ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм / Здравоохранение / Наркологическая и психиатрическая помощь /Концепция развития службы охраны психического здоровья населения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 13.02.2019 г. N ПП-4190)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению Президента РУз
от 13.02.2019 г. N ПП-4190
КОНЦЕПЦИЯ
развития службы охраны психического
здоровья населения Республики Узбекистан
на 2019-2025 годы
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДАЛЬНЕЙШЕГО
РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
1. Основными целями Концепции развития службы охраны психического здоровья населения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы (далее - Концепция) являются повышение доступности, эффективности и качества оказания психиатрической помощи, снижение социального и экономического бремени психических расстройств, а также достижение максимальной удовлетворенности населения оказываемой лечебно-диагностической и медико-реабилитационной помощью.
Концепция содержит в себе подходы, основанные на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, а также опыте передовых стран, достигших больших успехов в реформировании служб охраны психического здоровья населения.
2. Концепция определяет стратегические направления и соответствующие мероприятия по оптимизации деятельности службы охраны психического здоровья населения республики на краткосрочную и среднесрочную перспективы.
3. Основными задачами Концепции являются:
а) в краткосрочной перспективе (в 2019-2021 годах):
повышение качества администрирования, формирование эффективной системы взаимодействия психиатрической службы с государственными и негосударственными организациями в интересах лиц, страдающих психическими расстройствами;
изучение и внедрение передового зарубежного опыта по организации службы охраны психического здоровья;
пересмотр стандартов диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств (в том числе в неспециализированных медицинских учреждениях) с использованием инновационных технологий с последующим внедрением их в клиническую практику и образовательный процесс;
внедрение "Руководства mhGAP-IG по оказанию помощи в связи с психическими и неврологическими расстройствами, а также расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, в неспециализированных учреждениях здравоохранения (Версия 2.0.)";
стимулирование развития частной медицинской практики в сфере оказания психиатрической помощи населению;
развитие службы "младенческой психиатрии" во всех регионах республики;
проведение перинатального скрининга для предотвращения рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями;
внедрение механизмов, обеспечивающих защиту прав детей, в том числе оперативные уведомления о случаях их нарушений во всех учреждениях и службах, работающих с этой группой населения;
развитие внебольничных форм психиатрической помощи;
охват психиатрической помощью всех возрастных групп нуждающегося населения, повышение доступности качественных медицинских услуг по выявлению, лечению и реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами;
дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, проведение реконструкции, ремонтно-строительных работ и оснащение (дооснащение) современным медицинским оборудованием;
разработка методической рекомендации "Модели межведомственной мультидисциплинарной бригадной работы при оказании психиатрической помощи";
б) в среднесрочной перспективе (в 2022-2025 годах):
инновационное развитие системы оказания психиатрической помощи населению, внедрение в практику передовых технологий профилактики, диагностики и лечения психических расстройств в возрастном аспекте;
интеграция службы охраны психического здоровья населения с первичным звеном здравоохранения;
содействие в создании необходимых условий для доступа лиц с психическими расстройствами к спортивным объектам, учреждениям культуры и другим объектам;
разработка и утверждение программы повышения осведомленности о деменции, а также поддержки и обучения для лиц, осуществляющих уход за людьми с деменцией, и членов их семей;
укрепление кадрового потенциала в сфере охраны психического здоровья населения, подготовка специалистов службы охраны психического здоровья населения по направлениям "медицинский психолог и психотерапевт", "специалист по социальной работе", "социальный работник";
внедрение инновационных диагностических и лечебно-реабилитационных технологий лечения психических и поведенческих расстройств в психиатрических учреждениях республики;
внедрение "Модели межведомственной мультидисциплинарной бригадной работы при оказании психиатрической помощи".
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
4. В рамках реализации настоящей Концепции предусматриваются:
а) дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность службы охраны психического здоровья, в том числе путем внедрения в практику учреждений первичной медико-санитарной помощи клинических протоколов диагностики и лечения психических расстройств;
б) разработка и реализация мер, направленных на совершенствование лечебно-профилактических мероприятий, в том числе:
обеспечение лиц, страдающих психическими расстройствами, современными высокоэффективными лекарственными средствами и препаратами для проведения поддерживающей терапии в амбулаторных условиях;
создание условий для диагностики и лечения сопутствующих заболеваний лиц, страдающих психическими расстройствами;
внедрение модулей профилактики суицидального поведения среди населения - для врачей учреждений первичной медико-санитарной помощи;
внедрение систем информационно-коммуникационных технологий для сбора объективных данных, обеспечения объективности и оперативности получения информации в целях принятия обоснованных управленческих решений;
в) проведение научных исследований в области охраны психического здоровья по перспективным направлениям:
инновационные подходы в вопросах профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и прогноза психических и поведенческих расстройств;
осуществление мониторинга уровня антисоциального поведения населения с изучением региональных, этнических, возрастных, гендерных и других особенностей;
изучение конкретных причин стрессовых состояний, провоцирующих антисоциальные действия, в том числе на основе материалов судебных разбирательств;
совершенствование методов ранней диагностики, лечения и профилактики психических и поведенческих расстройств в возрастном аспекте;
г) организация широкой разъяснительной работы в области охраны психического здоровья:
осуществление тесного взаимодействия со средствами массовой информации в вопросах искоренения предрассудков о деятельности психиатрических служб;
распространение информации о причинах, прогнозе и необходимой помощи при обнаружении признаков психических расстройств;
разработка и внедрение образовательных программ для лиц, страдающих психическими расстройствами, включая членов их семей, материалов по психогигиене и профилактике, в том числе в целях формирования инклюзивного общества для людей с деменцией;
пропаганда здорового образа жизни в образовательных учреждениях и других представительных аудиториях, направленная на сохранение психического здоровья;
д) укрепление кадрового потенциала:
повышение профессионального уровня специалистов в области психического здоровья путем дальнейшего совершенствования государственных образовательных стандартов;
оптимизация объемов подготовки и распределения специалистов службы охраны психического здоровья с учетом реальной потребности регионов, исходя из численности населения и других местных условий;
пересмотр нормативов объема работы специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи населению, с проведением хронометража рабочего времени;
улучшение условий работы, увеличение материального обеспечения и расширение возможности карьерного роста для специалистов службы охраны психического здоровья и рядовых медицинских работников с целью привлечения кадровых ресурсов.
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
5. Реализация Концепции позволит к 2021 году:
создать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность службы охраны психического здоровья, обеспечивающую равный доступ к широкому кругу услуг по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и лечению на всех уровнях оказания психиатрической помощи населению;
повысить уровень выявляемости психических и поведенческих расстройств в возрастном аспекте на уровне первичного звена здравоохранения;
создать благоприятные условия в семье и образовательных учреждениях;
компенсировать нехватку психиатров за счет оказания психиатрической помощи населению учреждениями первичной медико-санитарной помощи;
создать конкурентную среду между государственными и частными психиатрическими учреждениями с повышением качества оказываемой психиатрической помощи;
повысить уровень подготовки специалистов службы охраны психического здоровья;
создать информационную систему для систематического мониторинга на уровне популяции основных показателей психических расстройств;
улучшить материально-технические и санитарно-гигиенические условия учреждений, оказывающих психиатрическую помощь;
повысить уровень осведомленности населения в вопросах поддержания психического здоровья и преодоления стигматизации, искоренение предрассудков в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, и служб психического здоровья в возрастном аспекте;
обеспечить защиту прав детей в государственных учреждениях длительного пребывания и/или проживания.
6. Реализация Концепции позволит к 2025 году:
осуществлять надлежащее планирование и оценку в области психического здоровья на основе инновационных информационно-коммуникационных систем;
создать в учреждениях первичной медико-санитарной помощи мощный потенциал по профилактике и раннему распознаванию (выявлению) психических расстройств;
внедрить методы диагностики, лечения и реабилитации лиц, страдающих психическими и поведенческими расстройствами, соответствующие международным стандартам и широко применяемые в передовых зарубежных странах;
улучшить обеспечение специалистами по охране психического здоровья на всех уровнях оказания психиатрической помощи населению, достичь надлежащей квалификации, компетентности и высокого уровня профессиональной мотивированности кадров;
обеспечить широкий круг услуг по профилактике, диагностике и лечению (включая паллиативную помощь, реабилитацию и социальную поддержку) для лиц с деменцией, а также лиц, осуществляющих уход за ними;
охватить программами образования лиц с психическими расстройствами и их близких.
ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7. Координация реализации Концепции и осуществление контроля за ходом ее исполнения осуществляются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
8. Степень достижения результатов и их эффективность будут оцениваться на основе постоянного мониторинга реализации мер, предусмотренных Концепцией, индикаторы которой представлены в приложении.
к Концепции
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
реализации Концепции развития службы
охраны психического здоровья населения
Республики Узбекистан на 2019-2025 годы
N |
Показатели
|
В настоящее время* |
2021 г. |
2025 г. |
1. |
Сокращение количества лиц с инвалидностью из числа состоящих на психиатрическом диспансерном учете (в процентах)
|
35,3 |
30 |
20 |
2. |
Снижение уровня смертности лиц, страдающих психическими расстройствами (на 100 тыс. населения)
|
11,6 |
10 |
8 |
3. |
Обеспеченность койками в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь (на 100 тыс. населения)
|
24 |
25,5 |
27 |
4. |
Повторная госпитализация в стационарные учреждения, оказывающие психиатрическую помощь (в процентах)
|
37,9 |
30 |
25 |
5. |
Обеспеченность местами в дневных стационарах (на 100 тыс. населения)
|
1,7 |
2 |
2,5 |
6. |
Обеспеченность врачами-психиатрами психиатрических учреждений и их структурных подразделений (на 100 тыс. населения)
|
2,5 |
3 |
4 |
7. |
Обеспеченность специалистами, оказывающими психиатрическую помощь (вместе с научными административными сотрудниками на 100 тыс. населения)
|
3,1 |
3,5 |
4 |
*) Данные приведены на конец 2017 года в связи с не объявлением официальных статистических данных за 2018 год.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 15 февраля 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
18 февраля 2019 г., N 7, ст. 118