ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 2 по 8 февраля 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

       

(за период с 2 по 8 февраля 2019 г.)


Монополия АО "Узбекистон темир йуллари" уйдет в прошлое

         

Как получить господдержку на производство фильма

       

Обучение сотрудников правопорядка - по новой спецпрограмме

      

Оценка работы физрука - по рейтинговой системе

        

Все зарегистрированные в стране товарные знаки сверят с общеизвестными

        

Оптовая торговля алкоголем будет лицензироваться

         

Замминистра здравоохранения будет иностранный специалист

         

Как работают платные спортивные кружки

        

Международные договоры будут общедоступны

       

Госкомпромбез: структура, полномочия, отчетность

          

Заниматься бизнесом в Узбекистане станет проще с 1 марта

      

Перепись населения Узбекистана пройдет в 2022 году

         

"Doing Business": цель Узбекистана - 20 место к 2022 году

         

Предоплата для бизнеса за электричество и газ снизилась до 50%

       

Реорганизована система управления виноградарством и виноделием

       

Срок поступления валюты при экспорте программ - по правилам зарубежной площадки

         

Производители алкоголя должны переоформить лицензии до 1 июля

        

Создано Министерство энергетики

          

Сырье для издания учебников - по прямым договорам

         

УзАПИ реорганизовано, его статус повысился

        

Как отследить работу ТЧСЖ и управляющей компании

           

Отдельные элементы механизма банкротства изменятся с 1 июля

       

Сколько никотина и смолы может быть в сигаретном дыме

       

Как и где обучают медиаторов

         

Снят запрет на публикацию некоторых сведений

        

Определены перспективы развития трех городов



Создано Министерство транспорта. Ведомство возглавит 6 сфер: автомобильный, железнодорожный, воздушный, речной транспорт, а также метрополитен и дорожное хозяйство.


Опубликованы Указ Президента от 01.02.2019 г. N УП-5647 "О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере транспорта" и Постановление Президента от 01.02.2019 г. N ПП-4143 "Об организации деятельности Министерства транспорта Республики Узбекистан".



Структурные изменения


В подчинение новому ведомству передали:

q Государственный комитет по автомобильным дорогам с переименованием в Комитет по автомобильным дорогам;

q Государственную инспекцию по надзору за безопасностью полетов с преобразованием в Агентство гражданской авиации;

q Государственную инспекцию по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок с переименованием в Инспекцию по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок;

q Государственную инспекцию по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Кабинете Министров с переименованием в Инспекцию по контролю за качеством дорожно-строительных работ;

q Узбекский регистр судоходства Министерства по чрезвычайным ситуациям;

q Центр "Узаэронавигация" при Кабинете Министров;

q научно-исследовательские институты, образовательные учреждения и иные организации по перечню.

При этом упразднен Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Ташкента. А также создан Центр изучения проблем развития транспорта и логистики при Министерстве транспорта.



Полномочия ведомства


Кроме выработки и проведения единой государственной и тарифной политики в сфере транспорта, Министерству переданы следующие полномочия:

      

       

    

От какого органа

передаются полномочия

    

   

Полномочия

   

МЧС

регистрация (перерегистрация) судов, освидетельствование судов при их постройке, эксплуатации, переоборудовании и ремонте;


выдача судам судовых свидетельств и билетов, классификационных свидетельств, свидетельств о годности к плаванию и других документов, предусмотренных правилами, регулирующими судоходство;


АО "Узбекистон темир йуллари"

разработка государственных программ развития железнодорожного транспорта, разработка перспективных прогнозов, схем развития и размещения объектов железнодорожного транспорта;


проведение тарифной и транзитной политики в области железнодорожных перевозок, принятие комплексных мер по увеличению пропускной и провозной способности железнодорожного транспорта, развитие рынка железнодорожных транспортных услуг;


выдача разрешений на выход подвижного состава промышленных предприятий на железнодорожные пути общего пользования;


согласование проектов на строительство и реконструкцию железнодорожных подъездных путей, а также устройств, предназначенных для погрузки, выгрузки и очистки вагонов и контейнеров.


       

      

Ближайшие планы

В 2-месячный срок предложат, как усовершенствовать деятельность АО "Узбекистон темир йуллари". Цель - исключить регуляторные функции компании, привлечь инвестиции, а также сформировать конкурентную среду и создать равные условия при перевозке пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте для организаций АО "Узбекистон темир йуллари" и других субъектов предпринимательства - резидентов.

В 3-месячный срок разработают Концепцию развития транспорта в Республике Узбекистан до 2025 года и "Дорожную карту" по ее реализации. Одна из задач документа - улучшить позиции Узбекистана в международных рейтингах по эффективности логистики.

А до 1 ноября 2019 года разработают проект Закона "О транспорте". В нем, в частности, будет предусмотрено   оптимальное и сбалансированное взаимодействие различных видов транспорта.


* * *



Порядок государственного финансирования производства фильмов при сотрудничестве национальных и иностранных кинокомпаний определен Постановлением Кабинета Министров от 05.02.2019 г. N 89.


Финансированию в рамках акта подлежит производство фильмов, осуществляемое при сотрудничестве зарегистрированных в республике кинематографических организаций (далее - национальные кинокомпании) и кинокомпаний иностранных государств, а также других организаций.

Финансирование осуществляется на основе государственного социального гранта за счет средств Госбюджета и Фонда развития национальной кинематографии при НА "Узбеккино" (далее - Фонд).

В каких случаях фильм считается результатом совместного производства - определено в акте.


Обратите внимание! Иностранные кинокомпании, участвующие в производстве совместного фильма, освобождаются от получения разрешения, выдаваемого "Узбеккино" (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 12.06.2012 г. N 169). Такое разрешение, напомним, требуется для осуществления кино-, видеосъемок художественных фильмов иностранными кинокомпаниями на территории нашей страны.


Подать заявку на финансирование фильма могут национальные, иностранные кинокомпании или сопродюсеры, участвующие в совместном производстве фильма.

Для этого в "Узбеккино" вместе с заявлением нужно представить:

q печатный (электронный) вариант сценария планируемого фильма на узбекском или русском языках;

q копию договора о совместном производстве фильма;

q список съемочной группы и основных актеров с указанием их гражданства, профессии и (или) должности;

q предварительную смету расходов и календарно-постановочный план съемки фильма.

Документы можно подать нарочно, по почте или электронно. За рассмотрение документов сбор не взимается.

Поданные документы изучает художественный совет и в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления дает заключение о целесообразности или нецелесообразности финансирования фильма. А "Узбеккино" на основании этого заключения принимает решение о финансировании или отказе в финансировании фильма.

Отказать могут, если:

q в сценарии фильма присутствуют картины, пропагандирующие национальную, расовую и религиозную вражду, идеи экстремизма и терроризма и пр.;

q требуемые для производства фильма затраты превышают годовые объемы средств, выделяемых Госбюджетом и (или) Фондом для производства кинопродукции.


* * *



Открыт специализированный филиал ТГЮУ по подготовке и переподготовке юридических кадров в сфере профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности Ташкента и Ташкентской области. Опубликовано Постановление Президента от 7 февраля 2019 года N ПП-4166.


Образовательный процесс в филиале включает два направления:

q подготовка кадров по профильной специальности "Профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности" по 3-летней спецпрограмме бакалавриата очной формы обучения. Прием по программе бакалавриата осуществляется на конкурсной основе;

q переподготовка по той же специальности по 6-месячной спецпрограмме, также очной формы обучения. Сюда принимаются действующие сотрудники и военнослужащие с высшим неюридическим образованием по рекомендациям министра внутренних дел и командующего Национальной гвардией. Обучение проходит с отрывом от службы, но с сохранением занимаемой должности и выплатой денежного довольствия.

Обучение в филиале осуществляется на основе государственных грантов.

Квота приема в бакалавриат филиала составляет 255 человек в год, а по программе переподготовки кадров - 50 человек каждые шесть месяцев. Минюст по согласованию с Минфином вправе увеличивать или уменьшать квоту по заявкам МВД и Нацгвардии с учетом потребностей столицы и столичного региона в юридических кадрах в указанной сфере.

Помощникам инспекторов профилактики по охране общественного порядка г. Ташкента и Ташобласти, внесшим достойный вклад в профилактику правонарушений и борьбу с преступностью, могут выдавать рекомендации начальников ГУВД г. Ташкента и УВД Ташобласти, дающие право участвовать в конкурсе для поступления в филиал по отдельным квотам, определяемым министром юстиции в пределах установленной квоты приема.

Отучившиеся в филиале обязаны проработать в системе профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности Ташкента и Ташкентской области не менее 5 лет. При этом с дипломом филиала на службу в ОВД примут без специальной профподготовки в Академии МВД, с присвоением специального звания "Лейтенант".


* * *



Приказом министра физической культуры и спорта (рег. МЮ N 3135 от 04.02.2019 г.) утверждена рейтинговая система оценки эффективности деятельности преподавателей физкультуры (инструкторов, заведующих кафедрами).


О внедрении этой системы сказано в Указе Президента от 05.03.2018 г. N УП-5368, профильному Министерству поручено разработать регламентирующее положение.

Принятый акт регулирует порядок рейтинговой оценки деятельности инструкторов физвоспитания государственных ДОУ, преподавателей физкультуры школ, лицеев, колледжей, вузов, а также заведующих кафедрами (далее - преподаватели).

Преподаватели оцениваются по рейтинговой системе каждые 5 лет. Вновь принятые кадры подлежат оценке через 1 год после приема на работу. А выпускники вузов или колледжей, поступившие на работу впервые, оцениваются после 3-летней профессиональной деятельности. Преподаватели, возобновившие свою деятельность после длительного периода нетрудоспособности (более 3 месяцев), отпусков по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, привлекаются к рейтинговой оценке через 1 год после возвращения к работе.

При переходе преподавателя из одного учебного заведения в другое рейтинг сохраняется.



Как проводится оценка


Создается комиссия - 9 человек из числа представителей региональных управлений физкультуры и спорта, руководящих работников учебных заведений и территориальных отделов спортивных федераций, а также профессоров-преподавателей. Состав меняется каждые 5 лет. Порядок, условия и сроки проведения рейтинга объявляются за месяц.

Оцениваемые преподаватели представляют следующие документы:

q копии паспорта, документы об образовании, а также научной степени или звания (при наличии);

q копию сертификата о повышении квалификации (при наличии).

Оценка проводится в форме собеседования в целях определения уровня квалификации педагога по предмету, умения вести урок, знаний правил техники безопасности в сфере физвоспитания. Процесс собеседования снимается на видео, ответы и вопросы регистрируются в специальном журнале.

На основании проведенной беседы экзаменуемого оценивают по критериям в разрезе отдельных учебных заведений - ДОУ, школ, лицеев и колледжей, вузов (представлены в приложениях к акту). Для каждой позиции предусмотрено определенное количество баллов.

Рейтинг составляется по 100-балльной системе:

q 86-100 баллов - высокая эффективность;

q 71-85 баллов - средняя эффективность;

q 56-70 баллов - удовлетворительная эффективность;

q 0-55 баллов - неудовлетворительно.

Результаты оценки в течение 3 дней направляются в Министерство физической культуры и спорта, которое ведет электронную базу рейтинга преподавателей. На основании индивидуальных показателей рейтинговой системы осуществляется материальное стимулирование преподавателей.


* * *



Подписано Постановление Президента от 08.02.2019 г. N ПП-4168 "О мерах по совершенствованию государственного управления в сфере интеллектуальной собственности".


Во-первых, Агентство по интеллектуальной собственности и действующий при нем Учебный центр по переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере интеллектуальной собственности передали в систему Министерства юстиции.

Директор Агентства (ранее - генеральный директор) получил статус замминистра юстиции. Его по-прежнему назначает глава государства, теперь без представления Премьер-министра. А заместителей директора назначает на должность и освобождает от нее министр юстиции (ранее - Кабинет Министров).

Во-вторых, с 1 марта 2019 года вводится порядок, по которому:

q после подачи заявок на регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара Агентство в течение одного рабочего дня размещает сведения о данных заявках на своем официальном веб-сайте;

q производители, поставщики, продавцы или их представители после публикации заявок могут представлять в Агентство письменные замечания о недобросовестности поданной заявки на регистрацию;

q исключительное право на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара и (или) право пользования наименованием места происхождения товара (далее - товарный знак) возникает с даты его регистрации в Государственном реестре товарных знаков с обязательным размещением в тот же день сведений о регистрации товарного знака на официальном веб-сайте Агентства;

q действие свидетельства на товарный знак может быть прекращено досрочно полностью или частично на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованного лица, при неиспользовании товарного знака на территории Республики Узбекистан непрерывно в течение последних трех лет его действия, а также при нарушении соглашения об использовании коллективного знака.

В-третьих, с 1 сентября 2019 года заявки на регистрацию товарного знака подаются исключительно в электронном виде через центры госуслуг или ЕПИГУ. Административные регламенты по оказанию соответствующих госуслуг разработают и утвердят в ближайшее время.

В-четвертых, с 1 сентября 2019 года патентные поверенные должны не реже 1 раза в 5 лет повышать свою квалификацию в сфере интеллектуальной собственности с последующей аттестацией.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности будет усовершенствована с учетом передовых образовательных стандартов и технологий. Задействуют учебный и научный потенциал Ташкентского государственного юридического университета.

В-пятых, Минюст и Департамент по борьбе с экономическими преступлениями до 1 июля 2019 года проведут полную инвентаризацию всех зарегистрированных в Узбекистане товарных знаков. Цель - выявить факты недобросовестной регистрации общеизвестных товарных знаков и принять меры по отмене свидетельств о регистрации товарных знаков, выданных с нарушением требований законодательства.

В последующем ведомства продолжат принимать действенные меры по своевременному выявлению и пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.

В-шестых, до 1 июля 2019 года разработают и внедрят единую постоянно обновляемую интегрированную базу данных объектов интеллектуальной собственности. Она обеспечит:

q отслеживание в режиме реального времени объектов интеллектуальной собственности, получивших и утративших правовую охрану;

q автоматическое включение и исключение из Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности соответственно при получении и утрате правовой охраны объектов интеллектуальной собственности;

q взаимодействие уполномоченных государственных органов при выявлении и пресечении правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.

В перспективе планируется масштабная правотворческая работа. В частности, должны утвердить Комплекс мер по внедрению современной системы оценки и анализа обеспечения надежной правовой охраны интеллектуальной собственности (до 01.07.2019 г.). Среди прочего документ должен учитывать критерии Международного индекса защиты прав собственности.

Начиная с 1 января 2020 года, ставки патентных пошлин и плат, а также индивидуальных пошлин, взимаемых с нерезидентов за предоставление правовой охраны товарному знаку и промышленному образцу, будут поэтапно снижаться (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 20.04.2006 г. N 65).


* * *



Оптовая торговля алкоголем будет лицензироваться. Точной даты пока нет, в двухмесячный срок должны разработать законопроект с соответствующими поправками.


Они зафиксируют в законодательных актах новшества в сфере производства и реализации алкогольной продукции, в том числе:

q введение нового вида лицензионной деятельности - оптовой торговли алкогольной продукцией. Основным лицензионным требованием будет подключение к информационной системе учета оборота алкогольной продукции.

Очевидно, законопроект лишь дополнит Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (Приложение N 1 к Постановлению ОМ РУз от 12.05.2001 г. N 222-II). Однако, чтобы механизм заработал, потребуется отдельное положение о лицензировании (утверждается правительственным решением), определяющее лицензирующий орган, полный перечень лицензионных требований и условий, а также документов, необходимых для получения лицензии, алгоритм и сроки рассмотрения документов соискателя, размер сбора, госпошлины и т.д.;

q реализацию алкогольной и табачной продукции:

а) объектами торговли, расположенными в радиусе по прямой линии более 200 метров от образовательных, спортивных и религиозных учреждений.

Сейчас запрещается торговать алкоголем и табачными изделиями в радиусе менее чем 500 метров от них. Здесь потребуется внести изменения в статью 13 Закона "Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции"

б) в торговых комплексах (на рынках) с общей торговой площадью более 1000 кв. м и ярмарочных павильонах.


Напомним, с 1 января 2007 года реализация алкогольной продукции на оптово-торговых рынках (комплексах) запрещена (Постановление Президента от 07.11.2006 г. N ПП-505);


q установление запрета и ответственности за ввоз в страну алкогольной продукции в полимерной потребительской таре, изготовленной из полиэтилена, полистирола и иного полимерного материала, за исключением пивоваренной и винной продукции.

Все вышеперечисленное на данный момент - законодательная инициатива главы государства (статья 83 Конституции). Указанные нормы вступят в силу и начнут применяться только после утверждения закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" Законодательной палатой, одобрения Сенатом, подписания Президентом и официального опубликования.


* * *



В структуру Минздрава вводится должность замминистра, ответственного за подготовку предложений по внедрению передового зарубежного опыта и экспертное сопровождение реформ в сфере здравоохранения (Постановление Президента от 05.02.2019 г. N ПП-4159).


Им станет высококвалифицированный иностранный специалист.

В компетенцию чиновника входят вопросы:

q комплексного правового регулирования сферы здравоохранения с имплементацией международных стандартов и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения:

q совершенствования системы финансирования и организации здравоохранения;

q внедрения обязательного медицинского страхования;

q распространения лучших практик применения государственно-частного партнерства и медицинского туризма;

q создания благоприятных условий и улучшения конкурентной среды для широкого привлечения инвестиций в сферу здравоохранения;

q широкого внедрения систем "электронного здравоохранения".

Замминистра назначается на должность и освобождается от должности Президентом. Одновременно он является советником вице-премьера по вопросам социального развития, который и будет координировать его работу.

Специалисту предоставят персонального переводчика, ассистента, служебное авто и жилье, покроют стоимость авиабилетов при международных перелетах в страну постоянного проживания и обратно. Кроме того, к новому замглавы Минздрава прикрепят группу из двух высококвалифицированных иностранных специалистов.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 01.02.2019 г. N 78 утвержден порядок организации спортивных кружков, оказывающих платные услуги, в спортивных сооружениях государственных образовательных учреждений.


С 1 февраля в спортивных залах государственных учебных заведений тренерам разрешили оказывать физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги на платной основе. Посещать платные кружки смогут не только ученики и студенты учебного заведения, но и все желающие. Занятия проводятся в свободное от физкультурных часов время.

Сведения об адресах спортзалов, организующих платные кружки, времени их работы, видах оказываемых услуг и расценках будут освещаться в Интернете.

Чтобы записаться на спортивные кружки, нужно представить:

q заявление на имя руководителя учебного заведения (от лица несовершеннолетних заявление подают родители или заменяющие их лица);

q копию паспорта или свидетельства о рождении (для несовершеннолетнего);

q медицинскую справку по форме 086-У;

q 4 цветные фотографии размером 3,5 х 4,5 см.;

q справку органа самоуправления граждан о малообеспеченности семьи (для льготной оплаты).

Поданные заявки в течение 5 дней рассматривает рабочая комиссия из квалифицированных тренеров и медработников учебного заведения. По итогам изучения определяется способность лица заниматься определенным видом спорта и оформляется протокол. На основании протокола с желающим посещать кружок заключается договор. В нем указываются вид спортивного кружка, продолжительность занятий, права и обязанности сторон.



Сколько стоят и как оплачиваются занятия в кружках


Размер оплаты своих услуг тренер определяет сам по согласованию с руководителем образовательного учреждения. При этом 20% от поступающих платежей направляются на коммунальные расходы, оставшаяся часть - распределяется в равных размерах между учебным заведением и тренером. 

Оплата производится ежемесячно не позднее 10 числа следующего месяца с представлением в учебное заведение копии квитанции.

Лица из малообеспеченных семей оплачивают в льготном порядке 50% от стоимости услуги. Для этого они должны представить соответствующую справку органа самоуправления граждан.

Если в кружке занимаются два и более ребенка из одной семьи, то за каждого из них достаточно заплатить 70% от стоимости услуги.


* * *



Опубликована новая редакция Закона "О международных договорах Республики Узбекистан" (Закон Республики Узбекистан от 06.02.2019 г. N ЗРУ-518).


Во-первых, в документ включен понятийный аппарат. Раскрыто содержание таких терминов, как "международный договор", "оговорка", "ратификационная грамота", "денонсация", "депозитарий" и др. Это упрощает понимание всех последующих норм закона и обеспечивает их единообразное толкование.

Во-вторых, детализирован алгоритм работы в процессе заключения и исполнения международных договоров.

В частности, сначала вносится инициативное предложение о начале экспертной проработки проекта международного договора или вопроса о целесообразности участия Узбекистана в многостороннем международном договоре. К нему обязательно прилагается пояснительная записка госоргана - инициатора процесса.

Далее следуют экспертная проработка, правовая и иные виды экспертиз проекта международного договора. После Президенту или Кабинету Министров (в зависимости от вида документа) вносится предложение о заключении договора, проводятся переговоры, и подписывается документ. 

Отдельные виды соглашений требуют ратификации Олий Мажлисом, их перечень не изменился.

Отдельно прописаны механизмы совершения оговорок, внесения изменений и дополнений в международные договоры, а также их пролонгации (продления), денонсации (отказа) приостановления и прекращения действия.

В-третьих, заключенные государством международные договоры будут общедоступны. Это связано с изменением официального источника их опубликования. Тексты будут размещаться в Национальной базе данных законодательства (ранее - Сборник международных договоров Республики Узбекистан).

Более того, порядок применения положений этих документов в письменном виде разъяснят компетентные госорганы по согласованию с МИД. Внешнеполитическое ведомство установит регулярный мониторинг за исполнением международных договоров и обеспечит проведение их инвентаризации на плановой основе.

В-четвертых, разграничено содержание и юридическая сила международных договоров и актов, таковыми не являющихся. Декларации, заявления, коммюнике, меморандумы о взаимопонимании, протоколы о намерениях, планы и программы сотрудничества, хотя инициируются и подписываются в том же порядке, что и международные договоры, не содержат юридически обязывающих положений.


* * *



Кабинет Министров утвердил Положение о Государственном комитете промышленной безопасности (Постановление Кабинета Министров от 01.02.2019 г. N 75).


Напомним, Госкомпромбез является уполномоченным органом госуправления, ответственным за реализацию единой государственной политики и осуществление контроля в сфере обеспечения радиационной и ядерной безопасности на объектах атомной энергетики и ядерных технологий, а также в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах.


Решения Госкомпромбеза, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами исполнительной власти на местах, а также иными организациями и физическими лицами.

В систему Комитета вошли:

q Центральный аппарат;

q Областные и Ташкентское городское территориальные управления;

q Алмалыкская горнотехническая инспекция;

q Ангренская горнотехническая инспекция;

q Кызылкумская горнотехническая инспекция;

q Военизированная горноспасательная часть;

q ГУП "Саноат хавфсизлиги";

q ГУП "Контехназоратукув";

q ГУП "Саноат назорати лабораторияси".

Положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников Госкомпромбеза будут утверждены в месячный срок. Установлено, что составы персонала Алмалыкской и Кызылкумской горнотехнических инспекций этого Комитета включаются в штатную численность АО "Алмалыкский ГМК" и ГП "Навоийский ГМК" соответственно.

Должностные лица Госкомпромбеза, осуществляющие надзор за обеспечением промышленной, радиационной и ядерной безопасности, закрепляются за поднадзорными объектами в зависимости от отрасли надзора. Гарантии и преференции по условиям их труда определяются в соответствии с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования на объектах.

Председатель Комитета будет систематически отчитываться перед Кабинетом Министров, соответствующим подразделением Администрации Президента и Президентом.

Руководитель соответствующего подразделения Кабинета Министров осуществляет постоянный мониторинг деятельности руководителей Госкомпромбеза по эффективному выполнению ими возложенных на них задач, дает объективную оценку деятельности Комитета.

По итогам мониторинга и оценки, особо отличившиеся руководители, должностные лица и работники Госкомпромбеза будут поощряться либо привлекаться к ответственности за допущенные серьезные недостатки, вплоть до освобождения от занимаемой должности.


* * *



Подписано Постановление Президента от 05.02.2019 г. N ПП-4160 "О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса".


С 1 марта 2019 года вводится новый порядок, предусматривающий либерализацию условий ведения бизнеса. Все меры сгруппированы по 7 сферам, которые среди прочих оцениваются в качестве индикаторов при составлении отчета "Doing Business".

В общей сложности 15 шагов по существенному упрощению бизнес-процессов в стране, в особенности связанных со взаимодействием с государственными структурами.

    

         

     

Сфера

       

     

Меры, вводимые

с 1 марта 2019 года

     

Государственная регистрация субъектов предпринимательства


Банки могут дистанционно открывать банковские счета юридическим лицам, учредителями которых являются резиденты Узбекистана, и индивидуальным предпринимателям в процессе их государственной регистрации при наличии необходимых условий для дистанционной идентификации заявителей согласно требованиям Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ)


Получение разрешений на строительство


Отменяется порядок определения исключительного целевого назначения земельных участков при выставлении их через аукцион на электронной торговой площадке "E-IJRO AUKSION" с обязательным указанием исчерпывающего перечня видов объектов, строительство которых запрещается или разрешается на конкретном земельном участке


Органам строительства передаются функции архитектурно-градостроительных советов по согласованию проектно-сметной документации с сохранением за советами только функции по согласованию проектно-сметной документации объектов, возводимых в исторических зонах, в том числе в охранных зонах памятников культурного наследия, а также государственных объектов


Стоимость работ по обновлению топографических и специальных съемок (при необходимости), осуществляемых после сдачи объекта строительства в эксплуатацию по земельным участкам, реализованным через "E-IJRO AUKSION", оплачивается в рамках средств, поступивших от реализации земельного участка, без вмешательства в деятельность или какого-либо обременения владельцев земельного участка и недвижимости


Акт приемки в эксплуатацию завершенных строительством зданий и сооружений выдается одновременно с выпиской из свидетельства о государственной регистрации прав на объект недвижимости


подключение к системе электроснабжения


Применяются экономические санкции за несанкционированные отключения потребителей от подачи энергоснабжения


Регистрация собственности


Заявка для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета может подаваться по экстерриториальному принципу


При обращении физических и юридических лиц за нотариальным удостоверением сделок и свидетельств, связанных с приобретением права собственности на недвижимость, нотариальные конторы в обязательном порядке направляют заявление о государственной регистрации прав на объекты недвижимости и соответствующие документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию, посредством информационно-коммуникационных систем на безвозмездной основе


Отменяется требование об обращении и выдаче кадастрового дела на бумажном носителе с внедрением механизма обращения и подготовки кадастрового дела и кадастровой документации на объекты недвижимого имущества в электронном виде


Защита миноритарных акционеров


Акционерам предоставляется право привлекать в судебном порядке заинтересованного члена наблюдательного совета к ответственности за ущерб, причиненный обществу в результате заключения крупной сделки и сделки с аффилированными лицами, сумма которой составляет 10 или более процентов стоимости чистых активов общества


Конфликтная ситуация, возникшая по причине недостижения соглашения по какому-либо вопросу деятельности общества с ограниченной или дополнительной ответственностью в связи с отсутствием достаточного количества голосов для принятия решения, разрешается в судебном порядке


Внедряется механизм оплаты начисленных дивидендов по акциям через Центральный депозитарий ценных бумаг или инвестиционных посредников


Международная торговля


Выдача сертификата происхождения товара, наряду с Министерством инвестиций и внешней торговли, осуществляется также Торгово-промышленной палатой на основе заявления-декларации участника внешнеэкономической деятельности в срок, не превышающий одного рабочего дня с момента подачи заявления


Обеспечение исполнения контрактов


Вводится порядок, позволяющий проводить досудебное заседание в экономическом суде как метод разрешения споров


Внедряется единая электронная система учета и оплаты населением всех платежей в судах по уголовным и гражданским делам, административных и экономических судах, в том числе государственной пошлины


       

       

Кроме того, с 1 марта отменяется:

q истребование государственными органами и иными организациями от субъектов предпринимательства проставления печати в документах или заверения документов печатью;

q разрешение на осуществление строительно-монтажных работ с внедрением механизма уведомления об их начале;

q заключение договоров на осуществление территориальными инспекциями по контролю в сфере строительства надзорных функций за соблюдением требований законодательства о градостроительстве, нормативных документов технического регулирования в области градостроительной деятельности, качеством и полнотой выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией с внедрением вместо данного порядка публичной оферты.

А с 1 января 2020 года в Ташкенте стартует эксперимент, в рамках которого:

q разработка архитектурно-планировочного задания для проектирования строительства объекта градостроительной деятельности осуществляется при подготовке материалов к реализации земельного участка через "E-IJRO AUKSION" и выдается победителю аукциона на бесплатной основе;

q стоимость работ по разработке архитектурно-планировочного задания оплачивается из средств местного бюджета с дальнейшим возмещением расходов из средств, поступивших от реализации земельного участка через "E-IJRO AUKSION".


* * *



Перепись населения Узбекистана пройдет в 2022 году. Это масштабное мероприятие предусмотрено Указом Президента от 5 февраля 2019 года N УП-5655 "Об утверждении концепции проведения в 2022 году переписи населения в Республике Узбекистан".


Документом утверждены:

q Концепция проведения в 2022 году переписи населения в Республике Узбекистан;

q Программа комплексных мер по проведению в 2022 году переписи населения в Республике Узбекистан.

Созданы Республиканская и территориальные комиссии по оказанию содействия в проведении переписи населения, а также определены их задачи.

Помимо обеспечения своевременного и качественного выполнения мер, связанных с подготовкой и проведением переписи населения, в задачи также входят рассмотрение предложений по вопросам финансирования мероприятия и привлечение к его проведению физических и юридических лиц с решением вопросов оплаты их труда.

До 1 июля 2019 года поручено разработать и внести в Кабинет Министров проект Закона "О переписи населения".

Этот документ будет определять:

q цели, порядок, период и сроки проведения переписи населения;

q организацию и проведение ее на основе современных технологий и методологии, принятых в передовой зарубежной практике;

q организационно-практические, правовые, экономические и другие меры по реализации итогов переписи населения и др.

Стоит отметить, что за годы независимости Узбекистана перепись населения не проводилась. Произошедшие изменения, кардинально повлиявшие на его численность, половозрастную структуру и другие социально-демографические характеристики, существенно ограничивают применение имеющихся об этом данных.

Точная информация о населении страны и его благосостоянии необходима для разработки долгосрочных прогнозов и целевых госпрограмм социально-экономического развития, программ создания новых рабочих мест, формирования индикаторов национальных целей устойчивого развития, изучения процессов размещения и использования трудовых ресурсов, осуществления научных исследований.

Мероприятие пройдет в рамках Всемирной программы переписи населения и жилищного фонда 2020 года, инициированной ООН.


* * *



" Doing Business": цель Узбекистана - 20 место к 2022 году. Об этом сказано в Постановлении Президента от 5 февраля 2019 года N ПП-4160 "О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса".


В документе приводится позитивная динамика: за последние 5 лет в рейтинге "Ведение бизнеса" среди 190 стран мира Узбекистан поднялся с 146 до 76 места (т.е. на 70 позиций). Но излишняя бюрократизация, особенно по вопросам получения разрешений на строительство, регистрации собственности и осуществления внешнеторговых операций, по-прежнему сохраняется.

Поставлена задача - достижение республикой 20-го места в рейтинге "Doing Business" к 2022 году. Иными словами, страна должна "шагнуть" еще на 56 позиций за предстоящие 3 года.

Работа по достижению этой цели будет вестись комплексно в рамках утвержденной Постановлением "Дорожной карты". План мероприятий разработан с участием Всемирного банка и других международных финансовых институтов. Напомним, аналогичный документ принимался в минувшем году (Приложение N 1 к Постановлению Президента от 13.07.2018 г. N ПП-3852).

Координация реализации "Дорожной карты" и достижения целевых показателей возложена на первого заместителя советника Президента. Напомним, в январе органом, ответственным за улучшение позиций Узбекистана в индексе в целом, определено НАПУ, а в разрезе индикаторов - профильные министерства и ведомства.

Предусмотрены механизмы обеспечения прозрачности и обратной связи с бизнес-сообществом. До 1 апреля 2019 года в Интернете появится сайт "Ведение бизнеса в Узбекистане". Там можно будет найти исчерпывающую информацию по форме вопросников отчета, а также представить свои предложения по совершенствованию законодательства. 

Документом также предусмотрен ряд нововведений, направленных на улучшение условий ведения бизнеса в стране, которые начнут применяться с 1 марта 2019 года.


* * *



Потребители, которые не относятся к бытовым, получили право платить за энергоносители по системе "50/50" - половина вперед, половина до конца месяца. Изменения (Указ Президента Республики Узбекистан от 05.02.2019 г. N УП-5654) внесены в Указ Президента от 29.05.2017 г. N УП-5059.


Напомним, что с 1 июля 2017 года бытовые потребители обязаны вносить плату за газ и электричество по фактически потребляемым объемам до 10 числа следующего месяца, а остальные абоненты - на основе полной предоплаты. За просрочку обязательств могут отключить от сетей электро- и газоснабжения.


Теперь хозяйствующие субъекты вправе выбрать между полной и частичной предоплатой. Чтобы перейти на систему "50/50", достаточно уведомить об этом энергоснабжающую организацию.


Важно! Изменения в Правила пользования электрической энергией и Правила пользования природным газом еще не внесены (Приложения NN 1 - 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 12.01.2018 г. N 22). Поэтому еще не ясно, по какой форме и в какие сроки подавать обращение-уведомление. Следует дождаться дальнейших уточнений в законодательстве.


* * *



Создаются Агентство по развитию виноградарства и виноделия и Инспекция по регулированию алкогольного и табачного рынка, а АО "Узшаробсаноат" предлагается ликвидировать. Принят соответствующий Указ Президента Республики Узбекистан от 05.02.2019 г. N УП-5656 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования производства и оборота алкогольной и табачной продукции, а также развитию виноградарства и виноделия".


Цели и задачи, возлагаемые на новые учреждения:

       

       

    

Агентство по развитию виноградарства

и виноделия при Министерстве

сельского хозяйства

        

        

Инспекция по регулированию

алкогольного и табачного рынка

при Министерстве финансов

    

q осуществление единой государственной политики в отрасли виноградарства и виноделия, а также разработка и реализация комплексных целевых программ, направленных на обеспечение их динамичного развития;

q оказание содействия в расширении плантаций винограда, преимущественно технических сортов, и развитии виноделия, во внедрении современных ресурсосберегающих технологий и комплексной модернизации винодельческих предприятий;

q поддержка виноградарей и виноделов в привлечении прямых инвестиций для организации производства конкурентоспособной продукции, повышения экспортного потенциала путем проведения глубоких маркетинговых исследований конъюнктуры внешних рынков, а также популяризации отечественной винодельческой продукции, в том числе за рубежом;

q содействие в подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере виноградарства и виноделия путем сотрудничества с зарубежными и отечественными образовательными учреждениями, НИИ и ведущими производителями отраслей;

q регулирование деятельности производителей виноградных посадочных материалов, взаимодействие с Инспекцией в части определения качества алкогольной продукции из винограда, фруктов и ягод;

q ведение электронного реестра плантаций винограда совместно с Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру

q осуществление лицензирования деятельности по производству пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также оптовой торговли алкогольной продукцией;

q внедрение и развитие информационных систем мониторинга и контроля объемов производства и оборота пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;

q распределение пищевого этилового спирта между предприятиями для производства алкогольной и прочей продукции в установленном порядке;

q инспектирование за соблюдением технических и технологических норм в производстве пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции в строгом соответствии с требованиями госстандартов и законодательства;

q осуществление контроля за качеством хранения и оборотом пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, в том числе за качеством сырья и вспомогательных материалов, используемых при их производстве;

q осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований производителями пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также предприятиями оптовой торговли алкогольной продукцией;

q проведение мониторинга за фактическими объемами производства и оборота пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также участие в разработке новых образцов акцизных марок для них;

q взаимодействие с органами налоговой службы по обеспечению своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей производителей пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также предприятиями оптовой торговли алкогольной продукцией;

q взаимодействие с Агентством в части определения качества алкогольной продукции из винограда, фруктов и ягод


     

         

ООО "Зомин узумчилик ўқув маркази" и ООО "Марказий синов лабораторияси" будут преобразованы в ГУП "Узумчилик ўқув маркази" и ГУП "Энология лабораторияси" соответственно, и будут функционировать при Агентстве по развитию виноградарства и виноделия.

На заседаниях органов управления АО "Узшаробсаноат" будет инициирован вопрос ликвидации общества с передачей Агентству по управлению государственными активами его доли в уставных капиталах организаций.


* * *



Постановлением Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерства внешней торговли, Государственного таможенного комитета и правления Центрального банка (зарегистрировано МЮ 04.02.2019 г. N 2549-2) внесены поправки в Положение об экспорте-импорте программного обеспечения (рег. МЮ N 2549 от 08.01.2014 г.).


Во-первых, уточняется: юрлицо, которое включено в Национальный реестр разработчиков программного обеспечения, вправе без экспортного контракта продавать программное обеспечение за инвалюту через онлайновые интернет-магазины (Положение о Национальном реестре разработчиков программного обеспечения, рег. МЮ N 2541 от 26.12.2013 г.):

q до 5 тыс. долл. США - без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций;

q свыше 5 тыс. долл. США - с внесением информации в ЕИСВО.

Примечательно, что согласно пункту 2 Указа Президента от 30.10.2018 г. N УП-5564 экспорт в таком порядке разрешен всем без исключения физическим и юридическим лицам.

Во-вторых, для сделок по онлайн-экспорту программного обеспечения устанавливаются особые сроки поступления выручки в иностранной валюте - в соответствии с правилами зарубежной торговой онлайн-площадки.


Напомним, по общему правилу, срок поступления выручки или обратного ввоза товаров по экспортным операциям не должен превышать:

q 180 дней со дня фактического экспорта товаров, вывозимых учредителями - резидентами Республики Узбекистан в адрес организаций за рубежом (торговых домов, торговых представительств, дочерних предприятий, фирменных магазинов, дилерских сетей и консигнационных складов), а также хозяйствующими субъектами - членами Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты;

q 120 дней со дня фактического экспорта товаров, работ и услуг для остальных экспортеров (пункт 14 Положения о порядке осуществления мониторинга за внешнеторговыми операциями, приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров от 30.09.2003 г. N 416).


Подробнее о том, как цифровые продукты проходят таможенное оформление и отражаются в бухучете можно узнать, посмотрев Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 16.08.2018 г. N 670.


* * *



Установлены новые порядки производства и реализации алкогольных напитков. Лицензионные требования к производителям этой продукции усилены. Опубликован соответствующий Указ Президента от 05.02.2019 г. N УП-5656 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования производства и оборота алкогольной и табачной продукции, а также развитию виноградарства и виноделия".



Новые порядки


О проекте нормативного акта, устанавливающего новые порядки производства и реализации продукции, мы писали ранее. Предлагаемые нормы приняты с изменениями и дополнениями в следующем виде:

q производство пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также оптовая торговля алкогольной продукцией осуществляются на основании лицензий, выдаваемых Инспекцией по регулированию алкогольного и табачного рынка при Министерстве финансов (создана данным Указом; далее - Инспекция), в установленном законодательством порядке;

q производители алкогольной продукции осуществляют реализацию продукции только оптовым организациям, за исключением пивоваренной продукции, игристых и натуральных вин;

q оптовой торговлей алкогольной продукцией вправе заниматься все юридические лица в установленном законодательством порядке;

q реализация пивоваренной продукции, игристого и натурального вина отечественного производства может осуществляться всеми предприятиями торговли, организациями, оказывающими гостиничные услуги, а также услуги общественного питания без наличия разрешительного свидетельства на право реализации алкогольной продукции;

q лаборатории по определению качества этилового спирта при Инспекции располагаются на предприятиях - производителях пищевого этилового спирта, которые обеспечивают необходимые технические условия для их надлежащей работы;

q реализация пищевого этилового спирта производителями осуществляется на условиях 100-процентной предварительной оплаты;

q производители алкогольной продукции вправе осуществлять ее реализацию без предварительной оплаты;

q приобретение пищевого этилового спирта сверх объемов, распределенных Инспекцией, осуществляется производителями алкогольной продукции путем уведомления Инспекции в установленном порядке;

q планирование объемов производства алкогольной и табачной продукции осуществляется производителями с учетом конъюнктуры рынка.



Для производителей алкогольной продукции

введены дополнительные лицензионные требования


Установлено, что лицензии на осуществление деятельности по производству алкогольной продукции, ранее выданные правительственной Комиссией по лицензированию деятельности по производству этилового спирта, алкогольной продукции и производству табачных изделий, действительны до 1 июля 2019 года. Все они, независимо от срока действия, подлежат переоформлению с учетом новых лицензионных требований.

В настоящее время лицензионные требования  установлены Положением о лицензировании деятельности по производству этилового спирта и алкогольной продукции (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 30.12.2005 г. N 285). С 1 января 2020 года для производителей водки и (или) ликероводочной продукции вводятся дополнительные лицензионные требования к осуществлению деятельности по производству алкогольной продукции:

q равномерное создание в течение трех лет собственных плантаций технических сортов винограда с последующей организацией производства виноматериалов и (или) вина. При этом площади плантаций по истечении трех лет после посева должны обеспечивать сбор урожая, необходимого для производства виноматериалов и (или) вина, соразмерного 75% годового объема производства водки и (или) ликероводочной продукции;

q обеспечение использования имеющихся годовых производственных мощностей по производству водки, а также водки и ликероводочных изделий из пищевого этилового спирта не менее чем на 60% от установленных мощностей. При этом объем производства должен составлять не менее 100 тысяч декалитров в год в пересчете на абсолютный алкоголь;

q обеспечение использования имеющихся годовых производственных мощностей по производству ликероводочных изделий из пищевого этилового спирта на предприятиях, не производящих водку, не менее чем на 50% от установленных мощностей.

При этом на алкогольную продукцию из винограда, фруктов и ягод не устанавливается лицензионное требование по минимальному объему производства.


* * *



Президент подписал Указ N УП-5646 "О мерах по коренному совершенствованию системы управления топливно-энергетической отраслью Республики Узбекистан" и Постановление N ПП-4142 "О мерах по организации деятельности Министерства энергетики Республики Узбекистан" от 1 февраля 2019 года, направленные на реформирование топливно-энергетического сектора страны.


В числе задач нового Министерства: разработка и реализация единой госполитики в топливно-энергетической отрасли; единое государственное нормативно-правовое и техническое регулирование сферы; повышение инвестиционной привлекательности отрасли; координация реализации инвестпроектов в секторе и т.д.

Ведомство определено уполномоченным госорганом по:

q реализации соглашений о разделе продукции по вопросам, связанным с основными направлениями его деятельности;

q реализации единой госполитики в области использования возобновляемых источников энергии;

q выработке единой госполитики и стратегических направлений в сфере развития и использования атомной энергетики;

q внедрению современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях, а также осуществлению мониторинга эффективности потребления энергоресурсов.

В этой связи АО "Национальная энергосберегающая компания" ликвидируется, а в структуру Минэнерго перешли следующие учреждения, ранее подведомственные Кабинету Министров:

q Агентство по развитию атомной энергетики;

q Инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа (ранее - Государственная инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа);

q Инспекция по контролю в электроэнергетике (ранее - Государственная инспекция по надзору в электроэнергетике).

При Министерстве образуется внебюджетный Фонд развития топливно-энергетической отрасли (без статуса юрлица):

       

        

     

Источники

формирования Фонда

      

   

Направления использования

средств Фонда

     

суммы штрафов в полном объеме, взыскиваемых Узнефтегазинспекцией и Узэнергоинспекцией с хозяйствующих субъектов, их должностных лиц и граждан за нарушение законодательства в сфере энергетики


укрепление материально-технической базы Минэнерго, Узнефтегазинспекции и Узэнергоинспекции, материальное стимулирование и социальная защита их работников


доходы от размещения временно свободных средств Фонда на депозиты коммерческих банков


подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка работников Министерства, Узнефтегазинспекции и Узэнергоинспекции, в том числе организация визитов в зарубежные страны, участие в международных конференциях, семинарах и других мероприятиях


другие доходы, не запрещенные законодательством


другие мероприятия, направленные на развитие деятельности Минэнерго


       

       

Предстоит серьезная нормотворческая работа. Например, планируется разработка и утверждение:

q модели реформирования (реструктуризации) электроэнергетической отрасли в целом (до 01.03.2019 г.), а также АО "Узбекэнерго" (до 15.03.2019 г.) и АО "Узбекнефтегаз" (до 01.04.2019 г.) в частности, предусмотрев образование отдельных госпредприятий по эксплуатации и развитию магистральной газотранспортной системы и магистральных электрических сетей;

q Концепции развития возобновляемых источников энергии в Республике Узбекистан на период 2019-2023 годы (до 01.05.2019 г.) и портфеля инвестиционных проектов по развитию возобновляемых источников энергии (до 01.10.2019 г.).


* * *



Перечень товаров (работ, услуг), закупка которых осуществляется государственными заказчиками по прямым договорам (далее - Перечень), дополнен (Приложение к Постановлению Президента РУз от 27.09.2018 г. N ПП-3953).


Напомним, Постановлением Президента от 27.09.2018 г. N ПП-3953 введен порядок, по которому госзаказчики (статья 16 Закона "О государственных закупках") могут закупать товары (работы, услуги), включенные в Перечень, по прямым договорам. Но не позже 3 дней с даты заключения договора информацию о нем необходимо разместить на специальном информационном портале госзакупок (xarid.uz).


Изначально в Перечень внесли 29 позиций, включая услуги связи, Интернета и телерадиовещания, банковские, рекламные, страховые услуги (по обязательному страхованию) и т.д.

Постановлением Президента от 02.02.2019 г. N ПП-4151 "Об организации деятельности Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан" Перечень расширен. Согласно внесенным в него поправкам, закупать по прямым договорам разрешено бумагу и другие расходные материалы, предназначенные для издания (переиздания) учебников и учебно-методических комплексов для образовательных учреждений.


Для справки. Приобретение товаров (работ, услуг) из Перечня - не единственное основание для заключения прямых договоров (часть 13 статьи 44 и статья 67 Закона "О государственных закупках"; подпункт "б" пункта 2 Постановления Президента от 27.09.2018 г. N ПП-3953) и т.д.


* * *



Указом N УП-5653 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационной сферы и массовых коммуникаций" и Постановлением Президента "Об организации деятельности Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан" от 02.02.2019 г. N ПП-4151 предусмотрены преобразования органов управления в сфере масс-медиа.


На базе Узбекского агентства по печати и информации (УзАПИ) создано Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента с региональными управлениями в Каракалпакстане, областях и Ташкенте. А на базе Центра мониторинга в сфере массовых коммуникаций УзАПИ образуется Центр по вопросам массовых коммуникаций Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента.

Агентство - уполномоченный орган в сфере выработки и реализации единой госинформационной политики, а также поддержки развития СМИ, печати, издательско-полиграфической и информационно-библиотечной деятельности. Решения органа, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми органами государственного и хозяйственного управления, хокимиятами, иными организациями и ведомствами, хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в информационной сфере.

Агентству перешли полномочия Государственной инспекции по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций в области государственного контроля за соблюдением актов законодательства и нормативных документов в сфере авторских прав при распространении (реализация, прокат и доведение до всеобщего сведения) фонограмм, аудиовизуальных произведений.

Документом также создан Фонд поддержки развития информационной сферы и массовых коммуникаций (без образования юрлица), определены источники его формирования и направления расходования средств.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров от 30.01.2019 г. N 67 "О внедрении современных информационно-коммуникационных технологий в системе управления многоквартирными домами".


Документ принят в целях обеспечения открытости и прозрачности ведения расчетов по расходам, связанным с охраной многоквартирных домов, а также создания для населения еще более благоприятных условий.

Для этого в систему управления многоквартирными домами внедряется электронный ресурс "Обод уй" - биллинговая система, предоставляющая возможность ведения расчетов по обязательным взносам в ТЧСЖ и получения информаций-консультаций.


Напомним, система "Обод уй" была разработана на основании Постановления Кабинета Министров от 12.12.2016 г. N 400 и внедрена в экспериментальном порядке в Мирзо-Улугбекском районе столицы.


Теперь программа и вся ее база программного обеспечения бесплатно передается в МинЖКО и будет использоваться во всех городах и районах республики. В связи с этим утвержден целый комплекс мероприятий по внедрению электронной программы, ее эффективному использованию, а также дальнейшему развитию деятельности ГУП "Единый расчетный центр" и его филиалов. Они, напомним, оказывают помощь ТЧСЖ в ведении бухучета, предоставлении консалтинговых услуг и сбору обязательных взносов с членов товариществ на договорной основе.

Среди предусмотренных мероприятий:

q создание механизма постоянного контроля за целевым расходованием кредитных средств, выделяемых коммерческими банками управляющим организациям и ТЧСЖ;

q обеспечение доведения до населения отчетов и годовых смет расхода, объявлений о проводимых общих собраниях;

q разработка системы получения полных сведений о текущем и капитальном ремонтах многоквартирных домов, процессах дополнительного строительства на их прилегающей территории (детских площадок и пр.);

q автоматический прием программой ведения бухучета ТЧСЖ и управляющих компаний сведений о дебиторской и кредиторской задолженности по обязательным взносам собственников жилья и др.

Реализация всех запланированных мер будет осуществляться в течение первого полугодия 2019 года.


* * *



Подписано Постановление Президента от 01.02.2019 г. N ПП-4146 "О мерах по дальнейшему упрощению процедуры банкротства и коренному совершенствованию деятельности судебных управляющих".


С 1 июля 2019 года минимальная совокупная сумма требований, неисполнение которой является основанием для возбуждения дела о банкротстве должника, снижается:

q к юрлицу - до 300 МРЗП (сейчас - 500 МРЗП);

q к индивидуальному предпринимателю или физическому лицу, утратившему статус индивидуального предпринимателя, - до 20 МРЗП (сейчас - 30 МРЗП).

Предложение о пересмотре признака банкротства - срока, в течение которого должник не исполняет предъявленные к нему требования, не принято. Таким образом, общий срок сохраняется - 3 месяца со дня наступления соответствующих обязательств. Однако налоговые органы обратятся в суд с заявлением о признании должника банкротом не позднее 30 дней со дня возвращения исполнительных документов в связи с невозможностью взыскания задолженности по налоговым и другим обязательным платежам (часть 3 статьи 40 Закона "Об исполнении судебных актов и актов иных органов").

Срок ликвидационного производства с той же даты сокращается с одного года до 9 месяцев. Данный срок, как и в настоящее время, может быть продлен, но только:

а) в исключительных случаях (сейчас - при необходимости). Перечень случаев, признаваемых исключительными, в акте не приводится. Возможно, он будет зафиксирован в новой редакции Закона "О банкротстве" либо останется на усмотрение суда;

б) не более чем на три месяца. Сейчас срок, на который может быть продлено ликвидационное производство, не установлен;

в) на основании ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве (статья 36 Закона "О банкротстве"). Сейчас срок может быть продлен также по инициативе экономического суда.

Следующие нормы проекта, также вступающие в силу с 1 июля 2019 года, утверждены без корректировок:

q вступивший в законную силу приговор суда об установлении признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или преднамеренного банкротства в результате совместных действий бенефициарных, аффилированных лиц является основанием для привлечения таких лиц к субсидиарной ответственности в порядке, установленном законодательством;

q имущество должников, к которым применены процедуры банкротства, подлежит реализации судебными управляющими через электронный онлайн-аукцион на единой электронной торговой площадке "E-IJRO AUKSION".

Для полноценной реализации нового порядка необходимы поправки к Закону "О банкротстве". Его новую редакцию поручено разработать и внести в Парламент до 1 мая 2019 года. Кроме того, будет усилена ответственность за лжебанкротство (статья 180 УК), сокрытие банкротства (статья 181 УК) и преднамеренное банкротство (статья 179-5 КоАО; статья 181-1 УК). Проект закона об этом внесут до 1 марта 2019 года.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 01.02.2019 г. N 74 утвержден Общий технический регламент о табачной продукции.


Документ вводится в действие по истечении 12 месяцев после его опубликования. С этого момента принятые ранее нормативные документы по стандартизации утрачивают обязательный характер и применяются добровольно.

Общий технический регламент распространяется на табачную продукцию, но не касается продукции:

q предназначенной для реализации на экспорт или следующей транзитом через Узбекистан;

q ввозимой без намерения реализации для собственных нужд или в качестве выставочных образцов, образцов для испытаний и маркетинговых исследований;

q произведенной физическими лицами для личного использования без намерения ее последующей реализации.

В Регламенте отражены требования по производству, транспортировке, хранению, упаковке и маркировке табачной продукции.

В частности, оговорены предельно допустимые показатели содержания:

а) смолы в дыме одной сигареты:

с фильтром - 10 мг;

без фильтра - 16 мг;

б) никотина в дыме одной сигареты (с фильтром, без фильтра) - 1 мг.

Документом учтены и требования Закона "Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции" в части обязательного медицинского предупреждения о негативном воздействии на здоровье человека (не менее 40% основной площади передней и задней сторон упаковки). При этом конкретизировано:

q содержание медицинских предупреждений в виде текстовой надписи и (или) рисунка утверждается Минздравом не чаще чем 1 раз в 5 лет. В течение года вновь утвержденные эскизы предупреждения должны появиться на реализуемой продукции;

q предупреждение размещается таким образом, чтобы при вскрытии упаковки обеспечивалась целостность надписи или рисунка;

q текст размещается параллельно верхней грани потребительской упаковки и наносится на государственном и русском языках;

q на блоках должно быть такое же предупреждение, как и на потребительской упаковке, с учетом пропорционального масштабирования его содержания на лицевую и обратную стороны блока. 

Оценка (подтверждение) соответствия табачной продукции требованиям Общего технического регламента производится в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.


* * *



"Кейс-стади", имитация споров, "мозговой штурм" - такие формы обучения входят в Программу подготовки медиаторов, утвержденной Приказом министра юстиции (рег. МЮ N 3134 от 31.01.2019 г.).


Напомним, 1 января текущего года вступил в силу Закон "О медиации". Он регулирует порядок разрешения гражданских, предпринимательских, семейных, индивидуальных трудовых споров путем привлечения сторонами спора медиатора.


Медиатор может быть как профессиональным, так и непрофессиональным. "Профессионалом" может стать лицо, прошедшее соответствующий курс обучения и включенное в Реестр профессиональных медиаторов (статья 14 Закона "О медиации").

Обучение осуществляется на основе утвержденной Программы подготовки медиаторов. Ее цель - обучить применению медиации, дать базовые знания о технологии ведения переговоров, управлении стрессовыми ситуациями и разногласиями, сформировать практические навыки по разрешению споров.

Учебные курсы организует Центр повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции (далее - Центр). Их проводят по дневной форме обучения, сроком не менее 1 месяца, на основании договора. Желающие пройти обучение должны обратиться туда с заявлением.

Учебный процесс осуществляется в академических группах по 15 человек, по модульным программам: "Медиация. Базовый курс" и "Особенности применения медиации".

         

        

     

Учебные модули

      

      

Программы

"Медиация. Базовый курс"

      

  

Программы

"Особенности применения медиации"

       

Политико-правовые и социально-экономические процессы в Узбекистане. Вопросы практического применения законодательных актов


Медиация в гражданско-правовых отношениях

Правовые основы организации медиативного дела. Основные направления и методы деятельности медиаторов


Медиация в индивидуальных трудовых отношениях


Международно-правовые стандарты и права человека


Медиация в семейно-правовых отношениях


Психология и профессиональная этика медиатора


      

     

Базовый курс слушатели должны освоить полностью, а по "особенной" программе - выбрать для обучения минимум один из трех модулей.

Учебный процесс включает лекции, семинары, практические занятия. Используются такие формы обучения, как имитация спорных процессов, выездные занятия, "кейс-стади",  работа в коллективе (с применением интерактивного метода "мозговой штурм") и пр.

Итоговый экзамен включает в себя два вида оценки знаний:

q теоретический - путем устного или письменного экзамена;

q практический - по результатам имитации процесса медиации.

Оценивает слушателей курсов комиссия из трех человек, утверждаемых из числа специалистов Центра по соответствующим сферам, по 100-балльной системе.

Если по результатам экзаменов слушатель набирает не менее 56% от максимального балла, курс считается освоенным. Выпускнику вручают сертификат установленной формы, в котором указываются усвоенные по "особенной" программе модули и специализация.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 01.02.2019 г. N 77 отменен запрет на официальное опубликование некоторых данных. Об этом сообщает Министерство юстиции.


Так, отменяются ранее установленные ограничения на официальную огласку следующей информации:

q запасы и ресурсы полезных ископаемых, объемы их добычи и продажи, сведения о распределении средств;

q финансовые отчеты (начиная с 2013 года) Фонда реконструкции и развития, АО "Алмалыкский ГМК", ГП "Навоийский ГМК", основанные на национальных и международных стандартах;

q годовые объемы и структура государственных золотовалютных резервов по состоянию до 1 января 2017 года;

q общий объем государственных и гарантированных государством займов (внутренних и внешних), их источники, валюты, процентные ставки, сроки погашения, а также сведения по возврату и присвоению в разрезе дебиторских организаций.


* * *



Кабинет Министров утвердил генпланы промышленных городов Ташобласти: Алмалыка, Ангрена и Чирчика (Постановления Кабинета Министров от 31.01.2019 г. NN 68, 69, 70).


Актуальность их разработки обусловлена тем, что предыдущие были приняты более двадцати лет назад (Алмалыка - в 1978 г., Ангрена - 1973 г., Чирчика - 1992 г.).

Новые генеральные планы Алмалыка и Чирчика рассчитаны до 2035 года.

В Алмалыке предстоит реализация мероприятий по:

q инженерной подготовке территории города для понижения уровня грунтовых вод;

q реконструкции центральной части города (будут возводиться объекты социально-культурного назначения, предпринимательской инфраструктуры);

q выводу экологически вредных объектов за пределы города;

q реорганизации и модернизации инженерной инфраструктуры с учетом современных ресурсосберегающих технологий;

q комплексному благоустройству и озеленению территорий и транспортных артерий;

q размещению новых жилых массивов с учетом обеспечения их всеми необходимыми инженерными коммуникациями.

В Чирчике не планируется вывод промышленных объектов за пределы города.

Генплан развития Ангрена рассчитан до 2023 года. В нем предусмотрены реконструкция и доведение мощности существующих предприятий до проектных, развитие угольной промышленности и переработки сопутствующих ей полезных ископаемых, производства стройматериалов, объектов пищевой промышленности.

На расчетный период во всех трех городах намечается большой объем строительных работ с вводом жилья, учреждений социальной инфраструктуры, дорог, водопроводных, канализационных сетей, газопроводов и т.д.
























































Время: 0.0548
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск