ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 23 по 28 февраля 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

              

(за период с 23 по 28 февраля 2019 г.)


Кандидатуру председателя правления банка с ЦБ согласовывать не надо

        

Как получить землю для установки "легких" теплиц

      

Оплатил разработку проекта детальной планировки - получил землю

          

Два крупных культурных мероприятия состоятся в Узбекистане

         

Ставка по кредитам на развитие бизнеса поднялась

    

Определен порядок открытия филиалов российских вузов в Узбекистане

    

Кто может получить жилье в льготную аренду

      

Работу с международными рейтингами будут мониторить

         

Узбекистан и Франция - партнеры в сфере туризма

       

Как ведут реестр недобросовестных экспортеров плодоовощей

       

Выпускников-отличников наградят медалями

        

Военный призыв перенесен на март-апрель

         

В сфере недропользования - 3 новых вида проверок

      

Откроется call-центр для блиц-опросов населения

       

Борьбой с опустыниванием займется специальное управление

      

Основной и вторичные счета могут быть в одном банке



В Положение (рег. МЮ N 943 от 05.07.2000 г.) о корпоративном управлении в коммерческих банках внесли поправки (рег. МЮ N 943-5 от 26.02.2019 г.).


Для справки. Корпоративное управление - свод правил, которые определяют основные действия акционеров, членов Совета и других руководящих работников в управлении деятельностью коммерческого банка. Принятый в 2000 году документ определил роль акционеров и Правления банка, общие обязанности Совета банка, вопросы профессиональной этики и предотвращения конфликтов интересов, прозрачности и раскрытия информации.

В обязанности председателя Правления входит выполнение решений Совета банка и Общего собрания акционеров. Он должен обладать необходимым опытом, компетенцией и добропорядочностью, чтобы управлять делами банка и должным образом контролировать деятельность наиболее важных его работников.

Изначально кандидатуру председателя Правления нужно было согласовывать с Центральным банком. Теперь это требование отменили. Его назначает Совет банка своим решением, с последующим утверждением Общим собранием акционеров. Как правило, проводится конкурсный отбор, в котором могут участвовать иностранные менеджеры.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 25.02.2019 г. N 167 утвержден порядок выделения земельного участка для строительства объектов инфраструктуры легкой конструкции по орошению, заготовке и хранению плодоовощной продукции непосредственно в местах ее производства.


Напомним, субъекты предпринимательства получили право осуществлять такое строительство на предоставленных им землях согласно Постановлению Президента от 17.10.2018 г. N ПП-3978.


Действие акта не распространяется на земельные участки для нужд, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также предоставленные инвесторам - реализаторам проектов в СЭЗ.

К объектам легкой конструкции относятся строения без фундамента и подземных сооружений (более 0,5 м), которые можно перенести или ликвидировать путем слома или демонтажа, построенные из легких материалов.

Земли для постройки таких объектов, в том числе теплиц легкой конструкции, выделяются исключительно для указанных целей в пределах земельных участков предпринимателя, на основании договора аренды. Для этого предпринимателю необходимо подать в районный (городской) хокимият заявление лично, по почте или через ЕПИГУ. К заявлению прилагаются копии свидетельств о госрегистрации субъекта предпринимательства и права на земельный участок.

Поступившее в хокимият заявление передается для рассмотрения исполнителю - соответствующему филиалу областного государственного предприятия землеустройства и кадастра недвижимости. Исполнитель, рассматривающий заявку, в процессе подготовки материалов по выделению земельного участка осуществляет следующие действия:

q определяет площадь для строительства объектов;

q изучает землеустроительные документы, сведения земельного кадастра;

q выявляет на землях предпринимателя в первую очередь участки, не используемые в сельском хозяйстве;

q при выборе участка учитывает недопустимость уничтожения виноградников и других насаждений и создания неудобств при использовании инженерно-коммуникационных объектов.

Подготовленные исполнителем материалы передаются в соответствующие структуры для согласования и дачи заключения. После получения необходимых заключений исполнитель готовит акт комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков и проект решения районного хокима. В течение двух рабочих дней хоким принимает решение о выделении земельного участка и передает его исполнителю. Работы по строительству объектов легкой конструкции осуществляются на основании проектно-сметной документации.

За подготовку материалов по выделению земли и их согласованию с заявителя взимается плата в размере (Порядок определения стоимости государственных услуг по подготовке кадастрового дела и оформлению кадастровой документации на объекты недвижимого имущества), определяемом в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 10.07.2014 г. N 186. 

Весь процесс от подачи заявки до получения заявителем пакета документов по предоставлению земельного участка занимает до 18 рабочих дней. Если же решение вопроса входит в компетенцию не районного, а областного хокимията, этот срок несколько увеличивается.


* * *



Утверждено Положение о порядке осуществления государственно-частного партнерства при финансировании разработки проектов детальной планировки частей населенных пунктов (Постановление Кабинета Министров от 26.02.2019 г. N 169).


В данном случае объектом партнерства является проект детальной планировки частей населенных пунктов: градостроительная документация, разрабатываемая на основе генплана населенного пункта для частей территорий населенных пунктов, определяющая "красные линии", линии регулирования застройки и использования земельных участков, границы землепользования, зонирование территорий, очередность их застройки и т.д.

То есть частный партнер - физическое или юридическое лицо (кроме госорганизаций) - финансирует разработку проекта детальной планировки. Непосредственно разработкой занимается проектная организация, указанная в соглашении. Взамен частному партнеру дают преимущественное право получить один земельный участок в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности. Земля отводится в пределах границ, указанных в данном проекте.

Сам проект в период его разработки и после завершения принадлежит региональным подразделениям Министерства строительства (госпартнер) и "частнику" не передается, даже после утверждения. Частный партнер не может устанавливать требования градостроительного и иного характера в отношении проекта в период его разработки, согласования и утверждения.

Соглашение о реализации государственно-частного партнерства заключается на конкурсной основе. Вся процедура от инициирования проекта до оформления партнерства представлена в схеме.


* * *



XII музыкальный фестиваль "Шарк тароналари" пройдет в августе 2019 года, а в первой половине сентября 2020 - II форум искусства макома.

Порядок их организации и проведения утверждены Постановлением Президента "О мерах по подготовке к проведению международного музыкального фестиваля "Шарк тароналари" и Распоряжением "О мерах по подготовке к проведению II международного форума искусства макома", подписанных 26 февраля 2019 года.


Фестиваль "Шарк тароналари" пройдет в Самарканде, принятым Постановлением утвержден его организационный комитет. Главная дирекция фестиваля Министерства культуры определена заказчиком по подготовке и проведению мероприятия.

В рамках фестиваля состоится международная научно-практическая конференция "Перспективы развития традиционного музыкального искусства народов Востока", пройдут специальные "круглые столы", презентации и мастер-классы с участием отечественных и зарубежных специалистов.



*  *  *


Международный форум искусства макома проводится каждые два года в городе Шахрисабзе (Постановление Президента от 17.11.2017 г. N ПП-3391).

Оргкомитет по подготовке и проведению этого мероприятия утвержден Постановлением Президента от 6 апреля 2018 года N ПП-3656, он должен:

q разработать и утвердить "Дорожную карту" по подготовке к форуму с апреля 2019 года;

q до декабря 2019 года определить конкретные даты проведения мероприятия;

q организовать работы по пропаганде форума в республиканском и международном масштабе;

q разработать программу проводимой в рамках мероприятия международной научно-практической конференции на тему "Перспективы развития искусства макома" и др.

Принятым Постановлением предусмотрено проведение в регионах республики концертных программ ансамблей макома, конкурсов по номинациям "Молодые исполнители макома", "Лучшее произведение макома" среди бастакоров, а также творческих встреч и мастер-классов с участием известных ученых-макомоведов, опытных исполнителей макома.

Заказчиком работ по подготовке и проведению форума определен Центр узбекского национального искусства макома Министерства культуры. Центру также поручено установить постоянное творческое сотрудничество с организаторами международных фестивалей искусств и центрами зарубежных стран, охватывающих узбекский маком и аналогичные музыкальные жанры других народов.


* * *



В Положение о порядке выделения кредитов в рамках программы "Каждая семья - предприниматель" (рег. МЮ N 3022 от 09.06.2018 г.) внесено изменение (рег. МЮ N 3022-1 от 26.02.2019 г.).


Напомним, программа реализуется в каждом районе и городе страны, прежде всего в отдаленных регионах и местностях с тяжелыми природно-климатическими условиями (Постановление Президента от 07.06.2018 г. N ПП-3777). Среди прочего она предполагает выдачу льготных кредитов на развитие семейного предпринимательства (до 150 МРЗП), субъектам малого бизнеса (до 1000 МРЗП) и финансирование инвестиционных проектов субъектов предпринимательства (более 1000 МРЗП).


Конкретные условия (срок, льготный период, процентная ставка) и порядок оформления таких кредитов (необходимый пакет документов и их рассмотрение, обеспечение кредита и т.д.) прописаны в отдельном Положении (рег. МЮ N 3022 от 09.06.2018 г.).

Поправками повышена процентная ставка по кредитам, выдаваемым банками в рамках программы, с 7% до 8% годовых. 


* * *



Утверждено Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации о создании и функционировании филиалов образовательных организаций высшего образования Российской Федерации в Республике Узбекистан, подписанное 19 октября 2018 года в г. Ташкенте (Постановление Президента от 26.02.2019 г. N ПП-4213).


Необходимость в подписании международного договора возникла, поскольку Соглашением между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области высшего образования не определены условия и порядок создания и функционирования филиалов российских вузов в Узбекистане (Ташкент, 27 июля 1995 г.).

Наряду с общими аспектами, подписанное в октябре прошлого года Соглашение также регламентирует вопросы организации образовательного процесса. В частности, определено, что обучение в филиалах ведется по образовательным программам в соответствии со стандартами российской стороны. Язык обучения - русский, но изучается узбекский язык и история Узбекистана. Выпускникам выдаются документы об образовании российского образца. С 1 марта 2019 года, напомним, такие документы нострифицируются (признаются) в Узбекистане напрямую, без специальных испытаний (Постановление Президента от 16.01.2019 г. N ПП-4119).


Для справки. На данный момент в нашей стране открыты филиалы следующих российских вузов:

q Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова" (Постановление Кабинета Министров от 05.09.2002 г. N 318);

q Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Постановление Президента от 24.02.2006 г. N ПП-290);

q Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина (Постановление Президента от 12.01.2007 г. N ПП-564);

q Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" (Постановление Президента от 11.05.2018 г. N ПП-3714);

q Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (Постановление Президента от 20.07.2018 г. N ПП-3875);

q Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации" (Постановление Президента от 11.02.2019 г. N ПП-4171).


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 26.02.2019 г. N 170 утвержден порядок выделения нуждающимся в улучшении жилищных условий жилья Госжилфонда на условиях аренды.


Жилье будет предоставляться из государственного жилищного фонда: муниципального, ведомственного или фонда целевого назначения.

Учет таких лиц, установление очереди на получение жилплощади, ее распределение и предоставление в аренду осуществляют местные хокимияты и организации, имеющие ведомственный жилфонд.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются лица:

q без своей жилплощади, или проживающие в непригодных жилых помещениях (бараках, домах в аварийном состоянии и пр.);

q имеющие жилье площадью менее 16 кв. м на каждого члена семьи, для инвалидов-колясочников - менее 23 кв. м, т.е. при несоответствии жилплощади установленной социальной норме;

q проживающие в общежитиях (кроме учащихся и студентов), производственных или служебных помещениях, за исключением временных и сезонных работников;

q проживающие совместно в одной квартире с двумя или более семьями без родственных связей;

q страдающие тяжелым видом хронического заболевания в соответствии с перечнем, утвержденным Минздравом, и нуждающиеся в отдельном проживании;

q проживающие в населенном пункте и состоящие на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий более 3 лет.

Сотрудники геолого-разведывательных организаций и топографо-геодезических служб, проработавшие в полевых условиях не менее 20 лет и в связи с этим не имеющие постоянного жилья, могут получить его независимо от проживания в соответствующем населенном пункте.

Чтобы встать на учет и в очередь для получения жилья необходимо подать заявление в соответствующий хокимият (а для получения ведомственного жилья - по месту работы), где изучаются документы и условия проживания заявителя. После вынесения решения о выделении жилплощади лицу вручается ордер, который является основанием для заключения договора аренды между гражданином и организацией, на балансе которой содержится помещение.

Договор аренды заключается на срок не более 5 лет. Арендная плата определяется исходя из общей площади жилого помещения из расчета 2% МРЗП за кв. м в Ташкенте  и 1% МРЗП за кв. м в других областях. Стоимость оплаты указана за год.

До 1 января 2020 года хокимиятам поручено сформировать электронную базу данных по гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, с размещением ее на веб-сайтах, а также внедрить порядок получения необходимых документов для получения жилья посредством межведомственной электронной системы.


* * *



Утверждено Постановление Президента от 25.02.2019 г. N ПП-4210 "О мерах по повышению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах".



Создается Национальная система мониторинга


Ее составная часть - критерии и индикаторы приоритетных международных рейтингов, позволяющие измерять качество управления и эффективность политики, оценивать происходящие в стране трансформационные процессы, вырабатывать приоритетные направления реформ исходя из результатов исследований.

На первоначальном этапе формирования системы за национальными исследовательскими институтами закрепят отдельные международные рейтинги. Учреждения должны определить методологические и иные составляющие этих рейтингов, имплементировать их в действующее законодательство, выработать национальные индексы для проведения самооценки, провести большую экспертно-аналитическую работу.

Отдельное внимание необходимо уделить основным факторам, определяющим низкие показатели государства в международных рейтингах и имеющимся практическим проблемам, препятствующим повышению наших позиций. От специалистов ждут предложений по их разрешению.



Запустят портал "Республика Узбекистан

в международных рейтингах"


Ресурс должны создать до 1 апреля 2019 года. Он будет включать:

q ежегодные отчеты по международным рейтингам, а также рекомендации международных организаций и экспертов по улучшению состояния дел по соответствующим направлениям с указанием сроков проведения изучений и публикации отчетов;

q информацию касательно передового опыта зарубежных стран по индикаторам международных рейтингов;

q результаты опросов общественного мнения, а также социологических и научных исследований по соответствующим направлениям рейтингов;

q исчерпывающую информацию в разрезе каждого индикатора, в том числе статистическую, по форме вопросников международных рейтингов;

q возможность проведения различных общественных опросов по соответствующим рейтингам;

q ресурс онлайн-обучения по методологии соответствующего международного рейтинга;

q возможность представления респондентами предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики на местах.

Ответственным за поддержание деятельности и обновление единого портала является Мининфоком. Сведения по осуществляемым в стране реформам, необходимая статистика и другие материалы будут поступать к нему по итогам квартала до 15 числа следующего месяца.

Исследовательским институтам, ответственным за отдельные рейтинги, министерствам и ведомствам, ответственным за улучшение позиций страны в международных рейтингах и отдельных составных индикаторах (Приложение N 3 к Указу Президента от 17.01.2019 г. N УП-5635), даны организационные поручения.


Напомним, в начале месяца утвержден комплекс мер по улучшению рейтинга страны в ежегодном отчете "Doing Business".



Качество госуслуг оценит "тайный покупатель"


Институт внедряется согласно Постановлению Президента от 25.02.2019 г. N ПП-4210.

Все мероприятия в рамках "тайного покупателя государственных услуг" организуются Минюстом и ТПП. Главная задача - оценить уровень удобства прохождения административных процедур и соблюдения законодательства, профессионализм и оперативность сотрудников, их этикет общения с населением при оказании госуслуг.

Сотрудники и иные лица ("тайные покупатели"), под видом реальных клиентов займутся сбором информации. Они не только посетят непосредственно объекты, но и позвонят по телефону, обратятся по электронной почте, и прибегнут к иным способам в зависимости от госуслуг, по которым осуществляется мониторинг.

Результаты мониторинга оформляются в обезличенной форме и направляются в качестве обязательного для рассмотрения представления в министерства и ведомства, которые оказывают соответствующую госуслугу. Это позволит совершенствовать законодательство и правоприменительную практику.


Два важных аспекта:

q в рамках таких мероприятий запрещено подстрекательство к совершению правонарушений и злоупотреблению полномочиями;

q результаты мониторинга - не основание для привлечения к ответственности, они носят рекомендательный характер.


Напомним, 15 февраля глава государства утвердил меры по дальнейшему комплексному развитию национальной системы оказания госуслуг (Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.02.2019 г. N ПП-4193).


* * *



Утверждено Рамочное соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в сфере туризма, подписанное 9 октября 2018 года в г. Париже (Постановление Президента от 23.02.2019 г. N ПП-4208).


Документ подписан главами государств в ходе официального визита Президента Узбекистана во Францию 8-9 октября 2018 года.

В ближайшее время МИД направит соответствующее уведомление о выполнении нашей страной внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу данного международного договора.

Контроль за выполнением обязательств Узбекистана по вступлении документа в силу возложен на Правительство и руководителей соответствующих министерств и ведомств.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 23.02.2019 г. N 163 утвержден обновленный порядок экспорта плодоовощной продукции.


Напомним, на данный момент в республике действует упрощенный механизм экспорта плодоовощей.


Во-первых, с 15 ноября 2017 года хозсубъекты могут экспортировать плодоовощную продукцию без заключения экспортного контракта на основании инвойса (Постановление Президента от 06.11.2017 г. N ПП-3377).

Во-вторых, Постановлением Президента от 17.10.2018 г. N ПП-3978 юрлицам разрешили экспортировать ее без предоплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия полиса по страхованию контракта от политических и коммерческих рисков. Таможенный досмотр плодоовощной продукции не производится, если не выявлены признаки риска нарушения таможенного законодательства.

В-третьих, 22 февраля 2019 года подписан Указ Президента N УП-5668, снимающий ограничение по сумме сделки, которая была условием для оформления инвойса (не свыше экв. 20 тыс. долларов США). Остальные условия оставлены в силе.

Принятый документ устанавливает обновленную процедуру осуществления экспорта плодоовощей, которая включает в себя все меры и гарантии, установленные вышеперечисленными актами. Ранее действовавшие положения в этой сфере (Постановления Кабинета Министров от 15.06.2016 г. N 207 и от 14.12.2017 г. N 984) утратили силу.

Отдельный раздел положения посвящен формированию и ведению реестра недобросовестных экспортеров плодоовощной продукции. Его ведет ГТК, а формируют - коммерческие банки и таможенные органы в режиме реального времени автоматически, на основании данных, внесенных в ЕЭИСВО.

В реестр попадают субъекты с просроченной дебиторской задолженностью по экспортным контрактам (120 календарных дней с даты оформления таможенной декларации). Исключение из реестра производится только после внесения обслуживающим банком информации в ЕЭИСВО о валютных поступлениях в размере, не ниже суммы долга.


Обратите внимание! Попавшие в реестр экспортеры могут осуществлять дальнейший экспорт только на условиях 100-процентной предоплаты.


В реестр вносятся наименования экспортера и обслуживающего банка, ИНН экспортера, номер (в т.ч. идентификационный) и дата контракта, сумма просроченной "дебиторки"

Реестр размещается на ЕПИГУ, а также сайтах Министерства внешней торговли и ГТК. На них экспортер может ознакомиться с информацией по контрактам с дебиторской задолженностью, используя свой электронный ключ. 


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 22.02.2019 г. N 154 утвержден порядок награждения медалями одаренных выпускников общеобразовательных и специализированных школ и академических лицеев.


Напомним, учреждение золотых и серебряных медалей за отличную учебу, начиная с 2018/2019 учебного года, предусмотрено Постановлением Президента от 14.08.2018 г. N ПП-3907. Условия и критерии получения медалей обсуждались на стадии проекта и приняты без изменений. Вместе с тем предлагаемые проектом льготы медалистам при поступлении в вузы в утвержденной редакции акта своего отражения не нашли.


На медали могут претендовать выпускники общеобразовательных, а также специализированных школ, школ-интернатов искусства и культуры, спортивного направления, академических лицеев.

Ежегодно до 10 июня заместитель директора по учебным вопросам изучает классные журналы и табели оценок выпускников, формирует список кандидатов на медали и представляет его в педсовет. Педсовет до 14 июня выносит свое решение на основании установленных к претендентам требований.

Награждение медалями проводится в торжественной обстановке с участием родителей выпускников, представителей хокимиятов, органов самоуправления граждан и других организаций. Списки медалистов доводятся до Министерства народного образования и других профильных министерств, и размещаются на их официальных веб-сайтах.

Актом также установлен порядок формирования заказов на медали образовательными учреждениями, а также их изготовления (возложено на ГПО "Давлат белгиси").


* * *



Глава государства подписал соответствующее Постановление от 22.02.2019 г. N ПП-4203 "О дополнительных мерах по совершенствованию порядка прохождения гражданами Республики Узбекистан срочной военной службы".


Напомним, призыв граждан на срочную военную службу и службу в мобилизационном призывном резерве (МПР) до настоящего времени проводился на основании Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22.02.2003 г. N 99 "О мерах по организации службы граждан Республики Узбекистан в мобилизационном призывном резерве" 1 раз в год - в феврале-марте (статья 19 Закона "О всеобщей воинской обязанности и военной службе").


Начиная с текущего года, призыв на срочную военную службу граждан Узбекистана, не имеющих права на отсрочку, будет проводиться ежегодно в марте-апреле. Соответственно, призывников 2018 года, выслуживших установленные сроки службы, уволят в резерв в марте-апреле 2019 года.

Как и прежде, годные к несению срочной военной службы граждане, которые не имеют права на отсрочку и освобождение от нее, но не призванные в Вооруженные Силы в ходе призыва текущего года, будут зачисляться на службу в МПР (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 22.02.2003 г. N 99).


Для справки. Категории граждан, имеющие право на отсрочку от призыва, указаны в статье 21 Закона "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", освобожденные от него - в статье 22.


* * *



Расширился Перечень (Указ Президента Республики Узбекистан от 27.07.2018 г. N УП-5490 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства") проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа путем их регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок (Указ Президента от 22.02.2019 г. N УП-5668).


Напомним, в марте 2018 года функции по контролю за использованием и охраной недр перешли от инспекции "Саноатгеоконтехназорат" к Инспекции по контролю за горно-геологической отраслью при Государственном комитете по геологии и минеральным ресурсам (Постановление Президента от 01.03.2018 г. N ПП-3578). Однако в Перечне проверок, которые проводятся в порядке уведомления органов прокуратуры, не были отражены контрольные полномочия нового органа.


С 23 февраля 2019 года Инспекция вправе проводить следующие виды проверок:

      

         

       

Проверки

(контрольные функции)

      

   

Контролирующий

орган

    

   

Срок

проверки

    

Проверка за соблюдением юридическими лицами требований законодательства и нормативных документов в сфере использования и охраны недр при их геологическом изучении, добыче полезных ископаемых, переработке минерального сырья, а также геолого-маркшейдерском обеспечении горных работ


Инспекция по контролю за горно-геологической отраслью при Государственном комитете по геологии и минеральным ресурсам


не более

10 дней

Мониторинг за соответствием фактического объема добычи (извлечения) полезных ископаемых пользователями недр маркшейдерским замерным заключениям, не чаще двух раз в год


Инспекция по контролю за горно-геологической отраслью при Государственном комитете по геологии и минеральным ресурсам совместно с Государственным налоговым комитетом


не более

5 дней

Контрольные мероприятия по недопущению самовольного пользования недрами и техногенными минеральными образованиями, а равно самовольной добычи недр субъектами предпринимательства без получения разрешительных документов на пользование недрами


Инспекция по контролю за горно-геологической отраслью при Государственном комитете по геологии и минеральным ресурсам


1 день

   

          

Кроме того, Инспекция будет вместо Госкомгеологии участвовать в системных проверках за проведением работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов. В них также участвуют Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей, районов и городов.



"Дебиторка" свыше 120 дней - упрощенного экспорта нет


При запоздании валютной выручки от одного зарубежного партнера экспортеры не смогут вывозить товары в адрес других контрагентов без предоплаты, аккредитива, банковской гарантии, страхового полиса, а также справки о расчетах в ЕЭИСВО (Указ Президента от 22.02.2019 г. N УП-5668).


Напомним, согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Президента от 03.11.2017 г. N ПП-3351 субъекты предпринимательства вправе экспортировать товары (кроме сырьевых товаров по списку), работы и услуги за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка, наличия полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков, а также без справки о расчетах в Единой электронной информационной системе внешнеторговых операций (Приложение N 3 Постановления Президента от 03.11.2017 г. N ПП-3351).


Условие применения упрощенного порядка - у экспортера должна отсутствовать просроченная дебиторская задолженность по ранее осуществленным экспортным поставкам. При наличии "дебиторки" придется оформлять экспортную сделку по сложным правилам.

Однако в абзаце втором пункта 2 Постановления Президента от 06.11.2017 г. N ПП-3377 "О дополнительных мерах по поддержке отечественных экспортеров плодоовощной продукции, винограда, бахчевых культур, бобовых, а также сушеных овощей и фруктов" действовала следующая оговорка:

"при наличии у экспортера просроченной дебиторской задолженности по ранее осуществленным экспортным поставкам вывоз товаров не разрешается в адрес только того иностранного покупателя, у которого имеется просроченная дебиторская задолженность".

Данное правило было спорным:

q во-первых, было не ясно, применяется ли уточнение к только сделкам с плодоовощной продукцией либо ко всем видам контрактов;

q во-вторых, регулируя вопросы вывоза товаров за рубеж, норма не затрагивала экспорт работ и услуг;

q в-третьих, друг другу противоречили два акта равной юридической силы, принятые почти параллельно с разницей в 3 дня. Формально по части четвертой статьи 16 Закона "О нормативно-правовых актах" оговорка имела более высокую юридическую силу.

Как бы то ни было, теперь оговорка исключена. С 23 февраля 2019 года при наличии просроченной дебиторской задолженности свыше 120 календарных дней упрощенный порядок экспорта однозначно не применяется в отношении всех видов сделок и всех покупателей.



Продлены льготы на импорт сырья

для производства проката черных металлов


Также от таможенных платежей освобождена еще одна позиция ТН ВЭД (Указ Президента от 22.02.2019 г. N УП-5668).


Напомним, что пунктом 5 Постановления Президента от 18.12.2017 г. N ПП-3438 до 1 января 2019 года от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) было освобождено следующее металлургическое сырье, ввозимое для производства проката черных металлов:

     

      

   

Код ТН ВЭД

     

      

Наименование товарной позиции

       

2619

Шлак, зола и остатки (кроме образующихся в производстве черных металлов), содержащие металлы, мышьяк или их соединения


7203

Продукты прямого восстановления железной руды и прочее губчатое железо в кусках, окатышах или аналогичных формах; железо с минимальным содержанием основного элемента 99,94 мас.% в кусках, окатышах или аналогичных формах


7204

Отходы и лом черных металлов; слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки)


7207

Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали


     

        

Данная льгота продлена до 1 января 2020 года.

При этом действие льготы расширено за счет дополнительной товарной позиции - 7224 "Сталь легированная в слитках или других первичных формах прочая; полуфабрикаты из прочих легированных сталей". По этому коду ТН ВЭД льгота применяется с 23.02.2019 г.



ГПО "Давлат белгиси" стало стратегическим

закупщиком


Закон "О государственных закупках" больше не распространяется на Ташкентскую печатную фабрику, Ташкентскую бумажную фабрику и Ташкентский монетный двор.

Указом Президента от 22.02.2018 г. N УП-5668 к стратегическим закупщикам отнесены три организации в составе ГПО "Давлат белгиси": Ташкентская печатная фабрика, Ташкентская бумажная фабрика и Ташкентский монетный двор. Теперь Перечень хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения, для которых устанавливается отдельный порядок закупок товаров (работ, услуг), включает 22 пункта.


Для справки. Стратегические закупщики - государственные организации, которые играют важную роль для всей экономики страны. В условиях внедрения новой системы госзакупок для них сделано исключение: в целях бесперебойного осуществления текущей производственной деятельности, увеличения экспортного потенциала и повышения конкурентоспособности данных предприятий на стратегических закупщиков не распространяется Закон "О государственных закупках" (часть третья статьи 1).


Хозяйственные общества и предприятия стратегического значения вправе заключать контракты, в том числе импортные, на закупку товаров, работ и услуг независимо от суммы, путем отбора наилучших предложений (без закупок через электронный магазин, аукцион на понижение стартовой цены, а также конкурс и тендер). Предложения оценивают ведомственные конкурсные комиссии, создаваемые самими стратегическими закупщиками и возглавляемые их руководителями. При этом технические задания и контракты на закупку товаров (работ, услуг) свыше экв. 50 тыс. долл. США подлежат экспертизе и регистрации в Центре комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Министерстве экономики и промышленности.

Исключение - государственные закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые:

q при реализации государственных программ развития, проектов, предусмотренных указами, постановлениями и распоряжениями Президента, решениями Правительства;

q по контрактам, финансируемым за счет средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан и кредитов, привлекаемых под гарантию Узбекистана.



Закуп чермета за счет централизованных

источников упростили


Правительство утвердит объемы проката черных металлов, которые АО "Узметкомбинат" реализует без биржевых торгов по прямым договорам покупателям, финансируемым за счет централизованных источников (Указ Президента от 22.02.2019 г. N УП-5668).


Напомним, согласно пункту 2 Постановления Президента от 18.12.2017 г. N ПП-3438 выделение (поставка) проката черных металлов производства АО "Узметкомбинат" осуществляется исключительно через биржевые торги. Только когда прокат не востребован на повторных биржевых торгах, его разрешается продать на экспорт по прямым договорам.


С 23 февраля 2019 года введено исключение из правила. Прокат черных металлов производства АО "Узметкомбинат" может быть продан по прямым договорам потребителям, финансируемым за счет централизованных источников. Допустимые объемы определит Кабинет Министров по предложению Министерства экономики и промышленности.

По всей видимости, новшество также разрешает потребителям, финансируемым из централизованных источников, не проводить закупочные процедуры, предусмотренные Законом "О государственных закупках". Ранее они также были не обязательны в силу того, что закупка товаров через биржевые торги входит в Перечень товаров (работ, услуг), закупка которых осуществляется государственными заказчиками по прямым договорам (Приложение к Постановлению Президента от 27.09.2018 г. N ПП-3953).



Экспорт плодов и овощей по инвойсу - на любую сумму


Отменили ограничение, по которому экспорт плодоовощной продукции без контракта на основании инвойса разрешался только при сумме поставки не свыше в экв. 20 тыс. долларов США на день оформления экспортной таможенной декларации (Указ Президента от 22.02.2019 г. N УП-5668).


Напомним, с 15 ноября 2017 года хозяйствующим субъектам разрешили экспорт плодоовощной продукции без заключения экспортного контракта (договора) на основании инвойса (пункт 1 Постановления Президента от 06.11.2017 г. N ПП-3377). При этом выдвинули 3 условия:

q сумма поставки не должна превышать экв. 20 тыс. долларов США на день оформления экспортной таможенной декларации;

q требуется получить 100-процентную предоплату в иностранной валюте от нерезидента на счета в уполномоченных коммерческих банках Узбекистана, в т.ч. в форме банковского перевода, оплаты по международным банковским картам, а также внесения наличных средств в национальной валюте, приобретенных в обменных пунктах коммерческих банков;

q данные об экспортной поставке нужно внести в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций.


С 23.02.2019 года ограничение по сумме сделки снято. Два других условия остались в силе.

Отметим, что юридическим лицам также разрешили экспортировать плодоовощную продукцию без предварительной оплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков. Однако индивидуальные предприниматели не могут воспользоваться таким порядком экспорта, а при экспорте плодоовощной продукции с валютной выручки платят единый налоговый платеж.


* * *



Принят Указ Президента от 22.02.2019 г. N УП-5667 "О мерах по государственной поддержке проведения социологических исследований".

По предложению учредителей Центра по изучению общественного мнения "Ижтимоий фикр" он переименован в Республиканский центр изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр" (далее - Центр).

Центр будет содержаться за счет средств Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе. Утверждена Программа оснащения Центра оборудованием, техникой и иными средствами на 2019-2020 годы.

Будет создан сall-центр для блиц-опросов населения по телефону и через Интернет по актуальным вопросам общественно-политической, социально-экономической и других направлений жизни страны.

Теперь на заседаниях Кабинета Министров и его Президиума будут заслушиваться результаты соцопросов, проведенных Центром, и приниматься меры по ним. Кроме того, результаты опросов подлежат постоянному освещению в СМИ и на веб-сайте Центра.

Центр будет принимать активное участие в подготовке кадров, на его базе организуется практика студентов. Прорабатывается вопрос по открытию с 2019/2020 учебного года кафедр социологии и социальных исследований в соответствующих вузах.

Создается Ассоциация социологов Узбекистана. Ее основными задачами определены:

q представление и защита прав и законных интересов своих членов;

q участие в научных исследованиях, работе по совершенствованию методологии социальных измерений, повышению интеллектуального и научно-технического потенциала социологического сообщества страны, в том числе внесение предложений по проведению социальных экспериментов;

q содействие в изучении и анализе демографических процессов как в Узбекистане, так и за рубежом;

q повышение квалификации социологов и других работников;

q взаимодействие с вузами по внедрению в учебные программы новейших достижений в социологии;

q сотрудничество с международными и зарубежными ассоциациями социологов, формирование консорциумов для проведения качественных социологических работ, в том числе за рубежом;

q членство в Международной социологической ассоциации, участие во всемирных социологических конгрессах и форумах.


* * *



Новый орган создан в структуре центрального аппарата Госкомитета по лесному хозяйству (Постановление Президента от 22.02.2019 г. N ПП-4204).


На Государственный комитет по лесному хозяйству возложены дополнительные функции:

q реализация мер по предотвращению опустынивания, лесовосстановлению и защитному лесоразведению в республике;

q выполнение международных обязательств Узбекистана, а также эффективное взаимодействие с зарубежными и региональными организациями в этой сфере;

q координация работы министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах, участвующих в разработке и осуществлении программ и проектов по борьбе с опустыниванием и засухой в Узбекистане;

q осуществление задач национального уполномоченного органа Узбекистана в рамках выполнения требований Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и (или) опустынивание, особенно в Африке (принята в Париже 17.06.1994 г., вступила в силу 29.01.1996 г.).

В структуре Госкомлеса создано Управление по борьбе с опустыниванием и засухой. Комитету также поручено в 2-месячный срок разработать "Дорожную карту" по борьбе с опустыниванием и засухой в Республике Узбекистан на 2019-2023 годы.


Напомним, Постановлением Олий Мажлиса от 31.08.1995 г. N 125-1 Узбекистан ратифицировал вышеуказанную Конвенцию. А Постановление Президента принято в связи с тем, что 70% территории республики, или 31,4 млн га, состоят из аридных и полуаридных (засушливых) площадей, подверженных природному засолению, распространению подвижных песков, пыльных бурь и суховеев. Вследствие Аральской катастрофы образовалась пустыня Аралкум площадью более 5,5 млн га.


* * *



Эти и другие поправки в Инструкцию о банковских счетах (утверждена Постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 27.04.2009 г. N 1948), открываемых в банках Республики Узбекистан, внесены Постановлением правления Центрального банка (рег. МЮ N 1948-17 от 20.02.2019 г.).


Во-первых, уточнен порядок открытия дистанционных счетов индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам, учредителями которых являются резиденты Узбекистана, в процессе их госрегистрации.


Напомним, это стало возможным согласно Постановлению Президента от 05.02.2019 г. N ПП-4160. Такие счета оформляются, если есть условия для дистанционной идентификации заявителей согласно требованиям Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).


Процесс осуществляется путем акцептирования оферты договора банковского счета, размещенного в автоматизированной системе госрегистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства.

Платежи со стороны ИП и юрлиц осуществляются в действующем порядке, т.е. после предоставления 2 экземпляров карточек с образцами подписей и документа, удостоверяющего личность лица, уполномоченного подписывать денежно-расчетные документы.

Во-вторых, юридическим лицам и ИП разрешили открывать вторичный счет в том же банке, где открыт основной счет. Ранее это допускалось только для целевых мероприятий, финансируемых из централизованных источников, а также на основании актов законодательства. В иных случаях вторичные счета можно было открывать только в других банках.


Для справки. Основной счет - это основной депозитный счет до востребования хозсубъекта в национальной валюте, открытый впервые после его госрегистрации. А вторичные счета - это все депозитные счета до востребования, открываемые после основного счета, как в национальной, так и иностранной валютах.


Для открытия вторичных, сберегательных и срочных депозитных счетов нужно подать заявление, которое может быть оформлено и в электронном виде.

В-третьих, книга регистрации счетов клиентов ведется теперь только в электронной форме. Вариант бумажного оформления с заполнением от руки - исключается.






















































Время: 0.0041
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск