ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм / Туризм / Общие вопросы /Концепция развития сферы туризма в Республике Узбекистан в 2019-2025 годах (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 05.01.2019 г. N УП-5611)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента РУз
от 05.01.2019 г. N УП-5611
КОНЦЕПЦИЯ
развития сферы туризма в Республике
Узбекистан в 2019-2025 годах
Концепция развития сферы туризма Республики Узбекистан в 2019-2025 годах направлена на достижение повышения эффективности проводимых реформ по формированию благоприятных экономических условий и предпосылок, разработку приоритетных целей и задач по ускоренному развитию туристской отрасли, повышению ее роли и вклада в экономику, диверсификации и улучшению качества услуг, а также совершенствованию туристской инфраструктуры.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ
СФЕРЫ ТУРИЗМА
Узбекистан обладает огромным туристско-рекреационным потенциалом, который насчитывает 7,4 тысячи объектов культурного наследия, 209 из них в составе четырех городов-музеев "Ичан калъа в городе Хиве", "Исторический центр города Бухары", "Исторический центр города Шахрисабза" и "Город Самарканд", включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
За период 2010-2017 годов экспорт туристских услуг вырос в два раза и составил 546,9 млн долларов США в 2017 году, а в 2018 году - 1 041 млн долларов США. Среднегодовой темп роста иностранных посетителей до 2016 года составлял 8 процентов, в 2017 году - 7 процентов и превысил 2,69 млн человек. По итогам 2018 года республику посетили около 5,3 млн иностранных туристов. Принимаемые меры по поддержке и защите частного сектора способствовали увеличению количества туристских организаций с 398 в 2015 году до 950 по итогам 2018 года, гостиничных хозяйств - с 661 до 900 единиц.
В последние годы были реализованы крупные инвестиционные проекты по развитию туристской инфраструктуры, в числе которых открытие брендовых гостиниц "Нyatt Regency Tashkent" и "Lotte City Нotel Tashkent Palace" в городе Ташкенте, создание культурно-развлекательных парков в городах Андижане, Ургенче, Ташкенте, открытие железнодорожной линии "Ангрен-Пап", электрифицированных железнодорожных линий высокоскоростных поездов до городов Бухары, Карши, Шахрисабза и Хивы.
Государственная политика в сфере туризма направлена на преобразование туристской отрасли в перспективе в один из локомотивов ускоренного комплексного развития регионов и их инфраструктуры, решение важнейших социально-экономических задач, увеличение рабочих мест, обеспечение диверсификации и развития регионов, повышение доходов, уровня и качества жизни населения, улучшение имиджа и инвестиционной привлекательности страны.
Важными факторами, повлиявшими на двукратный рост количества прибывающих иностранных туристов в 2018 году, стали упрощение визового режима, правил пребывания в Узбекистане и ведения предпринимательской деятельности, развитие инфраструктуры в сфере туризма и продвижение туристского потенциала, в числе которых:
дополнительное установление безвизового режима для 9 стран (всего 18), увеличение количества стран, для граждан которых применяется упрощенный режим получения въездных виз, с 12 до 50;
начало функционирования системы оформления и выдачи электронных въездных виз и введение порядка безвизового въезда, временного пребывания и выезда из Узбекистана через пункты пропуска граждан 101 государства, следующих транзитом через территорию Узбекистана;
упрощение порядка временной регистрации иностранных граждан на территории республики, который полностью переведен в электронный формат через систему "E-MEНMON";
отмена сертификации для организации гостевых домов;
внедрение нового механизма сертификации ввозимых в республику автотранспортных средств туристского класса, предназначенных для перевозки 8 и более человек, вследствие чего по итогам 2018 года парк автотранспорта туристского класса пополнился 128 единицами (47 автобусов и 81 микроавтобус).
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
Цели развития сферы туризма Республики Узбекистан в 2019-2025 годах направлены на преобразование туризма в стратегическую отрасль национальной экономики и достижение ее целевых показателей согласно приложению, путем диверсификации и улучшения качества туристских услуг, совершенствования туристской инфраструктуры, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций, проведения эффективной рекламно-маркетинговой работы.
Основными этапами развития сферы туризма являются:
в 2019-2020 годах - институциональные реформы по созданию прочной законодательной основы развития туризма, модернизация инфраструктуры и продвижение туристского бренда страны;
в 2021-2025 годах - увеличение доли индустрии туризма в экономике страны. В этом направлении поставлена цель увеличения доли туризма в валовом внутреннем продукте страны до 5 процентов (по итогам 2017 года - 2,3%), а также привлечения по итогам 2025 года более 9 млн туристов, в том числе из дальнего зарубежья - 2 млн, путем развития необходимой инфраструктуры и успешного продвижения туристского потенциала республики на мировых рынках;
в долгосрочной перспективе туризм в Узбекистане не ограничится достижениями в национальной экономике и может выйти на региональный и мировой рынки туристских услуг как один из наиболее конкурентоспособных.
РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Исходя из целевых задач и приоритетов в сфере туризма на краткосрочную перспективу в предстоящие годы предусматривается активная реализация мероприятий по следующим основным направлениям:
1) совершенствование нормативно-правовой базы в сфере туристской деятельности, имплементация международных норм и стандартов, направленных на создание благоприятных условий для развития туристской отрасли, в том числе:
совершенствование законодательства, направленное на поддержку туристской деятельности, предусматривающее укрепление законодательной основы, объединение в единый документ нормы по поддержке субъектов предпринимательства в сфере туризма;
осуществление на поэтапной основе мероприятий по дальнейшей либерализации визового режима для граждан экономически стабильных и безопасных государств, обеспечивающих основной поток туристов в республику;
реализация адресных мер по привлечению частного сектора и стимулированию предпринимательской активности, обеспечение необходимых условий для стабильного развития отрасли;
внедрение и широкое использование механизмов государственно-частного партнерства.
Реализация вышеуказанных мер позволит обеспечить гармонизацию отечественной нормативно-правовой базы с международными стандартами и нормами, сформировать благоприятные условия для развития туристской отрасли, обеспечить эффективное использование экономических ресурсов для повышения роли данной отрасли в экономике, в том числе обеспечить в 2025 году рост экспорта туризма с 951 млн до 2,2 млрд долларов США;
2) развитие инфраструктуры туризма и сопутствующей инфраструктуры во всех регионах республики с учетом потребностей и запросов туристов, в частности:
разработка комплекса мер по развитию туристской индустрии, включающих в себя не только строительство новых и реконструкцию действующих средств размещения, но и развитие сопутствующей инфраструктуры (объектов общественного питания, транспортно-логистических структур, индустрии развлечений, учреждений культуры и спорта, объектов туристского показа и других) с учетом спроса;
упрощение механизма реализации проектов по строительству гостиниц и других объектов туристской инфраструктуры, создание предпринимателям дополнительных условий для повышения качества своих услуг, а также стимулирование привлечения всемирно известных брендов гостиничного бизнеса в Узбекистан;
поэтапное развитие средств размещения, стимулирование строительства больших, средних, малых гостиниц и хостелов, а также сосредоточение на реконструкции и модернизации существующих отелей;
создание уличной инфраструктуры (подъездных путей, тротуаров, малых архитектурных форм, санитарно-гигиенических узлов, элементов благоустройства для людей с ограниченными возможностями и др.), в том числе в туристско-рекреационных центрах, с учетом современных международных стандартов;
внедрение и развитие единой унифицированной системы туристской навигации, установку унифицированных указателей туристской навигации на улицах, в местностях, внутри зданий и сооружений, являющихся объектами туристского показа, на транспортных средствах, транспортных узлах, автомобильных дорогах.
Реализация данных мер позволит:
развить туристскую инфраструктуру в соответствии с международными стандартами за счет увеличения количества туроператоров с 860 до 1 676 единиц и других субъектов сферы туризма, а количество средств размещения - с 850 до 3 000;
обеспечить разнообразие, качество и повышение объема экспорта туристских услуг, привлечение крупных представителей (брендов) мирового рынка и увеличения притока иностранных инвестиций;
3) развитие транспортной логистики, расширение внешних и внутренних маршрутов, повышение качества транспортных услуг, включая:
формирование программы развития пассажирских перевозок, в том числе утверждаемой межгосударственными соглашениями, предусматривающей налаживание регулярного транспортного сообщения, организацию удобных стыковок между различными видами транспорта, реконструкцию существующих и строительство новых автодорог республиканского и регионального значения, соединяющих туристские центры, улучшение придорожной инфраструктуры (объектов кемпинга, сервисного обслуживания, пунктов общественного питания, медицинских и санитарных пунктов);
разработку и реализацию мер по оптимизации транспортных тарифов;
привлечение крупных международных авиаперевозчиков, организации бюджетных авиаперевозок;
развитие авиасообщений между регионами республики;
совершенствование существующих и строительство новых железнодорожных путей, расширение использования высокоскоростных электропоездов;
периодическое обновление подвижного состава транспортных средств с целью оказания качественных транспортных услуг.
Реализация вышеуказанных мер позволит:
расширить международную географию полетов и прямых рейсов, в том числе в исторические города страны, повысить качество и снизить стоимость авиаперелетов;
обеспечить удобную и доступную транспортную логистику, включающую воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт, создать комфортные условия при осуществлении путешествий между регионами республики и зарубежными странами;
превратить страну в крупный региональный транспортный "хаб" в сфере пассажирских перевозок;
4) принятие комплексных мер, предусматривающих снижение влияния сезонного фактора путем диверсификации туристского продукта и услуг, ориентированных на различные сегменты туристского рынка, с целью обеспечения:
систематизации туристских маршрутов и проведения их паспортизации, формирования единой информационной базы маршрутной сети и объектов туристского показа Республики Узбекистан;
разработки новых туристских программ с учетом перспективных видов туризма (паломнический, познавательный, экологический, этнографический, гастрономический, спортивный, лечебно-оздоровительный, сельский, индустриальный, деловой и другие) для создания разнообразного, привлекательного и конкурентоспособного в разное время года туристского продукта Республики Узбекистан, в том числе путем создания в регионах страны тематических туристских зон и кластеров;
разработки и реализации программных мер по производству современной конкурентоспособной ремесленно-сувенирной продукции, развитию "MICE-туризма".
Реализация вышеуказанных мер позволит:
повысить привлекательность предлагаемых туров путем насыщения их событийными мероприятиями и совмещения различных видов туризма, увеличения средней продолжительности туров по стране минимум на двое суток с доведением до 8 суток, а по городам - на 3 суток с действующих 1,5-2,0;
обеспечить устойчивое развитие туризма и достижение повторных визитов посетителей в страну;
5) развитие внутреннего туризма, обеспечивающего стимулирование активности субъектов туристской деятельности, ориентированных на удовлетворение потребностей в туристских услугах внутри республики, в частности:
совершенствование механизма реализации Программы "Узбекистон буйлаб саёхат кил!" в целях вовлечения широких слоев населения в сферу потребления туристско-экскурсионных услуг, возрождения массового характера внутреннего туристского движения, использования эффекта масштаба при производстве туристских услуг и смягчения сезонной неравномерности;
разработка и реализация программ социального, культурно-познавательного, экологического, этнокультурного и сельского туризма;
внедрение туристско-экскурсионных мероприятий в образовательные программы общего и профессионального образования.
Реализация вышеуказанных мер позволит:
эффективно использовать внутренние ресурсы для формирования качественного туристского продукта, снижения зависимости от сезонных факторов и повышения загруженности гостиниц, особенно в не сезонные месяцы года;
расширить поток внутренних туристов между регионами с увеличением их количества с 14 млн до 25 млн в год;
6) продвижение туристского продукта Республики Узбекистан на внутреннем и внешнем туристских рынках, укрепление имиджа страны в качестве безопасного для путешествия и отдыха путем:
создания единого национального туристского бренда Республики Узбекистан, основывающихся на нем туристских брендов регионов, исходящих из специфики каждого региона;
разработки эффективной стратегии по продвижению национального туристского продукта, преимущественно сосредоточенной на ключевых направляющих туристских рынках и носящей стабильный характер;
поддержки и консолидации профильной выставочной деятельности с целью создания на отечественном туристском рынке одной из крупнейших региональных туристских выставок;
проведения имиджевой рекламно-информационной кампании в стране и за рубежом;
стимулирования участия туристских организаций в продвижении своих турпродуктов на международных мероприятиях туристского характера;
увеличения количества информационных киосков по республике, предоставляющих на бесплатной основе информацию, в том числе о бронировании, приобретении сувениров, книг и туристских карт;
создания специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасного туризма на территориях, обладающих наибольшим туристским потенциалом, оснащения их современными техническими и транспортными средствами.
Реализация вышеуказанных мер позволит сформировать имидж страны с развитой туристской индустрией и богатым туристским потенциалом, а также в качестве безопасного для путешествия и отдыха, обеспечить освоение новых потенциальных рынков, увеличить количество иностранных посетителей с 5,3 млн до 9,1 млн человек в год, а также зарубежных партнеров по привлечению туристов в Узбекистан;
7) совершенствование системы подготовки специалистов высокой квалификации, переподготовки и повышения квалификации работников, оказывающих услуги, предусматривающей:
проведение оценки квалификации кадров и выпускников профессиональных образовательных учреждений в сфере туризма;
создание единой многоуровневой системы непрерывного образования в сфере туризма, отвечающей международным требованиям;
внедрение модернизированных образовательных стандартов, учебно-методических программ, передовых информационно-коммуникационных технологий с ориентацией образования на практику;
разработку стандартов, устанавливающих обязательные квалификационные требования к работникам туристской отрасли, непосредственно оказывающим туристские услуги (гиды, инструкторы-проводники, работники субъектов туристской деятельности, организаций общественного питания, транспорта и другие) в сфере въездного и внутреннего туризма;
разработку и внедрение системы обучения работников туристской сферы правилам проведения инструктажа по безопасности и информационной работы с туристами;
совершенствование системы повышения квалификации кадров в сфере туризма путем привлечения зарубежных специалистов в процесс образования, а также увеличение количества образовательных учреждений для организации системы повышения квалификации кадров в сфере туризма, в том числе в регионах страны;
открытие филиалов ведущих международных высших учебных заведений для подготовки специалистов в сфере туризма.
Реализация вышеуказанных мер позволит создать интегрированную систему подготовки профессиональных кадров, повысить качество образования и оказания услуг, удовлетворить спрос на высококвалифицированных менеджеров, администраторов, операторов, портье, поваров.
ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Системный контроль за ходом реализации Концепции, общая координация, оперативное рассмотрение и решение проблемных вопросов, препятствующих развитию туризма в республике, будет осуществляться Координационным советом по вопросам развития государственно-частного партнерства и цифровизации в сферах туризма, спорта, культурного наследия, транспортной логистики и услуг.
В целях эффективной реализации Концепции Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма в качестве рабочего органа Координационного совета по развитию туризма будет осуществлять мониторинг за ходом реализации Концепции.
к Концепции
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
реализации Концепции развития сферы туризма
в Республике Узбекистан в 2019-2025 годах
N |
Наименование показателей
|
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
1. |
Количество иностранных туристов, посетивших Узбекистан (тыс. человек)
|
5 346 |
6 041 |
7 010 |
8 410 |
10 010 |
10 600 |
11 250 |
11 810 |
2. |
Экспорт туристских услуг (млн долл. США)
|
1 041 |
1 180 |
1 360 |
1 620 |
1 900 |
2 000 |
2 080 |
2 170 |
3. |
Количество внутренних туристов (тыс. поездок)
|
15 493 |
16 100 |
17 230 |
18 806 |
20 317 |
21 867 |
23 404 |
25 010 |
4. |
Количество гостиниц и аналогичных средств размещения (ед.)
|
914 |
1 100 |
1 620 |
2 200 |
2 600 |
2 800 |
2 900 |
3 050 |
5. |
Количество номеров в средствах размещения (тыс.)
|
20,2 |
24 |
35 |
47 |
55 |
59 |
62 |
64 |
6. |
Количество мест в средствах размещения (тыс.)
|
41 |
49 |
72 |
95 |
110 |
122 |
124 |
128 |
7. |
Количество туроператоров (ед.)
|
983 |
1 100 |
1 190 |
1 250 |
1 320 |
1 390 |
1 420 |
1 450 |
Примечание. Исходя из результатов реализации государственных и региональных программ развития туризма могут быть внесены изменения в прогнозируемые показатели.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 января 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
14 января 2019 г., N 1-2, ст. 5