ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм / Туризм / Общие вопросы /

Концепция развития сферы туризма в Республике Узбекистан в 2019-2025 годах (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 05.01.2019 г. N УП-5611)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 05.01.2019 г. N УП-5611



КОНЦЕПЦИЯ

развития сферы туризма в Республике

Узбекистан в 2019-2025 годах


Концепция развития сферы туризма Республики Узбекистан в 2019-2025 годах направлена на достижение повышения эффективности проводимых реформ по формированию благоприятных экономических условий и предпосылок, разработку приоритетных целей и задач по ускоренному развитию туристской отрасли, повышению ее роли и вклада в экономику, диверсификации и улучшению качества услуг, а также совершенствованию туристской инфраструктуры.



ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ

СФЕРЫ ТУРИЗМА


Узбекистан обладает огромным туристско-рекреационным потенциалом, который насчитывает 7,4 тысячи объектов культурного наследия, 209 из них в составе четырех городов-музеев "Ичан калъа в городе Хиве", "Исторический центр города Бухары", "Исторический центр города Шахрисабза" и "Город Самарканд", включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

За период 2010-2017 годов экспорт туристских услуг вырос в два раза и составил 546,9 млн долларов США в 2017 году, а в 2018 году - 1 041 млн долларов США. Среднегодовой темп роста иностранных посетителей до 2016 года составлял 8 процентов, в 2017 году - 7 процентов и превысил 2,69 млн человек. По итогам 2018 года республику посетили около 5,3 млн иностранных туристов. Принимаемые меры по поддержке и защите частного сектора способствовали увеличению количества туристских организаций с 398 в 2015 году до 950 по итогам 2018 года, гостиничных хозяйств - с 661 до 900 единиц.

В последние годы были реализованы крупные инвестиционные проекты по развитию туристской инфраструктуры, в числе которых открытие брендовых гостиниц "Нyatt Regency Tashkent" и "Lotte City Нotel Tashkent Palace" в городе Ташкенте, создание культурно-развлекательных парков в городах Андижане, Ургенче, Ташкенте, открытие железнодорожной линии "Ангрен-Пап", электрифицированных железнодорожных линий высокоскоростных поездов до городов Бухары, Карши, Шахрисабза и Хивы.

Государственная политика в сфере туризма направлена на преобразование туристской отрасли в перспективе в один из локомотивов ускоренного комплексного развития регионов и их инфраструктуры, решение важнейших социально-экономических задач, увеличение рабочих мест, обеспечение диверсификации и развития регионов, повышение доходов, уровня и качества жизни населения, улучшение имиджа и инвестиционной привлекательности страны.

Важными факторами, повлиявшими на двукратный рост количества прибывающих иностранных туристов в 2018 году, стали упрощение визового режима, правил пребывания в Узбекистане и ведения предпринимательской деятельности, развитие инфраструктуры в сфере туризма и продвижение туристского потенциала, в числе которых:

дополнительное установление безвизового режима для 9 стран (всего 18), увеличение количества стран, для граждан которых применяется упрощенный режим получения въездных виз, с 12 до 50;

начало функционирования системы оформления и выдачи электронных въездных виз и введение порядка безвизового въезда, временного пребывания и выезда из Узбекистана через пункты пропуска граждан 101 государства, следующих транзитом через территорию Узбекистана;

упрощение порядка временной регистрации иностранных граждан на территории республики, который полностью переведен в электронный формат через систему "E-MEНMON";

отмена сертификации для организации гостевых домов;

внедрение нового механизма сертификации ввозимых в республику автотранспортных средств туристского класса, предназначенных для перевозки 8 и более человек, вследствие чего по итогам 2018 года парк автотранспорта туристского класса пополнился 128 единицами (47 автобусов и 81 микроавтобус).



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЭТАПЫ

РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА


Цели развития сферы туризма Республики Узбекистан в 2019-2025 годах направлены на преобразование туризма в стратегическую отрасль национальной экономики и достижение ее целевых показателей согласно приложению, путем диверсификации и улучшения качества туристских услуг, совершенствования туристской инфраструктуры, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций, проведения эффективной рекламно-маркетинговой работы.

Основными этапами развития сферы туризма являются:

в 2019-2020 годах - институциональные реформы по созданию прочной законодательной основы развития туризма, модернизация инфраструктуры и продвижение туристского бренда страны;

в 2021-2025 годах - увеличение доли индустрии туризма в экономике страны. В этом направлении поставлена цель увеличения доли туризма в валовом внутреннем продукте страны до 5 процентов (по итогам 2017 года - 2,3%), а также привлечения по итогам 2025 года более 9 млн туристов, в том числе из дальнего зарубежья - 2 млн, путем развития необходимой инфраструктуры и успешного продвижения туристского потенциала республики на мировых рынках;

в долгосрочной перспективе туризм в Узбекистане не ограничится достижениями в национальной экономике и может выйти на региональный и мировой рынки туристских услуг как один из наиболее конкурентоспособных.



ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА


Исходя из целевых задач и приоритетов в сфере туризма на краткосрочную перспективу в предстоящие годы предусматривается активная реализация мероприятий по следующим основным направлениям:


1) совершенствование нормативно-правовой базы в сфере туристской деятельности, имплементация международных норм и стандартов, направленных на создание благоприятных условий для развития туристской отрасли, в том числе:

совершенствование законодательства, направленное на поддержку туристской деятельности, предусматривающее укрепление законодательной основы, объединение в единый документ нормы по поддержке субъектов предпринимательства в сфере туризма;

осуществление на поэтапной основе мероприятий по дальнейшей либерализации визового режима для граждан экономически стабильных и безопасных государств, обеспечивающих основной поток туристов в республику;

реализация адресных мер по привлечению частного сектора и стимулированию предпринимательской активности, обеспечение необходимых условий для стабильного развития отрасли;

внедрение и широкое использование механизмов государственно-частного партнерства.

Реализация вышеуказанных мер позволит обеспечить гармонизацию отечественной нормативно-правовой базы с международными стандартами и нормами, сформировать благоприятные условия для развития туристской отрасли, обеспечить эффективное использование экономических ресурсов для повышения роли данной отрасли в экономике, в том числе обеспечить в 2025 году рост экспорта туризма с 951 млн до 2,2 млрд долларов США;


2) развитие инфраструктуры туризма и сопутствующей инфраструктуры во всех регионах республики с учетом потребностей и запросов туристов, в частности:

разработка комплекса мер по развитию туристской индустрии, включающих в себя не только строительство новых и реконструкцию действующих средств размещения, но и развитие сопутствующей инфраструктуры (объектов общественного питания, транспортно-логистических структур, индустрии развлечений, учреждений культуры и спорта, объектов туристского показа и других) с учетом спроса;

упрощение механизма реализации проектов по строительству гостиниц и других объектов туристской инфраструктуры, создание предпринимателям дополнительных условий для повышения качества своих услуг, а также стимулирование привлечения всемирно известных брендов гостиничного бизнеса в Узбекистан;

поэтапное развитие средств размещения, стимулирование строительства больших, средних, малых гостиниц и хостелов, а также сосредоточение на реконструкции и модернизации существующих отелей;

создание уличной инфраструктуры (подъездных путей, тротуаров, малых архитектурных форм, санитарно-гигиенических узлов, элементов благоустройства для людей с ограниченными возможностями и др.), в том числе в туристско-рекреационных центрах, с учетом современных международных стандартов;

внедрение и развитие единой унифицированной системы туристской навигации, установку унифицированных указателей туристской навигации на улицах, в местностях, внутри зданий и сооружений, являющихся объектами туристского показа, на транспортных средствах, транспортных узлах, автомобильных дорогах.

Реализация данных мер позволит:

развить туристскую инфраструктуру в соответствии с международными стандартами за счет увеличения количества туроператоров с 860 до 1 676 единиц и других субъектов сферы туризма, а количество средств размещения - с 850 до 3 000;

обеспечить разнообразие, качество и повышение объема экспорта туристских услуг, привлечение крупных представителей (брендов) мирового рынка и увеличения притока иностранных инвестиций;


3) развитие транспортной логистики, расширение внешних и внутренних маршрутов, повышение качества транспортных услуг, включая:

формирование программы развития пассажирских перевозок, в том числе утверждаемой межгосударственными соглашениями, предусматривающей налаживание регулярного транспортного сообщения, организацию удобных стыковок между различными видами транспорта, реконструкцию существующих и строительство новых автодорог республиканского и регионального значения, соединяющих туристские центры, улучшение придорожной инфраструктуры (объектов кемпинга, сервисного обслуживания, пунктов общественного питания, медицинских и санитарных пунктов);

разработку и реализацию мер по оптимизации транспортных тарифов;

привлечение крупных международных авиаперевозчиков, организации бюджетных авиаперевозок;

развитие авиасообщений между регионами республики;

совершенствование существующих и строительство новых железнодорожных путей, расширение использования высокоскоростных электропоездов;

периодическое обновление подвижного состава транспортных средств с целью оказания качественных транспортных услуг.

Реализация вышеуказанных мер позволит:

расширить международную географию полетов и прямых рейсов, в том числе в исторические города страны, повысить качество и снизить стоимость авиаперелетов;

обеспечить удобную и доступную транспортную логистику, включающую воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт, создать комфортные условия при осуществлении путешествий между регионами республики и зарубежными странами;

превратить страну в крупный региональный транспортный "хаб" в сфере пассажирских перевозок;


4) принятие комплексных мер, предусматривающих снижение влияния сезонного фактора путем диверсификации туристского продукта и услуг, ориентированных на различные сегменты туристского рынка, с целью обеспечения:

систематизации туристских маршрутов и проведения их паспортизации, формирования единой информационной базы маршрутной сети и объектов туристского показа Республики Узбекистан;

разработки новых туристских программ с учетом перспективных видов туризма (паломнический, познавательный, экологический, этнографический, гастрономический, спортивный, лечебно-оздоровительный, сельский, индустриальный, деловой и другие) для создания разнообразного, привлекательного и конкурентоспособного в разное время года туристского продукта Республики Узбекистан, в том числе путем создания в регионах страны тематических туристских зон и кластеров;

разработки и реализации программных мер по производству современной конкурентоспособной ремесленно-сувенирной продукции, развитию "MICE-туризма".

Реализация вышеуказанных мер позволит:

повысить привлекательность предлагаемых туров путем насыщения их событийными мероприятиями и совмещения различных видов туризма, увеличения средней продолжительности туров по стране минимум на двое суток с доведением до 8 суток, а по городам - на 3 суток с действующих 1,5-2,0;

обеспечить устойчивое развитие туризма и достижение повторных визитов посетителей в страну;


5) развитие внутреннего туризма, обеспечивающего стимулирование активности субъектов туристской деятельности, ориентированных на удовлетворение потребностей в туристских услугах внутри республики, в частности:

совершенствование механизма реализации Программы "Узбекистон буйлаб саёхат кил!" в целях вовлечения широких слоев населения в сферу потребления туристско-экскурсионных услуг, возрождения массового характера внутреннего туристского движения, использования эффекта масштаба при производстве туристских услуг и смягчения сезонной неравномерности;

разработка и реализация программ социального, культурно-познавательного, экологического, этнокультурного и сельского туризма;

внедрение туристско-экскурсионных мероприятий в образовательные программы общего и профессионального образования.

Реализация вышеуказанных мер позволит:

эффективно использовать внутренние ресурсы для формирования качественного туристского продукта, снижения зависимости от сезонных факторов и повышения загруженности гостиниц, особенно в не сезонные месяцы года;

расширить поток внутренних туристов между регионами с увеличением их количества с 14 млн до 25 млн в год;


6) продвижение туристского продукта Республики Узбекистан на внутреннем и внешнем туристских рынках, укрепление имиджа страны в качестве безопасного для путешествия и отдыха путем:

создания единого национального туристского бренда Республики Узбекистан, основывающихся на нем туристских брендов регионов, исходящих из специфики каждого региона;

разработки эффективной стратегии по продвижению национального туристского продукта, преимущественно сосредоточенной на ключевых направляющих туристских рынках и носящей стабильный характер;

поддержки и консолидации профильной выставочной деятельности с целью создания на отечественном туристском рынке одной из крупнейших региональных туристских выставок;

проведения имиджевой рекламно-информационной кампании в стране и за рубежом;

стимулирования участия туристских организаций в продвижении своих турпродуктов на международных мероприятиях туристского характера;

увеличения количества информационных киосков по республике, предоставляющих на бесплатной основе информацию, в том числе о бронировании, приобретении сувениров, книг и туристских карт;

создания специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасного туризма на территориях, обладающих наибольшим туристским потенциалом, оснащения их современными техническими и транспортными средствами.

Реализация вышеуказанных мер позволит сформировать имидж страны с развитой туристской индустрией и богатым туристским потенциалом, а также в качестве безопасного для путешествия и отдыха, обеспечить освоение новых потенциальных рынков, увеличить количество иностранных посетителей с 5,3 млн до 9,1 млн человек в год, а также зарубежных партнеров по привлечению туристов в Узбекистан;


7) совершенствование системы подготовки специалистов высокой квалификации, переподготовки и повышения квалификации работников, оказывающих услуги, предусматривающей:

проведение оценки квалификации кадров и выпускников профессиональных образовательных учреждений в сфере туризма;

создание единой многоуровневой системы непрерывного образования в сфере туризма, отвечающей международным требованиям;

внедрение модернизированных образовательных стандартов, учебно-методических программ, передовых информационно-коммуникационных технологий с ориентацией образования на практику;

разработку стандартов, устанавливающих обязательные квалификационные требования к работникам туристской отрасли, непосредственно оказывающим туристские услуги (гиды, инструкторы-проводники, работники субъектов туристской деятельности, организаций общественного питания, транспорта и другие) в сфере въездного и внутреннего туризма;

разработку и внедрение системы обучения работников туристской сферы правилам проведения инструктажа по безопасности и информационной работы с туристами;

совершенствование системы повышения квалификации кадров в сфере туризма путем привлечения зарубежных специалистов в процесс образования, а также увеличение количества образовательных учреждений для организации системы повышения квалификации кадров в сфере туризма, в том числе в регионах страны;

открытие филиалов ведущих международных высших учебных заведений для подготовки специалистов в сфере туризма.

Реализация вышеуказанных мер позволит создать интегрированную систему подготовки профессиональных кадров, повысить качество образования и оказания услуг, удовлетворить спрос на высококвалифицированных менеджеров, администраторов, операторов, портье, поваров.



ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Системный контроль за ходом реализации Концепции, общая координация, оперативное рассмотрение и решение проблемных вопросов, препятствующих развитию туризма в республике, будет осуществляться Координационным советом по вопросам развития государственно-частного партнерства и цифровизации в сферах туризма, спорта, культурного наследия, транспортной логистики и услуг.

В целях эффективной реализации Концепции Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма в качестве рабочего органа Координационного совета по развитию туризма будет осуществлять мониторинг за ходом реализации Концепции.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Концепции


ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

реализации Концепции развития сферы туризма

в Республике Узбекистан в 2019-2025 годах

  

  

N

  

Наименование показателей

  

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

1.

Количество иностранных туристов, посетивших Узбекистан (тыс. человек)

  

5 346

6 041

7 010

8 410

10 010

10 600

11 250

11 810

2.

Экспорт туристских услуг (млн долл. США)

  

1 041

1 180

1 360

1 620

1 900

2 000

2 080

2 170

3.

Количество внутренних туристов (тыс. поездок)

  

15 493

16 100

17 230

18 806

20 317

21 867

23 404

25 010

4.

Количество гостиниц и аналогичных средств размещения (ед.)

  

914

1 100

1 620

2 200

2 600

2 800

2 900

3 050

5.

Количество номеров в средствах размещения (тыс.)

  

20,2

24

35

47

55

59

62

64

6.

Количество мест в средствах размещения (тыс.)

  

41

49

72

95

110

122

124

128

7.

Количество туроператоров (ед.)

  

983

1 100

1 190

1 250

1 320

1 390

1 420

1 450

  

  

Примечание. Исходя из результатов реализации государственных и региональных программ развития туризма могут быть внесены изменения в прогнозируемые показатели.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 января 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

14 января 2019 г., N 1-2, ст. 5





















































Время: 0.0040
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск