ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм / Здравоохранение / Наркологическая и психиатрическая помощь /

Концепция развития службы охраны психического здоровья населения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 13.02.2019 г. N ПП-4190)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 13.02.2019 г. N ПП-4190



КОНЦЕПЦИЯ

развития службы охраны психического

здоровья населения Республики Узбекистан

на 2019-2025 годы


ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДАЛЬНЕЙШЕГО

РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


1. Основными целями Концепции развития службы охраны психического здоровья населения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы (далее - Концепция) являются повышение доступности, эффективности и качества оказания психиатрической помощи, снижение социального и экономического бремени психических расстройств, а также достижение максимальной удовлетворенности населения оказываемой лечебно-диагностической и медико-реабилитационной помощью.

Концепция содержит в себе подходы, основанные на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, а также опыте передовых стран, достигших больших успехов в реформировании служб охраны психического здоровья населения.


2. Концепция определяет стратегические направления и соответствующие мероприятия по оптимизации деятельности службы охраны психического здоровья населения республики на краткосрочную и среднесрочную перспективы.


3. Основными задачами Концепции являются:


а) в краткосрочной перспективе (в 2019-2021 годах):

повышение качества администрирования, формирование эффективной системы взаимодействия психиатрической службы с государственными и негосударственными организациями в интересах лиц, страдающих психическими расстройствами;

изучение и внедрение передового зарубежного опыта по организации службы охраны психического здоровья;

пересмотр стандартов диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств (в том числе в неспециализированных медицинских учреждениях) с использованием инновационных технологий с последующим внедрением их в клиническую практику и образовательный процесс;

внедрение "Руководства mhGAP-IG по оказанию помощи в связи с психическими и неврологическими расстройствами, а также расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, в неспециализированных учреждениях здравоохранения (Версия 2.0.)";

стимулирование развития частной медицинской практики в сфере оказания психиатрической помощи населению;

развитие службы "младенческой психиатрии" во всех регионах республики;

проведение перинатального скрининга для предотвращения рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями;

внедрение механизмов, обеспечивающих защиту прав детей, в том числе оперативные уведомления о случаях их нарушений во всех учреждениях и службах, работающих с этой группой населения;

развитие внебольничных форм психиатрической помощи;

охват психиатрической помощью всех возрастных групп нуждающегося населения, повышение доступности качественных медицинских услуг по выявлению, лечению и реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами;

дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, проведение реконструкции, ремонтно-строительных работ и оснащение (дооснащение) современным медицинским оборудованием;

разработка методической рекомендации "Модели межведомственной мультидисциплинарной бригадной работы при оказании психиатрической помощи";


б) в среднесрочной перспективе (в 2022-2025 годах):

инновационное развитие системы оказания психиатрической помощи населению, внедрение в практику передовых технологий профилактики, диагностики и лечения психических расстройств в возрастном аспекте;

интеграция службы охраны психического здоровья населения с первичным звеном здравоохранения;

содействие в создании необходимых условий для доступа лиц с психическими расстройствами к спортивным объектам, учреждениям культуры и другим объектам;

разработка и утверждение программы повышения осведомленности о деменции, а также поддержки и обучения для лиц, осуществляющих уход за людьми с деменцией, и членов их семей;

укрепление кадрового потенциала в сфере охраны психического здоровья населения, подготовка специалистов службы охраны психического здоровья населения по направлениям "медицинский психолог и психотерапевт", "специалист по социальной работе", "социальный работник";

внедрение инновационных диагностических и лечебно-реабилитационных технологий лечения психических и поведенческих расстройств в психиатрических учреждениях республики;

внедрение "Модели межведомственной мультидисциплинарной бригадной работы при оказании психиатрической помощи".



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ


4. В рамках реализации настоящей Концепции предусматриваются:


а) дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность службы охраны психического здоровья, в том числе путем внедрения в практику учреждений первичной медико-санитарной помощи клинических протоколов диагностики и лечения психических расстройств;


б) разработка и реализация мер, направленных на совершенствование лечебно-профилактических мероприятий, в том числе:

обеспечение лиц, страдающих психическими расстройствами, современными высокоэффективными лекарственными средствами и препаратами для проведения поддерживающей терапии в амбулаторных условиях;

создание условий для диагностики и лечения сопутствующих заболеваний лиц, страдающих психическими расстройствами;

внедрение модулей профилактики суицидального поведения среди населения - для врачей учреждений первичной медико-санитарной помощи;

внедрение систем информационно-коммуникационных технологий для сбора объективных данных, обеспечения объективности и оперативности получения информации в целях принятия обоснованных управленческих решений;


в) проведение научных исследований в области охраны психического здоровья по перспективным направлениям:

инновационные подходы в вопросах профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и прогноза психических и поведенческих расстройств;

осуществление мониторинга уровня антисоциального поведения населения с изучением региональных, этнических, возрастных, гендерных и других особенностей;

изучение конкретных причин стрессовых состояний, провоцирующих антисоциальные действия, в том числе на основе материалов судебных разбирательств;

совершенствование методов ранней диагностики, лечения и профилактики психических и поведенческих расстройств в возрастном аспекте;


г) организация широкой разъяснительной работы в области охраны психического здоровья:

осуществление тесного взаимодействия со средствами массовой информации в вопросах искоренения предрассудков о деятельности психиатрических служб;

распространение информации о причинах, прогнозе и необходимой помощи при обнаружении признаков психических расстройств;

разработка и внедрение образовательных программ для лиц, страдающих психическими расстройствами, включая членов их семей, материалов по психогигиене и профилактике, в том числе в целях формирования инклюзивного общества для людей с деменцией;

пропаганда здорового образа жизни в образовательных учреждениях и других представительных аудиториях, направленная на сохранение психического здоровья;


д) укрепление кадрового потенциала:

повышение профессионального уровня специалистов в области психического здоровья путем дальнейшего совершенствования государственных образовательных стандартов;

оптимизация объемов подготовки и распределения специалистов службы охраны психического здоровья с учетом реальной потребности регионов, исходя из численности населения и других местных условий;

пересмотр нормативов объема работы специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи населению, с проведением хронометража рабочего времени;

улучшение условий работы, увеличение материального обеспечения и расширение возможности карьерного роста для специалистов службы охраны психического здоровья и рядовых медицинских работников с целью привлечения кадровых ресурсов.



ГЛАВА 3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


5. Реализация Концепции позволит к 2021 году:

создать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность службы охраны психического здоровья, обеспечивающую равный доступ к широкому кругу услуг по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и лечению на всех уровнях оказания психиатрической помощи населению;

повысить уровень выявляемости психических и поведенческих расстройств в возрастном аспекте на уровне первичного звена здравоохранения;

создать благоприятные условия в семье и образовательных учреждениях;

компенсировать нехватку психиатров за счет оказания психиатрической помощи населению учреждениями первичной медико-санитарной помощи;

создать конкурентную среду между государственными и частными психиатрическими учреждениями с повышением качества оказываемой психиатрической помощи;

повысить уровень подготовки специалистов службы охраны психического здоровья;

создать информационную систему для систематического мониторинга на уровне популяции основных показателей психических расстройств;

улучшить материально-технические и санитарно-гигиенические условия учреждений, оказывающих психиатрическую помощь;

повысить уровень осведомленности населения в вопросах поддержания психического здоровья и преодоления стигматизации, искоренение предрассудков в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, и служб психического здоровья в возрастном аспекте;

обеспечить защиту прав детей в государственных учреждениях длительного пребывания и/или проживания.


6. Реализация Концепции позволит к 2025 году:

осуществлять надлежащее планирование и оценку в области психического здоровья на основе инновационных информационно-коммуникационных систем;

создать в учреждениях первичной медико-санитарной помощи мощный потенциал по профилактике и раннему распознаванию (выявлению) психических расстройств;

внедрить методы диагностики, лечения и реабилитации лиц, страдающих психическими и поведенческими расстройствами, соответствующие международным стандартам и широко применяемые в передовых зарубежных странах;

улучшить обеспечение специалистами по охране психического здоровья на всех уровнях оказания психиатрической помощи населению, достичь надлежащей квалификации, компетентности и высокого уровня профессиональной мотивированности кадров;

обеспечить широкий круг услуг по профилактике, диагностике и лечению (включая паллиативную помощь, реабилитацию и социальную поддержку) для лиц с деменцией, а также лиц, осуществляющих уход за ними;

охватить программами образования лиц с психическими расстройствами и их близких.



ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


7. Координация реализации Концепции и осуществление контроля за ходом ее исполнения осуществляются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.


8. Степень достижения результатов и их эффективность будут оцениваться на основе постоянного мониторинга реализации мер, предусмотренных Концепцией, индикаторы которой представлены в приложении.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Концепции



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

реализации Концепции развития службы

охраны психического здоровья населения

Республики Узбекистан на 2019-2025 годы

  

  

N

  

Показатели

  

В настоящее время*

2021 г.

2025 г.

1.

Сокращение количества лиц с инвалидностью из числа состоящих на психиатрическом диспансерном учете (в процентах)

  

35,3

30

20

2.

Снижение уровня смертности лиц, страдающих психическими расстройствами (на 100 тыс. населения)

  

11,6

10

8

3.

Обеспеченность койками в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь (на 100 тыс. населения)

  

24

25,5

27

4.

Повторная госпитализация в стационарные учреждения, оказывающие психиатрическую помощь (в процентах)

  

37,9

30

25

5.

Обеспеченность местами в дневных стационарах (на 100 тыс. населения)

  

1,7

2

2,5

6.

Обеспеченность врачами-психиатрами психиатрических учреждений и их структурных подразделений (на 100 тыс. населения)

  

2,5

3

4

7.

Обеспеченность специалистами, оказывающими психиатрическую помощь (вместе с научными административными сотрудниками на 100 тыс. населения)

  

3,1

3,5

4

  

  

*) Данные приведены на конец 2017 года в связи с не объявлением официальных статистических данных за 2018 год.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 15 февраля 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

18 февраля 2019 г., N 7, ст. 118














































Время: 0.0051
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск