Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Утратившие силу акты/ Лицензирование. Разрешительные процедуры/ Положение о порядке лицензирования деятельности крипто-бирж (Утверждено Приказом директора НАПУ от 21.01.2019 г. N 16, зарегистрированным МЮ 22.01.2019 г. N 3127)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Приказу директора НАПУ
от 21.01.2019 г. N 16,
зарегистрированному МЮ
22.01.2019 г. N 3127
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке лицензирования деятельности
крипто-бирж
Настоящее Положение в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года N ПП-3832 "О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан" и от 2 сентября 2018 года N ПП-3926 "О мерах по организации деятельности крипто-бирж в Республике Узбекистан" определяет порядок лицензирования деятельности крипто-бирж.
1. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
блокчейн - распределенный реестр данных, в котором все данные записываются последовательно и распределены в блоках, при этом каждый новый блок связан с предыдущим блоком криптографической подписью;
крипто-актив - совокупность записей в блокчейне, имеющая ценность и владельца;
крипто-биржа - организация, предоставляющая электронную площадку для обмена, покупки и продажи крипто-активов.
2. Лицензирование деятельности крипто-бирж осуществляет Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (далее - лицензирующий орган).
Лицензирование деятельности крипто-бирж осуществляется в соответствии со схемой согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
3. Лицензия на осуществление деятельности крипто-биржи (далее - лицензия) выдается исключительно иностранным юридическим лицам посредством открытия ими дочерних или иных предприятий на территории Республики Узбекистан.
Дочернее или иное предприятие иностранного юридического лица осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной иностранному юридическому лицу.
Не допускается участие в уставных капиталах (фондах) дочерних или иных предприятий иностранных юридических лиц, имеющих лицензии, юридических лиц - резидентов Республики Узбекистан.
4. На осуществление деятельности крипто-биржи выдается типовая лицензия.
5. Лицензия выдается на неопределенный срок.
6. Право на осуществление деятельности крипто-биржи возникает у юридического лица с момента выдачи лицензии.
7. Передача лицензии другому юридическому лицу запрещается.
7-1. Порядок осуществления крипто-биржевой торговли на территории Республики Узбекистан определяется Правилами осуществления крипто-биржевой торговли согласно приложению N 1а к настоящему Положению.
ГЛАВА 2. ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ
8. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности крипто-бирж являются:
а) наличие сформированного уставного фонда в размере не менее тридцати тысяч базовых расчетных величин в виде денежных средств на дату подачи заявления, из которых двадцать тысяч резервируются на отдельном счете в коммерческом банке Республики Узбекистан;
б) наличие функционирующей электронной системы крипто-биржевых торгов, размещенной на серверах, находящихся на территории Республики Узбекистан, и соответствующей требованиям, предусмотренным в настоящем Положении;
в) наличие правил крипто-биржевой торговли, в которых в обязательном порядке предусматриваются:
порядок допуска к крипто-биржевым торгам участников;
меры, направленные на обеспечение выполнения требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
процедуры допуска к обращению и исключению из обращения крипто-активов;
порядок осуществления и регистрации операций с крипто-активами;
порядок взаимных расчетов участников крипто-биржевой торговли при заключении сделок;
размер платы за пользование услугами крипто-биржи и порядок его определения;
меры по предотвращению манипулирования ценами на крипто-бирже и неправомерного использования конфиденциальной информации;
запрет на использование крипто-активов в противоправных целях;
г) осуществление котировки на крипто-активы на основе соотношения спроса и предложения по ним;
д) хранение в течение пяти лет информации об операциях с крипто-активами клиентов, а также их идентификационных данных и материалов по взаимоотношениям с клиентами, включая деловую переписку;
е) соблюдение законодательства Республики Узбекистан в сфере оборота крипто-активов;
ж) представление по требованию лицензирующего органа информации, связанной с осуществлением деятельности крипто-биржи.
9. Уставный фонд крипто-биржи формируется только из денежных средств его учредителей.
Использование для формирования уставного фонда крипто-биржи средств, полученных в кредит, под залог, и других привлеченных средств не допускается.
ГЛАВА 3. ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ
10. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган в письменной форме, в том числе по почте либо в виде электронного документа следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, его местонахождения (почтового адреса), адреса электронной почты, наименования учреждения банка и номера депозитного счета до востребования в учреждении банка;
б) копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии;
в) описание аппаратно-программной реализации крипто-биржи, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению;
г) экземпляр утвержденных правил крипто-биржевой торговли;
д) справку коммерческого банка о наличии зарезервированной суммы уставного фонда.
Все документы должны быть подписаны руководителем, а в случае предоставления в виде электронного документа подтверждаются электронной цифровой подписью.
Требование от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
11. Заявления, представленные соискателями лицензий в лицензирующий орган, принимаются:
в явочном порядке - с отметкой о дате приема документов на экземпляре заявления заявителя;
посредством почтовой связи - заказным письмом с уведомлением о получении;
посредством электронной связи - путем направления электронного ответа о получении заявления.
Информация о полученных заявлениях размещается на официальном веб-сайте лицензирующего органа.
В случае представления ненадлежащим образом оформленных документов или неполного пакета документов, они возвращаются лицензирующим органом соискателю в трехдневный срок с указанием причин возврата.
ГЛАВА 4. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ
И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ЛИЦЕНЗИИ
ИЛИ ОБ ОТКАЗЕ В ВЫДАЧЕ ЛИЦЕНЗИИ
12. За рассмотрение лицензирующим органом документов на выдачу лицензии сбор не взимается.
13. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
14. Лицензирующий орган в срок, не превышающий двадцати дней, рассматривает представленные документы и готовит заключение по ним о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
15. Лицензирующий орган в семидневный срок принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на основании заключения экспертной комиссии, состав которой утверждается соответствующим заместителем руководителя лицензирующего органа.
16. О принятом решении лицензирующий орган уведомляет соискателя лицензии в течение трех дней после принятия соответствующего решения.
Уведомление о принятии решения о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме, в том числе по почте или в виде электронного документа через информационную систему, с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины. Одновременно с уведомлением о принятии решения о выдаче лицензии соискателю лицензии направляется для подписания лицензионное соглашение.
17. Лицензионное соглашение, определяющее взаимные права и обязанности лицензирующего органа и лицензиата, заключается между лицензирующим органом и лицензиатом и должно содержать:
фамилию, имя и отчество должностных лиц, подписавших соглашение;
реквизиты сторон;
наименование вида деятельности, на осуществление которого выдается лицензия;
лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату;
ответственность сторон за нарушение требований и условий лицензионного соглашения;
порядок контроля со стороны лицензирующего органа за выполнением лицензиатом требований и условий лицензионного соглашения;
другую информацию в соответствии с настоящим Положением.
Лицензионное соглашение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в лицензирующем органе, а второй направляется либо выдается лицензиату.
18. Лицензии оформляются в виде электронного документа, заверяются электронной цифровой подписью руководителя лицензирующего органа, в случае отсутствия - его заместителем, публикуются на официальном веб-сайте лицензирующего органа и по запросу лицензиата могут выдаваться на бумажном носителе.
19. В случае выдачи лицензии на бумажном носителе, она оформляется на специальных бланках установленной формы. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию, номер и степень защищенности. Образцы бланков лицензий разрабатываются и утверждаются лицензирующим органом и изготовляются по заказу лицензирующего органа типографским способом в Государственно-производственном объединении "Давлат белгиси".
Руководитель лицензирующего органа несет персональную ответственность за учет, сохранность и целевое использование бланков лицензий.
20. Лицензии оформляются в трехдневный срок после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату государственной пошлины за выдачу лицензии, и подписания им лицензионного соглашения.
При выдаче лицензии на бумажном носителе, лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа, в случае отсутствия - его заместителем.
21. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев с момента получения уведомления о принятии решения о выдаче лицензии не представил лицензирующему органу документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, либо не подписал лицензионное соглашение, лицензирующий орган вправе принять решение об аннулировании лицензии.
22. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
представление соискателем лицензии ненадлежащим образом оформленных документов;
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверных или искаженных сведений;
несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Отказ в выдаче лицензии по иным основаниям, в том числе по мотивам нецелесообразности выдачи лицензии, не допускается.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии, а также действие (бездействие) должностного лица лицензирующего органа в порядке, установленном законодательством.
23. В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии, уведомление об отказе направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме, в том числе в виде электронного документа через информационную систему, с указанием конкретных причин отказа и срока, достаточного для того, чтобы соискатель лицензии, устранив указанные причины, мог представить документы для повторного рассмотрения. Срок, указанный в уведомлении об отказе в выдаче лицензии, должен быть соразмерным времени, необходимому для устранения недостатков.
24. В случае устранения соискателем лицензии причин, послуживших основанием для отказа в выдаче лицензии, повторное рассмотрение документов осуществляется лицензирующим органом в срок, не превышающий семи дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган в трехдневный срок на основании заключения экспертной комиссии принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
25. При повторном рассмотрении заявления соискателя лицензии не допускается отказ в выдаче лицензии по новым основаниям, ранее не указанным в уведомлении об отказе в выдаче лицензии.
Заявление, поданное по истечении срока, указанного в уведомлении об отказе в выдаче лицензии, считается вновь поданным.
ГЛАВА 5. ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ
И ВЫДАЧА ДУБЛИКАТА ЛИЦЕНЗИИ
26. В случае преобразования лицензиата, изменения его наименования или места нахождения (почтового адреса), лицензиат или его правопреемник обязан в течение пяти рабочих дней после прохождения перерегистрации подать заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.
27. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет указанную в ней деятельность на основании поданного заявления о переоформлении лицензии.
28. При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление лицензии осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов.
29. Взамен утраченной или пришедшей в негодность лицензии, лицензирующим органом по заявлению лицензиата выдается ее дубликат в течение пяти рабочих дней со дня его получения.
При выдаче дубликата лицензии сбор не взимается.
ГЛАВА 6. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ
30. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством.
31. Лицензирующий орган при осуществлении контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий в пределах своей компетенции имеет право:
требовать от крипто-бирж соблюдения ими законодательства об обороте крипто-активов;
проводить проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий в порядке, установленном законодательством;
запрашивать и получать от лицензиата необходимую информацию по вопросам, возникающим при проведении проверок соблюдения лицензионных требований и условий;
составлять на основании результатов проверок акты (справки) с указанием конкретных нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
в случаях, установленных законодательством, выносить решения и (или) обращаться в суд по вопросу приостановления, прекращения действия либо аннулирования лицензий;
в установленном порядке направлять в соответствующие органы материалы о выявленных фактах осуществления деятельности крипто-бирж без лицензии для принятия мер, предусмотренных законодательством.
32. При проверке соблюдения лицензионных требований и условий проверяющими работниками лицензирующего органа составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату, второй - остается в лицензирующем органе.
ГЛАВА 7. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ, ПРЕКРАЩЕНИЕ
ДЕЙСТВИЯ, АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ
33. Действие лицензии может быть приостановлено в случаях:
выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении;
невыполнения лицензиатом решения лицензирующего органа, обязывающего лицензиата устранить выявленные нарушения.
34. Действие лицензии прекращается в случаях:
обращения лицензиата с заявлением о прекращении действия лицензии;
ликвидации юридического лица - с момента ликвидации или прекращения его деятельности в результате реорганизации - с момента реорганизации, за исключением его преобразования, а также слияния при наличии у реорганизуемых юридических лиц на дату государственной регистрации вновь возникшего юридического лица лицензии на осуществление одного и того же лицензируемого вида деятельности;
систематического или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении;
неустранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный срок.
35. Лицензия может быть аннулирована в случаях:
предусмотренном пунктом 21 настоящего Положения;
обращения лицензиата с заявлением об аннулировании лицензии;
установления факта получения лицензии с использованием подложных документов или недостоверных данных.
36. Решение лицензирующего органа о приостановлении и прекращении действия лицензии, аннулировании лицензии может быть обжаловано в суд.
При прекращении действия лицензии и аннулировании лицензии уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит.
37. Лицензирующий орган ведет электронный реестр лицензий. В реестре лицензий должны быть указаны:
наименование юридического лица - лицензиата, его организационно-правовая форма, местонахождение (почтовый адрес), адрес электронной почты, телефон;
информация о долях учредителей в уставном капитале (фонде);
дата выдачи и номер лицензии;
серия и номер бланка лицензии;
основания и даты переоформления, приостановления и возобновления действия лицензий;
основания и даты прекращения действия лицензий;
основания и даты аннулирования лицензий;
основание и дата выдачи дубликата.
38. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, размещается на веб-сайте лицензирующего органа, и является открытой для ознакомления.
ГЛАВА 9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИИ
39. За выдачу лицензии взимается государственная пошлина. Размер государственной пошлины определяется лицензирующим органом.
40. Государственная пошлина перечисляется иностранным юридическим лицом на валютный счет лицензирующего органа.
ГЛАВА 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
41. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
к Положению
СХЕМА
лицензирования деятельности крипто-биржи
к Положению
ОПИСАНИЕ
аппаратно-программной реализации
крипто-биржи
1. Справка о компании, включая информацию о ее деятельности и руководителях.
2. Описание программного комплекса, включая краткую информацию о разработчиках.
3. История использования программного комплекса в других странах.
4. Информация об инцидентах информационной безопасности, независимо от их масштабов и последствий (включая взломы, хакерские атаки и другие факты несанкционированного доступа).
5. Результаты тестирования программного комплекса, проведенного за последние 6 месяцев (включая тестирование на проникновение "Пентест" и другие виды тестирования).
6. Общее описание комплекса обеспечения информационной безопасности, включая:
описание системы авторизации пользователей и защиты от несанкционированного доступа;
описание системы непрерывного тестирования, контроль качества кода, обеспечение безопасности при обновлении кода;
описание системы защиты от фишинговых атак;
описание системы резервного копирования.
7. Описание серверов баз данных.
8. Описание серверов приложений.
9. Описание пользовательского интерфейса и его реализации.
10. Описание системы интеграции со сторонними программными комплексами (блокчейнами) для ввода-вывода крипто-активов.
11. Описание системы интеграции с электронными платежными системами.
12. Описание возможностей для маржинальной торговли.
13. Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма и другие меры по обеспечению соответствия международным стандартам по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Рекомендации ФАТФ).
14. Описание технической реализации добавления новых крипто-активов и блокчейнов.
15. Описание системы масштабирования при увеличении нагрузки.
16. Описание системы хранения пользовательских депозитов в крипто токенах.
17. Описание системы хранения, управления банковскими депозитами и взаимодействие с банковским программным обеспечением.
18. Описание системы анализа и мониторинга торгов для предотвращения манипулирования рынком.
19. Описание API доступа для торговых ботов и сторонних приложений.
20. Описание условий работы для маркет-мейкеров и наличия договоренностей с маркет-мейкерами по поддержанию ликвидности на предлагаемой бирже.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 23 января 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
28 января 2019 г., N 4, ст. 72