ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 6 по 11 января 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

(за период с 6 по 11 января 2019 г.)


Продажу "энергетиков" несовершеннолетним запретили, рекламу - ограничили

              

Для адвокатской лицензии подтвердите дееспособность

           

Эффективную модель госуправления опробуют в Джизакской области

         

Производителям "ювелирки" разрешат покупать драгметаллы и камни напрямую

            

Определены направления экономического развития до 2021 года

         

На работу - без прописки

           

До 18 лет за просрочку в получении паспорта не штрафуют

            

Консультации юристов станут доступнее

               

Кто лишился льгот при оплате госпошлины в судах

         

Когда автоматизируют "коммуналку"

        

Бесспорного взыскания налогов с "пластика" не будет

          

Как будет проходить экзамен на должность нотариуса

              

Лучшим руководителям секторов подарят автомобили

           

Судей будут готовить по-новому

         

Оказание нотариальных услуг - по обновленному порядку

      

Добро пожаловать в Узбекистан: визовая система страны упрощается

         

Часть затрат по строительству гостиниц возместит государство

        

В 2019 году импорт одежды, товаров и техники для дома останется дорогим

       

Запись в залоговом реестре и выписка из него стали вдвое дешевле

           

Иностранным инвесторам в Ташкенте помогут специальные центры

           

ТЧСЖ и многоэтажки Юнусабадского района попали под эксперимент



Внесены поправки в Кодекс об административной ответственности, Законы "О качестве и безопасности пищевой продукции", "О рекламе" и вступят в силу через три месяца (Закон Республики Узбекистан от 09.01.2019 г. N ЗРУ-514).


Напомним, меры по ограничению распространения энергетических напитков среди несовершеннолетних выносились на обсуждение в виде соответствующего законопроекта. Итоговая редакция документа несколько отличается.


Прежде всего, энергетик - это напиток, содержащий кофеин в количестве, превышающем 150 мг/л, и (или) другие компоненты, в количестве, достаточном для оказания тонизирующего эффекта на организм человека.

Их реализацию лицам, не достигшим 18 лет, запретили. За нарушение этого запрета граждан оштрафуют на сумму от 5 до 10 МРЗП, а должностных лиц - от 7 до 15 МРЗП.

Кроме того, определили правила рекламы энергетиков. Она должна содержать предупреждение о вреде чрезмерного употребления таких напитков, информацию о лицах, кому они не рекомендуются. В рекламе нельзя демонстрировать процессы потребления, она не должна создавать впечатление, что эти процессы имеют важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния потребителей.

Под полным запретом оказались:

q реклама энергетических напитков по телевидению и радио с 7-00 часов до 22-00 часов;

q безвозмездное распространение образцов энергетических напитков в целях рекламы среди лиц, не достигших 18 лет;

q спонсирование мероприятий, предназначенных преимущественно для лиц, не достигших 18 лет, если при этом используется наименование, товарный знак или изображение энергетических напитков;

q распространение, в том числе продажа товаров (футболок, головных уборов, игр и т.п.), среди лиц, не достигших 18 лет, с использованием наименования, товарного знака или изображения энергетических напитков;

q реклама энергетических напитков в печатных изданиях, предназначенных преимущественно для детей и подростков, а также в медицинских, спортивных и образовательных учреждениях.



За попрошайничество накажут


В Кодекс об административной ответственности и Уголовный кодекс включили новые статьи "Попрошайничество" (Закон Республики Узбекистан от 09.01.2019 г. N ЗРУ-514).


Теперь за активное прошение денег, продуктов питания и иных материальных ценностей в аэропортах, вокзалах, парках, парках отдыха, на рынках и в торговых комплексах, а также прилегающих к ним территориях, местах временного хранения автотранспортных средств, улицах, стадионах, остановках, на проезжей части дорог, территориях расположения объектов материального культурного наследия, всех видах общественного транспорта и других общественных местах будут штрафовать на сумму от 1 до 3 МРЗП или применять административный арест до 15 суток.

За продолжение этой деятельности в течение года после применения административного взыскания привлекут к уголовной ответственности. Санкция предусматривает общественные работы до 240 часов или исправительные  работы до 2 лет либо ограничение свободы до 1 года или лишение свободы до 1 года.

Вовлечение в попрошайничество лиц несовершеннолетнего, престарелого возраста, лиц с психическими заболеваниями, лиц с инвалидностью и других лиц, а также вовлечение в попрошайничество лиц с принуждением их к употреблению алкогольных напитков либо веществ, не являющихся  наркотическими или  психотропными, но влияющих на интеллектуально-волевую деятельность лица, повлечет штраф от 5 до 10 МРЗП или административный  арест до 15 суток.

А уголовная ответственность за эти деяния предусмотрена следующая: штраф от 100 до 200 МРЗП или обязательные общественные работы до 360 часов либо исправительные работы до 2 лет или  ограничение свободы от 1 года до 3 лет или лишение свободы до 3 лет. Она также применяется уже после привлечения лица к административной ответственности.


Для справки. Ранее вовлечение несовершеннолетнего в попрошайничество подпадало под действие статьи 127 УК, но поправками выделено оттуда в отдельную диспозицию. 


Если же вовлечение в попрошайничество совершено повторно или опасным рецидивистом, организованной группой или в ее интересах, либо с принуждением другого лица к употреблению наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ, виновным грозит лишение свободы от 3 до 5 лет.

Дела об административных правонарушениях по новой статье рассматриваются административными судами. Дознания по уголовным делам о попрошайничестве (часть 1 статьи 127-1 УК),  а также предварительное по делам о вовлечении в попрошайничество, в том числе с отягчающими обстоятельствами (части 2 и 3 статьи 127-1 УК) осуществляются органами внутренних дел.



Штрафы за проституцию подняли


Соответствующие поправки внесены в Кодекс об административной ответственности Законом от 09.01.2018 г. N ЗРУ-514.


Новый размер штрафа за это правонарушение составляет от 3 до 7 МРЗП (ранее - от 1 до 3 МРЗП), т.е. от 608 190 сумов до 1 419 110 сумов.

Увеличились также штрафы за повторное правонарушение в течение года после взыскания. За это взыщут от 7 до 10 МРЗП (ранее - от 3 до 5 МРЗП), т.е. от  1 419 110 сумов до 2 027 300 сумов. Также в этом случае правонарушителей теперь могут заключить под административный арест до 15 суток.


* * *



Прояснился новый порядок квалификационного экзамена для лиц, претендующих на статус адвоката (рег. МЮ N 1921-3 от 09.01.2019 г.).


Напомним, в мае 2018 года Президент предложил изменить правила лицензирования деятельности адвокатов. Например, ввести отдельные лицензии по специализациям адвокатской деятельности. Срок предварительной стажировки в адвокатском формировании сократить с 6-ти до 3-х месяцев. А для тех, кто 3 года работал юрисконсультом в госорганизации, судьей, прокурором, следователем или дознавателем вовсе отменить стажировку (Указ Президента от 12.05.2018 г. N УП-5441). Нововведения должны были вступить в силу еще 1 июля 2018 года. Однако изменения в Закон "Об адвокатуре" внесены только в октябре 2018 года.


На период приведения в соответствие уже подзаконных актов процесс лицензирования на практике фактически приостановлен. Поэтому принятый документ особенно важен для возобновления этого процесса.

Так определено, что адвокаты будут составлять большинство в квалификационных комиссиях. Количество членов территориальных комиссий может составлять 7 или 9 человек. Соответственно, 4 и 5 членов должны представлять адвокатское сообщество. При этом работникам Палаты адвокатов участвовать в комиссиях запретили. Остальные члены комиссий - опытные сотрудники в области права органов юстиции, суда и других организаций.

Претенденты будут самостоятельно представлять в комиссии сведения об отсутствии судимости и дееспособности. Раньше сбор таких сведений возлагался на секретаря квалификационной комиссии. А в отношении выдачи справок о дееспособности административный регламент отсутствует. По всей видимости, следует обратиться в хокимият для получения сведений из государственного реестра учета лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, их устройства и имущества (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров от 22.09.2014 г. N 269).

Министерство юстиции не будет участвовать в составлении вопросов для экзаменационных билетов. Этим займется только Палата адвокатов. Для каждой специализации (1 - гражданское и экономическое судопроизводство, 2 - административное и уголовное судопроизводство) вопросы будут отличаться. Как и прежде, каждый билет включит не более 5 вопросов. Ответы претендентов комиссия будет оценивать по 10-балльной системе. Необходимо набрать не менее 60% от максимального балла.

Лица, которые не смогли сдать экзамен, получат право на его пересдачу через 6 месяцев, а не через год, как это было ранее.



Как ведется дисциплинарное производство

в отношении адвокатов


Приказом министра юстиции (рег. МЮ N 1921-3 от 09.01.2019 г.) внесены поправки в Положение о квалификационных комиссиях при территориальных управлениях Палаты адвокатов (утверждено Приказом министра юстиции, зарегистрированным МЮ 14.03.2009 г. N 1921).


Напомним, Указом Президента от 12.05.2018 г. N УП-5441 принят ряд мер, направленных на коренное совершенствование института адвокатуры, а Законом от 11.10.2018 г. N ЗРУ-497 внесены соответствующие изменения и дополнения в Закон "Об адвокатуре".


В частности, расширен круг полномочий квалификационных комиссий при территориальных управлениях Палаты адвокатов (далее - комиссии). На них, в том числе, возложили принятие решений о:

q приостановлении и восстановлении статуса адвоката;

q присвоении и отмене квалификационного класса адвоката;

q возбуждении дисциплинарного производства по  итогам рассмотрения  обращений  на неправомерные действия адвоката (ранее это была прерогатива руководителя соответствующего территориального управления или органа юстиции).

Сам порядок возбуждения и рассмотрения дисциплинарного производства в отношении адвоката также претерпел отдельные изменения.



Как возбуждается и рассматривается

дисциплинарное производство


Как уже говорилось выше, теперь решение о возбуждении дисциплинарного производства в отношении адвоката принимает квалификационная комиссия на основании:

q представления руководителя территориального управления или органа юстиции при выявлении нарушений адвокатом требований законодательства об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката;

q обращений на неправомерные действия адвоката, переданных в комиссию;

q вынесения частного определения суда в отношении адвоката.

При этом исключена обязанность адвоката давать письменное объяснение по возбужденному в отношении него производству на имя комиссии.

А вот права адвоката, наоборот, расширены. Теперь он, в том числе, вправе в ходе возбужденного в отношении него дисциплинарного производства:

q не только знакомиться со всеми материалами, но и снимать копии за свой счет;

q вносить ходатайства в комиссию о приглашении и заслушивании граждан, имеющих необходимую информацию;

q пользоваться услугами адвоката.

По действующему порядку до принятия решения комиссии адвокат имеет право примириться с лицом, подавшим на него жалобу. В данное условие внесено уточнение. Теперь примирение невозможно, если квалификационной  комиссией  адвокат  признается совершившим:

q нарушение требований законодательства об адвокатуре, систематическое или однократное грубое нарушение  требований законодательства об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов,  адвокатской тайны и присяги адвоката;

q проступок, порочащий честь и достоинство адвоката, умаляющий авторитет адвокатуры.

Еще одно изменение. Теперь дополнительное изучение отдельных вопросов по дисциплинарному производству по решению комиссии возлагается на территориальное управление (ранее - на одного из членов комиссии). При этом в своем заключении управление не вправе давать предложения по ответственности адвоката и мерам дисциплинарного воздействия.

Если в процессе дисциплинарного производства выявится информация о совершенном преступлении, производство приостанавливают и направляют материалы в соответствующий  правоохранительный орган. Если в возбуждении уголовного дела откажут, дисциплинарное производство в отношении адвоката возобновят и рассмотрят в общем порядке.

По результатам рассмотрения дисциплинарного производства принимается одно из следующих решений:

q о предупреждении;

q об обращении в административный суд о приостановлении действия лицензии на срок до 6 месяцев;

q об обращении в Высшую квалификационную комиссию о рассмотрении вопроса прекращения действия лицензии;

q о возложении дополнительного изучения территориальному управлению;

q об отказе в применении мер дисциплинарного взыскания и прекращении дисциплинарного производства.

Также более детализирован механизм рассмотрения обращений на неправомерные действия адвокатов.



Как рассматриваются жалобы на адвокатов


Поступившая на адвоката жалоба вносится руководителем территориального управления или органа юстиции в комиссию для решения вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении производства. Причем если разрешение поставленных в обращении вопросов не входит в компетенцию комиссии, не позднее 5 дней оно направляется в другие соответствующие структуры (госорганы, организации, должностным лицам).


Важно! А вот если в обращении содержится информация о совершенном  преступлении, обращение направляется в правоохранительные органы, а в комиссию представляется его копия. Сделать это должен руководитель управления или органа юстиции не позднее следующего дня после поступления обращения.



Регламентированы права автора обращения


Так, ему разрешается знакомиться с материалами  дисциплинарного производства и снимать с них копии за свой счет при строгом соблюдении адвокатской тайны.

Кроме того "жалобщик" вправе:

q давать письменные объяснения и представлять дополнительные сведения;

q вносить ходатайства в комиссию о приглашении и заслушивании граждан, имеющих информацию для выяснения обстоятельств;

q в процессе рассмотрения производства пользоваться услугами адвоката.


* * *



В Джизакской области с 1 марта 2019 года стартует пилотный проект "Илғор ҳудуд" по выработке эффективной модели государственного регулирования и управления комплексным развитием региона (Указ Президента от 03.01.2019 г. N УП-5609).


За реализацию проекта будет отвечать Национальное агентство проектного управления.

В рамках проекта намечается:

q совершенствование нормативно-правовой базы, анализ и оценка сферы госуправления и регулирования;

q определение передовых решений для ускоренного развития региона, конкретизация сфер ответственности республиканских и территориальных органов исполнительной власти;

q разработка механизмов формирования стратегических целей региона, целевых показателей для региональных органов госуправления;

q улучшение условий жизни и увеличение доходов населения региона;

q улучшение инвестиционного климата посредством структурных реформ;

q ускоренное создание условий для производства востребованных товаров по принципу "Одно село - один продукт";

q стимулирование экономической деятельности и развитие новых отраслей промышленности, создание условий для повышения конкурентоспособности продукции и услуг, производимых в Джизакской области.

До 1 марта 2019 года будет разработан эскиз Схемы планировки территории Джизакской области. Предстоит создание архитектурно-планировочного экспертного совета, в задачи которого входит контроль соответствия Схеме планировки генеральных планов районов и населенных пунктов Джизакской области, а также соответствующих архитектурно-планировочных мероприятий.

Предстоит разработка Концепции развития Джизакской области, предусматривающей:

q анализ и оценку сферы госуправления и регулирования, разработку нормативно-правовых актов, направленных на реализацию мероприятий и устранение административных барьеров;

q внедрение механизма оценки эффективности деятельности руководителей органов государственной власти на местах;

q предложения по структурным реформам, в том числе в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства, туризма и добычи полезных ископаемых;

q предложения по реализации инновационных проектов, в том числе в сфере цифровой экономики, ИКТ, развития способностей одаренных детей и молодежи, инфраструктуры на транзитных дорогах;

q реализацию комплекса мер по регулированию процессов урбанизации и комплексного жилищного строительства;

q возможности развития туризма, в том числе путем организации в Зааминском районе туристических кластеров;

q оценку состояния и дальнейшее развитие инфраструктуры по приоритетности требуемых видов работ в сфере водо-, газо-, и электроснабжения, канализационных сетей, дорожной инфраструктуры, Интернета, ирригационных и мелиоративных систем.


* * *



Утверждено Постановление Кабинета Министров от 10.01.2019 г. N 16 "О мерах по реализации инвестиционного проекта "Организация производства современных ювелирных изделий в городе Ташкенте".


Документом приняты меры по реализации инвестиционного проекта "Организация производства современных ювелирных изделий в городе Ташкенте". Он предполагает производство современных ювелирных изделий на базе отечественного сырья, расширения выпуска готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

В связи с чем, актом намечена реализация следующих мер:

q во-первых, разрешить производителям ювелирных изделий приобретать драгоценные металлы и камни у юридических лиц, занимающихся их добычей и производством, на основе прямых договоров. При этом цены на драгоценные металлы будут определяться как непосредственно самими юрлицами, занимающимися добычей и производством, так и через сеть коммерческих банков.

Сейчас, напомним, действует особая схема реализации драгметаллов с участием ЦБ и уполномоченных коммерческих банков, в которые производители ювелирных изделий подают заявки на приобретение драгметаллов (Постановление Президента от 10.08.2017 г. N ПП-3199). Этим же актом для производителей "ювелирки" предусмотрены налоговые льготы.

Также напоминаем, что с 01.10.2017 г. производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется на основе лицензии, выдаваемой Агентством по драгоценным металлам при ЦБ (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 30.09.2017 г. N 777).

Кроме того, производителям дадут право приобретать лом драгметаллов и обработанных драгоценных камней на договорной основе у юридических и физических лиц;

q во-вторых, организовать производство мерных слитков на предприятиях, имеющих соответствующую производственную базу и отвечающих установленным требованиям. А торговлю мерными слитками драгметаллов производить через территориальные управления ЦБ и коммерческих банков. Использовать мерные слитки будут для открытия обезличенных металлических счетов - инвестиционного инструмента, заменяющего конвертируемую валюту;


Для справки. Мерные слитки - это слитки драгоценных металлов наивысшей пробы, с весом до 1000 граммов.


q в-третьих, внедрить механизм предоставления драгметаллов в лизинг предприятиям - производителям ювелирных изделий.


Для справки. По договору лизинга одно лицо (лизингодатель) приобретает для другого лица (лизингополучателя) имущество и предоставляет его лизингополучателю за плату во владение и пользование на срок свыше 12 месяцев.


Предложения по реализации вышеуказанных мер соответствующие ведомства должны внести до 1 апреля текущего года.


* * *



Указом Президента от 08.01.2019 г. N УП-5614 утверждена "Дорожная карта" основных направлений структурных реформ Республики Узбекистан на период 2019-2021 годов.


Она разработана при участии Всемирного банка и других международных финансовых институтов. Главные направления документа:

q поддержание макроэкономической стабильности;

q ускорение процесса перехода к конкурентной рыночной экономике;

q укрепление социальной защиты и обслуживания граждан;

q усиление роли государства в сильной рыночной экономике и повышение эффективности использования окружающей среды.

Для обеспечения реализации "Дорожной карты" создан Экономический совет с организационно-координационными и аналитическими функциями и Международная экспертная группа при нем.

Механизм реализации программного документа следующий. Ответственное ведомство заблаговременно вносит в секретариат Экономического совета материалы и проекты НПА по вопросам, включенным в "Дорожную карту". Там документы прорабатываются с членами Экономического совета и Международной экспертной группы. Затем проходит обсуждение Экономического совета, и принимаются соответствующие решения.

Разработку, широкое обсуждение и согласование проектов нормативных актов и их внесение в Администрацию Президента обеспечивает Экономический совет.

Глава государства поручил разработать ряд стратегий, концепций и "Дорожных карт" для обеспечения ускоренного развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы. Установлены конкретные сроки их внесения в Администрацию Президента.

          

           

       

Стратегии

     

      

Концепции

      

      

"Дорожные карты"

        

реформирования предприятий с долей государства


до 1 июня

2019 года


социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года


до 1 апреля

2019 года


по улучшению инвестиционного климата


до 1 апреля

2019 года


развития национальной цифровой экономики (Цифровой Узбекистан-2030)


до 1 декабря

2019 года


развития сельского хозяйства 


до 1 октября

2019 года


по повышению гибкости и прозрачности в сфере землепользования

до 1 ноября

2019 года


развития образования

до 1 марта

2020 года


усиления монетарной политики и обеспечения стабильности цен


до 1 октября

2019 года


по охране окружающей среды


до 1 сентября

2020 года


развития сектора управления водными ресурсами и ирригации

до 1 сентября

2020 года


реформирования государственной пенсионной системы


до 1 января

2020 года


дальнейшего развития финансового сектора


до 1 июня

2020 года


              

               

Налоговая реформа: продолжение следует


Это вытекает из "Дорожной карты" основных направлений структурных реформ Республики Узбекистан на период 2019-2021 годов (Указ Президента от 08.01.2019 г. N УП-5614).


Напомним, происходящие в стране масштабные преобразования налоговой системы связаны с принятием Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан (утверждена Указом Президента от 29.06.2018 г. N УП-5468). Ее основные направления имплементированы в Налоговый кодекс (Закон Республики Узбекистан от 24.12.2018 г. N ЗРУ-508), другие нормативные акты, в т.ч. в ежегодное "бюджетное" постановление (Постановление Президента от 26.12.2018 г. N ПП-4086) и вступили в силу с 1 января 2019 года.


Но на этом реформа не закончена. Ее продолжение запланировано в рамках мер по поддержанию макроэкономической стабильности, предусмотренных "Дорожной картой".

В частности, следует ожидать:

q разработки и принятия новой редакции Налогового кодекса в соответствии с передовой мировой практикой. Это нашло отражение и в проекте Госпрограммы-2019;

q разработки и внедрения сопутствующих мер налогового администрирования, экономической политики, внедрения информационных систем и других мероприятий, направленных на совершенствование деятельности налоговых органов и налоговой системы. Движение в этом направлении также началось в минувшем году (Постановление Президента от 26.06.2018 г. N ПП-3802);

q разработки Программы по сокращению "теневой экономики". Определенные шаги сделаны и в эту сторону: бизнесу дали шанс легализовать сокрытых работников без штрафов и доначислений по НДФЛ и ЕСП до 1 апреля 2019 года (абзац 3 пункта 7 Постановления Президента от 26.12.2018 г. N ПП-4086).

Проекты соответствующих документов должны внести в секретариат Экономического совета в марте этого года, а в мае состоится их обсуждение в совете.


* * *



Законом Республики Узбекистан от 09.01.2018 г. N ЗРУ-514 в Трудовой кодекс и Кодекс об административной ответственности внесены поправки, по которым работодатель больше не несет ответственности за прием на работу лица, не имеющего прописки.


Утратила силу статья 223-2 КоАО, по которой должностные лица предприятия могли быть оштрафованы на сумму до 15 МРЗП за прием на работу граждан, проживающих без временной или постоянной прописки либо без учета по месту пребывания.

Кроме того, отсутствие временной или постоянной прописки либо без учета по месту пребывания больше не является основанием для отказа в приеме на работу. Соответствующие изменения внесены в статью 80 ТК.


* * *



В КоАО пересмотрен минимальный возраст для привлечения к административной ответственности (Закон Республики Узбекистан от 09.01.2018 г. N ЗРУ-514).


С 1994 года административная ответственность наступала строго с 16 лет по всем видам правонарушений. Это правило пересмотрено и впредь могут быть исключения.

Например, уже сейчас лиц до 18 лет освободили от административной ответственности за несвоевременное получение паспорта при достижении 16 лет (статья 223 КоАО).


* * *



Указом Президента Республики Узбекистан от 09.01.2019 г. N УП-5618 "О коренном совершенствовании системы повышения правосознания и правовой культуры в обществе" предусмотрено создание Национального правового интернет-портала, информационной системы Advice.uz с бесплатными юридическими консультациями.


На Министерство юстиции возложены дополнительные задачи:

q осуществление комплексных мер по повышению качества информирования исполнителей и населения о сути и значении законодательства, разработке принципиально новых подходов к организации этой деятельности;

q обеспечение широкого использования госорганами и организациями правовой информации, координация их деятельности по налаживанию эффективного сотрудничества с институтами гражданского общества и средствами массовой информации;

q изучение проделанной госорганами и организациями работы по правовой пропаганде и просвещению, а также подготовка предложений по совершенствованию их деятельности в этом направлении;

q разработка предложений по внедрению современных механизмов правовой пропаганды с учетом потребности в информации различных слоев населения, в том числе предпринимателей и молодежи;

q изучение и анализ общественного мнения для повышения качества информирования о сути и значении законодательства, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию работы в этой сфере.

Утвердят индикаторы мониторинга и оценки мероприятий по повышению правовой культуры в обществе. На постоянной основе будет проводиться работа по выявлению наиболее актуальных, интересующих население вопросов. По ним будет осуществляться адресная и предметная правовая пропаганда. Подготовят пособия по правовым вопросам, часто встречающимся в повседневной жизни. Предусмотрено развитие системы по оказанию бесплатной добровольной (pro bono) юридической помощи социально уязвимым слоям населения.

Для поощрения работников госорганов и организаций, внесших достойный вклад в дело повышения правосознания и правовой культуры населения, учредят нагрудный знак "Отличник правовой пропаганды".

До 1 июля 2019 года заработает правовая информационная система Advice.uz, в которой предусмотрен портал бесплатных консультаций населению.

К 1 января 2020 года планируется завершить создание Национального правового интернет-портала. Его контент будет включать базу данных законодательства и систему доступа к дополнительной правовой информации (юридические словари и литература, онлайн-форум по обсуждению проектов актов законодательства и другие).


* * *



В Налоговый кодекс внесли поправки, связанные с оплатой госпошлины в судах (Закон Республики Узбекистан от 09.01.2019 г. N ЗРУ-513).


Во-первых, конкретизированы объекты взимания госпошлины (статья 328 НК). Теперь указывается полный перечень заявлений и жалоб, с которых она уплачивается, в разрезе гражданского и экономического судопроизводства.

Перечислены документы, облагаемые госпошлиной при подаче в административные суды. Напомним, административные суды образованы с 1 июня 2017 года для рассмотрения административных споров, вытекающих из публично-правовых отношений, а также дел об административных правонарушениях (Указ Президента от 21.02.2017 г. N УП-4966). Более детально их компетенция зафиксирована в Кодексе об административном судопроизводстве и статье 245 КоАО.

Во-вторых, скорректированы перечни субъектов, освобождаемых от уплаты госпошлины в судах. По итогам анализа видно, что некоторые утратили эту льготу и теперь обязаны платить госпошлину на общих основаниях.

        

         

     

Cуды по гражданским делам

       

     

Экономические суды

         

истцы - по искам, вытекающим из авторских и смежных прав, а также из права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товаров, селекционное достижение


сельскохозяйственные товаропроизводители - по искам, связанным с невыполнением договорных обязательств заготовительными и обслуживающими организациями


лица, обратившиеся с апелляционными и кассационными жалобами по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания материального ущерба, причиненного преступлением


субъекты предпринимательства - при обращении в суд на решения государственных и иных органов, действия (бездействие) их должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности


лица, обратившиеся с апелляционными и кассационными жалобами по делам о расторжении брака, не связанными с разделом имущества


негосударственные некоммерческие организации - при обжаловании в суд неправомерных решений государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц, нарушающих их права и законные интересы


по заявлению:

q об отмене определения суда о прекращении дела или оставлении его без рассмотрения;

q об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка исполнения;

q об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим;

q о пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам;

q о сложении или уменьшении штрафа, наложенного судом, о повороте исполнения решения суда, о восстановлении пропущенного срока;

q по частным жалобам на определение суда об отказе в сложении или уменьшении штрафа и по другим частным жалобам на определение суда


товарищества частных собственников жилья, коммунально-эксплуатационные организации - по искам о взыскании задолженности по внесению обязательных взносов и оплате коммунальных услуг

товарищества частных собственников жилья, коммунально-эксплуатационные организации - по искам о взыскании задолженности по внесению обязательных взносов и оплате коммунальных услуг


Акционерное общество "Ўзагросуғурта", его дирекция и отделения на местах - по искам о взыскании задолженности с сельскохозяйственных предприятий за выплаченное страховое возмещение по договорам страхования рисков непогашения сельскохозяйственными предприятиями кредитов банков и возвратности средств, авансируемых для проведения работ по производству сельскохозяйственной продукции, а также по фьючерсным контрактам


товарищества частных собственников жилья, коммунально-эксплуатационные организации, а также граждане - по искам о возмещении ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением предприятиями, оказывающими населению жилищно-коммунальные услуги, условий заключенных договоров


товарищества частных собственников жилья, коммунально-эксплуатационные организации - по искам о возмещении ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением предприятиями, оказывающими населению жилищно-коммунальные услуги, условий заключенных договоров


хокимияты районов, городов (районов, входящих в состав городов) - по искам о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и внесению обязательных взносов, вносимым по представлению поставщиков коммунальных услуг или товариществ частных собственников жилья


хокимияты районов, городов (районов, входящих в состав города) - по искам о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и внесению обязательных взносов, вносимым по представлению поставщиков коммунальных услуг или товариществ частных собственников жилья


Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации и его органы на местах - по искам о взыскании в доход бюджета штрафов с юридических лиц за поставку продукции, отгрузка которой была запрещена органами, осуществляющими государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий и контроль за качеством продукции, или другими уполномоченными на то органами


юридические и физические лица - по жалобам на действия (бездействие) государственного исполнителя


собственники - по делам об обжаловании в суд решений государственных и иных органов, органов самоуправления граждан, действий (бездействия) их должностных лиц о нарушении их прав и законных интересов, связанных с осуществлением права частной собственности


        

         

Субъекты, освобождаемые от уплаты государственной пошлины в административных судах, вынесены в отдельный перечень.

В-третьих, в Налоговом кодексе оговорили правило, что при полном или частичном отказе в удовлетворении требований, заявленных лицами, имеющими льготы по оплате госпошлины, она взыскивается с них пропорционально размеру требований, в удовлетворении которых отказано. Ранее оно также действовало, поскольку предусматривалось процессуальным законодательством (статья 118 ЭПК; статья 138 ГПК).

Однако это касается не всех льготников. Например, в экономическом суде правило работает только в отношении акционерных обществ с иностранными инвестициями (по искам о нарушении их прав и законных интересов), а также субъектов предпринимательства при подаче заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда. Остальные же госпошлину не платят, даже в случае отказа в удовлетворении заявленных ими требований.


* * *



Создание Единой биллинговой системы коммунальных услуг с внедрением унифицированного лицевого счета потребителя откладывается.


Согласно Постановлению Кабинета Министров от 14.09.2017 г. N 726 эти технологии должны были разработать и запустить до 1 августа 2018 года, а с начала этого года к биллингу уже должны были подключить электро- и газоснабжение. Однако система до сих пор не заработала.

С выходом Постановления Кабинета Министров от 04.01.2019 г. N 5 стали известны новые сроки. К 1 апреля 2019 года только разработают техническое задание на создание Единой биллинговой системы коммунальных услуг и определят источники финансирования проекта.


* * *



Норма, дававшая право налоговым органам бесспорно списывать налоговую задолженность с пластиковых карт физлиц, отменена.


В июне минувшего года Глава государства подписал документ о коренном совершенствовании деятельности органов государственной налоговой службы. Один из его пунктов наделял налоговиков правом бесспорно списывать возникшую налоговую задолженность с банковских счетов, обслуживающих пластиковые карты налогоплательщиков-физлиц. При этом сумма списания не должна превышать 2 МРЗП в месяц (абзац 5 пункта 7 Постановления Президента от 26.06.2018 г. N ПП-3802).

Но практического применения норма так и не получила:

q во-первых, с формально-юридической точки зрения, данное полномочие должно предусматриваться законодательными актами. Как минимум, соответствующие поправки следовало внести в статью 63 Налогового кодекса. Однако в общем пакете изменений и дополнений в кодекс (Закон Республики Узбекистан от 24.12.2018 г. N ЗРУ-508) таковых не оказалось.

К тому же, требовалось разработать и утвердить конкретный механизм реализации данного полномочия. Попытку предприняли, выставив на обсуждение соответствующий проект. О качестве документа отчасти свидетельствует то, что за время обсуждения к нему поступило 57 замечаний и предложений.

q во-вторых, сама идея предоставления налоговым органам такого полномочия вызвала неодобрение не только у "рядовых" граждан, но и у представителей власти. В частности, Центральный банк высказал мнение, что ведомственные интересы не должны негативно влиять на развитие других отраслей или экономики страны в целом.

Возможно, эти факторы и послужили причиной того, что норма, наделявшая налоговиков правом бесспорного взыскания долгов, утратила силу с 1 января 2019 года (пункт 15 Приложения N 34 к Постановлению Президента от 26.12.2018 г. N ПП-4086).


* * *



Приказом министра юстиции (рег. МЮ N 3114 от 04.01.2019 г.) утвержден новый порядок проведения конкурса по назначению на должность нотариуса.


Действовавший до этого порядок с 5 января 2019 года утратил силу.

Механизм отбора нотариусов и процедура проведения конкурса претерпели значительные изменения еще в прошлом году.

Главным новшеством стал пересмотр требований, которым должен отвечать претендент на должность нотариуса. Им может стать гражданин страны не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 3 лет, в т.ч. с прохождением стажировки не менее 1 года в нотариальной конторе, сдавший квалификационный экзамен. При этом стажировка не требуется для помощников нотариусов, лиц, проработавших на судейской должности не менее 5 лет или на руководящих нотариальной деятельностью должностях и должностях, контролирующих данную деятельность, не менее 3 лет.

Теперь осветим основные изменения, касающиеся самой процедуры проведения конкурса.

Во-первых, расширен перечень документов, предъявляемых претендентом для прохождения конкурса. К заявлению необходимо приложить:

q копию паспорта;

q анкету по установленной форме;

q диплом или копию свидетельства о нострификации (признании эквивалентности) диплома иностранного вуза;

q заверенную копию трудовой книжки или выписку из системы "Электронная трудовая книжка", удостоверяющую стаж по юридической специальности;

q справку о судимости;

q выписку из решения квалификационной комиссии при территориальном управлении юстиции о сдаче (повторной сдаче) претендентом квалификационного экзамена (для лиц, сдавших экзамен, но не работавших на должности нотариуса в течение 3 лет).

Указанные документы представляются в Министерство юстиции в электронной форме.

По ранее действовавшему порядку рабочий орган самостоятельно получал выписки из решения квалификационной комиссии, а также сведения об образовании и трудовом стаже лиц, работающих в системе органов юстиции. Поэтому от последних представления трудовой книжки и диплома не требовалось. Кроме того, в список добавили анкету и справку о судимости.

Подаваемые документы оформляются в виде отдельных файлов (размером не более 10 Мб) и отправляются в отсканированном виде в формате PDF.

Во-вторых, объявление о проведении конкурса будет размещаться, помимо в СМИ и на сайте Минюста (сайтах управлений юстиции), еще в газете "Инсон ва хукук". Срок предоставления документов со дня анонсирования конкурса сократили с одного месяца до 15 дней.

В-третьих, исключили критерий обязательного наличия постоянной прописки в г. Ташкенте и Ташобласти, если лицо претендует на должность нотариуса в расположенных на этих территориях нотариальных конторах. То есть теперь работать нотариусом в столице и столичной области можно и без местной прописки.

В-четвертых, конкурс проводится в форме собеседования (ранее - в устно-письменной форме). Вопросы будут охватывать следующие сферы:

q реформы государственного и общественного строительства, а также социально-политической сферы;

q гражданское право;

q нотариат.

На подготовку к вопросам дается до 20 минут времени. Ответы оцениваются по 10-балльной системе.

Ранее конкурс проводился в виде письменного и устного ответа на 5 вопросов по социальной, правовой и нотариальной сферам, а на подготовку выделялось 90 минут времени.

Экзаменующимся запретят заносить на конкурс мобильные телефоны, другие средства связи и телекоммуникации, книги и шпаргалки. День и место проведения конкурса объявят на веб-сайте Минюста за 5 дней до его начала.

В-пятых, лица, назначенные на должность нотариуса, но не работавшие последние 3 года нотариусом или помощником, стажером, секретарем нотариуса, будут проходить месячную практику по программе, утвержденной Минюстом. К тому же назначат куратора практики - нотариуса с опытом и навыками работы в практической сфере, проработавшего в должности не менее 3 лет.


* * *



Принято Постановление Президента от 08.01.2019 г. N ПП-4102 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности секторов по комплексному социально-экономическому развитию регионов".


Для улучшения работы секторов принят ряд организационных решений.

Так, утвержден типовой перечень ведомств и организаций, подлежащих включению в штабы секторов на областном и районном (городском) уровнях. Это позволит сформировать схожие команды по всей стране.

В структуре хокимиятов, органов прокуратуры, внутренних дел и налоговых органов создана вертикальная система управления секторами по линии "район - регион - республика". Каждое ведомство будет ответственно за работу порученных ему секторов по всей республике.

Руководители секторов будут утверждать работников других организаций, привлекаемых к работе в их штабе. Секретаря штаба освободят от нагрузки по основной работе с сохранением должностного оклада, и даже назначат надбавку до 50% от него.

С 1 апреля 2019 года по республике заработает единая электронная информационная система, содержащая:

q данные о проблемах, выявленных в результате подворовых обходов, проведенных бесед, изучения поступивших обращений и решений по ним;

q данные о выявленных проблемах в результате изучения обстановки на объектах социальной и других сфер, а также состоянии их решения;

q формы электронной статистической отчетности о деятельности секторов;

q "дорожные карты" по социально-экономическому развитию Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов (городов), повышению уровня жизни и улучшению социальной защиты населения, а также данные об их исполнении.

Ее внедрят в качестве модуля в другую систему - "Hudud".

Президент обязал руководителей районных (городских) секторов не реже 1 раза в неделю, а руководителей секторов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента не реже 2 раз в месяц с выездом на места принимать физических лиц по социальным вопросам, а также представителей юридических лиц в разрезе соответствующих сфер деятельности.

Кабинет Министров, Генпрокуратура, МВД и ГНК ежегодно до 15 января по каждой системе оценят деятельность руководителей секторов. Двух руководителей из каждого ведомства с самыми высокими показателями наградят автомобилями. За образцовую организацию работы и активное участие в деятельности штаба сектора также положены ценные подарки и премии.

Документ предусматривает и иные организационные меры.


* * *



Опубликовано Постановление Президента от 06.01.2019 г. N ПП-4096 "О мерах по кардинальному совершенствованию системы подготовки кандидатов на должности судей, переподготовки, повышения квалификации судей и работников аппарата судов".


Совершенствование системы подготовки кандидатов на должности судей - одна из задач, обозначенных в проекте Государственной программы-2019.



Новый подход к обучению "служителей Фемиды"


Начиная с 2019/2020 учебного года, кандидатов в судьи будут принимать на основе конкурса исключительно из числа лиц, состоящих в резерве на должности судей, по квотам, устанавливаемым Высшим судейским советом совместно с Верховным судом.

Будущих судей станут обучать на курсах подготовки кандидатов на должности судей по одногодичной образовательной программе магистратуры на грантовой основе. Этот порядок внедряется уже с 10 января этого года.

Кандидатов в судьи, принятых на курсы подготовки, освободят от занимаемой должности по основному месту работы, но эта должность при этом сохранится за ними на весь период обучения. Слушателей курсов обеспечат стипендией в размере ежемесячного ФОТ помощника судьи.

Начиная с 1 сентября 2020 года, на должности судей будут назначать только лиц, успешно завершивших обучение на таких курсах. Тот, кто не выполнит программу обучения или откажется от предложенной судейской должности, возместит в госбюджет сумму стипендии в полном размере за весь период обучения.

Действующий в настоящее время порядок назначения судей на первоначальный срок сохранится до завершения 2019/2020 учебного года.



Переподготовка и повышение квалификации судей


С 10 января 2019 года также вводится порядок:

q 2-месячной переподготовки судей, состоящих в резерве на замещение руководящих должностей. Учебная программа  направлена на овладение навыками судебного администрирования, освоение инновационных форм и методов организации работы и управления;

q 2-недельного (как минимум) повышения квалификации судей и работников аппарата судов по заявкам Верховного суда. На курсах будут разъяснять суть и значение нововведений в законодательстве, а также помогут усовершенствовать профессиональные навыки и умения, в т.ч. по вопросам толкования и применения норм права.

За слушателями курсов переподготовки и повышения квалификации на период обучения сохранят занимаемую должность и среднемесячную зарплату по основному месту работы.



Организуют Высшую школу судей


Она образуется при Высшем судейском совете на базе Исследовательского центра изучения проблем правосудия с передачей 12 штатных единиц Центра повышения квалификации юристов при Минюсте.

Высшая школа наделяется статусом государственного образовательного и научно-исследовательского учреждения и осуществляет подготовку кандидатов на должности судей, переподготовку, повышение квалификации судей и работников аппарата судов.

В учебном заведении будут функционировать 5 кафедр: гражданско-правовых, экономическо-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых дисциплин, а также профессиональных навыков.

Возглавляет Высшую школу директор, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом по представлению председателя Высшего судейского совета.

На профессорско-преподавательский состав распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для судей Верховного суда, а на других работников учреждения - работников аппарата Верховного суда.

Высшую школу судей разместят по адресу: г. Ташкент, Чиланзарский район, улица Чупонота, дом 6.


* * *



Приказом министра юстиции (рег. МЮ N 3113 от 04.01.2019 г.) утверждена новая редакция Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами.


Действовавшая ранее редакция этого акта (рег. МЮ N 2090 от 30.03.2010 г.) утратила силу.


Напомним, с 1 января этого года вступили в силу новшества в системе оказания нотариальных услуг, предусмотренные Постановлением Президента от 25.05.2018 г. N ПП-3741.


Принятым актом регламентируются как общие правила совершения нотариальных действий, так и установленные для отдельных их видов (статья 23 Закона "О нотариате"). В частности, определен порядок нотариального оформления сделок по покупке жилья в новостройках г. Ташкента и Ташкентской области лицами, не имеющими там постоянной прописки.

Действовавшие до этого ограничения в виде повышенной цены приобретения гражданами жилья в новостройках столицы и столичного региона отменены. Сумма сделки, заключенной между гражданами, больше роли не играет. А прописанные в других областях Узбекистана иностранцы должны выложить за жилье в Ташкенте или Ташобласти 3 300 МРЗП.

Эти нюансы также нашли отражения в новой редакции документа.


Для справки. Порядок нотариального удостоверения сделок купли-продажи, мены и дарения недвижимого имущества регулируется Положением о порядке нотариального удостоверения сделок купли-продажи, мены и дарения недвижимого имущества с применением межведомственного электронного взаимодействия (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 27.02.2017 г. N 106).


* * *



Опубликован Указ Президента от 05.01.2019 г. N УП-5611 "О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан".


Документ предусматривает значительное упрощение визового режима нашего государства:

во-первых, для граждан 45 стран с 1 февраля 2019 года вводится безвизовый режим сроком на 30 дней со дня въезда в Узбекистан.

Исходя из представленного списка, для граждан Австралии, Австрии, Великобритании, Дании, Испании, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Финляндии и Швейцарии:

q введение "безвиза" серьезно ускорено - изначально планировалось лишь с 2021 года (Указ Президента от 02.12.2016 г. N УП-4861). Напомним также, что туристам из ФРГ въездная виза не нужна уже с 15 января 2019 года;

q не важна цель посещения нашей страны - изначально предполагалось разрешить въезд без визы только в туристских целях (Указ Президента от 02.12.2016 г. N УП-4861). Таким образом, единственным условием безвизового пребывания в Узбекистане для них остался 30-дневный срок.

Хорошие новости для граждан Бельгии, Польши, Венгрии, Португалии и Чехии. Помимо более раннего "открытия" безвизового режима, к ним не будут предъявляться условия по возрасту (намечалось только для граждан, достигших 55 лет) и целям въезда (предполагалось - в туристских целях).

во-вторых, перечень стран, граждане которых могут получить электронную въездную визу, расширяется с 1 февраля 2019 года. В утвержденном списке 76 государств. При этом МИД по необходимости может временно, на срок до 30 дней, ограничить получение "Е-визы" гражданами отдельных стран.


Напомним, возможность оформления въездной визы в упрощенном порядке через портал e-visa.gov.uz введена Указом Президента от 03.02.2018 г. N УП-5326 в отношении граждан 39 стран. По данным МИД Узбекистана, в настоящее время эта опция доступна представителям 51 государства.


Электронная виза дает иностранцу право пребывать в нашей стране до 30 дней с однократным въездом. Она оформляется за два рабочих дня (без учета дня подачи обращения).

в-третьих, с 15 марта 2019 года появятся новые виды электронных въездных виз. От "простых" электронных они отличаются:

q сроком действия - 30 дней, тогда как стандартная действует 90 дней (не путать с 30-дневным сроком пребывания в Узбекистане получившего ее иностранца);

q неоднократностью, а именно предлагаются варианты - двукратная и многократная (стандартная электронная виза - однократная);

q повышенным по отношению к общему (20 долл. США) размером консульского сбора: за оформление двукратной - 35 долл. США, многократной - 50 долл. США.

в-четвертых, внедряется пять новых (не электронных) категорий въездных виз для отдельных групп иностранцев.

        

       

"Vatandosh"

2-летняя виза для уроженцев Узбекистана и членов их семей, при наличии приглашений со стороны их родственников, являющихся гражданами Узбекистана и постоянно проживающих на территории страны


"Student visa"

годичная виза, которая выдается иностранным студентам, обучающимся в образовательных учреждениях, расположенных в Узбекистане, оформляемая по ходатайству отечественных образовательных учреждений, министерств, ведомств и организаций, имеющих в своем ведении образовательные учреждения


"Academic visa"

виза сроком от 3 месяцев до 2 лет для иностранных лиц, желающих вести научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность в Узбекистане, выдаваемая по ходатайству национальной Академии наук, научно-исследовательских организаций, вузов республики, министерств или ведомств


"Medical visa"

виза до 3 месяцев для иностранных граждан, въезжающих в Узбекистан на лечение по приглашению лечебно-профилактического учреждения


"Piligrim visa"

паломническая виза, выдаваемая сроком до 2 месяцев иностранным гражданам по заявкам субъектов туристской деятельности и Комитета по делам религий при Кабинете Министров для изучения культурно-исторического и религиозно-духовного наследия, традиций Узбекистана


          

       

Визу могут не выдать, если иностранному гражданину или лицу без гражданства, закрыт въезд в Узбекистан. Необходимые организационные меры по внедрению перечисленных видов виз примут в месячный срок.



Приобретение недвижимости - условие

для получения вида на жительство


Граждане 109 стран смогут получить вид на жительство в Узбекистане после покупки недвижимости.


Напомним, вид на жительство удостоверяет право иностранного гражданина либо лица без гражданства* постоянно проживать в Узбекистане. Документ выдается на 5 лет с возможностью продления. Порядок его выдачи регулирует Положение о виде на жительство в Республике Узбекистан для иностранца, виде на жительство в Республике Узбекистан для лица без гражданства и удостоверении лица без гражданства (Приложение N 2 к Указу Президента от 26.02.1999 г. N УП-2240). Процедура - длительная, свое мнение должны дать несколько госорганов.


Теперь для граждан 109 стран получение вида на жительство упрощается. Для этого нужно приобрести недвижимое имущество в:

q Ташкентской области и г. Ташкенте на сумму - в эквиваленте не менее 400 тыс. долл. США;

q Самаркандской, Бухарской, Наманганской, Андижанской, Ферганской и Хорезмской областях - в эквиваленте не менее 200 тыс. долл. США;

q Республике Каракалпакстан и других областях республики - в эквиваленте не менее 100 тыс. долл. США.

Отметим, что практическое применение нового правила затруднительно до внесения поправок в некоторые акты законодательства.

Например, согласно пункту 57 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами (рег. МЮ N 2090 от 30.03.2010 г.), чтобы приобрести жилое помещение, иностранцу уже необходимо иметь вид на жительство. Кроме того, не уточняется, какую недвижимость (жилую и/или нежилую) нужно купить.

Не ясно также, что будет больше влиять на итоговое решение о выдаче вида на жительство: факт приобретения недвижимости либо мнение уполномоченных органов. Для этого необходимо дождаться изменений в Положение о виде на жительство в Республике Узбекистан для иностранца, виде на жительство в Республике Узбекистан для лица без гражданства и удостоверении лица без гражданства (Приложение N 2 к Указу Президента от 26.02.1999 г. N УП-2240).

       

           

*) Лица, прибывшие в нашу страну после вступления в силу Закона "О гражданстве Республики Узбекистан" и не имеющие доказательства принадлежности к гражданству какого-либо государства. Для них вид на жительство также удостоверяет личность.



Пересадки при путешествии на дальние

расстояния станут удобнее


Создается единый электронный портал транспортной системы республики, предусматривающий реализацию проездных билетов с удобными стыковками рейсов (автобусные, авиа- и железнодорожные). Это следует из Указа и Постановления Президента от 05.01.2019 г.

Актуальность появления портала возрастает в связи с комплексом мероприятий, который планируется реализовать в рамках развития туристической инфраструктуры. Планируется значительно увеличить как местные, так и международные рейсы компаний, осуществляющих перевозки при помощи железнодорожного, авиационного и автомобильного транспорта.

Создается рабочая группа  по кардинальному улучшению логистической привлекательности Узбекистана, а также координации работ по привлечению зарубежных авиакомпаний к полетам в местные аэропорты, основными задачами которой определено:

q кардинальное улучшение системы транспортных сообщений в республике для увеличения товарооборота, количества перевозимых пассажиров и инвестиций, в первую очередь из стран Европы и Юго-Восточной Азии;

q ускоренное решение вопросов привлечения авиакомпаний для увеличения потоков по линии "зиёрат" туризма, в том числе открытия регулярных авиарейсов из Индонезии;

q определение стратегически важных направлений полетов с целью привлечения турпотока;

q разработку гибкой системы скидок и преференций для зарубежных перевозчиков с целью запуска новых маршрутов в аэропортах страны;

q увеличение количества пассажиров на дальнемагистральных маршрутах путем создания стыковочных рейсов, в том числе в период "вне сезона";

q проведение переговоров с иностранными и местными авиакомпаниями, а также рассмотрение их предложений и рациональное распределение их по аэропортам;

q упрощение механизма согласования чартерных рейсов;

q внедрение режима "Открытое небо" в отдельных аэропортах страны;

q пересмотр нормативно-правовой базы с целью содействия созданию местных авиакомпаний;

q разработку документов по дальнейшему развитию транспортной перевозки туристов для обеспечения интермодальных перевозок внутри страны (автобусные, железнодорожные и авиаперевозки);

q сокращение расходов авиакомпаний и оптимизация цен на авиабилеты для потребителей;

q увеличение количества маршрутов внутренних авиаперевозок между областями страны;

q совершенствование механизма закупки авиакеросина у иностранных поставщиков с обеспечением прозрачности и конкуренции в процессе закупки.

Кроме того, отменено требование по получению дополнительной лицензии на осуществление городских и пригородных перевозок пассажиров от субъектов предпринимательства, оказывающих населению и иностранным гражданам автобусами или микроавтобусами транспортные услуги внутри страны по нерегулярным маршрутам, имеющих лицензию на осуществление междугородных перевозок пассажиров.



Фото на память: ограничения сняты


Объекты, запрещенные к фото- и видеосъемке, с марта можно будет легко определить по специальным указателям. А на объектах туристического показа вместо контролеров появятся турникеты. Это следует из Указа и Постановления Президента от 05.01.2019 г.

Встречи с лицами, запрещающими фотографировать, и непрофессиональными контролерами на входе в учреждения культуры и памятники архитектуры зачастую у туристов оставляют не лучшие впечатления. Эту проблему решат в ближайшие месяцы.



Что можно фотографировать?


В Узбекистане появится перечень объектов, общественных мест и территорий, на которых запрещена фото- и видеосъемка. Его до 1 февраля 2019 года утвердит МВД совместно с Министерством обороны, Пограничными войсками СГБ, а также иными министерствами и ведомствами.

На всех объектах, включенных в перечень до 1 марта 2019 года установят запрещающие указатели на двух и более иностранных языках (английский, русский и др.). Если указателей нет, фото- и видеосъемка допускается без каких-либо ограничений.



IT поможет улучшить обслуживание

в учреждениях культуры


Утвержден Перечень объектов и учреждений культуры, в которых внедряются современные информационные технологии. В него вошли памятники архитектуры, музеи, галереи, театры, наиболее часто посещаемые туристами. Кроме того, образована рабочая группа по внедрению на объектах и учреждениях культуры современных информационных технологий. На нее возложены задачи по:

q определению минимальных требований к внедрению современных информационных технологий на объектах и в учреждениях культуры;

q отбору в 2-месячный срок наилучших предложений субъектов предпринимательства по внедрению современных информационных технологий на объектах и в учреждениях культуры на условиях государственно-частного партнерства и обеспечения заключения с ними договоров.

Планируется, что современные информационные технологии на объектах и в учреждениях культуры будут установлены до 1 июля 2019 года. В планах - внедрение на входе турникетов, которые заменят контролеров.


Важно! Ввозимые турникеты, программное обеспечение, платежно-справочные терминалы, системы видеонаблюдения, предназначенные для использования на объектах материального культурного наследия, в музеях, театрах, галереях и охраняемых природных территориях по перечням, формируемым в установленном порядке, освобождены от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) до 1 января 2022 года.


* * *



Подписано Постановление Президента от 05.01.2019 г. N ПП-4095 "О мерах по ускоренному развитию туристской отрасли".


Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров будет предоставлять субъектам малого предпринимательства компенсацию на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков, выделяемых для финансирования проектов по созданию и реконструкции объектов туристской инфраструктуры, гостиниц и санитарно-гигиенических узлов.



Более 1,5 тыс. гостиниц построят за 3 года


Постановлением предусмотрены меры, которые должны активизировать участие предпринимателей в строительстве новых гостиниц, а также помочь им в реализации соответствующих проектов. Планируется, что к концу 2021 года в стране будет функционировать 2 394 гостиницы с 50 044 номерами различной комфортности.

В частности, внедрены механизмы, в соответствии с которыми:

а) земельный участок, выделенный для строительства гостиницы, после его завершения может быть реализован инвестору на праве собственности, за исключением территории и охранной зоны объектов материального культурного наследия, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения;

б) часть затрат инвесторов на строительство и оснащение новой гостиницы компенсируется за счет средств Государственного бюджета, при условии ее сдачи в эксплуатацию и подтверждения категории гостиницы до 1 января 2022 года:

q с номерным фондом не менее 50 номеров для категории 3 звезды;

q не менее 100 номеров для категории 4 звезды.

При этом сумма финансирования из Государственного бюджета части затрат инвесторов, до достижения дополнительного количества в 50 тысяч номеров, с их ежегодной индексацией в процессе утверждения параметров Государственного бюджета на следующий год, составляет:

q 40 млн сумов за каждый номер в гостиницах с категорией 3 звезды;

q 65 млн сумов за каждый номер в гостиницах с категорией 4 звезды.

Положение о порядке выделения средств для компенсации затрат инвесторов на строительство и оснащение гостиниц из Государственного бюджета будет утверждено в 2-месячный срок.

Кроме того, установлено, что роялти организаций - резидентов Узбекистана по использованию известных и престижных мировых гостиничных брендов (согласно рейтингам топ-50 гостиничных брендов) в течение трех лет с момента вступления в силу контракта о франчайзинге частично финансируется за счет средств Государственного бюджета в следующих объемах:

q первые 50 гостиниц с категорией 3 звезды - ежегодно в эквиваленте по 200 долларов США за номер для каждой гостиницы;

q первые 30 гостиниц с категорией 4 звезды - ежегодно в эквиваленте по 400 долларов США за номер для каждой гостиницы.

При этом общий объем финансирования роялти организаций составляет в эквиваленте не более 10 млн долл. США.

Информация о неиспользуемых объектах и землях, выделенных под строительство гостиниц, а также проектах для инвесторов будет представляться на сайтах Госкоминвестиций, Госкомтуризма и Торгово-промышленной палаты. Кроме того, земельные участки и объектов государственной собственности для строительства гостиниц будут выставляться на торговой площадке "E-IJRO AUKSION".


Важно! В Постановлении указано, что согласно законодательству гостиничные услуги должны предоставляться независимо от места жительства (прописки), гражданства, родственных и брачных отношений физических лиц, а также других факторов, ограничивающих права на частную жизнь. На сегодняшний день на практике можно столкнуться с различного рода ограничениями, например, по причине брачных отношений.


Активному развитию гостиничных услуг будет способствовать отмена требований по получению гостиницами:

q разрешительного свидетельства отдельно на каждую стационарную розничную торговую точку и объект общественного питания, осуществляющие продажу постояльцам алкогольной продукции (бар, мини-бар, кафе, ресторан), принадлежащей гостинице и расположенную внутри нее;

q лицензии на оказание транспортных услуг для своих постояльцев по трансферу из аэропорта, железнодорожного/автовокзала в отель и обратно, а также на туристические объекты.



Услуги хостелов больше не подлежат сертификации


Требование обязательной сертификации гостиничных услуг хостелов отменено с установлением требования внесения хостелов в реестр гостевых домов и хостелов в установленном порядке.

Впредь при разработке программ развития городов и населенных пунктов будет предусмотрено наличие в каждом крупном городе  сети хостелов и гостевых домов. При этом будут ежегодно утверждаться программы их создания.



В фокусе особого внимания


Установлено, что объекты материального культурного наследия, на территории которых расположены или будут созданы объекты туристской инфраструктуры, в т.ч. средства размещения, предоставляются в аренду на срок до 30 лет, но не менее чем на 10 лет.

Арендаторы освобождаются от уплаты аренды за первые 5 лет при условии направления суммы равной 5-летней аренды на реставрацию и консервацию объектов материального культурного наследия, на территории которых они расположены, а также соблюдении норм сохранения объектов материального культурного наследия.



Поддержку предпринимателей, строящих

современные санузлы, усилили


Субъектов предпринимательства будут привлекать для строительства современных санитарно-гигиенических узлов по типовым проектам, в т.ч. сетевых. При этом перечень предусмотренных для них льгот и преференций пополнен новыми.


Напомним, Постановлением Президента от 07.02.2018 г. N ПП-3514 была введена норма, согласно которой можно уменьшить налогооблагаемую базу на сумму затрат:

q в срок до 1 января 2020 года - до 100 млн сумов по реконструкции, капитальному ремонту либо строительству, направленных на создание современных и соответствующих гигиеническим требования туалетов на объекте по оказанию услуг населению и туристам;

q в срок до 1 января 2025 года - до 12 млн сумов ежегодно, направляемых на содержание чистых туалетов, в том числе зарплату уборщиц, приобретение гигиенических, чистящих и моющих средств, оплату коммунальных расходов.


Кроме этого, теперь по ходатайству Госкомтуризма им будет предоставляться преимущественное право на получение земельных участков в размере 80-100 кв. м, без участия в электронном аукционе.

Также до 1 января 2022 года от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) освобождены ввозимые антивандальные санитарно-гигиенические узлы, устанавливаемые в местах посещения туристов. В случае нецелевого использования ввезенных товаров, сумма таможенных платежей, не уплаченная в связи с предоставлением льгот, взыскивается в Государственный бюджет с применением финансовых санкций.


* * *



Импортные таможенные пошлины изменились по 452 видам товаров в сравнении с запланированными на 2019 год по Постановлению Президента от 29.06.2018 г. N ПП-3818. По 65 позициям введен акцизный налог (Постановление Президента от 26.12.2018 г. N ПП-4086). Разбираем, как новые ставки повлияют на "растаможку".



Импортные таможенные пошлины


Импортные пошлины выросли в сравнении с запланированными в Постановлении Президента от 29.06.2018 г. N ПП-3818. Повышение на 5-30% затронуло 443 вида товаров.

Например, среди продуктов питания меньшая ставка в 5% введена на сгущенное молоко и сливки, нежареный кофе и пальмовое масло. В 2 раза пошлина увеличилась практически на всю одежду (с 10 до 20%). При этом введен минимум, ниже которого рассчитанные в процентах размеры пошлин опуститься не могут - от 0,2 до 4 долл. США за штуку. Аналогично вдвое увеличились ставки по обуви (с 5 до 10%). Здесь тоже введен минимальный размер - 1,5 долл. за штуку. По 30% (большая ставка) придется заплатить с яиц и жевательной резинки. Серьезные повышения предусмотрены также по посуде, мебели, товарам для офиса, бытовой и климатической технике, автозапчастям и т.д.

Снижение импортной пошлины затронуло всего 8 видов товаров. Среди них - новые и бывшие в эксплуатации тракторы - тягачи седельные, в том числе возрастом 5-7 лет, пряжа из шелковых отходов, ситоткани, фильтровальные ткани и др.

А по хлебу и кондитерской выпечке просто установлен минимальный порог пошлины - не менее 0,30 долл. США за килограмм продукции (ставка - 15%).

На сайте nrm.uz уже доступен полный список ставок импортной таможенной пошлины в новой редакции.



Акцизный налог при импорте


Важно! Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности версии 2017 года (ТН ВЭД) разделяет виды товаров на группы, позиции, субпозиции и подсубпозиции. Новые виды импортных товаров, попавшие под акцизный налог, определены на уровне подсубпозиций ТН ВЭД. Это означает, что налог вводится точечно.


Под импортный акциз попали 9 подсубпозиций кондитерских изделий и выпечки (коды ТН ВЭД: 1704 90 650 0, 1704 90 710 0, 1704 90 750 0, 1806 32 100 0, 1806 32 900 0, 1806 90 190 0, 1806 90 500 9, 1905 31 190 0, 1905 32 190 0). Ставка по сухому печенью (2 подсубпозиции) - 20% от таможенной стоимости товара, а по остальным товарам - 10%.

Акцизный налог охватил также 4 подсубпозиции пластмассовых изделий для строительства и ремонта (коды ТН ВЭД: 3916 20 000 0, 3919 10 800 0, 3919 90 000 0, 3925 90 800 0). Ставка налога составит 10-20%.

В группах изделий из металлов (коды ТН ВЭД: 73 - 83), машин, оборудования и аппаратуры (коды ТН ВЭД: 84, 85), а также разных промышленных товаров (код ТН ВЭД 94) акциз введен на многие бытовые товары. Среди них - газовые и электрические плиты и духовки, котлы отопления и радиаторы, электрические водонагреватели, стиральные машины, пылесосы, утюги, мониторы и проекторы, телевизоры с жидкокристаллическим экраном, а также люстры и лампы. Здесь акцизный налог составит 10-20%.

А тракторы - тягачи седельные, с момента выпуска которых прошло от 3-х до 7-ми лет (коды ТН ВЭД: 8701 20 901 5, 8701 20 901 7), хотя и попали под акцизный налог, однако "растаможка" по ним обойдется дешевле. Как уже говорилось выше, по ним снижена планировавшаяся ставка импортной пошлины. Она составляла 70% + 3 долл. США за куб. см объема двигателя. Теперь с тягачей возрастом 3-5 лет нужно заплатить 10% импортной пошлины и 5% акцизного налога. При выпуске тягача 5-7 лет назад - 30% импортной пошлины и 10% акцизного налога.


* * *



Соответствующие поправки внесены в Постановление Кабинета Министров от 12.06.2014 г. N 155 "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "О залоговом реестре" (Постановление Кабинета Министров от 29.12.2018 г. N 1058).


Согласно изменениям в два раза снижен размер платы с физических и юридических лиц:

q за внесение записи в залоговый реестр - до 10% МРЗП (20 273 сумов);

q за выдачу выписки из залогового реестра - до 5% МРЗП (10 136,5 сумов).


Для справки. Залоговый реестр - единая информационная база данных, содержащая записи о правах кредиторов на имущество должников, предоставленное в качестве обеспечения исполнения обязательств, а также о наложенном в соответствии с законом ограничении прав должника по распоряжению имуществом и пользованию им и иных требованиях, связанных с обеспечением надлежащего исполнения должником своих обязательств (статья 3 Закона "О залоговом реестре"). Залоговый реестр в Узбекистане ведет ГУП "Залоговый реестр" при Центральном банке (пункт 5 Положения о порядке ведения залогового реестра).


Напомним, с начала года введены дополнительные основания для внесения записи в залоговый реестр: последующий залог, передача залогового имущества в аренду без согласия залогодержателя и т.д. (Постановление Президента от 23.11.2018 г. N ПП-4026).


Таким образом, снижение платы должно предотвратить резкий рост финансовых издержек во взаимоотношениях с залоговым реестром.


* * *



При районных хокимиятах столицы с 1 февраля 2019 года начнут работать Центры поддержки инвесторов. Они займутся сопровождением иностранных инвесторов при реализации проектов, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Это следует из Постановления Кабинета Министров от 04.01.2019 г. N 4.


Основными задачами центров определено:

q содействие инвесторам в получении развернутой информации о потенциале районов, конкретных инвестиционных предложениях, подготовленных хокимиятами районов, имеющихся льготах и преференциях;

q обеспечение информацией инвесторов об имеющихся пустующих объектах государственной собственности и неиспользуемых земельных участках, а также о порядке их предоставления;

q консультирование инвесторов при подготовке и реализации инвестиционных проектов, в том числе оказание консалтинговых услуг (разработка технико-экономических обоснований проектов и других документов);

q организацию мероприятий и встреч по вопросам инвестиционных возможностей районов с представителями государственных органов и организаций, а также коммерческих банков;

q поиск потенциальных местных партнеров для реализации совместных с иностранными инвесторами проектов, в том числе на базе пустующих, неиспользуемых объектов и земельных участков;

q оказание содействия инвесторам в подключении к инженерно-коммуникационным сетям, получении разрешительных документов, в том числе на проведение строительных работ;

q обеспечение сопровождения проектов и оперативное решение возникающих вопросов при их реализации, а также содействие эффективной деятельности создаваемых предприятий с иностранными инвестициями;

q участие в подготовке материалов, видеороликов, инвестиционных предложений, презентаций на международных инвестиционных и бизнес-форумах, проводимых за рубежом.

При этом руководители хокимията города Ташкента, хокимиятов районов и органов государственного управления особое внимание уделят:

q улучшению инвестиционного климата для ведения бизнеса в Ташкенте;

q созданию инфраструктуры для развития высокотехнологичных и наукоемких производств и продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе в малых промышленных зонах и технопарках, с увеличением объемов их производства и экспорта;

q повышению привлекательности столицы как туристического центра региона, увеличение потока внутренних и зарубежных туристов, создание сети гостиниц различного формата, а также развитие медицинского туризма;

q открытию филиалов ведущих международных высших образовательных учреждений, осуществление строительства, реконструкции и технического перевооружения учреждений здравоохранения, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

q привлечению транснациональных компаний, крупных международных финансовых корпораций, развитию столицы как регионального финансового центра;

q привлечению частных инвестиций и  строительству современных офисных помещений и жилищных комплексов с обеспечением их соответствующей инфраструктурой, дальнейшее развитие строительства на отдельных территориях столицы с внедрением систем "smart city" и "green city";

q развитием инженерно-коммунальной инфраструктуры, повышение качества и доступности коммунальных услуг, внедрение энергоэффективных технологий и ускорение подключения к инженерно-коммуникационным сетям создаваемых предприятий с иностранными инвестициями.

Постановлением также утверждены перечень реализуемых в Ташкенте проектов с участием иностранных инвестиций и  приоритетные сферы развития районов столицы для привлечения инвестиций, в том числе прямых иностранных.


* * *



В Юнусабадском районе Ташкента в 2019 году столичный хокимият и МинЖКО проведут эксперимент. Профессиональным управляющим компаниям передадут в управление многоквартирные дома и предоставят налоговые и таможенные льготы. Это следует из Постановления Кабинета Министров от 04.01.2019 г. N 5.


Решение о целесообразности внедрения  опыта, полученного в рамках эксперимента, в других районах города Ташкента выработают до 1 января 2020 года.



Эксперимент: что и как?


Планируется, что в рамках эксперимента договоры с профессиональными управляющими компаниями  заключат все ТЧСЖ района.

Установлено, что в рамках эксперимента:

q отбор управляющих компаний для управления многоквартирным жилищным фондом осуществляется посредством конкурса, проводимого хокимиятом района совместно с доверенными лицами собственников помещений многоквартирных домов;

q содержание, эксплуатация и ремонт имущества общего пользования многоквартирного жилищного фонда осуществляются управляющей компанией на основе договора, заключаемого с собственниками помещений многоквартирного дома или их доверенным лицом по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. При этом исполнение условий заключенного договора является обязательным для всех собственников помещений многоквартирного дома;

q размер обязательных взносов собственников жилых помещений многоквартирного дома и платежей собственников нежилых помещений устанавливается общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, но не ниже минимального размера, устанавливаемого Кенгашем народных депутатов района;

q в соответствии с договором собственники помещений многоквартирного дома обязаны ежемесячно оплачивать обязательные взносы за содержание, эксплуатацию и ремонт имущества общего пользования;

q управляющая компания осуществляет свою деятельность на основе прозрачности и подотчетности перед собственниками помещений, с предоставлением ежеквартального отчета о своей деятельности;

q управляющая компания вправе от имени собственников обращаться в соответствующие организации по вопросам поставки и качества оказания коммунальных услуг с целью защиты законных прав и интересов собственников;

q лица, приобретающие помещения в многоквартирном доме, несут расходы за содержание общего имущества с момента возникновения у них права собственности;

q управляющая компания имеет право взимать своевременно неуплаченные собственниками помещений обязательные взносы за содержание общего имущества в установленном порядке;

q неиспользование собственником принадлежащего ему помещения либо отказ от пользования общим имуществом не освобождает его полностью или частично от оплаты обязательных взносов.

До конца января 2019 года определят порядок проведения конкурса, перечень лотов и разработают типовой договор. Кроме того, МЖКО совместно с хокимиятом города Ташкента и другими заинтересованными министерствами, ведомствами в трехмесячный срок утвердит требования к содержанию и эксплуатации многоквартирного жилого дома и придомовых участков.

Установлено, что кредиты товариществ частных собственников жилья, участвующих в эксперименте, переоформят на управляющие компании с передачей им дебиторской задолженности и задолженности по кредитам.



Управляющим компаниям предоставлены льготы


Постановлением предоставлены налоговые и таможенные льготы для управляющих компаний:

q их доходы, полученные в рамках договора на содержание, эксплуатацию и ремонт многоквартирного жилищного фонда, освобождены от уплаты НДС и налога на прибыль юридических лиц;

q освобождены от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за строительную технику, средства малой механизации, материалы и оборудование, не производимые в республике и ввозимые по перечням, утверждаемым в установленном порядке.
































































Время: 0.0384
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск