат зачислению в кадровый резерв государственной организации без прохождения процедур отбора в кадровый резерв, предусмотренных для других категорий граждан (работников), и имеют право на внеконкурсный прием (назначение) на вакантную, как правило, руководящую должность управленческого персонала, соответствующую сферам номинирования в конкурсе.

Пребывание финалиста конкурса в кадровом резерве государственной организации не может превышать трех лет со дня размещения Республиканской комиссией по организации проведения Республиканского конкурса по отбору перспективных управленческих кадров "Тараккиёт" (далее - Республиканская комиссия) результатов конкурса на специальном веб-сайте taraqqiyot-tanlov.uz.

Если финалист конкурса зачислен в кадровый резерв государственной организации, в которой он уже занимает какую-либо должность, он пользуется преимущественным правом на повышение в должности при открытии вакансии, соответствующей сфере его номинирования.

Финалист конкурса одновременно может состоять в кадровом резерве не более чем в двух государственных организациях, включая организацию, с которой он состоит в трудовых отношениях.

Финалистам конкурса при трудоустройстве в государственные организации выплачивается надбавка в размере 10% к должностному окладу за счет средств соответствующих государственных организаций в течение первых 12 месяцев со дня приема на работу.



Куда могут назначить?


Перечень должностей государственной организации, на которые формируется кадровый резерв с участием финалистов конкурса, определяется кадровой службой государственной организации ежегодно не позднее 1 декабря отдельно по должностям:

q руководителей (заместителей руководителей) государственной организации;

q руководителей (заместителей руководителей) структурных подразделений государственной организации;

q руководителей (заместителей руководителей) территориальных подразделений;

q начальников (заместителей начальников) главных управлений, управлений, отделов, секторов и главных специалистов центрального аппарата государственной организации.

Перечень должностей государственной организации, на которые формируется кадровый резерв, подлежит опубликованию на официальном веб-сайте государственной организации, кроме случаев, если режимом ее функционирования предусмотрено иное.

На основе сведений Республиканской комиссии, размещенных на специальном веб-сайте taraqqiyot-tanlov.uz, государственные организации будут  формировать  персональный список финалистов конкурса для зачисления в кадровый резерв на замещение в данной организации должностей.



Не дал письменного согласия - отказался от предложения


В адрес финалистов в письменной форме будет направляться персональное предложение (оферта) о зачислении в кадровый резерв на замещение должностей, указанных выше, или при наличии соответствующих вакансий предложение о трудоустройстве (приеме на работу) с указанием предлагаемых должностей и основных условий трудового договора по каждой должности.

После получения письменного согласия финалиста конкурса на зачисление в кадровый резерв государственная организация издает распорядительный акт (приказ) о включении данного лица в состав кадрового резерва и копию этого акта направляет финалисту конкурса. При согласии финалиста конкурса на трудоустройство на вакантную должность в государственной организации с ним в течение трех рабочих дней заключается трудовой договор в установленном порядке.

Письменное согласие либо отказ финалиста конкурса от предложения о зачислении в кадровый резерв и (или) трудоустройстве на вакантную должность может быть направлено в адрес государственной организации в электронной форме. Отсутствие письменного согласия финалиста конкурса на зачисление в кадровый резерв и (или) на трудоустройство на вакантную должность в течение двух месяцев после направления в его адрес персонального предложения (оферты) рассматривается как отказ от предложения.



Что обязан "резервист"?


В период пребывания в кадровом резерве финалист конкурса обязан:

q исполнять индивидуальный план повышения профессионализма и развития навыков, утвержденный руководителем государственной организации;

q своевременно информировать государственную организацию, в кадровом резерве которой он состоит, о прекращении пребывания в кадровом резерве по причине трудоустройства или личным обстоятельствам.



Условия выбытия из резерва


Финалист конкурса выбывает из кадрового резерва в случае:

q перехода (назначения на должность) в другую государственную организацию, в кадровом резерве которой он не состоял;

q прекращения трудового договора с государственной организацией, в кадровом резерве которой он состоит;

q письменного отказа финалиста конкурса от трудоустройства на вакантную должность в государственную организацию, в кадровом резерве на которую он состоит;

q истечения срока пребывания в кадровом резерве;

q признания финалиста конкурса руководителем государственной организации не соответствующим для трудоустройства в данную организацию ввиду некомпетентности;

q признания финалиста конкурса судом недееспособным;

q вынесения в отношении финалиста конкурса обвинительного приговора суда.


* * *



Правительство приняло решение о выпуске в обращение государственных казначейских обязательств и облигаций, начиная с декабря 2018 года (Постановление Кабинета Министров от 14.12.2018 г. N 1016).


Государственные ценные бумаги, обеспеченные всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства, выпускает Министерство финансов. Ведомство предлагает Кабинету Министров предельные объемы выпуска в финансовом году, определяет объем и сроки обращения каждого выпуска, периодичность выплат и размер процентного дохода по ним, а также осуществляет операции выкупа на вторичном рынке и досрочного погашения. Центробанк в качестве фискального агента будет размещать и погашать выпуски государственных ценных бумаг через торговую площадку УзРВБ от имени и за счет Минфина.

Размещаться они будут среди коммерческих банков и юридических лиц - резидентов страны (дилеры) в бездокументарной форме (в виде записей в учетных регистрах в электронной форме) и обращаться на рынке ценных бумаг по действующим правилам. В том числе они могут служить залоговым обеспечением кредитов и предметом сделок РЕПО (купля-продажа ценных бумаг с условием их обратного выкупа). Инвестором, т.е. лицом, приобретающим ценные бумаги по договору с дилером, может быть юридическое лицо - резидент Узбекистана.

Номинальная стоимость ценных бумаг выражается в национальной валюте и составляет 1 млн сумов. При этом они дифференцируются:

а) по способу получения доходов их владельцами:

q с купонной ставкой, т.е. с фиксированной процентной доходностью - владелец получает доход в виде процентов, начисляемых на номинальную стоимость бумаг в течение всего срока их обращения. Процентную ставку устанавливает Министерство финансов; 

q с "нулевой" купонной ставкой, т.е. дисконтные облигации - проценты не начисляются, а доход владельца составляет разница между ценой покупки (реализации) и погашения;

б) по сроку размещения:

q казначейские обязательства - краткосрочные (до 1 года);

q казначейские облигации - среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (5 лет и более).

Средства от их размещения направят на покрытие дефицита Госбюджета и реализацию мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие страны, а также реализацию крупных инвестиционных проектов (определяются решениями Президента в рамках утвержденных параметров бюджетных расходов).


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 15.12.2018 г. N 1020 учрежден нагрудный знак Вооруженных Сил "Маънавий-маърифий ишлар аълочиси".


Им награждают военнослужащих и граждан (в том числе погибших во время исполнения служебного долга) за значительный вклад в повышение эффективности духовно-просветительских работ в системе Вооруженных Сил (далее - ВС).

Кандидатов на медаль определяют ежегодно до 1 декабря такие структуры, как МЧС, МВД, Минобороны, СГБ, Нацгвардия, Республиканский центр духовности и просветительства, а также другие соответствующие министерства, ведомства, республиканские организации, Жокаргы Кенес Каракалпакстана, хокимияты областей и г. Ташкента. Одобренные списки до 10 декабря представляются в Республиканскую межведомственную комиссию по реализации концепции повышения эффективности духовно-просветительских работ в системе ВС.

Комиссия изучает полученные по кандидатам документы и до 3 января направляет свои заключения в Минобороны, МВД, МЧС, СГБ и Нацгвардию. Их руководители, в свою очередь, выносят соответствующие приказы о награждении.

Вручение нагрудного знака проходит ежегодно накануне Дня защитников Родины (14 января) в торжественной обстановке. Награждаемые лица также получают единовременную премию в размере 4 МРЗП.

При награждении посмертно - медаль и премию вручают членам семьи погибшего.


* * *



Итоговую госаттестацию выпускников вузов упростили. Приказом министра высшего и среднего специального образования предусмотрены соответствующие поправки (рег. МЮ N 1963-2 от 12.12.2018 г.).


Основные новшества


Во-первых, изменен перечень экзаменов, из которых состоит госаттестация. Итоговый аттестационный экзамен по отдельным дисциплинам отменяется. Вместо него Советом вуза может вводиться в дополнительном порядке экзамен по иностранному языку. Кроме того, вводится защита дипломного проекта.

Таким образом, государственная итоговая аттестация выпускников вузов может проходить в форме:

q междисциплинарного (общепрофессионального и специального) итогового аттестационного экзамена;

q защиты дипломного проекта;

q защиты выпускной квалификационной работы.

Конкретную форму проведения итоговой госаттестации определит Совет вуза своим решением, исходя из пожеланий выпускников, а также особенностей обучения.

Во-вторых, снимается ограничение по сроку повторной пересдачи лицами, не сумевшими пройти итоговый аттестационный экзамен. Если раньше это можно было сделать в течение 3-х лет после окончания учебного срока, то теперь указано о возможности такой пересдачи "в последующие годы".

В-третьих, устанавливается запрет на присвоение авторства (плагиат) выпускниками при сдаче итоговых экзаменов. В этом случае ставится неудовлетворительная оценка, а уже поставленная положительная оценка отменяется.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 15.12.2018 г. N 1024 утвержден порядок исполнения поручений по принудительному приводу лиц, уклоняющихся от явки в органы дознания, предварительного следствия или суд без уважительных причин.


Принудительному приводу подвергаются подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, потерпевшие и свидетели для обеспечения их участия в процессуальных действиях или судебном заседании при уклонении ими от явки без уважительных причин.

Общий порядок применения приводов регламентируется Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами. Кроме того, с 2007 года действует Инструкция по приводу лиц, уклоняющихся от явки в суд (рег. МЮ N 1654 от 15.01.2007 г.). По всей видимости, с введением нового акта, унифицировавшего механизм осуществления приводов по всем видам процессуальных дел, последняя утратит силу. 


Важно! Приводы в рамках гражданского судопроизводства запрещены в отношении несовершеннолетних, беременных женщин, а также лиц, которые ввиду болезни, возраста или других уважительных причин не в состоянии явиться в судебное заседание. Принудительные приводы по уголовным делам могут применяться в отношении несовершеннолетних лиц через их родителей или заменяющих их лиц.


Тяжелая болезнь, вследствие которой лицо не может явиться по вызову, должна быть подтверждена соответствующим территориальным учреждением здравоохранения.

Приводы производятся только по постановлению дознавателя, следователя, прокурора, а также определению суда по уголовным, административным или гражданским делам. Определение (постановление) направляется для исполнения в территориальные ОВД по месту производства дела либо по месту жительства, пребывания, работы, службы или учебы "приводимого" лица. В этих документах указываются данные о лице, подлежащем приводу, основания привода, а также другая необходимая информация. При отсутствии хотя бы одного из предусмотренных сведений постановление (определение) не принимается к исполнению и незамедлительно отправляется обратно с сопроводительным письмом для устранения недостатков.


Обратите внимание! Поручение по приводу выполняет непосредственно инспектор профилактики (старший инспектор) или сотрудник уголовного розыска. Строго запрещается поручать привод, когда для этого сотруднику необходимо покинуть прикрепленную ему территорию.


Если "приводимое" лицо работает или учится, постановление (определение) также доводится до сведения администрации по месту его учебы или работы с указанием об оказании практической помощи. При оказании сопротивления сотрудник ОВД вправе применить к лицу физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. В этом случае составляется протокол, который вместе с рапортом о применении силы/спецсредств или оружия подается руководителю органа ОВД. О таких случаях также сообщают дознавателю, следователю или суду.

Расходы, связанные с описанной процедурой, взыскиваются в судебном порядке с лица, подлежащего приводу.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 14.12.2018 г. N 1015 утверждено Положение о порядке предоставления в краткосрочную аренду легковых автомобилей и мототранспортных средств.


Напомним, в конце июля в статью 565 ГК внесли поправки, дающие возможность юридическим лицам предоставлять физическим лицам легковой автомототранспорт в краткосрочную аренду до 30-ти дней на основании простого письменного договора, без нотариального удостоверения (Закон Республики Узбекистан от 26.07.2018 г. N ЗРУ-488).


Для заключения договора арендатор предоставляет арендодателю:

q паспорт;

q водительское удостоверение лица, которое будет эксплуатировать транспортное средство (национального либо международного образца);

q справку о прохождении медосмотра (по усмотрению арендодателя);

q подтверждение внесения залогового депозита (по усмотрению арендодателя).


Важно! При заключении договора в описываемом порядке его не только не нужно нотариально оформлять, но и регистрировать в органах ГСБДД МВД.


В договоре прописываются права и обязанности сторон, их ответственность; рыночная стоимость арендуемого транспорта; срок аренды; размер арендной платы, условия и сроки ее внесения и т.д.

         

           

       

Обязанности сторон договора

краткосрочной аренды транспортной средства

     

       

Обязанности арендодателя

       

        

Обязанности арендатора

      

иметь собственное или арендуемое помещение, предназначенное для хранения, осуществления технического обслуживания транспортных средств, передаваемых в краткосрочную аренду


ознакомиться с правилами эксплуатации предоставляемого в краткосрочную аренду транспортного средства


ознакомить арендатора с правилами эксплуатации предоставляемого в краткосрочную аренду транспортного средства


эксплуатировать транспортное средство исключительно по его прямому назначению, без передачи третьим лицам


передавать транспортные средства в установленные сроки и время согласно акту приема-передачи в технически исправном состоянии, укомплектованными в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и безопасности


после окончания срока аренды транспортного средства вернуть транспортное средство в технически исправном состоянии согласно договору и акту приема-передачи


застраховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу иных лиц при использовании транспортных средств


возместить арендодателю все убытки и расходы, связанные с привлечением арендодателя к ответственности как владельца транспортного средства - совершение административного правонарушения, нанесение арендатором вреда, как транспортному средству, так и жизни или здоровью третьих лиц вследствие пользования транспортным средством


осуществлять оплату аренды согласно условиям заключенного договора


незамедлительно информировать арендодателя о случаях повреждения транспортного средства и (или) дорожно-транспортных происшествиях с участием арендованного транспортного средства

         

       

         

В краткосрочную аренду передается только технически исправный, оснащенный видеорегистраторами и GPS-навигаторами, а также прошедший техосмотр транспорт.

Арендодатель может требовать внесения залогового депозита на время аренды. Залог служит гарантией оплаты нанесенного ущерба, требующего возмещения арендатором, штрафов за нарушение ПДД. Если претензий со стороны арендодателя нет, сумма залога возвращается арендатору после окончания срока договора.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 15.12.2018 г. N 1022 скорректированы отдельные правила транзитных перевозок через территорию нашего государства. 



Грузовые автоперевозки транзитом:

дали больше времени, "открыли" новые маршруты


Срок, в течение которого транзитные транспортные средства должны выехать из страны, продлен до 5-ти дней (ранее составлял не более 3-х дней) со дня въезда.

Кроме того, открыто 47 новых маршрутов, предназначенных для транзитного передвижения иностранных автоперевозчиков по территории Узбекистана. Наибольшее количество из них доступно при въезде с границы Таджикистана (18 маршрутов) и Туркменистана (12 маршрутов).

Также теперь разрешается перегружать товары с иностранного авто на национальных перевозчиков под таможенным контролем на таможенных складах, расположенных вне установленных маршрутов транзита (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 09.12.2011 г. N 323).



Иностранцам-автолюбителям проехать

через Узбекистан стало проще


По общему правилу иностранные граждане, транзитом проезжающие через Узбекистан на авто, могут следовать только по дорогам, открытым для международного автомобильного сообщения, и по маршруту, указанному в маршрутном листе (Приложение N 3 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 21.11.1996 г. N 408).

Введено исключение. Теперь это ограничение не распространяется на иностранцев, следующих через нашу страну транзитом в туристских (некоммерческих) целях на авто (переоборудованном для ночлега наземном автотранспорте) с указанием маршрута проезда.



"Добро" на транзит особых грузов дадут быстрее


Процесс выдачи разрешений на транзит особых грузов и воинских контингентов через Узбекистан ускорили (Приложение N 3 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 21.02.2002 г. N 62). Общий срок принятия решения о выдаче или отказе в  выдаче разрешения, включая выдачу самого документа, теперь не должен превышать 20 дней (ранее - 30 дней) со дня получения заявления и всех документов. Соответственно, сокращены сроки на отдельных этапах этой процедуры. Также быстрее будет происходить продление срока действия разрешения (допускается 1 раз).

Разрешение теперь действует ровно 3 месяца. Прежде этот срок составлял не более 30-ти дней. А в отсутствие министра обороны, разрешение может подписать его первый заместитель.


* * *



Органы ЗАГС будут заполнять гербовые свидетельства. Приказом министра юстиции (рег. МЮ N 3098 от 13.12.2018 г.) с 1 января 2019 года вводятся в действие новые Правила их заполнения.


Напомним, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 26.09.2018 г. N 768 с 01.01.2019 г. отменяется ручное заполнение бланков гербовых свидетельств о рождении, заключении и расторжении брака, смерти с внедрением порядка их заполнения только печатными буквами с использованием ИКТ.


При этом разрешили оформлять и выдавать гербовые свидетельства на действующих бланках до их полного израсходования.

Актом регламентирован порядок заполнения свидетельств о рождении, смерти (в том числе когда точная дата смерти неизвестна), заключении и расторжении брака, а также выдачи дубликата.

Также установлено, что при заполнении свидетельств с помощью технических средств (компьютера) записи должны выполняться шрифтом "Times New Roman" 14-го размера.

Даты свидетельствуемых событий записываются цифрами.


* * *



Постановлением Президента от 12.12.2018 г. N ПП-4059 введено дополнительное основание для обязательной сертификации продукции.


Напомним, сертификация бывает обязательной и добровольной (Закон "О сертификации продукции и услуг"). Агентство "Узстандарт", будучи национальным органом по сертификации, определяет перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации, а Кабинет Министров - утверждает его. Действующий Перечень производимых в Республике Узбекистан и ввозимых на ее территорию видов продукции, подлежащих обязательной сертификации (далее - Перечень), утвержден в 2011 году (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 28.04.2011 г. N 122).


Но наряду с сертификацией существуют механизмы технического регулирования (Закон "О техническом регулировании"). В частности, они реализуются посредством издания нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к безопасности продукции и услуг, - технических регламентов. Сами эти документы не предполагают проведения сертификации. Соответственно, если продукция, требования к безопасности которой закреплены в техническом регламенте, отсутствует в Перечне, можно было не осуществлять ее сертификацию. Так было до недавнего времени.

Теперь же инструменты технического регулирования и сертификации применяются во взаимосвязи. С введением в действие техрегламентов, продукция, к безопасности которой устанавливаются обязательные требования этими документами, подлежит обязательной сертификации. По мнению автора, объяснение этому следующее:

q во-первых, одной из целей сертификации является контроль реализации продукции, опасной для жизни, здоровья людей, имущества юридических и физических лиц, окружающей среды. Техническое регулирование же представляет собой установление, применение и исполнение обязательных требований к безопасности продукции, работ и услуг. Т.е. механизмы, по сути, преследуют идентичные цели;

q во-вторых, конкретный порядок государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов не прописан, хотя это имеет большое значение с точки зрения защиты интересов потребителя. Применение сертификации в данном случае устраняет пробел, не "изобретая колесо";

q в-третьих, контроль за соблюдением требований технических регламентов в виде сертификации служит превентивной мерой - это профилактика и пресечение правонарушений, предусмотренных статьей 212 КоАО.

Таким образом, теперь при решении вопроса, подлежит ли выпускаемая (ввозимая) продукция обязательной сертификации, необходимо не только сверяться с Перечнем, но и учитывать наличие соответствующих технических регламентов. Найти их можно, в том числе, воспользовавшись системой Norma online или программными продуктами компании.

Также напомним, что процесс сертификации продукции в значительной степени упрощен.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 14.12.2018 г. N 1010 утвержден порядок формирования и ведения Единого реестра адресов объектов недвижимого имущества.


Напомним, Постановлением Президента от 04.10.2018 г. N ПП-3961 приняты меры по внедрению в избирательный процесс современных ИКТ, в частности, Информационной системы управления избирательным процессом и Единого электронного списка избирателей (ЕЭСИ).


При формировании ЕЭСИ будут использовать единую информацию о гражданах-избирателях, адресах их места жительства в соответствии с базой данных МВД, Единым реестром объектов недвижимого имущества и Единым реестром адресов объектов недвижимого имущества (далее - Реестр).

Этим же актом поручено завершить формирование Реестра до 01.04.2019 г. на основании инвентаризации объектов недвижимости, а порядок его ведения разработать до 25 ноября т.г.

Принятый документ предусматривает:

q создание единой базы данных адресов недвижимого имущества и ее поэтапная интеграция с базой данных ЦИК;

q присвоение объектам геокодов, обеспечивающих их географическую привязку;

q формирование электронной карты с указанием геокодов объектов на республиканском уровне;

q предоставление информации из Реестра и порядок доступа к его информации;

q обязательное использование с 01.01.2019 г. Реестра органами государственного и хозяйственного управления, а также хокимиятами при оказании электронных госуслуг и межведомственном электронном взаимодействии.

При этом под объектами недвижимого имущества в рамках Положения понимаются земельные участки, здания и сооружения (включая подземные) и многолетние насаждения.

После того, как Реестр сформируют, в него будут вносить сведения путем:

q присвоения, изменения и прекращения существования адресов;

q внесения исправлений.

До создания Реестра адрес считается присвоенным с момента внесения соответствующих сведений в Госреестр прав на объекты недвижимости.



Процедура внесения данных в Реестр адресов


Присваивают, изменяют и прекращают существование адресов территориальные госпредприятия землеустройства и кадастра недвижимости Госкомземгеодезкадастра. Процедуру проводят регистраторы прав на объекты недвижимого имущества. В Приложении N 1 к акту представлена подробная схема, в которой расписан поэтапный механизм формирования Реестра начиная от подачи заявки юридическим или физическим лицом в Центр госуслуг для регистрации права на объект недвижимости.

Основания для внесения данных об адресах объектов указаны в таблице.

        

         

      

Основания

присвоения адреса

      

    

Основание

прекращения адреса

   

      

Основания

изменения адреса

       

1) Решение хокима района (города) об отводе земельного участка под строительство объекта;

2) акт комиссии о приёмке законченного строительством объекта;

3) внесение в кадастровую документацию сведений, определяющих место возведенного здания, сооружения, незавершенного строительством объекта.


Прекращение существования объекта (снесенный) в связи с изъятием земельного участка.

1) Изменение административно-территориальной принадлежности объекта;

2) раздел, слияние элементов улично-дорожной сети;

3) изменение геокода застроенного земельного участка при изменении его границ;

4) изменение внутреннего адреса застроенного земельного участка, связанное:

q с изменением внутреннего адреса расположенных на нем зданий и сооружений;

q с прекращением существования адресов располагавшихся на нем незавершенных строений при условии, что земельный участок останется застроенным;

5) изменение внутренних адресов изолированных помещений в зданиях и сооружениях в связи с их разделом, слиянием;

6) изменение адресов застроенных земельных участков, зданий, сооружений в связи с их разделом, слиянием;

7) изменение внутренних адресов изолированных помещений в связи с их перенумерацией - в случае образования в результате раздела значительного количества изолированных помещений, а также в результате надстройки, пристройки или раздела изолированного помещения из основного строения (здания, сооружения);

8) изменение основного строения, повлекшее изменение геокода объекта;

9) нормализация (упорядочение действующих) адресов.

        

      

* * *



Опубликовано Положение о порядке определения состояния алкогольного опьянения водителей транспортных средств (рег. МЮ N 3099 от 14.12.2018 г.). Документ утвержден Министерствами здравоохранения и внутренних дел, Верховным судом, а также Генеральной прокуратурой.


Напомним, что еще в июне Президент поручил ввести упрощенный порядок установления опьянения у водителей транспортных  средств, в том числе при помощи переносных технических средств (абзац третий пункта 16 Постановления Президента от 19.06.2018 г. N ПП-3786). На первый взгляд - это ухудшение для водителей. Однако в новом порядке больше плюсов, чем минусов.


Во-первых, проведение освидетельствования стало однозначно обязательным. Без него нельзя составлять протокол об административном правонарушении по статье 131 (управление транспортными средствами в состоянии опьянения) КоАО. Раньше в законодательстве не былой прямой нормы, которая бы обязывала сотрудников ГСБДД проводить освидетельствование. Поэтому на практике встречались случаи, когда протокол оформлялся без этого (один из фактов рассмотрен в газете "Норма" N 42/2017).

Во-вторых, проверка на месте экономит время водителя, которому не придется следовать на медицинское освидетельствование при малейшем подозрении на состояние опьянения. По всей видимости, уйдут в прошлое такие субъективные способы оценки состояния водителя, как проверка его убежденности в собственной трезвости путем имитации следования до медучреждения ("катания до разворота"), дыхание на водительское удостоверение и т.д.

Но когда алкотестер показал отрицательный результат, а у работника ГСБДД остаются сомнения в трезвости водителя, может быть проведено уже медицинское освидетельствование на наркотическое опьянение. Кроме того, в документе прямо не предусмотрено, что отсутствие у работника ГСБДД алкотестера лишает его права направить водителя на медицинское освидетельствование.

В-третьих, определена допустимая предельная концентрация алкоголя. Раньше ее не было и формально любое содержание алкоголя в крови могло служить основанием для применения административного взыскания. Спорные ситуации по этому поводу возникали при употреблении продуктов и веществ, содержащих алкоголь в малых количествах (квас, шоколадные конфеты, апельсины, бананы, соки, сигареты и т.д.), а также на следующие дни после употребления водителями спиртных напитков.

Теперь при использовании алкотестера состояние опьянения признают при показателе паров алкоголя в выдыхаемом воздухе в 0,135 миллиграммов и выше. А на медицинском освидетельствовании в лечебно-профилактическом учреждении - при концентрации алкоголя в крови в 0,3 промилле и выше.


Важно! В сети Интернет есть различные данные о том, какие показатели дает употребление того или иного количества различных спиртных напитков через определенное время после употребления. Отметим, что скорость вывода алкоголя из организма у каждого человека сугубо индивидуальна. Поэтому полагаться на подобные таблицы и калькуляторы бессмысленно. А сам алкоголь в любом случае опасен для организма, его употребление вредно.


В-третьих, определены процедурные моменты.


Напомним, водитель обязан пройти тест по требованию работника ГСБДД. Даже абсолютно трезвый водитель за отказ от этой процедуры может быть оштрафован на 15 МРЗП (3 040 950 сумов) с лишением права управления транспортным средством сроком от 6-ти месяцев до 2-х лет (статья 136 КоАО).


Вместе с тем, перед проведением теста гражданин вправе ознакомиться с документацией на прибор. Он должен быть в установленном порядке проверен Министерством здравоохранения и иметь сертификат, выданный Узбекским агентством стандартизации, метрологии и сертификации. Кроме того, работник ГСБДД обязан строго следовать санитарно-гигиеническим правилам. Однако использование одноразовых мундштуков в документе прямо не прописано.

Показатели алкотестера могут служить основанием для составления протокола об административном правонарушении только при 2-х условиях:

q участие в процедуре не менее 2-х понятых либо наличие нательной видеокамеры у работника ГСБДД;

q признание водителем факта нарушения.

Здесь необходимо учитывать, что принятые в Узбекистане пороговые показатели алкотестера (мг/л) и его содержания в крови (промилле) строго соответствуют научно доказанному соотношению, где  1 мг/л равен 0,45 промилле (1:0,45). Т.е. 0,135 мг/л - это 0,3 промилле. Однако алкотестер имеет погрешность. В зависимости от модели 0,02 - 0,05 мг/л. Например, в Российской Федерации при тех же разрешенных 0,3 промилле показатель алкотестера должен составлять не менее 0,16 мг/л, т.е. предусмотрен "запас" погрешности в 0,025 мг/л.

Поэтому в принятом документе закреплено: если водитель не согласен с показаниями алкотестера, работник ГСБДД обязан в течение 1-го часа с момента остановки либо возникновения ДТП доставить его на медицинское освидетельствование в районное, городское лечебно-профилактическое учреждение (это предусмотрено в пункте 11 Положения).

В медицинском учреждении в качестве образцов также берется исключительно выдыхаемый из легких воздух. Биологические жидкости (моча, слюна) отбираются при подозрении на наркотическое опьянение по всем правилам судебной экспертизы. А кровь для определения опьянения разрешается брать только на основании постановления дознавателя, следователя и прокурора в тех случаях, когда из-за необходимости оказания первой медицинской помощи другие способы исследования использовать невозможно.

Медицинское учреждение оформляет заключение, которое должно содержать один из четырех выводов:

q состояние опьянения не установлено;

q установлено состояние алкогольного опьянения;

q установлено состояние наркотического или иного опьянения (должно быть указано обнаруженное вещество, а заключение выдается только при наличии достоверного лабораторного описания);

q имеется нарушение функционального состояния, требующее отстранения от работ, связанных с повышенной опасностью.

Если водитель не согласен и с медицинским заключением, он вправе требовать проведения исследования в другом лечебно-профилактическом учреждении. Его обязаны доставить туда в течение 2-х часов с момента остановки либо возникновения ДТП (пункт 33 Положения).


Для справки. Статья 131 КоАО за управление транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения предусматривает штраф в размере 25 МРЗП (5 068 250 сумов) с лишением права управлять транспортным средством от 1-го года и 6-ти месяцев до 3-х лет.























































Время: 0.0383
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск