ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 30 марта по 5 апреля 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 30 марта по 5 апреля 2018 г.)


У кого проведут "хронометраж", как доначислят налоги

         

Аграриям помогут с покупкой техники

       

Международные облигации: понятие и особенности

            

Не член совета - ликвидируйся

        

Земля не используется 2 года - изымут

       

Государство уменьшит участие в предприятиях химпрома

        

Махалли, секторы и Народные приемные работают в связке

       

Двум учреждениям при МДО определили задачи и источники финансирования

         

Что должно быть на записях нотариальных действий

        

Стаж для руководителя ломбарда - 2 года

        

Оптовая торговля алкоголем: 5% от чистой выручки - в Фонд

         

Что изменилось в административном надзоре

        

Куда направят средства от продажи международных облигаций

          

Расширены границы СЭЗ "Нукус-фарм"

         

Как сходы граждан расходуют благотворительные пожертвования

          

В каждом районе и городе будет культурный центр

       

Авто без техосмотра, но снято с учета - штрафа нет

     

Форма обучения за рубежом не влияет на признание диплома

        

Одаренным детям - школьная форма, учебные принадлежности, литература и поездки

         

Мясо и молоко - без перебоев и по устойчивым ценам

       

В Чирчикском пединституте откроют новые направления



Утверждено Положение о порядке проведения хронометражного обследования выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также расчета налогов с заниженной суммы выручки (рег. МЮ N 3148 от 03.04.2019 г.).


Напомним, ключевые нормы по обновленному порядку "хронометража" уже вошли в новую редакцию статьи 71 НК, которая вступила в силу с 1 января 2019 года.


Принятый документ, урегулировал ряд вопросов, которые не отражены в Налоговом кодексе.



Кого включат в списки на хронометражное обследование


Отделы риск-анализа и камерального контроля будут на постоянной основе составлять списки налогоплательщиков для проведения хронометражного обследования. В списки включат на основе следующих сведений:

q занижение объемов выручки от реализации.  Эти сведения налоговики  получат из справок,  составленных  ранее в процессе осмотра и опроса в целях уточнения представленной налогоплательщиком информации об объектах налогообложениях и объектах, связанных с налогообложением;

q занижение объемов выручки в представленной налогоплательщиком налоговой и финансовой отчетности, а также в других материалах по данным анализа представленных министерствами и ведомствами информации;

q серьезная разница в среднедневной выручке нескольких субъектов, расположенных на одной территории (близко друг к другу на улице, рынке, в торговом комплексе, махалле), со схожими видами деятельности и объемами реализации;

q высокая разница дневной выручки от реализации товаров (работ, услуг) по наличным средствам и платежным терминалам;

q резкое снижение выручки от реализации товаров (работ, услуг) по отношению к прошлым периодам и о неполной сдаче торговой выручки в кассы банка;

q не пробивание чека контрольно-кассовой машины в промежутке 2-3 часов с учетом особенностей деятельности налогоплательщика, режима его работы и сезонных факторов;

q снижение более чем на 50% выручки в периоды, следующие после проведенного хронометражного обследования в сравнении с выручкой, установленной в процессе хронометражного обследования;

q разница между среднемесячной выручкой и оприходованными посредством электронных счетов-фактур товарами.



Тактика хронометража


Хронометраж проводится одновременно на всех объектах налогоплательщика. Конкретные места, где проводится хронометражное обследование, а также конкретные действия сотрудников налоговых органов зависят от сферы деятельности:

q в сфере оптовой и розничной торговли - непосредственно в местах, предназначенных для реализации товаров и расчетов с клиентами;

q в сфере общественного питания - непосредственно в местах, предназначенных для приготовления блюд, раздачи блюд клиентам и расчетов с ними;

q в сфере оказания услуг - непосредственно в местах оказания услуг и расчетов с клиентами;

q в сфере производства - непосредственно в производственных цехах и на складах для распространения продукции, а также в местах расчетов с клиентами;

q в других сферах - в местах, используемых для получения налогоплательщиком доходов либо хранения объектов налогообложения.

У налогоплательщиков сферы розничной торговли, общественного питания и услуг хронометражное обследование включит в себя:

q сопоставление имеющегося в кассе налогоплательщика остатка наличных денежных средств с "Х" отчетом контрольно-кассовой машины и обеспечение внесения положительной разницы в память ККМ;

q установление действительного объема реализованных товаров и услуг, а также наблюдение и регистрация дневной денежной выручки;

q выведение по итогам хронометражного обследования "Z" отчета контрольно-кассовой машины и его приложение к справке;

q внесение в память контрольно-кассовой машины положительной разницы между имеющейся в кассе дневной денежной выручкой и выручкой по регистрационному листу.

В производственной сфере хронометражное обследование будет проходить сложнее. Налоговые органы установят себестоимость и цену производимых товаров, объем производства и количество  хранимой на складе готовой продукции. Параллельно при помощи измерительных приборов зафиксируют расходуемые на производственные мощности природные ресурсы (газ, электроэнергия, вода, горюче-смазочные материалы). Также зарегистрируют объем расходуемого на производство товарного сырья, определят количество производственного оборудования и его мощность, уточнят количество работников и составят их список, выявят виды и количество производимой продукции, а также выяснят методы и процесс ее реализации.



Как будут доначислять налоги


При выявлении расхождений в отчетах, сданных за период, в которых проводилось хронометражное обследование, начисление налогов и других обязательных платежей проводится по следующим формулам:


ЕПН = (ВРХ х РД) х СН - для единого налогового платежа;

        

НДС = (ВРХ х РД) - ОВ х СН - для налога на добавленную стоимость;

      

НП =((ВРХ х РД) х УР) - ОВ х СН - для акцизного налога;

      

НН = (ВРХ х РД) - ОВ х СН - для налога за пользование недрами.

       

Примечание:


ВРХ - средняя дневная выручка, установленная по результатам хронометражного обследования;

РД - количество рабочих дней, установленных в отчетном периоде в процессе проведения хронометражного обследования;

ОВ - реализация товаров (работ, услуг), отраженная в отчете налогоплательщика;

СН - ставка налога;

УР - уровень рентабельности (в прошедшем отчетном периоде).


* * *



Дополнительные меры по своевременному оснащению аграрного сектора сельхозтехникой предусмотрены Постановлением Президента от 04.04.2019 г. N ПП-4268.



На покупку сельхозтехники - займы и компенсации


Внедряется новый порядок господдержки приобретения сельхозтехники организациями сферы сельского хозяйства:

q во-первых, покупки отечественной зерноуборочной и хлопкоуборочной техники будут финансировать за счет заемных средств Фонда государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов. Срок возврата заемных средств - от 7 до 10 лет в зависимости от срока окупаемости. Процентная ставка не выше 50% от ставки рефинансирования ЦБ;

q во-вторых, 10 процентных пунктов от установленной ставки банков и лизинговых компаний по кредитным и лизинговым договорам организаций сферы сельского хозяйства на приобретение всех видов тракторов, зерновых и хлопковых сеялок, а также трех и более корпусных плугов отечественного производства (кроме зерноуборочной и хлопкоуборочной техники) возместят из Госбюджета. Размер возмещения в данном случае может быть пересмотрен Министерством финансов в зависимости от изменения ставки рефинансирования.

Кроме того, в порядке эксперимента в 2019 году возмещаются 30% расходов на услуги хлопкоуборочных машин, привлекаемых к хлопкоуборочным работам сельхозпредприятиями Джизакской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Ташкентской областей. До 1 декабря текущего года должны внести обоснованные предложения по внедрению такой практики в других регионах страны.



На льготные кредиты - дополнительные средства


Определены дополнительные источники льготного кредитования предприятий сферы:

q 30% средств, направляемых в уставные капиталы АК "Народный банк" и АКБ "Микрокредитбанк" согласно Постановлению Президента от 04.05.2018 г. N ПП-3694, в 2019 году пойдут на целевое кредитование приобретения отечественной сельхозтехники;

q Минфин в месячный срок разместит по заявкам банков в качестве депозитов 50 млн долл. США сроком до 2 лет для выделения целевых кредитов отечественным производителям сельхозтехники с процентной ставкой 5% годовых, включая маржу банка - 1%.

Правительству поручено принять меры по привлечению долгосрочных льготных кредитных линий международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций в 2019-2021 гг. - не менее 100 млн долл. США ежегодно для финансирования поставок сельхозтехники отечественного производства на лизинговой основе.



В сфере ожидается приватизация


Путем конкурсного отбора наилучших предложений реализуются доли АО "Узагротехсаноатхолдинг" в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также доли территориальных ООО "Агросервис МТП" в уставных капиталах машинно-тракторных парков (по соответствующим перечням).

Последние реализуются субъектам предпринимательства по оценочной стоимости в рассрочку до 5 лет с условием сохранения основного вида деятельности (оказание механизированных и сервисных услуг). Если машинно-тракторные парки не будут реализованы, они выставляются на публичные торги с применением механизма пошагового снижения стартовой стоимости на 10%, но не менее их номинальной стоимости, каждые 15 дней после 2 месяцев с даты выставления.


* * *



В Закон "О рынке ценных бумаг" внесли поправки (Закон Республики Узбекистан от 04.04.2019 г. N ЗРУ-533).


В нем закрепили определение термина "международная облигация". Это торгуемая эмиссионная ценная бумага, выпускаемая эмитентом и размещаемая группой финансовых организаций, предлагаемая в одном или более государствах, кроме страны эмитента, первоначально приобретаемая (в том числе по подписке) только через данную группу. 

У международных облигаций есть свои особенности:

q их стоимость выражается в иностранной валюте;

q на них не распространяются указанные в статье 39 Закона исключительные функции Центрального депозитария ценных бумаг, в том числе по учету допущенных к обращению за пределами страны ценных бумаг, выпущенных резидентами Узбекистана;

q цели, на которые направляются средства, полученные от размещения международных облигаций государства, определяются актами Президента и Кабинета Министров (Постановление Президента РУз от 21.07.2018 г. N ПП-3877) и т.д.


Напомним, в феврале Узбекистан впервые выпустил суверенные международные облигации на общую сумму 1 млрд долл. США.


* * *



В Земельный кодекс, Законы "О фермерском хозяйстве" и "О дехканском хозяйстве" внесены изменения и дополнения (Закон Республики Узбекистан от 04.04.2019 г. N ЗРУ-533).


Напомним, в октябре 2017 года образован Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана (далее - Совет) (Указ Президента Республики Узбекистан от 09.10.2017 г. N УП-5199 "О мерах по коренному совершенствованию системы защиты прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, эффективного использования посевных площадей сельского хозяйства"). С 1 июля 2018 года членство всех фермерских и дехканских хозяйств в нем является обязательным (Постановление Президента РУз от 26.04.2018 г. N ПП-3680).


Прекращение членства фермерского или дехканского хозяйства в Совете в соответствии с решением президиума районных советов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель - основание для прекращения прав на земельные участки. Прекращение права владения или права постоянного либо временного пользования земельным участком в данном случае производится решением районного хокима по предложению районного совета на основании подтверждающих и обосновывающих документов.

В свою очередь, расторжение договора аренды земельного участка с фермерским хозяйством и изъятие земли дехканского хозяйства предполагает их ликвидацию. Это обусловлено тем, что земля - базис сельскохозяйственной деятельности и определяющий правовой признак данных организационно-правовых форм. Таким образом, не будучи членами Совета, дехканские и фермерские хозяйства попросту не могут функционировать.  

Кроме того, в законодательных актах зафиксировали общественный контроль и мониторинг за целевым и эффективным использованием земельных участков со стороны Советов. Сюда включается состояние обработки земель, посева семян, саженцев и деревьев, устройства теплиц, разведения скота и птиц. Своим членам Советы могут выдавать соответствующие предписания.


* * *



Сокращается срок, являющийся основанием для прекращения прав на неиспользуемый земельный участок несельскохозяйственного назначения. Соответствующие поправки внесли в пункт 10 статьи 36 Земельного кодекса (Закон Республики Узбекистан от 04.04.2019 г. N ЗРУ-533).


В настоящее время этот срок составляет 3 года, но со вступлением поправок в силу, сократится до 2 лет. Это касается только земельных участков, выделенных для несельскохозяйственных нужд (строительство промышленных предприятий, железных и автомобильных дорог, линий связи и электропередачи, магистральных трубопроводов и др.).

Прекращение прав на землю в этом случае производится соответственно решениями хокимов (районов, городов, областей) либо решением Кабинета Министров по представлению органов, осуществляющих госконтроль за использованием и охраной земель, на основании подтверждающих и обосновывающих документов. Несогласные юридические и физические лица могут обжаловать эти решения в суд.

Изъятие земельного участка, права на который прекращены по данному основанию, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 38 Земельного кодекса (остался без изменений).

По земельным участкам, предоставленным для сельскохозяйственных нужд, срок (по истечении которого неиспользуемый участок изымается) не изменился и составляет 1 год.


* * *



Подписано Постановление Президента от 03.04.2019 г. N ПП-4265 "О мерах по дальнейшему реформированию и повышению инвестиционной привлекательности химической промышленности".


Постановлением утверждены:

q Программа развития химической промышленности на 2019-2030 годы. Она оптимизирована и дополнена новыми перспективными проектами, предусматривает реализацию 31 инвестиционного проекта расчетной стоимостью 12,1 млрд долл. США, в том числе 1,7 млрд прямых иностранных инвестиций и кредитов;

q План мероприятий по поэтапной реализации реформ в химической отрасли.

Одним из приоритетных направлений реформ является реализация долей государства и АО "Узкимёсаноат" в уставном капитале хозяйственных обществ.

       

        

    

Способ реализации

   

   

Реализуемые пакеты акций (доли)

       

путем проведения прямых переговоров с потенциальными инвесторами с условием принятия ими инвестиционных и социальных обязательств


60,35% государственных акций и 39,65% акций АО "Узкимёсаноат" в уставном капитале АО "Самаркандкимё" по "нулевой" выкупной стоимости с условием организации современного экологически безвредного производства химической продукции


51% доли АО "Узкимёсаноат" в уставном фонде ООО "Кунградский содовый завод" по рыночной стоимости с условием привлечения инвестиций для расширения производственных мощностей предприятия с 200 до 450 тысяч тонн в год и выпуска новых видов продукции


70,54% государственных акций и 25% акций АО "Узкимёсаноат" в уставном капитале АО "Кукон суперфосфат заводи" - компании "Индорама" (Сингапур) по выкупной стоимости в размере 4,3 млн долларов США с принятием инвестиционных и социальных обязательств по увеличению мощности производства суперфосфата до 63 тысяч тонн в пересчете на 100% полезного вещества и выпуску новых видов продукции


на конкурсных торгах по рыночной стоимости


48,05% государственных акций и 2,95% акций АО "Узкимёсаноат" в уставном капитале АО "Ферганаазот" с условием принятия инвестором инвестиционных обязательств по доведению мощности производства аммиака до 660 тысяч тонн, карбамида - до 600 тысяч тонн, аммиачной селитры - до 700 тысяч тонн и азотной кислоты - до 530 тысяч тонн в год, а также социальных обязательств


на публичных торгах по рыночной стоимости


26,14% акций АО "Узкимёсаноат" в уставном капитале СП АО "Электрохимзавод"


на основе проведения на первоначальном этапе первичного публичного предложения (IPO)


до 25% акций от уставного капитала АО "Жиззах пластмасса"


путем преобразования


ООО "Дехканабадский калийный завод" в акционерное общество и реализации 51% и более акций АО "Узкимёсаноат" в уставном капитале общества по рыночной стоимости на конкурсных торгах, предусмотрев возможность их реализации посредством проведения прямых переговоров при наличии потенциальных инвесторов с условием принятия ими инвестиционных обязательств по организации производства гранулированного хлористого калия, сульфата калия и других видов солей калия, завершению строительства грузовой подвесной канатной дороги и внешней линии электроснабжения, а также социальных обязательств


ООО "Биринчи резинотехника заводи" в акционерное общество и реализации дополнительно выпущенных акций в размере до 51% от уставного капитала общества по рыночной стоимости на публичных торгах, предусмотрев возможность их реализации посредством проведения прямых переговоров при наличии потенциальных инвесторов с направлением вырученных средств на реализацию инвестиционных проектов общества, а также погашение привлеченных кредитов


  

       

Документом также урегулирован ряд организационных вопросов, уполномоченным ведомствам даны поручения.


* * *



Принят Указ Президента от 02.04.2019 г. N УП-5700 "О мерах по коренному повышению статуса института махалли в работе с проблемами населения".



Новая система, должности и структура


Внедряется новая система взаимодействия по работе с обращениями, выявлению и решению проблем населения: "махалля - сектор - Народная приемная - махалля". Она предполагает:

q комплексное социально-экономическое развитие регионов, принятие мер по выявлению и совместному решению проблем путем подворового обхода, изучения социальных и других объектов, установление действенного общественного контроля;

q ежеквартальное внесение для обсуждения на заседаниях Кенгашей народных депутатов предложений по результатам общественного контроля, обобщенных сведений о выявленных проблемах, а также по заслушиванию отчетов соответствующих должностных лиц;

q внедрение системы электронного обмена информацией с целью обобщения и решения выявленных проблем;

q непосредственное участие в разработке проектов социально-экономических программ на местах и установление системного сотрудничества в обеспечении их исполнения.

В структуру махалли вводятся новые должности (на общественных началах) зампредседателя схода граждан - советника по социальным и духовно-просветительским вопросам, а также советника по содействию предпринимательству, владельцам приусадебных земель и делам благоустройства.

Для рационального использования богатого жизненного опыта представителей старшего поколения и пенсионеров из числа бывших работников правоохранительных органов организуются группы "Наставления старейшин".



Новый порядок контроля


Внедряется новый механизм мониторинга работы махаллей, обязывающий председателей сходов граждан:

q во-первых, ежеквартально представлять сведения об актуальных проблемах своей махалли руководителям секторов и в Народные приемные. Самые актуальные проблемы рекомендуются ими для отображения в соответствующих программах;

q во-вторых, на постоянной основе вносить руководителям секторов и в Народные приемные информацию (в письменном виде) об итогах работы, проведенной на территории ответственными работниками госорганов и других организаций, закрепленными за этой территорией, членами штаба сектора, представителями отраслей дорожного строительства, электро-, газо-, водоснабжения, канализационного, коммунального и социального хозяйства. По указанным в информации обстоятельствам будет рассматриваться вопрос о внесении в соответствующие организации представлений, а в вышестоящие организации - предложений о поощрении либо привлечении к дисциплинарной ответственности их должностных лиц и работников.

С 1 июня 2019 года заключать и прекращать трудовые договоры с работниками сходов граждан будут первые заместители председателей районных (городских) советов по координации деятельности органов самоуправления граждан.

В 2-месячный срок должны разработать критерии рейтинговой оценки деятельности сходов граждан, их работников и лиц, осуществляющих деятельность на общественных началах, а также порядок поощрения за счет дополнительных источников местного бюджета.



Индексация зарплат


Месячный фонд оплаты труда председателей и ответственных секретарей сходов граждан в 2019 году поэтапно повысят:

q с 1 мая - в 1,25 раза;

q с 1 октября - в 1,2 раза.



Перспектива нормотворческой работы


Планируется разработка ряда законодательных актов, в числе которых:

а) проект закона, предусматривающий установление административной ответственности за незаконное вмешательство в деятельность органов самоуправления граждан, неисполнение либо ненадлежащее исполнение решений сходов граждан, а также нарушение гарантий деятельности председателя схода граждан;

б) новая редакция Закона "Об органах самоуправления граждан", предусматривающая:

q максимальное сокращение нормативно-правовых актов касательно деятельности органов схода граждан, пересмотр рамочных, бездействующих и не влияющих на правоприменение актов законодательства, а также устранение устаревших механизмов;

q внедрение в органах схода граждан системы "современный менеджмент", а также конкретное определение направлений их деятельности, задач и пределов ответственности;

q укрепление процедур рассмотрения обращений сходов граждан, направленных в уполномоченные государственные органы;

q социальную защиту председателей сходов граждан, гарантии их деятельности и отличительные знаки.


* * *



Утверждено Постановление Кабинета Министров от 02.04.2019 г. N 274.


Напомним, осенью минувшего года при Министерстве дошкольного образования создали ряд структур (Постановление Президента РУз от 30.09.2018 г. N ПП-3955). В их числе:

q Специализированный проектно-изыскательский институт (далее - Институт) в форме государственного унитарного предприятия - генеральная проектная организация по разработке предпроектной и проектной документации по инвестиционным проектам, в том числе по проектам государственно-частного партнерства, в соответствии с договорами, заключенными с заказчиками системы дошкольного образования;

q Инжиниринговая компания по развитию инфраструктуры (далее - Инжиниринговая компания) в форме государственного унитарного предприятия - заказчик по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и оснащению объектов системы дошкольного образования с отнесением затрат на услуги компании на стоимость строительства, капитального ремонта и реконструкции государственных дошкольных образовательных учреждений.


Правительство определило задачи и источники финансирования этих структур.

 

         

    

Институт

    

    

Инжиниринговая компания

    

    

Задачи

      

разработка проектной и предпроектной документации по инвестиционным проектам, адаптация проектной и предпроектной документации, разработанной зарубежными проектными организациями, к нормативным документам в области технического регулирования Узбекистана


выполнение функций заказчика по строительству, капитальному ремонту, реконструкции, оснащению инвентарем и техникой дошкольных образовательных учреждений, входящих в систему Министерства дошкольного образования


развитие направления самостоятельной разработки проектной (рабочей) документации проектов, а также адаптация проектной (рабочей) документации, разработанной зарубежными проектными организациями


определение строительно-подрядных организаций и обеспечение выполнения строительно-монтажных работ


внедрение в процессы проектирования прогрессивных методов организации проектных работ, основанных на передовом зарубежном опыте, с привлечением зарубежных проектных и инжиниринговых организаций


обеспечение выполнения прогноза по вводу в эксплуатацию дошкольных образовательных учреждений и объектов инфраструктуры в установленные сроки


осуществление глубокого анализа мирового рынка передовых технологий и оборудования, отвечающих современным требованиям к производительности и качеству производимой продукции, энерго- и ресурсосбережению, а также экологическим требованиям, за исключением ввоза в республику бесперспективного, морально и физически устаревшего оборудования и технологий


обеспечение эффективности проектных решений, соблюдения требований в области архитектуры и градостроительства


тесное взаимодействие с отраслевыми научно-техническими и экспертными советами базовых отраслей экономики в части разработки и утверждения проектной, предпроектной рабочей документации


повышение эффективности освоения капитальных вложений, сокращение продолжительности проектного цикла


   

Источники финансирования

     

средства заказчиков проектов, выделенные на договорной основе на разработку предпроектной и проектной документации, осуществление проектно-изыскательских работ, техническое сопровождение реализации проектов


отчисления от стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений, административных зданий системы дошкольного образования и других объектов


гранты и средства технического содействия международных и иностранных финансовых институтов, правительственных и неправительственных организаций


гранты и средства технического содействия международных и иностранных финансовых институтов, правительственных и неправительственных организаций


благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе нерезидентов Узбекистана


благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе нерезидентов Узбекистана


иные источники, не запрещенные законодательством


иные источники, не запрещенные законодательством


  

         

В течение месяца утвердят структуры и уставы этих органов, обеспечат их государственную регистрацию.


* * *



Для четырех нотариальных действий установлены правила аудио- и видеозаписи, а также хранения таких электронных файлов (рег. МЮ N 3113-1 от 02.04.2019 г.).


Напомним, аудио- и видеозапись нотариальных действий обязательна в следующих случаях:

q при нотариальном удостоверении завещаний;

q при совершении нотариальных действий вне здания нотариальной конторы;

q при подписании сделки, заявления или иного документа другим гражданином по поручению и в присутствии лица, которое из-за физических недостатков, болезни, неграмотности или по иным причинам не может этого сделать собственноручно;

q когда из-за физических недостатков обращающегося (отсутствие пальцев, утрата узоров на пальцах и другие) отсутствует возможность сканирования отпечатков пальцев на специальном устройстве.


Принятым документом установлены правила аудио- и видеозаписи. В частности, нотариус и участники нотариального действия должны быть полностью запечатлены. Нотариус должен вслух разъяснить сторонам, какой вид нотариального действия совершается, его содержание и значение. На записи стороны должны полностью ознакомиться с содержанием документа, заявить о соответствии его содержания их действительным намерениям. Также нужно отразить процесс подписания и сканирования отпечатков пальцев в автоматизированной информационной системе "Нотариус" (далее - Система).

Файлу аудио- и видеозаписи присваивается наименование в соответствии с реестровым номером, сформированным Системой. Он хранится на носителях электронной информации. По итогам года копии файлов аудио- и видеозаписи записываются на DVD-диски и хранятся в металлическом шкафу либо сейфе нотариальной конторы в отдельном пакете.

Если нотариус освобожден от должности либо переведен на другую работу, то файлы, хранящиеся на DVD-дисках, передаются по акту вновь назначенному либо замещающему нотариусу с предварительной проверкой файлов.


* * *



Постановлением правления Центрального банка Республики Узбекистан (рег. МЮ N 1291-9 от 02.04.2019 г.) внесены изменения в Положение о порядке лицензирования деятельности ломбардов (рег. МЮ N 1291 от 10.12.2003 г.).


Напомним, квалификационные требования к руководителям исполнительных органов ломбардов в виде высшего экономического образования и достаточного стажа работы в банковской или финансовой сфере введены в сентябре 2017 года (рег. МЮ N 1291-7 от 06.09.2017 г.).


Принятый документ конкретизировал, что стаж работы в банковской либо финансовой сфере не может быть меньше 2 лет.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 30.03.2019 г. N 271 утверждено Положение о Фонде поддержки виноградарей и виноделов Агентства по развитию виноградарства и виноделия при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан.


Одним из источников формирования средств Фонда являются отчисления предприятий оптовой торговли алкогольной продукцией в размере 5% от чистой выручки. Отчисления ежемесячные, вносятся не позднее 15 числа следующего месяца. За нарушение этого срока начисляется пеня - 0,01% от просроченной суммы отчислений за каждый день просрочки, но не более 50% суммы просроченных обязательств.

Фонд будет финансировать проекты отрасли различными способами.

Во-первых, Агентство будет предоставлять банкам ресурсы Фонда для последующей выдачи инициаторам проектов льготных кредитов. Они выдаются по согласованию с Агентством, условия зависят от цели:

q на создание новых и реконструкцию (модернизацию) действующих виноградных плантаций, мощностей по производству алкогольной продукции из винограда, фруктов и ягод - сроком до 7 лет, включая льготный период до 3 лет, с процентной ставкой, не превышающей 50% ставки рефинансирования ЦБ, с учетом маржи банка до 3%;

q на поддержание финансовой активности производителей алкогольной продукции - сроком до 2 лет, включая льготный период до 6 месяцев, с процентной ставкой, не превышающей ставку рефинансирования ЦБ.

Во-вторых, на те же цели и тех же условиях Фонд выдает займы. В качестве обеспечения принимаются залог движимого и недвижимого имущества, поручительство третьих лиц и другие не запрещенные законодательством способы. При этом ежегодная сумма выданных займов не должна превышать 20% ежегодных поступлений в Фонд. Порядок выдачи займов определяется положением, которое утвердит министр сельского хозяйства.

В-третьих, гранты на финансирование научных проектов, связанных с виноградарством и виноделием, включая выведение новых селекционных сортов винограда, изучение и защиту виноградников от болезней и вредителей, а также производство и улучшение качества алкогольной продукции из винограда, фруктов и ягод.

В-четвертых, субсидии на:

q внедрение технологии капельного орошения - на сумму, предусмотренную договором о внедрении такой технологии, но не более 8 млн сумов за 1 га посевной площади создаваемых плантаций винограда;

q строительство буровой скважины для добычи воды, насосной станции для забора воды из рек, каналов и других водоемов на орошение создаваемых виноградных плантаций на 35 и более га - не более 120 млн сумов.  

Субсидии выделяются по факту внедрения системы капельного орошения и постройки буровых скважин. Подтверждением служит акт комиссии по вводу их в эксплуатацию в составе согласно пункту 6 Положения о порядке возмещения затрат, связанных с внедрением технологии капельного орошения производителей хлопка-сырца (документ приводится на государственном языке) (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.02.2019 г. N 103).

Чтобы получить грант или субсидию нужно обратиться в Агентство письменно или в электронной форме с заявлением. В нем указать наименование и организационно-правовую форму юрлица, почтовый адрес, цели запрашиваемых средств, места реализации проекта, наименование банка и расчетный счет. К заявлению прилагается пакет документов. 

Документы проверяются в течение 3 рабочих дней, затем вносятся в Совет по предоставлению грантов и субсидий. Совет принимает решение, Агентство информирует о нем инициатора в течение 1 рабочего дня. При положительном исходе между Агентством и инициатором заключается договор.


* * *



Опубликован Закон от 02.04.2019 г. N ЗРУ-532 "Об административном надзоре за отдельной категорией лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания".


С 1992 года действовал Закон "Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из учреждений по исполнению наказания", который с принятием нового акта утратил силу.

Сравнительный анализ показал: новый документ отличается по своей структуре. В нем определены основные задачи и принципы административного надзора, включен понятийный аппарат, конкретизированы права и обязанности поднадзорных, а также органов внутренних дел. Все процедурные аспекты описаны последовательно по каждому из этапов.

Круг лиц, в отношении которых устанавливается надзор, расширен. К ним теперь также относятся лица:

q признанные судом особо опасными рецидивистами (статья 34 УК);

q отбывшие наказание в виде лишения свободы в другом государстве за совершение деяний, которые в нашем Уголовном кодексе классифицируются как тяжкие или особо тяжкие преступления (статья 15 УК).

В отношении лиц, имеющих снятую или погашенную судимость, административный надзор не устанавливается.

К числу ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, также отнесен запрет на употребление алкогольных напитков. При этом суду дано право частично отменять применяемые ограничения, учитывая образ жизни и поведение подназорного:

q по представлению органа внутренних дел;

q по заявлению поднадзорного лица либо его представителя;

q по ходатайству трудового коллектива, общественного объединения и органа самоуправления граждан.

Кроме того, определенные послабления - в компетенции органов внутренних дел. Они могут разрешить поднадзорному покинуть место жительства и (или) выехать за установленные судом пределы территории на ограниченный срок по личным обстоятельствам.

       

    

      

Не более чем на 10 дней

     

    

До 1 месяца

       

смерть или тяжелая болезнь близкого родственника

          

необходимость получения медицинской помощи или прохождения лечения в учреждениях здравоохранения

     

необходимость трудоустройства или осуществления предпринимательской деятельности

       

невозможность дальнейшего проживания по месту жительства в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами

      

необходимость сдачи вступительных экзаменов в образовательные учреждения

     

обучение за установленными судом пределами территории

     

      

       

Прописанных в законе оснований для прекращения административного надзора также стало больше. В перечень включены:

q осуждение поднадзорного к лишению свободы и направления его к месту отбывания наказания;

q применение к поднадзорному принудительных мер медицинского характера (глава XVII УК);

q выезд поднадзорного на постоянное место жительства в другое государство;

q смерть поднадзорного или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.


* * *



Утверждено Постановление Президента от 02.04.2019 г. N ПП-4258.


В феврале 2019 года Узбекистан выпустил 5-летние и 10-летние суверенные международные облигации. Общая сумма размещения на мировых финансовых рынках составила 1 млрд долл. США двойным траншем (по 500 млн долл.): первый с доходностью 4,75% подлежит выплате в феврале 2024 года, второй с доходностью 5,375% - в феврале 2029 года.

Как сообщает Министерство юстиции, решением главы государства эти средства с условием получения соответствующих процентов распределяются следующим образом:

q 889,2 млн долл. США - разместят посредством аукциона на депозитные счета коммерческих банков;

q 20 млн долл. США - выдадут в качестве долга Агробанку;

q 89,9 млн долл. США - выдадут в качестве ссуды Навоийскому горно-металлургическому комбинату.


* * *



Соответствующие поправки внесены в Приложение N 4 к Постановлению Кабинета Министров от 16.01.2018 г. N 29 (Постановление Кабинета Министров от 30.03.2019 г. N 267).


Как следует из акта, по итогам инвентаризации территорий СЭЗ "Нукус-фарм" принято решение о расширении ее границ за счет пустующих земельных участков площадью 42,29 га, расположенных в г. Нукусе, Канлыкульском и Турткульском районах.

Указанные земли переданы субъектам предпринимательства для реализации инвестиционных проектов. В настоящее время на них ведутся строительно-монтажные работы.

В связи с этим внесены изменения в описание границ территорий, входящих в состав СЭЗ "Нукус-фарм". Таким образом, на данный момент СЭЗ охватывает 7 земельных участков.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 30.03.2019 г. N 262 утвержден порядок использования сходами граждан благотворительных пожертвований и средств юридических и физических лиц, привлеченных на добровольной основе.



Как распределяются благотворительные средства


Управляет и распределяет поступающие средства председатель схода граждан. Они расходуются на следующие цели:

q во-первых, на оказание единовременной материальной помощи одиноким малообеспеченным и нуждающимся престарелым гражданам, инвалидам, а также семьям с низким доходом, имеющим двух и более несовершеннолетних детей, кормильцем-инвалидом или временно утратившим трудоспособность, осуществляющим уход за хронически больным. Указанные категории населения могут получить деньги на:

q ремонт дома или квартиры;

q приобретение твердого топлива (угля и дров);

q приобретение для инвалида средств реабилитации;

q оздоровление;

q оплату коммунальных услуг;

q проведение обрядов "никох" и "суннат";

q во-вторых, на оказание материальной помощи семьям махалли, понесшим ущерб вследствие событий природного, техногенного и экологического характера;

q в-третьих, на благоустройство, озеленение и санитарную очистку территории махалли, а также оплату коммунальных услуг;

q в-четвертых, на развитие социальной инфраструктуры.

При этом средства могут предназначаться и для других целей, а также расходоваться в ином порядке, предусмотренном договором о благотворительной помощи.



Контроль расходуемых средств


Физические и юридические лица могут обратиться с письменным запросом в ревизионную комиссию при сходе граждан для проверки целевого расходования поступлений. Проверка может осуществляться на любом этапе использования средств.

Кроме того, председатель обязан ежеквартально отчитываться сходу граждан о расходовании благотворительных поступлений. Он же несет ответственность за правильное ведение бухгалтерского учета, составление и предоставление отчетов по указанным средствам.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 30.03.2019 г. N 263 утверждено Типовое положение о культурных центрах.


В соответствии с Положением в каждом районе и городе будет по одному центральному культурному центру. Также культурные центры создаются в селах и городах с населением больше 7 тысяч.

Их основная задача - улучшение качества услуг культуры и обеспечение содержательного досуга населения.

В центрах предусмотрено 33 направления, будут различные студии, курсы, клубы по интересам, коллективы творческой самодеятельности.

С 1 января 2020 года будет внедрена онлайн-система для прозрачной оценки их деятельности.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 30.03.2019 г. N 272 утвержден порядок учета и определения состояния автомототранспортных средств, не представленных к обязательному техосмотру, а также снятия с учета транспортных средств, не пригодных к использованию, сдаваемых в утилизацию либо разбираемых на части с целью реализации.


Согласно акту в 3-месячный срок проведут сплошную инвентаризацию транспортных средств, не проходивших обязательный техосмотр в течение последних 3 лет. А по прошедшим сформируют единую электронную базу до 1 июня 2019 года.


Для справки. Обязательному техосмотру подлежат транспортные средства юридических и физических лиц, в том числе иностранных, зарегистрированные в органах ГСБДД, а также троллейбусы и трамваи. Процедура и периодичность его проведения установлены Положением о порядке проведения обязательного технического осмотра транспортных средств (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 31.01.2003 г. N 54).


Случаи управления транспортом, не прошедшим техосмотр, будут регистрировать в комплексной автоматизированной системе "Административная практика". Механизм внедрят до 1 июля текущего года.


Важно! Установлено, что владельцы неиспользуемых транспортных средств, снимаемых с учета при сдаче в утилизацию либо разбора на части для реализации, не несут административной ответственности за несвоевременное их представление к техосмотру. Напомним, административный штраф за данное правонарушение составлял 0,5 МРЗП.


Снятие с учета осуществляется органами ГСБДД в течение 1 рабочего дня по заявлению владельца транспортного средства.

По обобщенным результатам проведенных техосмотров органы ГСБДД до 10 ноября отчетного года формируют список транспортных средств, не прошедших ТО. Владельцам такого транспорта до 20 ноября направляется письменное уведомление по установленной форме о необходимости проведения техосмотра. Также указывается размер взимаемого за это сбора, перечень необходимых документов, место проведения ТО и др.

Также формируется список транспортных средств, не проходивших обязательный технический осмотр в течение последних 3 лет. По нему проводится инвентаризация такого транспорта по месту жительства владельца и с его согласия. Инвентаризация осуществляется группой, создаваемой из сотрудников ГСБДД и инспектора профилактики. По итогам составляется акт в 3 экземплярах, подписываемый членами группы, владельцем транспорта и свидетелями (понятыми). Один из экземпляров вручается владельцу.


* * *



Правительство исключило требование, по которому иностранный документ об образовании не признавался, если форма обучения за рубежом не соответствовала предусмотренной в Узбекистане (Постановление Кабинета Министров от 29.03.2019 г. N 261).


Напомним, в отличие от нострификации признание - облегченная процедура, при которой в силу конкретного международного договора в Узбекистане принимаются документы об образовании иностранного государства.


До 29 марта 2019 года включительно для признания иностранного диплома (аттестата) форма обучения, по которой он получен, должна была соответствовать действующей в Узбекистане.

Например, до 2018/2019 учебного года практика заочного обучения в Узбекистане не была широко распространена. Дистанционное обучение продолжает оставаться неразвитым, а в отношении экстерната принят перечень из 166 направлений высшего образования, по которым он не осуществляется в государственных вузах (в т.ч. экономика и юриспруденция). У лиц, обучавшихся в иностранных вузах не на дневных отделениях, возникали проблемы с признанием документов об образовании (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 29.01.2015 г. N 16).

Теперь ситуация стала проще. Форму обучения учитывать не будут.

Нужно отметить, что нововведение принято, в первую очередь, для специалистов гражданской авиации, обучавшихся по заочной форме (абзац 2 пункта 16 Указа Президента РУз от 27.11.2018 г. N УП-5584). Однако упомянутые поправки в Положение о порядке признания и нострификации (установления эквивалентности) документов об образовании, выданных за рубежом, не содержат подобной оговорки и применимы для всех (Приложение N 3 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 25.07.2000 г. N 283).


* * *



Принято Положение о порядке материальной и духовной поддержки детей из социально нуждающихся семей (Постановление Кабинета Министров от 28.03.2019 г. N 257).



Какие виды поддержки предусмотрены


Документ предусмотрел комплекс мер для помощи одаренным детям. Например, специальные межведомственные советы в разрезе территорий каждый учебный год будут возмещать для них расходы на:

q обеспечение современной единой школьной формой (теплая одежда);

q обеспечение основными учебными принадлежностями;

q обеспечение художественной литературой;

q подписку детей на газеты и журналы;

q организацию отдыха детей в республиканских лагерях;

q проезд туда и обратно в путешествиях по республике.

Кроме того, одаренных детей из социально нуждающихся семей будут активно привлекать к участию в кружках, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, в группы продленного дня, а также к общественной деятельности в первичных организациях Союза молодежи.



Кому положена поддержка


В качестве социальных критериев, по которым определят детей для оказания поддержки, определены:

q происхождение учащегося из многодетной семьи (три и более ребенка);

q наличие в семье учащегося лиц с инвалидностью I или II группы;

q происхождение ученика из семьи, где одинокий родитель (мать или отец) воспитывает двух и более детей;

q наличие у ученика достижений в науке, искусстве, обучении и по другим направлениям, побед и призовых мест на олимпиадах, смотрах-конкурсах и спортивных соревнованиях, а также отличная учеба.

Первичная организация Союза молодежи по месту учебы ребенка и орган самоуправления граждан по месту его жительства должны до 1 июня каждого года представить в межведомственный совет письменную рекомендацию на получение поддержки, а также приложить копии следующих документов:

q о достигнутых успехах детьми из социально нуждающихся семей (дипломы о победах и призовых местах на олимпиадах, смотрах-конкурсах, спортивных соревнованиях и другие подобные документы) - при наличии;

q свидетельства о рождении ученика и/или паспорта ребенка и его родителей;

q свидетельствующих о наличии в семье одаренного ребенка лица с инвалидностью I или II группы, - при наличии;

q о потере кормильца в семье ученика - при наличии.

Межведомственный совет обязан принимать решение об оказании поддержки до 30 июня каждого года.


* * *



Постановлением Президента от 28.03.2019 г. N ПП-4254 приняты меры по организации деятельности Государственного комитета по развитию ветеринарии и животноводства (далее - Комитет).


Напомним, Указом Президента от 28.03.2019 г. N УП-5696 этот орган создан путем реорганизации Госкомитета ветеринарии для реализации единой государственной политики в этой сфере.


Принятый акт устанавливает меры, направленные на совершенствование сферы:

q во-первых, в двухмесячный срок:

q проведут инвентаризацию мощностей хозяйств, специализирующихся на животноводстве, в том числе многопрофильных, и разработают программу по пополнению их племенным скотом;

q разработают порядок выделения субсидий на племенной рогатый скот (поголовно), выращенный в племенных хозяйствах, завезенный по импорту Агентством "Узбекчорванасл" и реализованный сельхозпредприятиям;

q регламентируют механизм страхования скота, выращиваемого населением, а также в хозяйствах животноводческого направления;

q во-вторых, создается Ташкентский филиал Самаркандского института ветеринарной медицины (передан в ведение Комитета);

q в-третьих, на 3 разряда повышаются тарифные разряды 1 500 сотрудников ветеринарных участков с возложением на них задач по улучшению потомства скота и искусственному оплодотворению. Кроме того, Агентству и его областным центрам "Чорванасл" предоставлено право ежегодно привлекать на договорной основе до 1 500 безработных и незанятых лиц для работы по организации племенного дела;

q в-четвертых, доходы Агентства и его территориальных подразделений, поступающие от оказания услуг населению, дехканским хозяйствам, хозсубъектам животноводческого направления, а также реализации импортируемого в республику крупного рогатого скота, не включаются в налогооблагаемую базу;

q в-пятых, в целях непрерывного обеспечения потребительского рынка мясо-молочной продукцией и сохранения устойчивых цен в месячный срок разработают меры по организации в каждом районе как минимум двух:

q современных комплексов по откармливанию скота на убой, на 300-500 голов;

q молочных предприятий, рассчитанных на 250-300 голов скота;

q в-шестых, в двухмесячный срок проведут инвентаризацию земельных участков, выделенных для скота животноводческих хозяйств, изучат вопрос их использования в разрезе каждого хозяйства. При выявлении несоответствия участка поголовью примут меры по эффективному использованию лишней площади.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 28.03.2019 г. N 258 утверждены меры по совершенствованию деятельности Ташкентского областного Чирчикского государственного педагогического института (далее - Институт).


Определены приоритетные направления дальнейшего развития Института. Среди них: совершенствование учебного процесса, системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, научно-просветительской деятельности и международного сотрудничества, организация социальной защиты студентов, внедрение современных ИКТ. Для их реализации утвержден план мероприятий с указанием сроков исполнения, ответственных лиц и механизма выполнения.

В Институте откроют новые образовательные направления бакалавриата и специализации магистратуры. Соответствующие предложения внесут в Кабинет Министров в месячный срок.

С 2020 года в ведущих вузах и научно-исследовательских институтах республики начнут выделять для Института квоты по докторантуре (включая базовую). Преподаватели смогут проходить стажировку, докторантуру и повышать квалификацию в высших образовательных учреждениях иностранных государств за счет Фонда "Эл-юрт умиди".

Институту передаются здания двух профессиональных колледжей г. Чирчика: технического (ул. Ломоносова, д. 1) и промышленного (ул. Бобура, д. 22). Занятия в них будут продолжены до окончания обучения.































































Время: 0.0029
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск