ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 19 по 25 января 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 19 по 25 января 2019 г.)


Обозначены приоритеты развития конкуренции и рынка капитала

         

Проиндексирована стоимость орошения и освоения новых земель

        

Налоговая отчетность за 2018 год - по старым формам

         

Не можешь писать - отвечай устно

         

Как крипто-бирже получить лицензию

         

Когда разрешается рубить деревья и ветки

           

Города сделают "умными"

         

В ТУИТ открывается совместный узбекско-белорусский факультет

        

Матерям детей с инвалидностью без трудового стажа - соцпособие

          

Сотрудники Народных приемных "пойдут в народ"

            

Минимальный размер оплаты труда увеличился

          

Отдельные виды судебных экспертиз отдадут "частникам"

         

Где расположилась СЭЗ "Термез"

           

В горно-металлургическую отрасль внедрят международные стандарты

          

Какие платные услуги может оказывать детсад

       

Улучшить позицию Узбекистана в "Doing business" - задача НАПУ



Подписаны Постановления Президента Республики Узбекистан от 24.01.2019 г. "Об организации деятельности Антимонопольного комитета Республики Узбекистан" и "Об организации деятельности Агентства по развитию рынка капитала Республики Узбекистан".



Новые порядки


С 1 июля 2019 года за выдачу предварительного согласия на сделки по слиянию и присоединению хозяйствующих субъектов, а также по приобретению лицом и группой лиц акций (долей) в уставном капитале (фонде) хозяйствующего субъекта будет взимать сбор в 10 МРЗП (сейчас не взимается).

В 2-месячный срок будет разработана методика оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию.

Планируется установить нормы, предусматривающие наложение штрафов и административную ответственность за:

q нарушение законодательства о конкуренции и естественных монополиях, рынка ценных бумаг;

q невыполнение представлений Антимонопольного комитета и Агентства по развитию рынка капитала;

q непредставление информации либо представление заведомо недостоверной информации Антимонопольному комитету;

q вмешательство в деятельность и воздействие в любой форме на работников Антимонопольного комитета с целью воспрепятствовать законному исполнению возложенных задач и функций.

При Антимонопольном комитете планируется создать Агентство по защите прав потребителей. Ему будут переданы полномочия соответствующих госорганов и учреждений в этой сфере.



Стратегии развития


Согласно постановлениям их будет две.

Одна направлена на развитие конкуренции на товарных и финансовых рынках. Согласно ей в 2019-2023 годы планируется реализовать меры, направленные на:

q трансформацию системы защиты и развития конкуренции и создание абсолютно новой прогрессивной модели антимонопольного регулирования, отвечающей высоким требованиям структурных изменений и процессов в национальной и мировой экономике;

q внедрение гибких инструментов и методов анализа товарных и финансовых рынков, в том числе основанных на принципах поведенческой экономики;

q внедрение упреждающих инструментов по защите конкуренции, в том числе механизма антимонопольного комплаенса - системы обеспечения соответствия требованиям законодательства о конкуренции, внутри хозяйствующих субъектов, в первую очередь занимающих доминирующее положение на товарных и финансовых рынках;

q коренное совершенствование системы государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) за счет внедрения новых высокоэффективных методов стимулирующего тарифообразования, создающих эффект конкурентной мотивации и механизмов контроля над их применением;

q создание эффективных инструментов антимонопольного регулирования цифровой экономики, в том числе для пресечения нарушений законодательства о конкуренции, носящих трансграничный характер;

q усиление мер правового воздействия за нарушение требований законодательства о конкуренции с одновременным исключением широких дискреционных полномочий при правоприменении;

q усиление взаимодействия с правоохранительными органами для выявления и пресечения сложных видов антиконкурентных действий, таких как "картельные" соглашения и сговоры;

q внедрение ключевых показателей эффективности (КРI) деятельности Антимонопольного комитета с использованием индикаторов развития конкурентной среды на товарных и финансовых рынках по методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

q внедрение инновационных разработок и информационных технологий в деятельность Антимонопольного комитета для повышения оперативности выявления случаев ограничения конкуренции и принятия соответствующих мер;

q системное повышение кадрового потенциала Антимонопольного комитета, внедрение в учебные программы высших учебных заведений специальных направлений по подготовке кадров в области конкурентной политики и конкурентного права;

q повышение эффективности деятельности Антимонопольного комитета и предупреждение различных коррупциогенных факторов, предусмотрев социальные гарантии в части достойного материального обеспечения и социальных условий.

Вторая стратегия будет рассчитана на развитие рынка капитала. В нее намечается включить меры по:

q обеспечению слаженного функционирования и развития всех сегментов финансового рынка с целью максимального удовлетворения инвестиционных потребностей населения, предпринимателей и экономики;

q созданию равных условий и свободы предпринимательской деятельности для всех участников рынка капитала, в том числе иностранных, и формированию на этой основе здоровой конкурентной среды;

q повышению доступности рынка капитала для всех категорий инвесторов на основе активной интеграции с международными финансовыми рынками, широкого использования ИКТ и применения передовых подходов, успешно апробированных за рубежом;

q созданию необходимых условий на фондовом рынке для активного финансирования инвестиций на цели развития, путем внедрения передового международного опыта, устранения излишних преград, ограничений и чрезмерного регулирования в этой сфере;

q росту капитализации и конкурентоспособности рынка капитала за счет внедрения привлекательных для инвесторов механизмов, создания действенной альтернативы банковскому кредитованию;

q разработке необходимой законодательной базы, обеспечивающей целостность регулирования рынка капитала и упреждение системных рисков, на основе внедрения соответствующих международных стандартов и практик;

q обеспечению слаженной координации мероприятий по развитию рынка капитала в увязке с целями экономической политики и необходимости сбалансированного развития отраслей;

q стимулированию и всестороннему поощрению инвестиционной и деловой активности на рынке капитала за счет предоставления обоснованных льгот и преференций, применяемых для повышения конкурентоспособности на зарубежных финансовых рынках;

q развитию устойчивой системы кадрового обеспечения рынка капитала в соответствии с современными стандартами, созданию привлекательных условий для привлечения перспективных специалистов, в том числе иностранных.



Реформам будут содействовать новые фонды


При Антимонопольном комитете создается внебюджетный Фонд содействия развитию конкуренции.

        

         

       

Источники формирования

     

    

Статьи расходов

      

q суммы необоснованно полученных доходов, взысканных за нарушения законодательства о конкуренции и естественных монополиях;

q средства, поступившие от штрафов, взыскиваемых комитетом в установленном законодательством порядке с хозсубъектов и их должностных лиц за нарушение законодательства о конкуренции, естественных монополиях и невыполнение представлений комитета;

q сборы за выдачу предварительного согласия на сделки по слиянию и присоединению хозсубъектов, а также по приобретению лицом и группой лиц акций (долей) в уставном капитале (фонде) хозяйствующего субъекта;

q доходы от размещения средств Фонда на депозиты коммерческих банков;

q грантовые средства и благотворительные пожертвования международных институтов и организаций, юридических и физических лиц;

q другие источники, не запрещенные законодательством.

       

q финансирование текущих расходов Антимонопольного комитета;

q материальное стимулирование и социальное обеспечение, а также льготное финансирование приобретения жилья работниками;

q обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов комитета;

q осуществление мер по оплате деятельности привлекаемых зарубежных специалистов, международных и иностранных организаций.


       

       

При Агентстве по развитию рынка капитала создается Фонд содействия развитию рынка капитала.

         

           

     

Источники формирования

      

     

Стати расходов

 

q сборы, уплачиваемые продавцами при совершении сделок с ценными бумагами на фондовой бирже;

q сборы при госрегистрации первичного выпуска эмиссионных ценных бумаг;

q сборы, уплачиваемые эмитентами при увеличении номинальной стоимости эмиссионных ценных бумаг в рамках процесса их консолидации;

q сборы, взимаемые за рассмотрение заявления соискателя лицензии на право осуществления деятельности по организации лотерей и утверждения условий их проведения;

q иные сборы, взимаемые агентством в установленном порядке;

q средства, поступающие от штрафов, взыскиваемых агентством в установленном законодательством порядке с хозсубъектов и их должностных лиц за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг и деятельности по организации лотерей;

q доходы от размещения средств Фонда на депозиты коммерческих банков;

q грантовые средства и благотворительные пожертвования международных институтов и организаций, юридических и физических лиц;

q другие источники, не запрещенные законодательством.

    

q финансирование текущих расходов агентства;

q материальное стимулирование и социальное обеспечение, а также льготное финансирование приобретения жилья работниками;

q обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов агентства;

q осуществление мер по оплате деятельности привлекаемых зарубежных специалистов, международных и иностранных организаций.

      

* * *



Повышены размеры стоимости орошения и освоения новых земель, а также коренного улучшения сенокосов и пастбищ (рег. МЮ N 3131 от 23.01.2019 г.).


Напомним, Положением о порядке возмещения убытков владельцев, пользователей, арендаторов и собственников земельных участков, а также потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 25.05.2011 г. N 146, далее - Положение) установлены базовые размеры стоимости:

q орошения и освоения равноценных новых земель взамен изымаемых богарной пашни и неорошаемых многолетних насаждений в зависимости от местоположения в природных зонах;

q орошения и освоения равноценных новых земель взамен изымаемых орошаемых сельскохозяйственных угодий в разрезе регионов страны;

q коренного улучшения сенокосов и пастбищ, расположенных в поясах "Чуль", "Адыр", "Тау".


По вышеперечисленным позициям определяются потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Кем и в каких случаях они возмещаются и когда не возмещаются, указано в статье 87 Земельного кодекса и пункте 18 Положения.

Принятым актом эти размеры увеличены в 1,467 раза. В прошлом году коэффициент индексации составил 1,246. С учетом этого сравнительные таблицы базовой и проиндексированных стоимостей выглядят следующим образом:

         

       

ТАБЛИЦА 1



Орошение и освоение равноценных новых земель

взамен изымаемых богарной пашни и неорошаемых

многолетних насаждений на 1 га

    

      

     

Природная зона

     

        

Базовая стоимость

(тыс. сумов)

    

    

Стоимость с учетом

индексации в 1,467 раза

(тыс. сумов)

    

Равнинная (не обеспеченная осадками)

        

1462

2144,7

Равнинно-холмистая (полуобеспеченная осадками)

      

2162

3171,6

Предгорная и горная (обеспеченная осадками)

         

2641

3874,3

     

    

ТАБЛИЦА 2



Орошение и освоение 1 га равноценных новых земель

взамен изымаемых орошаемых сельскохозяйственных

угодий на один балл бонитета

        

         

   

Регион

    

   

Базовая стоимость

(тыс. сумов)

    

      

Стоимость с учетом

индексации в 1,467 раза

(тыс. сумов)

       

Республика Каракалпакстан


444,2

651,6

    

Области:

        

Андижанская


761,6

1117,3

Бухарская


634,8

931,2

Джизакская


507,8

744,9

Кашкадарьинская


507,8

744,9

Навоийская


507,8

744,9

Наманганская


698,2

1024,2

Самаркандская


761,6

1117,3

Сурхандарьинская


825,0

1210,3

Сырдарьинская


507,8

744,9

Ташкентская


761,6

1117,3

Ферганская


698,2

1024,2

Хорезмская


634,8

931,2

г. Ташкент


761,6

1117,3

    

       

ТАБЛИЦА 3



Коренное улучшение 1 га

сенокосов и пастбищ

      

      

   

Вертикальная зональность

     

      

Базовая стоимость

(тыс. сумов)

    

   

Стоимость с учетом

индексации в 1,467 раза

(тыс. сумов)

       

Пояс "Чуль"


242,9

356,3

Пояс "Адыр"


283,9

416,5

Пояс "Тау"


398,6

584,7

         

* * *



Постановлением ГНК и Минфина (рег. МЮ N 3126 от 21.01.2019 г.) утверждены новые формы налоговой отчетности.


Всего с 22 января в силу вступили 14 приложений с различными формами отчетности и порядками их заполнения. По ним представляется налоговая отчетность за 2019 год.


Важно! За 2018 финансовый год налоговая отчетность сдается в соответствии с порядком и по формам, действовавшим в 2018 году.


* * *



В Положение о порядке контроля и критериях оценки знаний студентов в Ташкентском государственном юридическом университете в условиях модульной системы обучения (рег. МЮ N 2780 от 22.04.2016 г.) внесены дополнения (рег. МЮ N 2780-2 от 22.01.2019 г.). Студентам с I и II группами инвалидности, исключающей возможность к письму, письменный промежуточный и итоговый контроль заменят на устные экзамены.


Отметим, университет придает большое значение письменным формам контроля знаний. Кроме развития навыков излагать свою позицию на бумаге, это позволяет обеспечить объективность оценки. Преподаватель не контактирует со студентом в процессе промежуточного и итогового контроля, а также не знает, чью работу проверяет.

Принятый документ установил: если студент с инвалидностью I и II групп не способен сдать промежуточный и итоговый контроль в письменной форме, он должен обратиться к проректору по учебной работе до экзамена. В подтверждение потребуется медицинская справка либо заключение ВТЭК.

Вместо письменного промежуточного и итогового контроля специальная комиссия, созданная приказом ректора, примет его в устной форме. Комиссия полномочна при участии 2/3 своего состава, а ее решения оформляются протоколом.

Для тех студентов, кто инвалидности не имеет, но по состоянию здоровья не может сдать контроль (например, сломал руку), начальник Учебно-методического управления по согласованию с проректором по учебной работе дает разрешение на сдачу промежуточного или итогового контроля в течение месячного срока, предоставляемого академическим должникам для повторного усвоения. При этом в отличие от академических должников такие студенты могут получить больше 55% от максимального балла промежуточного и итогового видов контроля (т.е. реально набранное студентом количество баллов).

Когда болезнь не позволяет пересдать контроль в месячный срок, по всей видимости, необходимо оформлять академический отпуск (Положение о предоставлении академического отпуска студентам высших образовательных учреждений Республики Узбекистан, утверждено Постановлением МВССО и Минздрава, зарегистрированным МЮ 04.09.2010 г. N 2138).


* * *



Утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж (рег. МЮ N 3127 от 22.01.2019 г.).


Напомним, в минувшем году в Узбекистане начал формироваться правовой базис в сфере оборота крипто-активов. В частности, данный вид деятельности, включая создание крипто-бирж по торговле крипто-активами, отнесли к числу лицензируемых (с 1 октября 2018 года). Лицензирующим органом определено НАПУ (пункт 4 Постановления Президента от 03.07.2018 г. N ПП-3832). Затем установили лицензионные требования и условия, а также пределы полномочий крипто-бирж (Постановление Президента от 02.09.2018 г. N ПП-3926).


Деятельность крипто-биржи может осуществлять только дочернее или иное предприятие на основании лицензии, выданной иностранной компании-учредителю. Уточняется, что юрлица - резиденты Узбекистана не могут участвовать в уставных капиталах этих предприятий.   

Чтобы получить лицензию, нужно представить в НАПУ (явочно, по почте или в электронном виде):

q заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юрлица, его местонахождения (почтового адреса), электронной почты, наименования учреждения банка и номера депозитного счета до востребования в банке;

q копию свидетельства о государственной регистрации соискателя;

q описание аппаратно-программной реализации крипто-биржи (по утвержденной форме);

q экземпляр утвержденных правил крипто-биржевой торговли;

q справку коммерческого банка о наличии зарезервированной суммы уставного фонда (20 000 МРЗП в виде денежных средств).  

За рассмотрение документов сбор не взимается. Срок рассмотрения - 20 дней, по итогам которого готовится заключение о выдаче лицензии или об отказе. Окончательное решение принимается на основании заключения  в 7-дневный срок, о чем соискатель уведомляется в течение 3 дней.  

Отказать могут лишь в трех случаях:

q если представленные соискателем документы ненадлежащим образом оформлены;

q если в документах имеются недостоверные или искаженные сведения;

q если соискатель не соответствует лицензионным требованиям и условиям.

Лицензии оформляются в виде электронных документов, заверенных ЭЦП директора НАПУ или его зама, и публикуются на сайте Агентства. Лицензиату могут выдать бумажный вариант по его запросу.

Размер госпошлины за выдачу лицензии в документе не прописан и определяется лицензирующим органом.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 17.01.2019 г. N 43 утвержден порядок посадки, выращивания и рубки деревьев и кустарников на землях, не входящих в государственный лесной фонд.


Требования акта не распространяются на:

q деревья и кустарники, растущие на приусадебных участках физических лиц;

q деревья, побеги и кустарники, выращиваемые в питомниках и на плантациях;

q деревья и кустарники, являющиеся собственностью юридических или физических лиц, и посаженные ими для получения стройматериала и плодов;

q деревья и кустарники, не входящие в гослесфонд (статья 7 Закона РУз "О лесе" от 15.04.1999 г. N 770-I).



В каких случаях можно вырубать насаждения


Рубка древесных и кустарниковых насаждений допускается только:

q в санитарных целях - для рубки деревьев и кустарников, поврежденных в результате воздействия природных факторов или вредителей, болезней растений, засыхающих, высохших, а также угрожающих безопасности жизни и здоровью граждан, имуществу юридических и физических лиц, сросшихся или сломанных в результате хаотичного роста веток, а также находящихся в аварийном состоянии.

В зависимости от имеющихся факторов допускается срубать деревья и кустарники под основание, часть ствола, ветки. Для каждого вида вырубки установлен исчерпывающий перечень разрешенных случаев. Вырубка осуществляется на основании заключения органов Госкомэкологии.

Рубка в санитарных целях одной части деревьев и насаждений и (или) под основание (сухостойных и зараженных деревьев) осуществляется бесплатно;

q при препятствовании строительству, реконструкции зданий, сооружений и коммуникаций, а также инженерно-исследовательским работам. В этом случае территориальные органы Госкомэкологии и хокимияты рассматривают вопрос пересадки вырубаемых насаждений в другое место. При отсутствии такой возможности, хокимият оформляет соответствующее разрешение на вырубку.

Порядок получения заключений и разрешений на рубку деревьев и кустарников, в том числе в санитарных целях, регулируется соответствующим Административным регламентом (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 31.03.2018 г. N 255).

За вырубку деревьев и кустарников юридическими и физическими лицами взимается плата. Актом утверждены ее новые размеры (Приложение N 2 к Положению о порядке использования объектов растительного мира и прохождения разрешительных процедур в сфере пользования объектами растительного мира, утвержденному Постановлением Кабинета Министров РУз от 20.10.2014 г. N 290).

       

          

       

Диаметры (см) деревьев на высоте 1,3 м, разрешенных к вырубке*

(при незаконной рубке берется диаметр у основания дерева, примыкающего к земле)

        

       

Размер стоимости разрешения на рубку одного дерева

(в коэффициентах от установленного МРЗП)

       

      

для деревьев малоценных пород: айланта, акация, японская софора, тополь и др.**

         

    

для ценных древесных пород: грецкого ореха, фисташки, миндаля, сосны, дуба, чинары, ясеня, каштана, тюльпанового дерева, магнолии, форзиции и др.**

       

до 4 см


0,2


0,4

4,1 - 8


0,3


0,6

8,1 - 12

0,4


1,0

12,1 - 16

0,6


1,3

16,1 - 20

1,0


1,8

20,1 - 24

1,5


2,5

24,1 - 28

1,8


3,5

28,1 - 32

2,3


4,5

32,1 - 36

3,3


5,5

36,1 - 40

4,4


6,5

40,1 - 44

5,2


8,0

44,1 - 48

6,2


9,5

48,1 - 52

7,2


10,5

52,1 - 56

8,2


11,5

56,1 - 60

9,2


13,5

60,1 - 64

10,5


14,5

свыше 64 см за каждый последующий сантиметр платеж увеличивается на коэффициент 0,5


* ) Диаметры кустарников (в см) измеряются у корневой шейки.


**) Общий перечень малоценных и ценных пород деревьев утверждается Госкомэкологии по согласованию с Академией наук.


               

* * *



Утверждена Концепция внедрения технологий "Умный город" и план ее реализации в 2019-2021 годах (Постановление Кабинета Министров от 18.01.2019 N 48).


В Концепции отмечается, что одна из основных проблем, препятствующая эффективному внедрению технологий "Умный город", это неразвитость, значительный износ и моральная устарелость инфраструктур городов и ИКТ. Все это требует проведения мероприятий по модернизации сетей телекоммуникаций, значительных капиталовложений на реконструкцию городских инфраструктур.

Разработчики Концепции отмечают, что решение этих задач выработано в мировой практике и предусматривает привлечение частного бизнеса к решению социально значимых проблем, налаживание государственно-частного партнерства.

Основными задачами Концепции являются:

q создание эффективных и действенных нормативно-правовых, организационных и институциональных основ внедрения технологий "Умный город", в том числе цифровой инфраструктуры;

q создание механизмов стимулирования спроса на смарт-сервисы;

q формирование системы господдержки разработки и внедрения смарт-сервисов;

q повышение качества сервисов и уровня жизни населения;

q решение проблем, связанных с инженерно-коммуникационным состоянием городов, и обновление изношенной и морально устаревшей городской инфраструктуры;

q формирование благоприятных условий, обеспечивающих инфраструктуру ИКТ, а также повышение скорости и доступности Интернета;

q создание платформы "Умный город", обеспечивающей обратную связь с жителями, которые смогут оценивать городские сервисы и делиться опытом в любых сферах городского развития;

q развитие навигации по городу с использованием цифровых технологий, в том числе предоставление открытых информационных данных туристам, доработка и внедрение системы цифровых технологий;

q выполнение работ по планированию максимального охвата наиболее востребованными технологиями "Умный город" всех городов республики.

В рамках Концепции планируют внедрять следующие "умные" системы: транспорт, образование, медицина, энергетическая система, водоснабжение и водоотведение, ЖКХ, строительство, дом, хокимият, махалля.

Концепцию планируется реализовать в четыре этапа:

           

            

    

2019-2021 годы

     

    

2022-2024 годы

     

      

2025-2027 годы

    

     

2028-2030 годы

       

      

определение

базовой линии

   

       

разработка стратегии

внедрения Концепции

"Умного города"

      

     

детализированное

планирование

   

   

внедрение и оценка

эффективности

     

формирование профиля территории, оценка существующей инфраструктуры, определение индикаторов развития, анализ доступных активов, существующих вызовов и историй успеха


вовлечение заинтересованных сторон, определение направлений мероприятий и планов, оценка рисков, формирование финансовой стратегии, определение ключевых показателей эффективности и целей


бюджетирование, прогноз эффективности, определение возможностей автоматизации и внедрения информационных систем


совместное (со всеми заинтересованными сторонами) внедрение, мониторинг эффективности, оценка и переоценка (анализ трендов, инвестиционных параметров), обеспечение развертывания (экспансии)


        

       

Координацию деятельности министерств, ведомств и других организаций, ответственных исполнителей в части реализации практических мер, будет осуществлять Министерство инновационного развития. Финансирование - за счет Государственного бюджета, грантов и кредитов международных финансовых институтов и зарубежных организаций, благотворительных пожертвований и других, не запрещенных источников.


* * *



Меры по созданию совместного узбекско-белорусского факультета утверждены Постановлением Кабинета Министров от 18.01.2019 г. N 46.


Факультет, считающийся структурным подразделением Ташкентского университета информационных технологий, открывается с 2019/2020 учебного года. На него возложена подготовка бакалавров и магистров, а также научно-педагогических кадров по образовательным направлениям и специальностям.

Обучаться студенты будут очно на платно-контрактной основе на русском языке по совместным образовательным программам ТУИТ и Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.

Прием абитуриентов и аттестацию выпускников факультета будут проводить в порядке, сроки и по требованиям, установленным белорусским вузом по согласованию с отечественными Мининфокомом и Минвузом.

Квоты приема на бакалавриат и в магистратуру определят сотрудничающие вузы и согласуют с соответствующими министерствами. В этом же порядке установят стоимость оплаты контракта в нацвалюте в размере, не менее его базовой суммы по соответствующим образовательным направлениям и специальностям.

Выпускники факультета получат дипломы согласованного образца, признаваемые в Узбекистане и Беларуси.

Оплата труда и командировочные расходы профессорско-преподавательского состава и специалистов из белорусского вуза, привлекаемых к процессу обучения на факультете, - в порядке, установленном пунктом 4 Постановления Президента от 20.04.2017 г. N ПП-2909.


* * *



Опубликован соответствующий Указ Президента от 17.01.2019 г. N УП-5635 "О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год активных инвестиций и социального развития".


Усиление социальной поддержки женщин и молодежи, улучшение условий жизни людей - одно из направлений Госпрограммы-2019, предусматривающее ряд конкретных мер. Среди них - социальная помощь государства женщинам, воспитывающих детей с инвалидностью.

Так, с 1 марта 2019 года матерям, имеющим детей с инвалидностью с рождения, по достижению пенсионного возраста и при отсутствии необходимого стажа для пенсии станут выплачивать социальное пособие. Размер и порядок его выплаты регламентируют отдельным актом, который Кабинет Министров примет в месячный срок.


Напомним, матери детей с инвалидностью имеют право на льготную пенсию с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет. То есть, выйти на пенсию они могут с 50 лет. Но для этого необходимо соблюдение следующих условий:

q воспитание ребенка-инвалида до 8-летнего возраста;

q наличие стажа работы не менее 20 лет.


По общему порядку, при отсутствии необходимого для назначения пенсии стажа работы престарелым и нетрудоспособным выплачивается ежемесячное пособие (с 01.11.2018 г. - 243 300 сумов). Но оно назначается по достижении женщиной 60-летнего возраста (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 07.04.2011 г. N 107).



Прием в вузы: внедряется новая система


Меры по совершенствованию процесса приема абитуриентов в высшие образовательные учреждения также предусмотрены Указом Президента от 17.01.2019 г. N УП-5635 и Госпрограммой на 2019 год.

На предстоящий 2019/2020 учебный год предусмотрена реализация следующих мероприятий:

q во-первых, начнут поэтапно внедрять порядок принятия документов в вузы через центры госуслуг;

q во-вторых, для абитуриентов из числа лиц, прошедших срочную военную службу и имеющих рекомендацию командования воинских частей, будут выделять отдельные квоты для поступления в вузы. Прием будет осуществляться на основании конкурса, проводимого среди них.


Напомним, сейчас отслужившие в армии абитуриенты принимаются наряду с остальными в рамках общих квот приема на соответствующее направление высшего образования. При этом те из них, кто имеет рекомендацию командования воинских частей, получают дополнительно 50% от набранных ими баллов (с 2017/2018 учебного года, ранее - 27% от максимально возможного количества баллов) (Постановление Президента Республики Узбекистан от 31.05.2012 г. N ПП-1765 "О дополнительных мерах по совершенствованию системы льгот гражданам, отслужившим срочную военную службу в Вооруженных Силах Республики Узбекистан");


q в-третьих, вузы станут самостоятельно определять квоты приема студентов с учетом потребностей экономики и социальной сферы, а также возможностей по организации качественной подготовки кадров. До этого распределение квот утверждала Госкомиссия по приему в образовательные учреждения. Регламентирующий акт утвердят до 1 марта текущего года. В этот же срок разработают документ по устранению искусственных препятствий при нострификации зарубежных дипломов и упрощению их признания;

q в-четвертых, студентам предоставят возможность сдавать документы одновременно в несколько вузов. Проект соответствующего акта разработают до 1 апреля 2019 года. Документом также будет предусмотрена возможность обучения в другом вузе или по другому учебному направлению в случае недостачи баллов по итогам вступительных испытаний;

q в-пятых, работники судебных и правоохранительных органов, имеющие среднее и средне-специальное образование или высшее образование по другим (неюридическим) специальностям, безупречно проработавшие от 5 лет и более, смогут поступить на заочные отделения юридических вузов в льготном порядке. Обучение будет проходить на контрактной основе с последующей 5-летней (минимум) отработкой в соответствующих органах. Проект акта внесут до 1 апреля этого года.


* * *



Анализ работы с обращениями граждан выявил в ней ряд системных недостатков, в связи с чем вводится новая система по определению и решению проблем. Это предусмотрено Указом Президента от 17.01.2019 г. N УП-5633.


Новая система вводится с 1 февраля 2019 года и предусматривает выявление и решение Народными приемными проблем путем подворного обхода, непосредственную работу госорганов с населением.

Рабочие группы, возглавляющие районные (городские) Народные приемные, анализируют результаты подворных обходов и изучения социальных объектов в разрезе махаллей и домов (семей), после чего формируют краткосрочные (на 1 год) и среднесрочные адресные планы мероприятий по устранению выявленных недостатков и проблем.

Обеспечивать исполнение краткосрочных планов будут хокимияты районов (городов), Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты г. Ташкента и областей, Комплекс по вопросам комплексного развития территорий и коммунальной сферы, экологии, охраны окружающей среды, транспорта, капитального строительства, стройиндустрии и оборонной промышленности Кабинета Министров.

Среднесрочные адресные планы, системные проблемы, изложенные в обращениях, будут учитываться при разработке инвестиционных госпрограмм, региональных, отраслевых и государственных программ в социально-экономической сфере, проектов, реализуемых с участием международных финансовых институтов.

Народные приемные должны принимать меры по обеспечению открытости, прозрачности и беспристрастности при изучении социальной обстановки в регионах, решении проблем населения.

Перечни населенных пунктов, в которых будут осуществляться работы по строительству и благоустройству в рамках программ "Обод кишлок" и "Обод махалла", будут формироваться по согласованию с Народными приемными.

На Народные приемные возложили дополнительные задачи:

q координация на постоянной основе деятельности секторов по комплексному социально-экономическому развитию территорий (далее - секторов), госорганов и иных организаций по выявлению социально-экономических проблем путем подворного обхода, изучения социальных и других объектов, а также их решение;

q координация и контроль в регионах работы с обращениями физических и юридических лиц, проведения публичных и выездных приемов;

q участие в оценке социально-экономического состояния территорий махаллей, в контроле за исполнением региональных, отраслевых и госпрограмм в социально-экономической сфере;

q координация работы госорганов и иных организаций, связанной с содействием лицам с инвалидностью, малообеспеченным и социально уязвимым слоям населения;

q координация деятельности по оказанию госуслуг;

q взаимодействие с общественными и негосударственными некоммерческими организациями, средствами массовой информации по направлениям своей деятельности.

Принятым Указом установлен порядок назначения и освобождения от должности работников Народных приемных, причем сотрудники их управленческого персонала считаются работниками Администрации Президента.

Народным приемным предоставлены следующие дополнительные права:

q изучать деятельность секторов, госорганов и иных организаций по подворному обходу, работе с обращениями, решению проблем, выявленных на социальных и других объектах, вносить обязательные для рассмотрения представления, а также участвовать в оценке деятельности секторов;

q вносить в вышестоящие госорганы предложения о поощрении должностных лиц и работников территориальных подразделений госорганов, включенных в состав штаба секторов, или привлечении их к дисциплинарной ответственности за допущенные серьезные недостатки вплоть до освобождения от занимаемой должности;

q запрашивать и получать от госорганов и иных организаций необходимую для своей деятельности информацию, привлекать их специалистов;

q принимать меры по обеспечению полного и оперативного доведения до населения информации о своей деятельности, порядке и правилах оказываемых услуг госорганами и иными организациями.

Информационная система "Hudud" будет усовершенствована и интегрирована со всеми Народными приемными, госорганами и иными организациями.

До 1 июля 2019 года будут созданы веб-сайты территориальных (областных) подразделений каждого госоргана, а до 1 января 2020 года - веб-сайты их районных (городских) отделений с возможностью направления гражданами электронного обращения.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 18.01.2019 г. N 47 внесены изменения в Единую тарифную сетку по оплате труда (далее - ЕТС) (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 21.07.2009 г. N 206).


Напомним, минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) определяется согласно статье 155 Трудового кодекса. В ней указано, что месячная оплата труда работника, выполнившего полностью определенные на этот период нормы труда и трудовые обязанности, не может быть ниже установленного законодательством размера по первому разряду ЕТС.


За основу ЕТС принят размер минимальной заработной платы, устанавливаемый соответствующими решениями Президента страны. Минимальный размер заработной платы в Узбекистане с 1 ноября 2018 года составляет 202 730 сумов.

При этом в октябре минувшего года глава государства поручил пересмотреть тарифные коэффициенты ЕТС, предусмотрев опережающий рост зарплаты низкооплачиваемых работников путем увеличения тарифных коэффициентов по нижним разрядам в среднем на 10%, в т.ч. по 1 разряду - на 15%, по 2 разряду - на 10% и 3 разряду - на 5% (Указ Президента от 13.10.2018 г. N УП-5553).

С учетом изменений тарифных коэффициентов ЕТС, МРОТ в республике теперь составляет 577 172,31 сумов.


* * *



Подписано Постановление Президента от 17.01.2019 г. N ПП-4125 "О мерах по дальнейшему совершенствованию судебно-экспертной деятельности".


Создаются негосударственные судебно-экспертные организации, которые смогут проводить некоторые виды судебных экспертиз. В части функций, прав, обязанностей и ответственности эти организации приравнены к государственным судебно-экспертным учреждениям. Минюст будет вести рейтинг "частников" и размещать его на своем официальном сайте.

Чтобы проводить судебную экспертизу представитель частной организации должен пройти курсы по переподготовке и повышению квалификации и получить сертификат судебного эксперта, подтверждающий его профессиональную компетентность и соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к судебным экспертам по соответствующей специализации. Сведения обо всех владельцах сертификатов включат в Единый реестр, размещаемый на официальном сайте Минюста.

При этом если орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, не согласен с заключением негосударственной судебно-экспертной организации, повторная экспертиза проводится только госучреждениями.

Затронуты также вопросы организации деятельности Республиканского центра судебной экспертизы имени Х. Сулеймановой при Министерстве юстиции. Государственным и частным экспертным организациям предоставлены таможенные льготы до 1 января 2022 года.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 17.01.2019 г. N 44 определены границы территорий, входящих в СЭЗ "Термез" и учреждена ее Дирекция.


Свободная экономическая зона создана в сентябре 2018 года (Указ Президента от 18.09.2018 г. N УП-5540). Сообщалось, что главные цели ее создания - формирование и создание условий для улучшения торговых и транспортно-логистических связей с сопредельными странами, в особенности с Афганистаном, обеспечение безопасности международных перевозок грузов и расширение транзитного потенциала нашего государства. 

Как определило Правительство, СЗЗ "Термез" включает два участка общей площадью 3 000 га на территории сельского схода граждан "Учкизил" Термезского района Сурхандарьинской области.

Также образована Дирекция СЭЗ "Термез" в форме общества с ограниченной ответственностью (единственный учредитель - ООО "Surkhan Global Trade") со следующими основными задачами:

q обеспечение полного и своевременного выполнения государственных программ по развитию СЭЗ "Термез";

q соблюдение особого правового режима на ее территории (Указ Президента от 26.10.2016 г. N УП-4853; Указ Президента от 21.12.2018 г. N УП-5600);

q осуществление регистрации участников в соответствии с принятыми решениями административного совета свободных экономических зон и малых промышленных зон Сурхандарьинской области, ведение реестра участников и выдача соответствующих свидетельств;

q заключение с инвесторами соглашений об инвестировании;

q осуществление проработки и поиск иностранных и отечественных инвесторов для реализации инвестиционных проектов в СЭЗ "Термез";

q осуществление системного контроля за надлежащим выполнением отобранными в установленном порядке инвесторами принятых на себя обязательств, с последующим представлением результатов Административному совету;

q оказание услуг резидентам, в т.ч. путем представления их интересов в госорганах;

q координация процессов создания и функционирования объектов инфраструктуры и управление земельными участками и объектами недвижимости на территории зоны.

Актом урегулирован ряд других организационных вопросов.


* * *



Началась реализация комплекса мер по совершенствованию деятельности предприятий горно-металлургической отрасли (Постановление Президента от 17.01.2019 г. N ПП-4124).


Комплекс мероприятий направлен на отказ от сложившейся структуры управления, методов оценки и учета запасов полезных ископаемых, устаревших форм финансовой отчетности, которые препятствуют росту производства на крупных предприятиях горно-металлургической отрасли и повышению их инвестиционной привлекательности.

Созданию дополнительных условий для привлечения инвестиции в модернизацию производства, повышения конкурентоспособности крупных предприятий будут способствовать новые порядки, которые введут в два этапа.

       

       

       

Начиная с итогов 2019 года

предприятия отрасли:

      

    

Начиная с итогов 2020 года

осуществляется:

       

в обязательном порядке составляют финотчетность в соответствии с международными стандартами и проводят независимый внешний аудит с привлечением международных аудиторских компаний


внедрение корпоративных раскрытий в соответствии с принципами и требованиями Международных стандартов по учету и отчетности (ISAR)


внедряют в практику минимальные требования по уровню рентабельности продаж активов, оборачиваемости активов и обязательств, а также других показателей, определяемых в соответствии с требованиями международных фондовых бирж и финансовых институтов


публикация отчетности, в том числе по экономическим, социальным и экологическим вопросам, в соответствии с Глобальной инициативой отчетности (GRI)


       

      

На базе ГП "Навоийский ГМК" создадут государственное предприятие по добыче и переработке урана и предприятие в форме акционерного общества по добыче и переработке драгоценных металлов.

Организована Республиканская комиссия по реформированию горно-металлургической отрасли, на которую возложены задачи:

а) утверждение в срок до 1 марта 2019 года "Дорожной карты" по реорганизации ГП "Навоийский ГМК" и внедрению современных методов корпоративного управления, а также реализации требований, предусмотренных документом;

б) координация деятельности министерств, ведомств и органов хозяйственного управления по ускоренной реализации долгосрочных программ развития, модернизации и увеличения объемов производства крупных предприятий горно-металлургической отрасли;

в) подготовка в срок до 1 мая 2019 года предложений по пересмотру и унификации налоговых и таможенных льгот, предоставленных крупным предприятиям горно-металлургической отрасли;

г) разработка в срок до 1 июля 2019 года Концепции реформирования и развития крупных предприятий горно-металлургической отрасли, предусматривающей, в том числе, привлечение инвесторов исключительно путем первичного и вторичного публичного размещения на отечественном и международных фондовых рынках акций:

q АО "Узбекский металлургический комбинат" - в 2022 году;

q АО "Алмалыкский ГМК" - в 2023 году;

q преобразуемого в акционерное общество ГП "Навоийский ГМК" - в 2023 году;

д) завершение в срок до 1 декабря 2019 года процедур по реорганизации ГП "Навоийский ГМК" и внесение предложений по вопросу передачи госдоли вновь созданного АО в доверительное управление профессиональным управляющим компаниям на конкурсной основе.


* * *



Приказом министра дошкольного образования (рег. МЮ N 3123 от 18.01.2019 г.) утвержден порядок оказания дополнительных платных образовательно-воспитательных услуг в государственных ДОУ.


В соответствии с актом государственным детским садам разрешается оказывать следующие платные услуги:

q во-первых, присмотр, уход за ребенком и его обучение в выходные дни и после окончания рабочего дня в ДОУ;

q во-вторых, организация внепрограммных кружков:

q спортивно-оздоровительных (каратэ, таэквондо, плавание, шахматы, шашки, гимнастика, массаж и др.);

q художественно-эстетических (хор, танцы, ИЗО и др.);

q предметных (иностранные языки, математика, ментальная арифметика, логика, информатика и др.).

В группы, оказывающие такие услуги, принимают детей от 3 до 7 лет, по заявлению их родителей. Между руководителем ДОУ и одним из родителей заключается договор, а также издается приказ. В нем указывается Ф.И.О. ребенка, год рождения, вид оказываемой услуги и группа обучения. В группе не должно быть более 25 детей.

К работе в допгруппах могут привлекаться по соглашению как сотрудники ДОУ в свободное от основной работы время, так и сторонние специалисты. При этом оказание допуслуг не должно нарушать образовательно-воспитательный процесс, проводимый по учебной программе ДОУ. А к занятиям не допускаются лица, которым запрещено заниматься педагогической деятельностью приговором суда или медицинским заключением.

Виды планируемых платных услуг и их стоимость определяет сам детсад с обязательным обсуждением этих вопросов на собрании своего наблюдательного совета (в него входят, в т.ч., не менее 3 родителей от каждой группы). Прейскурант цен утверждается руководителем ДОУ и согласовывается с соответствующим территориальным отделом дошкольного образования. Документ вывешивается на доску объявлений в местах, открытых для ознакомления всеми желающими.

Наряду с прейскурантом в наличии также должны быть план работы дополнительных услуг и график проводимых занятий.


* * *



Утвержден Перечень министерств и ведомств, ответственных за улучшение позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и отдельных составных индикаторах (Приложение N 3 к Указу Президента от 17.01.2019 г. N УП-5635).


Вопрос повышения позиций Узбекистана в международных рейтингах - в фокусе внимания руководства страны. За последнее время работа в этом направлении активизировалась.


Напомним, в мае 2018 года обсуждался соответствующий комплекс мер. Предлагалось создать Межведомственную координационную рабочую группу и отдельные рабочие группы, сконцентрированные на конкретных направлениях: экономическом, судебно-правовом и социально-политическом. Самих рейтингов, над которыми, по мнению разработчиков, необходимо поработать, было девять.


Однако принят несколько иной план действий:

q во-первых, дополнительные рабочие органы решено не создавать, что соответствует концепции по кардинальному сокращению и дальнейшей оптимизации межведомственных коллегиальных органов (Указ Президента от 28.08.2018 г. N УП-5527).

Вместо этого в министерствах и ведомствах появятся специализированные подразделения, ответственные за работу с международными рейтингами. А контрольно-координирующая роль в этом вопросе отведена Сектору по работе с международными рейтингами и координации работ по внедрению системы "Электронное правительство", образованному в структуре подразделений советника Президента по вопросам правового сопровождения реформ и координации правоохранительной деятельности Администрации Президента;

q во-вторых, изначально планировавшийся фронт работ существенно расширен. В утвержденном перечне уже 15 рейтингов (индексов) с разбивкой на составные индикаторы. Помимо значившихся в проекте, здесь также присутствуют: Индекс эффективности логистики, Индекс развития электронного правительства, Индекс статистического потенциала, Индекс промышленной конкурентоспособности, Индекс регуляторного ограничения инвестиций и Глобальный индекс инноваций.  

Отметим, что ведомством, ответственным за улучшение показателей страны в ежегодном рейтинге "Doing Business", обозначено НАПУ. Органы, на которые возлагается работа в рамках отдельных индикаторов рейтинга, в сравнении с соответствующей Дорожной картой 2018 года не изменились (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 13.07.2018 г. N ПП-3852). Однако на общем списке ведомств отразилась реорганизация Госкомконкуренции. Также в него включены два индикатора, которые не оценивались в прошлом году: государственные закупки (Минфин) и регулирование рынка труда (Минтруд).    


Напомним, в последнем докладе Группы Всемирного банка "Doing Business 2019: Trainig for Reform" Узбекистан занял 76 место, потеряв две строчки, но продемонстрировав позитивную динамику (в процентном отношении) в разрезе отдельных индикаторов.





















































Время: 0.0375
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск