ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 6 по 12 апреля 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

        

(за период с 6 по 12 апреля 2019 г.)


Испытания при отборе призывников ужесточили

        

Что изменилось в импорте фармпродукции

         

Модернизацией Ферганского НПЗ займется Индонезийская компания

      

Эффективность работы чиновников Кабмин рассмотрит с выездом на места

             

За лицензией - в Агентство по развитию фармотрасли

          

C 10 апреля - на авто "днем с огнем"

          

Работа с проектами НПА - в электронном формате

      

В Андижане откроется зарубежный вуз

          

Статистика станет прозрачнее

        

Питание СГБ на аутсорсинг: как это будет

          

Школьники смогут учиться по альтернативным учебникам

         

Импорт автошин: минимум 3$ за штуку

         

Частные предприятия снова "под вопросом"

        

Регистрировать недвижимость станет еще проще

       

Что считается "незавершенкой"

        

Как оборудуются кабинеты психиатров частных клиник

         

Невестка и зять - члены семьи собственника жилья



Постановлением Кабинета Министров от 09.04.2019 г. N 291 утвержден обновленный порядок отбора призывников для прохождения срочной военной службы и привлечения к подготовке по военно-техническим специальностям.


Отбор проводится за год перед призывным с 10 августа до 10 февраля (ранее - с 25 сентября по 15 января). К отбору привлекаются лица, годные по состоянию здоровья к несению военной службы, не имеющие права на отсрочку и освобождение от призыва.

Организацией и проведением отбора займется специальный совет из числа представителей районных отделов народного образования, Фонда "Нуроний", территориального совета Союза молодежи, ОВД и др. Возглавит его первый заместитель председателя районного совета по координации деятельности органов самоуправления граждан. В состав также войдут представители из числа родителей призывников. Остальные родители смогут непосредственно наблюдать за процессом отбора, что обеспечит его прозрачность.



Отбор будет состоять из 3-х испытаний


Призывникам предстоит пройти 3 этапа отбора:

1) оценку общефизической подготовки (сдача нормативов);

2) проведение профессионального отбора - для оценки уровня знаний и интеллектуальных способностей;

3) индивидуальное собеседование - для выявления знаний призывника по истории Узбекистана, жизнедеятельности Амира Темура и других великих предков.

Ранее, напомним, сдавались нормативы и проводилось письменное тестирование.

Нормативы для оценки общефизической подготовки остались прежние: подтягивание на турнике, бег на 100 и 3 000 метров. В то же время критерии оценки несколько ужесточили.

       

        

  

Подтягивание на турнике

    

     

Бег на 100 метров

     

    

Бег на 3 000 метров

     

    

Оценки

     

     

"5"

     

     

"4"

     

    

"3"

     

   

"2"

   

     

"5"

   

     

"4"

   

      

"3"

   

   

"2"

     

    

"5"

     

    

"4"

      

    

"3"

     

   

"2"

     

12

и более раз


10-11

раз


8-9

раз


1-7

раз


14,0 сек.

и менее


14,1-14,4

сек.


14,5-15,0

сек.


Больше 15,0

сек.


В течение

12, 40 мин.


От 12,40

до 13,20 мин.


От 13, 20

до 14,0 мин.


Больше

14,0 мин.


       

       

Получивший хотя бы одну оценку "2" считается не сдавшим нормативы и к следующему этапу отбора уже не допускается.

В ходе профессионального отбора призывники на компьютере отвечают на вопросы, составленные по программам общего среднего, среднего специального или профессионального образования. В кабинете организуют видеонаблюдение, через которое родители будут смотреть за происходящим.

Призывникам предоставят 60 вопросов и 1 час 30 минут на ответы (ранее - 1 ч.. 50 мин.). Оценка будет зависеть от количества правильных ответов:

q 56-60 - 5 (отлично);

q 51-55 - 4 (хорошо);

q 46-50 - 3 (удовлетворительно);

q 45 и менее - 2 (неудовлетворительно).

Итоговые оценки выведут на экран для наблюдающих родителей. Получивших оценку "2" к индивидуальным собеседованиям не допустят.

В ходе индивидуального собеседования с призывником выявляют его интересы, положение в обществе и махалле, репутацию, поведение, знания по истории.

По итогам всех испытаний призывник рекомендуется (не рекомендуется) к прохождению срочной военной службы или привлечению к подготовке по военно-техническим специальностям. На основании этого районные призывные комиссии выносят соответствующие решения.


Напомним, начиная с этого года, ежегодный призыв на срочную военную службу граждан Узбекистана проводится в марте-апреле (Постановление Президента РУз от 22.02.2019 г. N ПП-4203).


* * *



Принят Указ Президента от 10.04.2019 г. N УП-5707 "О дальнейших мерах по ускоренному развитию фармацевтической отрасли республики в 2019-2021 годах".


Документ отчасти коснулся импорта фармацевтической продукции.

Во-первых, Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 25.02.2011 г. N 49), которые выпускаются в Узбекистане, будет составлять Агентство по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения, а утверждать - Кабинет Министров. Ранее Правительство корректировало Перечень по предложению специальной рабочей группы во главе с заместителем Премьер-министра.


Напомним, для защиты отечественных производителей на товары из Перечня не действует льгота в виде освобождения от импортного НДС (пункт 6 статьи 211 НК). Иностранная продукция дорожает на рынке Узбекистана из-за НДС и становится менее конкурентоспособной в сравнении с отечественной.


При этом уточнено, что льгота не будет действовать при импорте и готовой продукции, и продукции "in bulk" - лекарственные средства и изделия медназначения, полностью произведенные за рубежом, кроме стадий расфасовки, упаковки и маркировки. Это вносит ясность в механизм, по которому при наличии зарегистрированной аналогичной отечественной продукции с 15.04.2018 г. при импорте "in bulk" продукции не применяется льгота по НДС (абзац второй пункта 6 Постановления Президента РУз от 23.01.2018 г. N ПП-3489).

Отметим, чтобы данный механизм не давал сбои в Перечень фармпродукции, облагаемой импортным НДС, должны войти только лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые производятся по полному или неполному технологическому циклу.

Например, в Узбекистане выпускают лидокаин в виде 2-процентного раствора для инъекций. Готовый препарат входит в Перечень продукции, на которую не распространяется льгота по НДС (пункт 15). Вместе с тем, тот же лидокаин 2% в ампулах в форме "in bulk" считается сырьем для отечественного производства и освобожден от импортного НДС уже по другому Перечню (пункты 1479 и 1480). Налицо путаница. Если перечни не пересмотрят в ближайшем будущем, в результате нововведения при ввозе лидокаина "in bulk" придется платить НДС. А установлено ли точно, что производимый в стране лидокаин не выпускается путем простой упаковки и маркировки иностранной "in bulk" продукции? Такие "накладки" не единичны.

Поэтому Агентству по развитию фармацевтической отрасли предоставлено право самостоятельно утверждать Перечень освобождаемого от НДС сырья, которое предназначено для отечественного производства и аптечного изготовления лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Список будет обновляться не менее 2-х раз в год и размещаться на сайтах Агентства и ГТК. Действующий список принят совместным постановлением Минэкономики, Минфина, МВЭСИТ, ГТК и Минздрава.

Во-вторых, увеличен сбор за таможенное оформление импортных лекарственных средств (за исключением лекарственных субстанций) и изделий медицинского назначения в таможенный режим "Выпуск в свободное обращение (импорт)". Он составит 1,2% от таможенной стоимости. Старая ставка составляла 0,2%, но не менее 25 и не более 3 000 долл. США (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз N 204 от 30.04.1999 г.).

В-третьих, до 1 января 2021 года от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) освобождены технологическое и лабораторное оборудование, комплектующие и запасные части к ним, "чистые комнаты", сэндвич-панели и вентиляционные системы для фармацевтических производственных помещений, а также сырье и материалы, не производимые в республике, используемые для содержания лабораторных животных, доклинических исследований, производства лекарственных средств (в т.ч. внутриаптечного изготовления), изделий медицинского назначения и упаковочных материалов по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров. К не уплачиваемым таможенным платежам здесь относятся импортный НДС, акцизный налог, а также импортная таможенная пошлина. Льготный ввоз товаров разрешен производителям фармацевтической продукции, профильным научно-исследовательским институтам и высшими учебными заведениями для собственных нужд, а также предприятиям, занимающимся оптовой и розничной реализацией фармацевтической продукции для внутриаптечного изготовления.


* * *



Принято Постановление Президента от 10.04.2019 г. N ПП-4275 "О мерах по модернизации Ферганского нефтеперерабатывающего завода с привлечением прямых иностранных инвестиций".


Агентству по управлению государственными активами передается 100% доли АО "Узнефтепродукт" в уставном капитале ФНПЗ за счет уменьшения госдоли в уставном капитале АО "Узнефтепродукт" и АО "Узбекнефтегаз" на сумму балансовой стоимости передаваемой доли соответственно.

Компания "РТ Trans Asia Resources" (Индонезия) в соответствии с достигнутой договоренностью возьмет на себя реализацию инвестиционного проекта по модернизации и дозагрузке ФНПЗ с привлечением прямых иностранных инвестиций. Для этого намечено создать консорциум из числа ведущих международных компаний для владения и эксплуатации ФНПЗ с обеспечением загрузки его мощностей.

До 1 апреля 2021 года от таможенных платежей (кроме НДС и таможенных сборов) освободили оборудование, технику, машину и механизмы, комплектующие изделия и узлы, запчасти, стройматериалы, инструменты, технологическую оснастку, приборы, программное обеспечение, техдокументацию и расходные материалы, не производимые в Узбекистане, ввозимые ФНПЗ для собственных нужд, по перечням, формируемым в установленном порядке.


* * *



Утверждено Положение о порядке проведения тематических выездных заседаний Кабинета Министров в регионах (Постановление Кабинета Министров РУз от 10.04.2019 г. N 295).


Документ принят во исполнение Указа Президента от 28.01.2019 г. N УП-5644 и Постановления Президента от 28.01.2019 г. N ПП-4136.

Определено, что тематические выездные заседания Кабинета Министров в регионах (далее - выездные заседания) являются формой организации деятельности Правительства по изучению на местах эффективности хода реализации осуществляемых реформ в конкретных сферах и направлениях.

В числе приоритетных задач выездных заседаний:

q оценка деятельности руководителей территориальных подразделений органов государственного и хозяйственного управления, других органов исполнительной власти на местах, а также хокимов всех уровней, рассмотрение вопросов их персональной ответственности за эффективное и результативное исполнение возложенных на них задач и функций, а также за достижение целевых задач, указанных в основных критериях оценки эффективности деятельности и достижения целевых задач министерствами, госкомитетами и другими органами госуправления;

q разработка предложений по важнейшим приоритетам, обеспечивающим экономическую стабильность регионов, дальнейшему углублению реформ в конкретных отраслях и сферах экономики, улучшению экономических показателей регионов.

Выездные заседания проводятся на системной основе, как правило, ежеквартально. Даты и мероприятия по их подготовке (план-график) утверждаются Президиумом Кабинета Министров. Выездные заседания при необходимости могут быть проведены в форме видеоселекторного совещания.

Обсуждение вопросов на выездных заседаниях будут проходить, как правило, открыто и гласно. Для освещения выездных заседаний в СМИ будут приглашаться журналисты.

Решения принимаются большинством голосов членов Кабинета Министров и оформляются в виде протокола.

Контроль за исполнением решений, принятых по итогам выездных заседаний, осуществляется аппаратом Кабинета Министров.


* * *



Указом Президента от 10.04.2019 г. N УП-5707 утверждены меры по ускоренному развитию фармацевтической отрасли республики в 2019-2021 годах.


Во-первых, теперь лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, кроме розничной реализации лекарственных средств и изделий медназначения, будет выдавать не Минздрав, а Агентство по развитию фармацевтической отрасли при этом же ведомстве (далее - Агентство). Ранее выданные лицензии действительны до истечения срока их действия.

Также Агентству переданы функции Минздрава по надзору за производством, изготовлением и оптовой реализацией лекарственных средств и изделий медназначения (далее - лекарства). А ГУП "O'zmedimpeks" перешло в структуру Минздрава.

Агентству определены новые задачи, одна из которых - государственное регулирование фармацевтической отрасли, в том числе путем государственной регистрации, стандартизации, сертификации, технического регулирования фармацевтической продукции.

Во-вторых, в период с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в качестве эксперимента при государственных закупках лекарств госзаказчик будет отклонять все заявки о поставке импортных лекарств, если имеются два и более участника - отечественных производителя аналогичной продукции (по международному непатентованному наименованию).

В-третьих, продление срока действия госрегистрации лекарств, производимых на основе "in bulk" продукции (полностью произведенной за рубежом, кроме стадий расфасовки, упаковки и маркировки), а также их повторная госрегистрация осуществляются только при отсутствии производимой аналогичной отечественной продукции в достаточных для внутреннего рынка объемах.

В-четвертых, Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров предоставит поручительства отечественным производителям лекарств по кредитам коммерческих банков в размере до 50% включительно от суммы кредита, но не более 10 млрд сумов.

В-пятых, к 1 января 2022 года подлежат обязательной сертификации на соответствие национальным требованиям:

q надлежащей лабораторной практики (GLP) - все лаборатории по проведению доклинических исследований фармпродукции;

q надлежащей клинической практики (GCP) - все клинические базы Минздрава по проведению клинических исследований;

q надлежащей производственной практики (GMP) - все отечественные производители лекарственных средств;

q надлежащей дистрибьюторской практики - все предприятия, занимающиеся оптовой реализацией фармпродукции.

В-шестых, при Агентстве создается Фонд поддержки и развития фармацевтической отрасли без образования юридического лица. Его средства пойдут на:

q предоставление грантов научно-исследовательским институтам при Агентстве и отечественным производителям для научных разработок по созданию новых видов фармпродукции;

q покрытие затрат отечественных производителей на проведение доклинических и клинических исследований ранее не производимых в республике новых видов фармпродукции в размере 100 МРЗП;

q возмещение 50% затрат отечественных производителей на регистрацию фармпродукции в уполномоченных органах зарубежных стран после представления документа, подтверждающего регистрацию;

q возмещение процентных расходов отечественных производителей в течение 2 лет по кредитам, не превышающим в экв. 1 млн долл. США, привлекаемым для производства ранее не производимых в стране лекарств и др.

В-седьмых, утвержден Перечень групп лекарственных средств с локализацией их производства на территории республики в 2019-2021 годах. Содержит 10 наименований, среди которых антибиотики, противовирусные, иммунобиологические средства и пр.

В-восьмых, утверждена "Дорожная карта" по ускоренному развитию фармацевтической отрасли республики на 2019-2021 годы.

В-девятых, в стране будет создан филиал ведущего зарубежного вуза по подготовке специалистов фармотрасли. Соответствующие предложения внесут в Кабинет Министров в 3-месячный срок.


* * *



В Правила дорожного движения (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 24.12.2015 г. N 370) внесли поправки (Постановление Кабинета Министров РУз от 09.04.2019 г. N 292).


Их суть заключается в следующем:

q во-первых, уточнено, что при остановке на запрещающем сигнале светофора или регулировщика самая передняя точка транспортного средства не должна находиться над стоп-линией;

q во-вторых, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и г. Ташкента вправе по согласованию с ГСБДД понижать скоростной режим (с установкой соответствующих дорожных знаков) на отдельных участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью;


Напомним, в населенных пунктах разрешенная скорость - не более 70 км/ч, а в жилых зонах и прилегающих территориях (участок земли между домовыми постройками) - не более 30 км/ч.


q в-третьих, на левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с односторонним движением, имеющим две полосы движения (ранее - с одной полосой движения для каждого направления и на дорогах с односторонним движением) без трамвайных путей посередине;


Напомним, по общему правилу остановка и стоянка разрешаются как можно правее на обочине, а при ее отсутствии - у края проезжей части и в исключительных случаях - на тротуаре.


q в-четвертых, уточнено, что стоящие на проезжей части в один ряд авто должны располагаться параллельно к краю проезжей части;

q в-пятых, введен приоритет транспортных средств, движущихся на перекрестке с круговым движением, по отношению к выезжающим на перекресток;

q в-шестых,  теперь на всех движущихся транспортных средствах в светлое время суток должен быть включен ближний свет фар или дневные ходовые огни;


Напомним, ранее включенный ближний свет был обязателен:

q при движении в составе организованной транспортной колонны;

q на автобусах и маршрутных транспортных средствах, перевозящих пассажиров;

q при организованной перевозке группы детей;

q при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

q при буксировке механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве);

q на мотоциклах и мопедах.


q в-седьмых, перевозимые стройматериалы, сельхозпродукция, промышленные и продтовары, а также другие сыпучие грузы на открытых грузовых платформах автотранспортных средств (кроме горячего асфальта, крупногабаритных и тяжеловесных грузов) обязательно накрываются брезентом или другим плотным материалом;

q в-восьмых, скорректированы габаритные параметры транспортных средств для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов, которые требуют согласования с ГСБДД. Непосредственно изменения коснулись длины: для одиночных транспортных средств установлено 12 м, для прицепов - 12 м, автопоездов с полуприцепом - 20 м, автопоездов с прицепом - 20 м. Количество прицепов в автопоезде больше не имеет значения (ранее для автопоездов с 2 и более прицепами действовала норма - 24 м);

q в-девятых, запрещено водить велосипед и мопед, не держась за руль;

q в-десятых, появилось 23 новых дорожных знака и 5 видов горизонтальной разметки.


* * *



Внедряется Единая электронная система разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов (Постановление Кабинета Министров РУз от 08.04.2019 г. N 284).


Напомним, разработка системы предусмотрена Указом Президента от 08.08.2018 г. N УП-5505 "Об утверждении Концепции совершенствования нормотворческой деятельности".


Она уже создана и тестируется в пилотном режиме с начала года. Ее преимущества - в оперативном взаимодействии различных органов в процессе рассмотрения, согласования (визирования), общественного и профессионального обсуждения проектов, обеспечении прозрачности, системности и последовательности в работе с ними. Но ряд причин (недостаточный уровень навыков работы в Системе, отсутствие у некоторых руководителей ЭЦП и т.д.) пока препятствует полноценному запуску.

Поэтому утвержден следующий график:

q с 1 мая до 1 июля 2019 года - пилотное функционирование Единой электронной системы. В этот период разработка и согласование (визирование) проектов законов, актов Президента и Правительства, внесение их в Кабинет Министров допускается в бумажном виде либо в электронном - посредством Системы;

q с 1 июля до 1 октября 2019 года - пилотное функционирование в аппарате Кабинета Министров. Разработанные и согласованные (завизированные) документы вносятся в Кабинет Министров уже преимущественно в электронном виде посредством Системы;

q с 1 октября 2019 года и в последующем - внесение разработанных и согласованных проектов НПА в Кабинет Министров и Администрацию Президента исключительно в электронном виде посредством Системы.

Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования Системы создана постоянно действующая Координационная группа. До 1 октября ответственный орган в этом процессе -  Мининфоком, а с 1 октября - Минюст, которому передадут Систему на безвозмездной основе.

Руководителей и ответственных лиц Администрации Президента, Кабинета Министров, министерств, ведомств, органов исполнительной власти на местах, других госорганов и организаций обеспечат ЭЦП. По графикам будут проводить ознакомительные семинары по разъяснению сути и порядка работы в Единой электронной системе.

До 1 июля должны проработать дополнительный функционал Системы - окончательную совместную доработку проекта с учетом представленных замечаний и предложений.


* * *



Принято Постановление Президента от 10.04.2019 г. N ПП-4278 "О создании Университета Шарда в Узбекистане". Об этом сообщается в Telegram-канале Министерства юстиции.

Обучение в Университете начинается с 2019/2020 учебного года по учебным планам, разработанным на основе программ Университета Шарда (Республика Индия), с учетом требований образовательных госстандартов Узбекистана.

В вузе будут готовить специалистов в сферах:

q электроинженерии;

q информационных технологий и кибербезопасности;

q обслуживания компьютерных систем;

q электроники;

q коммуникационного инжиниринга;

q бизнес-менеджмента и др.

Требования, порядок и сроки приема абитуриентов и аттестации выпускников определяются учредителем - образовательным трастом "Sharda Educational Trust".

Обучать будут на английском, узбекском и русском языках, по очной форме, на платно-контрактной основе и по образовательным грантам, предоставляемым юрлицами - потенциальными работодателями выпускников, а также за счет благотворительных пожертвований, выделяемых на обучение молодежи, в первую очередь из регионов страны.

Для преподавания и организации учебного процесса привлекается иностранный профессорско-преподавательский персонал.

Диплом Университета признается документом о высшем образовании в Узбекистане и Индии.


* * *



Опубликовано Постановление Президента от 09.04.2019 г. N ПП-4273 "О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления, а также повышению статистического потенциала страны".


Документ направлен на укрепление имиджа и инвестиционной привлекательности страны, повышение уровня доступности открытых данных, доведения механизмов информирования граждан до международного уровня.

Для этого Государственный комитет по статистике (далее - Госкомстат) определен координатором госорганов и организаций по ведению и обновлению открытых данных (далее - Перечень) и их своевременному отражению на Портале открытых данных (далее - Портал) при Правительственном портале.

Информация на узбекском, русском и английском языках публикуется исключительно вышестоящими структурами госорганов и организаций республиканского уровня, в том числе Советом Министров Каракалпакстана, хокимиятами областей и г. Ташкента. В госорганах и организациях готовить и размещать информацию на Портале будут спецподразделения, ответственные за работу с международными рейтингами и внедрение системы "Электронное правительство".

Для осуществления деятельности по развитию Портала Госкомстату предоставляется право:

q доступа к данным и их источникам, в том числе локальным и иным актам, регулирующим правоотношения в сфере формирования данных и доступа к ним;

q получения на безвозмездной основе консультативного содействия от госорганов и организаций по вопросам развития Портала, а также касающимся публикуемых данных;

q привлечения на договорной основе экспертов, консультантов и организаций (включая зарубежные);

q привлечения средств международных финансовых институтов, стран-доноров, грантов на совершенствование Портала, проведения оценки деятельности госорганов и организаций в области открытых данных.

Принятым документом утверждены:

q Целевые показатели улучшения рейтинга Узбекистана в ежегодном отчете Всемирного банка по индексу статистического потенциала;

q Комплекс мероприятий по совершенствованию Портала;

q "Дорожная карта" по обеспечению участия Узбекистана с 2020 года в Индексе бюджетной открытости Международного бюджетного сообщества;

q ряд других мер, направленных на соответствие открытости данных требованиям "Глобального индекса открытых данных" и "Барометра открытых данных".

Поручено разработать "Дорожную карту" по созданию государственной системы управления данными, предусматривающую интеграцию всех видов отчетности и баз данных, с формированием единого реестра набора данных и их владельцев.

Также примут План мер по обеспечению участия Узбекистана с 2020 года в международных рейтингах "Глобальный индекс открытых данных" и "Барометр открытых данных", а на основе Модели зрелости открытых данных ("Open Data Maturity Model") - разработают механизм оценки деятельности госорганов в области открытых данных с ежеквартальной публикацией результатов на Портале.

В 2020-2021 годах в Узбекистане намечается мультииндикаторное кластерное обследование совместно с ЮНИСЕФ.

Документом поручено разработать:

q проект закона, предусматривающий административную ответственность за нарушение порядка публикации и обновления информации на Портале, ужесточение мер ответственности должностных лиц госорганов за предоставление недостоверной статотчетности (до 01.07.2019 г.);

q проект Закона "Об официальной статистике" с учетом передового зарубежного опыта (до 01.12.2019 г.);

q проект закона в сфере распространения информации, предусматривающий унификацию норм Законов "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления", "О гарантиях и свободе доступа к информации" и "О принципах и гарантиях свободы информации", а также иных нормативно-правовых актов, касающихся распространения информации (до 01.10.2019 г.).


* * *



Утверждено Положение о порядке оказания аутсорсинговых услуг по организации питания личного состава в подразделениях и органах Службы государственной безопасности Республики Узбекистан (Постановление Кабинета Министров от 06.04.2019 г. N 282).


Напомним, поэтапное внедрение механизмов государственно-частного партнерства в сферу организации питания личного состава подразделений СГБ на условиях аутсорсинга предусмотрено Постановлением Кабинета Министров от 26.04.2018 г. N 302.



Отбор проведут региональные власти


Отбирать аутсорсеров будет Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей и города Ташкента путем изучения претендентов и отбора наилучших предложений. Предпочтение - претендентам со значительным опытом работы в сфере общественного питания, соответствующей финансовой, материально-технической и логистической базой, готовым инициативно улучшать состояние столовых.

Решение по результатам отбора оформляется протоколом, который в 1-дневный срок направляется соответствующим подразделениям и органам СГБ для заключения договора на оказание аутсорсинговых услуг (актом утверждена типовая форма). Договоры заключаются на календарный год.



Взаиморасчеты, цены и контроль


Действует строгий механизм ценообразования и расчетов с аутсорсерами:

q сумма договора определяется по расчету стоимости общевойскового пайка с указанием количества питающихся, норм продовольственных пайков, стоимости продуктов питания на  одного питающегося и общей стоимости с разбивкой по месяцам;

q стоимость продуктов питания определяется на основании протокольного решения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, утверждаемого по результатам ежемесячного изучения среднерыночных показателей цен на продукты питания в соответствующем регионе. Аутсорсерам могут передаваться на давальческой основе или реализовываться продукты питания, полученные из государственного стратегического резерва, и сельхозпродукция, произведенная и выращенная подсобными хозяйствами подразделений и органов СГБ. Их стоимость определяется по фактическим ценам закупки с учетом возмещения транспортных расходов;

q взаиморасчеты осуществляются согласно условиям договора по фактически оказанным услугам и приготовленным блюдам согласно меню-раскладки. Предоплата - 15% от общей суммы за соответствующий месяц вносится согласно графику оказания услуг в первые 10 банковских дней наступившего месяца, оставшаяся сумма оплачивается после фактического оказания услуг;

q аутсорсер ежемесячно до 5 числа представляет подразделению (органу) СГБ счет-фактуру за фактически оказанные услуги за истекший месяц для осуществления взаиморасчетов. Стоимость оказанных услуг устанавливается исходя из фактических цен закупки продовольствия (но не выше среднерыночных цен по местам дислокации подразделений) с учетом процентной наценки до 20%, включающей все расходы аутсорсера, в т.ч. зарплату персонала, налоги, транспортные расходы и др.

Аутсорсеры могут содержать при общепитах торговые точки для реализации товаров народного потребления и продуктов личному составу, на закрытых объектах (территориях), без дополнительных разрешительных документов, с предельной торговой наценкой до 20%.

Документом также определены режим и планирование питания, контроль за организацией питания и требования к качеству продовольствия, организация работы в столовой и соблюдение санитарных норм.


* * *



Поэтапный переход к системе создания и использования таких учебников для общеобразовательных школ предусмотрен Постановлением Кабинета Министров от 05.04.2019 г. N 281.


Утверждено Положение, регламентирующее механизм создания альтернативных учебников и учебно-методических пособий, проведения их экспертизы и испытаний, утверждения и внедрения в практику. Практические испытания начнутся с 2020-2021 учебного года.

Альтернативные учебники можно будет использовать наряду с основными, рекомендуемыми Министерством народного образования, отдельно или в дополнительном порядке.



Кто может участвовать в создании

альтернативных учебников


Министерство за год вперед размещает в СМИ и на своем веб-сайте перечень предлагаемых к разработке альтернативных учебников, рекомендуемых на следующие учебные годы, а также требования к ним и сроки сдачи готовых макетов.

Участвовать в подготовке учебников могут государственные и негосударственные организации (в т.ч. иностранные), издательства и типографии, студии дизайна и другие организации (творческие коллективы). Для этого необходимо подать официальную заявку в рабочий орган Координационного совета Республиканского образовательного центра и в установленные сроки сдать оригинальный макет учебника в печатном (книга) или электронном виде.

Представленные макеты передаются созданной при МНО экспертной группе. В течение 2 месяцев проводится их экспертиза на основании утверждаемых Министерством критериев и выносится соответствующее заключение.



Испытывать будут наилучшие варианты


Тестировать в школах будут наиболее высоко оцененные макеты альтернативных учебников в течение одного учебного года. Перечень испытуемых школ утвердит Координационный совет. 

Наряду с проведением испытаний, макеты представят на широкое обсуждение общественности по вопросу их содержания и дизайна. Мнения и предложения будут собирать в онлайн-режиме на официальном веб-сайте МНО.

По обобщенным итогам испытаний и общественного обсуждения учебники внесут для утверждения в Координационный совет. Набравшие более 95% от максимального балла рекомендуют к использованию в школах на добровольной основе наряду с основными арендуемыми учебниками.

Обеспечение школ альтернативными книгами будет производиться за счет родителей учеников, педагогических коллективов, благотворительных пожертвований и других, не запрещенных источников.


* * *



Постановлением Президента РУз от 03.04.2019 г. N ПП-4265 внесли соответствующие изменения в Ставки импортных таможенных пошлин (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 29.06.2018 г. N ПП-3818).


Прежде всего, напомним, что ставки таможенных платежей бывают трех видов:

q адвалорная - начисляется в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара;

q специфическая - начисляется в установленном размере за единицу облагаемого товара;

q комбинированная - сочетает адвалорную и специфическую виды ставок.

В действующих ставках произошли изменения: по двум позициям, где ранее применялись адвалорные ставки, введены комбинированные.

      

       

  

Код

ТН ВЭД 2017

     

    

Наименование

товара

    

   

Ставка импортной

таможенной пошлины

    

    

до 04.04.2019 г.

     

    

с 04.04.2019 г.

     

4011

Шины и покрышки пневматические резиновые новые*

        

10%

10%, но не менее

3 долл. США за шт.


4012

Шины и покрышки пневматические резиновые, восстановленные или бывшие в употреблении; шины и покрышки массивные или полупневматические, шинные протекторы и ободные ленты, резиновые

      

20%

20%, но не менее

3 долл. США за шт.


      

      

*) Примечание.

Кроме 4011 80 000 0 "Шины новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности", по которым ставка - 0.


Таким образом, суть изменений в введении нижнего предела суммы импортной таможенной пошлины. Он определяется умножением 3 долл. США на количество единиц импортируемого товара. Далее все просто: рассчитывается каждый из компонентов комбинированной ставки в отдельности (адвалорная и специфическая ставки) и уплачивается наибольший из них.

Следовательно, подлежащая уплате пошлина при импорте новых автошин стоимостью ниже 30 долл. США за шт. или восстановленных (б/у) - ниже 15 долл. США за шт. стала выше.


Условный пример: сумма таможенной пошлины с комплекта новых автомобильных шин (4 шт.) стоимостью 100 долл. США, т.е. по 25 долл. США за шт., до изменений составляла 10 долл. США (100 долл. США х 10%). После изменений при аналогичном количестве и стоимости она составляет уже 12 долл. США (100 долл. США х 10%, но не менее 3 долл. США х 4 шт.).


* * *



Стартовала подготовка новой редакции Гражданского кодекса. В планах - оптимизировать организационно-правовые формы юрлиц, повысить эффективность корпоративного управления, дополнить Кодекс новыми видами договоров и т.д.


Принято распоряжение Президента от 05.04.2019 г. N Р-5464 "О мерах по совершенствованию гражданского законодательства Республики Узбекистан". Глава государства поручил за год разработать новую редакцию Гражданского кодекса и внести ее в Правительство до 01.04.2020 г.

Гражданский кодекс - ключевой нормативно-правовой акт, который регулирует экономические отношения. Действующая редакция принята 23 года назад (в 1995-1996 годах) и во многом отстала от современных требований.

Главные направления предстоящей работы обозначены в Концепции совершенствования гражданского законодательства.

Например, планируется устранить пробелы в правовом регулировании договора государственно-частного партнерства, дилерского договора, а также вопросов долевого строительства, кластерного производства, электронной коммерции, оборота крипто-валюты, приватизации земельных участков и права собственности на них.

Особое внимание - корпоративным отношениям. Введут институт фидуциарных обязанностей директора юридического лица. Иными словами - это правила о преданности руководства компании интересам учредителей (акционеров), добросовестности его работы, а также ответственности за нарушение таких норм.  В теории фидуциарные обязанности директора являются инструментом, при помощи которого акционеры с малой долей акций могут следить за работой руководителей компании путем подачи иска в суд на их действия и решения, которые нарушают фидуциарные обязанности.

Кроме того, поднят вопрос о частных и унитарных предприятиях. Отмечено, что они не могут привлекать инвестиции, потому что в этих организационно-правовых формах допускается только один собственник (учредитель). Кроме того, частные и унитарные предприятия во многом схожи между собой и работают на основе смеси правил, заимствованных из других форм. Похожие друг на друга и не получившие распространения в рыночных отношениях виды юридических лиц предложено упразднить.


Напомним, что целесообразность сохранения частных предприятий обсуждалась в рамках налоговой реформы. Планировалось отменить налоговую льготу по дивидендам для частных и семейных предприятий, а также фермерских хозяйств (статья 22 НК). Но в декабре 2018 года Парламент отказался это сделать. Однако после выборов в декабре 2019 года состав Олий Мажлиса и Кабинета Министров может измениться и предсказать позицию депутатов и Правительства по этому вопросу сложно.


* * *



Подписано Постановление Президента от 05.04.2019 г. N ПП-4270 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество".


Напомним, порядок государственной регистрации прав на недвижимость не так давно претерпел изменения. Однако реформирование системы решено продолжить, повышая качество, оперативность и прозрачность этой госуслуги. В этой связи принятый документ содержит целый комплекс мер.


Во-первых, выписки из Государственного реестра прав на объекты недвижимости (далее - Реестр) будут выдавать по принципу "одно окно":

q государственные нотариальные конторы - при удостоверении ими сделок с недвижимым имуществом, за исключением случаев возникновения, перехода, ограничения (обременения) и прекращения прав на часть недвижимого имущества;

q Агентство по управлению государственными активами - при реализации недвижимого имущества (в части государственных активов) через "E-IJRO AUKSION";

q риэлторские организации - при оказании ими риэлторских услуг по нежилому недвижимому имуществу;

q коммерческие банки, участвующие в Программе по строительству доступных жилых домов по обновленным типовым проектам в сельской местности на 2017-2021 годы (утверждена Постановлением Президента от 21.10.2016 г. N ПП-2639) - при оформлении завершенного строительством жилого дома.

Во-вторых, для государственной регистрации права собственности и других вещных прав, осуществляемых на основании сведений Агентства по управлению государственными активами, риэлторских организаций и коммерческих банков, заявление о государственной регистрации прав на объект недвижимости не требуется.

В-третьих, отменяется порядок:

q представления в государственную нотариальную контору справки о составе и принадлежности зданий и сооружений при отчуждении недвижимого имущества путем предоставления доступа к Реестру;

q истребования государственными органами и иными организациями от правообладателей недвижимого имущества проставления надписи (штампа) регистрирующего органа на документе, представленном для государственной регистрации.

В-четвертых, с 1 января 2020 года:

q сведения о праве собственности и других вещных правах на недвижимое имущество, находящееся в Республике Каракалпакстан и областях, возникающих на основании нотариальных действий, вносятся в Реестр нотариусами в виде изменения правообладателя только по итогам составления кадастрового паспорта в электронном виде согласно заявке государственной нотариальной конторы (до удостоверения сделки с недвижимостью) с использованием ИКТ и одновременно выдается выписка из Реестра. В столице этот порядок начнет действовать с 1 сентября 2019 года;

q акт приемки жилого дома и другие необходимые сведения для осуществления государственной регистрации права собственности на построенный жилой дом и ипотеки на основании закона направляются коммерческими банками в филиалы государственных предприятий землеустройства и кадастра недвижимости Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в соответствующих районах (городах) с использованием ИКТ;

q сведения, необходимые для осуществления государственной регистрации прав на объекты недвижимости, возникающих в результате их реализации (в части государственных активов) через "E-IJRO AUKSION" и оказания риэлторских услуг, направляются, соответственно, Агентством по управлению государственными активами и риэлторскими организациями в органы, осуществляющие государственную регистрацию, с использованием ИКТ;

q сведения о новых правообладателях недвижимого имущества после государственной регистрации прав на них направляются, соответственно, государственными нотариальными конторами и органами, осуществляющими государственную регистрацию, в информационные системы коммунальных служб в автоматическом режиме. При этом коммунальные службы не вправе требовать от новых правообладателей недвижимого имущества документы, подтверждающие право на недвижимость;

q отменятся обязанность заемщика по обеспечению государственной регистрации в органах Госкомземгеодезкадастра права собственности на построенный жилой дом и ипотеки на основании закона, а также представлению в банк копии документа о зарегистрированном праве собственности на жилой дом и кредитный договор с проставленным штампом о государственной регистрации ипотеки на основании закона;

q в качестве эксперимента, в Ташкентской области и городе Ташкенте внедряется институт кадастрового инженера по недвижимости, осуществляющего на договорной основе инвентаризацию объектов недвижимости, за исключением первичного кадастрового учета, составление их поэтажных планов, оформление технических планов, а также постановку их на технический учет.  Ими смогут стать лица с высшим образованием по направлению геодезии и земельному кадастру или прошедшие обучение по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений, получившие квалификационный аттестат Госкомземгеодезкадастра. Для получения квалификационного аттестата нужно иметь стаж работы по геодезии и земельному кадастру не менее 1 года и сдать квалификационный экзамен. При осуществлении деятельности кадастрового инженера лицо заключает трудовой договор с риэлторскими организациями.

Уполномоченным министерствам и ведомствам даны организационные поручения, необходимые для полноценной и своевременной реализации перечисленных мер.


* * *



В Градостроительном кодексе закрепили новый порядок исчисления срока, по истечении которого строительный объект признается незавершенным (Закон Республики Узбекистан от 04.04.2019 г. N ЗРУ-533).



Почему это важно?


К частным собственникам незавершенных строительством объектов применяются меры воздействия:

q юридические лица переходят с упрощенного на общеустановленный порядок налогообложения;

q налог на имущество и земельный налог по этим объектам уплачивается в 2-кратном размере, по истечении 6 месяцев - в 5-кратном, по истечении 12 месяцев и в последующем - в 10-кратном размере к установленным ставкам, с приостановлением налоговых льгот и преференций.

Этот порядок закреплен в статьях 269, 269-1, 283, 348 Налогового кодекса и в Постановлении Президента от 04.09.2018 г. N ПП-3928 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования производственных площадей".

Поэтому существенное значение имеет, что понимается под термином "незавершенный строительством объект".



Почему потребовались поправки?


В статье 266 Налогового кодекса указано, что считается объектом незавершенного строительства. Это объекты, строительство которых не завершено:

q в нормативный срок, установленный проектно-сметной документацией на строительство;

q если нормативный срок строительства не установлен, - в течение 24 месяцев начиная с месяца, в котором получено разрешение уполномоченного органа на строительство. 

Если с нормативным сроком все понятно, то вторая часть данной нормы требует корректировки. Дело в том, что с 1 марта 2019 года разрешение на осуществление строительно-монтажных работ отменяется, взамен внедряется механизм уведомления об их начале (Постановление Президента РУз от 05.02.2019 г. N ПП-4160).



Как же считать?


В Градостроительном кодексе определена новая точка начала отсчета, при отсутствии в проектно-сметной документации нормативного срока, - дата начала строительства. По истечении двух лет с этой даты "недострой" считается незавершенным строительством объектом.

Обязанность заказчика предоставлять уполномоченным органам информацию о сроках начала строительства предусмотрена статьей 54 Градостроительного кодекса. По смыслу Постановления Президента РУз от 05.02.2019 г. N ПП-4160 эта информация должна иметь форму уведомления. Значит, исчислять двухлетний срок (при отсутствии нормативного) будут с момента такого уведомления.

Данное правило не распространяется на земельные участки, предоставленные для застройки индивидуальными жилыми домами.



Что еще нужно сделать?


Во-первых, для единообразного толкования терминов Налоговый кодекс необходимо привести в соответствие с Градостроительным кодексом, зафиксировав в нем точкой отсчета срок, по истечении которого объект считается незавершенным (при отсутствии нормативного), дату начала строительства.

Во-вторых, требуется внести поправки в статью 54 Градостроительного кодекса, предусматривающие отмену разрешения на осуществление строительно-монтажных работ и внедрение механизма уведомления об их начале. Самое главное, с точки зрения налоговых последствий, необходимо регламентировать порядок осуществления такого уведомления.


* * *



Приказом министра здравоохранения от 05.04.2019 г. рег. МЮ N 2905-3 утверждены минимальные требования к медицинскому оборудованию, необходимому для осуществления специализаций "Психиатрия" и "Стерилизация медицинских изделий и инструментов".


Они начнут действовать с 6 июля текущего года.


Напомним, минимальные требования к материально-технической базе, оборудованию и иным техническим средствам, в том числе к медицинской технике, необходимым для осуществления соответствующего вида медицинской специализации, обязательны для всех медицинских организаций, работающих на основании лицензии (рег. МЮ N 2905 от 28.07.2017 г.).


Введение списка обязательных к наличию медицинских изделий и оборудования при оказании психиатрической помощи связано с тем, что с 1 мая 2019 года частным медицинским клиникам разрешили диагностировать и лечить отдельные психические расстройства.

Принятым актом установлено, что конкретно должно быть в медицинских клиниках амбулаторного и стационарного типов, проводящих консультацию, диагностику и консервативное лечение психических заболеваний.

       

            

     

Перечень медизделий и оборудования

в амбулаторных клиниках

     

    

Перечень медизделий и оборудования

в стационарных клиниках

       

1) стол для медицинских инструментов;


2) рабочий стол врача;


3) стулья;


4) кушетка;


5) стационарная бактерицидная лампа в процедурных кабинетах;


6) тонометр и фонендоскоп;


7) неврологический молоток;


8) медицинский термометр.

          

1) стол для стерильных мединструментов (не менее 2 шт.);


2) рабочий стол врача;


3) стол для сестринского поста;


4) стулья;


5) кушетка;


6) кровати;


7) стационарная бактерицидная лампа в процедурных кабинетах;


8) передвижная бактерицидная лампа для палат;


9) штатив для капельниц (не менее 2 шт.);


10) тонометр и фонендоскоп;


11) неврологический молоток;


12) медицинский термометр.

          

       

         

Деятельность по стерилизации медизделий

и инструментов - на аутсорсинг


Данный вид специализации теперь могут осуществлять частные медорганизации. Основанием к этому послужило Постановление Президента от 29.12.2017 г. N ПП-3450, которым предусмотрена передача отдельных вспомогательных видов услуг частному сектору здравоохранения на основе ГЧП.

Таким образом, приказом министра здравоохранения рег. МЮ N 2908-2 от 05.04.2019 г. (вступил в силу этим же числом) внесено соответствующее дополнение в Номенклатуру видов медицинских специализаций, по которым осуществляется медицинская деятельность (глава "Направления лечебно-профилактической работы" раздела "Виды узких специализаций") (рег. МЮ N 2908 от 28.07.2017 г.). А вышеуказанным приказом рег. МЮ N 2905-3 установлены минимальные требования к наличию необходимого оборудования в стерилизационных организациях.

* * *



Соответствующие поправки внесли в часть вторую статьи 32 Жилищного кодекса (Закон Республики Узбекистан от 4.04.2019 г. N ЗРУ-533).



Что изменилось?


Членами семьи собственника жилого помещения признаются:

q постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг) и их дети - по закону;

q родители супругов (тесть, теща, свекор, свекровь), а также постоянно проживающие с собственником дети, имеющие свои семьи, - только по взаимному согласию, если ранее они не приобрели это право.

Поправки отнесли ко второй категории супругов детей собственника, постоянно проживающих с ним и имеющих свои семьи. То есть, речь идет о невестках (снохах) и зятьях собственника жилья.



В чем значение данных изменений?


Привести все последствия указанных поправок в виде полного и исчерпывающего перечня практически невозможно. Обратим внимание лишь на следующие аспекты.

Во-первых, это влияет на объем прав и обязанностей указанных лиц. Например, в качестве членов семьи они имеют право:

q пользоваться наравне с собственником помещениями в доме, квартире (если при их вселении не было письменно оговорено иное) и сохраняют это право даже в случае прекращения с ним семейных отношений;

q вселять в предоставленное им собственником жилое помещение своих несовершеннолетних детей и с согласия собственника - других членов своей семьи;

q получить постоянную прописку в Ташкенте и Ташкентской области на жилплощадь своего супруга (супруги) при условии совместного проживания с ним не менее 1 года и т.д.

Во-вторых, влияет на положение всей семьи в целом, например:

q при назначении пособия семьям с детьми, пособия по уходу за ребенком и материальной помощи малообеспеченным семьям - доходы указанных лиц влияют на размер общего совокупного дохода семьи;

q при определении лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - их совместное проживание может привести к несоответствию жилплощади предусмотренной законодательством социальной норме и т.д. (статья 42 ЖК).






















































Время: 0.0461
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск