ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Гражданское и семейное законодательство / Общие положения гражданского законодательства /

Концепция совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Распоряжению Президента РУз от 05.04.2019 г. N Р-5464)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Распоряжению Президента РУз

от 05.04.2019 г. N Р-5464



КОНЦЕПЦИЯ

совершенствования гражданского законодательства

Республики Узбекистан


В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах определены первостепенные цели и задачи по дальнейшей либерализации экономики, сокращению присутствия государства в регулировании экономических отношений, усилению защиты гарантий частной собственности, а также стимулированию развития предпринимательства и активного привлечения иностранных инвестиций.

В системе актов гражданского законодательства центральное место занимает Гражданский кодекс Республики Узбекистан (далее - Гражданский кодекс), который является кодифицированным законом, определяющим наиболее важные правила гражданско-правового регулирования.

Гражданский кодекс, принятый в 1995-1996 годах, сыграл важную роль в обеспечении гражданско-правового регулирования масштабных преобразований "переходного периода" и позволил заложить прочную правовую основу для развития рыночной экономики в стране.

Вместе с тем проведенный анализ свидетельствует, что действующая редакция Гражданского кодекса не в полной мере отвечает требованиям быстро развивающихся экономических отношений в стране и международным стандартам в области гражданского права. В частности:

во-первых, в Гражданском кодексе сохранились устаревшие правовые институты, а также организационно-правовые формы юридических лиц, которые не существуют в правовых системах развитых государств с рыночной экономикой;

во-вторых, отсутствуют такие классические гражданско-правовые институты, как "коммерческий риск", "равенство субъектов хозяйствования", "справедливая компенсация", "отказ от исполнения договорных обязательств";

в-третьих, отсутствует регулирование отдельных форм гражданско-правовых договоров и отношений, востребованных в современных рыночных условиях, в том числе договор государственно-частного партнерства, дилерский договор, долевое строительство, кластерное производство, электронная коммерция, оборот криптовалюты, приватизация земельных участков и другие;

в-четвертых, наличие в Гражданском кодексе большого числа отсылочных норм (около 80) не позволяет кодексу стать актом прямого действия и снижает его статус в урегулировании гражданских правоотношений;

в-пятых, существует необоснованно большое количество организационно-правовых форм юридических лиц, схожих друг с другом и состоящих из смеси правил, заимствованных из других организационно-правовых форм (например, частное предприятие и унитарное предприятие, которые не могут привлекать инвестиции, поскольку законодательство не предусматривает вхождение в их состав других участников);

в-шестых, в Гражданском кодексе содержатся нормы публичного права, которые не относятся к институтам гражданского права, имеется необоснованное количество ограничений, касающихся частной собственности и договорных отношений;

в-седьмых, в Гражданском кодексе практически отсутствуют положения, регулирующие вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в гражданско-правовых отношениях.

В целях достижения указанных целей и задач Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также приведения гражданского законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами разработана Концепция совершенствования гражданского законодательства Республики Узбекистан, предусматривающая следующие основные направления:



I. УНИФИКАЦИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМ

ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


1. Инвентаризация гражданского законодательства на предмет его унификации и систематизации, а также приведение в соответствие с международными стандартами и лучшими зарубежными практиками.


2. Совершенствование правового значения терминов и понятий, используемых в Гражданском кодексе и иных актах гражданского законодательства, путем их четкого определения и единообразного применения.


3. Исключение или совершенствование норм, допускающих различное толкование либо требующих разъяснения по вопросам их применения на практике.


4. Сокращение отсылочных норм для обеспечения прямого действия Гражданского кодекса и иных гражданско-правовых законодательных актов.


5. Устранение правовых пробелов и коллизий в гражданском законодательстве, препятствующих эффективной защите прав и законных интересов участников гражданских правоотношений.



II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСНОВНЫХ

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ


1. Совершенствование имеющихся и введение новых принципов гражданских правоотношений, в том числе с учетом моральных принципов и нравственных норм общества и международных стандартов (принципы "добросовестности", "справедливости", "разумности" и другие).


2. Пересмотр используемых и введение новых понятий (терминов) в целях придания кодексу статуса основного документа в определении важных понятий и институтов гражданского законодательства.


3. Совершенствование мер и средств, направленных на обеспечение добросовестного и надлежащего осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей.


4. Усиление компенсаторной функции гражданского законодательства путем введения правил исчисления морального, материального ущерба и убытков.


5. Оптимизация организационно-правовых форм юридических лиц, упразднение организационно-правовых форм, схожих друг с другом, а также не получивших распространения в рыночных отношениях.


6. Совершенствование института представительства с приведением его в соответствие с международными стандартами, включая пересмотр обязательной письменной формы доверенности и ограничения срока ее действия и другие.


7. Усиление института вещных прав с расширением прав собственника.


8. Совершенствование обязательственного права, в том числе путем определения исчерпывающего перечня оснований возникновения обязательств и модернизации норм, регулирующих вопросы перемены лиц в обязательстве.


9. Совершенствование института гражданско-правовой ответственности, включая обеспечение справедливого порядка возмещения убытков.


10. Создание условий для развития института страхования, в том числе взаимного страхования (страхование имущества и иные имущественные интересы на взаимной основе), предусматривающего также возможность получения регулярного дохода от инвестиций добровольных взносов.


11. Совершенствование наследственного права, в частности, путем введения правил о совместном завещании супругов и наследственном договоре, усиления защиты кредиторов наследодателя и наследника, установления сроков принятия наследства и другие.


12. Пересмотр норм международного частного права, в том числе рассмотрение возможности закрепления принципа альтернативного применения права разных стран, использование в качестве дополнительной альтернативной коллизионной привязки отсылку к праву, регулирующему существо обязательства, определение круга внедоговорных обязательств, в отношении которых предусматривается коллизионное регулирование.



III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ ГРАЖДАНСКО-

ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ


1. Повышение эффективности защиты частной собственности, в том числе путем пересмотра порядка определения форм собственности, внедрения механизмов защиты права частной собственности на землю, а также совершенствования порядка защиты добросовестного приобретателя.


2. Совершенствование института сделок, в том числе пересмотр норм, предусматривающих обязательную государственную регистрацию и нотариальное удостоверение сделок, конкретизацию оснований и случаев признания сделок недействительными.


3. Внедрение качественно новых механизмов договорно-правовых отношений, в том числе оптимизация видов договоров, развитие института предварительного договора, расширение свободы заключения договора, обеспечение стабильности договорных отношений, урегулирование использования информационно-коммуникационных технологий в договорных отношениях.


4. Включение в предмет регулирования Гражданского кодекса корпоративных отношений, в том числе закрепление особенностей деятельности публичных акционерных обществ, внедрение "корпоративного договора", имеющего силу корпоративного акта и обязательного для третьих лиц, определение механизмов выхода из ситуаций корпоративного "тупика" для обществ, в которых владельцы равных пакетов акций парализуют их деятельность.


5. Обеспечение надежных гарантий прав кредиторов и должников, в том числе определение перечня реальных гарантий прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц и правовые механизмы их реализации, пересмотр института исполнения обязательств, а также определение четкой очередности удовлетворения требований кредиторов.


6. Усиление правового статуса и расширение прав филиалов иностранных коммерческих организаций в Республике Узбекистан.



IV. ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ

И ПРОЦЕДУР РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-

ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОСТРЕБОВАННЫХ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


1. Формирование правовых основ применения информационно-коммуникационных технологий в гражданских правоотношениях, в частности, развитие оборота крипто-активов, включая майнинг, правовое регулирование сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации ("big data"), расширение возможностей по использованию электронной коммерции, осуществлению закупок через электронные площадки.


2. Совершенствование порядка коллективного оспаривания решений, связанных с деятельностью юридических лиц, с предоставлением права участия в оспаривании любым заинтересованным в этом лицам. Введение института фидуциарных обязанностей директора юридического лица.


3. Развитие норм о залоговых отношениях, в том числе путем упрощения порядка оформления мер обеспечения, введения институтов созалогодержателей, залогового агента, факультативного и альтернативного обязательства, закрепления конкретной категории допустимых обеспечительных активов.


4. Введение порядка экстерриториального применения иностранного права на территориях свободных экономических зон и других отдельных территориях Республики Узбекистан.


5. Обеспечение надежной гражданско-правовой защиты изображения лиц, их личных неимущественных прав и других нематериальных благ.



V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


Совершенствование гражданского законодательства, в том числе разработка и принятие в новой редакции Гражданского кодекса Республики Узбекистан, что будет способствовать:

созданию правовых основ дальнейшей либерализации экономики;

сокращению присутствия государства в экономике;

усилению защиты прав собственников и обеспечению приоритетной роли частной собственности в экономике;

улучшению деловой среды и инвестиционного климата;

повышению позиций страны в международных рейтингах;

решению иных задач, определенный в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 апреля 2019 г.
























































Время: 0.0059
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск